Нарушение прав человека должностным лицом. Нарушения прав и свобод человека и гражданина

Понятие правовой системы и правовой семьи.

Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

Структура правовой системы (элементы правовой системы):

    нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

    институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

    социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

Правовые семьи и их классификация

Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

    англосаксонская;

    романо-германская;

    мусульманская.

    индусская;

    скандинавская;

    славянская;

    система обычного права;

    социалистическая и др.

Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

Англосаксонская правовая семья.

Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

    высшие суды не зависят от решений низших судов;

    суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

    нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

    последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

Признаки англосаксонской системы права:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

Романо-германская правовая семья.

Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

2) главную роль в формировании права играет законодатель

3) деление системы права на отрасли;

4) деление на частное и публичное право;

5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

8) единая иерархически построенная система источников права

Мусульманская правовая семья.

Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

3) отсутствует деление права на частное и публичное;

4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, ), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, принципов, и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим , социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Правовая система – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая система гораздо шире. Она охватывает:

1. Систему права.

2. Систему законодательства.

3. Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

4. Правовые понятия, принципы, символику.

5. Правовую политику, идеологию, культуру.

6. Юридическую практику.

Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития.

В зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии, возможно, представить следующую классификацию правовых семей:

1. Романский правовой круг.

2. Германский правовой круг.

3. Скандинавский правовой круг.

4. Англо-американский правовой круг.

5. Социалистический правовой круг.

6. Исламский правовой круг.

7. Индусское право.

В зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы выделяют следующие правовые семьи:

1. Романо-германская.

2. Скандинавская.

3. Латиноамериканская.

4. Правовая семья общего права.

5. Мусульманская.

6. Индусская.

7. Семья обычного права.

8. Дальневосточная семья.

В зависимости от идеологии и юридической техники можно выделить следующую классификацию правовых семей:

1. Романо-германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права.

Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно-правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика.

2. Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060 г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье.

3. Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное.

Граждане нередко сталкиваются с дискриминацией. Это может быть ограничение прав и свобод человека по полу, расе, языку, национальности, социальным сторонам. Для разъяснения прав гражданам, незаконно подвергшихся гонениям и обвинениям, существует 136 статья УК РФ. В ней рассказано о наказаниях и ответственности за нарушение прав человека.

Статья 136 Уголовного кодекса РФ говорит о понятии «дискриминация». Она определяет, что это, по какому признаку могут дискриминироваться граждане страны. Также в статье указана ответственность за нарушение закона. Предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или исправительных работ, иногда назначается уголовное наказание.

Изложение и основные положения

136 статья называется «Нарушение прав и свобод человека и гражданина». Она указывает, что под дискриминацией понимается нарушение законных интересов человека вне зависимости от пола, национальности, расовой принадлежности, языка, на котором он говорит.

Нарушать права гражданина могут по имущественному положению, социальному месту в обществе, религиозным или прочим убеждениям, принадлежности человека к социальным группам или объединениям.

Законом предусмотрена ответственность в отношении лиц, осуществляющих дискриминацию с использованием служебного положения (органы прокуратуры, полиции, чиновники и пр.)

Наказания по статье

Уголовный кодекс, статья 136 в частности, гласит о возможных видах наказания при дискриминации человека служебным лицом (на выбор судьи):

  • штраф 100-300 тысяч рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • лишение права занимать должность до 5 лет;
  • обязательные работы до 480 ч;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы на 5 лет.

Комментарии к статье 136

В процессах о нарушении прав человека статья 136 позиционируется как уголовно-правовой гарант конституционного принципа.

Комментарии к ней:

  • Ст. 19 Конституции страны гарантирует обеспечение равных прав, свобод человека и гражданина вне зависимости от его пола, религии, языка, расы, национальности и прочих социально-общественных сторон. Главный документ РФ запрещает любое ущемление мужчин и женщин в этих правах по указанным признакам. Гарантом такого принципа выступает статья 136.
  • При дискриминации по национальному признаку, статья 136 УК РФ лицам, злоупотребляющим своим служебным положением, предусматривает уголовную ответственность.
  • Объектами преступления служат равенство прав, свобод, честь, достоинство, право на труд, свобода вероисповеданий.
  • Дискриминация может проявляться в увольнении с работы при сокращении мест, отказе в приеме на работу или ВУЗ, включая отчисление из него, по национальному или гендерному признаку, языку. При условии, что это место было отдано другому гражданину или гражданке, хотя первый имел объективное преимущество.


Также дискриминация часто проявляется в отказе на предоставление информации, продажу товара, выполнение работы по тем же признакам.

  • Статья о нарушении прав человека говорит, что основой для решения вопроса становятся именно указанные признаки, а не индивидуальные качества человека. Виды нарушения многообразны, зависят от характера права, свободы и интереса. Все они объединяются как воспрепятствование в реализации имеющегося права.
  • Уголовная ответственность наступает, если права и законные интересы ущемляются по мотивам дискриминации. Статья не может преследовать за действия, которые были совершены из корысти или личного интереса.
  • Нарушение конституционных прав людей рассматривается как преступление при наличии умысла на ущемление при сравнении с другими группами лиц.

В 2011 в ФЗ «Об уголовном наказании» были внесены изменения, согласно которым криминализированы действия и бездействия, совершенные лицом с использованием положения на службе.

В круг ответственных входят должностные представители органов государственной власти, местного управления, находящиеся в их ведении служащие предприятий и организаций, включая негосударственные, но обладающие функциями распоряжения и управления, позволяющими ущемить права и равенства граждан.

Лицо может занимать должность в Вооруженных силах РФ, войсках или формированиях, коммерческих организациях. Для состава преступления важно то, чтобы подозреваемый обладал полномочиями или возможностями, позволяющими ущемлять права и интересы, нарушая принцип равенства. Например, часто встречаются случаи продвижения по карьерной лестнице своих земляков, необоснованная прибавка к зарплате лицам определенных национальностей или пола.

Дополнительные комментарии:

  • Следствием нарушения равноправия становятся ущемления интересов по жилью, труду, доступа к вещам, нарушение личных и публичных прав, охраняемых законом. Так, часто нарушается право человека на безопасный труд, заработную плату, свободу выбора профессии.
  • Уголовные дела считаются публичными, возбуждаются следствием на основании заявления потерпевшего, сообщения о преступлении из прочих источников информации. Предварительное расследование по ним проводят представители Следственного комитета.
  • Запрет на дискриминацию установлен международным правом – ст. 14 Европейской конвенции о правах и свободах человека. Его принцип положен в 19 статье Конституции.
  • Преступление считается оконченным после момента выполнения действия, которое ограничивает равноправие по указанным в законе признакам. При этом могут быть любые последствия. Мотив и цель преступления не имеют значения.
  • Если властью злоупотребляют лица государственного или местного управления, при нарушении равенств граждан дополнительно могут использоваться статьи 285-286 УК РФ. Коммерческие структуры подвергаются суждению только по 136 статье.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Дискриминация как явление встречается очень часто, но судебная практика по ней необширная. Пострадавшие боятся обращаться в суд из-за преследований и гонений. К тому же, им сложно самостоятельно доказать нарушение закона, а адвокатская защита стоит дорого и не каждому по карману.


Случаи из судебной практики:

  • Гражданин М. подал в суд на работодателя, который отказал ему в праве на работу, сказав, что он инвалид, а потому не может выполнять труд так же хорошо, как здоровые люди. Адвокат защиты настаивал, что обвинение работодателю может быть вынесено по статье 136 – как прямое проявление дискриминации. Суд рассмотрел дело, но так как доказать слова работодателя было сложно (они разговаривали тет-а-тет), постановил отказать в удовлетворении иска за недостатком информации.
  • Гражданка С. обратилась в суд с иском против своего преподавателя ВУЗа. Она предоставила информацию о том, что, выбирая между ней и ее коллегой мужского пола, будучи в преимущественном положении, на место своего аспиранта он взял именно мужчину, хотя тот был объективно слабее. Это подтвердили ее коллеги. Суд признал, что гражданка права, наказал лицо, злоупотребившее своим положением, наложил штраф в размере 50 000 рублей. Гражданка была удовлетворена решением.
  • Гражданин Т. обратился в администрацию города Н. с просьбой провести пикет против повышения цен на бензин. Он подал необходимые документы, но ему было отказано в конкретном месте проведения, предложено другое, труднодоступное для общественности. На том же месте, где Т. планировал провести митинг, выступила партия КПРФ. Гражданин подал в суд на мэра по статье 136 – о дискриминации против общественной деятельности, ведь КПРФ не имела преимущества. В удовлетворении иска областной суд отказал, на что Т. отправился в районный. Там ему вновь отказали. Т. намерен обращаться в Верховный суд, а потом и в Европейский.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 136


Чаще по решению суда выносят обвинительные решения. Пострадавшие получают материальное возмещение ущерба, а преступное лицо ограничивается, как правило, штрафом. Принудительные и исправительные работы накладываются редко, как и уголовная ответственность. Лицо могут освободить от занимаемой должности, но, как правило, его просто переводят в другое учреждение.

Если пострадавший гражданин считает меру наказания неправомерной, он может подавать апелляции вплоть до Европейского суда по правам человека, в котором к рассмотрению дел подходят более серьезно, и есть шанс, что преступное лицо будет наказано сполна.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

У рассматриваемого обвинения по статье нет отягчающих и смягчающих обстоятельств. Конечно, судьи могут сделать поправку, если у преступника есть малолетний ребенок, но чаще уголовная ответственность не используется, а потому наличие несовершеннолетнего воспитанника никак не повлияет на выплату штрафа.

Ранее статья предусматривала ответственность для лиц старше 16 лет. Также в ранее существовавшей редакции части 2 статьи 136 квалифицирующим признаком нарушения закона считалось использование служебного положения. В настоящее время ч. 2 устранена, при сохранении указанного содержания в общем тексте статьи.