Определение государственный заказчик 44 фз thread. Государственный контракт: что это, как заключить

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй - закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги заказчики?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна .

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как , так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй - закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков. От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков — обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Также закон устанавливает сроки всех этапов торгов и регулирует множество других деталей сделки. Закон дает гарантии для победителя, что с ним будет заключен контракт, а поставленные им товары или выполненные работу будут оплачены. Но отступление от правил грозит предпринимателей попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков. А для заказчиков чревато штрафами и даже отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т д.

Рамочный 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Заказчик вправе указывать конкретную марку и модель товара, без эквивалентов.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги заказчики?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны шесть федеральных торговых площадок. Это «РТС-тендер», «Национальная электронная площадка», «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка», «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» и lot-online. Регистрация на ЭТП госзаказа бесплатна, но потребуется предоставить сканы некоторых документов. В соответствии с № 44-ФЗ для участия в электронных торгах по госзаказу нужна .

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок около 200, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как , так и неквалифицированная.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только 2 вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru размещать следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦ контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦ, но не менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Он или предоставляет банковскую гарантию, или вносит деньги на счет заказчика.

Во втором случае, гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и дополнительно внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Наличие или отсутствие этого требования всегда отражено в закупочной документации.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

В отношениях в сфере публичных закупок принимают участие следующие виды субъектов: заказчики, участники закупок (поставщики, исполнители, подрядчики), регулирующие и контролирующие органы.

Правовой статус указанных субъектов отношений в сфере публичных закупок во многом зависит от вида закупок, в которых эти субъекты участвуют. В связи с этим целесообразно рассмотреть состав заказчиков отдельно в каждой из подсистем закупочной системы России.

Состав заказчиков. Заказчиками в государственных и муниципальных закупках (Закон № 44-ФЗ) выступают три вида субъектов:

  • государственные заказчики;
  • муниципальные заказчики;
  • бюджетные учреждения.

Под термином "заказчик" в соответствии с Законом № 44-ФЗ понимаются государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения.

В соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (утратил силу) бюджетные учреждения именовались "иными" заказчиками. С момента принятия Закона № 44-ФЗ их статус в сфере закупок не претерпел существенных изменений, в связи с чем представляется возможным именовать бюджетные учреждения "иными" заказчиками и в настоящее время с целью избежать терминологической путаницы.

К категории государственных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки:

  • государственные органы (в том числе органы государственной власти);
  • государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
  • государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственные казенные учреждения.

К категории муниципальных заказчиков относятся следующие субъекты, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки:

Государственные и муниципальные заказчики действуют соответственно от имени Российской Федерации (субъекта РФ) или муниципального образования и проводят закупки исключительно в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения ("иные" заказчики) вправе проводить свои закупки не только в соответствии с Законом № 44-ФЗ, но и в соответствии с Законом № 223-ФЗ (при соблюдении условий, указанных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Любопытно отметить, что разные виды учреждений отнесены законодателем к разным подсистемам закупочной системы России. Так, казенные учреждения являются государственными (муниципальными) заказчиками (Закон № 44-ФЗ); автономные учреждения - "корпоративными" заказчиками (Закон № 223-ФЗ); бюджетные учреждения являются "иными" заказчиками по Закону № 44-ФЗ, что дает им право проводить закупки как в соответствии с Законом № 44-ФЗ, так и в соответствии с Законом № 223-ФЗ; частные учреждения не указаны в качестве заказчиков в Законе № 44-ФЗ или Законе № 223-ФЗ, следовательно, они могут быть заказчиками в "иных" публичных закупках либо вообще не проводить публичные закупки.

По решению государственных (муниципальных) органов в целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченные органы или уполномоченные учреждения, т.е. государственные (муниципальные) органы или казенные учреждения, осуществляющие закупки в интересах нескольких заказчиков (примером уполномоченного органа является департамент г. Москвы по конкурентной политике).

Заказчиками в "корпоративных" закупках (Закон № 223-ФЗ) выступают три вида субъектов:

  • "основные" заказчики;
  • дочерние и "внучатые" общества "основных" заказчиков;
  • бюджетные учреждения.

К числу "основных" заказчиков по Закону № 223-ФЗ относятся:

  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее - регулируемые виды деятельности);
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Стоит отметить, что часть "основных" заказчиков и их дочерних и "внучатых" обществ выведены из-под действия Закона № 223-ФЗ: из состава некоторых видов "основных" заказчиков (субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности) исключены организации, выручка которых от их "профильных" видов деятельности не превышает 10% от общей суммы выручки за год; из состава дочерних и "внучатых" обществ некоторых видов "основных" заказчиков (субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности) исключены такие, у которых эти "основные" заказчики и их дочерние общества осуществляют закупки, приносящие не более 5% от всей суммы выручки за четыре предыдущих квартала.

В чем заключается основное отличие состава субъектов-заказчиков по Закону № 44-ФЗ от состава субъектов-заказчиков по Закону № 223-ФЗ? Заказчиками по Закону № 44-ФЗ являются субъекты, которые являются государственными или муниципальными как с юридической, так и с экономической точек зрения (за исключением государственных корпораций "Росатом" и "Роскосмос", являющихся де-юре частными организациями). Заказчиками же по Закону № 223-ФЗ являются хозяйствующие субъекты, в большинстве своем (за исключением унитарных предприятий и автономных учреждений) являющиеся частными с юридической точки зрения, но государственными (муниципальными) - с экономической точки зрения.

Хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием, например, являются частными организациями (с юридической точки зрения). Более того, такие организации не являются получателями бюджетных средств в соответствии с БК РФ даже в случае фактического получения средств из государственного бюджета (наделение статусом получателя бюджетных средств связано не с фактом получения средств из бюджета, а с правовым статусом субъекта: таковыми признаются государственные органы, казенные учреждения и другие субъекты, указанные в ст. 6 БК РФ). Вместе с тем указанные хозяйствующие субъекты фактически с экономической точки зрения являются и государственными (так как 100% акций (доли в уставном капитале) находится в собственности государства), и "бюджетополучателями" (поскольку фактически получают средства из бюджета), в связи с чем законодатель посчитал необходимым ввести регулирование закупок таких субъектов.

Возникает вопрос о том, кто же является собственником имущества такого общества с полным государственным участием? С экономической точки зрения это, безусловно, государственная форма собственности. Но с юридической ситуация выглядит совершенно иначе. Собственником такого имущества является само это общество как юридическое лицо, и это уже - не государственная собственность, а частная собственность самого общества... Государственный контроль при этом приобретает новые, опосредованные, а не прямые формы, хотя практически является даже более жестким, чем при обычном управлении с помощью вышестоящих органов.

В случаях, когда приватизация является только формальной, но "весь пакет акций принадлежит государству или государственной организации", "весьма ясно, что новое частное законное юридическое лицо не может избежать процедуры закупки, установленной Сообществом, просто полагаясь на тот факт, что оно теперь имеет частную правосубъектность и что в ее новом свидетельстве о регистрации теперь указано, что компания/акционерная компания является коммерческим предприятием, цель которого состоит в том, чтобы произвести прибыль.

Заказчиками в иных публичных закупках могут выступать любые хозяйствующие субъекты, которые не включены в перечни заказчиков по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. Такими субъектами могут быть юридические лица (например, фонды), физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) и иные субъекты (например, крестьянские (фермерские) хозяйства, не являющиеся юридическими лицами). Заказчики в иных публичных закупках принимают на себя бремя организации и ведения закупочной деятельности добровольно в отличие от заказчиков в государственных (муниципальных) закупках и "корпоративных" закупках, для которых осуществление закупок является обязательным в соответствии с требованиями законодательства.

Состав участников закупок. Участниками государственных и муниципальных закупок (Закон № 44-ФЗ) могут быть: любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Участниками "корпоративных" закупок (Закон № 223-ФЗ) могут быть:

  • любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки; любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;
  • несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Участниками иных публичных закупок могут выступать хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям к участникам конкретной закупки. Указанные требования содержатся в правилах конкретной электронной площадки, внутренних документах заказчика, регулирующих порядок проведения закупок, в документации по конкретной закупке (закупочной документации).

Под электронной площадкой в иных публичных закупках можно понимать любой сайт в сети Интернет, на котором проводятся закупки (а не только один из пяти сайтов, на котором проводятся электронные аукционы в соответствии с Законом № 44-ФЗ). Об электронных площадках, на которых проводятся аукционы в соответствии с Законом № 44-ФЗ, см. в § 4 настоящей главы.

В чем заключается отличие состава участников государственных (муниципальных) закупок (Закон № 44-ФЗ) от состава участников "корпоративных" и иных публичных закупок? В государственных и муниципальных закупках (Закон № 44-ФЗ) участником закупки может быть только одно юридическое лицо или только одно физическое лицо. В "корпоративных" закупках участниками закупок могут быть также несколько юридических лиц или несколько физических лиц.

Таким образом, участие консорциумов и иных предпринимательских объединений в государственных (муниципальных) закупках, с одной стороны, и в "корпоративных" закупках, с другой стороны, имеет существенные различия. При проведении государственных (муниципальных) закупок консорциумы и иные предпринимательские объединения не рассматриваются в качестве самостоятельного субъекта закупочного процесса. Участники консорциума заранее должны определить, какой из хозяйствующих субъектов, входящих в консорциум, будет выступать в закупках в качестве участника закупки и после проведения закупки и подписания договора в качестве поставщика. В случае возникновения спора в рамках этого контракта государственный заказчик будет предъявлять требования непосредственно этому хозяйствующему субъекту, а не консорциуму в целом. Впоследствии этот участник консорциума сможет в порядке регресса взыскать убытки с иных участников консорциума (формально не выступавших поставщиками в отношениях с государственным заказчиком).

Участие консорциумов в государственных закупках в качестве самостоятельных субъектов наряду с физическими и юридическими лицами предусмотрено, например, в Казахстане (ст. 43 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. № 303-III "О государственных закупках".

При проведении "корпоративных" закупок консорциумы и иные предпринимательские объединения могут рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта закупочного процесса (если это предусмотрено "положением о закупке" конкретного заказчика и закупочной документацией). Это значит, что в случае возникновения спора в рамках заключенного контракта заказчик сможет предъявлять требования не только субъекту, с которым он подписал договор, но и иным участникам консорциума.

Теоретически еще больший круг участников закупок может быть в иных публичных закупках (участниками закупок могут быть субъекты, не являющиеся юридическими или физическими лицами, например крестьянские (фермерские) хозяйства). Круг потенциальных участников закупок в иных публичных закупках, как уже было отмечено, зависит от правил конкретной электронной площадки, внутренних документов заказчика о закупках и закупочной документации.

Стоит заметить, кто крестьянские (фермерские) хозяйства, не являющиеся юридическими лицами, не могут быть участниками закупок лишь с точки зрения максимально строгого толкования Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. На практике, очевидно, допускается их участие в закупках на равных условиях с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, и с иными субъектами (физическими и юридическими лицами).

Регулирующие и контролирующие государственные (муниципальные) органы в сфере публичных закупок. Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственных и муниципальных закупок, является Минэкономразвития России.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок уполномочены осуществлять следующие три вида государственных (муниципальных) органов:

  • органы, осуществляющие непосредственный контроль в сфере закупок;
  • финансовые органы;
  • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

К органам, осуществляющим непосредственный контроль в сфере государственных (муниципальных) закупок, относятся:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России);
  • контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (ФАС России);
  • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления муниципального района, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К финансовым органам относятся:

К органам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся:

  • Федеральное казначейство (ст. 269.1 БК РФ);
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).

Законом № 44-ФЗ предусмотрен также ведомственный контроль в сфере закупок, который уполномочены осуществлять государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы в отношении подведомственных им заказчиков.

Фактически контроль в сфере государственных (муниципальных), "корпоративных" и иных публичных закупок, связанных с расходованием бюджетных средств, осуществляет также Счетная палата РФ, являющаяся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию РФ.

В сфере "корпоративных" закупок не предусмотрено функционирование специального регулирующего органа. Контролирующим органом в сфере "корпоративных" закупок является ФАС России (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона о защите конкуренции).

Специальных регулирующих и контролирующих органов в сфере иных публичных закупок не предусмотрено. Вместе с тем не стоит забывать о том, что контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе при проведении иных публичных закупок, осуществляет ФАС России. Более того, если субъекты, как выступающие, так и не выступающие заказчиками по Закону № 44-ФЗ или Закону № 223-ФЗ, при проведении закупок расходуют бюджетные средства, контроль за этими расходами будут осуществлять Федеральное казначейство и Счетная палата РФ.

Общий контроль за всеми субъектами в сфере публичных закупок осуществляют правоохранительные органы.

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Комментарий к Ст. 764 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет стороны государственного или муниципального контракта.

Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту может выступать юридическое или физическое лицо. Каких-либо специальных требований к подрядчику в комментируемой статье не содержится. Однако в соответствии с положениями Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов должны быть установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, т.е. к потенциальным подрядчикам (ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов). К таким обязательным требованиям относятся:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов (например, наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия — памятников истории и культуры);

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица, отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также дополнительные требования к участникам размещения заказа, такие как:

1) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за некоторыми исключениями;

2) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа;

3) в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн. рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 25% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.

Что касается выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, то Правительством РФ установлено дополнительное требование к таким участникам размещения заказа на выполнение работ, а именно наличие у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ.

———————————
См.: ч. 3 ст. 11 Закона о размещении заказов; Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 N 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Особенностью государственного или муниципального контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Этот перечень соответствует положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов. С 1 января 2011 г. из этого перечня исключены бюджетные учреждения. Нужды последних согласно ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов с 1 января 2011 г. не относятся к государственным или муниципальным нуждам в зависимости от уровня бюджетного учреждения, а являются собственными нуждами соответствующего бюджетного учреждения. Таким образом, бюджетные учреждения отнесены к «иным заказчикам» при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов). Такие субъекты заключают контракт, а не государственный или муниципальный контракт. Поскольку специальных норм, регламентирующих заключение и исполнение контрактов, заключенных бюджетными учреждениями (иными заказчиками), нет, правила § 5 гл. 37 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

3. Рассмотрим подробнее, кто может выступать государственным заказчиком.

Во-первых, это государственные органы (в том числе органы государственной власти). В ст. 125 ГК РФ используется два термина — «орган государственной власти» (п. 1) и «государственный орган» (п. 3). По мнению Д.В. Пяткова, данные термины используются как взаимозаменяющиеся.

———————————
См.: Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003 // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время А.Л. Маковский отметил, что по ст. 53 Конституции РФ основанием требования о возмещении государством вреда являются «незаконные действия (бездействие) органов государственной власти» и ГК РФ существенно конкретизировал это понятие, назвав в числе таких незаконных действий «издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа» (ст. 16 ГК) . По его мнению, «расщепление» в Конституции РФ понятия органов государственной власти объясняют тем, что в деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов Российской Федерации «непосредственно реализуется государственный суверенитет», тогда как «власть всех других государственных органов является производной от власти поименованных выше институтов» . А.Л. Маковский утверждает, что для целей ст. 53 Конституции РФ это различие большого значения не имеет, поэтому в ГК РФ употребляется более нейтральное понятие «государственный орган», под которым понимается орган государства, наделенный властными полномочиями, т.е. по существу именно орган государственной власти. При этом к органам власти кроме перечисленных автор относит и Центральный банк РФ, и Прокуратуру РФ.

———————————
Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 100.

Там же. С. 101.

Там же. С. 102.

Другие ученые вообще не обращают внимания на различие рассматриваемых понятий. Так, В. Звеков пишет, что «государство, муниципальные образования участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов» .

———————————
Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 16.

Однако законодатель не отождествляет названные термины. Государственные органы — это более широкое понятие, включающее в себя как органы государственной власти (например, Правительство РФ и иные органы исполнительной власти), так и иные органы (например, Избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека, Счетную палату и т.д.). Последние формируются органами власти и наделяются функциями в определенной сфере. Однако и те и другие согласно комментируемой норме выступают в качестве государственных заказчиков на одинаковых условиях.

Во-вторых, государственными заказчиками являются органы управления государственными внебюджетными фондами. Внебюджетные фонды — одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории.

———————————
См.: Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007; СПС «КонсультантПлюс».

Сразу оговоримся, что термин «фонд» используется законодателем в данном случае не в смысле организационно-правовой формы юридического лица, а в смысле формы объединения денежных средств.

В соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус государственных внебюджетных фондов, фонды являются учреждениями, органы управления фонда — это органы управления юридического лица, и только региональные и центральные отраслевые отделения Фонда социального страхования являются юридическими лицами. Поэтому сомнительна сама возможность выступления органа управления фонда (как органа управления юридического лица) в качестве государственного заказчика. Представляется, что положение фондов в этой ситуации сопоставимо с положением бюджетных учреждений, за исключением источника финансирования (соответствующий бюджет или бюджет конкретного фонда).

———————————
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 3131; Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3902; Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.

В-третьих, государственными заказчиками названы казенные учреждения. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Отметим, что в отличие от бюджетного учреждения нужды казенного учреждения все-таки отнесены к государственным нуждам, хотя и бюджетное, и казенное учреждение является юридическим лицом, созданным соответствующим публично-правовым образованием.

И последнее. В качестве государственных заказчиков могут выступать иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В литературе справедливо отмечалось, что указание на «иных» получателей средств бюджета не согласуется с редакцией соответствующей статьи БК РФ. В ст. 6 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Из этого определения следует, что не может быть никаких других получателей бюджетных средств — юридических лиц, помимо казенных учреждений.

———————————
См.: Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) // Деловой двор, 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Согласно п. 3 комментируемой статьи по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать:

1) органы местного самоуправления;

2) иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом согласно положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов к иным получателям прямо отнесены казенные учреждения. Муниципальные бюджетные учреждения относятся, согласно положениям Закона о размещении заказов, к иным заказчикам, но не к муниципальным заказчикам, и речь идет уже об удовлетворении собственных нужд таких бюджетных учреждений (ст. 4 Закона о размещении заказов).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, определенные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

———————————
См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с послед. изм.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В литературе отмечается, что в данном случае по сравнению с определением государственных заказчиков законодатель устранил пробел в правовом регулировании не полностью. Так, в перечень заказчиков не включены муниципальные органы, не являющиеся органами местного самоуправления. Речь идет об избирательных комиссиях муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.

———————————
См., например: Борисов А.Н., Краев Н.А. Указ. соч.

5. В случаях, предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, речь все же идет о выступлении в гражданском обороте Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

———————————
Подробнее см., например: Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 118, 119; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002 // СПС «КонсультантПлюс»; Демкина А.В. Публично-правовые субъекты как стороны государственного или муниципального контракта // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 6. С. 77 — 83.

Е.А. Суханов справедливо доказывает, что «соответствующие договоры направлены на удовлетворение тех или иных общегосударственных нужд, а не конкретных нужд названных органов власти» .

———————————
Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 118, 119.

Об этом свидетельствует и понятие государственного и муниципального контракта, данное в ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях, определенных Законом о размещении заказов, понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Спорным представляется предоставленная законодателем возможность заключать государственный или муниципальный контракт казенным учреждением от имени соответствующего публично-правового образования только в силу указания на это в законе, без специального поручения, как этого требует п. 3 ст. 125 ГК РФ.