Государственная регистрация сервитутов. Порядок установления и регистрации сервитутов

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Подлежит ли государственной регистрации сервитут на земельный участок сроком до 1 года.

Ответ

Или, сервитуты, установленные в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации - ст.25 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

В отношении же частных сервитутов сроком до 1 года, по общему правилу, обязанность по регистрации сохраняется ( ГК РФ, ЗК РФ) - см. « ».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«СОГЛАШЕНИЕ № 65

об установлении частного сервитута земельного участка

(срочного, возмездного)

г. Москва «11 » декабря 2012 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Запад» , именуемое в дальнейшем
«Собственник» , в лице генерального директора Александра Владимировича Львова ,
действующего на основании устава , с одной стороны, и общество с ограниченной
ответственностью «Восток» , именуемое в дальнейшем «Пользователь» , в лице генерального
директора Аллы Степановны Глебовой , действующей на основании устава , с другой стороны,
заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1.1. Собственник в соответствии с условиями настоящего соглашения предоставляет
Пользователю право ограниченного пользования (постоянный сервитут) частью земельного
участка, принадлежащего Собственнику на праве собственности, расположенного по адресу:
125008 , г. Москва, ул. Михалковская, д. 21 (кадастровый № 50:21:16 09 19:1318 ).

1.2. Сервитут предоставляется для обеспечения возможности прохода и проезда к земельному
участку, принадлежащему Пользователю, через земельный участок, принадлежащий
Собственнику .

1.3. Сервитут по условиям настоящего соглашения устанавливается в интересах Пользователя, являющегося собственником земельного участка, имеющего общую границу с земельным участком Собственника.

1.4. Границы сервитута определены в кадастровом паспорте земельного участка, на котором
отмечена сфера действия такого сервитута. Данный кадастровый паспорт является неотъемлемой
частью настоящего соглашения.

1.5. Устанавливаемый сервитут является срочным и устанавливается на срок до 11 декабря 2015 г .

2. ПОРЯДОК ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Ограниченное пользование (сервитут) осуществляется Пользователем строго в пределах
границ, определенных согласно пункту 1.4 соглашения.

2.2. Осуществление сервитута Пользователем происходит в следующем порядке.

Собственник обеспечивает круглосуточный беспрепятственный доступ к земельному
участку Пользователя автотранспортным средствам .

2.3. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Собственник обязан:

3.1.1. Оказывать необходимое содействие для установления частного сервитута на принадлежащей ему части земельного участка.

3.1.2. Предоставлять Пользователю необходимые правоустанавливающие и иные документы для осуществления государственной регистрации частного сервитута в установленном
законодательством порядке.

3.1.3. Предоставлять Пользователю возможность осуществлять сервитут в порядке, установленном настоящим соглашением.

3.2. Собственник вправе требовать прекращения сервитута в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

3.3. Пользователь обязан:

3.3.1. Осуществлять сервитут в порядке, установленном пунктами 2.1-2.3 настоящего соглашения.

3.3.2. Своевременно выплачивать Собственнику плату за осуществление сервитута в порядке,
предусмотренном пунктами 4.1-4.2 настоящего соглашения.

3.3.3. Производить все требуемые действия для осуществления регистрации сервитута в
установленном законодательством порядке.

3.3.4. Прекратить осуществление сервитута при наступлении срока, указанного в пункте 1.5
настоящего соглашения.

4. ПЛАТА ЗА СЕРВИТУТ

4.1. Пользователь за установленный сервитут уплачивает Собственнику плату в размере 20 000 (Двадцать тысяч ) руб. ежемесячно не позднее 5-го числа месяца .

4.2. Плата вносится безналичным путем на счет, указанный Собственником в разделе 7
настоящего соглашения .

5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

5.1. Споры, возникающие между сторонами, разрешаются путем переговоров.

5.2. При невозможности разрешения споров путем переговоров они разрешаются в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним».*

6.2. Обязанность по подаче и получению документов для государственной регистрации сервитута лежит на Пользователе .

6.3. Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в делах Управления Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Московской области (Росреестр по Московской области) по
адресу: 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13 , один - у Собственника, один - у Пользователя.

6.4. Расходы, связанные с государственной регистрацией сервитута, несет Пользователь .

7. АДРЕСА, БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Сервитутом могут обременяться также здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком ().

Сервитут может быть установлен также в интересах лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами ().

Если сервитут относится ко всему земельному участку, то определять границы в кадастровом паспорте не нужно.

Сервитут может быть прекращен по требованию собственника в случаях:

Отпадения основания, по которому он был установлен ();

Государственная регистрация сервитутов проводится на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте ( «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Понятие частного и публичного сервитута

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий:
- сервитут устанавливается в отношении соседнего участка;
- без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены;
- имеется соглашение с собственником или судебное решение;
- сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд.
Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным.
Государственная регистрация сервитута.
Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий:
1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд;
2. признание государством установленного права на ограниченное пользование;
3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения;
4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.
Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт - единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком.

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации:
- собственником земли;
- лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения;
- обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности.
Заявителю необходимо предъявить:
- копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок;
- документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.
В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.


Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута.

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.
Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа:
1. Прием документов и их регистрация.
2. Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам.
3. Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.
Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.
Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом. Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

Приостановление государственной регистрации

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае:
- возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности;
- отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра;
- подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.
Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.
Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются:
- несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка;
- несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам;
- несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;
- несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

Считается сделкой между владельцем участка земли и стороной, которой нужно получить в пользование небольшую часть территории этого участка. Любая сделка должна быть зарегистрирована в Росреестре. Только при этом условии она будет считаться действительной.

Сервитуты подразделяются на два основных вида :

Различаются они по целям, участникам, основаниям и порядке введения обременения. Публичное ограничение преследует интересы неограниченного круга людей. Его инициатором считается государство или муниципалитет. Основанием для госрегистрации является правовой акт. Согласия земельных собственников на обременение их участков не требуется.

Частное ограничение вводится только в интересах небольшого конкретного числа людей . В роли сервитуария может выступать как частное лицо (собственник соседнего участка), так и юридическое лицо (организация).

В такой ситуации следует заручиться согласием хозяина земли. (соглашение) с указанием зон ограничения пользования участком подписывается двумя сторонами. Этот договор будет также основным документом для регистрации.

Если , на которую вводится сервитут, не согласен, то сервитуарий подает в судебную инстанцию. При доказательстве обязательности ввода обременения именно на этом участке суд выдает разрешение, являющееся документом для госрегистрации.

Законодательные акты

Основные моменты, устанавливающие условия действия сервитута, расписаны в статьях Земельного и Гражданского кодексов . Из них становится ясно, подлежат ли государственной регистрации сервитуты.

  1. Постановка на учет по установлению ограничения земли в Единый государственный реестр прав является обязательной в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» , что прописано в 23 статье ЗК РФ . Необходимо, чтобы одна из сторон сделки оформила заявку на регистрацию. Для дополнительно нужно разрешение муниципалитета или местной администрации.
  2. В этой же статье упоминается о том, что отсутствие прав владения на землю не является причиной отказа введения сервитута. При таких обстоятельствах необходимо будет оформить документацию права на собственность, и после этого зарегистрировать обременение участка.
  3. Необходимость внесения в список Росреестра сделки, связанной с введением обременения земельной территории, расписана также в статье 23 ЗК.

Таким образом, сервитут подлежит государственной регистрации как сделка, связанная с введением обременения. Регистрация сервитута это не просто формальность, это действие определенное законодательством РФ.

Инструкция по проведению

Мы выяснили, что подлежат государственной регистрации. Для её прохождения нужно предварительно оформить и . Причем данный список будет различаться в зависимости от вида сервитута и сторон, которые участвуют в этой сделке. Для внесения документов в Росреестр достаточно присутствия одной стороны.

Если документы будет передавать в регистрационную службу третье лицо, то на него должна быть оформлена доверенность на представление интересов одной из сторон. Ее обязательно должен заверить нотариус. При подаче документации нужно предоставить эту доверенность и паспорт лица, на которого она оформлена.

Пошаговый алгоритм :

Для правильного составления документов можно привлечь специалиста юридической конторы. Но если необходимости в этом нет, это необязательно. Основной документ, являющийся причиной для введения обременения (соглашение), заверять в нотариальной конторе не нужно, если только нет требования какой-либо из сторон.

Перечень градостроительных ограничений

При оформлении в Росреестре сервитута учитывается перечень градостроительных ограничений, зафиксированный в соответствии с . Ограничения устанавливаются из-за следующих причин :


Регистрация отмены сервитута

При ситуациях, когда причина, по которой принимался сервитут, отпала, или после введения ограничения на участок землю стало нельзя использовать по целевому назначению (), необходимо провести одним из следующих способов :

  1. Заключение соглашения на добровольной основе с участием двух сторон.
  2. Наступление окончания срока действия ограничения.
  3. Передача процедуры об отмене на рассмотрение в судебную инстанцию в одностороннем порядке. При этом сторона, обращающаяся в суд должна предоставить:
  • подтверждение того, что основание для использования ограничения отпали;
  • иск о снятии обременения с участка;
  • соглашение о введении сервитута.

Инструкция по отмене сервитута в Росреестре :

  1. Происходит сбор требуемых для отмены документов.
  2. Составление заявления в Росреестр о снятии сервитута с земельного участка.
  3. Вместе с остальными документами заявление подается на рассмотрение.
  4. Через 7 дней стороны информируются о решении.

Датой фактического снятия с земли обременения считается дата внесения записи в Росреестр.

Обременение на участке земли вступает в силу с момента внесения на учет в Единую государственную службу реестра. Только при таких обстоятельствах сервитут считается введенным на землю.

Произвести регистрацию земельного сервитута можно, если есть на руках такие документы для совершения записи в реестре как договор, правовой акт или решение суда. Также при отпадении необходимости обременения земли можно произвести снятие сервитута также в Росреестре.

Надеемся, что данный материал был вам полезен и вы теперь знаете подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации.

Государственная регистрация сервитутов

ГК РФ устанавливает такой вид вещного права как сервитут, который представляет собой право ограниченного пользования земельным участком, обременяющее чужой земельный участок и устанавливаемое либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Сервитут необходим для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, обеспечения водоснабжения и мелиорации, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут по аналогии с иными вещными правами (арендой, ипотекой) на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в виде ограничения (обременения) земельного участка и вступает в силу после такой регистрации. Наличие зарегистрированного в установленном порядке сервитута имеет существенное значение при совершении сделок с земельными участками, например, при переходе права собственности на земельный участок покупатель будет уведомлен об ограничении в использовании приобретаемого земельного участка. Земельного кодекса РФ закрепляет два вида сервитута - публичный и частный.

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи заявителем при государственной регистрации сервитута может быть либо собственник земельного участка, либо лицо, в пользу которого установлен сервитут, но последний в обязательном порядке должен предоставить соглашение о сервитуте. Основаниями для регистрации частного сервитута могут быть либо соглашение между лицами, владеющими смежными земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. При регистрации публичного сервитута основанием является заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок. Обязательным приложением к документам основаниям и заявлениям является кадастровый паспорт, на котором обозначена сфера действия сервитута или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

В документах об установлении сервитутов должны быть указаны его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого установлен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он установлен (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) обоих соседних участков. Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации. Об этом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав.