Административный штраф, платить или нет. Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место

1. Исключена.

2. При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, экономическим делам или делам об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется, делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания и выносится постановление о наложении административного взыскания.

3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения, штрафа или депортации (в соответствии с санкцией статьи Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. При этом штраф может быть уплачен на месте. Положения настоящей части не применяются при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

3-1. В случаях фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами протокол об административном правонарушении не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

4. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в соответствии с частью 3 настоящей статьи, должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность, фамилию, имя и отчество лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; отметку о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены его права и обязанности; принятое решение; решение по ходатайству об отсрочке, рассрочке исполнения постановления о наложении административного взыскания в случае его заявления; срок запрета въезда в Республику Беларусь в случае принятия решения о депортации; порядок уплаты штрафа в случае принятия решения о наложении административного взыскания в виде штрафа, в том числе основания для увеличения такого штрафа на две базовые величины. Постановление подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

4-1. Постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в соответствии с частью 31 настоящей статьи, должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; изображение транспортного средства, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в момент совершения правонарушения; принятое решение. Постановление о наложении административного взыскания подписывается лицом, его составившим. Копия постановления в течение трех дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, либо по ходатайству этого лица направляется ему посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

5. Исключена.

5-1. Если физическое лицо не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 31 настоящей статьи, и подало об этом письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства в течение одного месяца со дня получения копии постановления о наложении административного взыскания, а также в случае опротестования такого постановления данное постановление утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста). В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом положений статьи 4.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и части 5 статьи 2.7 настоящего Кодекса.

6. Протокол об административном правонарушении не составляется, если лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, не установлено.

Одним из способов сохранения порядка в государстве и подчинения граждан закону является административная ответственность. Совершая какой-либо проступок, результатом которого может стать причинение вреда материального или морального в отношении государства или граждан, а также в отношении их собственности, мы совершаем административное правонарушение. Для того чтобы обеспечить защиту от таких проступков, придуман КоАП – Кодекс об Административных Правонарушениях.

Административная ответственность предусматривает несколько различных вариантов наказания, согласно Статьи 3.2. КоАП. Виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Мера наказания в зависимости от тяжести совершенного проступка может назначаться судебным органом либо лицом, имеющим право в установленном законом порядке возлагать и устанавливать размер наказания. Наиболее часто встречается возложение штрафа на граждан. Размер штрафа может колебаться от 100 до 5 000 рублей, а для юридических лиц эта сумма может достигать 1 000 000 рублей.
Бывает так, что гражданин твердо уверен, в том, что его поступок не должен подлежать наказанию, но ему упорно вручают квитанцию об уплате штрафа. Как быть в такой ситуации, нужно ли сразу идти и уплачивать энную сумму денег в казну государства? Именно об этом МирСоветов предлагает поговорить своему читателю.

За что назначают штраф

Основная часть кодекса состоит из статей, описывающих виды проступков и меры наказания за них. Штрафным санкциям могут подвергаться граждане, совершившие проступки, описанные в следующих главах КоАП:
Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности.
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.
Глава 11. Административные правонарушения на транспорте.
Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения.
Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации.
Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы российской федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории российской федерации.
Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления.
Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета.

Назначение наказания

Назначается наказание в виде штрафа или в виде любой другой оговоренной мерой строго по правилам и нормам 4 главы КоАПа. Так, прежде чем назначить наказание, ответственное должно принять во внимание все факты, касающиеся конкретного нарушения и личности человека, совершившего проступок.
Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как видите, даже в общих правилах есть упоминание о том, что существуют обстоятельства смягчающие вину и, следовательно, меру наказания. Законом предусмотрены следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства (КоАП статья 4.2.):
1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
1.1. добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
1.2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
1.3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
1.4. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
1.5. совершение административного правонарушения или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно второго пункта, видно, что можно постараться склонить решение судьи в свою сторону. Для этого необходимо честно и подробно описать сложившуюся ситуацию, представить какие-либо факты или показания людей, свидетельствующие о том, что совершенное Вами нарушение не было умышленным либо было совершено под воздействием каких-то сторонних факторов, оказавших воздействие на Ваше поведение. Естественно, все изложенное Вами будет проверено, судья может назначить дополнительное расследование. Кроме того, судья может учесть финансовое, семейное положение виновного, если на иждивении провинившегося находятся несовершеннолетние или недееспособные граждане или виновный единственный работающий член семьи, например, это тоже может быть рассмотрено как смягчающее обстоятельство. В таком случае, судья может заменить административное наказание и вместо штрафа сделать предупреждение.
Но МирСоветов рекомендует также помнить, что наравне со смягчающими, есть и отягчающие обстоятельства. Так если гражданин систематически нарушает закон, неоднократно призывается к административной ответственности, то это рассматривается как отягчающее обстоятельство. В данном случае наказание будет более серьезным, чем предупреждение, а если человек не сможет уплатить сумму, назначенную в качестве штрафа, то штраф могут заменить лишением свободы сроком до 15 суток. Кроме того, если нарушение систематически совершается несовершеннолетним (до 14 лет) ребенком, то ответственность может быть возложена на его родителей. Поэтому не стоит брать за правило нарушение установленным законом положений. До начала судебного заседания по административной ответственности Вашим делом занимаются также представители закона, в их обязанность входит поднять все данные, имеющиеся на Вас, с частности информацию о фактах привлечения Вас к административной ответственности. И если таковые будут иметь место, то их положат на чащу весов не в Вашу пользу.
Лица, имеющие право назначить меру наказания, перечислены в главе 22 КоАП. Там же перечислены полномочия тех или иных представителей власти в части назначения наказания.
Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
Следующая глава кодекса распределяет между лицами уполномоченными налагать административную ответственность конкретные виды нарушений. Для примера возьмем наиболее часто встречающиеся и волнующие всех ситуации на дорогах, например, остановивший Вас инспектор ГАИ имеет право выписать штраф за отсутствие карточки о прохождении техосмотра (статья 12.31 п.1 КоАП). Но не может выдать Вам квитанцию в случае, если Вы оставили место дорожнотранспортного происшествия, являясь его участником (статья 12.27 п. 2 КоАП).

Дело об административном правонарушении

Для того чтобы назначить какую-либо меру наказания, в том числе и штраф, лицо, представляющее уполномоченный орган, обязано завести дело по факту нарушения. То есть должен быть составлен протокол, фиксирующий данные о правонарушении, и взято объяснение с гражданина, совершившего данный проступок. Данные, зафиксированные в протоколе, должны быть подтверждены подписями понятых и нарушителя либо должны быть представлены неоспоримые вещественные доказательства, подтверждающие факт правонарушения. Понятых должно быть не менее двух человек, при этом понятыми могут быть только те лица, которые не заинтересованы в исходе конкретного дела.
Если протокол составлен с нарушением норм и правил, его можно признать недействительным в судебном порядке. Гражданин, в отношении которого составляется протокол, имеет право не ставить свою подпись либо сделать надпись «с описанным выше не согласен, данных действий не совершал».
Любой практикующий юрист скажет Вам, что большая часть возложенных штрафов отменяется, за счет неправильного составления начальных документов по делу. Поэтому, получив на руки квитанцию о штрафе, не торопитесь ее оплачивать. Обязательно запишите себе данные сотрудников власти, которые выписали Вам штраф: фамилии, имена и отчества, должность и место работы, рабочие контактные данные. При наличии протокола, Вы вправе потребовать себе его копию. Также запишите статьи, согласно которым Вас хотят оштрафовать.
Первое, что нужно будет проверить – это правомерность установленной меры наказания. Наличие грубых нарушений в правилах составления протокола влечет отмену наказания. Грубыми нарушениями считаются такие факты, как отсутствие понятых, невнятное объяснение причин наложения штрафа и т.п. Орфографические и пунктуационные ошибки, описки не считаются грубыми нарушениями.
Также МирСоветов обращает Ваше внимание на то, что существуют обстоятельства, на основании которых может быть отменено делопроизводство по правонарушению. Такие обстоятельства указаны в 24 главе КоАП:
Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
На месте совершения правонарушения могут быть наложены штрафы, не превышающие суммы в 100 рублей, исключение составляют только нарушение таможенных правил, там сумма может составлять до 1000 рублей, но не более. Вы имеете право не уплачивать данный штраф и отказаться принимать квитанцию. В этом случае будет составлен протокол, на основании которого можно оспорить выписанный штраф.
После передачи в суд всех документов по делу, заседание должно быть проведено не позднее, чем в течение 15 суток со дня их получения. Дело об административном правонарушении не может длиться более двух месяцев с момента его совершения. Любое решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его оглашения.

Что нужно делать

Исходя из всего вышесказанного, предлагаем следующий алгоритм действий при наложении штрафных санкций.
  1. Сбор данных по делу (протокол, квитанция на штраф, данные выписавших штраф).
  2. Обращение в юридическую компанию, либо самостоятельное изучение материалов и сверка их с соответствием закону. Все необходимые положения можно найти в КоАП, либо ссылки на законы, согласно которым нужно расценивать правомерность обстоятельств дела.
  3. Сбор доказательств и фактов по делу, для передачи в суд, а так же привлечение свидетелей, которые могут свидетельствовать в Вашу пользу.
  4. Поиск обстоятельств, по которым дело может быть либо отложено, либо остановлено полностью.
  5. Передача всех материалов в суд.
При обращении за помощью к юристу или адвокату, затраты могут быть от 300 рублей за простую устную консультацию и от 3000 рублей за присутствие в судебном заседании в качестве Вашего защитника (представителя) и выше. Все зависит от уровня, который занимает на рынке услуг компания, в которую Вы обратитесь. Конечно, при размере штрафа менее этой суммы, вряд ли кто-то будет обращаться за помощью к профессионалу, но опять же не стоит сбрасывать со счетов государственные учреждения, которые оказывают бесплатную помощь в любых, в том числе и административных делах, это право граждан предусмотрено Конституцией РФ.
В статье 46 Конституции сказано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В статье 48 Конституции: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
В комментарии к Конституции относительно статьи 48 дано следующее пояснение: «Право пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется каждому в случае обращения в суд в связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов, при привлечении лица к уголовной или административной ответственности. Юридическая помощь оказывается гражданам, являющимся сторонами в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских дел, споров в арбитражном суде. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Поэтому гражданин, уверенный в своей правоте, вполне может рассчитывать на защиту своих интересов при помощи назначенного государством защитника. Но если речь идет об административном правонарушении компании (например, ООО), то им придется обращаться за помощью к платным юристам. В связи с более серьезными суммами административного штрафа, которые могут быть возложены на юридическое лицо, каждый руководитель, исходя из конкретной ситуации, будет принимать решение о привлечении стороннего специалиста. Тем компаниям, в которых есть штатный юрист, нет необходимости привлекать третьих лиц, так как в обязанности юриста, как правило, входит защита интересов компании.

Решение, вынесенное судом по Вашему делу, определит дальнейший ход событий. Либо это будет отмена наказания, либо потребуется делать апелляцию. Хотя при наличии доказательств хоть какой-либо ошибки в начале делопроизводства по нарушению приведет к остановке такого дела. Как показывает практика, в 80% случаев имеет место нарушение установленных норм законодательства по началу делопроизводства об административных правонарушениях.
Ваши расходы при первом рассмотрении дела будут только на услуги юриста. Госпошлина не оплачивается, так как апелляция подается в суды высших инстанций для отмены постановлений. Ввиду того, что затраты минимальны, а вероятность положительного исхода дела для Вас велика, думаю, стоит побороться за возможность сэкономить свой

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

В данной стадии можно выделить следующие этапы: а) подготовительный; б) рассмотрение дела по существу; в) вынесение постановления по делу и его оглашение.

При подготовке дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы, имеющие важное юридическое значение: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы |45. Ст. 29.1].

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать дело, если между ними и иными участниками производства имеются родственные связи. Они не имеют права рассматривать дело и в том случае, если лично, прямо или косвенно заинтересованы в его разрешении. При наличии указанных обстоятельств, предусмотренных КоАП РФ , судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. При наличии тех же обстоятельств другие участники производства имеют право заявить отвод лицам, рассматривающим дело об административном правонарушении. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе указанных лиц выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении .

При подготовке дела к рассмотрению разрешаются следующие вопросы, по которым в необходимых случаях выносится определение : 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове необходимых для рассмотрения дела лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, составившим протокол, в случае их составления и оформления неправомочными лицами, неправильного составления либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу и предусмотренных КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу .

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего такое расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях родителей несовершеннолетних и заменяющих их лиц рассматриваются по месту жительства указанных лиц. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение нрава управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов. В случае поступления ходатайств от участников производства но делу либо и случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов. Дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение дела по существу.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установил определенный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо начинают рассмотрение дела с выяснения обстоятельств, имеющих важное юридическое значение для правильного разрешения дела .

Далее оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу. Оглашаются показания других участников производства, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол, требования к которому установлены в КоАП РФ . Оно может состоять в наложении административного наказания либо в прекращении производства по делу. Постановление о наложении административного наказания выносится, если: а) материалами дела и в ходе слушаний по делу доказана вина лица в совершении административного правонарушения; б) отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность лица; в) отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных КоАП РФ ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если I! действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные рядом статей КоАП РФ .

Требования к содержанию постановления по делу установлены в КоАП РФ . Постановление по делу об административном правонарушении включает вводную, описательную и резолютивную части. Во вводной части приводятся: реквизиты постановления (номер, дата, адрес его вынесения); должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В описательной части постановления указываются: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе результаты анализа и оценки доказательств, исследованных в процессе рассмотрения дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность правонарушителя.

Резолютивная часть постановления но делу об административном правонарушении содержит: мотивированное решение, в том числе о признании лица, в отношении которого ведется дело, виновным в совершении административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которым данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания; срок и порядок обжалования постановления. Если при решении вопроса о назначении судьей наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в этой части постановления указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела .

В отдельных случаях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральным законодательством (например, меры дисциплинарного воздействия согласно ст. 2.5 КоАП РФ); 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица .

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Последние обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление .