Изменения в такси в году. Как получить лицензию

Окончательно убрать с рынка нелегальных таксистов должен новый закон о государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров такси и службы заказов.

Как рассказал "Российской газете" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, проект уже прошел первое чтение и сейчас проходит согласование в правительстве. "Второе чтение будет скорее всего в осеннюю сессию", - пояснил Лысаков. Главная задача нового закона - ввести в правовое поле многочисленные диспетчерские службы и интернет-сервисы по заказу такси, которые по сути лишь принимают заказы, но не обеспечивают ни качество обслуживания, ни безопасность пассажиров. И благодаря которым по-прежнему процветает рынок нелегальных пассажирских перевозок.

По мнению главы Московского транспортного союза Юрия Свешникова, сегодня сложилась ситуация, когда на рынке параллельно работают таксомоторные компании и службы заказов такси. И бал правят последние. Службы заказов в погоне за пассажирами демпингуют и снижают цены на поездки до минимума. Одни предлагают поездки за 49 рублей, другие - за 199 рублей. И сервису в принципе все равно кому передать заказ - официально существующей таксомоторной фирме или нелегальному извозчику. Свой процент от заказа он все равно получает, а что за машина приедет за пассажиром и довезут ли его до места, диспетчерам мало интересно. Почему в регионы приходят сетевые службы заказа такси? Потому что там проще передавать заказы нелегалам. По словам Свешникова, когда же начинаешь разбираться в деятельности агрегаторов заказов, то выясняется, что предъявить им счет за испорченную поездку крайне сложно. В юридических документах значится, что все эти сервисы лишь оказывают информационные услуги населению. А Uber и Gett - вообще иностранные фирмы.

"В обсуждаемом сегодня законопроекте впервые будет четко прописано, что из себя должны представлять службы заказов такси, - поясняет Свешников. - Прежде всего это должно быть российское юридическое лицо, имеющее интернет-ресурс в доменных зонах.ru или.рф. За передачу заказов нелегальным извозчикам устанавливаются серьезные штрафы - 300-400 тыс. руб. Все службы должны вноситься в специализированный реестр". Ну а за демпингом цен обязана, как считает Свешников, следить ФАС. "В стоимость поездки входит бензин, страхование машины и пассажиров, техобслуживание автомобиля, зарплата водителя, - добавляет эксперт. - На все это тратят деньги перевозчики, а не службы заказов. И то, что таксопарки не могут устанавливать цены на поездки - это нонсенс. Соглашаясь на невыгодные условия, они сейчас по сути экономят на безопасности клиентов".

Из бомбил в таксисты

Во многих городах для машин такси введена обязательная цветовая гамма, таксисты должны получать лицензии на работу. Сетевые компании тоже раскрашивают свои автомобили в желтые либо белые цвета, наносят фирменные знаки. Таким образом пассажирам пытаются внушить доверие к этому виду транспорта.

Однако, как показывает практика, качество обслуживания от цвета и лицензии не повышается. Работают в такси очень разные люди, многие из которых по своим повадкам сильно напоминают бомбил из лихих 90-х. Так, например, весной в Нижнем Новгороде был случай, когда в черте города водитель такси, предварительно взяв деньги за поездку, высадил пассажиров и им пришлось идти пешком три километра вечером в лесной полосе. Водитель не захотел ехать, так как дорога впереди была очень разбита.

Сервису по заказу такси все равно кому передать заказ — официальной таксомоторной фирме или нелегальному извозчику. Свой процент он все равно получит

Скандалы с сервисом случаются и в Красноярске. В основном по причине текучки кадров в таксомоторных компаниях, и, как следствие, слабой психологической подготовки водителя. Например, в феврале этого года водитель одной из фирм поругался с известным красноярским блогером и пообещал "разбить ему лицо". Блогер вынес скандал в соцсети, фирма принесла извинения и обещала наказать своего сотрудника. В Екатеринбурге лишь несколько компаний могут позволить себе такую роскошь, как постоянный штат водителей. В большинстве случаев таксисты вместе с авто "кочуют" из одной компании в другую - туда, где выгоднее. Схожая ситуация и в Самаре, где собственный автопарк имеют единицы компаний. Рынок наводнили диспетчерские службы, которые привлекают частных автолюбителей. По данным "Самарского клуба такси", 50% таксистов в городе работают нелегально. Далек от совершенства и рынок такси Санкт-Петербурга. По словам Александра Холодова, "бомбилы" никуда не исчезли, просто перешли в "серые" диспетчерские службы. И из-за этого масса неприятных историй.

Так, к уже прогремевшей на всю страну истории о таксисте, который завез пенсионера не по тому адресу, после чего тот замерз, прибавилась еще одна - петербургский таксист потребовал с иностранного туриста 16 тысяч рублей за 20-минутную поездку. Не удалось навести порядок на рынке перевозок и в Омске. В местном департаменте транспорта говорят, что ежедневно в городе "таксует" около 5 тысяч автовладельцев. Но, по оценке самих участников рынка, частным извозом только в областном центре занимается порядка 10 тысяч "нелегалов". Власти Татарстана не один год пытаются легализовать рынок таксомоторных перевозок. В 2013 году был принят закон, обязывающий получать разрешение на каждую машину, занимающуюся извозом, а также окрасить кузов такси в белый или желтый цвет. Сейчас в Госсовете Татарстана готовится законопроект, ужесточающий требования к таксистам. Если его одобрят, то службы заказа такси должны будут также лицензироваться. По отзывам пассажиров, в Казани довольно вежливые и культурные таксисты. Среди них много людей с высшим образованием, есть бизнесмены, которые из-за кризиса вынуждены подрабатывать. В Краснодарском крае службам такси запретили передавать заказы нелегалам. Такие поправки приняты региональным парламентом к краевому закону об организации обслуживания населения легковыми такси. "Бомбил", по информации депутатов, в крае более 33 тысяч, казна в результате их деятельности недополучает свыше 500 миллионов рублей налогов в год. Теперь, по закону, заказ должен быть передан юрлицу, индивидуальному предпринимателю, имеющему разрешение на осуществление пассажирских перевозок в легковом такси, либо физлицу, заключившему договор с таким предприятием или ИП.

Через подворотни быстрее

Вызывая такси, люди, естественно, рассчитывают на то, что машина доставит их в нужное место в нужное время с ветерком. Однако на практике получается все не так быстро и комфортно. Томительные пробки существуют не только в Москве. Но если в столице заторы собираются в основном из-за слишком большого количества личного автотранспорта, то в провинциальных городах главная причина пробок - узкие улицы, давно не видевшие ремонта. В Красноярске у водителей такси нет преимуществ в движении, поэтому такси двигаются в общем потоке. Единственный шанс объехать пробки - проехать через дворы.

Впрочем, в центре этот финт уже давно не возможен - дворы повсеместно перекрыты шлагбаумами, чтобы не парковались чужие. Стоят в пробках наравне с остальными участниками движения в часы максимальных нагрузок и машина с шашечками в Волгограде. Поэтому на трамвае или городской электричке удается доехать даже быстрее.

В Костроме из преимуществ у таксистов есть специализированные стоянки. А вот в Пензе у таксистов и стоянок нет. Ждут вызова у магазина и учреждений, мешая остальным припарковаться. Движутся все в общем потоке. Пробки могут объезжать по грунтовым дорогам в частном секторе и по подворотням.

По-настоящему удобными и быстрыми поездки на такси бывают в Казани. В столице Татарстана пробки случаются не так часто. К тому же этот город в числе немногих городов России создал у себя выделенные линии для автобусов, по которым имеют право передвигаться и такси. В Краснодаре тоже есть "выделенки" и такси там разрешили ездить в 2013 году.

Подготовили Ольга Игнатова, Ирина Белова, Алексей Бондарев, Анна Бондаренко, Инга Бугулова, Наталья Граф, Ольга Дмитренко, Светлана Добрынина, Валентина Зотикова, Иван Карасев, Олег Корякин, Андрей Куликов, Мария Мацур, Роман Мерзляков, Наталья Саванкова, Анна Скудаева, Элина Труханова

Вместе дешевле

В каждом российском регионе свои ценники, но в среднем стоимость поездки в машине с шашечками в десять раз превышает цену на билет в общественном транспорте. Поэтому выгодной поездка оказывается лишь тогда, когда едешь не один, а всей семьей. Например, как рассказывает жительница Екатеринбурга Наталья Елизарова, если она берет такси и едет с двумя детьми, то платит 100-110 рублей. Но если она отправится с детьми по тому же маршруту в общественном транспорте, то ей придется сделать несколько пересадок и заплатить 168 рублей. В Екатеринбурге такси действительно одно из самых дешевых в стране: средняя стоимость поездки по городу 100-150 рублей. Примерно в такую же сумму - 120-150 рублей - обойдется и 15-20-минутная поездка на такси в Казани (на всех видах общественного транспорта стоимость билета 25 рублей). В столице Татарстана работают такие крупные игроки, как Uber, Gett и "Яндекс.Такси". По словам главы некоммерческого партнерства "Петербургское такси" Александра Холодова, средний чек поездки по Северной столице зависит от перевозчика. Если это большие компании с собственным автопарком, стоимость доходит до 500 рублей, если службы заказов - 150-200 рублей. Компании из нескольких человек проще скинуться и оплатить поездку в такси, чем ехать на маршрутке.

Власти Подмосковья с 2017 года вслед за Москвой наводят порядок в сфере таксомоторных перевозок. Поправки к закону о транспортном обслуживании населения Московской области, которые устанавливают , вступили в силу 10 февраля. Таксистов-нелегалов станет меньше, а безопасность перевозок вырастет. О том, что изменится для подмосковных таксистов и пассажиров, читайте в нашем материале.

Новый облик такси


Согласно изменениям, внесенным Мособлдумой в закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области», легковые такси на территории региона должны соответствовать определенным требованиям по цвету. В отличие от московских коллег, подмосковным таксистам придется перекрасить машины в белый цвет.

Кузов автомобиля должен быть белым со светоотражающей полосой желтого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров. Желтая полоса должна быть размещена по всей длине боковых поверхностей не ниже 10 сантиметров от нижних границ рамок боковых окон. Также на машине должны быть полосы темно-серого цвета шириной от 15 до 25 сантиметров, расположенные от нижней границы кузова по всей длине боковых поверхностей кузова, переднего и заднего бампера.

Если такси другого цвета

По расчетам, полный переход такси Московской области в единую цветовую гамму произойдет через пять лет.

При этом новые требования к цветовому оформлению автомобиля будет распространяться только на вновь оформляемые машины для таксомоторных перевозок. То есть перевозчикам не придется перекрашивать уже приобретенные и оформленные автомобили.

Во-вторых, белый – основной цвет, который используют многие производители легковых автомобилей, поэтому установленная законодательством цветовая гамма не повлечет существенной нагрузки на малый и средний бизнес. Нанесение полос желтого и серого цвета обойдет в сумму около 3 тысяч рублей.

Соответствие автомобиля принятой цветовой схеме станет четвертым условием, дающим право подмосковным таксистам ездить по выделенным полосам в Москве и Московской области.

Первые три условия: наличие цветографической схемы (шашечки), фонарь оранжевого цвета на крыше и наличие сведения о разрешении, размещенное в реестре на сайте Минтранса.

Виктория Кулагина

То, какие правила нужно соблюдать, новый закон в 2017 году четко регламентирует и диктует новые правила для таксомоторного рынка. Сейчас правительство ставит две основные задачи: избавить рынок от незаконных перевозок и регламентировать деятельность компаний, оказывающих информационные услуги посредников при заказе такси.

Посредники

Диспетчерские компании и интернет-ресурсы по заказу услуг такси, которые множество людей ассоциируют с фирмами-перевозчиками, в реальности оказывают только посреднические услуги по информированию. При этом не обеспечивается должное качество перевозок и безопасность клиентов. Не говоря уже о таких услугах, как страховка, или внедрение стандартов сервиса перевозок. Более того, так называемые информационные ресурсы на данный момент выступают регулирующими участниками рынка: существует парадокс, согласно которому рыночную цену перевозок определяют не таксомоторные компании. Рынком правят информационные посредники. Закон о диспетчерских службах 2017 призван существенно изменить ситуацию. И уже сейчас на рынке появляются компании http://www.voronezh-taxi.ru/ где можно заказать такси через интернет без посредников.

Установление чрезмерно низких цен перевозок ведет к неизбежному снижению качества последних, что сказывается и на безопасности, и на уровне сервиса. Новый законопроект призван четко регламентировать деятельность служб. В первую очередь, такой посредник обязан являться юридически зарегистрированным лицом. Оно обязательно должно быть в соответствующем реестре и иметь сайт с доменным именем ".ru" или непосредственно ".рф". Штраф компании за привлечение к обслуживанию поездок нелегальных заказчиков может достигать 400 000 руб.

Осуществляющие перевозку юридические лица, согласно закону о такси 2017, в обязательном порядке обязаны выноситься в установленный перечень. Устанавливается и список входящих в итоговую цену поездки затрат:

  • топливо
  • автостраховка
  • страховка пассажиров
  • оплата работы водителей
  • техническое обслуживание авто

Штрафы

Также одна из возможных поправок предусматривает изменения в ценообразовании. Если сейчас, несмотря на закон о такси с 1 января 2017 цену рынку диктуют посредники, то есть компании служба заказа, то теперь организовывать процесс ценообразования должны непосредственно таксопарки. Основные требования действующего законодательства для компаний, оказывающих таксомоторные услуги: обязательно работать с лицензией, когда отсутствует действующая лицензия минимальный штраф будет 50 000 руб. Для ИП он составит 100 000 руб., для коммерческих юридических организаций 400 000 соответственно. Повторное нарушение данного требования влечет за собой конфискацию автомобиля.

Лицензия

Федеральный закон 69 о такси 2017 упрощает механизм оформления лицензии для осуществления таксомоторной деятельности: теперь она выдается на пять лет. Для ее оформления пишется заявление в установленной форме, прикладывается копия паспорта, документы о постановке на учет в налоговой и, непосредственно, свидетельство о регистрации авто. Вместо оригиналов документов можно использовать копии. Выгодной для многих водителей станет возможность осуществить данную процедуру через систему государственных услуг в интернете. Оформленное разрешение на ведение деятельности в сфере таксомоторных услуг придет в обычном почтовом отправлении.

Особенности работы

Предпринимателям федеральный закон о такси 2017 предписывает условия, согласно которым вести деятельность разрешается не только имея собственный транспорт, но и используя арендованный автомобиль, машину, оформленную в лизинг. Неизменным остается требование о водительском стаже от трех лет. ТО автомобиля нужно проходить с той же регулярностью, что и при владении личным транспортным средством. Также для допуска к работе необходимо соблюсти следующие требования:

  • оформление кузова (оно регламентируется местными компетентными органами, может предусматривать различные варианты)
  • установка таксометра
  • специальная лампа на крыше (фирменный треугольник с подсветкой и надписью

Принят закон о такси 2017, и теперь, если хотя бы одно из требований не соблюдено, то штраф составляет для водителей 3 000 рублей, для должностных лиц 10 000 и для коммерческих юридических фирм 50000 руб. Когда водитель не имеет при себе лицензии, дополнительный штраф составит ещё 5 000 руб. Также обязательна отчётность перед потребителем в виде квитанции или чека. Их отсутствие подразумевают штраф от 1 000 до 30 000 рублей (для юридических лиц).

Лицензия предусматривает регламентирование следующих процессов: обязателен регулярный плановый ремонт и техобслуживание, а также контроль технического состояния автомобиля перед его выездом на линию. Важное требование: обязательный медицинский контроль здоровья водителей перед началом рабочей смены. Дополнительно министерство транспорта Москвы разработало следующие возможные нововведения для таксомоторных организаций: это возможность сделать лицензию бессрочной, а также введение механизма определения правового статуса для компаний-посредников и диспетчерских.

Есть ли смысл в нововведениях?

Поправки в закон в 2017 призваны систематизировать уже существующие нормативы и сделать их более доступными для мелких игроков рынка, дабы обеспечить большую гибкость таксомоторной отрасли. Современные условия рынка также диктуют свои условия, под которые необходимо подстраиваться. Закон о такси и закон о диспетчерских службах 2017 позволит четко регламентировать деятельность посредников и привлекать их к ответственности в случае нарушения законодательства.

Такая реформа в сфере таксомоторных перевозок позволит обеспечить большую конкуренцию на рынке, а значит повлечет за собой повышение качества оказываемых услуг, но вместе с тем, возможно и повышение цен. Фирмы перевозчики смогут диктовать свои условия и перестанут зависеть в большей степени от информационных посредников, что даст толчок к продуктивному развитию малого бизнеса в сфере перевозок.

В развитии экономики России малый и средний бизнес играет далеко не второстепенную роль. В подтверждение этому служат последние законодательные постановления нашего Правительства, направленные на поддержание развития в государстве малых форм собственности. Согласно регулярно проводимым статистическим исследованиям, одним из наиболее прибыльных видов бизнеса в России является транспортный. К нему относятся компании, оказывающие услуги по перевозке грузов и пассажиров, а также службы такси.

Такси во все времена являлось наиболее часто используемой и поэтому очень востребованной услугой. И, пожалуй, сегодня нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не воспользовался данным способом передвижения. Особенно услуга актуальна, когда человек спешит на поезд, опаздывает на работу или встречает долгожданных гостей на вокзале или аэропорту. И, поскольку, данный бизнес довольно прибыльный, с каждым годом возникают все новые и новые, автотранспортные предприятия и специализированные службы такси.

Основной федеральный закон о такси, регламентирующий данный вид деятельности был принят Госдумой в первом чтении 11 апреля 2011 года – № 69 ФЗ РФ. Данный документ включает в себя десять статей, в которые вносились изменения в 2012 и 2014 годах. Рассмотрим подробнее, что из себя представляет данный законопроект, какие требования к автомобилю такси по закону, когда он вступил в силу, какие по нему есть последние новости.

Закон о такси с 1 апреля 2016 года принят или нет, когда вступит в силу?

В последнее время, как свидетельствуют самые свежие новости, Госдума готовит новый законопроект о такси, который должен будет вступить в силу уже в этом 2016 году. Согласно этому акту, планируется ужесточить порядок регистрации транспортного средства, усилить контроль за деятельностью перевозчиков и значительно повысить штрафы. Несмотря на то, что принятие нового законопроекта было запланировано на март текущего года, в настоящее время он еще не принят до сих пор.

Закон о такси – основные положения и изменения

Основные положения акта 69-ФЗ о перевозчиках пассажиров в такси сводятся к следующему:

  • Статья 3-я устанавливает нормы административной ответственности в виде штрафных санкций и вносит их в КоАП РФ.
  • Статья 7-я дополняет новыми изменениями закон № 259-ФЗ от 2007 года «Устав автотранспорта…» и определяет степень ответственности служб такси в случае нарушения ими действующих правил.
  • Ст. 8-я включает компании перевозчики пассажиров в область действия акта № 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юрлиц и частных предпринимателей…».
  • Ст. 9-я включает 24 пункта и регламентирует все сферы деятельности автотранспортных предприятий и компаний перевозчиков, начиная вопросом, как подавать документы на получение лицензии и завершая порядком осуществления контроля за работой данных служб.

Такие определения, как земельный участок под гараж, недвижимый объект, жилой дом, квартира и т.д. данный законопроект не затрагивает.

Требования к автомобилю по закону о такси

Основные требования, предъявляемые к автомобилю, согласно закону о такси:

Первое требование к автомобилю – все авто, используемые для частного извоза должны иметь специальные знаки опознавания, к которым относятся следующие элементы:

  • шахматный опознавательный знак, представляющий собой цветографическую схему;
  • специальный светящийся фонарь желтого (оранжевого) цвета с опознавательным рисунком в виде «шашечек» — его устанавливают, как правило, на крыше кузова, используя в качестве крепления магнитное приспособление, что позволит снимать и устанавливать знак за считанные минуты;
  • вдоль борта кузова допустим телефон службы, к которой машина относится.

Второе требование – каждые полгода все автомобили таксовой службы в обязательном порядке должны проходить полноценный технический осмотр.

Третье – еще одним обязательным условием является оснащение каждой машины современным и исправным таксометром, позволяющим точно рассчитать стоимость поездки.

Лицензирование по закону о такси в 2016 году

Согласно новому закону № 69-ФЗ, порядок получения лицензии несколько упростился. Одно разрешение выдается на один бизнес-объект (транспортное предприятие, служба перевозки грузов и пассажиров). Для того, чтобы получить лицензию заявителю необходимо подать в специальный уполномоченный орган (муниципальное подразделение Минтранспорта) следующие документы:

  • заявление, написанное согласно установленному образцу;
  • ксерокопия российского паспорта;
  • справка, подтверждающая, что лицо поставлено на учет в налоговом органе (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • ксерокопия документа о регистрации транспортного средства.

Деятельность граждан, связанная с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа за определенную плату, называется таксомоторными перевозками. Закон о такси являет собой очередную попытку урегулировать этот вид заработка со стороны государства.

Статьи Федерального закона № 69-ФЗ

Такси является одним из самых легких способов заработать деньги для тех, кто умеет водить, поэтому такая работа всегда популярна. Часто она осуществляется без лицензий и с нарушениями.

В современных условиях частных таксистов, работающих в одиночку, становится все меньше, так как на рынке существуют удобные таксопарки и специализированные компании с диспетчерами и интернет-сервисами, которые берут на себя всю заботу о заказах. Изменения в законе о такси приняты с целью усовершенствования эту деятельность.

Необходимость принятия новых норм диктуется современными условиями рынка труда. На данный момент нет закона, целиком посвященного таксомоторным перевозкам. Отношения, связанные с ними регулируются нормативным актом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Наименование «закон о такси» ему можно дать лишь с натяжкой, но пока иного нет.

Краткая характеристика статей (всего 4 шт.), касающихся таксомоторных перевозок отображена в таблице:

Итак, ст. №9 самая важная и затрагивает все стороны рассматриваемой деятельности для юридических и физических лиц.

Среди всего прочего это такие пункты:

  • получение разрешений, лицензий;
  • требования к автомобилям и водителям;
  • полномочия госорганов по контролю;
  • ограничения количества такси в субъектах РФ;
  • проведение аукционов на предоставление права осуществлять услугу

Указанный акт принят в 2011 г. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2015 г. Лишь 4 из его 10 статей касаются работы такси, но они существенно реформируют всю систему этой деятельности, поэтому к нему неофициально применяют название «Закон о такси».

Небольшое количество статей, их лаконичность и простота, но, в то же время, значительная емкость является дополнительным преимуществом для использования этого документа.

Самые главные аспекты таксомоторных перевозок, действующие на данный момент такие:

  • наличие лицензии обязательное. Ее отсутствие наказывается штрафом в 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для предприятий – 400 тыс. руб. Повторное нарушение – тот же штраф, но с конфискацией машины, а для юрлиц – приостановление деятельности на 90 суток;
  • за автомобиль с соответствующей раскраской, световым фонарем, но без лицензии – штраф 5 тыс. руб. с изъятием опознавательных фонарей;
  • порядок лицензии упрощен: достаточно собрать документы и отправить их отделению Комитета по транспорту РФ;
  • условия для предпринимателей упрощены: можно оформить лицензию не только на свой, но и на арендуемый автомобиль. Снижен стаж вождения до 3 лет (был 5);
  • можно осуществлять перевозки между регионами;
  • техосмотр такой же, как и для личного ТС, нет требования наличия талона ТО.

За нарушения в работе такси предусмотрены штрафные санкции. Эта сфера регулируется Административным кодексом РФ (КоАП). Санкции разные для частных таксистов, ИП и предприятий. В ближайшем будущем примут изменения в законе о такси, повышающие санкции для нелегально работающих, а также для диспетчеров, передающих им заказы.

Размер

Градация штрафов в зависимости от вида нарушения и субъекта следующая:

Нарушение Сумма, руб. Где предусмотрено в КоАП
Отсутствие лицензии.
  • 2500 – физические лица;
  • 2 тыс. – ИП;
  • 50 тыс. – предприятия.

Повторно – конфискация ТС + штраф, а для юрлиц еще и приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За автомобиль со световым оформлением и/или раскраской без лицензии. То есть, за установку цветографического оформления без разрешения. 5 тыс. с конфискацией световых приборов.
Отсутствие «шашечек» на бортах и фонаря на крыше.
  • 5 тыс. – для водителей;
  • 10 тыс. – для должностных лиц;
  • 50 тыс. – для предприятий.
Невыдача чека, квитанции, подтверждающих оплату за услуги такси. Соответственно, 1, 10, 30 тыс. руб.
Нарушение правил перевозок и фрахта. Соответственно, 5, 50, 200 тыс. руб.

Лазейки в законодательстве о такси

Вопрос об обходе норм законодательства особенно актуальный для водителей, занимающихся индивидуальной нелегальной деятельностью, и желающих работать более законно, не оформляя при этом ООО или ИП. Есть некоторые способы обойти закон о такси без административных наказаний. Следует сказать, что такие лазейки достаточно незначительные.

Можно обойти отдельные требования по специальному оборудованию машин, финансовым операциям, мерам по допуску ТС и водителей на маршрут, а именно:

  • теперь можно брать лицензию на арендованные автомобили или на оформленные по генеральной доверенности. Это позволяет фирмам сотрудничать с «частниками», имеющими личные автомобили, с которыми просто заключаются трудовые договора;
  • по цветографическому оборудованию нет никаких сложностей: все устройства съемные и недорогие. Стандартных требований к ним нет, кроме одного – это должны быть «шашечки» и традиционные обозначения (слова «такси» и пр.). Должен быть знак на крыше (фонарь) и полосы по бортам автомобиля (магнитные, простые наклейки). Исключения составляют случаи, когда в определенном регионе требуется использовать особое оформление, например, фон белого цвета (в Москве);
  • счетчик-таксометр должен быть, только, когда нет утвержденного тарифа, и цена не зависит от времени и километража поездки;
  • четких требований к техническому состоянию ТС и к медицинскому освидетельствованию водителей перед выездом на работу нет. Нет конкретных предписаний и требований к профквалификации персонала, занимающегося медицинским освидетельствованием и техосмотром.

Наказание для фирмы и оператора

Много водителей обслуживается специализированными фирмами-операторами, которые берут на себя все заботы о предоставлении заказов. Это достаточно выгодно: с помощью электронных сервисов и специальных программ таксист всегда имеет заказы, его быстро обслуживает оператор. Взамен этого водитель отдает небольшую часть заработка фирме.

Помимо фирм-операторов, которые используют труд водителей со своими автомобилями (арендованными или собственными), существуют также и полностью специализированные компании, имеющие свой собственный автопарк или оформленная сугубо на себя аренда ТС.

Поскольку указанные организации берут непосредственное участие в обслуживании клиентов, их услуги должны отвечать нормам закона.

Для диспетчеров и компаний в 2017 году предусмотрены такие штрафы (когда примут новые правила, они могут бать жестче):

  • 45 тыс. руб. – диспетчерам, передающим заказы водителям без оформленного ИП и разрешений;
  • для компаний и юрлиц то же нарушение наказывается суммой до 450 тыс. руб.;
  • альтернативная санкция для компаний – остановка деятельности на 90 дней.

В будущем планируется отдельно закрепить правило, согласно которому службы такси могут передавать заказы только при наличии лицензии юрлицам, ИП или водителями на трудовых договорах.

Как получить лицензию

Для получения разрешения на такси необходимо осуществить два простых действия: собрать документы и подать их вместе с заявлением в отделение Комитета по транспорту в регионе. На 1 ТС возможна только 1 лицензия.

Специфика выдачи

Новый закон упростил лицензирование. Вот его особенности:

  • срок разрешения – 5 лет;
  • лицензию допускается оформлять на машины в аренде и использующиеся по генеральной доверенности;
  • отказ в выдаче должен быть мотивированным и предоставленным в письменном виде на протяжении 1 мес. с даты подачи документации;
  • при изменении регистрационных данных фирмы или ИП лицензию можно переоформить;
  • при потере свидетельства его можно восстановить, для чего Комитету отводится до 10 дней;
  • уполномоченное учреждение ведет реестр всех разрешений, который размещается в свободном доступе на официальном сайте.

Пакет документов

Перечень документации окончательный.

Он действительный по всей стране и включает всего 4 пункта:

  • стандартное заявление;
  • подтверждение личности заявителя или его представителя (паспорт);
  • документ о налоговой регистрации (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП);
  • копия регистрационного свидетельства на легковое авто (ПТС, соглашения о лизинге, аренде, гендоверенность).

Заявление и документы можно подать почтой. Для подачи заявки есть также интернет-сервис: gosuslugi. ru.

Изменения в требованиях к предпринимателю

Для предпринимателей изменения в законе о такси максимально упростили требования:

  • наличие 3-летнего водительского стажа;
  • техосмотр осуществляется в том же порядке, что и для обычных ТС;
  • если машина подается в регионе получения лицензии, то допускаются межрегиональные перевозки;
  • если есть соглашение между регионами, то не имеет значения, где происходят посадки/высадки пассажиров.

Условия для работы таксистов

Требования к условиям работы такие:

  • легковое авто, предназначенное для перевозки пассажиров;
  • должно быть цветографическое оформление. Стандартно – буква «Т», полосы с «шашечками» и фонарь. Строгих правил нет, но «шашечки» обязательно должны быть по бокам машины, а на крыше – оранжевый фонарь с ними. В регионах власти могут утверждать несколько вариантов исполнения, например, в Московской области использование черных шашечек на фоне белого цвета обязательное;
  • таксометр обязательный, если нет фиксированного тарифа, и он зависит от времени поездки или расстояния перевозки;
  • действующая лицензия. Свидетельство всегда должно быть в машине и предъявляться по требованию клиента;
  • должен выдаваться кассовый чек или иной документ строгой отчетности об оплате услуги;
  • нарушения правил фрахтования, а также, если машина не собственная, то должен быть соответствующий арендный договор или генеральная доверенность.

Если выявлены нарушения

Согласно редакции закона с изменениями от 1 января 2015 г., если обнаружены нарушения, то региональным ГИБДД или другим уполномоченным органом выдается предписание устранить их в месячный срок. Иначе – аннулирование разрешения. Вместе с предписанием может налагаться штраф.

Причины отзыва разрешения

Причинами для отзыва лицензии могут служить следующие обстоятельства:

  • регулярное несоблюдение правил фрахта в иных регионах;
  • повторные нарушения требований к ТС;
  • стаж вождения до 3 лет;
  • авария с фатальным результатом или ДТП с тяжким ущербом здоровью.

Возможные поправки в закон

Когда примут новые нормы (вполне вероятно, что это будет уже в 2017 году), то возможными новшествами может стать следующее:

  • бессрочные лицензии и возможность сделать их отдельной ценностью, чтобы можно было закладывать их в банк, передавать по наследству, продавать, арендовать;
  • оформление разрешения не на ТС, а сугубо на юрлица и ИП;
  • более четкое определение правового положения диспетчерских служб;
  • ужесточение штрафов.

Ожидается, что новый закон введет отчисления в Пенсионный фонд и гибкую систему налогов и взносов в зависимости от окупаемости машин.