Категорией отображающей. Категория М в водительских правах: что это

Добрый день, вечер, утро, ночь (нужное подчеркнуть ). Практически каждый человек, даже далёкий от автомобилей, имеет представление о том, что такое водительское удостоверение. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь в настоящее время только в России действует четыре типа водительских прав, причём последняя редакция ещё многим совсем незнакома. Поэтому сегодня я помогу вам разобраться среди многообразия видов основного документа водителя. Это Кулик Илья. Поехали!

Водительское удостоверение (В/У) – это документ, подтверждающий, что его владелец имеет право управлять транспортными средствами (ТС). В народе также часто говорят «водительские права», «права на машину», и просто «права».

Права согласно п. 2.1.1 ПДД должен иметь при себе во время управления ТС каждый водитель и предъявлять их сотрудникам автоинспекции по требованию.

Категории транспортных средств

Различных типов механических транспортных средств великое множество. И, разумеется, каждый из них имеет определённые нюансы в управлении. Поэтому для получения права управлять тем или иным типом ТС необходимо учиться в отдельности.

Но тем, кто овладел вождением и , и легковушек, и автобусов, и грузовиков, было бы весьма неудобно носить с собой несколько разных удостоверений, не так ли? Поэтому права одни, но они дают возможность водить транспорт только тех категорий, которые освоил их владелец.

Кроме того, стаж для каждой категории считается по отдельности начиная с даты сдачи соответствующего экзамена. Поэтому в В/У отмечается, какие именно машины может водить предъявитель документа, и когда он получил это право. Вся информация, касающаяся допуска к управлению различными типами ТС, отображается в таблице на оборотной стороне удостоверения водителя.

Какие бывают категории

Раньше деление выделяли 5 категорий: A, B, C, D, E. В 2011 году сделали 9: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

В настоящее время в России установлено шестнадцать категорий и : , A1, B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, Tm, Tb. Для каждой группы ТС имеется своё схематичное изображение, помогающее не запутаться во всех этих буквах.

Типы водительских удостоверений в России

В настоящее время у водителей России можно встретить три типа водительских прав, все из них являются действующими:

  • Образец №1 – ламинированный бумажный документ размером 74×105 мм, их выдача прекращена в 2011 году, таким образом, после 2021 года они окончательно уйдут в прошлое;
  • Образец №2 – представляет из себя пластиковую карточку, 85×55 мм, выдача также прекращена в 2011 году;
  • Нового образца – имеют пластиковую основу, которая вклеивается между двумя бумажками, снаружи заламинированы. Размер – 85,6×54 мм. Выдача началась в 2011 году, в 2014 году документ несколько видоизменён в связи с введением новых категорий, то есть эта редакция документ имеет две разновидности. О последней из них я сейчас расскажу подробнее, так как в настоящее время выдаются только такие права.

Водительские права нового образца

Современное удостоверение водителя утверждено Приказом МВД №365 от 13.05.09. В 2011, 2014 и 2015 годах этот документ подвергался поправкам. Ключевое отличие водительских прав нового образца от предыдущих состоит в том, что они полностью соответствуют Венской конвенции 1968 года, что позволяет их обладателям управлять транспортом в странах, входящих в эту конвенцию без каких-либо .

Водительское удостоверение образца 2014 года – актуальный на сегодня вариант

Вся информация, содержащаяся в новых правах, присутствует и в старых, основная разница заключается в оформлении.

Внешний вид

Как уже я сказал, документ представляет собой заламинированную бумажную карточку с пластиковой основой. Цвет – голубой плавно переходящий в розовый, слева направо. На обороте – то же самое, только справа налево, имеется защитная фоновая сетка.

Помимо этого, для защиты от подделок применяется:

  • Микротекст ;
  • Скрытые изображения ;
  • Перемена цвета при изменении угла обзора;
  • Светящиеся в ультрафиолетовом излучении серия и номер;
  • Штрих-код с зашифрованной информацией.

Лицевая сторона

На лицевой стороне имеется надпись на русском «Водительское удостоверение» сиреневого цвета. Слева – фотография размером 21×30 мм, под неё выделен раздел 6. Фото изготавливается одновременно с В/У, поэтому заранее фотографироваться при получении прав теперь не надо.

Удостоверение, выдававшееся с 2011 по 2014 год. Основное отличие от последней редакции – в категориях

На фотографии человека изображают строго анфас, без головных уборов (исключение сделано для граждан, не снимающих головные уборы по религиозным причинам). Если водитель постоянно ходит в очках, допустимо сфотографироваться в них, если стёкла не тонированы.

Чуть выше фотографии – знак RUS – при вождении за рубежом это будет указанием на страну выдачи прав. В нижней части документа – стилизованное изображение уходящей вдаль автодороги.

Оборотная сторона

На оборотной стороне видное место (10×42мм) занимает штрих-код, он расположен слева, считается, что он находится в разделе 13. Снизу слева напечатаны , справа по нижнему краю – информация об изготовителе документа.

Оборотная сторона

Основное место занимает таблица, содержащая обозначения категорий транспортных средств, на управление которыми могут быть выданы права, с соответствующими отметками, показывающими конкретные разрешения.

Сведения

На современном удостоверении водителя графы не подписаны, вместо этого стоит только номер раздела. На лицевой стороне их одиннадцать. Всего – шестнадцать. Для удобства поиска, я свёл информацию в таблицу.

Номер раздела Содержание
Лицевая сторона
1 Имя
2 Фамилия, отчество (при наличии)
3 Дата и место рождения
4a Дата выдачи В/У
4b Срок окончания действия прав
4c Код, означающий подразделение ГИБДД, выдавшее документ (первые две цифры – регион, две вторые – номер подразделения)
5 Серия и номер В/У
6 Фотография
7 Личная подпись владельца (оригинал или копия)
8 Место проживания
9 Разрешённые категории
Оборотная сторона
10 (столбец таблицы) Дата открытия категории
11 (столбец таблицы) Дата окончания действия прав
12 (столбец таблицы) Ограничения для категорий
13 Штрих-код
14 Общие ограничения и дополнительная информация

Все записи делаются на русском языке и дублируются на латинице, по желанию получателя прав – в соответствии со сведениями из загранпаспорта. Шрифт дублирующего теста отличается от основного.

Особые отметки

В графе 12 могут ставиться такие обозначения:

  • AT – автоматическая трансмиссия , если владелец сдавал на права на машине с коробкой-автоматом;
  • MS – руль мотоциклетного типа , добавляется к «B1», если открыта «A», но нет «B»;
  • AS – автомобильный тип руля – применяется к «B1», если нет «A», но есть «B»;
  • ML – приписывается к « M » , при наличии медицинских ограничений для этой категории.
  • MC – только с ручным управлением разрешено вождение;
  • AT – если водителю можно ездить только на «автомате» по состоянию здоровья;
  • APS – допускается вождение только автомашин с акустической парковочной системой по медицинским показаниям;
  • GCL – требуются или контактные линзы для управления ТС;
  • HA / CF – необходим слуховой аппарат .

Международные права водителя

Некоторые автолюбители любят не ограничивать себя в свободе передвижения и при пребывании за границей, например, во время отдыха или в командировках. А кому-то приходится водить машины в других странах по долгу службы. Таким людям не обойтись без международного водительского удостоверения.

Международные права являются к , и недействительны без последних. Срок действия их – три года, но они также теряют силу и одновременно с российскими правами, на основании которых они были выданы.

Выглядят права как книжка A6 и содержат информации из национального удостоверения на основные иностранные языки. Учиться, сдавать экзамены и для получения международного удостоверения не требуется.

Когда нужно международное удостоверение водителя

Российские права нового образца позволяют обходиться в и . А вот если у вас пока старое удостоверение, то и в этих странах потребуется международные «корочки».

А в странах, входящих только в Женевскую конвенцию (кроме Японии, там, так же, как и во всех странах, не входящих в упомянутые конвенции, принимаются только свои удостоверения), международные права обязательны.

Временные права

В настоящее время такого документа, как временное разрешение на управление транспортным средством, не существует.

Ведь как было раньше? Времянки выдавали в двух случаях:

  • При совершении грубых правонарушений на дороге;
  • В случае утери оригинальных прав.

С 2013 года механизм наказания водителей при серьёзных нарушениях существенно изменился, и временные права больше не фигурируют в этом процессе. Первая причина выдачи исчезла.

Образец №2

Вторая тоже не заставила себя долго ждать. Обычные права теперь можно получить в отделении ГИБДД за несколько минут, поэтому смысл во времянке потерялся. И в соответствии с Приказом МВД №995, все документы, регулирующие выдачу временных прав, утратили свою силу с 1 сентября 2016 года.

Как получить водительское удостоверение

Права на автомобиль в России выдаёт Госавтоинспекция. Обязательным условием для допуска к управлению транспортными средствами является прохождение специального обучения в .

Но приобретение навыков и знаний, требующихся для водителей, которое обязательно закрепляется документом об окончании учебного учреждения это только полдела. Для получения прав на машину будущим водителям (или, выражаясь официальным языком, кандидатам в водители) необходимо взять особое – подтверждение того, что состояние здоровья позволяет гражданину быть водителем, а также сдать экзамены в ГИБДД:

  • Теоретический – тест на знание ПДД и некоторых других областей, которые могут потребоваться при вождении авто;
  • На площадке – показать базовое умение управлять мотоциклом или автомобилем;
  • В городе – продемонстрировать вождение в условиях реального трафика.

После успешного прохождения всех этапов, новоиспечённый водитель получает водительское удостоверение, подтверждающее его право на управление тем или иным видом транспортных средств.

Со скольких лет выдают права

Управление транспортным средством не только довольно сложное, но и ответственное дело, особенно когда оно связано с перевозкой пассажиров. Поэтому для желающих стать водителями установлены определённые ограничения, минимальный уровень. Права выдадут лицам, имеющим:

  • полных 16 лет – только на категории «M» и «A1»;
  • 18 лет – на транспортные средства «A», «B», «B1», «С», «С1»;
  • 21 год – на «D», «D1», «Tm» и «Tb»;
  • стаж не менее года на соответствующем виде транспорта – для открытия категорий с буквой «E» (например, только после года вождения на «B» можно получить «BE»).

Сдать экзамены на «B» и «С» можно и в 17 лет, но В/У выдадут только после наступления совершеннолетия. Служащие в армии могут сдать экзамен на «D» и «D1» и после 19 лет. Однако права, выданные им в 21 год, будут действовать только в отношении транспортных средств, принадлежащим Вооружённым Силам.

Замена удостоверения водителя

Водительские права имеют ограниченный срок действия – 10 лет с момента выдачи. Причём по истечении этого периода не только теряет силу документ, но и утрачивается право управлять транспортными средствами.

Поэтому каждые 10 лет потребуется обновлять водительские «корочки». К счастью, повторно учиться или сдавать экзамены не нужно. А вот пройти врачей и получить медсправку необходимо.

Образец №1

Основной документ водителя может заменяться и по многим другим причинам: при , краже, прихождении в негодность, из-за изменения фамилии владельца, и даже просто по его собственному желанию. Во всех этих случаях потребуется обращение в Автоинспекцию. Из бумаг обязателен фактически только паспорт.

Но при этом дата окончания действия у новых прав останется такой же, какая была и у заменяемого документа. Впрочем, сделать так, чтобы у нового В/У снова был 10-летний срок «годности», легко, достаточно пройти и предоставить справку установленного образца.

А также заменить права потребуется, если водитель получит право управлять транспортными средствами новых категорий или у него обнаружатся медицинские противопоказания к вождению каких-либо типов ТС.

Проверка водительских удостоверений онлайн

В некоторых случаях бывает необходимо убедиться в подлинности прав на машину, в том, что у их владельца действительно есть разрешение управлять автотранспортом.

Сделать это просто. На официальном сайте ГИБДД работает онлайн-сервис , при помощи которого можно всегда проверить актуальность любых автомобильных прав, в том числе с точки зрения . Информация берётся из баз данных ГАИ, поэтому результат будет точно такой, какой видят инспекторы. Для проверки необходимо знать только номер удостоверения и дату его выдачи.

Подведём итоги

  • Водительские права – основной документ водителя;
  • Госавтоинспекция допускает к вождению и выдаёт В/У;
  • 10 лет – срок действия документа;
  • Права автомобилиста разрешают управлять только указанным в них видом транспорта;
  • Удостоверения нового образца соответствуют европейским нормам и принимаются во многих странах.

Заключение

Уверен, вы даже представить не можете, какие вопросы иногда задают автоинспекторам через онлайн-сервис на сайте ГИБДД. Хотите узнать? Тогда смотрите видео!

На этом всё. Делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на рассылку, если ещё не сделали этого. До новых встреч совсем скоро!

П.С.: На изображениях в статье – Alfa Romeo 147. drive2.ru/r/alfaromeo/832462 – отсюда взял фотографии.

Главный документ любого водителя – это водительское удостоверение. В настоящее время , последняя редакция которого производилась 09.01.2014 года, введен в обращение новый образец документа водителя.

В связи с этим, у людей возникает множество вопросов: какая информация должна отражаться на документе, что означают категории и подкатегории транспортных средств, какие элементы защиты от подделок содержит новое удостоверение и так далее. Ответы на все вопросы можно найти, прочитав статью.

Как выглядит и основные пункты

Водительское удостоверение выполняется на основе пластика. Размер документа полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении и составляет 85,6*54 мм. Углы удостоверения слегка закруглены.

Окрас лицевой стороны документа – плавный переход от голубого цвета к розовому оттенку. Оборотная сторона содержит обратное цветовое исполнение, то есть переход от розового к голубому. На каждую сторона нанесена фоновая сетка, являющаяся защитным знаком.

Согласно приложению 1 указанного выше документа эскиз водительского удостоверения выглядит следующим образом:

На лицевой стороне удостоверения указывается следующая информация (пункты перечня соответствуют пунктам в документе):

  1. Фамилия собственника документа.
  2. Имя и при наличии отчество водителя.
  3. Дата рождения и населенный пункт, в котором родился человек – собственник документа.
  4. Информация об удостоверении:
    • дата выдачи прав;
    • дата окончания срока действия документа;
    • орган, в котором удостоверение было оформлено и выдано. Кроме названия организации, выдавшей документ (обычно это подразделение ГИБДД) указывается и числовое обозначение подразделения, состоящее из 4 цифр.
  5. Номер и серия документа. Эти данные полностью совпадают с цифрами, отраженными в правом нижнем углу на оборотной стороне удостоверения.
  6. Фото собственника. Фото делается непосредственно в отделении автоинспекции, оформляющей документ. Цветная фотография должна иметь размер 21*30 мм. Не допускается размещение фото с закрытым лицом. Если не снимать головной убор требуют религиозные правила, то шапка не должна закрывать лицо. Если человек имеет право управлять автотранспортом исключительно в очках, то фото должно быть сделано в очках.
  7. Подпись собственника. Личная подпись должна быть идентична росписи, поставленной в гражданском паспорте.
  8. Регион постоянного места проживания гражданина.
  9. Доступные категории (включая подкатегории), которые водитель может использовать.
  10. Вверху лицевой части обязательно содержится название документа («Водительское удостоверение»), которое нанесено сиреневой краской. Над фотографией размещен знак России – RUS. В нижней части на главной стороне документа серым цветом нанесено изображение дорожного полотна с линиями разметки.
  11. Все буквенные надписи выполнены на русском языке и продублированы на английском.

Оборотная сторона удостоверения содержит:

  • штрих код размером 10*42 мм, в котором зашифрована вся информация о владельце документа. Это поле предназначено для автоматической проверки удостоверения;
  • серию и номер водительских прав, нанесенных красным цветом;
  • данные изготовителя документа.

В таблице напротив каждой категории указывается:

  1. Дата разрешения управления ТС.
  2. Дата окончания полученного ранее разрешения.
  3. Существующие ограничения на рассматриваемую категорию (подкатегорию).

    Например, расшифровка водительского удостоверения нового образца AS, проставленная напротив категории В1 означает, что человек может эксплуатировать транспортные средства этой подкатегории, оснащенные исключительно автомобильным типом руля.

  4. Строка отсутствует.
  5. Дополнительная информация. В графе может быть указано: общий стаж вождения, номер предыдущего в/у, ограничения, которые распространяются на все категории сразу, дополнительные данные о собственнике документа и так далее.

Категории и подкатегории

Особое место на оборотной стороне удостоверения отводится существующим и открытым категория (и подкатегориям) автотранспортных средств.

С 2018 года для любого водителя доступны следующие категории:

Название категории Описание автотранспортных средств
А Мотоцикл
А1 Так же мотоцикл, но мощность двигателя которого находится в пределах 50 – 125 см³, а максимальный общий параметр не превышает 11кВт
В Автомобили с весом меньше 3,5т. При этом количество мест для пассажиров ограничивается 8. Можно управлять автопоездами с прицепами весом меньше 750 кг
В1 Квадроциклы или трициклы с объемом двигателя свыше 50 см³
С Автомобили, весящие более 3,5т. Включается управление автопоездами, если вес прицепа меньше 750 кг
С1 Автотранспортные средства, вес которых находится в пределах 3,5 – 7,5т
D Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки людей и имеющие более 8 мест для пассажиров. В том числе автопоезда с описываемыми тягачами и прицепными устройствами менее 750 кг
D1 Автотранспортные средства с количеством пассажиров от 8 до 16
BE Автомобили, относящиеся к категории В с прицепными устройствами, превышающими 750 кг
CE Автотранспорт категории С, дополненный прицепом, весом более 750 кг, но меньше 3,5т
C1E Автотранспортные средства, относящиеся к категории С1 и дополненные прицепами. Вес прицепного устройства свыше 750 кг. Общая масса полученного автопоезда должна быть меньше 12 т
DE Транспорт из категории D соединенный с прицепным устройством, находящемся по массе в пределах 750 кг – 3,5 т
D1Е Автотранспортные средства категории D1 с прицепами, вес которых ограничен пределами 750 кг – 12 т
M Скутеры, мопеды, квадроциклы и так далее, с мощностью двигателя меньше 50 см³
Tm Трамвай
Tb Троллейбус

Ограничения по возрасту

Чтобы открыть какую-либо категорию человек должен соответствовать допустимым условиям, касающимся возраста и опыта вождения:

  • и М можно открывать самыми первыми, при достижении 16-ти летнего возраста. Эксплуатировать автотранспорт, относящийся к рассматриваемым категориям так же можно, начиная с 16 лет;
  • открыть категории В и С можно, начиная с 17 лет, но получить документ и доступ к управлению возможно только после достижения совершеннолетия. То есть, в 17 лет можно пройти обучение в автошколе и сдать все части экзамена (теория, площадка, практика), а получить соответствующий документ можно в день исполнения 18-ти лет или несколько позже. Таким способом реализовано право управления автомобилями с 18-ти лет;
  • проходить обучение на категории В1 и С1 , а соответственно и получать права, можно только с 18 лет;
  • чтобы начать обучение на категории D1, D, Tm и Tb требуется достичь возраста в 21 год;
  • требуется иметь стаж вождения соответствующих категорий не менее 1 года. Это единственное условие. Других требований к водителям не имеется.

Расшифровка особых меток в водительском удостоверении нового образца

Многие водители, получившие новые водительские права, обнаруживают в графе 12 особые отметки, выраженные буквами:

  • AS – разрешает вождение транспорта с автомобильной посадкой и рулем автомобильного типа;
  • MS – допускает к управлению автотранспортом с мотоциклетной посадкой и рулем, аналогичным мотоциклетному средству управления.

Если ранее была получена категории В, то при смене документа будет открыта подкатегория В1, но с пометкой AS. При открытии иных категорий указанные пометки не учитываются.

Так же в водительском удостоверении могут присутствовать ограничения и дополнения, оговоренные в строке 14.

К наиболее часто встречающимся относятся:

  1. АТ – водитель имеет право управлять автотранспортом, оснащенным автоматическими коробками передач и не может ездить на транспортных средствах с механикой. Такое ограничение проставляется, если обучение и сдача экзамена проходила на авто с коробкой автомат. При обучении на механике никаких ограничений нет, то есть водитель может эксплуатировать любые автомобили, не зависимо от вида коробки передач.
  2. Дубликат. Отметка присутствует при замене водительского удостоверения из-за утраты или в случае хищения.
  3. Обязательная медицинская справка. Данная отметка означает, что водительские права действительны исключительно при наличии действующей медицинской справки. Такое ограничение может быть установлено в случае проблем со здоровьем, при которых управлять ТС можно, но при этом необходим постоянный контроль.

    Сотрудник автоинспекции при проверке документов имеет право потребовать предъявить ему медицинское заключение, и в случае его отсутствия отстранить водителя от управления.

  4. Очки или линзы. Соответствующий значок указывает на возможность управления автотранспортом только при наличии приспособлений для коррекции зрения. Данное требование основано на заключении окулиста, выявившего отклонения зрения от нормы. Фотография на правах так же должна быть в очках (линзах).
  5. Ручное управление. Отметка в правах ставиться на основании заключения медицинской комиссии, и после переоборудования автомобиля. Необходима для людей, имеющих отклонения здоровья (инвалидов).

Защита от подделки

Удостоверение нового образца содержит ряд знаков, защищающих документ от подделки. К ним относятся:

  • штрих код, содержащий информацию о водителе. Простой набор штрихов, который проставляется на поддельных документах, при обработке сканером не выдает необходимой информации, кодировать которую могут только в автоинспекции;
  • гильоширная сетка на оборотной стороне;
  • использование микротекста;
  • цветовые переходы без резких контрастов и каких-либо линий;
  • наличие скрытых изображений;
  • эффект перемены цвета документа в зависимости от изменения угла обозрения;
  • нанесение серии и номера люминесцентной краской, которая меняется под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Чем документ нового образца отличается от старого

Чем же водительское удостоверение нового образца отличается от старого документа:

Описание Новый документ Старый документ
Размер и форма 85,6*54 мм с закругленными углами
Лицевая сторона Информация представлена на 2-х языках Заполнена только на русском языке (кроме фамилии)
Оборотная сторона Наличие штрих кода Отсутствие кодированной информации
Категории 16 9
Дополнения Введена принципиально новая категория М
Фото Цветное на сером фоне Цветное
Наличие защиты от подделки максимально минимально
Определение типа коробки передач Принципиально. Водитель, обучающийся на автомате, не имеет права управлять механикой Не имеет значения
Особые отметки Обязательно указание очков Как правило, не заполняются

Срок действия водительского удостоверения 10 лет. По окончании периода требуется замена документа.

Если у водителя права старого образца, то их можно использовать вплоть до окончания срока действия без принудительной замены.

Для получения документа нового образца требуется пакет документов, требуемый автоинспекцией, не зависимо какое удостоверение у человека. Открытие категорий в новом документе основывается на допуске к управлению, разрешенному ранее.

Видео: Водительское удостоверение по новым правилам

В автошколе. Самостоятельная подготовка у нас упразднена.

Виды и подвиды

  • М - мопеды (мопедом можно управлять при наличии любой другой категории в правах);
  • А1 - мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров;
  • А - мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 кубических сантиметров;
  • В1 - трициклы и квадрициклы (легкие трех- или четырехколесные автомобили);
  • В - легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. По этой же категории можно управлять и машиной с прицепом , если:
- максимальная масса прицепа не превышает 750 кг;
- если масса прицепа превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса прицепа и автомобиля не должна превышать 3,5 т.
  • ВЕ - легковые автомобили, с тяжелым прицепом (свыше 750 кг и когда общая масса прицепа с автомобилем больше 3,5 т);
  • С - средние грузовые (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т) и большие грузовые автомобили (более 7.5 т). Можно управлять автомобилем с легким прицепом (до 750 кг);
  • СЕ - автомобили категории «С» с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 т;
  • С1 - средние грузовые автомобили (разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т). Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг);
  • С1Е - автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • D - позволяет управлять автомобилями, которые предназначены для перевозки людей и имеют, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест. Можно управлять автомобилем категории D, сцепленным с прицепом, масса которого не превышает 750 кг;
  • - это автомобили категории D, сцепленные с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 3,5 т. Под эту категорию попадают также сочлененные автобусы;
  • D1 - «средний автобус», предназначен для перевозки пассажиров и имеет более 8, но не более 16 пассажирский мест. Помимо этого разрешено использование прицепа, масса которого не превышает 750 кг;
  • D1Е - дает возможность управлять «средним автобусом» с прицепом, масса которого превышает 750 кг, но при этом общая масса транспортного состава не должна превышать 12 т.

Особенности категорий

Для «автобусных» (D1, D) минимальный возраст получения водительского удостоверения - 21 год;

Если вам нужны права «с прицепом» (BE, CE, DE), необходимо иметь опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев;

Открываем новые категории

Во всех перечисленных случаях водителю придется проходить обучение и сдавать экзамены для открытия новой категории или подкатегории водительского удостоверения.

Не забудьте, что в некоторых случаях, как я уже отмечал, требуется достижение определенного возраста и стажа вождения.

Замена прав

Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет с момента выдачи. По истечении этого срока удостоверение считается недействительным.

Если вас остановит инспектор ДПС, а права у вас закончились пару дней назад, то для сотрудника полиции вы человек, не имеющий прав. А раз так, то накажут вас штрафом (от пяти до пятнадцати тысяч рублей), и машину на штрафстоянку заберут.

Кроме истечения срока действия, необходимость замены прав может возникнуть из-за потери или повреждения водительского удостоверения либо после смены фамилии.

Процедура замены несложная и не занимает много времени. Сделать это можно в любом отделе ГИБДД независимо от места жительства.

Для замены вам потребуется: заявление, паспорт, медицинская справка (с февраля 2016 года справка нужна только при замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия или при изменении состояния здоровья водителя), квитанция об уплате госпошлины.

Многие водители спрашивают, за какое время до окончания срока действия прав можно обратиться в ГАИ?

Формально этот срок нигде не прописан. Но в ГИБДД, к примеру, установлен полугодовой срок. То есть за шесть месяцев до окончания действия прав можно получить новое удостоверение. Если придете раньше, вам выдадут новое удостоверение с прежним сроком действия.

Перенос категорий в новые права

При замене водительского удостоверения все имеющиеся ранее категории переносятся в новый документ.

При наличии только легковой «В» вам поставят «В1» (со специальной отметкой AS -Automotive Steering - автомобильный тип рулевого управления).

Больше всего вопросов возникает при замене прав с категорией «Е».

Раньше любители прицепов довольствовались отдельной отметкой «Е». С ней можно было управлять любыми машинами с прицепом.

Затем в особых отметках стали выделять, какими именно транспортными средствами водитель может управлять при наличии прицепа. Например, «E к B», «E к C», «E к D», «E к BC», «E к BD», «E к CD», «E к BCD».

Сейчас же в правах стали проставлять отдельные категории - BE, CE, DE, C1E и D1E.

В ГИБДД очень часто при замене старых прав, в которых отмечены категории «В, С, D, Е», выданных до июля 2000 года, в новых открывают только «СЕ» и «DE». То есть использовать прицеп для легкового автомобиля водитель уже не может.

Но это все незаконно. Если у вас была открыта категория «Е», то в новых правах вам обязаны открыть все имеющиеся ранее категории с возможностью использования прицепа. Отказа ГИБДД бояться не стоит, судебная практика на нашей с вами стороне.

Для наглядности приведу примеры, какие категории вы должны получить при замене старых прав на новые.

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

Автотранспортные средства подразделяются на несколько категорий в зависимости от степени опасности и сложности управления ими. Объединение нескольких категорий в рамках одного пластикового документа существенно упрощает жизнь и водителя, которому не придется возить кипу документов, и государственного органа, которому не потребуется оформлять большое количество документов. При этом из-за время от времени меняющихся правил нередко возникают затруднения вроде того, какие категории водительских прав будут открыты при замене.

Все транспортные средства делятся на несколько видов. Этот порядок периодически меняется, поэтому возникают вопросы, как открывать категории при замене водительского удостоверения. В 2019 году установлен следующий перечень:

  • категория А – любые мотоциклы массой до 0.4 тонны с двигателем больше 125 кубов;
  • А1 – мотоциклы от 50 до 125 кубов;
  • В – легковушка до 3.5 тонны и с максимальной пассажировместимостью – 8 человек вместе с водителем, включая автомобиль с прицепом до 750 кг;
  • В1 – транспорт с параметрами массы до 550 кг, 50-кубовым двигателем и предельной скоростью в 50 км/ч (квадроцикл, трицикл);
  • С – грузовой автомобиль, который тяжелее 3.5 тонны;
  • D – автобус большей, чем 8 человек, пассажировместимости;
  • M – мопед либо квадрицикл с двигателем до 50 кубов;
  • Тм (Тb) – трамвай или троллейбус, соответственно;
  • добавление к категории буквы Е позволяет ездить с прицепом больше 750 кг.

Военнослужащим предоставлена возможность сдать экзамены на права категории (и соответствующей подкатегории) D с 19 лет, но до вождения они допускаются только в 21 год. Исключение – техника на балансе военного ведомства.

Открываем новые категории

Наличие одной открытой категории не позволяет водителю управлять транспортом другой категории. Гражданину все равно потребуется сдать экзамен. В зависимости от вида автомобиля, выбираются разные испытания и определяются этапы их прохождения. Сдача на категории А, А1, М и В1 проходит следующим образом:

  • кандидат сдает теоретическую часть (вопросы и порядок экзаменации не отличаются от аналогичного испытания на категорию В);
  • успешная аттестация позволяет приступить к последующему этапу – упражнениям на автодроме.

В рамках 3 упражнений выпускник автокурсов должен продемонстрировать умение маневрировать, парковаться и безопасно высаживать пассажиров. Даже при доступе к управлению транспортом всех остальных категорий сдавать на мотоцикл приходится обязательно. Таким образом, на вопрос, можно ли открыть категорию А при замене прав, следует ответить положительно. Однако перед этим все равно потребуется пройти перечисленные испытания. Не сдавать можно будет только теорию. На категорию В и В1 сдается:

  • теория;
  • автодром (испытание включает 6 заданий, однако, сдается только несколько выбранных сотрудником ГИБДД упражнений);
  • вождение в городе (допускается получение не более 5 штрафных балов).

Сдача на автотранспорт категорий С и D осуществляется по такому же порядку. Однако в билеты входят другие вопросы и на автодроме сдаются специализированные упражнения, предназначенные для грузовиков и автобусов. При сдаче на Е следует иметь в виду, что обязательным условием является годовой стаж вождения в той категории, к которой прибавляется Е (ВЕ, СЕ или DЕ). Особый порядок сдачи предусмотрен для кандидатов в водители трамваев и троллейбусов.

Переквалификация с «автомата» на «механику» осуществляется только путем проведения экзамена на площадке ГИБДД. Принимая решение о подготовке к открытию дополнительной категории, следует иметь в виду, что по современным требованиям к экзаменам допускаются только те кандидаты, которые окончили обучение на автокурсах. Сдача экстерном теперь под запретом. Также следует учесть имеющиеся возрастные ограничения.

Процедура замены прав

Срок действия водительских документов ограничен 10 годами. После этого ВУ следует переоформлять в ГИБДД. Использование просроченных документов грозит водителю штрафом в 5-15 тысяч и арестом автомобиля до исправления документов. происходит следующим образом.

  1. Водитель собирает необходимые документы и уплачивает госпошлину (ее размер в этом случае составит 2000 рублей).
  2. Далее документы подаются одним из трех способов: непосредственно в ГИБДД, через МФЦ или через сервис «Госуслуги».
  3. После рассмотрения поданных бумаг, заявителю выдаются права или он получает мотивированный отказ.
  4. Отказать могут только в случае представления не всех документов, наличия в них ошибок и неточностей, а также при обнаружении подлога (чаще всего подделывают медсправку).

Помимо указанной причины, права могут поменять в связи с изменением личных данных водителя, при утере или для замены украденных документов, в случае их повреждения. Сдача на новые категории – это еще одно основание для переоформления водительского удостоверения. Средний срок переоформления – 2-3 суток. Если в ГИБДД не будет больших очередей, процедура осуществится за один прием.

Перенос категорий в новые права


При замене ВУ, как и положено, имеющиеся категории переносятся в переоформленные документы. Однако проблемы возникают у тех, кто меняет документы старого образца на права современного стандарта. Рассмотрим, какие категории открываются автоматически при замене прав в этом случае.

Дающая право на управление мопедом и другим мототранспортом до 50 кубов категория М вписывается во все водительские права в дополнение к любым открытым категориям. Замена прав категории В и С происходит путем внесения в перечень доступных транспортных средств имеющиеся к ним подкатегории В1 и С1. То же самое и с правами на категорию D.

Больше всего вопросов вызывает перенос категории Е в новые права. Раньше это был отдельный пункт, который позволял управлять любым транспортом с прицепом. Теперь на каждую подкатегорию ВЕ, СЕ, DE приходится сдавать отдельно. Однако, если в старых правах были открыты В, С, D и Е, водителю должны предоставить права, позволяющие ездить с прицепом на любом транспорте из категорий В, С и D.

При этом нередко в ГИБДД забывают о ВЕ и добавляют лишь СЕ и DE. Подобное ограничение является незаконным, поэтому водитель имеет все основания на обжалование ошибочного решения. Вначале следует жаловаться руководству ГИБДД. Если это не поможет, следует обратиться в орган правосудия с судебным иском.