Направления высшего образования в рф. Отличительные особенности системы высшего образования в российской федерации

Российская система образования сегодня переживает период масштабных преобразований. Новый импульс реформам придал и ряд принятых в последнее время федеральных нормативных документов, где обозначены желаемые цели и инструменты реализации государственной политики в области образования. В числе таких документов: Указ Президента РФ №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации"; государственная программа РФ "Развитие образования"; федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" и т.д.

Прибытие в битву при Сейме по высшему образованию в Литве

Принимая во внимание их предложения и мнения, ожидается, что они примут наиболее благоприятные решения для образовательной системы страны. Институт Балтийской истории и археологии Витаутаса Йокубаускаса. Старший научный сотрудник. Мы являемся свидетелями начала пятнадцатого сезона мыльной оперы «Научная реформа», начала второй серии «Пятая армейская битва» в Сейме Литовской Республики. Каждый танк и устанавливает силы, поощряет себя и сочувствующих различным боевым лозунгам. Укрепляет свои позиции с новыми предложениями по законопроектам, за которыми следует подписание членов Сейма.

По данным Росстата в Российской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (из них государственных вузов - 609, негосударственных - 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, обучается примерно 6 млн. студентов.

До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, управление которыми осуществлялось центральным органом управления образования.

Идея сделана для общественности, что эльфы борются с ложными орками или с богиней гномов, которые выступают против сил добра - «реформаторов Литвы». Кто с кем и против кого он борется, это трудно понять, даже очень тщательного контроля, а также положение союзников меняется, в зависимости от изменений - разные мнения о направлении реформ «семейных» крестьян «и правительства» зеленых лагерей. Хотя есть и «идеологически» несогласные противники, этот гордиев узел изображает Каунас.

Между тем прием теперь проходит полностью без учета мотивации кандидатов и личной готовности к обучению в конкретной программе. Судьба будущих студентов определяется компьютерной программой в соответствии с десятой и десятой частями пунктов и приоритетов выбора. Таким образом, философ может поступить в филологию, талантливого физика - в медицину или историю.

Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, теперь их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло в три раза. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов \ составила 6 млн. студентов, что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, в частности, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две трети вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).

Но об этом даже не говорят. Еще одним объектом битвы является исследовательский рынок, т.е. у. позор для будущих студентов из Вильнюса. Это снова проблема конкуренции для тех же зданий, которые необходимы как для Университета Витаутаса Магнуса, так и для бизнеса. До этого желания Каунаса иметь филиал в столице стояли не только помещики, заинтересованные в предпринимателях, но и большие университеты Вильнюса, которые бросали вызов новому соревнованию.

Согласно информации, предоставленной рабочей группой правительства, - 150 миллионов. евро. Проблема с «реформаторами» заключается в том, как добиться этого, потому что для того, чтобы разорвать эти три плода, представители крупного бизнеса и крупные университеты Вильнюса и Каунаса должны примирить свои противоположные интересы. Здесь тяжелая битва, как суммирование борьбы, не будет иметь крови, только насмешки между обществами уважают сущности. Кроме того, необходимо принести в жертву несколько небольших университетов для достижения этого «высокого» использования средств.

Число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.

В последние годы структура высшей школы пополнилась новыми категориями – федеральные вузы и национальные исследовательские университеты – на которые возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования. Федеральные университеты – такой статус присвоен 9 вузам – готовят высококвалифицированные кадры по приоритетным отраслям науки, производства и экономики, развивающимся в регионах и федеральных округах в соответствии с их перспективными планами социально-экономического развития.

Но последние осмеливаются иметь собственное мнение и сопротивляться. Поэтому их обвиняют в отсутствии общественного мнения, потому что они не понимают 150 миллионов. Важность использования евро здесь и сейчас. Расширение регионального исключения и развитие не образованных территориальных гетто.

Выпускники тех времен не читают из-за низкого качества, говорят, что они ничего не узнали, некоторые закончили свои «закрытые университеты» и теперь стали министрами или даже премьер-министрами. После того, как известно, несколько веков назад, конечно, работа историков, но если вы хотите, чтобы забыть или игнорировать два десятилетия старых фактов, возникает вопрос: «Почему?» Дефицит разума, по словам президента, или соответствующей манипуляции фактов. Рыночная экономика исказила реальность, что все должно расти, а если нет, кризис.

Национальные исследовательские университеты – статус НИУ присвоен 29 вузам – призваны обеспечить высококвалифицированными кадрами приоритетные направления развития науки, техники и высоких технологий.

Еще два вуза – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет имеют особый статус и право выдавать дипломы собственного образца.

Сравнивая 27-летнюю статистику, можно предположить, что демографический кризис не является смертельной опасностью для университетов. Только этот факт используется для того, чтобы заблокировать репутацию университетов, убедить общественность и академическое сообщество в том, что ситуация является кризисом. Но сначала нужно ответить на вопрос о том, почему десятилетие выросло настолько резко, что в то время число учеников утроилось? Глобальные изменения в обществе также внесли вклад в массовое стремление к высшему образованию, поскольку мир быстро меняется, а в результате распространения робототехники профессия профессии исчезает.

Образование в Российской Федерации подразделяется на:

1. Дошкольное образование;
2. Общее (начальное, основное и среднее) образование;
3. Среднее профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) образование;
4. Высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Но нынешняя суматоха не связана ни с наукой, ни с учебой, и только 200 миллионов. евро, несколько участков в Вильнюсе и будущие «корзины» - наличными для студентов из Вильнюса. Подводя итог, ситуация аналогична ситуации, в которой войска противника доходят до них непреодолимой крепостью. Первоначально стреляющие стреляют, затем пугают и кормят голод, гневаются по земле, в конце концов подталкивают его и следят за ним. Перефразируя известного мудрый журналист: «С этим мы можем поздравить не только нашу молодую демократию, но и молодой бизнес и великие университеты».

Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены следующие уровни высшего профессионального образования в России:

Специалитет со сроком обучения 5-6 лет;
- бакалавриат - со сроком обучения 4 года;
- магистратура - со сроком обучения 2 года (обучение возможно после получения диплома бакалавра) или специалитет - со сроком обучения не менее 5 лет;
- аспирантура, адъюнктура, ординатура.

Действительно ли это Пиланес из Университета «во имя Литвы»? Связь между достижениями учеников и социально-экономической средой муниципалитетов. Плохое социально-экономическое окружение и низкие успеваемости учащихся в общеобразовательных школах заметно красны в муниципалитете. Темно-зеленый - это муниципалитет с хорошей обстановкой и высокими достижениями для студентов. Достижения учащихся ниже среднего составляют 30 муниципалитетов, что соответствует среднему числу - в 5 муниципалитетах, 25 муниципалитетов превышают средние показатели по Литве.

Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения по программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.

Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.

Следует отметить, что примерно по ста специальностям – их перечень утвержден решением федерального правительства – двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В данном случае обучение ведется традиционные пять лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист».

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют требования к структуре основных образовательных программ (ООП), к условиям реализации ООП и к результатам освоения ООП. В разработке ФГОС участвуют ведущие вузы страны, представители академической общественности, работодателей, координацию работы которых осуществляет Министерство образования РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Поступив в высшее учебное заведение, вы вошли в особый мир, имеющий свою организацию, свои законы и правила жизни, свою историю и перспективы, со множеством самых разных специалистов. Называется это особое сообщество система высшего про­фессионального образования.

Любая система представляет собой совокупность элементов, на­ходящихся в определенных связях и отношениях и образующих при этом некое единство, целостность. Основными элементами системы высшего профессионального образования являются:

Высшие учебные заведения;

Органы управления высшим образованием, главный из ко­торых - Министерство общего и профессионального образо­вания Российской Федерации",

научно-исследовательские и другие учреждения и организации, которые обеспечивают развитие и повседневную дея­тельность всей системы высшего образования.

Высшее учебное заведение, или сокращенно вуз, - это образовательное учреждение, в котором готовятся специалисты высшей квалификации для различных отраслей экономики, куль­туры и государственного управления.

В настоящее время в России высшие учебные заведения мо­гут быть:

- государственными, если они созданы органами государ­ственной власти - Правительством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (республики, края, области);

- муниципальными, если они учреждены органами власти крупных городов;

- негосударственными, если их учредителями являются частные лица, общественные или религиозные организации.

Общим и обязательным для всех вузов, кто бы ни был их учре­дителем, является то, что они должны иметь лицензию на пра­во ведения образовательной деятельности. Только в этом случае документ об образовании, выдаваемый вузом, будет иметь за­конную силу. Лицензия представляет собой официальный доку­мент разрешение, выданный государственным органом управ­ления высшим образованием и дающий разрешение на ведение образовательной деятельности в данном вузе. Чтобы получить лицензию, учебное заведение должно представить доказатель­ства того, что в нем созданы все условия для реализации обра­зовательных программ высшего профессионального образова­ния: есть необходимые помещения и оборудование, разработаны все нужные документы и образовательные программы, подо­бран коллектив преподавателей, которые смогут организовать и вести учебный процесс, и т.д.

Высшие учебные заведения чрезвычайно разнообразны - и по количеству студентов, которые в них обучаются, и по спект­ру направлений, специальностей и форм подготовки специали­стов, и даже по значимости для развития образования, науки и культуры страны. Однако во всем этом разнообразии легко уви­деть общие черты и характеристики, которые присущи любому вузу и отличают их от других образовательных учреждений.

Во-первых, законодательно установлено несколько видов выс­ших учебных заведений.

Большие многопрофильные вузы, в которых ведется подго­товка кадров для самых разных отраслей экономики, науки и культуры, называются университетами. В них готовятся спе­циалисты в области философии и физики, литературы и биоло­гии, истории и химии и т. д. Университеты, как правило, явля­ются и ведущими научными центрами своего региона, страны в целом. Среди преподавателей и научных работников универ­ситетов всегда есть достаточно много известных в своей научной области ученых.

Высшие учебные заведения, в которых ведется подготовка по широкому спектру направлений и специальностей, но преиму­щественно в одной из областей науки, экономики или культу­ры, называются академиями, например, юридическая акаде­мия, медицинская академия, академия физической культуры и спорта и т. п. Академия также обычно является ведущим в своей области научным и образовательным центром.

Высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по не­скольким направлениям знаний или специальностям, назы­вается институтом. Институт может существовать и как са­мостоятельное учебное заведение, и как часть университета или академии.

Все перечисленные виды высших учебных заведений, при всем их разнообразии, имеют много общего с точки зрения их внутренней организации.

До начала 90-х годов в нашей стране специалисты с высшим образованием готовились по определенным специальностям, каждая из которых соответствовала конкретной отрасли произ­водства, науки, техники, культуры или искусства, в которой по окончании вуза должен был работать выпускник. Подготовка специалистов была организована таким образом, что человек, поступая в вуз, сразу выбирал определенную специальность и должен был пройти весь курс обучения, чтобы получить доку­мент, подтверждающий приобретенную им квалификацию, т.е. определенный уровень обученности, подготовленности к выпол­нению конкретного вида профессиональной деятельности.

Однако известно, что большинство абитуриентов, т.е. людей, поступающих в вузы, - это выпускники школы. А в возрасте 16-17 лет бывает трудно правильно определить, кем именно ты хочешь быть. Поэтому очень часто молодые люди, проучив­шись в вузе один-два года, осознают, что выбранная специаль­ность им не по душе. В этом случае существовавшая рань­ше система высшего образования предоставляла единственную возможность: прервать обучение в одном вузе и заново, на об­щих основаниях поступать в другой. Очевидно, что это суще­ственно ограничивает возможности человека в выборе своего профессионального пути.

Такого рода недостатки прежней системы образования при­звана исправить новая система высшего образования, которая была введена в России в начале 90-х годов. Дело в том, что Россия, является участницей Болонского процесса, предусматривающего создание в Европе единого пространства высшего образования. Это стремление согласовать цели и результаты образования с реальными потребностями студентов, выпускников вузов, работодателей и общества (Совместное заявление европейских министров образования г.Болонья, 19 июня 1999г). Согласно этой си­стеме, человек получает высшее образование не по конкретной узкой специальности, а в рамках определенного направления. Каждое направление, с одной стороны, входит в определенную область знания, а с другой - включает в себя конкретный набор возможных профилей подготовки.

Обучение по любому направлению включает три взаимосвя­занных уровня, или ступени, на каждом из которых студент осваивает определенную часть образовательной программы. Поэтому новую систему высшего образования называют многоуровневой или многоступенчатой.

На первом уровне все студенты, независимо от выбранного при поступлении в вуз направления подготовки, в течение двух лет осваивают дисциплины, которые направлены на развитие культуры обучающегося, таких как философия, исто­рия, культурология, экология, экономика и др. По заверше­нии этого уровня студент имеет возможность либо, успешно пройдя промежуточную аттестацию, закончить обучение с по­лучением соответствующего документа о неполном высшем об­разовании, либо продолжить образование на следующем уров­не, причем он может на этом этапе поменять направление подготовки - перейти на другой факультет или в другой вуз.

Второй уровень - бакалавриат - включает в себя как базо­вый первый уровень и дополняется образовательной программой, которая направлена на освоение студентами общепрофессиональных знаний, необходимых для обучения по всем профилям под­готовки, объединенным данным направлением. Общий срок освоения образовательной программы бакалавриата составляет 4 года. По ее завершении проводится итоговая аттестация. Студенту, успешно прошедшему итоговую аттестацию, вручается документ установленного образца, свидетельствующий об окон­чании высшего учебного заведения, - диплом о высшем про­фессиональном образовании и присваивается особая разновид­ность квалификации - академическая степень «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень).

Выпускник вуза, имеющий диплом бакалавра, может начать свою трудовую деятельность, причем при поступлении на рабо­ту он имеет такое же право на занятие должности, для которой предусмотрено высшее образование, как и специалист. Однако он может и продолжить свое образование на третьем уровне.

Третий уровень, который называется магистратурой, имеет яркую особенность. Ее специфика заключается в том, что глав­ной задачей магистратуры является подготовка преподавателя высшей и средней профессиональной школы, а поэтому магистер­ская образовательная программа ориентирована на подготовку обучающегося - магистранта - к преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Срок обучения в магистра­туре составляет не менее 2 лет.

По завершении магистратуры выпускник также получает дип­лом о высшем образовании с присвоением ему академической степени «магистр» (от латинского корня – мастер, учитель).

Таким образом, в многоуровневой системе высшего образова­ния каждый уровень, с одной стороны, характеризуется опре­деленной завершенностью, которая закрепляется соответству­ющим документом установленного образца, и в то же время является базой для образовательной программы следующего уровня.

Когда вводилась многоуровневая система высшего образова­ния, предполагалось, что она со временем полностью вытеснит прежнюю систему образования. Однако, практика показывает, что подготовка профессиональных специалистов по различным специальностям тоже необходима. Поэтому в настоящее время в России продолжает существовать и подготовка дипломиро­ванных специалистов (врачей, учителей, инженеров и др.) по 5-летней образовательной программе, которая иногда называет­ся специалитетом.

Таким образом, сегодня у нас в стране существуют три сту­пени высшего профессионального образования, которые зак­реплены Законом РФ «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании».