Ростехнадзор за чем следит. Технадзор: что нужно знать проверяемым организациям

Приветствую, уважаемые друзья! Ранее я уже публиковал перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по промышленной безопасности (и не только), соблюдение которых оценивается при проведении проверки Ростехнадзора. Те самые перечни, которые были утверждены приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 г. № 421. Новость собственно в том, что эти перечни обновились. Поехали!

Изменения в перечни нормативных правовых актов были внесены приказом Ростехнадзора от 05.06.2017 г. № 193. Изменения вступили в силу 5 июня 2017 года.

О том, что именно изменилось, руководители и специалисты в области охраны труда и промышленной безопасности могут узнать из приказа Ростехнадзора № 193 и приказа Ростехнадзора № 421 (в новой редакции), которые можно будет скачать чуть ниже.

Изменений достаточно много, поэтому вкратце.

Собственно были исправлены неточности в наименовании ряда правовых актов, содержащихся в утверждённых перечнях. Ряд правовых актов вообще исключён. Например были исключены Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций, утверждённые приказом Минэнерго России от 13.04.2001 г. № 113 (Они же РД 153-34.0-03.205-2001).

Порядок ведения перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверки Ростехнадзора, остался без изменений.

Скачивайте актуальные документы и предметно знакомьтесь.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Приказ Ростехнадзора от 05.06.2017 г. № 193 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 октября 2016 г. № 421

На этом всё. Если информация пригодилась, не проходим мимо, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

Ростехнадзор проверяет организации, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, энергоустановки, ведут строительство, эксплуатируют гидротехнические сооружения или объекты атомной энергетики. В статье мы расскажем, каким образом проводятся проверки, и где можно скачать проверочные листы.

Читайте в статье:

Что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке

Скачать проверочные листы Ростехнадзора:

Периодичность внепланового контроля не зависит от плана на сайте Генеральной прокуратуры. Инспектор Ростехнадзора имеет право провести проверки предприятий в любое время вне плана, если:

  • поступило обращение граждан, в том числе работников организаций, получена информация от госорганов, СМИ по вопросам в компетенции РТН;
  • истек срок исполнения ранее выданного предписания;
  • издан приказ о внеплановой проверке по поручению Президента или Правительства либо на основании соответствующего требования прокурора.

В распоряжении указывается, кто из специалистов будет проверять организацию, вид, цель и предмет проверки, срок ее проведения и т.д. От предмета инспекции и полномочий инспектора в области надзора зависит, что именно будет проверять РТН, а также по каким чек-листам.

Надзорный орган обязан согласовать внеплановые мероприятия по надзору с прокуратурой. В случаях, когда основанием стало заявление о вреде жизни или здоровью граждан, прокуратуру уведомляют без согласования (ч. 12 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Срок проверки крупных предприятий не превышает 20 рабочих дней, малых предприятий – 50 часов в год, микропредприятий – 15 часов в год. Это указано в статье 13 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Проверка Ростехнадзора по энергосбережению: что проверяют

Обязанность потребителей электроэнергетики установить и соблюдать режим энергосбережения указана в ПТЭЭП .

В ходе проверки инспектора РТН обязаны удостовериться, каким образом на проверяемом предприятии реализуются:

  • мероприятия по сбережению электрической энергии;
  • меры по энергосбережению в сфере тепло- и водоснабжения;
  • мероприятия по сбережению газа;
  • оптимизация работы канализации.

К основным мероприятиям по сбережению электроэнергии относятся:

  • оптимизация нагрузки в трансформаторах: снижение потребления электроэнергии до 10%;
  • замена устаревших электроустановок (электродвигателей) на современные модели с высокой энергоэффективностью;
  • замена системы освещения на более экономичную, внедрение новых энергоэффективных светильников, что позволяет добиться сокращения затрат на электроэнергию для освещения помещений до 70%. Переход на люминесцентные лампы позволяет снизить потребление электричества в 5 раз, а светодиодных светильников – в 8 раз.

Инспектор обязательно проверит как наличие, так и соблюдение параметров, указанных в паспорте энергоэффективности. Паспорт энергоэффективности объекта является документом, необходимым для получения разрешения на ввод его в эксплуатацию. Это документ, подтверждающий соответствие параметров построенного или реконструированного объекта капитального строительства проектной документации , в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В сферу надзора входит соблюдение на предприятии требований:

  • Закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Его обязаны исполнять как субъекты электроэнергетики (электросетевые компании и т.п), так и организации-потребители электрической энергии.
  • Программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, которые полностью или частично принадлежат государству (приказ РТН от 02.02.2012 № 72).
  • Энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, оснащения приборами учета энергетических ресурсов (приказ РТН от 12.12.2011 № 697), энергетического обследования (приказ РТН от 22.11.2011 № 653).

Проверочные листы Ростехнадзора

Чек-лист – это определенный перечень вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства, составляющих предмет проверки.

Списки контрольных вопросов применяют с начала 2018 года только при плановых надзорных мероприятиях. За рамки данных вопросов проверяющий не вправе выходить.

Ниже вы можете скачать проверочные листы:

2. Требования по электробезопасности (проект разработан для шахт)

3. Производство газа и газопотребление

Применение контрольных вопросов призвано ликвидировать отдельные случаи взяточничества и других коррупционных проявлений, сделать проверку прозрачнее, дать возможность работодателю самому проверить состояние промбезопасности. В настоящее время Ростехнадзор продолжает разработку проверочных листов.

Вы получили уведомление Ростехнадзора, уведомление от ГИТ или Роспотребнадзора о предстоящей проверке. Даже если это у вас уже не в первый раз - всегда лучше подстраховаться и заранее подготовиться к предстоящей проверке.
Основные вопросы и ключевые моменты при любой проверке перечисленных надзорно-контролирующих органов таковы: правомерность проверки, какие документы подготовить, как себя вести и как правильно оформить результат проверки. Менее ключевой вопрос - оспаривать или нет результаты.
Итак…

Основной закон при проведении любой проверки - это федеральный закон № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ». Здесь и далее (если не указано иное) ссылки на пункты и статьи относятся именно к нему.
Прежде всего тщательно изучите уведомление о проведении проверки.
Зафиксируйте дату отправки и дату получения. Уведомление должно прийти не позднее, чем за три дня до начала проверки. С практической точки зрения это означает, что вам будет необходимо перенести срок проведения проверки, если уведомление пришло позднее, чем за три дня (кстати, на этом основании возможно и оспаривание результатов проверки - как несоблюдение ее процедуры, следовательно, она не является законной).
Проверьте, чтобы все приложения были на месте (при их наличии).
Удостоверьтесь, что проверка проводится на законном основании - включена в план проведения проверок (легко найти на сайте контролирующего органа и региональной Прокуратуры) либо имеется соответствующее согласование Прокурора. Плановая проверка не должна проводиться чаще, чем один раз в три года.
ВАЖНО! В соответствии со ст. 13.1 объекты, в отношении которых установлен постоянный надзор, могут посещаться представителями контролирующих органов неоднократно и беспрепятственно, для таких объектов устанавливается особая периодичность проверок. Также иная периодичность проверки устанавливается пунктом 9 ст. 9 федерального закона № 294-ФЗ, а пунктом 1.1 ст. 9 этого закона устанавливается возможность осуществления контроля без проведения плановых проверок.
Если проверка внеплановая - уточните ее основания.
Цитата из ст. 10.:
2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
N 365-ФЗ)
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Иными словами - удостоверьтесь, что и внеплановая проверка имеет законные основания. Внимательно ознакомьтесь с жалобой (заявлением). Запросите ее, если она не приложена к уведомлению - вам не могут отказать.
Определите объем проверки и объект. Очень важно понимать, что проверка может проводиться исключительно в рамках уведомления - т.е. проверяется только тот объект и только в том объеме, какой указан в уведомлении. Определите, полномочен ли данный орган проводить такую проверку.
Свяжитесь непосредственно с исполнителем от контролирующего органа. Срок проведения проверки указывается в уведомлении - и бывает так, что конкретная дата посещения предприятия (объекта) отсутствует. Уточните точную дату, при необходимости решите вопрос с СИЗ и вводным инструктажем (особенно на производственных объектах). Возможно, инспектор будет иметь какие-либо еще пожелания или вопросы - никто лучше вас не определит хороший маршрут для посещения объектов (особенно если их несколько), не решит вопрос с транспортом.
ВАЖНО. Не стоит упрямствовать при организации транспорта для инспекции при посещении производственных объектов или перемещении по ним. Во-первых, вопрос транспорта очень спорный (и вас вполне могут попытаться привлечь к ответственности за воспрепятствование проведению проверки). Во-вторых, вы несомненно получаете некоторое преимущество, имея свой транспорт. Ведь и маршрут тоже можете определить вы - конечно, согласовывая его с проверяющими.
И еще… заведите журнал проверок. Подробнее о нем можно узнать в пп 8-10 ст. 16 закона, форму журнала можно найти по этой ссылке.

Еще раз напомним: основной закон при проведении любой проверки - это федеральный закон № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ». Обратите внимание на пункт 4 ст. 1 закона - в вашем случае будут применимы и еще какие-нибудь нормативные документы касательно проведения проверок (исходя из названий контролирующих органов и приведенного в п. 4 ст. 1 перечня - только ГИТ не может иметь дополнительного нормативного документа).
ВАЖНО! Проверки, проводимые в рамках соблюдения требований законодательства о террористической защищенности, не подпадают под действие закона № 294- ФЗ.
Обязательно назначьте ответственное лицо для проверки, выдайте ему доверенность от предприятия на право осуществления всех необходимых дейтствий (в т.ч. подписание акта).
Подготовьте все требуемые документы для проверки и заверенные копии. Заверять документы можно печатью, надписью «Копия верна» и указанием ФИО и должности ответственного специалиста. Лучше - если обязанность заверить документ будет зафиксирована на вашем предприятии официально (приказ, положение о делопроизводстве, и т.п.).
Поясняйте проверяющему только то, что он спрашивает. В случае затруднений - попросите «отсрочку». Вы не можете знать все и сразу, всегда будут моменты, которые потребуют какое-то время.
Нет смысла доказывать проверяющему его «неправоту» - единственным заслуживающим внимания результатом проверки будет являться акт проверки. И только он. Если пункт окажется неправомерен - скорее всего, его придется оспаривать. Но никакие устные заявления инспектора не следует оспаривать, оставьте все как есть, не тратьте свое время и нервы.
Обращайте внимание на сроки устранения нарушений. Нередко проверяющий сам согласовывает их с вами (уточняет, исходя из ваших возможностей) тот или иной срок устранения. Если не хотите в дальнейшем нарваться на ответственность за неисполнение законного требования (в т.ч. неисполнения предписания по результатам проверки) - из-за того, что срок оказался маловат - примите участие в установке сроков еще на стадии проверки.
Практический совет: будьте благоразумны - не увиливайте, не скрывайтесь, не хамите. Функция проверяющего как сотрудника надзорно-контролирующего органа вообще в случае проверки вполне очевидна - проверить. Но функция его как сотрудника этим не ограничивается. Вы имеете полное право обратиться за консультацией в надзорно-контролирующий орган - и вы имеете полное право ее получить. Иногда это будет тот же самый сотрудник, что проводит проверку…

Результатом любой проверки является акт проверки.
Практически сразу же вам выдадут предписание - с требованием устранить найденные нарушения в определенные сроки.
Внимательно изучите акт проверки, соответствует ли он ст. 16 федерального закона № 294-ФЗ.
Если вы не согласны с результатами проверки (фактами, выводами, предложениями), вы имеете право в течение 15 дней с даты получения акта представить письменные возражения, приложив к ним обосновывающие их документы (или их копии).

Что делать потом?
Исполнять предписания.
Если вы не собираетесь их оспаривать.
Если на ваши возражения не получен устраивающий вас ответ, но вы считаете, что вы правы - вы имеете полное право обжаловать акт. Наиболее разумный способ обжалования - суд. Взвесьте все «за» и «против». Суд - крайне серьезный шаг. Нередко судебные расходы (пошлина, юристы, командировочные) могут значительно превысить сумму штрафа.
Что делать, если вы не успеваете устранить «в срок»? Пишите обращение в надзорно-контролирующий орган с просьбой перенести срок исполнения. Приложите все обоснования, покажите, что часть предписания уже исправлена. Как правило, надзорным органом проводится проверка с целью установить выполнение законного предписания. Таким образом, вам могут грозить повторные штрафы, повторное предписания, в некоторых случаях и кое-что посерьезней (дисквалификация, уголовная ответственность, и т.п.).
Если вы выполнили предписание «досрочно» — уточните, имеется ли необходимость уведомить об этом контролирующий орган заранее. Бывает так, что проверка устранения предписания на практике будет проводиться «в кабинете» — а акт будет составлен как раз на основании вашего уведомления об исполнении. Но это относится далеко не ко всем нарушениям.

Не следует чересчур волноваться по поводу проверок. Относитесь к этому спокойно. На любом нормальном предприятии всегда найдется какое-нибудь нарушение - так пусть его найдут инспекторы, а вы исправите.
Устранимых вам предписаний!
Область на островах

Если вашу организацию проверяет Ростехнадзор, важно знать, какие права и обязанности есть у инспекторов. Это поможет грамотно отстоять свою точку зрения, избежать незаконного предписания и штрафа. Разберемся, на что обратить внимание при проверке.

Какие права у инспектора Ростехнадзора

При проверке инспектор Ростехнадзора должен руководствоваться определенным перечнем документов.

  1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ ). Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими – с другой.
  2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.
  3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280 . Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

Кроме того, по каждому конкретному виду надзора применяются административные регламенты. Например, при проверках в рамках энергетического надзора применяются регламенты по энергосбережению, энергоэфективности и т. д.

Инспекторы Ростехнадзора при исполнении должностных обязанностей имеют право:

  • посещать поднадзорные организации;
  • знакомиться с необходимыми документами;
  • проверять правильность проведения технических расследований инцидентов на ОПО;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности;
  • давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, и направлять в правоохранительные органы материалы об их привлечении к уголовной ответственности.

Предупреждает

Екатерина ЗУБАРЕВА,

начальник отдела охраны труда ГУП МО «МОБТИ»

На практике проверка происходит таким образом: работодатель получает копию распоряжения о проведении плановой проверки (документарной или выездной) не менее чем за три дня до ее начала. О внеплановой проверке работодателя извещают не менее чем за 24 часа любым доступным способом (например, по телефону). В некоторых случаях инспектор не обязан уведомлять проверяемых о внеплановой проверке. Например, если есть угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде или при аварии на ОПО.

Какие ошибки допускают инспекторы при проверках

Инспекторы Ростехнадзора могут допускать ошибки во время проверки . Например:

  1. В распоряжении о проверке указано одно лицо, а проверку осуществляет другое. В этом случае работодатель вправе отказать инспектору в допуске на предприятие. Если же распоряжение о проверке оформлено на нескольких сотрудников, а прибыл только один – оснований для отказа в проведении проверки нет.
  2. Проверку проводят в отсутствие руководителя или его законного представителя, что недопустимо и является достаточным основанием для отказа в проверке. Кроме случаев внеплановой проверки при угрозах жизни, здоровью людей и окружающей среде, а также авариях.
  3. Если внеплановая проверка проводится по ранее выданному предписанию, то контрольные мероприятия не должны выходить за его рамки.
  4. Не все знают, что работодатель обязан представить документы для проверки в течение 10 дней после получения мотивированного запроса (п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ ). Часто инспекторы сокращают этот срок по каким-либо причинам, но он установлен законодательно.
  5. Инспектор требует нотариально заверить копии представленных для проверки документов, что неправомерно. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (п. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ ). Документы можно предъявить в электронной форме.
  6. За проверку взимается плата. Это грубое нарушение, потому что контрольные мероприятия являются бесплатными. Работодатель должен оплатить только экспертизы, анализы, если их необходимо проводить в ходе проверки.

Подмеченные ошибки инспектора можно использовать для обжалования выписанного предписания или постановления об административном правонарушении.

Какие права у работодателя

Работодатель вправе попросить инспектора Ростехнадзора ознакомить его с административными регламентами проведения проверки. Но лучше сделать это самостоятельно заранее, чтобы не упустить важных моментов и суметь поправить инспектора, если он не прав.

Нельзя запрещать инспектору доступ на территорию или к документам. При этом работодателю лучше присутствовать при проверке, чтобы получать разъяснения по возникшим вопросам и ознакомиться с результатами. Сразу по окончании проверки составляется акт в двух экземплярах. Один остается у работодателя, второй – у инспектора. При наличии Журнала учета проверок инспектор делает в нем запись о прошедшем контрольном мероприятии.

Советует

Елена ГУРЬЕВА,

заместитель начальника отдела персонала ООО «Группа компаний «Столия» (Волгоград)

Журнал учета проверок нужен, чтобы все контрольные мероприятия фиксировались и соблюдались сроки плановых проверок. Однако работодатель сам решает – вести его или нет. Отсутствие такого журнала не является нарушением.

Если инспектор неверно трактует нормативные акты, ошибается в оформлении документов по итогам проверки, работодатель может высказать свои замечания непосредственно в ходе проверки либо обжаловать действия инспектора у вышестоящего руководства. Также работодатель имеет право мотивированно отказаться от подписи акта. Но отказ особого смысла не имеет. В этом случае инспектор направит акт заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ответы на ваши вопросы

Как часто могут проводиться проверки?

Как часто Ростехнадзор может приходить с проверкой?
Ольга ЗАМОСКВОРЕЦКАЯ, руководитель (Омск)

Ростехнадзор может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (п. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ ). Частота внеплановых проверок не ограниченна. Они проводятся по результатам выполнения ранее выданных предписаний, в случае сообщений об угрозе жизни и здоровью работников, окружающей среде и т. д. (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ ). В отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два раза в три года и более.

Какова допустимая продолжительность проверки?

Сколько может длиться проверка Ростехнадзора в организации?
Семен ЛЕВИН, специалист по промышленной безопасности (Сургут)

Срок проведения проверки не может быть более 20 рабочих дней. Что касается субъекта малого предпринимательства – общий срок плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях (если нужны длительные и сложные экспертизы) руководитель территориального органа Ростехнадзора может продлить срок проверки на такой же период.

Если организация работает на территории нескольких субъектов России, то длительность проверок определяется по каждому филиалу в отдельности, но в общем не должна превышать 60 рабочих дней.

Какие организации проверяет Ростехнадзор?

В какие организации Ростехнадзор обычно приходит с проверками?
Ирина ЕРМОХИНА, инженер (Череповец)

В ведении Ростехнадзора находятся организации, которые:

Под внимание попадут организации, работающие с взрывчатыми и токсичными веществами, оборудованием под давлением, грузоподъемными механизмами. Ростехнадзор вправе проверить строительные организации, а также организации, эксплуатирующие котельные, производящие газированную воду, химические производства, нефтедобывающие предприятия, ведущие подземные работы, и т. д.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Большинство объектов, которые контролирует Ростехнадзор, относится к промышленности, строительству, энергетике. Однако существует много причин, по которым проверяющие могут прийти в учебное заведение. И к этому надо быть готовым.

Когда в учебное заведение могут прийти проверяющие

В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Итак, если исходить из этих документов, то образовательное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
- электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
- тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
- отдельных видов оборудования, в том числе учебного, представляющего повышенную опасность (это касается в первую очередь учреждений среднего и высшего профессионального образования).

Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если учебное заведение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.

Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). Кроме того, Ростехнадзор осуществляет ряд специальных функций, в частности, по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Какие виды проверок существуют

Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Сами проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще, чем раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.

Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.

Ход проверки

Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей проверки, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать не территорию учреждения.

Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель учебного заведения или иные должностные лица.

Руководителю учреждения не обязательно присутствовать при проведении проверки. Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения.


В свою очередь руководство учебного заведения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.

Выездная проверка проводится по местонахождению учебного заведения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.

В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств и т. д.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку контролеры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.

Отметим, что органы Ростехнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, которые не состоят с учебным заведением в гражданско-правовых и трудовых отношениях. Также к проверке могут привлекаться различные экспертные организации.

Результаты проверки

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.

Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол, который в дальнейшем может стать основанием для привлечения учебного заведения и его руководства к ответственности. Также Ростехнадзор вправе приостановить деятельность учебного заведения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении. Сведения о проведенной проверке должны быть внесены должностными лицами Ростехнадзора в специальный журнал учета проверок, вести который - обязанность учебного заведения. Учебное заведение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.

Важно запомнить

Итак, контролеры должны вручить руководителю учебного заведения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись. Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении.