Муниципально правовые институты понятие и виды. Муниципально-правовые нормы и институты

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

По характеру предписаний они делятся на:

управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • Муниципальное право как отрасль права представ­ляет собой совокупность муниципально-правовых норм. Норма права - это наименьшая основная еди­ница отрасли права. Нормы группируются в правовые инсти­туты, а правовые институты составляют отрасль права.

    Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

    Традиционная структура правовой нормы включает гипо­тезу, диспозицию и санкцию.

    Гипотеза указывает, какие предпосылки необходимы для реализации нормы. Без наличия условий, предусмотренных гипотезой, на стороны не могут возлагаться обязанности, предусмотренные диспозицией, а, следовательно, за их не­исполнение не могут налагаться санкции.

    Диспозиция, которая содержит непосредственные пра­ва и обязанности субъектов соответствующих правоотноше­ний, является основной составляющей правовой нормы, но имеет смысл постольку, поскольку в наличии условия ее реа­лизации, предусмотренные гипотезой.

    Санкция содержит негативные последствия нарушения, предусмотренные диспозицией прав и обязанностей субъек­тов. Последствия нарушения диспозиции всегда негативны для субъекта и связаны с определенными лишениями.

    Муниципально-правовые нормы могут состоять из одной диспозиции, или из гипотезы и диспозиции, или из гипотезы, диспозиции и санкции. Далеко не всегда все эти составляющие нормы права группируются в одной статье нормативно-правового акта. Нередко гипотеза содер­жится в общих положениях нормативно-правового акта, а диспозиция - в специальных статьях, посвященных регули­рованию отдельного правового института. Санкция может вообще отсутствовать в части муниципального права, но пре­дусматривается уголовным или административным законода­тельством, в этом смысле муниципальное право во многом лишено деликтной составляющей, что следует признать пра­вильным.

    По-разному соотносятся между собой норма муниципаль­ного права и статья нормативно-правового акта. Возможна ситуация, когда норма права и статья совпадают, но в боль­шинстве случаев статья нормативно-правового акта содер­жит несколько норм права либо одна норма права содержит­ся сразу в нескольких статьях.

    Большое значение имеет классификация муниципально-правовых норм .

    a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

    предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

    b) по характеру предписаний :

    управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);

    обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);

    запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

    c) по степени определенности (категоричности) предписаний :

    диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    d) по территории действия :

    общие – на всей территории России;

    региональные – в масштабе субъекта Федерации;

    локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

    e) по содержанию:

    материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений); процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

    В зависимости от срока действия выделяют постоянные и временные нормы. В зави­симости от уровня правового регулирования выделяют кон­ституционные нормы, нормы законодательных актов, подзаконные нормы

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

    Система мп. Фадеев определяет систему мп как объединение м-п норм в м-п институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Мп как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной.

    К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие м-п институты:

    · Правовые основы мсу. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня.

    · Территориальные основы мсу. При характеристике территориальных основ мсу следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов РФ и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации мо, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем требуется учет мнения населения.

    · Организационные основы мсу – совокупность норм, регулирующих реализацию прав граждан на мсу через формы непосредственного народовластия, органы мсу и иные выборные органы.

    · Финансово-эк. основы мсу. При характеристике называют такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, налоги и сборы, внебюджетные фонды.

    · Ответственность органов мсу и должностных лиц. Различают ответственность перед населением, физ. и юрлицами, государством.

    · Гарантии мсу. Это совокупность приемов, средств или способов реализации права на мсу (социальные, экономические, политические, юридические).

    К Особенной части относятся нормы, регулирующие полномочия органов мсу и их должностных лиц. Полномочия по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам мсу. Выделяют полномочия по управлению мун. хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; по обеспечению законности и правопорядка.

  • Билет 12. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  • Билет №9 1. Нормы и правила закрепления подвижного состава тормозными башмаками.
  • Билет№5 Погрузочно-разгрузочные пункты. Требования, нормы времени, расстановка АТС, технические средства, расчёт пропускной способности.
  • МП как комплексная отрасль в системе российского права.

    Понятие «МП» новое для нашего государствоведения, хотя вопросы мун. управления являлись предметом исследования юристов земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов. Муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами СУ. В настоящее время муниципалитеты – избираемое городское и сельское СУ. В Конституции РФ используется другое понятие – МСУ. Но в качестве одной из форм собственности закрепляется мун. собственность.

    Признаки отношений, составляющих предмет:

    1) имеют локально-территориальный характер,

    2) носят комплексный характер,

    3) обязательным субъектом выступает либо население МО, либо орган или должностное лицо МСУ.

    МПРФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность прав. норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МСУ и решения населением МО непосредственно, через выборные и др. органы МСУ вопросов мест. значения, а также в процессе реализации отдельных гос. полномочий, которыми м-т наделяться органы МСУ.

    1) императивный

    2) диспозитивный

    3) Метод гарантий – применяется на федеральном уровне правового регулирования МСУ.

    2. МП как научная и учебная дисциплина МП – отрасль российского права – регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-сти МСУ. Задачей научной дисциплины является раскрытие сущности МСУ.

    Научная дисциплина МП – совокупность знаний, идей, теорий о МСУ, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

    Система – логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание.

    1) введение в МП

    2) МСУ в системе народовластия

    3) основы МСУ;

    4) предметы ведения и полномочияМСУ;

    5) гарантии МСУ;

    6) ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ

    7) В дореволюционный период имелось множество исследований по вопросам земского и городского СУ в рамках гос. и АП.

    В советский период – организация и деятельность местных советов и их исполнительных комитетов регулировались нормами гос. и АП и соответственно изучались науками гос. иАП.



    На стыке этих наук возникает наука советского строительства, изучавшая всю систему Советов в целом

    Муниципально-правовые нормы и институты

    Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отн-ия, возникающие в процессе организации и деят-стиМСУ, называются мун-правовыми нормами.

    Особенности:

    1) значительная часть норм МП – общеобязательные правила поведения, издаваемые органами, не входящими в систему гос. власти,

    2) Одновременно м-т явл-ся нормами других отраслей.

    Классификация:

    1) по объекту правового регулирования – закрепляющие: МСу в системе народовластия; основы деятельности; полномочияМСУ; гарантииМСУ, ответственность органов МС и должностных лиц, контроль за их деятельностью.

    2) По характеру предписаний: управомочивающие; обязывающие; запрещающие.

    3) По степени определенности предписаний – императивные и диспозитивные.

    4) По территории действия – федеральными, субъекта, местными.

    5) По источникам

    6) Материально-правовые и процессуальные.



    Правовой институт в МП представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений.

    Муниципально-правовые отношения (понятие, структура, содержание, субъекты)

    Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации и деят-ти МСУв городских, сельских поселениях и другихМО.

    Субъекты:

    1) Особым субъектом МП является МО – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осущ-сяМСУ, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органыМСУ.

    2) Субъекты мун-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения по вопросам мест. значения.

    3) Субъекты мун-правовых отношений, которые содействуют осущ-ию МСУ, взаимодействуют с субъектами мун-правовых отн-ий, наделенными полномочиями по решению вопросов мест. значения, по различным аспектам своей деят-сти, затрагивающей права и интересы МО: органы территориального общественного СУ, ассоциации и союзы МО, гос. органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.

    М-П отношения:

    1) отн-ия, связанные с организацией МСУения;

    2) отношения, характеризующие мун.деят-сть по непосредственному жизнеобеспечению населения МО;

    3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных гос.полномочий.

    В зависимости от субъектов:

    1) Отношения, в которых одной из сторон выступает МО,

    2) Отношения, в которых, одном из субъектов выступает население МО,

    3) Отношения, в которых одной из сторон явл-ся орган или должностное лицо МСУ.


    Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.

    Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления МСУ, а также ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением и государством.

    Выделяют три группы источников муниципального права.

    1. НПА, принимаемые на федеральном уровне, К. РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (в ред. 21 июля 2007 г.) содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области МСУ, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности МСУ, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления МСУ, государственные гарантии МСУ и ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ.

    Европейская хартия МСУ действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации МСУ, а также гарантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 К. РФ стала составной частью правовой системы РФ.

    2. НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

    3. НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения МО; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА муниципальных образований (муниципальные правовые акты).

    Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения МСУ, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население МО, и акты, которые принимают органы МСУ; акты органов государственной власти по вопросам МСУ и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

    Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ. В совокупности они образуют МП как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации МСУ закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения МСУ.

    Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

    По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности МСУ (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы).

    По характеру предписаний они делятся:

    – на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения МСУ);

    обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы МСУ и должностные лица МСУ обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

    запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав МСУ. Например, запрещается ограничение прав МСУ, установленных К. РФ, федеральными законами.

    По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов МСУ и должностных лиц МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации МСУ.

    По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного МО.

    Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

    Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие обществен­ные отношения, возникающие в процессе организации и деятель­ности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В своей совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые харак­терны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

    Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значитель­ную часть норм муниципального права составляют общеобяза­тельные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (изда­вать) правовые акты по вопросам своего ведения.

    Своеобразие норм, составляющих в совокупности муници­пальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких пра­вовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены «по двум адре­сам». Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, граждан­ское право, финансовое право и др.

    В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, усвоения их содержания производится клас­сификация норм муниципального права по видам. В основу клас­сификации могут быть положены различные критерии.

    По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулиру­емых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: местное самоуправление в системе наро­довластия (понятие, принципы, функции местного самоуправле­ния); основы деятельности местного самоуправления (территори­альная, организационная, финансово-экономическая основы); полномочия местного самоуправления (муниципальных образова­ний); гарантии местного самоуправления; ответственность орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления, контроль за их деятельностью.



    По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

    управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавли­вающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, напри­мер, определяют предметы ведения местного самоуправления;

    обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должност­ные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими права и свободы человека и граж­данина. Данные нормы устанавливают также обязанности госу­дарственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

    запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

    По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные идиспозитивные. Императивная норма, напри­мер, устанавливает порядок вступления в силу нормативных пра­вовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и ре­шения законодательным (представительным) органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации вопроса о пре­кращении полномочий соответствующего органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления (ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).

    По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России) нор­мами, территория действия которых ограничивается территорией конкретного субъекта Российской Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образо­вания.

    По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, они могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Нормы муниципального права содержатся в федеральных зако­нах, законах субъектов Российской Федерации, а также в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Россий­ской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть норм муниципально­го права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления. К этим актам относятся уставы муниципальных образований, общеобя­зательные правила по предметам ведения муниципального обра­зования.

    Кроме того, нормы муниципального права могут быть поделе­ны на нормыматериально-правовые ипроцессуальные. Матери­ально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы муниципального права определя­ют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местно­го самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

    Классификация норм муниципального права возможнанетолько по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

    Правовой институт в муниципальном праве представляет со­вокупность муниципально-правовых норм, регулирующих опре­деленный круг взаимосвязанных общественных отношений, ко­торые образуют в рамках предмета муниципального права само­стоятельную, обособленную группу.

    К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институ­тов: института территориальной основы местного самоуправле­ния, института муниципальной собственности, института муни­ципальной службы и др.

    Системой муниципального права охватываются его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. В системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально. При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права. Собственно муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части. Общая часть - совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. Особенная часть - совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

    Общую часть составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, те, что закрепляют назначение местного самоуправления в обществе, цели, принципы, гарантии местного самоуправления, дефинитивные нормы общеотраслевого значения (муниципальное образование, органы местного самоуправления и т.д.).

    Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на два блока. Первый объединяет нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений, второй - нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении местного самоуправления на добровольных началах. Первый блок включает следующие институты: территориальной организации местного самоуправления; статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления; непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти. Второй блок включает институт общественного территориального самоуправления.

    В названных институтах выделяются субинституты (подинституты). Так, институт статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления подразделяется на нормы, определяющие статус и порядок деятельности представительных, исполнительных, контрольных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, муниципальных избирательных комиссий. При дальнейшем дроблении обособляются группы норм о статусе депутатов, должностных лиц представительных органов местного самоуправления, должностных лиц иных органов, статусе и порядке принятия муниципальных правовых актов и др. Институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления включает институт муниципальных выборов, местных референдумов, правотворческих инициатив. В институте общественного территориального самоуправления выделяются нормы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных органов территориального общественного самоуправления, порядок консультативных голосований и т.п.

    Существуют и иные взгляды на систему муниципального права <*>. Так, С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов Федерации <**>. Е.С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, к особенной части - нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.д.

    Не все авторы считают возможным выделять в муниципальном праве общую и особенную части. Таков, например, подход О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

    Делаются попытки выделить в муниципальном праве городское, сельское муниципальное право. Если принимать данный подход, то необходимо выделить еще и районное муниципальное право.