Каковы причины преступления раскольникова. Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

--> Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

Реферат по предмету:
"Литература русская"

Название работы:
"Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения"

Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Томас Манн, рассуждая о феномене Ф.М. Достоевского, указывал на особое значение преступления в структуре произ¬ведений писателя и на то, что многие его герои-идеологи в той или иной мере причастны к преступлению.

В «Исповеди Ставрогина», опубликованной позднее выхода романа «Бесы», герой призна¬ется в содеянном им преступлении - растлении ребенка. Герой романа «Униженные и оскорб¬ленные» князь Валковский не совершает убийств и насилий, но в основе внутренней структуры его характера лежит преступная по¬рочность.

Полный таинственности сюжет ран¬ней повести Достоевского «Хозяйка» строится на тайном преступлении, связавшем старика Мурина с красавицей Катериной. Преступлением завершается самый пронзительный роман писа¬теля «Идиот», героиня которого Настасья Фи¬липповна, символизирующая собой красоту, при¬званную спасти мир, на протяжении всего хода событий произведения живет в ожидании траги¬ческой смерти и в конце концов гибнет от руки Рогожина, также предчувствовавшего свое пре¬ступление.

Основным сюжетным событием, вокруг которого строится действие итогового романа писателя, становится убийство старика Карамазова.

В структуре сюжета другого не менее изве¬стного романа Ф.М. Достоевского определяю¬щую роль играет преступление, совершенное его главным героем Родионом Раскольниковым.

Но тема преступления и наказания за содеянное не исчерпывается историей убийства старухи-про¬центщицы и ее беременной сестры. Пронизано тайной страшных деяний прошлое еще одного героя произведения - Свидригайлова.

Введение 3

1. Преступление Родиона Раскольникова 5

2. Ф. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека 11

Заключение 18

Список литературы 20

Использованная литература

  1. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание: Соч. М.; Харьков, 2003.
  2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 6.
  3. Ильин И.А. Кошмар Н.А. Бердяева. Необходи¬мая оборона / Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.
  4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996.
  5. Ильин И.А. Отрицателям меча // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.
  6. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия (о мировоз¬зрении Ф.М. Достоевского. М., 1969.
  7. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные пи¬сатели XX в. // Вопр. литературы. 1971. № 5.
  8. Писарев Д.Щ. Борьба за жизнь // Ф.М. Досто¬евский в русской критике: сб. ст. М., 1956.
  9. СелезневЮ.И. Достоевский. М., 1990.
  10. Соина О.С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф.М. Достоевского // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5: (сб. науч. тр.). – Новосибирск, 2005
  11. Соловьев С.М. Изобразительные свойства в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1979.
  12. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон Я и «закон любви» // в шк. – 1999. – № 1.

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]

  • "Нравственная смерть и духовное
    возрождение Раскольникова в романе
    Ф. М. Достоевского «Преступление
    и наказание».
    Мастерство писателя
    в раскрытии драмы «падшего человека»"

    Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
    произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
    неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
    законов и законов божественных, христианских. А главная идея
    его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский
    пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
    к новой жизни, жизни в любви и добродетели.
    Идея возможности воскресения «падшего» человека является
    основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название
    несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости
    расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло
    всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует
    закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления,
    которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.
    Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между
    добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости,
    ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос
    света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если
    Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со
    злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней
    между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между
    началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает
    почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский
    с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед
    читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная
    в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет
    бедного студента, а затем, набирая все большую и большую
    силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую
    немедленного воплощения в жизнь.
    Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека,
    не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой
    части романа, развертывает перед читателем картину постепенного
    превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу
    - становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели
    ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не
    могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит
    свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться.
    Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения,
    но только когда сам человек захочет этого.
    Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось
    преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит
    о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю,
    разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам
    не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои
    и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие
    Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит
    Раскольникова к идее «сверхчеловека».
    Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует
    символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество,
    в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий
    лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным.
    И в то же время во сне показана вся мерзость убийства.
    После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести
    и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому
    доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не
    может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор
    студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит
    окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает
    себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть.
    Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная,
    главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого
    греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.
    И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа.
    Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень
    важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница
    и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву
    можно назвать величайшими христианскими страницами романа.
    Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова
    после преступления до его полного возрождения.
    В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее
    непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения!
    Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они
    не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит
    границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает
    уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только
    Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова!
    Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает
    читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между
    Раскольниковым и Лазарем очевидна.
    «Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично
    ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет
    не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через
    четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу
    становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова.
    А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был
    здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова,
    то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил
    бы преступления, не умер бы нравственно.
    Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении
    всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том,
    что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота
    могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга.
    Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно
    под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи.
    И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется,
    что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое
    преступление, и ты воскреснешь!»
    По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения
    души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо-
    тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский
    вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по
    своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено
    смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа,
    она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми
    отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества
    и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает
    ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон.
    И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь
    воскресения Раскольникова.
    В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские
    добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь
    к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов
    Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут
    в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения.
    Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь
    - великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла
    воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать
    на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но
    любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой
    Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский
    - писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском
    участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую
    кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды:
    «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило
    его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны
    и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного
    будущего, полного воскресения в новую жизнь».
    Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного
    страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь
    в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову
    открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских
    ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста,
    обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий
    в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников
    окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви!
    Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная
    в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель
    включает в свой роман и дополнительные художественные средства:
    цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение
    приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до
    мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание
    » нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром

    Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

    Тип работы: Реферат Предмет: Литература русская Страниц: 20

    Оригинальная работа

    Тема

    Выдержка из работы

    Томас Манн, рассуждая о феномене Ф. М. Достоевского, указывал на особое значение преступления в структуре произведений писателя и на то, что многие его герои-идеологи в той или иной мере причастны к преступлению.

    В «Исповеди Ставрогина», опубликованной позднее выхода романа «Бесы», герой признается в содеянном им преступлении — растлении ребенка. Герой романа «Униженные и оскорбленные» князь Валковский не совершает убийств и насилий, но в основе внутренней структуры его характера лежит преступная порочность.

    Полный таинственности сюжет ранней повести Достоевского «Хозяйка» строится на тайном преступлении, связавшем старика Мурина с красавицей Катериной. Преступлением завершается самый пронзительный роман писателя «Идиот», героиня которого Настасья Филипповна, символизирующая собой красоту, призванную спасти мир, на протяжении всего хода событий произведения живет в ожидании трагической смерти и в конце концов гибнет от руки Рогожина, также предчувствовавшего свое преступление.

    Основным сюжетным событием, вокруг которого строится действие итогового романа писателя, становится убийство старика Карамазова /сайт, 11/.

    В структуре сюжета другого не менее известного романа Ф. М. Достоевского определяющую роль играет преступление, совершенное его главным героем Родионом Раскольниковым.

    Но тема преступления и наказания за содеянное не исчерпывается историей убийства старухи-процентщицы и ее беременной сестры. Пронизано тайной страшных деяний прошлое еще одного героя произведения — Свидригайлова.

    Введение 3

    1. Преступление Родиона Раскольникова 5

    2. Ф. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека 11

    Заключение 18

    Список литературы 20

    Список литературы

    1. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание: Соч. М.; Харьков, 2003.

    2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 6.

    3. Ильин И. А. Кошмар Н.А. Бердяева. Необходимая оборона / Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.

    4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996.

    5. Ильин И. А. Отрицателям меча // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.

    6. Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф. М. Достоевского. М., 1969.

    7. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные писатели XX в. // Вопр. литературы. 1971. № 5.

    8. Писарев Д. Щ. Борьба за жизнь // Ф. М. Достоевский в русской критике: сб. ст. М., 1956.

    9. СелезневЮ.И. Достоевский. М., 1990.

    10. Соина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф. М. Достоевского // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5: (сб. науч. тр.). — Новосибирск, 2005

    11. Соловьев С. М. Изобразительные свойства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.

    12. Тарасов Б. Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон Я и «закон любви» // Литература в шк. — 1999. — № 1.

    Заполнить форму текущей работой

    ИЛИ

    Другие работы
    Название Тип