Предмет и метод правового регулирования. Шумят соседи – арендаторы квартиры: куда обращаться и звонить? Методы правового регулирования

Достаточно часто приходится слышать истории, когда обладание собственным жильем в многоквартирном доме, будь оно собственное или наемное, новое или старое, омрачается неблагополучным соседством. Вряд ли кому-то понравится грязь на лестничной клетке перед квартирой, наличие шприцов от соседей-наркоманов и их «друзей», пьяных дебошей посреди ночи соседей-алкоголиков. Не говоря уже о возможных оскорблениях, нападках со стороны соседей. Бывает, что и детей-то страшно отпускать из квартиры из-за подобного соседства.

Практика показывает, что ведение разъяснительных бесед, увещевания и просьбы не действуют. Причем не действуют совершенно. Никак. От этого порой опускаются руки. Некоторые встают на «тропу войны» и начинают пакостить надоевшим соседям своими силами. Да, возможно, какое-то моральное удовлетворение от этого и наступает, но вот разрешение ситуации и изменение ее к лучшему – нет. В особо запущенных случаях, когда в ход идут угрозы, рукоприкладство, могут пострадать и сами добропорядочные собственники. Замкнутый круг?

Первое, что приходит сразу на ум в качестве меры законной борьбы – вызвать полицию. Но если Вы относитесь к тем, кто это уже делал, вряд ли Вы подтвердите, что это «работает». Сотрудник полиции, возможно, даже и приедет, даже составит соответствующий протокол, даже посочувствует Вам по-человечески. Максимум, что грозит неблагополучным соседям – мизерный штраф. Вряд ли они его оплатят. Как правило, у наркоманов и алкоголиков деньги уходят далеко не на штрафы.

Может ли действующее законодательство предложить нам что-то в качестве орудия возмездия и для защиты прав своих граждан? Оказывается, может. Это две статьи Кодекса об административных правонарушениях:

– Статья 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта». Ею можно воспользоваться, когда соседи разводят антисанитарию, влияющую на нормальный ход жизни жильцов многоквартирного дома. Наказание – штраф.

Статья 7.21. «Нарушение правил пользования жилыми помещениями». В части первой этой статьи речь идет о порче жилых помещений. Когда неблагополучные соседи будут своими действиями разрушать квартиру и, тем самым, причинять Вам беспокойство или даже ущерб, данная статья окажет Вам помощь. Наказание – также штраф. Всего до 1500 рублей.

Понятно, что наложение штрафов вряд ли сыграет решающую роль для изменения ситуации. Но есть и крайние меры – и лишение права собственности. Принудительное выселение предусмотрено ст. 91 Жилищного кодекса РФ. Прекращение права собственности регулируется статьей 293 ГК РФ. И выселение, и лишение права собственности на квартире применить можно исключительно в . Т.е. должно быть решение суда по конкретным собственникам или нанимателям жилья, обоснованное и вступившее в законную силу. Оснований для лишения права на квартиру только три:

1) систематическое нарушение прав и законных интересов других жильцов

2) использование жилого помещения не по назначению

3) жильцы (собственники) допускают порчу и разрушение квартиры.

Таким образом, положения закона предусматривают, что неблагополучного жильца, независимо от того, является ли он нанимателем квартиры или ее собственником, можно выселить. Как же обстоит дело в реальности? Суды применяют эти статьи и выселяют. Но для этого нужно запастись терпением, временем и нервами. советуют действовать не в одиночку, а группами соседей, потому что для обращения в суд необходимо собрать базу доказательств. Придется доказывать факты нарушения прав и интересов других жильцов, порчи квартиры или использования ее не по назначению путем сбора письменных показаний жильцов, путем сбора протоколов об административном правонарушении, доказывать факты неоднократных вызовов полиции и применения к жильцам мер административного воздействия. Доказанные факты наличия задолженности по оплате за квартиру и коммунальные услуги, факты антисанитарии, подтвержденные также соответствующими органами надзора, увеличат шансы на благоприятный исход дела о выселении.

Важный момент, который следует помнить – в суд обращаются не соседи , а орган местного самоуправления, как правило, в лице жилищной инспекции – подразделения администрации. Т.е. важно понимать, что для начала надо будет убедить администрацию обратиться в суд с соответствующим заявлением. Реальность такова, что администрация будет всячески уклоняться от лишней работы и, возможно, придется жаловаться на бездействие администрации. И в случае положительного исхода по жалобе, Вы, возможно, добьетесь подачи иска в суд. Далее придется приложить все усилия, чтобы обеспечить максимальную явку свидетелей по делу, как жильцов-соседей, так и сотрудников управляющей компании, жилищной инспекции, участкового. От тщательности подготовки к судебному разбирательству зависит положительное решение суда. Но даже если добиться реального выселения беспокойных соседей в суде не получится, есть шанс, что судебное разбирательство и сама реальная угроза лишиться жилья повлияет на поведение дебоширов и нарушителей.

А как поступать, если спокойно жить соседям мешают арендаторы квартиры? Здесь решающую роль будет играть договоренность с собственником жилого помещения и то, на чью сторону в данном случае встанет собственник. Если отношения между собственником и квартирантами не оформлены договором, то выселение производится с участием прокурора и полиции. А если есть договор, на основании которого квартиранты находятся в съемной квартире, то придется обращаться в суд с требованиями о его расторжении, указывая в качестве оснований нарушения прав жильцов, порчу жилого помещения или использование жилья не по назначению.

Проблема законодательства зачастую даже не в получении решения суда в свою пользу, а его исполнение. Поэтому следует также учитывать, что путь к выселению нежелательных соседей может не закончиться получением вступившего в законную силу решения суда. Решение еще предстоит исполнить.

Специальные режимы налогообложения – упрощенка, вмененка, патентная система и единый сельхозналог – сами по себе являются низконалоговыми. Но при правильном использовании разрешенных законом схем можно еще больше сократить расходы по уплате налоговых платежей.

 

Оптимизируем с умом

Оптимизация налогообложения - это снижение облагаемой базы по налогам законными способами. Экономить на налогах без риска привлечения к ответственности - главная цель оптимизации.

Важно! ФНС разграничивает оптимизацию и уклонение от уплаты налогов, оценивая действия предпринимателей с точки зрения экономической обоснованности. Если единственным мотивом действий бизнес-субъекта была минимизация - споры с фискалами обеспечены.

Таблица 1. Основные способы оптимизации для спецрежимников

Группа методов

Использование оптимального режима

выбор подходящей системы на стадии открытия бизнеса, смена режима в ходе деятельности (в т. ч. переход с одного объекта налогообложения на другой при УСН)

комбинирование УСН, ЕНВД и ПСН

Использование льгот и преференций

изменение вида деятельности для использования пониженной регионами ставки

«переезд» в регион со льготными ставками

использование сниженных тарифов по страховым взносам

При сравнении вариантов упрощенки опираются на соотношение доходов и расходов по деятельности: если расходы составляют более 60% от доходов, то обычно выгоднее УСН «доходы-расходы». Режим налогообложения можно скорректировать по ходу дела, если условия ведения бизнеса, вид деятельности изменились. Перейти на новую систему удастся с нового года.

Схема №2 Упрощенка «доходы»: снижение объекта обложения

Компания «Продторг» занимается оптовой торговлей и применяет 6-процентную упрощенку. Вместо договора купли-продажи фирма решила заключать с покупателями договор комиссии. «Продторг» по новой схеме - посредник, а контрагенты - заказчики. Размер вознаграждения посредника устанавливается равным обычной прибыли от сделки. Товары приобретаются компанией «Продторг» от своего имени, но на деньги заказчиков. Облагаться налогом будут именно комиссионные - вознаграждение посредника.

Схему целесообразно применять, если в течение года появляется риск «слететь» с упрощенки (при приближении совокупной выручки к установленному лимиту). Способ эффективен, когда:первоначально компания применяет УСН 6% и ведет деятельность, расходы по которой составляют менее 60% от доходов, а затем дополнительно начинает заниматься торговлей (с невыгодным для «доходной» упрощенки соотношением доходов и расходов).

Схема 3. Использование ИП на УСН «доходы» в качестве управляющего

В ООО или АО единоличным исполнительным органом (руководителем) может выступать индивидуальный предприниматель. Применение схемы убивает нескольких зайцев: ИП платит с полученных доходов не 13% НДФЛ, а 6% по УСН «доходы», уменьшая при этом сумму налога на 50% за счет выплаченных страховых взносов.

Допустим, генеральный директор получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц (1,8 млн. руб. в год). Организация исчислит с его оплаты труда НДФЛ (13%) - 234 тыс. руб. и страховые взносы - 376 тыс. руб. (в ПФ - 265,32, в ФСС - 19,43, в ФОМС - 91,80).Если месячное вознаграждение ИП-управляющего будет таким же, то страховые взносы за год составят 37,26 тыс. руб. (22,26 - фиксированные платежи и 15 - 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.). В итоге ИП заплатит за год всего 108 тыс. руб. платежей.

Ознакомьтесь с порядком расчета взносов по ИП в 2015 году и взносов с ЗП нанятых работников .

При планировании схемы стоит учесть, что страховые взносы, которые компания выплачивала с ЗП директора:

  • по «доходно-расходной» упрощенке включались в расходы и уменьшали сумму единого налога, поэтому при прочих равных условиях компания заплатит больше на 56 482,50 руб. (376 550 x 15%);
  • по«доходной» упрощенке и ЕНВД уменьшали сумму налога (в пределах 50%).

Поэтому для оценки выгодности схемы потребуется дополнительный анализ влияния снижения расходов компании (они уменьшились на страховые взносы за сотрудника) на налоговый результат.

Схема №4. Совмещение УСН и ЕНВД

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, причем последнюю ведет в торговом зале площадью 50 м2. Компания применяет упрощенку «доходы». В регионе на следующий календарный год для стационарной розничной торговли будет установлен К2, равный 0,5. Перевод розницы на ЕНВД для организации выгоден. Просчитаем три возможных варианта.

Данные для расчета ЕНВД: базовая доходность = 1 800 руб. в месяц, К1=1,798, К2=0,5. Сумма платежа по вмененке в месяц = 1 800 x 1,798 x 0,5x50 x 15= 12 137 руб.

* - Налог можно снизить только вполовину. Ознакомьтесь с правилами расчета ЕНВД .

При благоприятных для вмененки региональных условиях, в структуре компании, которая в том числе занимается розницей, выгодно иметь подразделение на ЕНВД- независимо от полученной выручки сумма налога фиксирована. При этом выгодность вмененки возрастает с увеличением продаж.

Ознакомьтесь с позицией ФНС по условиям совмещения спецрежимов:

Оптимизация: факторы успеха

Оптимизационная схема не может быть универсальным, подходящим для всех решением. Это не более чем идея. При разработке программы по минимизации фискальных платежей нужно учитывать реальные внешние и внутренние условия ведения бизнеса. Наибольший эффект дает комплекс мероприятий, максимально учитывающий специфику бизнеса: масштаб, вид деятельности, структуру организации, региональные факторы и т.д. Разрешено все, что не запрещено законом. Однако в России сегодня грань между оптимизацией и уклонением от налогов слишком размыта. Будьте начеку и учитывайте мнение специалистов!

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Правоприменительная практика в борьбе с

ювенальной юстицией и не только с ней.

Основы и примеры.

(Несмотря на то, что адвокат Анатолий Макаров обращается только к православным христианам, его советы могут помощь в защите наших прав в борьбе с этой чудовищной системой).

Господи, благослови!

Общая часть

В настоящее время через школы активно ведется сбор персональных данных, как о школьниках, так и о членах их семей, с целью создания полных автоматизированных информационных досье на всех граждан. Причем объем данных существенно превышает все разумные пределы, а предлог, под которым это делается, не выдерживает никакой критики (например, формирование школьной информационной среды, т.е. там настолько бедная информационная среда, что не хватает только сведений о членах моей семьи и их образовании).

Предлог, конечно, смехотворный. Значит, данные эти нужны для других целей, которые озвучивать совсем неблаговидно, просто ничего другого придумать не получается. Нельзя же ведь вслух сказать: «Нам нужны ваши данные, чтобы вас держать в жестком подчинении». Ведь одна из основных целей ювенальной юстиции - держать нас в повиновении, и, в первую очередь, отвернуть от Веры Православной через воздействие на наших детей.

Тот же сбор данных о нас уже осуществляется посредством давления на наших детей. Все, кто ко мне обращался, начинали со слов: «Учительница сказала, что если мы не дадим согласия на сбор и обработку наших данных, у нашего ребенка начнутся проблемы, вплоть до исключения из школы». Т.е. вот она, ювенальная юстиция, во всей своей красе! Она уже есть здесь и сейчас. Наших детей уже сделали заложниками в борьбе с нами, в первую очередь, с православными верующими.

В то же время, любая информация, которую о нас собирают, всегда может послужить основанием для изъятия ребенка из семьи. Например, сведения о заработной плате родителей, так ювенальщики, посчитав, что ее недостаточно для нормального содержания детей, могут забрать их из семьи. А ведь уровень нормального содержания детей - категория оценочная и очень субъективная. Видимо русская поговорка «Даст Бог роток, даст и кусок» им непонятна. Я знаю случай, когда прокуренная тетка из ИДН, не имеющая собственных детей, заглядывая в семейный холодильник многодетной семьи, с остервенением кликушествовала, о том, что если в нем нет апельсинов, то нечего и детей заводить. Отсутствие апельсинов, с ее, либерально-феминистской, точки зрения - нарушение прав ребенка. Поэтому объяснять, что у детей диатез, было бессмысленно. Т.е. людям, предоставившим информацию о содержимом холодильника, впоследствии пришлось объясняться. Безусловным, с точки зрения ЮЮ, нарушением прав ребенка является соблюдение постов, а так же воскресное воздержание от пищи и питья перед Святым Причастием. Родители - мракобесы, ребенка голодом морят! Дальше ставится вопрос об изъятии ребенка из семьи за тем, чтобы кормить его по международным нормам, и пусть он только попробует этого не съесть или вспомнить о Боге и перекреститься! Вас просто лишат родительских прав!

Поэтому даже самые безобидные сочинения на тему «Моя семья», «Как я провел каникулы» или «Как я провел выходные» могут стать источником информации, которая может негативно отразится на вашей семье.

Так нашей задачей является не допустить подобных ситуаций.

Потому что защищать свой дом, семью и детей - это не только право, предоставленное нам Конституцией, но и обязанность, возложенная на нас Богом.

Теперь перейдем к практическим методам защиты. Краткий курс применения права в миру просто необходим, иначе будет сложно понять дальнейшее.

Итак, все слышали о Конституции РФ, особо много о ней любят говорить различного рода либералы. Конституция - это нормативно-правовой акт прямого действия. Это основной закон, поэтому никакой другой закон, подзаконный акт, инструкция не должны противоречить Конституции, они изначально незаконны и юридической силы не имеют.

Так вот, нам тоже следует обратить внимание на Конституцию, будет даже лучше, если мы ее прочитаем. А когда мы ее прочтем, то узнаем, что хотя Церковь и отделена от государства, мы, православные, в гражданских правах не поражены и являемся такими же полноценными гражданами России как и все остальные. Так на нас распространяются как обязанности, так и права основного закона.

Если говорить просто, то обязанности мужчин заключаются в том, что они должны служить в армии, платить налоги, заботиться о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях. На женщин возлагается все то же самое, за исключением службы в армии. Остальные обязанности возникают у граждан исключительно при вступлении их в какие либо правоотношения и регулируются конкретным законодательством в соответствии с Конституцией.

Все остальное - наши права.

Теперь о правах. Права есть и у нас, граждан, и у государства, в лице его исполнительных органов.

Разберемся, в чем заключается разница.

Гражданин пользуется разрешительными нормами права, т.е. такими нормами права, которые разрешены.

А запрещено, это когда есть прямой запрет и санкция за его нарушение. Например, в законе указано, что в случае выезда на встречную полосу движения следует санкция в виде запрета на управление автотранспортным средством на определенное количество времени. При этом дорожная разметка в виде сплошной линии и является тем самым знаком, запрещающим выезд на полосу встречного движения. Как мы видим в законе имеется и запрет, и санкция за его нарушение.

Таким образом, если в законе нет запрета, мы имеем право сказать, что мы это делаем, потому что это не запрещено. Так же наличие установленного законом запрета и наличие санкции за его нарушение порождает у гражданина обязанность соблюдать этот запрет (при условии, что запрет не противоречит Конституции) .

Орган пользуется нормами права запретительными, т.е. ему разрешено только то, что разрешено.

Все, что органу разрешено, является его полномочиями, которые четко прописаны в законах и должностных инструкциях. Это сделано для того, чтобы не было злоупотребления должностными полномочиями, т.к. гражданин изначально поставлен с органом в неравное (властно-подчиненное) положение.

Все, кто служил в армии, знают, что солдат с оружием на посту - часовой, находящийся при исполнении своих обязанностей, но если он отошел хоть на шаг в сторону, то он уже является вооруженным преступником, нарушившим закон. Орган (полицейский, чиновник и пр.) не имеет права сказать: «А мне это не запрещено». Этого он не может сказать ни гражданам, ни вышестоящему начальству. Если в уставе строевой службы написано: движение строем начинать с левой ноги, а мы заявим, что нет запрета на движение с правой, нам обязательно будет сказано: «Кто тебе разрешал? В уставе что написано?»

Более того, права органу даны исключительно для выполнения своих обязанностей! А обязанности четко прописаны в законе. Их перечень расширительному толкованию не подлежит, равно как и перечень прав.

Т.е. сотрудник органа не имеет права явиться к нам по своей инициативе, хотя у него есть право к нам явиться. Он может к нам прийти только при наличии предписания вышестоящего начальника в рамках исполнения своих обязанностей.

В предписании обязательно должно быть указано основание в виде проверки, либо возбужденного административного или иного производства с обязательными реквизитами этих оснований (номер, дата вынесения постановления о проверке либо возбуждении производства, либо заявитель и суть его заявления). Т.е. любая функция органа обязательно прописана в законе и должностных инструкциях. Если это оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ), то оно производится исключительно в рамках проверки возбужденного уголовного дела, которое имеет свои реквизиты. Если у мероприятия отсутствуют реквизиты и имеются только расплывчатые предложения вроде: «В целях выявления и пресечения ….» - данное мероприятие незаконно.

Также сотрудник не имеет права выйти за рамки прав, указанных в предписании. Если в предписании указано: «Обследование помещения» (не путать с жилищем, куда Вы без постановления суда имеете право его не пускать), то единственное, что он может - это составить акт обследования помещения с его планом. Без права заглядывать в шкафчики, если мы не совершим ошибку и не откроем шкафчик по его требованию или просьбе. Если мы откажемся шкафчик открыть, а он это сделает сам - с его стороны будет превышение полномочий, что запрещено законом.

Но это еще не все, наличие прав у органа не всегда порождает ответную обязанность у граждан. Например, в законе о полиции, сказано, что полицейский имеет право получать от граждан объяснения, но при этом нигде не указана обязанность граждан эти объяснения давать, а так же отсутствует санкция за отказ дать объяснения.

А как мы уже знаем: нет санкции - нет обязанности.

Нет обязанности - имеем право. Вот так.

В связи с этим, хочу вас предупредить, братья и сестры, что если нет нашей обязанности ходить в полицию и давать объяснения, мы никогда не докажем в суде, что нас заставляли дать объяснение, или заставили явиться в отделение полиции. Если мы вошли в отделение полиции без повестки, в которой указывается санкция за отказ прибыть, значит, мы все делали добровольно. И все разговоры, что на нас оказывалось психологическое давление, в том числе и зачитывание прав полицейских, на суд не возымеют никакого действия. Только наличие на теле следов насилия могут быть доказательством, что нас туда доставили против вашей воли.

Запомните, мы никому ничего не обязаны объяснять и доказывать, в том числе и невиновность. Это наше право закреплено в ст. 49 Конституции РФ

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

И еще, православные, прошу запомнить: никого не интересует, как все было на самом деле - суд, следователя и прокурора не интересует, кто прав, а кто виноват. Их интересуют только совокупность доказательств нашей вины. В законе так и написано: судья (а так же следователь и прокурор) руководствуются собственным убеждением, законом и совестью. Прошу обратить внимание на установленное законом место для совести. Это место последнее!. После собственного убеждения и закона. Поэтому не стоит искать в суде справедливости. Тем более, что по словам Паисия Святогорца, упокой, Господи, его душу: «Если бы на земле была справедливость, мы бы уже горели в аду». Так что нет не только обязанности, но и смысла кому-то что-то доказывать. Тем более тем, кому ничего доказать невозможно в силу их профессиональной принадлежности.

Поэтому, если мы не хотим чтобы мы и наши дети стали объектом произвола, то мы просто обязаны использовать свои права для самозащиты. Ведь, как уже и упоминалось раньше, Господь дал нам, православным, права для осуществления своих обязанностей по защите Веры, Семьи и Отечества.

Возвращаясь к Конституции, хочу особо остановиться на ч.1 ст.51 «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Это вообще замечательная статья. О ней все знают, все слышали, но практически никто не применяет. Хотя, если вы не распишетесь в протоколе о том, что вам она разъяснена и понятна, то протокол является не действительным. Почему-то все расписываются, после чего дают показания против себя и своих близких. Причем в полной уверенности, что ничего такого не говорят. Но, братья и сестры, как уже говорилось выше, самый безобидный, с нашей точки зрения, вопрос о размере заработной платы или содержимом холодильника может привести к очень даже нехорошим последствиям для нашей семьи. Поэтому, если наше воспитание не позволяет нам с порога послать представителя органа или мы по своей слабости сами пришли к ним, причем без адвоката, то наша задача- с самого начала заявить следующее, а лучше это уже иметь в написанном виде в трех экземплярах собственноручное объяснение: «Учитывая, что любые мои показания могут быть использованы против меня, руководствуясь ст. 51 Конституции РФ, отказываюсь отвечать на какие - либо вопросы. Надеюсь, что за соблюдение Конституции РФ никакого наказания не понесу. Прошу данное собственноручное объяснение приобщить к материалам проверки. В случае отказа в приобщении, требую дать письменный мотивированный ответ, т.к. я намерен обжаловать его в соответствии с Конституцией РФ в суде. Надеюсь на законность и обоснованность ваших решений и действий. С уважением. Дата, подпись». Почему в трех экземплярах? Практика свидетельствует о том, что некоторые чиновничьи особи, особо полицейские из ИДН, могут в припадке рвения один экземпляр порвать. Если откажутся принимать, то надо сдать один через канцелярию, а второй нужен для соответствующей отметки канцелярии о приеме. Еще замечательно действует подача такого «объяснения» телеграммой. Только надо, чтобы телеграфистка заверила копию телеграммы, а если еще и вашу подпись, то в высшей степени превосходно. И никуда не надо ходить.

Самое замечательное, что:

1) после этого вам никто не имеет права задавать никакие вопросы, так как все последующие после подачи вашего «объяснения» вопросы незаконны;

2) вы не отказываетесь от показаний, вы просто не говорите ни да, ни нет, т.е. им нечего опровергать и доказывать;

3) после получения от вас объяснений в этой части проверка закончена. Ведь что такое проверка? Как уже говорилось выше, любое мероприятие органа строго регламентировано. Так вот, проверка состоит из исследования обстоятельств (документов, предметов) и получения объяснений. А вот что в объяснении написано, роли не играет. Главное, что вы его дали. Оно есть, и в этой части проверка закончена. А вот если вы еще в соответствии с той же ст.51 Конституции РФ и не дадите возможности исследовать содержимое вашего холодильника, не допустите их в дом, не дадите справок о доходах, и пр, т.е. не дадите материала для вынесения решения об изъятии ребенка, то как говорится: «На нет и суда нет» .

Иногда можно услышать мнение вроде: «Если мы откажемся что-нибудь говорить или что-то предоставлять, они могут о нас плохо подумать». Более того, эти самые «они» это мнение усиленно поддерживают: « Если в соответствии со ст. 51 Конституции, отказываетесь что-либо говорить или что-либо предъявлять, значит, у вас есть что скрывать, вы тем самым подтвердите наши подозрения и мы будем о вас плохо думать». Тут ответ простой: во-первых, каждому человеку есть, что скрывать, и сотрудник органа не священник, которому следует исповедоваться. Во-вторых, какая вам разница, что о вас подумает собака бойцовской породы, которая явно «положила на вас глаз» и пошла вам на встречу? Ваша задача: успеть зайти в дом, закрыть за собой дверь и не дать этой собаке проявить свои чувства, в чем бы они не выражались. Главное, чтобы она вас не укусила, а что она при этом подумала - это уже предмет второстепенный, боль исключительно ее собачьей души. Но никак на ваша.

К общей части так же относится ч.1 ст. 48 Конституции РФ: Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Это означает, что вы по любому вопросу имеете право обратиться к адвокату и ни одним федеральным законом это ваше право не может быть ограничено. И запомните, если вам говорят, что вам адвокат не нужен, надо просто поговорить, и зачем же обострять, мы же хотим как лучше, значит, у них на вас ничего нет и основная задача вас разговорить и дать нужные показания. Лучшего для вас хочет только Бог, священник и родители -все остальные хотят от вас лучшего для себя.

С Общей частью пока все, перейдем к конкретике.

Специальная часть

Перейдем к тем случаям, когда в школе через давление на ваших детей пытаются получить от вас добровольное согласие на сбор и автоматическую обработку персональных данных.

Итак, в соответствии с ч.1 ст.24 Конституции РФ: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Т.е. в Конституции РФ прямо указано, что без вашего согласия никто не имеет права на сбор, хранение, использование и распространение информации о вашей частной жизни. Более того данное конституционное право на неприкосновенность частной жизни охраняется Уголовным кодексом РФ. Статья ч. 2. ст. 137 УК РФ предусматривает до 4-лет лишения свободы за «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия».

Теперь понятно, почему от нас требуют согласие. Потому что без него все действия по сбору наших персональных данных противоречат Конституции и уголовно наказуемы.

А поскольку мы активно сопротивляемся и такого разрешения не даем, то как рычаг давления на нас используют наших детей.

Что делать?

Во-первых, помнить, что никто нас не может лишить конституционных прав, кроме, как по решению суда. Данный случай под решения суда не попадает, так как мы никакого правонарушения не совершаем.

Во-вторых, понимать, что таким способом нас принуждают отказаться от своего конституционного права на тайну личной жизни, что противозаконно.

В-третьих, как бы не было страшно, не бояться.

Давайте разберем, что такое школа. Я могу на эту тему говорить достаточно компе-тентно, т.к. в прошлом сам был учителем. Так вот: школа - это явление постсоциальное, самое консервативное в обществе, призванное за 10-11 лет сделать из ребенка кирпич в стене государства (неважно какого). Поэтому школа не может идти впереди общества, только вслед за ним. Школа - это срез общества, уменьшенная копия государства, в которой все особенности государства доведены до гротеска. А учитель - это самый заинструктированный чиновник. Без какого-либо права на самостоятельность. Он не хороший и не плохоq, у него должность такая - учитель (прошу не путать должность и призвание). У него есть инструкции в виде методичек, где указано что и в какой время урока он должен довести детям, а также очень жесткий механизм контроля, что ведет к полной зависимости учителя от школьного руководства. Учителя всегда есть за что наказать.

Директор школы так же лицо жестко подконтрольное, независимо от личных качеств. Хотя ко времени занятия места директора школы личные качества большинства из них гипертрофируются, и мы часто слышим что-то вроде: «Я и сам против таких инициатив, но, что делать, я человек подневольный, такие указания сверху» и виновато улыбаясь продолжает исполнять противные ему инициативы. Причем очень с превели-ким усердием - иначе его накажут.

Вообще, особенность служивого - чиновничьего образа мысли, равно как и сотрудников органов, заключается в том, что они мыслят рефлексами: «Больно - плохо, не больно - хорошо». А «законно-незаконно», «честно-нечестно», «милосердно-немило-сердно» - категории им неведомые.

Поэтому не надо идти у них на поводу и входить в их положение, а твердо и последовательно отстаивать наши семьи и наших детей.

Для этого надо помнить, что для служивого (сотрудника органа, чиновника) нет более увлекательного занятия, чем спасение собственной шкуры (личного благополучия), и создать ему проблему существенно легче, чем обычному гражданину. Поэтому не надо их заставлять решать наши проблемы, надо им создать их собственную одну большую проблему, в процессе решения которой они о нас просто забудут.

Один из таких способов - следующее заявление:

Директору_________________________

Копия начальнику РОНО

Копия Прокурору города

Копия Президенту РФ

От ______________________________ отца(матери) ученика (цы) _____________________________________ 1-го (а) класса __________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

«____» ___________20___года учитель (преподаваемый предмете, классный руководитель,класс ФИО) _____________________ потребовал от нас,

родителей ученика (класс ФИО), под угрозой исключения из школы (изложить иные виды угроз) дать разрешение (согласие) на сбор, автоматическую обработку, использование и распространение сведений, относящихся к тайне личной жизни членов нашей семьи.

В то же время согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ, тайна личной жизни гражданина охраняется законом, в том числе и Уголовным Кодексом Российской Федерации - ст. 137 УК РФ, соответственно, никто не вправе без достаточных на то предусмотренных законом оснований собирать сведения, составляющую тайну личной жизни гражданина. Именно поэтому законом не предусмотрены санкции за отказ граждан подобные сведения предоставлять.

Поэтому данным заявлением я подтверждаю отказ от требований учителя (предмет, класс ФИО) подписать добровольное согласие на предоставление персональных данных членов своей семьи. В дальнейшем любые попытки репрессий в отношении моего ребенка со стороны руководства и сотрудников школы буду считать местью за отказ в предоставлении данных и оказанием давления, с целью моего отказа от конституционного права на тайну личной жизни.

Так же, руководствуясь Конституцией РФ и действующим законодательством, прошу дать письменный ответ на поставленные ниже вопросы

1. Какие санкции предусмотрены законом для учеников, чьи родители отказываются добровольно от предоставления персональных данных, составляющих тайну личной жизни.

2. Насколько угрозы учителя (ФИО)_________, применимы_(изложить суть угрозы)_________________, за отказ от предоставления персональных

данных, составляющих тайну личной жизни, законны и обоснованы

Так же довожу до Вашего сведения, что в случае не предоставления ответа в установленный законом срок Ваши действия (бездействия) будут обжалованы в суде.

Искренне надеюсь на законность и обоснованность Ваших решений и действий,

с уважением

Способ применения данного вида заявления и его последствия.

Оно должно быть отправлено во все адреса, указанные в начале заявления. В чем эффективность? В том, что они боятся света. Любое освещение их неблаговидных дел - это плохо для них. А до тех пор, пока мы с ними разговариваем по-человечески, а не вытаскиваем в правовое поле, мы в проигрыше. В борьбе бульдогов под ковром они нас переиграют. Поэтому, понимая особенности чиновничьей системы, мы эти особенности и используем в целях защиты.

Во-первых, директор и ГОРОНО сразу видят, что дело вышло за пределы образовательной системы и им придется объясняться в прокуратуре. Более того, зная, что со стороны учителя действительно были угрозы, они, конечно, будут утверждать, что такого не было, но при этом необходимо помнить, что учитель тоже будет объясняться в прокуратуре, а вдруг он там с испугу или по злому умыслу скажет, что его заставил так поступать директор школы. А ведь по закону чиновничьей системы наказывают не за нарушения закона, а за то, что об этом стало известно.

Во-вторых, прокуратура - это тоже система, и у нее есть тоже цели и задачи выявлять правонарушения, особенно, касающиеся нарушения прав несовершеннолетних. Провозгласили права ребенка? Защищайте! А еще у прокуратуры есть план, и тут ведомственные интересы расходятся. Она обязательно проведет проверку и даст юридическую оценку происходящему. Если она этого на первый раз не сделает, то сделает на второй, если ее бездействия вы обжалуете в суде.

В-третьих, прокуратура обязательно пришлет вам ответ по результатам проверки, смысл которого, в первую очередь, будет сводиться к тому, что ваши конституционные права не нарушены, т.к. согласие на сбор и обработку персональных данных дело сугубо добровольное, вы не обязаны его давать, и вы этот документ будете показывать любому, кто потребует от вас ваши персональные данные и не факт, что это будет только в школе, где учится ваш ребенок. Т.е. у вас будет на руках документ, вынесенный органом, который обязан осуществлять контроль и надзор за исполнением действующего законодательства! Пусть теперь Министерство образования поспорит с прокуратурой, посмотрим, как это у них получится. И еще, если директор не врет, и говорит о том, что он «подобные инициативы» не приветствует, то ответ прокуратуры будет ему только в помощь перед вышестоящими: «Видите, как я старался, а они написали в прокуратуру, а прокуратура дала свое заключение, что мы не имеем права принуждать дать согласие».

В-четвертых, пусть вас не смущает, что в ответе прокуратуры будет указано, что факты угроз со стороны учителя не подтвердились, ведь ваша задача не наказывать, а пересекать. Учителю хватит одного похода в прокуратуру. А если не хватит, у вас на руках есть ответ из прокуратуры, в котором зафиксирован факт вашего обращения в связи с угрозами учителя, и этот ответ всегда можно обжаловать в суде.

В-пятых, копия, направленная Президенту РФ, тоже имеет значение. Президент, безусловно, с этим разбираться не будет, но аппарат спустит эту заявление бумагу либо в Министерство образования, либо в прокуратуру. Главное, что руководство школы и ГОРОНО будут знать, что придется не только объясняться в прокуратуре, но и быть вынужденным вам так же дать ответ, из которого вы узнаете, что давать согласие вовсе не обязательно и что факты угроз так же не подтвердились, а также уговаривать вас больше ничего не предпринимать. Что нам в итоге и требуется.

В-шестых, не бойтесь испортить отношения с директором. Надо бояться испортить отношения с Богом. Многие считают: «Не надо их злить». Дело в том, что механизм разозлить невозможно. Человека - да, механизм - нет. Механизм можно только остановить, сломать, уклониться от него или ему поддаться. И еще, какая собственно разница, с каким выражением лица вас будут принуждать отказаться от своей Веры, благостным или свирепым? Ведь от этого суть деяния не меняется…

Здесь я привел только один из конкретных способов абсолютно законной борьбы за свои права не предоставлять персональные данные, а так же за исключение наших детей из числа заложников в борьбе прогрессивного мирового сообщества с православием.

Пока писал, мне позвонил друг из Тамбовской области и рассказал, что их учительница обещала, что при отказе дать согласие на сбор, обработку и использование персональных данных их семьи, «отказников» будут вызывать в ФСБ.

В таких случаях отсылается телеграмма в адрес руководителя ФСБ России, ФСБ области и копия директору школы примерно следующего содержания: « Прошу подтвердить угрозы учителя (предмет, школа ФИО) репрессий со стороны органов ФСБ по отношении ко мне за отказ дать добровольное согласие на сбор, обработку и использование моих персональных данных, а так же прошу указать норму закона, на основании которых подобные репрессии будут ко мне применены». Эффект гарантирован.

Чем больше будет подобных заявлений и телеграмм, тем меньше у Минобразования будет желания участвовать в подобных делах.

Бог в помощь, православные!

http://golosuite.ru/index.php

СООБЩИТЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЭТОГО САЙТА СВОИМ ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ.

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.7

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается метод правового регулирования

как совокупность способов воздействия на субъектов общественных отношений. Рассмотрены обстоятельства, предопределяющие метод правового регулирования: целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор). Автор дает классификацию методов и способов правового регулирования. Императивный метод раскрыт через обязывание и запрещение. В статье рассмотрены способы диспозитивного правового регулирования: поощрение, рекомендация. Автор формулирует дефиницию индифферентные диспозитивные нормы. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении без поощрения и рекомендаций.

Ключевые слова: метод правового регулирования, способы правового регулирования, правомочие, обязывание; запрещение, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, индифферентное диспозитивное регулирование, поощрение, позитивная ответственность, рекомендация, сверх нормы деятельность, правомочие.

1. Понятие метода правового регулирования

Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по ее достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений.

Метод правового регулирования зависит от:

Целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;

Свойств субъектов правового отношения;

Характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;

Положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;

Различных средств обеспечения и охраны правовых норм;

Оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут достигаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология. Так, необходимость осуществить крупномасштабное строительство государство вызвала к жизни целый ряд разных правовых решений: 1) сделать это идеологической конструкцией, национальной идеей, и тогда субъекты права под воздействием эмоционального состояния причастности к высоким государственным делам сделают необходимое (стройки ХХ века, например Байкало-Амурская магистраль, освоение целины и др.); 2) заинтересовать участников общественных отношений привлекательными для них стимулами -материальными или идеальными, - под влияниями которых субъект права достигает необходимых государственных целей и получает соответствующее поощрение; 3) запретить альтернативные пути достижения целей субъекта права. Он должен достигать своих целей только в случае совпадения (или хотя бы непротиворечия) своих личных и государственных целей; 4) обязать (заставить) совершить необходимые государству действия под влиянием наказания, или действие совершается как санкция за ранее совершенное правонарушение (принудительные работы).

На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты

права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности воздействия на него со стороны высших органов государственной власти. Публичные субъекты имеют двойственное начало, так как, с одной стороны, по отношению к одним субъектам (гражданам) они являются властными и дают им указания относительно их правомерного поведения, а с другой - получают указания по вертикали органов государственной власти. Граждане же находятся только в горизонтальных связях. Оказывая воздействия на участников общественных отношений, государство использует желаемые и нежелательные для конкретных субъектов последствия, которые имеют для них значение. Например, граждане могут подвергаться лишению свободы, а органы государственной власти - роспуску. Граждане обладают свободой выбора модели правомерного поведения, а публичные органы могут действовать только в пределах их компетенции.

Правовые отношения по общему правилу являются двусторонними, соответственно две стороны этого отношения находятся в определенном положении друг по отношению к другу. Характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, отражая их правовую природу, имеют результатом положение субъектов друг по отношению к другу. Субъекты права всегда обладают взаимными правами и обязанностями, но они могут обмениваться ими в равном положении или в положении зависимости одного от другого. Они могут обмениваться правами и обязанностями по собственному желанию или по принуждению. И это их положение может изменяться в разных правоотношениях с одними и теми же участниками. Так, государство и юридическое лицо могут встретиться в гражданско-правовых отношениях. По характеру гражданские отношения

Это отношения равенства, взаимосвязь прав и обязанностей субъектов возникает по желанию участников. Эти же участники могут войти во взаимодействие по привлечению к юридической ответственности. В таких административных отношениях стороны не равны друг другу, а орган государственной власти предъявляет требования к подчиненному ему субъекту. Таким образом, положение субъектов правоотношения друг к другу, опосредованное их правами и обязанностями, характеризует метод правового регулирования. Координация (равенство) и субординация (подчинение одного другому) - два основных положения субъектов друг по отношению к другу.

При реализации прав и обязанностей могут быть использованы различные средства обеспечения и охраны правовых норм. Набор этих правовых средств достаточно определен, он сложился и практически неизменен: наказание, награда. Формирование конкретного инструментария в рамках правового средства, наоборот, изменчиво, реагирует на изменения социальной среды, формы государства, правовую идеологию и ряд других факторов. Так, могут применяться смертная казнь, штраф, лишение специальных прав и широкий спектр санкций, которые как раз детерминированы формой государства. Например, демократическое правовое государство провозглашает принципы индивидуализации и соразмерности наказания, гуманизма, которые существенно влияют на

диапазон тех средств, которые государство может применить к управляемым субъектам. Так, едва ли возможно сегодня обеспечивать правопорядок сжиганием на костре нарушителей правил дорожного движения.

Основания возникновения правоотношения определяют набор средств правового взаимодействия на субъектов права. Стороны заключают гражданско-правовой договор по собственному желанию, на свой страх и риск. Правовые нормы предоставляют им свободу выбора при вступлении в эти отношения, они имеют возможность самостоятельно определять свои взаимные права и обязанности в договоре при условии их соответствия законодательству. Договорные отношения равные, санкции призваны обеспечить интересы сторон договора.

Правоотношения, возникающие на основании актов органов государственной власти, имеют властную природу. Государственные документы возлагают обязанности на участников отношений в одностороннем порядке без участия субъектов правоотношений. Именно эти отношения подлежат первоочередной защите со стороны органов государственной власти в силу их публичного происхождения.

Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, то есть отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться также на началах равенства и автономии, в их основании чаще всего лежит договор. Именно по такой моделе строятся гражданские правоотношения.

Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

2. Императивный метод правового регулирования

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет - это возложенная на субъект права обязанность

воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения - бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Также запрет можно понять из использования слова «наказывается» после завершения описания собственно состава преступления. Совершение запрещенного деяния является правонарушением и наказывается соответствующими юридическими санкциями. Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» устанавливает состав преступления: заведомое оставление без помощи лица,

находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Статья УК РФ формулирует правовое требование: не оставлять человека без помощи. Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия.

Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности. Обязанности могут устанавливаться в различных отношениях. В трудовых правоотношениях обязанности приходить на работу в определенное время соответствует право работодателя требовать начать работу в определенное временя. Обязанности платить налоги соответствует право налогового органа требовать уплаты налогов. Алиментарные обязанности одних членов семьи соответствуют правомочиям других. Так, родители платят алименты, а их получателями являются дети, которым принадлежит соответствующее право требования. Неисполнение обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Управомоченное лицо (или лицо, действующее в его интересах) свое намерение использовать принуждение воплощает в

акте (иск о взыскании алиментов, постановление о привлечении к налоговой ответственности, решение суда и т.п.).

Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

3. Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права - уголовного права -имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению.

Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм (условно назовем их индифферентными) при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот способ, могут содержаться слова «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного способа зависит от авторитета их источника, автора.

Рекомендация - это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку - «предложение, от которого нельзя отказаться». И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Важным для понимания правовой природы поощрения и рекомендаций является понятие «подвига», «сверх нормы деятельности». То есть субъект права добровольно берет на себя дополнительные обязанности в расчете на положительную оценку своего поведения со стороны государства. При этом рекомендация - это предложение совершить что-то без конкретной награды, а поощрение имеет четко установленную награду.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели. Поощрение должно представлять для субъекта права желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов - знак нашего времени. Эффективным является сочетание моральных и материальных стимулов. Уменьшение ответственности или ее устранение также может выполнять функцию поощрения. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления и перечислил в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Большое социальное значение имеют нормы, которые выступают стимулом сверхнормодеятельности в течение длительного периода - 20, 30 и более лет. Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная

о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Так, награда орденом за длительную активность станет невозможной, если законодатель отменит орден. Но это станет наказанием для лиц, сознательно стремившихся к достижению установленных показателей для награды.

Максимальный результат дает «чествование героя». Отсутствие награды лишает поступок героизма и, по сути, сводит на нет все поступки активного правомерного субъекта. Незаслуженное предоставление награды снижает общий позитивный потенциал награды, а может и вообще лишить его. Так, известны истории массовых награждений к каким-то датам, например, 850-летию Москвы. В рамках кампании награды раздаются по спискам, требования к кандидатам снижаются, и в результате награды получают совершенно разные субъекты, а смысл награды исчезает.

Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. Фактически законодатель информирует субъектов права о рациональных моделях. Так, граждане могут составить любой гражданско-правовой договор, но им предлагаются договоры купли-продажи, мены, дарения и другие для упрощения их выбора. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает

активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются. Лицо в рамках дозволений действует, удовлетворяя свои интересы своими действиями: человек имеет творческие способности быть автором, и он им становится (создает произведение). Законодательство гарантирует его права и уведомляет иных участников общественных отношений о наличии этого права и его защите.

Библиографический список

1. Альференко А.В. Метод регулирования в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2013.

2. ГенрихН.В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.- Рязань, 2011.

3. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. - СПб., 2009.

4. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000.

5. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

6. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996.