Что нового дала дворянству жалованная грамота. Жалованные грамоты Екатерины II

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ… 4

2 ЖАЛОВАННЫЕ ГРАМОТЫ… 7

2.2 Жалованная грамота городам 1785 г. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 20


ЕКАТЕРИНА II Великая (1729-96), российская императрица (с 1762). Немецкая принцесса София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. С 1744 - в России. С 1745 жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которого свергла с престола (1762), опираясь на гвардию (Г.Г. и А.Г. Орловых и др.). Провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-64), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-69. При ней произошла Крестьянская война 1773-75. Издала Учреждение для управления губернией 1775, Жалованную грамоту дворянству 1785 и Жалованную грамоту городам 1785. При Екатерине II в результате русско-турецких войн 1768-74, 1787-91 Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, «Записок».


Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления - в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на практике игнорировалось чиновниками, да и подчас самой Екатериной.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворота 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ограничить власть самодержца «императорским советом». После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Екатерина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неуверенно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение.

Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

Отношение с церковью. В 1763-1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель, т.е. осуществлена их передача в введение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обстановку в стране.

Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразднено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали систему управления.

Уложенная комиссия. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Ей была придана форма, как древних земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворянам и горожанам.

Екатерина II подготовила " Наказ " Уложенной комиссии, в котором содержались предложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.

Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу.

Реформа местного управления стала ответом на то потрясение, которое пережила империя в результате социального взрыва - «пугачевщины». Она была призвана укрепить государственную власть на местах, передать туда некоторые функции центральных органов и тем самым повысить их эффективность и упрочить позиции дворянства, которое после подавления восстания оценивалось как единственная надежная опора власти.

В 1775 г. Екатерина издала " Учреждение для управления губерний ". Россия делилась на 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь на 10 - 15 уездов с населением до 30 тысяч человек. Функции губернского правления и возглавлявшего его губернатора значительно расширялись за счет передачи финансовых, административных и судебных полномочий из центра.

В уезде главным органом управления был " низший земский суд " во главе с капитан-исправником. В отличие от губернатора, который назначался из центра, он избирался дворянами из местных помещиков. Кроме того, дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, кандидаты на различные должности, обсуждались вопросы местной жизни.


В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. «Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией - попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.

Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). «Сельское положение» было вполне законченным проектом. Он не противоречил «Наказу». Однако этот проект не был воплощен в жизнь.

Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

А. О личных преимуществах дворян

1-е. Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2-е. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне, да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:

3-е. Дворянин сообщает дворянское достоинство жене своей.

4-е. Дворянин сообщает детям своим благородное дворянское достоинство наследственно.

5-е. Да не лишится дворянин, или дворянка дворянского достоинства, буде сами себя не лишили оного преступлением, основаниям дворянского достоинства противным.

6-е. Преступления, основания дворянского достоинства разрушающие и противные, суть следующие: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякого рода. 5. Лживые поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал, или научал подобные преступления учинить.

7-е. Но понеже дворянское достоинство не отъемлется, окромя преступления; брак же есть честен и законом божиим установлен, и для того благородная дворянка, вышедши замуж за недворянина, да не лишится своего состояния; но мужу и детям не сообщает она дворянства.

8-е. Без суда да не лишится благородный дворянскаго достоинства.

9-е. Без суда да не лишится благородный чести.

10-е. Без суда да не лишится благородный жизни.

11-е. Без суда да не лишится благородный имения.

12-е. Да не судится благородный, окроме своими равными.

13-е. Дело благородного, впадшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорскаго величества.

14-е. Всякого рода преступления (благородного), коим десять лет прошло, и чрез таковое время они не сделались гласны, и по оным производства не было: все таковые дела повелеваем отныне предать, если где об них взыскатели, истцы, или доносители явятся, вечному забвению.

15-е. Телесное наказание да не коснется до благородного.

16-е. С дворянами, служащими в нижних чинах наших войск, поступать во всех штрафах так, как по нашим военным правилам поступается с обер-офицерскими чинами.

17-е. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу.

18-е. Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по сделанным на то правилам.

19-е. Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских нам союзных держав, и выезжать в чужие краи.

20-е. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными, и существенное состояние российского дворянства независимо есть от безопасности Отечества и престола; и для того во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной.

21-е. Благородный имеет право по призвании своем писаться, как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин.

22-е. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать, или в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагоразсудит. Наследственным же имением да не распоряжает инако, как законами предписано.

23-е. Благородного наследственное имение, в случае осуждения и по важнейшему преступлению, да не отдасться законному его наследнику, или наследникам.

24-е. Понеже желание и хотение наше было, есть и впредь с помощию божиею непременно будет, чтоб империя Всероссийская управляема была издаваемыми от самодержавия нашей власти узаконениями и постановлениями, для утверждения правосудия, правды и безопасности имения и имущества каждого, находим справедливо снова запретить и строго подтвердить древние о том запрещения: да не дерзнет никто без суда и приговора в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго именно, или оное разорять.

25-е. Правосудие и возмездие за преступление вверены в каждом наместничестве единственно судебным на то установленным местам; они выслушивают жалобы истца и оправдания ответчика и чинят решения по законам, которым всяк, какого бы рода и поколения ни был, повиноватися обязан: и для того, буде благородный имеет законное требование, или кто на благородного, то оное разобрать надлежит в установленных и на то власть имеющих судебных местах предписанным порядком; ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном своем деле вздумал сделаться судьею.

26-е. Благородным подтверждается право покупать деревни.

27-е. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится.

28-е. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням.

29-е. Благородным дозволяется в вотчинах их заводить местечки и в них торги и ярмонки, согласно с государственными узаконениями, с ведома генерал-губернаторов и губернских правлений, и с наблюдением, чтоб сроки ярмо-нок в местечках их соображены были со сроками в других окрестных местах.

30-е. Благородным подтверждается право иметь, или строить, или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие.

31-е. Буде кто благородный желает пользоваться городовым правом, да повинуется оному.

32-е. Благородным дозволяется оптом продавать, или из указных гаваней за моря отпускать товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь, или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы.

33-е. Подтверждается благородным право собственности, дарованное милостивым указом от 28-го июня 1782 года, не только на поверхности земли, каждому из них принадлежащей, но и в недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы в полной силе и разуме, как в том указе изъяснено.

34-е. Подтверждается благородным право собственности в лесах, растущих в их дачах, и свободного их употребления в полной силе и разуме, как в милостивом указе 22 сентября 1782 года изображено.

35-е. По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

36-е. Благородный самолично изъемлется от личных податей.

Б. О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества

37-е. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве, и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами.

38-е. Дворянство собирается в губернии по позыву и дозволению генерал-губернатора, или губернатора, как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора, или губернатора, всякие три года в зимнее время.

39-е. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии; и для того собранию дворянства всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем той губернии.

40-е. По силе 62-й и 211-й статей Учреждений, уездный предводитель дворянства выбирается дворянством того же уезда чрез всякие три года по балам. <...>

47-е. Собранию дворянства дозволяется представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах.

48-е. Подтверждается собранию дворянства дозволение делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений. <...>

64-е. В собрании дворянства быть может дворянин, который вовсе не служил, или, быв на службе, до обер-офицерского чина не дошел (хотя бы обер-офицерский чин ему при отставке и был дан), но с заслуженными сидеть не должен, ни голоса в собрании дворянства иметь не может, ни выбрав быть способен для тех должностей, кои наполняются выбором собрания дворянства.

65-е. Собранию дворянства дозволяется изключать из собрания дворянства дворянина, который опорочен судом, или которого явный и бесчестный порок всем известен, хотя бы и судим еще не был, пока оправдается. <...>

68-е. В дворянскую родословную книгу в наместничестве внести имя и прозвание всякого дворянина, в той губернии имением недвижимым владеющего, и дворянство свое доказательствами утвердить могущего. <...>

2.2 Жалованная грамота городам 1785 г

Подготовка «Жалованной грамоты городам» (полное название «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») началась в 1780 г. При ее подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, шведский Цеховой устав и положение о маклере, прусский Ремесленный устав, законодательство городов Лифляндии и Эстляндии.

Грамота закрепляла единый сословный статус населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это вполне согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией (с особой системой административного управления и видами занятий населения).

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывалось на трудолюбии и добронравии, являлось наследственной и связана с пользой приносимой мещанством отечеству. Принадлежность к мещанскому сословию не было естественным явлением, как например дворянство. Лишение мещанских прав и привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянства, в жалованной грамоте приводился полный список подобных деяний (например, за совершение некоторых уголовно наказуемых деяний).

Личные права мещан включали право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на 6 категорий:

- «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость:

Записанные в гильдии купцы (1 гильдия – с капиталом от 50 тыс. руб.; 2 гильдия – от 5 до 10 тыс. руб.; 3 гильдия – от 1 до 5 тыс. руб.);

Состоящие в цехах ремесленники;

Иностранные и иногородние купцы;

Иногородние и иностранные купцы;

Именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее 50 тыс. руб., оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

Прочее посадское население.

Купцы 1 и 2 гильдии пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями.

От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и за дворянами, признавалось право корпоративной организации. Граждане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации. Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось:

имущественным цензом – уплата годового налога не менее 50 рублей;

возрастным цензом – не моложе 25 лет.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города). Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган – шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовали по одному представителю от каждой категории. Представительствовал городской голова.

В компетенцию городской думы входило:

Обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния;

Разрешение внутрисословных споров;

Наблюдение за городским строительством.

Судебные дела не входили в ведение городской думы, их решали судебные органы.


а) судебная реформа 1775 года

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей)

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). 6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.

б) жалованная грамота дворянству

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала «Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») 1785г.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявилось моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Дворяне создавали общество или Собрание, наделенное правами юридического лица, из числа уездных предводителей дворянства. Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Существовало около 20 правовых оснований для причисления к дворянству. «Жалованная грамота» сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода.


1. Арсланов Рафаэль Амирович, Мосейкина Марина Николаевна. Лекции по истории отечества. – О.:, 2008

2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. – М.:, 2006

3. Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая», - М.: «Панорама», 1999

4. Брикнер А. «История Екатерины Второй», - М.: «Современник», 1991

5. Павленко Н. И. «Екатерина Великая», – М.: «Молодая гвардия», 1999

Жалованная грамота дворянству. В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми.

При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При императрице Анне Иоанновне дворянин облегчил свою государственную службу и увеличил землевладельческие права.

При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность, и они получили некоторые личные права. Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 года не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию.

Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения нижний земский суд. По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.

Так как большое число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредотачивалось в руках дворянства. Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления кроме разве городских магистратов стала управляться дворянством вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.

В Учреждениях для управления губерниями организация, данная дворянству, и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В изданной 21 апреля 1785 года Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.

Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве, и в ней было добавлено признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года был завершён процесс сложения и повышения дворянского сословия. При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление.

Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением.

Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось благородным. К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII века. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков. 7.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России

Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным.. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя в союзе с.. По завершению венчания Великий князь стал боговенчанным царем. Под руководством высокообразованного для того времени..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В 1785 г. Екатериной II была издана Жалованная грамота дворянству , которая закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, тем самым открыв для сословия новые перспективы деятельности.

Жалованная грамота дворянству состояла из вводного манифеста и четырех разделов (92 статьи). В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Жалованная грамота дворянству представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись :

1) личные права : телесная неприкосновенность (дворяне не подвергались телесным наказаниям и пыткам); право на геральдику (герб); освобождение от обязательной государственной службы, впервые утвержденное Петром III в Манифесте о вольности дворянству 1762 г. Согласно названному Манифесту все, чем дворяне вознаграждались за службу, становилось их привилегиями;

2) имущественные права : монополия на обладание населенными имениями; право на обладание недрами на помещичьей земле (в отличие от указа Петра I, который оставлял недра за государством); освобождение от податей и повинностей; право на любую, не запрещенную законом предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли); винокуренная монополия.

На уездном и губернском уровнях создавались дворянские собрания, выбиравшие соответствующих предводителей дворянства. Дворяне выбирали своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. свела в общий итог все уже сложившиеся преимущества дворянского класса. Одни из них являлись результатом недавнего раскрепощения этого класса – свобода от обязательной службы, право ограждать судебной защитой неприкосновенность своих сословных привилегий; другие – исключительное право владеть землей, свобода от податей – были старыми преимуществами, оставшимися еще от закрепощенного режима, но теперь и они получали новое значение; из естественных последствий обязательной службы они тоже превратились в сословные привилегии, основанные исключительно на достоинстве дворянского звания. Помимо этого, грамота создавала корпоративную самодеятельность дворянства в сфере его сословных интересов установлением дворянских губернских обществ, наделенных в качестве юридических лиц определенными правами.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту городам , которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе городского населения.

Выделялось 6 категорий городского населения . Городские купцы были разделены на гильдии в зависимости от размера состояния. Городская интеллигенция, банкиры и капиталисты составили слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили значительный слой городских обывателей. Мещане, занимавшиеся ремеслом, получили правовой статус ремесленников. В состав Жалованной грамоты городам 1785 г. вошел специальный Ремесленный устав . Отдельно выделялись иностранные граждане, а также иногородние. В последнюю категорию было отнесено все прочее посадское население.

В городах создавались городские думы, которыми руководили городские головы (городничие).

Правление Екатерины II называют « золотым веком русского дворянства». Немалую роль в том сыграл тот факт, что в 1785 году была принята Жалованная грамота дворянству. Её полное название – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» .Что это за документ, какие привилегии по нему получали дворяне?Разберёмся в этом.

Жалованная грамота - это довольно внушительный по количеству статей документ. В нём было 92 статьи, и все они - о привилегиях дворянства, которое резко выделялось среди других сословий страны. Какие же права и привилегии даровала дворянам Екатерина II?

Привилегии дворянства

    Жалованная грамота подтвердила все привилегии, которые имело дворянство на тот период.

    Дворянство стало именоваться « благородным».

    Дворяне освобождались от обязательной службы (эта свобода была провозглашена императрицей буквально в первый год её правления – в 1762г).

    Они не должны были платить подати

    Дворяне не подвергались телесным наказаниям, даже за уголовные преступления.

    Суд при Екатерине II был сословный, поэтому судить дворян мог только дворянский суд.

    Нельзя было конфисковывать имущество дворян.

    Дворяне имели исключительное право владения землёй и крепостными крестьянами.

    Они могли заниматься предпринимательством, торговлей. Владеть всеми недрами, которые находятся на территории их имения.

    Имения дворян были свободны от постоя войск.

    Расширилось самоуправление дворян. Они могли выбирать дворянское собрание, именно оно являлось органом самоуправления. Переизбирали в него раз в три года. Во главе стоял предводитель дворянства (уездный и губернский).

    Дворяне сами избирали суд, заседателей суда, капитан-исправников, которые возглавляли уездную администрацию.

    Значение Жалованной грамоты

  • Жалованная грамота значительно упрочила положение дворянства в общества. превратив его в с благородное, господствующее сословие общества.

    Она способствовала консолидации господствующего класса

    Грамота укрепила власть императрицы, опорой которой было дворянство.

История принятия Жалованной грамоты дворянству

Замечание 1

В $1762$ г. Петр III успел издать Манифест о вольности дворянства. Вскоре его супруга Екатерина Алексеевна свергла императора в ходе дворцового переворота, и через несколько дней Петр III был убит.

А между тем, Манифест был для дворянства очень благоприятным – их привилегированное положение в обществе подтверждалось, и отныне служба на государство объявлялась необязательной.

Встав во главе государства, Екатерина II подтвердила положения Манифеста, т.к. ее переворот опирался именно на представителей высшего дворянства.

В $1767$ г. для открытия Уложенной комиссии, которой предстояло разработать новый свод законов, Екатерина II издала Наказ , в котором в числе прочего подчеркивалось природное положение дворянства как элитного сословия, которое, однако необходимо подкреплять делами.

В $1771$ г. появился проект будущей Жалованной грамоты дворянству, но издана она была значительно позже – в $1785$ г. и имела полное название «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» .

Грамота состояла из $92$ статей, делившихся на $4$ раздела, а также пространного вводного манифеста.

Вводный манифест восхвалял Россию в ее величии, а также напоминал дворянам их заслуги и благосклонность монархов.

    Первый раздел рассматривал права и привилегии дворянства. Звание дворянина признавалось неотъемлемым, потомственным и наследственным для всей семьи. Лишиться звания можно было за определенные уголовные преступления и никак иначе. Дворяне имели несколько видов прав:

    • Личные – на достоинство дворянина, защиту чести, жизни; дворяне освобождались от обязательной государственной службы и телесных наказаний.
    • Имущественные – право собственности на любой вид имущества было полным и неограниченным, т.е. в случае преступления имения не конфисковывали; дворяне могли заниматься предпринимательством, включая морскую торговлю.
    • Судебные – дворян судил исключительно суд равных.
  1. Второй раздел разбирал особенности дворянского самоуправления. Отныне дворяне имели право на общества, именуемые Дворянскими Собраниями . Собрание имело политические и имущественные права, т.е. могло распоряжаться своими финансами, нанимать служащих, подавать монарху какие-либо проекты.

    Все дворяне с имениями в губернии являлись членами Дворянского Собрания, которым руководил губернский предводитель дворянства. Кандидат на этот руководящий пост утверждался губернатором. Дворянское собрание проводило выборы заседателей в сословных судах, а также полицейских должностных лиц.

    В Собрании не участвовали не только безземельные дворяне, но и слишком молодые, не достигшие возраста $25$ лет. Из собрания могли исключить по результатам судебного разбирательства (т.е. за какое-либо преступление).

    Третий раздел был посвящен дворянским родословным книгам. В нем разбиралось, как правильно составлять, заполнять и продолжать такие книги. Этим занимались уездные предводители дворянства. Родословные книги содержали только сведения о потомственных дворянах, о личных дворянах туда не писали.

    При этом отмечается, что дворяне обладали равными правами независимо от того, насколько древним был их род или пышными титулы. Составление дворянских родословных книг.