Вебер история хозяйства. История хозяйства

Классика исторической социологии.

Общий смысл методологии великого немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) в области исторического познания сводился к тому, что одного описания исторических фактов недостаточно, история может претендовать на статус научной дисциплины лишь в том случае, если она использует логические приёмы, позволяющие разбираться в нагромождении фактов и свидетельств, находить закономерности и делать обобщения, которые дают возможность сводить элементы действительности к их причинам. Моделью познания действительности, по Веберу, служит?идеальный тип?, который он рассматривает как чисто теоретическое построение, позволяющее в сопоставлении с явлениями действительности оценить характер и степень завершённости. О практическом применении веберовских принципов исторического исследования позволяют судит две его работы, вошедшие в предлагаемую книгу.

В первой работе - ?История хозяйства? - Вебер прослеживает зарождение и развитие мирового хозяйства с древних времён до XVIII века. В то же время он рассматривает развитие мирового хозяйства на уровне развития семьи, рода, ремёсел, торговли, отдельных отраслей промышленности, а также других видов хозяйственной деятельности человека, влиявшие на это развитие. Анализируя нормы хозяйственного поведения, Вебер приходит к выводу, что существенную роль в становления капиталистических отношений сыграл?рационализм?, непосредственно связанный с формированием бережливости, расчётливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Свою работу?Город? исследователь начинает определением понятия города и его категорий. Пользуясь историческими данными не только Запада, но и Востока, он сравнивает между собой разные типы городов в процессе их развития, выделяя черты, присущие?идеальному типу? города, характерного для различных исторических эпох.

Представленные работы входят также в состав диска?Классики социологии?.

Рекомендуемая дополнительная литература:
В. Кеннингем. Западная цивилизация с экономической точки зрения
И. Кулишер. История экономического быта Западной Европы
Ф. Бродель. Динамика капитализма
А. Пиренн. Средневековые города и возрождение торговли
А. Пиренн. Средневековые города Бельгии
С. Стам. Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII веков)
Я. Левицкий. Город и феодализм в Англии
Я. Левицкий. Города и городское ремесло в Англии в X-XII вв.
Л. Котельникова. Феодализм и город в Италии в VIII-XV веках
В. Рутенбург. Итальянский город от Раннего Средневековья до Возрождения
А. Сванидзе. Средневековый город и рынок Швеции XIII-XV вв.
Д. Митюрин. Макс Вебер за 90 минут

Двухтомник, включивший в себя три работы Макса Вебера по истории хозяйства явился результатом естественного развития простой идеи о необходимости опубликования последнего курса лекций великого социолога, изданных в Германии под названием «История хозяйства: Очерк всеобщей социальной и экономической истории». Окончательная концепция настоящего издания изложена во вступительной статье Ю. Н. Давыдова, здесь же мы предлагаем читателям краткую информацию о помещенных в данном двухтомнике работах. Опубликованная в первом томе «Аграрная история Древнего мира» «…представляет собой точный перевод статьи Макса Вебера «Agrar-verhaltnisse im Altertum», напечатанной в первом томе третьего издания (1909 г.) известного Handwdrterbuch der Staatswissenschaften, издаваемого под редакцией Conrad’a, Elster"a и Loening"a, - пишет редактор русского издания «Аграрной истории Древнего мира» 1923 года Д. М. Петрушевский. - Для того, чтобы сделать работу Макса Вебера более удобной для чтения и изучения, редактору казалось вполне естественным обозначить как части и главы те подразделения, на которые разбил ее сам автор, и, кроме того, напечатать весь текст кроме подстрочных примечаний одним шрифтом, не прибегая к мелкому шрифту, которым так неумеренно часто вынужден был пользоваться автор, по-видимому, чувствовавший себя очень стесненным необычными для словарной статьи размерами своей работы. В виде дополнения к книге Макса Вебера редактор счел нелишним напечатать в качестве приложения статью профессора М. И. Ростовцева «Колонат», помещенную в том же Handw6rterbuchder Staatswissenschaften, тем более, что сам Макс Вебер часто отсылает к ней читателя».

Мы тоже включили в наше издание (в качестве приложения к первому тому) статью М. И. Ростовцева.

Второй том составлен из двух работ Макса Вебера: «История хозяйства» и «Город». «История хозяйства» «…составлена в настоящем виде на основании записей автора его учениками: профессором истории в Мюнхенском Университете С. Геллерманом и доцентом Высшей Коммерческой Школы в Берлине М. Палием, - пишет редактор русского издания профессор И. М. Гревс. - Вопрос, которому посвящена настоящая книга, составлял предмет последнего прочитанного Максом Веб ером курса в зимнем семестре 1919–1920 гг. по настоятельной просьбе слушателей. Сначала он неохотно соглашался на это, так как мысль его за последние годы жизни была посвящена тем широким проблемам социологии, только часть которых вошла в состав его трехтомного труда - «Gesammelte Aufsatze zur Religionsociologie». Но раз согласившись, он отдался делу, по обычаю своему, не щадя сил и напряжения, влагая в работу всю свою личность. Когда же автор принялся в последовавший летний семестр за новый курс под заглавием - «Общее учение о государстве и политике», его постигла смерть (…) Составители и редакторы долго колебались, выпускать ли в свет книгу так, как она могла быть подготовлена к печати. Автор не оставил законченного текста, а только неполный набросок, который надлежало обработать путем сличения записей лучших слушателей и собственного их близкого знакомства со взглядами учителя, его терминологией и манерою изложения. Отлично зная, каким строгим судьей был М. Вебер прежде всего к самому себе, они боялись, что сам автор не разрешил бы выпустить в таком виде свой курс. Но когда сама вдова и близкая сотрудница покойного, Марианна Вебер, предложила им взять на себя опубликование его последнего опыта, они нашли, по зрелом размышлении, действительно желательным к оставленному Максом Вебером научному наследию присоединить и эту, так сказать, «лебединую песню».

Что касается публикации «Города», то мы решили включить в наше издание старый перевод этой работы, выполненный Б. Н. Поповым под редакцией известного русского ученого Н. И. Кареева, позволив себе, правда, выполнить определенную сверку перевода.

Работа над текстами «Аграрной истории Древнего мира» и «Истории хозяйства» ограничилась лишь их редактированием, хотя иногда и весьма глубоким, что было вызвано желанием опубликовать столь необходимые сейчас работы одного из классиков мировой социологии в обозримое время, поскольку серьезная работа над текстами всех трех работ (к которой ЦФС и издательство «Канон-пресс-Ц» уже приступили) требует значительного количества времени и затянется на многие годы. Кроме того, мы ставили перед собой задачу представить в настоящем издании каждую из трех работ Вебера в том виде, в каком она была выпущена на русском языке в своем первом издании. В связи с этим все новые комментарии вынесены нами в конец каждого тома, поскольку в качестве подстрочных примечаний оставлены лишь комментарии автора, переводчиков, и первых издателей (редакторов).

Для облегчения восприятия весьма сложных и перенасыщенных малоизвестными фактами и редко встречающимися (а также специальными) терминами текстов мы снабдили оба тома обширными комментариями, которые не претендуют на глубину и аналитичность, но единственно, позволяют читателю работать с книгой не окружая себя со всех сторон различными справочниками и энциклопедиями. К большинству греческих слов даются лишь переводы, так как их значение подробно разбирается в прилагаемой к первому тому статье М. Ростовцева «Колонат».

Юрий Давыдов.

ВЕБЕРОВСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Чтение работ М. Вебера в сегодняшней России, совсем недавно пережившей нечто вроде собственного «веберовского ренессанса», не лишено своих специфических трудностей. В первую очередь они связаны с иллюзорным ощущением «понятности» целого ряда терминов, введенных в социологический оборот этим классиком социологии, однако нами полученных, что называется, из «вторых» и даже «третьих» рук, благодаря чему они приобрели своеобразный «брезжащий» смысл - результат диссонанса их многочисленных интерпретаций на Западе, где вебероведение вместе со всей западной социологией успело пережить ряд глубоких потрясений и кризисов, расколовших социологическое сообщество на несколько противоборствующих течений и групп, утративших общий язык.

Замысел западных провозвестников «веберовского ренессанса», стремившихся найти выход из этой кризисной ситуации, опираясь на аутентичное прочтение М. Вебера, не осуществился. И хотя в русле этого устремления были достигнуты в высшей степени плодотворные результаты - «Полное собрание» веберовских текстов, работа над которым близится к концу - основная (хоть и подспудная) цель не была достигнута: консолидации социологического сообщества, пусть не мирового, но хотя бы немецкого на почве современного веберианства не произошло. Что же тогда говорить о российском сообществе социологов, где «веберовский ренессанс» способствовал такому росту «известности» М. Вебера, которая оказалась обратно пропорциональной его «познанности». Едва ли не каждый социолог (а то и «политолог» - выходец из среды недавних «историков КПСС) считает своим профессиональным долгом лишний раз употребить какой-нибудь веберовский термин - «например, «харизма» (которому у нас явно повезло), хотя, результатом подобных ритуальных жестов, как правило, оказывается лишь его когнитивная девальвация.

В итоге мы имеем сегодня дело с тем, что, пользуясь емким солженицинским выражением можно было бы назвать социологической «образованщиной», способной скорее вызвать у молодежи привычный для нее негативизм по отношению если не к самому М. Веберу, то уж, во всяком случае к высоколобому веберианству, а у зрелого поколения - скепсис и растерянность перед лицом столь же необозримой, сколь и неприступной «веберианы», успешно наступающей с Запада, зато в «наших палестинах» способной породить лишь веберианствующих графоманов. Перед лицом этой удручающей угрозы трезвомыслящим социологам ничего не остается, кроме надежды на «социологическое просвещение», но уже не «первичное», о каком мечтал недавно умерший Н. Луман, и даже не «вторичное», с которым мы уже опоздали, а скорее «третичное», когда пришла пора задуматься о просвещенности наших самозваных просветителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Макс Вебер и его видение экономической истории

  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Глоссарий

Введение

В 1891 году Вебер занял должность приват-доцента Берлинского университета. Круг его исторических интересов начал сдвигаться от Средневековья к периоду Античности. Занимаясь Античностью и Средневековьем, он находил в этих эпохах черты современного ему капитализма. Речь в данном случае шла, конечно же, ни о формах собственности, а о способах хозяйствования. Здесь Вебер шел следом за своими академическими учителями -- Карлом Книсом, Августом Мейтценом и Левином Гольдшмидтом.

И все же написанная им в 1893 году диссертация «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» даже специалистов поразила новизной и оригинальностью некоторых трактовок.

Как отмечает современный немецкий социолог Д. Кеслер, закат Римской империи в изложении Вебера выглядел следствием аграрно-капиталистической бесхозяйственности и абсолютного неумения имперских правителей разбираться в проблемах экономики. Сегодня такая трактовка выглядит несколько упрошенной, но современникам Вебера она показалась убедительной. Даже Теодор Моммзен, классик и корифей тогдашней исторической науки, ознакомившись с его диссертацией, написал: «Когда я должен буду сойти в могилу, я с радостью скажу никому иному, кроме высокочтимого Макса Вебера: Сын мой, вот мое копье, которое стало слишком тяжелым для моей руки».

Вебер так и не написал ни одной сколько-нибудь законченной работы, - даже его труд "Economy and Society" ("Экономика и общество"), являвшийся, по мнению большинства специалистов, его главной работой, является лишенной какого-либо плана компиляцией ряда фрагментарных статей.

Однако его видение экономической истории заложило фундамент для дальнейших исследований. Именно поэтому так актуальна данная работа.

Основная часть

Социология рассматривает экономическое поведение как конкретный случай социального поведения, т.е. комплекс ролей и социальных организаций, на которые оказывают влияние политические и культурные факторы (переменные), включая религиозную систему. Два основных подхода к анализу места политических и культурных переменных в экономической жизни определены научным вкладом Карла Маркса и Макса Вебера.

Согласно Марксу, важнейшие структуры в любом обществе строятся вокруг экономического производства. Религиозная система с политической, правовой и другими системами образует "надстройку", которая определяется экономическим строем и оказывает обратное воздействие на экономический базис. Религиозная система выполняет идеологическую функцию, представляя интересы господствующих классов в качестве всеобщего интереса и тем самым защищая строй, основанный на эксплуатации человека человеком. Анализ религии с этих позиций требует, чтобы религиозные представления были выведены из существующих отношений реальной жизни общества и в этом смысле должны быть раскрыты связи религии с экономикой. Этот подход не получил до сих нор в социологии сколько-нибудь заметного развития. Хотя все же есть работы, в которых рассматривается связь религии с различными способами производства, социальным расслоением и формами распределения: каким образом экономические механизмы, в которые включается религиозная система, на нее воздействуют и формируют, как экономические роли обусловливают религиозные символы.

В какой-то мере этот подход реализуется в социальной антропологии, данные которой раскрывают отношение между религией и экономикой на уровне древнейших связей между ценимыми достоинствами, желанными благами и -- интересами выживания группы. Во всех обществах на ранних стадиях обнаруживается тенденция к тому, чтобы представлять "божественное" в вещах, символизирующих первичные потребности и средства существования или в личностях, наиболее удачливых в добывании пищи.

Вебер не оспаривал того, что изменения в экономической системе общества вынуждают изменяться также и религиозные системы, и что в истории религия часто выступала в качестве консервативной силы.

Хотя Макс Вебер считал, что религия является одним из составляющих динамики социального развития. Он опирался на то, что основные факторы коренятся в культурных системах, то есть, прежде всего, в религии.

Данные положения нашли свое отражение в работе М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в которой развивается положение, согласно которому протестантизм внес решающий вклад в развитие.

Анализ Вебером роли протестантской этики в возникновении "духа капитализма" получил дальнейшее развитие в ряде последующих работ Вебера и приобрел характер более общей социологической теории религии как фактора социального изменения. Эта теория не сводится к проблематике "Протестантской этики" и более широко представляет проблему "религия и экономика ".

Исторические религии, или мировые религии, в терминологии Вебера, отличались от магического символизма, который обусловливал стереотипизацию разных видов деятельности Вебер, М. Аграрная история Древнего мира. М. КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 560 с. - с. 128 , в том числе и хозяйственной, тем, что они в качестве религий спасения способствовали рационализации деятельности, вводя такой фактор регуляции, как этика. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью является одним из аспектов отношения между религией и миром Там же - с. 135 . По Веберу, это отношение может быть выражено в двух типах поведения, которые он обозначает как аскезу и мистику. Мистика ориентирована не на действие, а на обладание, приобщение; в человеке она видит не орудие бога, а сосуд, вместилище воли божьей.

Аскетизм, вырастающий из магических представлений, уже на пороге своего появления выступает в двойственном облике: как отречение от мира, с одной стороны, и -- как господство над миром -- с другой, господство с помощью обретенных аскетическими упражнениями (практикой магических сил) харизмы Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: Кучково поле, 2001. 576 с. - с. 95 . Таким образом, характер аскетизма определяется тем, как понимается угодная богу деятельность; это может быть жизнь монаха-отшельника, и это может быть деятельность"в миру", его преобразование, направленное на то, чтобы подавить греховное начало с помощью мирской профессиональной деятельности.

В последнем случае мы имеем дело с активным аскетизмом, "мирским аскетизмом". Эти понятия показывают, каким образом в рамках религии спасения сложились различные виды и способы деятельности в отношении мира, включая и экономику. Такие религии принесли с собой, создали религиозную общину, организацию на чисто религиозной основе: брат по вере должен был стать ближе брата по крови. Так внутри новой социальной общности была разработана этика религиозного братства. Сначала она, как показывает Вебер, просто переняла исконные принципы социально-этического поведения внутри "союза соседей" -- соседских общин деревенских жителей. Здесь действовали два принципа. Для внутренней морали -- "как ты мне, так и я тебе"; братская, бескорыстная помощь в беде -- таково экономическое следствие этой морали, наряду с бесплатным предоставлением и пользование инвентаря, беспроцентной ссудой, гостеприимством, поддержкой неимущего соседа со стороны имущего, безвозмездная работа в случаях нужды на земле соседа или работа за содержание на земле господина. В основе лежит понимание общности судьбы: того, чего сегодня не хватает тебе, завтра может не хватить мне Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: Кучково поле, 2001. 576 с. - с. 102 . Отсюда также -- запрет торговаться с членом сообщества при обмене или ссуде и запрет длительно порабощать его в случае, например, неуплаты долгов.

Второй принцип -- для внешней морали, отношения к чужим. Здесь уже нет тех ограничений, которые накладывает этика братской любви на отношение к ближнему. Заповеди всех этических рационализированных религий спасения, в том числе христианские заповеди, регулируют отношения к собрату по религиозной общине. Они рождаются в этой социальной структуре. В своем дальнейшем развитии, говорит Вебер, они возвышаются до "коммунизма, основанного на братской любви к страждущему как таковому", любви к человеку вообще, наконец -- любви к врагу. Узы веры ограничивали проявления этих чувств общиной, но в идеале это этическое требование всегда шло в направлении всеобщего братства, переступающего все границы социальных союзов. В результате, что существенно важно для понимания концепции Вебера, чувство религиозного братства всегда сталкивалось с порядками и ценностями мирской жизни. И особенно остро -- в сфере экономики.

Рационализации религиозной жизни, жизни религиозной общины на началах этики религиозного братства противостояла рациональная организация экономической деятельности. Рациональное хозяйство есть деловое предприятие. Оно ориентируется на выраженные в деньгах, цены, которые складываются через столкновение интересов людей на рынке. Деньги -- самое безличное, что существует на свете: "чем больше космос современного капиталистического хозяйства следовал своим имманентным закономерностям, тем невозможнее оказывалась какая - бы то ни было мыслимая связь с этикой религиозного братства Там же. - с. 115 .

Ибо если этически еще можно было регулировать личные отношения между господином и рабом, именно потому, что эти отношения были личными, то отношения между обезличенными деятелями -- обмена на рынке ценных бумаг -- где уже нет никакой личной связи -- регулировать так было уже невозможно" Там же - с. 174 . Вот почему религии спасения с глубоким недоверием относились к развитию экономических сил как специфически враждебных отношениям религиозного братства. Вебер характеризует отношение этих религии к предпринимательской деятельности католическим изречением: "Не может быть угодна Богу". Долгое время приверженность материальным благам, стремление к деньгам вызывали опасения, граничащие с ужасом "погубить душу".

Правда, связь религиозных сообществ, церквей с экономическими проблемами, навязываемыми жизнью, заставляла идти на компромиссы. Ведь в пределе религиозная этика вела вообще к отказу от владения экономическими благами. Избегающий мира, аскетизм запрещает монахам иметь личную собственность и требует ограничить потребности самым необходимым Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: Кучково поле, 2001. 576 с. - с. 195 . Отношение к труду -- двойственное. С одной стороны, монах обязан обеспечивать свое существование собственным трудом, с другой -- труд есть необходимость, отвлекающая от главного--созерцания, молитвы.

Прорыв произошел при переходе от исторической религии к религии раннесовременной, протестантизму, -- религии, которая оказалась способной обеспечить возникновение более "открытой" экономической системы, с большей социальной мобильностью, оказалась духовной основой экономики, базирующейся на быстром техническом росте и расширении производства в погоне за прибылью от капиталовложений. Это тот тип религии, воплощенной в "протестантской этике", который оказал столь значительное влияние на развитие современного мира и его экономики.

Протестантская этика отказалась от универсализма любви, признала профессиональную деятельность "в миру" служением богу (мирской аскетизм) и приняла экономические законы как средства для выполнения религиозного долга. Вместо идеи "братства и готовности "отдать рубашку" первому встречному, если тот в этом нуждался, -- это был жест, символизирующий отказ от уз бренного мира и готовности к жертве ради спасения души, -- суровый долг, повелевающий отдавать все силы служению "делу" и не потакать "лености" тех, кто не хочет жить честным трудом, ублажая тело и губя душу.

Заключение

Таким образом, главная идея Вебера состояла в том, что экономика -- одно из основных условий человеческого существования, -- воплощалась в различных типах хозяйственной деятельности, которые характеризуются не только технологическими различиями, но и разной социальной организацией труда; существенным факторам хозяйственной деятельности является менталитет субъектов экономической деятельности. В выработке экономического менталитета религия могла играть и действительно играла важную роль. Эта идея подтверждалась не только в "Протестантской этике", по и во всех крупных работах Вебера, посвященных мировым религиям -- индуизму, буддизму, таоизму и конфуцианству, иудаизму, христианству, исламу, -- составивших "Хозяйственную этику мировых религий", работу, в которой для Вебера главный вопрос заключался в том, почему разными путями пошло развитие Запада и Востока, почему только в Европе сложилась развитая рационализация экономической деятельности, обусловившая поворот в мировом развитии в сторону современного индустриального общества.

Среди множества исследований, разрабатывающих намеченную Вебером проблематику, можно упомянуть работу Р.Белла, посвященную роли религии в модернизации Японии.-- "Религия эпохи Токугава" (1957), а также ряд работ русских авторов о роли "раскола" в экономическом развитии России и работы С.Н.Булгакова, посвященные вопросу экономического обновления России и роли православия в хозяйственной жизни страны.

Глоссарий

Аскетизм - (от греч. asketes -- упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах), ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей.

Надстройка - понятие исторического материализма, обозначающее совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества. В неё входят государство, политическая и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия, философия, искусство.

Протестантизм - (от лат. protestans, родительный падеж protestantis -- публично доказывающий), одно из трёх крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга культом и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики. Название "протестанты" первоначально было дано германским князьям и городам, подписавшим на Шпейерском сейме 1529 так называемую Протестацию -- протест против решения большинства этого сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся в ходе Реформации 16 в. от католицизма, а также появившихся позднее в результате отделения от главных протестантских церквей. П. возник в 16 в. как новая, специфически "буржуазная разновидность" христианства (см. К, Маркс, Капитал, т. 1, в книга: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 89) -- в противоположность средневековому, феодальному в своей основе, католицизму.

Социология - (франц. sociologie, от лат. socictas -- общество и греч. lуgos -- слово, учение; буквально -- учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.

Список использованной литературы

1. Вебер, М. Аграрная история Древнего мира. М. КАНОН-пресс-Ц, 2001. - 560 с.

2. Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: Кучково поле, 2001. - 576 с.

Подобные документы

    Основные принципы методологии социологической науки одного из самых влиятельных теоретиков М. Вебера. Социальное действие как предмет социологии, изучение поведения личности. Теория рационализации Вебера в социологических трактовках политики и религии.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Ознакомление с содержанием теории общественного поведения людей; описание рациональных основ религии. Изучение взаимосвязи религиозности и поведения человека. Исследование социологических взглядов по вопросам религии немецкого философа Макса Вебера.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Краткая биография и характеристика научных работ М. Вебера - социолога-антипозитивиста. Основы неклассического типа научности социологии. Концепция социального действия как ядро творчества М. Вебера. Основные принципы рационализации общественной жизни.

    реферат , добавлен 09.12.2009

    Характеристика теории бюрократии и рационализации Вебера, их сравнительное описание и значение. Классификация и типы легитимного господства. Понятие и главные функции рациональной бюрократии М. Вебера как элемента механизма легального господства.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2014

    Классы и противоречия в капитализме у К. Маркса. "Капиталистический дух" и типы капитализма у М. Вебера. Критика марксистских и веберовских утверждений. Основные противоположности понимания капиталистического строя и политической власти у Маркса и Вебера.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2016

    Макс Вебер - один из основоположников социологического стиля мышления. Его социально-политические воззрения и теоретические позиции. Методологические и гносеологические принципы социологии, понятие социального действия. Социология власти и религии.

    реферат , добавлен 07.10.2009

    Теория М. Вебера о социальных действиях, ее влияние на общественно-политическую мысль. "Понимающая социология" как родоначальница особой традиции в социологическом мышлении, метод социального познания; концепция экономики, политики, религии, права.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2010

    Методология социологического познания Макса Вебера. Сущность теории "социального действия". Бюрократия как чистый тип легального господства. Направленность работ М. Вебера, его концепции. Место творчества социолога в развитии управленческой мысли.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Жизнь и творчество М. Вeбера. Особенности веберовского понимания религии и ее социальной роли. Исследования Вeбером религиозного поведения людей. Значение конфликта в веберовской социологии религии. Сравнительная характеристика мировых религий по Вeберу.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения М. Вебера. Теория социального действия. Типы легитимного господства, выделяемые в соответствии с тремя основными мотивами повиновения. Принцип рациональности и теория капитализма.