Что такое объект права собственности.

§ 3. Объекты права собственности

Общие положения. В условиях рыночной экономики принципиальные изменения претерпел подход законодателя к определению круга объектов, которые могут находиться в собственности граждан. По ранее действовавшему законодательству собственность граждан в соответствии с ее потребительским назначением распространялась тлавным образом на предметы потребления, причем и их количество зачастую ограничивалось. Что же касается средств производства, то гражданин мог быть собственником лишь мелких средств производства, а их использование с привлечением наемного труда, как правило, не допускалось. Ныне положение изменилось коренньтм образом. Начиная с законов о собственности, принятых на общесоюзном, а затем и на республиканском уровне, нормогворческие органы пошли по пути снятия существовавших на сей счет ограничений. И это вполне понятно, поскольку ныне всячески поощряется использование гражданами своего имущества не только в потребительских, но и в предпринимательских целях, что, в свою очередь, привело к отказу от попыток замкнуть собственность граждан почти исключительно на предметах потребления. В новом гражданском законодательстве относительно круга объектов, собственниками которых могут быть граждане, закреплены следующие принципиальные положения. Во-первых, в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Во-вторых, количество и стоимость имущества, которое может находиться в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях, предусмотренных п. 3 ст. 55 Конституции РФ и абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК (см. пп. 1 и 2 ст. 213 ГК). Напомним, что эти ограничения могут быть установлены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует особо подчеркнуть, что отнесение отдельных видов имущества к числу такового, которое вообще не может принадлежать гражданам, равно как и установление ограничений по количеству и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан, могут быть предусмотрены только законом. В иных правовых актах, в том числе в указах Президента и постановлениях правительства, эти вопросы не могут и не должны решаться, что является для собственника гарантией, в какой-то мере обеспечивающей устойчивость его имущественного положения и беспрепятственное осуществление его прав.

Правовой режим объектов права собственности гразвдан. Указанные объекты могут подпадать как под общий, так и под специальный правовой режим. Если в законах и подзаконных нормативных актах, изданных соответствующими органами в пределах их компетенции, для объектов, находящихся в собственности граждан, не установлен специальный правовой режим, то они подпадают под действие общего режима. Это значит, что в отношении указанных объектов нет каких-либо специальных правил, которые граждане должны соблюдать, и что при осуществлении своих прав на них они не должны лишь выходить за те общие пределы, которые очерчены в п. 1 ст. 10 ГК. Ясно, например, что так называемые шиканозные действия закон запрещает независимо от того, совершает ли их собственник с помощью имущества, подпадающего под общий или специальный правовой режим.

Сложнее обстоит дело с имуществом, в отношении которого установлен специальный правовой режим. На какой круг имуществ он распространяется и в чем выражается? Прежде всего на недвижимое имущество – земельные участки, жилые дома, многолетние насаждения и т. д. Вещные права на указанное имущество, равно как и сделки с ним, подлежат государственной регистрации. Отдельные виды недвижимого имущества подлежат также специальной регистрации (например, морские суда). Особые правила установлены для приобретения прав на объекты, относящиеся к недвижимости. Так, регистрации прав на земельный участок предшествует его отвод. Для возведения жилого дома, помимо отвода участка и регистрации права на него за застройщиком, требуется утверждение проекта постройки дома, получение разрешения на строительство, соблюдение целого ряда землеустроительных, противопожарных, санитарных, эколотических, строительных и иных норм и правил. И после приобретения в установленном законом порядке прав на недвижимость на собственнике лежит целый рад повинностей и обременений. В их числе уплата налога на недвижимость. Специальный правовой режим распространяется и на объекты, не относящиеся к недвижимости. Таковы транспортные средства, подлежащие специальной регистрации, оружие, на приобретение которого требуется специальное разрешение, сильнодействующие яды, которые могут применяться в лечебных, научных и производственных целях, и ряд других объектов, оборотоспособность которых отраничена. Специальный режим указанных объектов выражается в особых правилах их хранения и учета, в запрещении передавать их кому бы то ни было без надлежащего разрешения, в соблюдении особых мер предосторожности при обращении с ними. Специальный правовой режим распространяется на продуктивный и рабочий скот и прочих домашних животных (соблюдение ветеринарных и санитарных правил их содержания, правил благоустройства населенных пунктов и т. д.).

В связи с тем что все большее число граждан становится участниками хозяйственных товариществ и обществ, выступает на рынке ценных бумаг, в их собственности оказывается немало акций и иных ценных бумаг, удостоверяющих их участие в соответствующем товариществе (обществе) и дающих право на получение прибыли (дивиденда). Их оборот подчиняется особым правилам, и в этом смысле они также подпадают под специальный правовой режим.

В тех случаях, когда гражданину отказывают в даче разрешения на приобретение какого-либо имущества и удостоверении прав на него, накладывают на имущество обременения, чинят препятствия в осуществлении прав на него, гражданин может обратиться в суд с жалобой на действия соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" автора Ткач Александр Николаевич

Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества 1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю 1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него 1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества Комментарий к статье 25.3Комментируемая статья введена Федеральным законом от 30 июня 2006г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые

Из книги Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд... автора Дашян Микаэл

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю Комментарий к статье 30.1Данная статья включена в комментируемый акт и введена в действие с 1 июля 2006 года Федеральным законом от 17

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Экзамен на адвоката автора

19. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Право собственности – наиболее полное господство над вещью (plena in re potestas), наиболее широкое вещное право, по общему правилу для римлян это господство было неограниченным.Право собственности рассматривается

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

22. Приобретение права собственности по договору, защита и прекращение права собственности Приобретение права собственности по договоруМанципация (mancipatio) - торжественный обряд передачи манципируемой вещи. Манципация предполагала наличие передаваемой вещи или ее

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности В объективном смысле право собственности - система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов

Из книги автора

15.7 Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности Как указывалось выше, дистрибьюторский договор может включать в себя положение о распределении прав на использование дистрибьютором объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей грантору.В

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 85. Понятие и содержание права собственности. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору и риск случайной гибели (случайной порчи) имущества. Законодательство не содержит легального понятия права собственности. Право

Из книги автора

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности 1. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной

Субъектами права собственности могут выступать физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Все указанные субъекты обладают равными правовыми возможностями, в том числе равными возможностями защиты своего права собственности. В зависимости от субъекта - обладателя права собственности в Российской Федерации формы собственности разделяют на частную - собственность граждан и юридических лиц, государственную - собственность Российской Федерации или ее субъектов, муниципальную - собственность муниципальных образований и иные формы собственности. В зависимости от того, в собственности какого субъекта находится имущество, могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, пределы владения, пользования и распоряжения им.

В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (недра, охраняемые природные объекты и т.д.).

Государственную собственность составляют имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют их органы, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные лица, специально уполномоченные на это в установленном законом порядке. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований права собственника также осуществляют их органы. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Имущество может находиться в собственности как одного, так и нескольких лиц (сособственников). В последнем случае имущество принадлежит сособственникам на праве общей собственности. Институт общей собственности регламентирован нормами главы 16 ГК РФ. Общая собственность может быть долевой (доли сособственников в праве общей собственности определены) либо совместной (доли сособственников в праве общей собственности не определены).

Совместная собственность возникает в случае, если объект является неделимым, т.е. не может быть разделен без изменения его назначения (автомобиль) или не подлежит разделу в силу закона (коллекция произведений искусства, признанная памятником истории и культуры). Образование совместной собственности на делимое имущество возможно только в случаях, предусмотренных законом (собственность фермерского хозяйства) либо договором.

Во всех иных случаях на имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, устанавливается долевая собственность. В долевой собственности по общему правилу доли участников считаются равными. Иное распределение долей может быть установлено законом или договором. Соглашением сторон сособственники могут определять размер своих долей в зависимости от вклада каждого из них в общее имущество.

Сособственники имущества, находящегося в долевой собственности осуществляют владение и пользование по взаимному соглашению, а при отсутствии такого соглашения - в судебном порядке. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Каждый из участников долевой собственности имеет право требовать, чтобы ему предоставили во владение и пользование такую часть общего имущества, которая соразмерна принадлежащей ему доле. Если это сделать невозможно, участник вправе требовать соответствующей компенсации.

Выдела своей доли из общего имущества вправе потребовать любой из сособственников. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, возможен по соглашению участников. Если участники не достигли соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела из него доли, выдел доли возможен в судебном порядке.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, происходит также по взаимному соглашению сособственников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться своей долей. Если доля подлежит отчуждению на возмездном основании, остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на остальных равных условиях. Продавец доли обязан уведомить письменно своих сособственников о своем намерении передать возмездно долю постороннему лицу с указанием всех условий договора. Если сособственники откажутся от покупки (или не ответят на уведомление о передаче недвижимого имущества в течение месяца, движимого имущества - в течение десяти дней), собственник вправе передать свою долю любому лицу на тех условиях, которые были указаны им в извещении сособственников.

Совместная собственность возникает по основаниям, предусмотренным законом. В соответствии со ст. 257 ГК РФ собственность крестьянского (фермерского) хозяйства является совместной и включает в себя все имущество членов крестьянского хозяйства, приобретенное на общие средства (земельный участок; хозяйственные постройки; мелиоративные и другие сооружения; скот, птица; сельскохозяйственная техника; транспортные средства, инвентарь; плоды, продукция и доходы).

В соответствии с п. 1 ст. 256 ГК РФ совместной собственностью является общая собственность супругов, состоящая из имущества, совместно нажитого супругами во время брака. Брачным договором может быть установлено, что общее имущество является долевой собственностью. Из совместно нажитого имущества исключено имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак; имущество, полученное во время брака в дар или в порядке наследования; вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащее автору такого результата (исключая доходы, полученные от использования такого результата).

Распоряжение совместной собственностью возможно по соглашению участников. Однако в отличие от соглашения участников долевой собственности, которое должно быть выражено, согласие совместных сособственников на распоряжение имуществом предполагается независимо от того, кем из них заключается сделка по распоряжению имуществом. Владение и пользование имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляются ее участниками сообща.

Раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и выдел из него доли осуществляются только после предварительного определения доли каждого из участников, а обращение взыскания на долю - только после выдела доли в натуре.

Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.

Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может иметь место только при прекращении хозяйства. При выходе одного из членов земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

Общие положения. Объекты гражданских прав подразделяются на изъятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся в свободном обращении. Эта классификация распространяется и на объекты права собственности. В условиях, когда государственная собственность принадлежала одному субъекту, круг ее объектов был неограниченным. Иными словами, государство могло быть и на деле являлось собственником любого имущества, независимо от того, дано ли оно самой природой или создано трудом человека, равно как и независимо от того, участвует ли имущество в гражданском обороте или нет. Ныне это положение в полной мере может быть распространено лишь на одного субъекта государственной собственности - Российскую Федерацию. Что же касается других субъектов права государственной собственности - субъектов Федерации и тем более субъектов права муниципальной собственности, то оно может быть распространено на них лишь с известными ограничениями. Ясно, например, что ядерное оружие может находиться лишь в собственности РФ, оно не может принадлежать ни субъектам Федерации, ни муниципальным образованиям. (стр. 470)

Природные ресурсы как объекты права собственности. В одном из первых декретов победившей в 1917 г. Октябрьской революции была отменена частная собственность на землю и другие природные ресурсы, которые объявлялись общенародным достоянием. По тому же пути в течение многих десятилетий, вплоть до начала девяностых годов, шло и все наше законодательство. Земля, ее недра, леса и воды были отнесены к объектам исключительной собственности государства и изъяты из гражданского оборота. Положение коренным образом изменилось, когда наша страна вступила в период перестройки. В отраслевых законодательных актах начала девяностых годов, а вслед за ними в ныне действующей Конституции РФ признана частная собственность на землю. До сих пор, однако, не может окончательно считаться решенным вопрос о содержании права частной собственности на землю и оптимальных механизмах его осуществления. Достаточно напомнить, что на долгий срок было приостановлено введение в действие гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» ГК. Случайно ли это? Думается, что нет.

Нельзя сбрасывать со счетов, что за истекшее столетие по нашей стране несчетное количество раз вдоль и поперек прокатывался железный каток. За годы Советской власти многое было сделано для того, чтобы отлучить людей от земли, отвадить их любить и жалеть землю. Достаточно напомнить коллективизацию, в ходе которой миллионы людей были насильственно согнаны с земли, которую осваивали и облагораживали их предки. Поэтому сразу же после признания права частной собственности на землю перед реформаторами со всей остротой встал вопрос, в чьи руки отдать землю, дабы она попала к тем, кто действительно хочет и способен ее обрабатывать, относиться к ней по-хозяйски, использовать ее в соответствии с целевым назначением, оставить ее своим детям и внукам в облагороженном состоянии. Окончательный ответ на этот вопрос до сих пор не найден и, по-видимому, не скоро будет найден, ибо право и законодательство не могут быть выше общества, из недр которого они вышли.

Другая, не менее сложная сторона дела состоит в том, что большинство наших сограждан, которые и хотели бы работать на земле, не располагают даже минимальными ресурсами да и навыками для того, чтобы культурно и грамотно вести хозяйство. А если вспомнить, каких затрат требует налаживание самой элементарной инфраструктуры, без которой в современных условиях просто-напросто нельзя жить, то нетрудно понять, что от решения извечного для России земельного вопроса мы еще достаточно далеки, какие бы законы при этом ни принимались. (стр. 471)

Но как бы там ни было, законодательная машина работает, что ощутимо сказывается и на законодательстве об использовании и охране природных ресурсов. 25 октября 2001 г. Президент РФ подписал Закон о принятии Земельного кодекса РФ, который вступил в действие со дня его официального опубликования, т.е.

с 30 октября 2001 г. Никакой революции в регулировании земельных отношений новый ЗК не совершил уже потому, что он, по существу, вывел за пределы своего ведения земли сельскохозяйственного назначения, отдав последние на откуп Федеральному закону об их обороте.

Какие же моменты, характеризующие ЗК, должны быть отмечены применительно к нашей теме? Вслед за Конституцией РФ ЗК закрепляет частную собственность на землю (собственность граждан и юридических лиц), государственную собственность на землю (собственность РФ и собственность субъектов РФ) и муниципальную собственность (собственность муниципальных организаций).

Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Устанавливая это положение, ЗК вслед за ГК закрепляет презумпцию права государственной собственности на землю. Отметим, что ГК, не ограничиваясь землей, распространяет эту презумпцию и на другие природные ресурсы. Известное несоответствие в этом вопросе между нормами гражданского и земельного законодательства объясняется тем, что ЗК относит к предмету своего ведения именно земельные отношения, придавая приоритет в регулировании иных отношений по использованию и охране природных ресурсов нормам таких отраслей законодательства, как лесное, водное, законодательство о недрах и т. д. К тому же следует учитывать, что ныне действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на леса и участки недр, в муниципальной и частной собственности не могут быть водные объекты, кроме обособленных, а животный мир в пределах РФ является государственной собственностью (см. ст. 19 Лесного кодекса, ст. 12 Закона РФ «О недрах», ст. 33 – 40 Водного кодекса, ст. 4 Закона РФ «О животном мире»). Закрепление презумпции государственной собственности на землю означает, что земля в пределах территории РФ не может юридически оказаться бесхозяйной, даже если находится в запустении или вообще заброшена. Закрепление в отношении земли презумпции государственной собственности не означает, однако, что земля не может быть приобретена в собственность по давности владения, т.е. что она вообще изъята из-под действия приобретательной давности. По крайней мере, в отношении земли такой вывод неверен, поскольку в принципе она может быть приобретена в частную собственность по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, к числу которых и относится приобретательная давность. Но, разумеется, речь не может идти о земельных участках, которые в соответствии с ЗК и иными федеральными законами не могут находиться в частной собственности Ясно, что их нельзя приобрести в частную собственность и по давности владения Что же касается лесов, участков недр и водных объектов (кроме обособленных водных объектов), то они в частной собственности вообще не могут быть, а потому действительно изъяты из-под действия приобретательной давности.

В гражданском законодательстве в отношении природных ресурсов закреплено и другое принципиально важное положение они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Это положение развито и конкретизировано в законодательстве об использовании и охране природных ресурсов (см., например, ст. 27 ЗК).

Участниками земельных отношений могут быть собственники земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды, обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими участками (сервитут). В определении круга лиц, которые могут получить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, а также содержания их прав на этот участок, произошли существенные изменения

Но начнем с того, что у тех лиц, которым эти участки до введения ЗК в действие были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, эти права сохраняются. В первом случае речь идет о гражданах и юридических лицах, во втором, что вытекает из юридической природы самого права - только о гражданах. При (стр. 473) этом граждане и юридические лица, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться. То же относится и к гражданам, владеющим участками на права пожизненного наследуемого владения В этом случае исключение сделано лишь для перехода прав на земельный участок по наследству (как по завещанию, так и по закону). Граждане, которые обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право однократно приобрести их в собственность бесплатно.

Впредь земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам после введения ЗК в действие земельные участки не предоставляются ни в постоянное (бессрочное) пользование, ни в пожизненное наследуемое владение. В то же время, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 13 декабря 2001 г. по делу Близинской, т.е. уже после введения ЗК в действие, в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Под своим имуществом в данном случае следует понимать имущество, принадлежащее лицу не только на праве собственности, но и на ином вещном праве. Следовательно, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ гарантирует защиту не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком Земельный участок является для землепользователя и землевладельца именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъято иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ГК такие вещные права на земельные участки, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, подлежат защите применительно (стр. 474) к правилам о защите права собственности. С такой позицией Конституционного Суда РФ надлежит полностью согласиться.

Недвижимые имущества как объекты права собственности. В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество. Ранее действовавшее законодательство советского периода за редчайшими исключениями деления имущества на движимое и недвижимое прямо не проводило, хотя подспудно оно и присутствовало. Упразднение этого деления в известной мере было связано с отменой в одном из первых декретов Советской власти права частной собственности на землю. Ныне это деление, имеющее в российском законодательстве прочные исторические корни, восстановлено. Примерный перечень имуществ, относящихся к недвижимостям, дан в п. 1 ст. 130 ГК. Правда, из указанного перечня выпало предприятие. По-видимому, это объясняется тем, что правовой режим предприятия как объекта прав специально закреплен в ст. 132 ГК. Предприятие как объект прав - это имущественный комплекс, используемый в целях предпринимательской деятельности. Понятие предприятия как имущественного комплекса не сводится ни к орудиям и средствам производства, составляющим «тело предприятия», ни даже к имуществу, а охватывает также принадлежащие предприятию исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, может быть как предприятие в целом, так и его часть. В ст. 132 ГК (стр. 475) особо подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет важное значение при раскрытии содержания, пределов и способов осуществления права государственной и муниципальной собственности, что будет показано в дальнейшем.

Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право. Общее определение права собственности как субъективного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности, либо народ (население), проживающий на определенной территории, входящей в состав РФ, если речь идет о собственности субъектов Федерации либо о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению к указанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит,- в состав российского народа, народа республики - субъекта РФ, населения края, области, муниципального образования и т.д. В то же время члены общества по отношению к указанным формам собственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъектного состава правоотношений государственной и муниципальной собственности.

В условиях административно-командной системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектом которой признавалось в то время только государство, и притом в единственном числе, нередко подчеркивался ее властный характер. Это качество, хотя и в меньшей степени, чем раньше, присуще государственной (стр. 476) собственности и сейчас, оно выражается главным образом в способах ее осуществления. Присуще оно и муниципальной собственности. В то же время в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и РФ, и ее субъекты, и муниципальные образования, которым как раз принадлежит право государственной и муниципальной собственности, выступают на равных началах с другими участниками этих отношений. Таким образом, властное начало, действительно присущее государственной и муниципальной собственности, никак не должно сказываться на отношениях по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в РФ допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом (см. п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 4 ст. 212 ГК). Сказанное, разумеется, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков. Так, если широкий круг имуществ, принадлежащих гражданам, забронирован от взысканий со стороны кредиторов, то взыскание может быть обращено на все имущество государственных и муниципальных предприятий.

Давая общую характеристику права собственности, мы подчеркивали, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Если бы дело обстояло иначе, то говорить о праве собственности как мере поведения было бы нельзя. Распространяется ли эта характеристика на право государственной собственности, принадлежащее РФ, которая как суверен соединяет в своих руках всю полноту государственной власти со всеми правомочиями собственника и сама определяет правовой режим принадлежащих ей имуществ? Да, распространяется. Государство (в данном случае – РФ) – суверен, однако оно действует (во всяком случае, должно действовать!) в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы, о неограниченности этих правомочий говорить не приходится. (стр. 477)

Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности - Конституции РФ, ГК, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Это дало основания утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование. В противовес этой точке зрения были выдвинуты две другие, причем диаметрально противоположные. Одна из них, наиболее обстоятельно изложенная Н.Д. Егоровым, сводится к тому, что нормы о праве собственности по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, а потому целиком входят в состав гражданского права как отрасли права. Другие ученые отстаивают государственно-правовую природу, по крайней мере тех норм, которые составляют институт права государственной собственности. Именно вокруг этого института и развернулась главным образом полемика относительно отраслевой принадлежности норм о праве собственности. К числу сторонников государственно-правовой природы норм о праве государственной собственности относятся, в частности, B.C. Якушев и М.И. Брагинский.

Решая этот вопрос, нельзя сбрасывать со счетов, что важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ. Именно в этих нормах закреплены признаваемые в РФ формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция РФ и ее (стр. 478) субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности (в первую очередь государственной собственности). Оно и понятно. Отношения собственности во всяком обществе являются основополагающими. Между тем государственное право и призвано как раз к тому, чтобы закреплять и регулировать отношения, составляющие основу государственного и общественного строя. Ссылка на то, что указанные нормы Конституции по своей отраслевой принадлежности являются гражданско-правовыми, неубедительна. Если следовать этой аргументации, то пришлось бы значительную часть норм Конституции растащить по отраслевым квартирам и от нее мало что осталось бы как от целостного и к тому же фундаментального акта всей системы российского права. С другой стороны, и в актах гражданского законодательства мы находим прямые указания на то, что отношения собственности составляют предмет гражданско-правового регулирования (см., например, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК). Напомним также, что раздел II ГК называется «Право собственности и другие вещные права». В этом разделе развиты и конкретизированы многие конституционные установления о праве собственности. Дело, однако, не только в этом. Право государственной и муниципальной собственности реализуется в правоотношениях самой различной отраслевой принадлежности, а не только гражданско-правовых. Ясно, например, что, когда Правительство РФ принимает решение о передаче какого-либо предприятия, здания, сооружения или иного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Федерации или в муниципальную собственность, то реализация права федеральной собственности происходит в рамках государственно-правового отношения. Когда же принимается решение о преобразовании государственного предприятия в казенное, реализация права федеральной собственности протекает в рамках административно-правового отношения. Вследствие указанных обстоятельств есть достаточные основания, чтобы совокупность норм, составляющих право собственности в объективном смысле, отнести к комплексным правовым образованиям, включающим нормы самой различной отраслевой принадлежности. Как мы в дальнейшем увидим, такой подход применительно к праву государственной и муниципальной собственности особенно оправдан. (стр. 479)

В ныне действующем гражданском законодательстве относительно круга объектов, собственниками которых могут быть граждане, закреплены следующие принципиальные положения:

В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать;

Количество и стоимость имущества, которое может находиться в собственности граждан, не ограничивается, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1 и ст. 213 ГК РФ).

Отнесение отдельных видов имущества, которое не может принадлежать гражданам, и установление ограничений по количеству и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан, могут быть предусмотрены только законом, а не иными правовыми актами.

Виды объектов, которые могут находиться в собственности граждан, определяются, прежде всего, оборотоспособностью этих объектов (ст. 129 ГК РФ). Гражданам на праве собственности могут принадлежать все те объекты, которые могут свободно отчуждаться гражданами и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования). В частности, граждане могут быть собственниками недвижимого имущества, включая предприятия как имущественные комплексы, жилые дома и квартиры. Конституция РФ провозгласила возможность иметь в частной собственности землю (земельные участки), а также другие природные ресурсы (п. 2 ст. 9, ст. 36). Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов. Граждане являются собственниками имущества созданных ими учреждений (некоммерческих организаций). Они могут иметь в собственности и различные виды движимого имущества, включая оборудование, транспортные средства и «другие средства производства», а также деньги и ценные бумаги.

В состав имущества граждан, принадлежащего им на праве собственности, могут входить и отдельные обязательственные права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также некоторые правомочия из состава исключительных прав. Они не приобретают, тем самым, режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса. Именно этот комплекс составляет объект взыскания возможных кредиторов гражданина, а в случае его смерти - наследственную массу (объект наследственного преемства).



Объектом права собственности граждан не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства. Конкретные виды объектов, которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ) и не могут устанавливаться подзаконными актами. К ним относятся: природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, памятники истории и культуры, радиоактивные материалы, военная техника и некоторые другие объекты. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, то есть ограниченных в обороте (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ). К таким объектам относятся, например, охотничье оружие, летательные аппараты, аппаратура дальней радиосвязи и т.д.

Объекты права собственности граждан могут подпадать как под общий, так и под специальный правовой режим. Если в законах и подзаконных нормативных актах, изданных, изданных соответствующими органами в пределах их компетенции, для объектов, находящихся в собственности граждан, не установлен специальный правовой режим, то они подпадают под действие общего режима. Это значит, что в отношении указанных объектов нет никаких-либо специальных правил, которые граждане должны соблюдать, и что при осуществлении своих прав на них они не должны лишь выходить за те общие пределы, которые очерчены в пункте 1 статьи 10 ГК РФ.

Специальный правовой режим распространяется, прежде всего, на недвижимое имущество - земельные участки, жилые дома, многолетние насаждения и т.д. Вещные права на указанное имущество, равно как и сделки с ним подлежат государственной регистрации. Отдельные виды недвижимого имущества подлежат также специальной регистрации (например, морские суда).



Особые правила приобретения прав на земельные участки и другие природные ресурсы, а также порядок распоряжения ими устанавливаются законами о земле и других природных ресурсах.

Жилые помещения, приватизированные и кооперативные квартиры, наряду с другим недвижимым имуществом, относятся к важным объектам собственности. Для возведения жилого дома, помимо отвода участка и регистрации права на него за застройщиком, требуется утверждение проекта постройки дома, получение разрешения на строительство, соблюдение целого ряда землеустроительных, противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил. И после приобретения в установленном законом порядка прав на недвижимость на собственнике лежит ряд обязанностей, в том числе по уплате налога на недвижимость. Некоторую особенность представляет собой право собственности гражданина на квартиру в многоквартирном доме. Ему, а также собственникам других квартир в таком доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).

Специальный правовой режим распространяется и на объекты, не относящиеся к недвижимости. Таковы транспортные средства, подлежащие специальной регистрации, оружие, на приобретение которого требуется специальное разрешение, сильнодействующие яды, которые могут применяться в лечебных, научных и производственных целях, и ряд других объектов, оборотоспособность которых ограничена. Специальный режим указанных объектов выражается в особых правилах их хранения и учета, в запрещении передавать их кому бы то ни было без надлежащего разрешения, в соблюдении особых мер предосторожности при обращении с ними.

Ценные бумаги как объекты имущественных прав приобрели в последнее время широкое распространение среди граждан. Поскольку ценные бумаги признаются имуществом и включены законодателем в особую группу вещей, на них распространяется действие института права собственности. Однако специфика ценных бумаг определяет их подчинение установленному для них специальному правовому режиму.

Действия граждан по поводу присвоенного имущества могут быть направлены как на личное потребление, так и на использование его в предпринимательской деятельности, имеющей целью систематическое получение прибыли. Необходимо отметить, что объем действий, включенных законодателем в правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим гражданину имуществом, такой же, как и для других субъектов гражданского права. Отличие в правовом положении гражданина-собственника от иных субъектов права собственности состоит в том, что объем имущественной правоспособности гражданина отличен от объема имущественной правоспособности иных лиц - участников гражданского оборота. Вследствие этого существует ряд сделок, одной из сторон в которых может быть только гражданин - собственник. Например, только гражданин-собственник признается получателем ренты по договору пожизненного содержания с иждивением (ст. 598 ГК РФ); только гражданин - собственник может распорядиться своим имуществом путем составления завещания.

Под пределами осуществления права собственности необходимо понимать те границы, которые нормативно установил законодатель на объем свободных действий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предусматриваются некоторые нормативные ограничения действий собственника, которые вводятся в интересах соблюдения прав, охраны здоровья и законных интересов других лиц, охраны окружающей среды, защиты нравственности, конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1, п. 2, 3 ст. 209 ГК РФ).

Законодатель не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ, п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Объем имущества, который может принадлежать гражданину на праве собственности, количество и по стоимости гражданским законодательством прямо не ограничено (п.2 ст. 213 ГК РФ). Однако на этапе присвоения государственное регулирование количества имущества, которое может поступать в собственности гражданина, осуществляется средствами налогообложения. Например, из денежной оценки подаренного или унаследованного гражданином имущества значительные суммы взыскиваются в виде налога на сделку, если стоимость приобретенного имущества превышает определенные в законе размеры.

В перечень имущества, входящего в объект налогообложения, законодатель включил такие предметы, как дома, яхты, драгоценности, транспортные средства, земельные участки, ценные бумаги. При этом средства производства, такие как станки, оборудование, предметы труда (сырье, полуфабрикаты) данным видом налога не облагаются. В то же время установлен перечень вещей, по поводу которых ограничен объем действий собственника-гражданина, эти ограничения касаются в первую очередь действий по приобретению и прекращению права собственности. Например, при вывозе культурных ценностей за территорию РФ подтверждением права собственности на них признаются только письменные сделки. Продажа, дарение и наследование личного оружия гражданами осуществляется в порядке обязательной регистрации сделок в органах внутренних дел.

Ряд ограничений установлен законодателем на действия собственника жилья. Так, не допускается изменение целевого назначения помещения путем его перевода из жилого в нежилое (ст. 288 ГК РФ). Право собственности на квартиру в многоквартирном доме тесно связано с правом на общие помещения жилого дома. Поэтому такой собственник лишен права распоряжения своей долей в общем имуществе жилого дома отдельно от права собственности на квартиру (п. 2 ст. 290 ГК РФ). На право распоряжения собственника жилого помещения законодатель накладывает ограничения при наличии членов семьи, проживающих совместно с собственником. Во-первых, собственник не вправе отчуждать жилое помещение без согласия органов опеки и попечительства, если совместно с ним проживают несовершеннолетние члены семьи. Во-вторых, продажа или иное отчуждение жилого помещения собственником не влечет за собой прекращение права пожизненного пользования этим помещением членами его семьи (ст. 292 ГК РФ).