Способности человека их развитие. Необычные способности человека

Индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от , знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления - социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.

Виды способностей . Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные - составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. Предметные способности обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности. Социально-психологические способности необходимы для общения с людьми. Общение принципиально отличается от взаимодействия с объектами: оно диалогично по сущности и требует отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. Общение строится в расчете не только на свои собственные интересы и возможности, но и на интересы и возможности партнера. Поэтому его успешность будет определяться тем, способен ли субъект понять другого человека, мысленно стать на его место, спланировать и реализовать наиболее разумные способы психологического воздействия, произвести нужное впечатление и др. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям. Большинство социально-психологических способностей очень специфичны и не работают в контексте предметной деятельности. То же самое характерно и для предметных способностей. Иначе говоря, они почти не пересекаются между собой. Поэтому вполне объяснимы многочисленные факты, когда специалисты, имеющие высокий уровень профессионализма в какой-то предметной области, обнаруживали полную несостоятельность в работе с людьми, и наоборот.

В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести музыкальные, математические, литературные и другие способности. Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью. Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется характером требований, предъявляемых личности деятельностью. Гениальность -это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, И. Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. Именно поэтому они требуют самого бережного обращения. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков.

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.

Важное значение в формировании способностей человека имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей - ранний дошкольный возраст, артистических - старший дошкольный возраст.

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общие способности

2. Развитие способностей

3. Специальные возможности

Список используемой литературы

Введение

способность мышление профессия человек

Для того чтобы вовремя самоопределится в выборе будущей профессии, т.е. избрать для себя тот или иной вид деятельности, которая наиболее соответствует имеющимся способностям. При наличии нужных способностей человек может добиться значительных успехов в данном виде деятельности даже, и в том случае, если жизненная судьба в целом зависит не только от способностей, но и от складывающихся обстоятельств в жизни.

Способности человека влияют на его интерес, склонности и потребности. Они определяют выбор наиболее привлекательных для данного человека видов деятельности. Среди потребностей, которые дополнительно стимулируют и развивают интерес человека к различным видам деятельности - признание, уважение окружающих, моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы и соответствующего материального вознаграждения.

Практически у каждого человека есть желание заняться таким делом, которое кроме морального удовлетворения, способно принести признание. Как правило, это различные вида творческого труда: научного, технического, специального и другие. При прочих равных условиях человек обладающий способностями выберет для себя, наверное, такие виды деятельности, которые в соответствии принесут ему и моральное и материальное и творческое и социально-техническое удовлетворение.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение способностей у человека и способов их развития специальными практическими занятиями.

1. Общие способности

Общие способности, о развитии и поддержании которых на высоком уровне человек должен постоянно заботится, условно можно разделить на первичные и вторичные. К разряду так называемых вторичных общих способностей относятся следующие: способность логически рассуждать и точно определять понятия, совершать в уме сложные действия в прямом и обратном порядке, видеть мир в образах, отражать его в систему понятий и манипулировать в уме образами, способность совершать точные и координированные действия руками, приспосабливаться к разным людям и жизненным ситуациям, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей.

Вторичные способности формируются на базе первичных, к которым относятся: внимание, воображение, память, мышление и речь. И первичные и вторичные способности в течение жизни человека могут развиваться, достигая весьма высокого уровня зрелости. Благодаря им люди могут добиваться успехов в различных видах деятельности.

Общие способности не только обеспечивают человеку успех в соответствующих видах деятельности, но и сами развиваются в процессе деятельности. Поэтому для совершенствования общих способностей необходимо участвовать в различных видах деятельности, регулярно меняя их. Это, прежде всего, касается обязательного сочетания умственной (теоретической) и практической работой. Теория совершенствует образное и логическое мышление, а практика - наглядно-действенное и практическое мышление.

Обязательным условием полноценного развития общих способностей является постоянное решение разнообразных, достаточно сложных задач, а также систематическое наблюдение за тем, как решают подобные задачи другие, более способные люди.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет человеку получать разносторонние знания и развивать у себя умения и навыки, входящие в состав более сложных способностей. Например, для того чтобы успешно заниматься конструированием современных машин, т.е. иметь у себя достаточно развитые конструктивно-технические способности, необходимо обладать глубокими познаниями в области современной физики, математике, технике, а также иметь хорошее развитое творческое мышление (как некоторую общую способность), уметь работать на компьютере, составлять и читать чертежи, собирать и разбирать машины своими руками и многое другое. Для того чтобы иметь, например, высокоразвитые способности современного хирурга или бизнесмена, необходимо, наверное, знать и уметь делать не меньше, но в иных областях деятельности.

Всему этому человек может научиться только с помощью людей, которые являются профессионалами в соответствующих областях и всем этим уже владеют. Кроме того. Эти люди должны быть в состоянии научить других, т.е. передать им необходимые знания и умения.

Немаловажное значение для развития общих способностей человек имеет уровень трудности решаемых задач. Он должен быть чуть выше среднего, не занижая и не завышая реальных интеллектуальных возможностей человека.

Было бы желательно, чтобы, решая эти задачи, человек столь же часто добивался успехов, сколько терпел неудачи. Полезно также, чтобы по возможности эти задачи по своему характеру были комплексные, т.е. такими, которые требуют от человека сложных, скоординированных внутренних (умственных) и внешних (практических) действий, а также умения работать руками, оперировать образами и действовать по правилам логики на уровне понятий. Наконец, эти задачи должны давать значительную нагрузку на внимание, память, воображение и речь человека.

Первичные или элементарные, общие способности человека могут развиваться отдельно от других при помощи специальных упражнений. Многие из таких упражнений описаны в психологической литературе, опубликованной за последние два-три десятка лет и особенно за последние годы, когда интерес к практической психологии значительно возрос, а возможности для печати существенно расширились. По рекомендациям, содержащимся в специальной психологической литературе, можно совершенствовать выше перечисленные общие способности. Приведем некоторые рекомендации, касающиеся развития внимания, воображения, памяти, мышления и речи человека.

2. Развитие способностей

Для того чтобы успешно развивать внимание, необходимо стараться систематически делать следующее:

В любой обстановке стараться замечать все наиболее характерное, типичное, мысленно отвечать на вопрос: что особенного данной ситуации? Чем она отличается от тех ситуаций, в которых я ранее бывала?

Для развития воображения можно воспользоваться следующими практическими занятиями:

1. Стараться все увиденное, услышанное, прочувствованное и обдуманное по мере возможности представлять и закреплять в памяти в виде образов.

2. Изображать знания, полученную информацию в виде схем, условных обозначений, символов.

3. В меру имеющихся способностей пробовать заниматься литературным, техническим и другими видами творчества.

1. Чаще стараться запомнить различного рода информацию (факты, даты, имена, номера, новые слова).

2. При вспоминании и запоминании нового материала чаще обращается к его осмыслению, образному представлению и ассоциированию с известными фактами, мыслями, переживаниями.

3. Всегда стараться во вновь запоминаемом материале находить что-либо интересное, способное вызвать отчетливую эмоциональную реакцию.

Описанные рекомендации касаются развития памяти в целом и мало затрагивают ее отдельные виды, играющие центральную роль в жизни человека. Именно с незначительными видами памяти связаны основные знания, умения и навыки, которые человек приобретает и использует в процессе в своей жизни в различных социальных ситуациях.

Рассмотрим в этой связи серию специальных упражнений, направленные на совершенствование и развитие именно этих видов памяти.

Взгляните последовательно на фотографии двух людей, затратив на это от 30 до 1мин. Отложите фотографии в сторону. Ответьте на вопросы: Одинаковы формы лица у этих людей? Одинаковы формы и выражение глаз? Если в лицах этих людей другие особенности, которые их отличают друг от друга?

Слуховую память можно развивать при помощи следующего упражнения.

Внимательно следите за тем, что и как говорят люди, выступающие по телевизору. Поставьте перед собой задачу, услышать наиболее интересные высказывания, научиться говорить так же хорошо как они. Для этого, следя за речью говорящих, повторяйте в слух или про себя наиболее интересные фразы.

Копирование букв, слов и текстов, написанных на иностранном языке, особенно иероглифов.

Прежде чем идти дальше и обсуждать методы развития мышлении, вспомним его основные виды: продуктивное или творческое, репродуктивное или нетворческое, теоретическое, наглядно-действенное, наглядно-образованное и словесно-логическое мышление.

Полноценное и разностороннее развитие умственных способностей человека предполагает одновременное совершенствование всех названных видов мышления. Однако людей, у которых все эти мышления были бы развито хорошо в жизни не существует. Большинство людей имеет средний уровень развития, однако, реже - двух - трех видов мышления. Если люди, как правило, талантливые, отличающиеся высоким уровнем развития нескольких видов мышления и одновременно - средним уровнем развития остальных видов мышления. Наконец, единицы гений - имеют очень высокий уровень развития большинства или почти всех видов мышления.

Все это связанно с тем, что развитие мышления человека существенно зависит от природных задатков и социальных условий жизни человека. Особые уникальные задатки к развитию разных видов мышления встречаются среди людей крайне редко. То же самое можно сказать и об идеальных условиях для развития мышления, т.е. о полноценном использовании всех имеющихся у человека задатков. Для этого необходимо, чтобы у ребенка были гениальные, свободные от всех других занятий родители; чтобы родители или родственники, занимающиеся с ребенком, имели педагогические способности, своевременно выявили у ребенка все задатки; применили в обучении и воспитании наиболее совершенные, современные методы. И все это должно быть обеспеченно в течении как минимум 16 - 18 лет жизни ребенка, начиная с момента рождения и завершением формирования всех нужных способностей. Понятно, что все это обеспечить практически невозможно.

По данной причине гораздо разумнее не пытаться отыскать у себя все имеющиеся задатки и довести их до предельно возможного уровня развития, превратить в незаурядные способности. А определить, какие из имеющихся задатков можно превратить в высокоразвитые способности и добиться успехов в жизни. Например: Допустим, что у человека есть задатки к развитию музыкальных, математических и технических способностей. Допустим также, что среди его родственников и знакомых есть только люди, имеющие знания в области математики и техники и способные ему в этом помочь. Наконец, предположим, что в тех условиях, где живет данный человек, он сможет добиться значительных успехов в жизни лишь в том случае, если займется техникой. Сопоставив все эти факты, можно сделать вывод: разумнее всего заняться развитием своих технических или математических способностей и неразумнее сделать ставку на развитие музыкальных способностей (при условии, что речь идет о наличии у данного человека средних задатков к развитию всех обсуждаемых способностей).

Большинство способностей человека определяются, в конечном счете, как раз те самые виды мышления, которые мы видим. Поэтому будем вести речь именно об этих развитиях.

Как развивать теоретическое мышление?

Теоретическое мышление предполагает наличие следующих умений:

1. Выдвигать и точно формулировать гипотезы.

2. Строить обоснование, логические противоречия теории, объясняющие известные явления.

3. Кратко и четно определять понятия.

4. Логически последовательно рассуждать, выстраивая длинные цепочки рассуждений, ведущих к нужному выводу.

5. Делать правильные умозаключения на основе факторов.

6. Производить логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения.

Как развивать практическое мышление?

Практическим можно назвать мышление, направленное на решение в основном практических задач. Это, однако, не значит, что при решении практических задач не нужно обосновывать и строить гипотезы, логически рассуждать, делать умозаключения, определять или выполнять теоретические логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования или обобщения. Отнесение мышления к типу практического лишь означает, что у его обладателя действия с реальными материальными предметами или их заменителями в реальных жизненных ситуациях преобладают над интеллектуальными, умственными операциями с понятиями и образами, к примеру, практическим может считаться мышление предпринимателя, связанное с решением задач по организации и совершенствованию того дела, которым он занимается. То же относится к мышлению военоначальника, политика, руководителя, делового человека.

Практическое мышление больше, чем чисто теоретическое, связанно со спецификой профессиональной деятельности человека и только в такой деятельности успешно развивается.

Как развивать творческое мышление?

Творческое мышление может быть и теоретическим и практическим. Теоретическое творческое мышление проявляется, в частности, в способности человека выдвигать новые, оригинальные гипотезы, разрабатывать теории, предлагать нейтральные решения различных проблем. Практическое творческое мышление также заключается в нахождении оригинальных решений практических вопросов, а также в особенности человека находить практический выход из самых разных жизненных ситуациях.

Для развития творческого мышления очень важно научиться видеть и анализировать свои ошибки в решение задач, сравнить ход собственных интеллектуальных рассуждений с рассуждениями других, перенимая лучшие образы интеллектуальной деятельности.

Творческое мышление обычно проявляется в нескольких видах деятельности. Например: люди способные в математике и физике, проявляют свои таланты в искусстве, а люди способные в искусстве - в литературном творчестве.

1. Обязательно заниматься разными видами творческой деятельности, формируя у себя разные умения и навыки.

2. В каждом виде деятельности, в каждом деле стремиться к успеху.

Творческий человек должен развивать у себя как минимум три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Как развить репродуктивное воспроизводящее мышление?

Основной путь - это решение разного рода задач, рассуждения, действия в уме. Не усвоить достаточно хорошо уже выработанные другими способы мышления в той или иной области, вряд ли возможно подняться до уровня подлинного творчества.

Как развить наглядно-действенное мышление?

Этот вид мышления проявляется в умении решать практические задачи, когда человек предпринимает практические действия, рассчитанные на то, чтобы изменить ситуацию нужным образом и решить возникшую проблему. Это особый вид мышления, и встречается он довольно редко. У человека с развитым практическим мышление должен быть большой жизненный опыт, включающий умение ориентироваться в самых сложных жизненных ситуациях, а также высокий уровень развития репродуктивного творческого мышления. Как правило, такой человек действует быстро и точно для достижения намеченной цели. Наглядно-действенное или практическое мышление представляется, поэтому одних из самых сложных видов интеллектуальной деятельности человека, включающее в себя умственные и практические, конкретные и теоретические, диагностические и прогностические действия и операции.

1. Стремиться приобрести разносторонний жизненный опыт.

2. Как можно чаще включатся в такой жизненные ситуации, где возникают оперативные задачи, требующие активных, согласованных умственных и практических действий.

3. Стремиться находить различные способы решения возникающих практических задач.

4. Правильно оценивать возможные шанцы на успех, а также вероятные последствия принятия и реализации того или иного решения.

5. Внимательно наблюдать за тем, как подобные задачи решают другие люди, и усваивать их положительный опыт.

Как развивать наглядно-образное мышление?

Наглядно-образное мышление проявляется в способности человека решать практические задачи, действуя не с предметами, а с их идеализированными или материализированными образами.

В школе имеются большие возможности для развития наглядно-образного мышления, и в первую очередь они связаны с уроками географии, истории, черчения, рисования, труда - словом, со всеми предметами, где учебный материал представляется в наглядном, знаково-материализированной форме. Поэтому специальных рекомендаций или упражнений по развитию наглядно-образного мышления мы давать не будем, можно только посоветовать обратить особое внимание на решение разнообразных задач, связанные с указанными учебными предметами.

Заметим только, что успехи в этих видах деятельности, которые включают знания и умения, касаются соответствующих предметов, невозможны без высокоразвитого наглядно-образного мышления.

Как развивать словесно-логическое мышление?

Больше всего внимание психологи уделяют развитию словесно-логического мышления. И это справедливо, так как данный вид мышления играет конечную роль в жизни современных людей и в тех сложных видах деятельности, которыми они занимаются. Например: практики почти все результаты творческой работы представляют в виде устных высказываний, описаний текстов и являются продуктивными словесно-логического мышления.

В школе словесно-логическое мышление хорошо развивается на занятиях, где имеются задачи, решаемые при помощи рассуждений. Главное совершенствование словесно-логического мышления заключается в том, чтобы научиться правильно, подбирать слова, точно выражать свои мысли. Данный вид мышления, поэтому не плохо развивается в публичных выступлениях людей, при составлении и написании ими разного рода текстов, особенно таких, которые являются результатом творческой работы их создателей. В этой связи специальные упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления, могут быть следующими:

1. Определение понятий.

2. Использование понятий, в том числе:

· Замена в высказываниях общих слов, понятий другими, синонимами или близкими по смыслу;

· Выявление сходства и различия в понятиях;

· Подбор нужных слов, понятий для успехов и письменных высказываний.

3. Краткие, точные и образные формулировки различных мыслей.

4. Формирование гипотез.

5. Словесные обоснования и доказательства гипотез.

3. Специальные возможности

Специальных возможностей, наверное, столько, сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно распространенные. Успешно ли человек может заниматься, при условии, что у него есть природные данные к развитию соответствующих способностей и если такие возможности постоянно развиваются. Речь идет о научной, конструктивно-технической, художественно-творческой, организаторской и другие виды деятельности.

Кроме того, в рамках каждого вида деятельности человека есть подвиги, требующие также наличия особых способностей. Например: научная деятельность может быть связана с занятиями естественными науками (математикой, физикой, биологией и др.), общественными науками (история, философия, экономика, право и др.) гуманитарными науками (антропология, педагогика, психология и др.). Творческая деятельность в области техники может касаться создания различных машин, в том числе сложных, как ЭВМ, космические аппараты, средства связи, транспорт и другие.

Еще больше различных частных специализаций в художественном творчестве: литература, искусство, театр, кино и другие. Все эти, в общем-то, разные виды человеческой деятельности требуют наличия у человека высокоразвитых специальных способностей.

Есть некоторые общие условия, следуя которым можно с успехом развивать такие способности. Рассмотрим их:

Условие 1. Должен присутствовать и поддерживать устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям, соответствующим видом деятельности. Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Интерес - основное условие, порождающее у человека желание заниматься данным видом деятельности и обеспечивать развитие у него нужных специальных способностей.

Условие 2. Развивать способности можно только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолеть трудности. Эти трудности могут быть обусловлены и отсутствием у человека нужных задатков. Тогда ему требуется немало усилий для того, чтобы развить у себя соответственные способности.

Условие 3. Наличие элементарных общих задатков к занятиям, данным видом деятельности. У человека обязательно должно быть хотя бы задатки общего характера, такие, как хорошая память развитый интеллект.

Условие 4. Наличие работоспособности.

Условие 5. Вера в себя и в свои силы.

Условия 6. Стремление приносить новшества в решении поставленных задач, выбор наиболее сложных проблем.

Это условие представляется важным для развития способностей потому, что задачи творческого характера и достаточно высокого уровня трудности эмоционального и интеллектуального характера привлекают людей гораздо больше, чем простые и рутинные задачи. Это связанно, в частности, с тем, что творчество вызывает у человека повышенный интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в частности собственные возможности и способности. В результате повышается его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

Рассмотрим, исходя из сформулированных условий, пути оптимального развития некоторых наиболее важных специальных способностей человека: математических, лингвистических, технических, педагогических и организаторских.

Математические способности - широкое понятие, которое включает в себя знания из разных областей современной математике, а также умения и навыки по их практическому использованию.

Среди частных способностей, которые входят в структуру общих и специальных математических способностей, можно выделить умение определять математические понятия; точно формулировать мысль; строить гипотезы, последовательно их доказывать; видеть связи, существующих между математическими понятиями, утверждениями и той реальностью, которую эти знания отражают; находить различные решения одной и той же задачи; определять и на строгом математическом языке описывать количественные отношения, существующие среди явлений реальной деятельности.

Лингвистические способности - проявляются в знании языка и в развитости речи. В последнем уровне можно выделить и отдельно рассмотреть способности, касающиеся устной и письменной речи. Знание языка предполагает владение информацией, касающейся лексики, грамматики, морфологии, стилистики и многое другое, что относится к языку.

Владение устной речью включает в себя умение слушать, говорить, общаться. Владение письменной речью содержит умение грамотно, стилистически правильно, образно и точно, с передачей всех возможных рациональных и эмоциональных оттенков в письменной форме излагать свою мысль.

Для развития лингвистических способностей нужно много читать, общаться, составлять устные и письменные тексты, публичные выступления. Только в том случае Вы хорошо овладеете устной речью, если научиться понимать других, оценивать их реакции на собственные высказывания, точно и кратко выражать собственные переживания и мысли.

Развитие технических способностей - зависит от многих обстоятельств: от знания законов физики, свойств и способов обработки различных материалов, умение решать разнообразные технические задачи, пользоваться различными приборами, инструментами, составлять и читать чертежи, техническую документацию и т.д. Все эти знания и умения должны приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоением ребенка сложных предметных действий и выполнение операций с простейшими инструментами: ножницами, ножом, молотком, линейкой, отверткой и другими.

Для развития технических способностей очень важно знать устройство и принципы работы различных приборов и машин, уметь их разбирать, собирать, ремонтировать, конструировать. Это и есть те основные виды деятельности, в активных занятиях которыми развиваются и совершаются технические способности.

Педагогические способности - проявляются в знаниях педагогической теории и практике, а также психологии, в умении правильно обучать и воспитывать людей разного возраста, разного уровня психологического развития. Педагогические способности у человека обычно развиваются в детских играх, когда ребенок берет на себя роль взрослого воспитателя, учителя или родителя, в школе в общении с товарищами и учителями, а так же в семье - во взаимоотношении с младшими братьями и сестрами.

Организаторские способности - проявляются в умении человека налаживать успешную современную работу людей над решением различных задач.

Первой психологической предпосылкой к развитию педагогических и организаторских способностей является стремление быть лидером, руководить действиями других, оказывать на них психологическое влияние.

Вторым важным условием становления данных способностей является развитое практическое мышление, которое, в частности, выражается в умении быстро находить оптимальные решения и наиболее удачные выходы из сложных ситуаций.

Заключение

Однозначно прогнозировать развитие способностей не представляет возможным. Человек, проявляющий интерес к музыке и имеющий соответствующие задатки, не сможет их реализовать, если у него нет музыкальных инструментов и рядом с ним нет людей или пособий, по которым он мог бы научиться исполнительскому или творческому мастерству. То же самое относится практически ко всем способностям: для их развития нужны педагогически подготовленные люди, сами имеющие достаточно развитые способности, и современные средства обучения.

Если человек выбирает для себя работу, выполнению которой, он не имеет способностей, то даже при поддержке со стороны, когда близкие и знакомые помогают продвигаться по служебной лестнице, он рано или поздно потерпит фиаско. Он просто не выдержит соревнования с более способными конкурентами. Вряд ли в наше время можно, не имея способностей, рассчитывать на успех в таких сложных видах деятельности, как бизнес, техника, литература, искусство, науки и многое другое.

Переоценка способностей ведет к возникновению трудно преодолимых жизненных проблем, так же как и незнание или недооценка способностей могут иметь отрицательные последствия.

Способности человека влияют на его интерес, склонности и потребности. Они определяют выбор наиболее привлекательных для данного человека видов деятельности.

Современная жизнь такова, что довольно часто нам приходится взвешивать реальные шансы на успех, соотносить свои способности с имеющимися возможностями и на этой основе принимать решения, например выбор профессии.

Интересы человека, от которых в свою очередь зависит развитие его способностей на пустом месте не проявляются. Они возникают лишь тогда, когда человек, занимавшийся новым видом деятельности обнаруживает, что может развить свои задатки и проявить способности, добиться успеха.

Список литературы

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов - М: Издательский центр «Академия», 2000 - 624с.

2. Практическая психология: Познание себя; Влияние на людей: Пособие для учащихся - М: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 1999 - 320с.

3. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов; В з кн. - 3-е изд. - М: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999 - Кн 3

4. Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 632 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты определения термина "способности" и различие подходов к их исследованию. Влияние имеющихся у человека умственных способностей на поиск им новых способов решения задач. Возрастные и топологические предпосылки развития одаренности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2014

    Характеристика способностей человека как психологического понятия в сфере образования. Определение способностей по Б.М. Теплову. Врожденные задатки и генотип. Потенциальные и актуальные способности. Особенности семейного воспитания и условий макросреды.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Характеристика понятия "способности". Классификация и виды способностей человека. Формирование и развитие одаренности, таланта, гениальности. Организация экспериментального изучения психологических способностей будущих педагогов. Анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Понятие индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Способности к обучению, творчеству, предметной деятельности. Задатки как предпосылки способностей, их становление.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Сущность понятия "способности". Вклад Б.М. Теплова в разработку общей теории способностей. Изучение способностей как важный раздел дифференциальной психологии. Типологические свойства и возрастное развитие. Умственные способности в среднем возрасте.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Понятие способностей, их структура, условия проявления, формирование и развитие, качественные и количественные особенности. Единство способностей и умений, знаний, навыков. Математические способности школьников. Свойства педагогических способностей.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Классификация, структура, уровни развития и проявления способностей (талант, гениальность). Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности человека. Развитие способностей у детей в процессе обучения и воспитания, индивидуальные различия.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Этно-культурный аспект как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании. Выявление, развитие и совершенствование юных талантов. Реализация музыкальных способностей в различных культурах. Реформы творческого образования.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Способности - индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Основные этапы и теории развития качеств человека. Исследование профессионально важных способностей работников МЧС.

    реферат , добавлен 21.05.2012

    Идеология потребностей и способностей человека. Развитие способностей у детей. Материальные и духовные способности. Потребности и система ценностей. Воздействие ценностей на мир потребностей. Критерии определения разумных и неразумных потребностей.

У каждого из нас есть способности к определенной деятельности. Как их распознать, а затем развить? В каком возрасте они начинают проявляться? Какие их виды встречаются? Бывает ли так, что способность только одна, или, в основном, их несколько? Можно ли утверждать, что способности – это врожденные качества, или они все-таки могут появляться в течение всей жизни? Чем они отличаются от задатков и склонностей? В статье содержатся ответы на поставленные вопросы.

Что такое способности?

Способности - это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и задатки – не одно и то же. Способности - результат развития задатков, которые обусловлены наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, способствующие лучшим результатам, нежели у обычных людей. Задатки обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.

В семье спортсменов запросто может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного кулинара, вероятно, пойдет по стопам отца. А дочь актрисы сама со временем попробует себя на большой сцене. И, скорее всего, у нее тоже получится пробиться в этой профессии. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у настоящего гения может родиться не самый развитый наследник, если от матери ему достанутся менее «гениальные» гены.

Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. К примеру, у кого-то задатки к альпинизму. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.

На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься. Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.

Следующее важное понятие – одаренность , которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достигнуть вершин в определенной профессии. Одаренность не гарантирует успех, но дает возможности к его достижению.

Способности в психологии занимают базовый уровень, на котором могут развиваться таланты, а в отдельных случаях, даже гениальность. Способности человека – это фундамент для его самореализации.

Какие виды способностей бывают?

Отвечая на вопрос, какими бывают способности, психология, как наука, выделяет несколько классификаций. По одной из них, способности бывают общие и специальные. В первом случае, речь идет об особенностях личности, позволяющих ей добиваться успеха во многих видах деятельности. Например, развитый интеллект, креативность и пытливость одинаково пригодятся как в науке, так и журналистике, политике и других профессиях. Во втором случае, подразумевается предрасположенность к конкретному занятию. Это может быть умение отчетливо различать звуки или тональности, помогающее в музыке, либо способность человека визуализировать свои мысли на холсте.

Чаще всего общие и специальные умения взаимосвязаны. Например, у кого-то имеется талант художника, но в этом ему помогает развитое пространственное и образное мышление, являющиеся более широкими понятиями.

Также, способности человека бывают таких видов:

  • Интеллектуальные;
  • Конструктивно-технические;
  • Логико-математические;
  • Творческие;
  • Литературные;
  • Музыкальные;
  • Физические;
  • Межличностно-коммуникативные.

Интеллектуальные определяют возможность усваивать новую информацию, воспроизводить ее в конкретной ситуации. Особенно значительную роль они играют для учеников, студентов и ученых.

Конструктивно-технические позволяют создавать новые механизмы или улучшать существующие. Присущи людям, у которых руки не только «золотые», но и растут оттуда, откуда надо.

Логико-математические актуальны не только для математиков, но и для экономистов, бухгалтеров, программистов, а также людей, увлекающихся азартными играми.

Творческие зависят от уровня развития фантазии, умения визуализировать свои мысли или эмоции. Они оказываются полезны даже на бытовом повседневном уровне, когда приходится оригинально выходить из различных нестандартных ситуаций.

Следующими идут литературные , которые хоть и являются также творческими, но охватывают сугубо писательскую парафию, от оригинальных СМС-сообщений до прозы или поэзии.

Музыкальные настолько же древние, как само человечество. Умение чувствовать ритм, самому воспроизводить мелодии, всегда ценились одинаково высоко.

Физические позволяют максимально эффективно использовать возможности своего тела. Применимы они во многих сферах, от танцев до спорта или военной подготовки.

Межличностно-коммуникативные характеризуют уровень развития эмпатии, умение налаживания связей. Они особенно эффективны для бизнесменов, политиков, общественных деятелей, журналистов, психологов.

Как развить способности?

Поскольку умения появляются из задатков только в процессе обучения и практики, то для их развития требуются регулярные тренировки либо упражнения.

Во-первых , следует понять, к чему они имеются. Как говорилось ране, в этом могут пригодиться склонности. Необходимо понять, что нравится, чем хотелось бы заниматься. Если речь идет о детях, то им не всегда бывает легко сформировать свои мысли. Поэтому взрослым необходимо внимательно наблюдать за поведением своего ребенка. Уделить внимание тем занятиям, которые вызывают у него наибольший интерес.

Во-вторых , важно собрать как можно больше информации. К примеру, очевидно, что есть задатки к боксу. Необходимо узнать об этом направлении спорта как можно больше, понять его перспективы, опасности. Взвесив все «за» и «против», думать дальше. Выяснить имеются ли поблизости секции, поспрашивать отзывы о тренерах и т.д.

В-третьих , конечно же, приступить к изучению и практике. Ведь без теории практика не знает куда двигаться, а без практики теория – пустой звук. Это справедливо, как для занятий спортом, так и литературой, наукой или любой другой дисциплиной. Теоретическая часть помогает получить необходимые знания, а практика дарит бесценный опыт.

Способности – это хороший фундамент для дальнейшего успеха , но не гарантия его. Для их реализации необходим длительный самоотверженный труд. Одно дело обнаружить способность к чему-нибудь, а другое – ее развивать и улучшать. Но именно в труде появляются достойные люди, которые сумели поднять свои способности до уровня таланта или даже гениальности. Так что, даже самому способному человеку стоит поначалу «засучить рукава», чтобы потом насладиться плодами своих трудов.

Люди, поставленные в одинаковые социальные условия, в большинстве случаев достигают результатов, которые отличны друг от друга. Объясняя, отчего это происходит, мы часто обращаемся к понятию «способности человека». В психологии данный термин имеет несколько трактовок. Наиболее четкую формулировку предложил Р. Немов, обозначив способности как индивидуально-психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям и умениям личности, но объясняют быстрое и легкое их приобретение в какой-либо деятельности.

Нужно отметить, что все имеет начало. Способности человека также имеют подобную «точку отсчета», которую называют задатками. Они часто не определены и ни на что не направлены. Лишь включение их в структуру деятельности сможет принести определенный результат. Под «задатками» в анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе будущих способностей. При этом, они могут развиться абсолютно в любом направлении. То, к какой сфере будут относиться способности человека, зависит от направленности личности и результативности деятельности. Свою индивидуальность можно проявить в математике, творчестве, спорте, изобразительном искусстве и т. д. Если человек перестает пользоваться какими-либо способностями, то они постепенно угасают. Стимулировать их проявление и дальнейшее развитие можно лишь постоянными занятиями в выбранной области.

Если говорить о классификациях данного вопроса, то их достаточно много. Так, выделяют общие и специальные, практические и теоретические, творческие и учебные способности и т. д. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, общие способности - это те свойства, которые и определяют успехи личности в разнообразных видах деятельности. Сюда относят отлично развитую память, умение быстро и четко совершать умственные операции, хорошую речь и другое. Специальные способности характеризуют успешность человека в определенном виде деятельности. Здесь можно говорить о математических, спортивных, технических, лингвистических и прочих задатках. Общие и специальные способности очень часто существуют вместе, дополняя друг друга. Для того чтобы их гармонично развивать, необходимо постоянно работать над этим.

Необходимо выделить в и такое понятие, как качественное сочетание личностных черт, в результате которого можно говорить об успешности усвоения знаний и умений в определенной деятельности. (или взрослым) называют человека, который легко и быстро впитывает новую информацию, перерабатывает ее и выдает качественно новый результат в определенной сфере. Именно люди, обладающие данными характеристиками, двигают вперед прогресс во всех науках. Ведь так и рождаются великие открытия. Скрытые достаточно велики. И желательно еще в раннем детстве начинать развивать задатки и способности, чтобы в последующем выросла одаренная личность. Для этого, обычно, уже в детском саду и в школе проводятся определенные занятия, изучается направленность ребенка, диагностируются его задатки и сфера их направления.

Выделяют также учебные и творческие способности человека. В первом случае это успех в обучении и воспитании, получении и усвоении знаний. Напротив, творческие способности направлены на создание новых идей, изобретений, предметов культуры и искусства. Успех в какой-либо сфере обеспечен лишь в случае, когда задатки начинают развивать уже в раннем возрасте. При этом желательно, чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, у малыша воспитывалась мотивация к занятиям.

Это результат эволюции природных задатков человека. Многим способностям приходится для своего развития пройти долгий путь, в конце которого оказывается довольно сложно правильно оценить значение и характер задатков, которые приобретаются нами в самом начале нашей жизни.

Развитие способностей у человека

У любого человека, как известно, имеются свои индивидуальные способности. При этом интересным является факт, что одинаковые задатки, оставленные нам природой, могут явиться результатом развития различных способностей. У большей части людей с момента их рождения. И если человек не перестает заниматься любимыми видами деятельности, то способности у него будут подвергаться развитию на протяжении всей жизни.

Периоды формирования и совершенствования способностей

Рассматривая процесс изменения способностей человека, можно выделить некоторые характерные периоды.

  1. Созревание органических структур. Этот период наблюдается у человека на протяжении 6-7 лет от рождения. Он характеризуется совершенствованием работы имеющихся в организме анализаторов и функциональной дифференциацией определенных участков коры головного мозга. Тем самым создаются условия, благоприятно сказывающиеся на развитии способностей у ребенка.
  2. Сенситивный период. На протяжении этого периода проявляется повышенная чувствительность к воздействию окружающей среды и освоению какой-либо деятельности. Именно в этот период у ребенка начинает интенсивно развиваться устная речь, он начинает овладевать чтением, а также увлеченно играть в различные ролевые игры. Так же активно начинают развиваться и другие способности.
  3. Становление и развитие . В данный период человек начинает осваивать рисование, обучаться иностранным языкам, заниматься ручным трудом. Чаще всего, для активного развития у детей специальных способностей требуются различные игры. Взрослые при этом руководствуются, в основном, своими волевыми решениями.

Учитывая все вышеперечисленное, не следует забывать, что каждый период оказывает свое индивидуальное, не похожее на другие периоды, влияние на развитие способностей у человека.

Важно отметить, что если какой-либо период будет исключен из налаженной последовательности, то впоследствии развитие какой-либо функции оказывается слишком сложным, а иногда и вовсе невозможным. Поэтому внимательно следите за развитием способностей своего ребенка и всячески содействуйте его скорейшему обучению.