Основы законодательства российской федерации в сфере образования. Нормативные документы об образовании в россии

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

И Федеральные законы РФ об образовании.

Законодательство РФ в области образования включает в себя:

· Конституцию РФ

· Федеральный закон «Об образовании»

· другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»

· нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)

· законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья . Она лаконична, поэтому приведем ее полностью:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»

Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.

Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании» говорится: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Внимательный слушатель заметил неоднозначность трактовки общедоступности и бесплатности Образования в п. 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ и п.3 ст. 5 закона РФ «Об образовании».

В связи с этим следует отметить, что приступая к изучению данного курса необходимо разобраться прежде всего с терминологической базой, с основополагающими определениями, терминами, понятиями, которые используются в законодательстве об образовании памятуя о том, что разработчики законов не всегда представляют в Думу, Федеральный Совет и президенту на подпись качественно отработанные проекты.

Часть ошибок, противоречий, неоднозначностей устраняются в ходе их чтений в Думе и т.д., но значительное количество проходит до стадии утверждения. Мы об этих недостатках законодательной базы будем говорить по ходу изложения материала.


[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 1] [Статья 4]

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково» и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.


« Следующая

Предыдущая »

Поделись с Друзьями

1 комментарий к записи “Статья 4 Закон об Образовании. Правовое регулирование отношений в сфере образования”

    Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
    Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства в части определения его целей. Статья в своих положениях объединяет цели, принципы, а также особенности правового регулирования образования, в том числе определяет образовательное законодательство.
    Часть 1 комментируемой статьи закрепляет открытый перечень нормативных правовых актов, как федерального, так и регионального уровня, как законов, так и подзаконных актов, составляющих пласт законодательства об образовании. Выше уже высказывалась критика идеи непрямого действия норм комментируемого Закона, компенсируемая гибкостью и динамичностью подзаконных норм. Однако было бы целесообразно в Закон включить отдельную главу о судебном обжаловании неконституционных и незаконных норм подзаконных актов, включённых в отдельную главу о гарантиях права на образование, которая, к сожалению, указанных норм не содержит (см. подробнее комментарий к ст. 5).
    Несколько критических замечаний. Комментируемая норма прежде всего определяет типы нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере. В соответствии со сложившейся в последнее время нормотворческой практикой в этот перечень вошли абсолютно все акты, издаваемые в нашей стране, начиная с Конституции и заканчивая муниципальными правовыми актами. Таким образом, комментируемый Закон превратился в акт непрямого действия. При этом, по мысли его авторов, должен соблюдаться ряд необходимых условий, установленных комментируемой статьёй. Во-первых, федеральное законодательство обладает приоритетом перед всеми остальными нормативными правовыми актами, а субъекты Федерации вправе издавать свои акты по остаточному принципу: по вопросам, не урегулированным федеральными нормами. Также действуют органы муниципальной власти.
    Во-вторых, субъекты Федерации и муниципальные органы власти вправе при реализации права граждан на образование устанавливать на своих территориях дополнительные социальные гарантии этого права, но только за счёт собственных средств соответствующих бюджетов. В-третьих, при таком подходе неизбежны коллизии и пробелы правового регулирования. В случае их возникновения действует правило приоритета федеральных норм над региональными и региональных над муниципальными. При возникновении неразрешимых коллизий вопрос решается судом. В-четвёртых, в соответствии со ст. 15 Конституции России о приоритете общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством правила, установленные международным договором РФ в сфере образования, имеют безусловный приоритет (см. комментарий к ч. 6 настоящей статьи).
    Вторая часть комментируемой статьи устанавливает цели правового регулирования отношений в сфере образования:
    — установление государственных гарантий прав человека в сфере образования;
    — формирование механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;
    — создание условий развития системы образования;
    — защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
    Несмотря на абстрактный характер указанных целей, они при грамотной организации имеют, на наш взгляд, судебную перспективу их защиты. Иными словами, они создают основу для механизма обжалования подзаконных актов, да и норм самого комментируемого Закона в суде по мотивам несоответствия их перечисленным задачам.
    Третья часть комментируемой статьи раскрывает и детализирует перечисленные цели через задачи, реализуемые в сфере юридического регулирования права на образование:
    1) Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Под обеспечением понимается создание реального механизма получения гражданами образования во всех формах и объёме, предусмотренных комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ч. 1 настоящей статьи (подробнее см. комментарий). Защита права на образование в соответствии с п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 Конституции России относится к исключительной компетенции России и к совместной компетенции России и её субъектов. Это означает, что все органы государственной власти указанных государственных образований призваны прилагать максимум усилий для обеспечения реализации и создания всех необходимых условий для осуществления названного конституционного права своих граждан.
    2) Создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Заметим, что задача сформулирована некорректно. Во-первых, она не гарантирует создание организационных условий для функционирования и развития системы образования, что имеет немаловажную роль. Во-вторых, как показывает практика, обеспечение финансовых условий для свободного развития этой системы — задача нереальная в сегодняшних условиях и вряд ли реальна в ближайшее время при том уровне развития производительности труда, бюрократии и коррупции, которые сложились в стране сегодня.
    3) Создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования. На первый взгляд, согласование интересов — это функция, противоположная конфликту интересов. Однако, как следует из содержания п. 34 ст. 2 Закона (подробнее см. комментарий), конфликт интересов понимается авторами Закона более узко, чем их согласование. Поэтому этот термин, на наш взгляд, требует отдельного пояснения в ст. 2 Закона.
    4) Определение правового положения участников отношений в сфере образования. Эта задача решена в Законе более или менее адекватно в гл. 4 и 5 (подробнее см. комментарий).
    5) Наряду с тривиальными, не нуждающимися в особом комментарии, задачами, в этом пункте конкретизировано конституционное право каждого на образование (ч. 1 ст. 43 Основного закона) в виде решения задачи по созданию условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Очевидно, поскольку нигде далее в Законе эти отношения подробно не урегулированы, видимо, по этому вопросу предстоит издание подзаконного (подзаконных) акта, касающегося каждой формы и вида образования.
    6) Разграничения полномочий в сфере образования между тремя уровнями публичной власти: федеральной, региональной и местной, чему, собственно, и посвящены оставшиеся статьи главы 2 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий).

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Комментарий к Ст. 4 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства в части определения его целей. Статья в своих положениях объединяет цели, принципы, а также особенности правового регулирования образования, в том числе определяет образовательное законодательство.

Несколько критических замечаний. Комментируемая норма прежде всего определяет типы нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере. В соответствии со сложившейся в последнее время нормотворческой практикой в этот перечень вошли абсолютно все акты, издаваемые в нашей стране, начиная с Конституции и заканчивая муниципальными правовыми актами. Таким образом, комментируемый Закон превратился в акт непрямого действия. При этом, по мысли его авторов, должен соблюдаться ряд необходимых условий, установленных комментируемой статьёй. Во-первых, федеральное законодательство обладает приоритетом перед всеми остальными нормативными правовыми актами, а субъекты Федерации вправе издавать свои акты по остаточному принципу: по вопросам, не урегулированным федеральными нормами. Также действуют органы муниципальной власти.

Во-вторых, субъекты Федерации и муниципальные органы власти вправе при реализации права граждан на образование устанавливать на своих территориях дополнительные социальные гарантии этого права, но только за счёт собственных средств соответствующих бюджетов. В-третьих, при таком подходе неизбежны коллизии и пробелы правового регулирования. В случае их возникновения действует правило приоритета федеральных норм над региональными и региональных над муниципальными. При возникновении неразрешимых коллизий вопрос решается судом. В-четвёртых, в соответствии со ст. 15 Конституции России о приоритете общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством правила, установленные международным договором РФ в сфере образования, имеют безусловный приоритет (см. комментарий к ч. 6 настоящей статьи).

Вторая часть комментируемой статьи устанавливает цели правового регулирования отношений в сфере образования:

Установление государственных гарантий прав человека в сфере образования;

Формирование механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

Создание условий развития системы образования;

Защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Несмотря на абстрактный характер указанных целей, они при грамотной организации имеют, на наш взгляд, судебную перспективу их защиты. Иными словами, они создают основу для механизма обжалования подзаконных актов, да и норм самого комментируемого Закона в суде по мотивам несоответствия их перечисленным задачам.

Третья часть комментируемой статьи раскрывает и детализирует перечисленные цели через задачи, реализуемые в сфере юридического регулирования права на образование:

1) Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Под обеспечением понимается создание реального механизма получения гражданами образования во всех формах и объёме, предусмотренных комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ч. 1 настоящей статьи (подробнее см. комментарий). Защита права на образование в соответствии с п. "в" ст. 71 и п. "б" ст. 72 Конституции России относится к исключительной компетенции России и к совместной компетенции России и её субъектов. Это означает, что все органы государственной власти указанных государственных образований призваны прилагать максимум усилий для обеспечения реализации и создания всех необходимых условий для осуществления названного конституционного права своих граждан.

2) Создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации. Заметим, что задача сформулирована некорректно. Во-первых, она не гарантирует создание организационных условий для функционирования и развития системы образования, что имеет немаловажную роль. Во-вторых, как показывает практика, обеспечение финансовых условий для свободного развития этой системы - задача нереальная в сегодняшних условиях и вряд ли реальна в ближайшее время при том уровне развития производительности труда, бюрократии и коррупции, которые сложились в стране сегодня.

3) Создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования. На первый взгляд, согласование интересов - это функция, противоположная конфликту интересов. Однако, как следует из содержания (подробнее см. комментарий), конфликт интересов понимается авторами Закона более узко, чем их согласование. Поэтому этот термин, на наш взгляд, требует отдельного пояснения в ст. 2 Закона.

4) Определение правового положения участников отношений в сфере образования. Эта задача решена в Законе более или менее адекватно в гл. 4 и 5 (подробнее см. комментарий).

5) Наряду с тривиальными, не нуждающимися в особом комментарии, задачами, в этом пункте конкретизировано конституционное право каждого на образование (ч. 1 ст. 43 Основного закона) в виде решения задачи по созданию условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Очевидно, поскольку нигде далее в Законе эти отношения подробно не урегулированы, видимо, по этому вопросу предстоит издание подзаконного (подзаконных) акта, касающегося каждой формы и вида образования.

6) Разграничения полномочий в сфере образования между тремя уровнями публичной власти: федеральной, региональной и местной, чему, собственно, и посвящены оставшиеся статьи главы 2 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий).

Выберите документ из архива для просмотра:

1.08 МБ Учитель Учебные материалы Приложение часть 2.pdf

673.38 КБ Учитель Учебные материалы 1 часть (1).pdf

Задания для СР основы росс законодательства.docx

Библиотека
материалов

Задания для самостоятельной работы

по модулю 1. Основы Российского законодательства в области образования (12 ч.)

- Новикова Ирина Алексеевна , к.пед. н., зав кафедрой воспитательных систем (внеурочная деятельность, воспитательная работа): E-mail:

- Горбатова Ольга Николаевна , ст. преподаватель кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры (ФГОС, РП, проектная деятельность) E-mail:

- Рыбицкая Валентина Анатольевна , ст. преподаватель кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры (ФГОС, РП, проектная деятельность по учебному предмету «Физика») E-mail:

Вопросы куратору курсов повышения квалификации Фогель Наталье Борисовне Вы можете задавать по телефону 89619825652 (с 10-00 до 15.00 в рабочие дни), электронной почте:

Для оформления отчетной документации по курсам ПК Вам необходимо распечатать бланк согласия на обработку персональных данных (см. прикрепленный к письму файл), заполнить от руки в конце бланка ФИО (полностью), паспортные данные (серия, номер, кем выдан и дата выдачи), расписаться синей ручкой. Затем этот блак согласия отсканировать и отправить электронной почтой до 31.10.2015 на адрес : .

Для входа в курс Вы следуете инструкции, которая также прикреплена к письму.

Успешной Вам работы на наших курсах!

Ваш куратор: Фогель Наталья Борисовна, методист кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры.

Выбранный для просмотра документ Прил 1.docx

Библиотека
материалов

Приложение 1

Новое понимание метода проектов в образовании *

(из статьи В.С. Лазарева Новое понимание метода проектов в образовании //Педагогика. – 2011. -№ 10. с.3-11.)

Начнем с тех изменений, которые произошли в середине ХХ столетия в понимании проекта и проектирования. Разобраться в этом важно, поскольку нередко в образовательной практике, да и в теоретических изысканиях проектом называют то, что, по сути, им не является. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называния само действие проектированием не будет и пользы не принесет.

Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Однако значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Проект отличается от регулярно воспроизводимого процесса тем, что:

    он имеет единичный жизненный цикл (последовательность стадий производства чего-либо от начала до конца)

    он ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;

    его продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем он обладает каким-то только ему присущими особенностями;

    он имеет более высокую неопределенность в части своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надежной основой для прогнозирования его последствий.

Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Другими словами, прежде чем начнет реализоваться проект, возникает актуальная потребность, нужда в чем-то. Но если мы знаем, как можно удовлетворить эту потребность, то проект не нужен. Нужно просто реализовать известный нам (стандартный) способ действий.

Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема.

В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом. Чтобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. Проектный способ решения проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижения желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.

Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов, качества которых и связи между которыми определяют качество самого проекта. В состав проекта входят:

    проблема;

    цели проекта;

    план действий по достижению целей;

    механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией планов достижения целей);

    ресурсное обеспечение проекта;

    действия, обеспечивающие реализацию проекта;

    результаты реализации проекта;

    команда проекта*.

* В частном случае проект может реализовываться одним человеком.

Компоненты проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения.

Жизненный цикл проекта проходит стадии:

    постановки проблемы – проблематизации;

    разработки способа решения проблемы;

    планирования реализации решения;

    практической реализации проекта;

    завершения проекта.

Ставя проблему, определяют потребность в чем-то, чего пока не существует, или потребность в улучшении чего-то уже существующего. Наличие потребности в изменениях – необходимое, но недостаточное условие для начала реализации проекта. Нужно еще, чтобы существовали возможности для достижения требуемого. Поэтому при разработке проекта следует определить, что возможно сделать и какой соответствующий потребностям результат можно получить. Поскольку потребности не всегда совпадают с возможностями, цель будет реалистичной только при условии, что для ее достижения будут найдены соответствующие возможности.

Чтобы достичь цели, необходимо выполнить какие-то действия. Но прежде чем действия начнут выполняться, их нужно спланировать. План действий определяет, кто, что, когда, где должен сделать, каким должен быть желаемый результат. Решать сложные проблемы без хорошо продуманного плана – значит сильно увеличивать риск неудачи, особенно в тех случаях, когда проблема решается не одним человеком, а группой.

Выполнение всяких действий требует ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых. Каким бы замечательным ни был план, он останется лишь замыслом, если для его выполнения не окажется достаточных средств, или исполнители не будут обладать нужной квалификацией, или не окажется нужных технических возможностей. Поэтому в процессе планирования необходимо решить, какие потребуются ресурсы, и определить из каких источников они будут получены.

Следующая за разработкой плана стадия проекта – его практическая реализация. Хорошо продуманный план – основа успеха проекта. Но даже хорошие планы не могут предусмотреть всего. Поэтому при практической реализации проекта необходимо контролировать, в какой мере фактический ход работ соответствует плану. Если они перестанут соответствовать, нужно решать, как изменить план, чтобы достичь его цели.

В настоящее время в системе проектирования существуют специальные средства. Позволяющие лучше анализировать проблемные ситуации, понимать суть проблемы, выявлять и оценивать возможности для ее решения, проектировать реалистичные цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, оценивать риски и снижать их.

Таким образом, включить учащихся в проектированике значит включить их в деятельность по выявлению и решению проблем в каких-то сферах социальной действительности или же в собственной жизнедеятельности. Осуществляя это, они должны проходить все стадии жизненного цикла проекта, решая проектировочные задачи и оценивая их результаты; если этого не происходит, то имеет место псевдопроектирование.

Главным результатом включения учащихся в проектирование должно быть изменение в самих учащихся, они должны будут что-то узнать, чему-то научиться.

До недавнего времени российская школа была ориентирована на передачу учащимся готовых знаний. Она в лучшем случае формировала у них некую «картину мира», но не учила их изучать и понимать этот мир и, самое главное, не учила действовать в этом мире. Вследствие этого школьное образование все более входило в противоречие с потребностями развивающегося социума и самих детей. Суть его в том, что объем новых знаний, добытых человечеством, непрерывно возрастает. Увеличивается и скорость добывания новых знаний. Школа в таком темпе не может обновлять содержание своих образовательных программ и наращивать его объем. И если она сохраняет ориентацию на передачу готовых знаний, то неизбежно будет транслировать все более устаревающие знания о мире. Поэтому закономерно ставится задача учить школьников самим добывать знания, развивать их познавательные умения. Развитие способности учащихся познавать действительность безусловно важно, но этого совершенно не достаточно для их полноценного образования.

Чтобы быть эффективным субъектом своей жизнедеятельности, человеку необходимо не только иметь хорошую картину действительности, но и обладать развитой способностью к ориентации в этой действительности. Эту способность называют практическим интеллектом. Практический интеллект – это особый тип мышления, обеспечивающий человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизни, ставить цели, планировать их достижение, принимать решения в ходе их выполнения, прогнозировать и оценивать их возможные последствия. Практический интеллект развивается у человека в течение всей его жизни. Однако развитие только на основе опыта не приводит к высокому уровню развития. Чтобы научиться ставить цели, разрабатывать планы их достижения, оценивать и принимать эффективные решения, необходимо включаться в решение практических задач и развивать соответствующие интеллектуальные умения. Наилучшие возможности для этого представляет проектная деятельность. В ней разработаны универсальные средства постановки и решения проблем. Включение в нее и освоение этих средств позволит учащимся развивать следующие жизненно важные умения:

    анализировать проблемные ситуации и ставить актуальные проблемы деятельности;

    проектировать цели;

    разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и делать обоснованный выбор;

    планировать достижение целей;

    прогнозировать и оценивать последствия решений;

    эффективно работать в группе.

    (Из пособия В.В. Николиной География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012)

    Первый этап – ценностно-ориентационный включает следующий алгоритм деятельности обучающихся: осознание замысла проекта и мотива предстоящей деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект. Ученикам предлагается самостоятельно принять решение о необходимости выполнения выбранного ими проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и его выполнению. В этой связи обучающимся предлагается высказать идеи по разработке проекта. На доске записываются все идеи школьников, ни одна из них не отвергается.

    Когда высказано достаточно много предложений, следует обобщить и классифицировать основные их направления. Чтобы выявит лучшую идею, ученики должны определить:

    Какая из идей наиболее значима (для общества, для себя лично, для природы и т.д.);

    Какая из идей не требует много времени для реализации;

    Какая из идей имеет реальную возможность воплотиться в жизнь.

    Определившись с идеей проекта, обучающиеся должны выявить проблемы, связанные с его реализацией. На данном этапе создается модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, осуществляется планирование будущей деятельности. Большую роль играет направленность школьников на успех предстоящего дела. На данном этапе работы над проектом обучающиеся задают себе рефлексивные вопросы: почему, зачем, во имя чего мы создаём проект?

    Второй этап – конструктивный – включающий собственно проектирование. На этом этапе ученики, объединившись в группы по 4-5 человек или индивидуально, осуществляют планирование проектной деятельности. Они оговаривают вопросы, касающиеся сбора информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.), выявляют заказчика проекта. Заказчиками проекта могут быть обучающиеся класса или школы, учителя, общественность микрорайона и т.д.

    При планировании деятельности важно не забывать о главной цели проекта, сроках его реализации и форме; учитывать наличие (или отсутствие) необходимой информации; придерживаться намеченных этапов работы.

    Для того чтобы у обучающихся формировалось умение планировать проектную деятельность, они должны заранее составить список вопросов, на которые хотели бы получить ответы. Это могут быть вопросы, раскрывающие особенности проекта, уточняющие какие-либо его нюансы, и любые другие вопросы, которые помогут правильно спланировать проектную деятельность.

    Необходимость планирования любого вида деятельности отмечали некоторые ученые. Ведь «при наличии плана работы… ребёнок с малых лет приучается к порядку, к самоконтролю… испытывает душевное удовлетворение, которое даёт хорошо выполненная работа». Планирование проектной деятельности формирует у обучающихся способность увидеть собственную работу в целом, а также предоставляет возможность трудиться в индивидуальном ритме.

    На данном этапе учитель оказывает обучающимся консультативную помощь. При этом ему следует организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый школьник смог проявить себя. Нередко в роли консультантов выступают обучающиеся, которые в дальнейшем будут помогать исследовательским группам в решении тех задач или иных задач. Если возникает необходимость (и есть возможность), то в качестве консультантов привлекают учёных, специалистов.

    Поиск наилучшего варианта решения задач – важный аспект деятельности на данном этапе. Помощь учителя здесь может заключаться в подсказке нужных формулировок, которые позволяют обучающимся правильно выражать свои мысли. Кроме того, учитель даёт советы по организации поиска информации.

    По времени это самый продолжительный этап. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы: как и с помощью чего мы создаём проект?

    Третий этап – оценочно-рефлексивный, основу которого составляет самооценка и корректировка деятельности обучающихся. Содержанием этого выступает предмет индивидуальной или совместной деятельности.На основе оценочно-рефлексивной деятельности обучающиеся приходят к целостному осознанию и пониманию значимости проекта, критически относятся к себе и собственной деятельности. Кроме того, у обучающихся в процессе рефлексивного анализа формируются умения устанавливать последовательность выполнения проективных действий и осуществлять их контроль, видеть противоречия в изучаемых процессах и явлениях, вставать на позиции разных исследователей. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы пропускает через себя полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации проекта.

    На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учёт критических замечаний учителя, товарищей по группе). Обучающиеся продумывают, как можно улучшить проект, что удалось и что не получилось, каков вклад каждого участника в создание проекта. Проект оформляется, компонуется и готовится к презентации.

    Главнее вопросы, на которые отвечают обучающиеся на данном этапе: всё ли мы сумели сделать? Как сделать проект лучше?

    Четвёртый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат общей и индивидуальной деятельности. На данном этапе проект окончательно оформляется в выбранной форме (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.). Защита проекта может проходить как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

    Кроме того, обучающиеся описывают приёмы, с помощью которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретённые знания, умения, творческий потенциал.

    В презентации группового проекта должны принять участие все обучающиеся, создававшие его. Роли участников проекта могут быть расписаны заранее.

    Выступления участников проекта должны быть краткими, а их речь – свободной и уверенной. Для привлечения интереса к выступлению можно использовать различные наглядные средства: плакаты, слайды, карты, графики, а также включить в доклад цитаты, исторические факты, интересную информацию. Обучающиеся должны соблюдать регламент, придерживаться плана выступления.

    Обязательными элементами заключительного этапа презентации являются вопросы к разработчикам проекта и краткое обсуждение выступления.

    На презентативном этапе обучающиеся включаются в дискуссию, учатся конструктивно относиться к критике, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешённые вопросы. Главным вопросом, на который обучающиеся отвечают на этапе презентации, является вопрос «Что получилось?».

    Как показывает практика, обязательной является консультация учителя на всех этапах проектной деятельности, в том числе и на завершающем этапе, когда к моменту сдачи проекта у обучающихся заметно возрастает напряжение. В этом случае школьникам целесообразно оказать содействие в выборе оптимального подхода к подготовке проекта для презентации. Можно посоветовать им рабочие материалы оформить в виде таблицы, схемы, картосхемы, графика. Особенно актуальным становится использование компьютерных программ, повышающих мотивацию обучающихся за счёт усиления их практической направленности.

    При работе над проектом у обучающихся формируются универсальные учебные действия и ценностные ориентации. На каждом этапе работы над проектом обучающиеся должны задавать ценностно-смысловые вопросы: зачем? Во имя чего? Что получилось в результате? И т.д. Рефлексия сопровождает каждый этап проектной деятельности.

    Реализация проекта на основе самостоятельной деятельности, включённость обучающихся в образовательное пространство, их взаимодействие друг с другом и учителем позволяют успешно формировать ценностные ориентации.

    * переработано составителем .

    Найдите материал к любому уроку,