Субъекты процессуальной деятельности в административном праве. Правовой статус субъектов административного процесса


Вопрос сроков реализации «дачной амнистии » беспокоит многих россиян. Уже не первый раз нас пугают завершением льготного периода оформления права собственности на земельные участки, однако уже дважды сроки дачной амнистии продлевались и действуют по сей день.

В этой статье мы решили еще раз освежить в памяти всю информацию, касающуюся понятия дачной амнистии, а также сделать вывод о том, стоит ли торопиться с оформлением документов о собственности.

Дачная амнистия: кто может претендовать?

Бесспорное право собственности на землю и дом доступно следующим категориям граждан РФ:
  • Собственникам участков, принадлежащих садовому товариществу либо кооперативу. К примеру, если у вас на руках имеется членская книжка садового товарищества, но отсутствуют документы о собственности, вы можете подать заявление о регистрации прав собственности в местные органы власти.
  • Граждане, имеющие документ на землю, но в нем не указано право собственности на нее. В данном случае дачная амнистия как раз и предназначена для переоформления документов упрощенным способом.
Поправки в закон о дачной амнистии , продлевающие срок ее действия до 31 декабря 2020 года , внесены федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ . При этом вступил он в силу с марта 2015 года. Связано такое продление срока действия упрощенной процедуры регистрации собственности с большой востребованностью, а также множеством параллельно возникающих проблем, и в первую очередь тем, что граждане не особо торопятся заниматься всеми документальными вопросами в отношении земли и домов.

Правда здесь стоит отметить, что теперь подача документов по упрощенной схеме распространяется только на членов дачных и садоводческих товариществ.

В чем суть дачной амнистии?

Итак, что же представляет собой такое понятие, как дачная амнистия, и что дает гражданам право на проведение упрощенной регистрации недвижимости.

Дачная амнистия – это более простая в сравнении со стандартной процедура оформления объектов недвижимости в собственность на территории всей страны. Основанием для применения данной процедуры служит наличие на руках у заявителя правового документа, подтверждающего его права в отношении подлежащего регистрации объекта. При этом распространяет свое действие дачная амнистия на земли, полученные до 30.10.2001.

Благодаря дачной амнистии, имея давно выданный правовой документ на руках, вы можете не переживать по поводу прохождения длительной процедуры переоформления документов. Применявшаяся в нашей стране с 1998 года система регистрации прав действительна и по сей день, а значит, заверенная в соответствующих органах власти с соблюдением всех установленных требований бумага (путь речь идет даже о простой справке из БТИ) по праву рассматривается как правоустанавливающий и абсолютно действительный документ. Имея ее на руках, вы уже решили одну проблему. Ну а если вообще никаких документов в отношении объекта недвижимости у вас нет, но он точно принадлежит вам, необходимо направить заявление в местные органы власти о предоставлении выписки из хозяйственной книги. Если же и ее вы получить не сможете, остается выкупать объект из собственности муниципалитета по рыночной цене.

Дачная амнистия продлена до 2020 года. Нужно ли торопиться?

Ответ на этот вопрос не дали себе довольно многие владельцы недвижимого имущества. И здесь немаловажен тот факт, что никто и не заставляет их оформлять новое свидетельство в случае, если речь не идет о его планируемом отчуждении. А вот если не прошедший предусмотренную законом регистрацию участок иди дом нужно будет продать или подарить кому-нибудь, а записи в отношении него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не будет, то и указанную сделку совершать придется дольше и с большими трудностями. В этом случае в ходе регистрации прав в отношении земельного участка целесообразно будет провести и оформление перехода прав собственности к новому собственнику. При этом госпошлину вам потребуется заплатить только за регистрацию сделки отчуждения. Но актуальны подобного рода операции в основном при совершении сделок между доверяющими друг другу людьми – родственники, друзья. Если же сделка осуществляется между юридическими лицами или незнакомыми гражданами, в преддверии ее заключения сторона - покупатель может затребовать правоустанавливающие документы в целях защиты от мошенничества, а значит, вам потребуется заранее иметь на руках документы, подтверждающие право собственности на продаваемый объект.
  • Документы в отношении земельного участка, не содержащие конкретных указаний на право обладания им;
  • Акты, свидетельства, дающие бессрочное право пользования, владения, которое наследуется пожизненно;
  • Акты о праве бессрочного пользования, предоставленные соответствующими компетентными в данной сфере службами;
  • Выписки из хозяйственной книги.
При наличии одного из перечисленных документов, дачная амнистия дает право упрощенного пути регистрации собственности на земли под ИЖС, садоводство и огородничество. В данном случае для регистрации в органы Росреестра подается указанный документ и заявление.

Чтобы иметь четкое представление относительно нюансов законодательства по каждой позиции рекомендуется тщательно изучить различные статьи закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Несколько вопросов о межевании

Как мы уже отмечали при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, собственник может пожелать его зарегистрировать, а может и не делать этого. Если же все-таки он озадачился вопросами регистрации, то вполне логичен вопрос, нужно ли проводить межевание с целью определения четких границ участка. Раньше данное требование было закреплено в законе, однако исчезло из него еще в 2007 году. Сделано это было для удобства граждан с целью экономии средств и времени.

Есть, правда, в данной законодательной «поблажке» и минус. Так, в случае отказа от проведения межевания при регистрации земельного участка сведения о его параметрах и границах, которые указываются в кадастровом паспорте, содержат формулировку «подлежащие уточнению и ориентировочные». А учитывая, что кадастровый паспорт служит чуть ли не основным документом, на основании которого покупатели принимают решение о сделке, такая содержащаяся в нем информация устраивает далеко не каждого.

Помимо этого, в случае судебных разбирательств площадь земельного надела проблемно доказать. Поэтому межевание рекомендуется выполнять во избежание трудностей в последующем.

Сама по себе процедура межевания с учетом нововведений, внесенных в земельное законодательство еще в 2008 году, может проходить 2-мя способами. Либо владелец участка самостоятельно получает согласие по границам участка от соседей, либо направляет запрос в кадастровую палату о предоставлении почтовых адресов соседей. По данным адресам кадастровый инженер должен разослать уведомления о необходимости осуществления процедуры определения границ конкретного земельного участка. В уведомлении должна быть указана дата проведения межевания. Если никаких возражений от соседей с момента данного уведомления не поступило, то межевание проводится без их присутствия.

И, наконец, в случае, когда почтовое уведомление вернулось в кадастровую палату с отметкой, что не может быть вручено адресату, кадастровый инженер должен обеспечить публикацию объявления о предстоящем межевании в СМИ. Отсутствие какой-либо реакции со стороны соседей в данном случае не служит основанием для отказа в проведении процедуры.

А что в отношении садоводческих товариществ?

В случае с участками, расположенными в садоводческом товариществе, распространяется на владельцев членских книжек таких товариществ. Процедура оформления права собственности в данном случае проходит поэтапно. Вначале земля приватизируется, для чего подаются такие документы, как:
  • заявление;
  • справка из правления товарищества, подтверждающая указанные сведения в отношении участка;
  • выполненное своими силами описанное места расположения участка, а также его размеров.
Имейте в виду, что если вы первый, кто из данного садоводческого товарищества решил воспользоваться преимуществами, которые обеспечивает дачная амнистия на земельный участок , то местные органы власти могут запросить учредительную документацию этого товарищества и правоустанавливающие документы по земельным участкам. Срок рассмотрения представленных документов в этом случае составит самое большое 2 недели, после чего все необходимые документы будут направлены в Росреест на регистрацию.

По 31.12.2020 бесплатное оформление участков в рамках дачной амнистии распространяется на членов огороднических товариществ, дачных кооперативов. При этом дата вступления в кооператив может быть какой угодно.

Дачная амнистия на дом или участок: нюансы наследования права

Согласно действующему гражданскому законодательству передача наследуемого имущества осуществляется в рамках закона или на основании завещания, если таковое имеется. Чтобы вступить в права наследования, необходимо наследство принять юридически, т.е. в ходе обращения к нотариусу, или фактически пользуясь имуществом.

Вступить в права наследства можно по истечении 6-ти месяцев с даты его открытия. На этом этапе регистрация дома или участка по упрощенной процедуре становится доступна со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В завершении хочется еще раз отметить, что распространение сроков действия дачной амнистии на земельные участки до 31.12.2020 года позволяет большому числу граждан оформить свои права в отношении земельных участков и домов в оптимальные сроки при минимальном пакете необходимой к предоставлению документации. Этим правом уже воспользовались многие россияне, теперь же аналогичную возможность получили и те, кто затянул с оформлением документов или по каким-то другим причинам не справился в ранее установленные сроки. Что же касается регистрации индивидуальных жилых домов, то здесь дачная амнистия распространяет свое действие до 01.03.2018 года. При этом регистрация дома возможна даже при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию.

Кстати, имейте в виду, что в отличие от приватизации дачная амнистия позволяет оформить права в отношении неограниченного количества объектов недвижимости.

С понятием «дачная амнистия» связано много путаницы. На деле–это возможность оформить в собственность некоторые объекты недвижимости в особом порядке. Разберемся, в чем он заключается, какие документы нужно иметь, и почему лучше зарегистрировать свои права на земельный участок и построенный дом как можно быстрее.

И так, кому облегчает жизнь дачная амнистия, что это такое с юридической точки зрения и что подразумевает срок ее «продления» до 2018 года? Судя по отзывам, не всем понятно, в чем ее суть и какие преимущества она предоставляет.

Прежде всего, не нужно путать ее с бесплатной приватизацией , это совершенно другая тема. Дачная амнистия – для тех, кто уже по факту владеет участком земли, приобретенным до 30 октября 2001 года (принятие Земельного кодекса), и может подтвердить это документами.

В чем суть?

По действующему законодательству, любая недвижимость подлежит государственному учету: земельные участки, жилые помещения, гаражи, бани, хозяйственные постройки. Сведения о них должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в государственный реестр регистрации прав на недвижимость (ЕГРП). Эти действия осуществляют органы Росреестра: кадастровая и регистрационная палаты. Данные кадастра и реестра являются открытыми. Любой заинтересованный пользователь, например потенциальный покупатель, может запросить выписку из них, чтобы убедиться в добросовестности продавца.

Согласно закону нельзя оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт . Поставить объект на кадастровый учет можно только на основании технических документов:

  • для земельного участка – это межевой план;
  • для построенного дома– технический план.

Их получение – относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии» сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания.Для построенных объектов – условия разные, об этом читайте ниже. Подробнее в теме также поможет разобраться предлагаемый видеоролик.

Какие объекты подпадают под «дачную амнистию»

Земельные наделы, которые получали наши граждане до 2001 года, условно делятся на две основные категории:

  • предоставленные под садоводство, огородничество, дачное хозяйство;
  • выделенные для ИЖС (строительство частного дома) или для ведения подсобного (приусадебного) хозяйства.

Именно такие участки,и построенные на них объекты, можно зарегистрировать в рамках «амнистии».В советское время они предоставлялись на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования.Сначала 90-х годов, при выделении земли, уже выдавали свидетельство о собственности. Это так называемые, документы старого образца, они вполне законны. Но сведений о таких собственниках в ЕГРП – нет. При необходимости подарить завещать, продать имущество – потребуется зарегистрировать переход права, а для этого оно быть зафиксировано в государственном реестре.

Требующиеся документы и порядок оформления

Каждый недвижимый объект оформляется отдельно. Начинать следует с получения свидетельства на землю, поскольку без него невозможно зарегистрировать дом.

Регистрация земельного участка

Нужно обратиться в отделение Росреестра с заявлением (заполняется там же), приложив к нему любые имеющиеся документы, это может быть:

  • свидетельство о собственности старого образца;
  • решение исполкома или другого органа о выделении участка;
  • выписка из похозяйственной книги местных органов власти.

Если из документов не видно, на каком праве была предоставлена земля, то считается, что она была в собственности. Выписка выдается из архива соответствующего государственного или муниципального образования по месту нахождения земли.

Если вы имеете в собственности подаренный или полученный по наследству дом, и хотите получить свидетельство на землю под ним, то нужно дополнительно приложить:

  1. договор дарения, купли-продажи, наследственные документы;
  2. один из вышеперечисленных документов о праве предыдущего владельца.

Если прежний хозяин земельного участка зарегистрировал свою собственность, то п.2 – выполнять не требуется. Узнать об этом можно, запросив выписку из ЕГРП.

Земля будет поставлена на кадастровый учет одновременно с регистрацией права собственности, а сведения будут внесены на основании имеющихся документов. Когда межевого плана нет, ставится пометка, что границы участка и его площадь точно не определены. Если в первичных документах отсутствуют сведения о характерных индивидуальных признаках объекта – в постановке на кадастровый учет и регистрации будет отказано.

Регистрации домов, других построек

Для регистрации полностью построенного дома нужно представить документы, подтверждающие факт его создания с описанием основных характеристик (ст.25.3, № 122-ФЗ) и свидетельство на земельный участок.

Собирая документы для дачной амнистии обратите внимание на категорию и разрешенное использование земли. От этого зависит порядок последующих действий.

  1. Если земля относится к сельскохозяйственной, выделялась под садоводство, ведение дачного, подсобного хозяйства – то заявитель просто заполняет бланк декларации, в которой описывает строение.Этого достаточно, чтобы дом одновременно внесли в кадастр и зарегистрировали право собственности (письмо Росреестра от 10.04.2015 г).Аналогичный порядок действует в отношении нежилых объектов на землях иного назначения. Их объединяет то, что для строительства не требуется разрешение.
  2. Возведение жилого дома на участке, выделенном под ИЖС и ЛПХ в пределах населенного пункта, можно подтвердить только документом: разрешением на ввод дома в эксплуатацию, а его можно получить, если строительство было разрешено.

Акт ввода в эксплуатацию не требуется представлять до 1 марта 2018 года. Следовательно, для регистрации права на построенный жилой объект не обязательно иметь и разрешение на строительство.

Но кадастровый паспорт получить придется. И дело не столько в нем – регистрационная палата может и сама сведения запросить, важно поставить строение на учет. Во-первых, это единственный документ, которым вы можете подтвердить факт существования дома. Во-вторых, если сведения о нем отсутствуют в кадастре – последует отказ (ссылка на ст.20, п. 1.2, закона № 122-ФЗ), потому что не допускается регистрация права на неучтенный объект.

Что касается технического паспорта (составлялся в БТИ до 2013 года, сейчас составляется технический план) – это промежуточный документ, и требуется он не всегда. Из схемы видно, что для составления технического плана могут использоваться и другие основания.

Регистрация недостроенных объектов

Приобрести право собственности на недостроенный дом можно только при наличии разрешения на строительство (п.5, ст.25.3, №122-ФЗ),что создает много проблем собственникам таких объектов.

Причина беспокойства автора – боязнь не успеть построить дом, чтобы зарегистрировать его по дачной амнистии без разрешений на строительство и ввода в эксплуатацию. Поскольку сроки продлены, то проблема снята. Если разрешение имеется, то незавершенный объект все равно придется поставить на кадастровый учет, для чего потребуется технический план.

Резюме

Дачная амнистия не освобождает от необходимости ставить недвижимость на кадастровый учет. Если в ГКЗ имеются сведения, а проверить это можно, запросив кадастровую выписку или паспорт, то регистрация упрощается. Сведения о большинстве земельных участков были переданы в информационный банк из БТИ, а строительные объекты ставят на учет сами владельцы.

Свидетельство о праве собственности не спасает от обвинения в “самозахвате” земли – при отсутствии межевого плана, а дом – от признания самовольной постройкой, если были нарушены земельные или градостроительные нормы. Но при его наличии все возникающие проблемы решаются только через суд.

1. Понятие и виды административного процесса.

2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле.

3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях.

1. Субъекты административного процесса – это сторона в процессе, занимающая свой законный интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной.

Одним из субъектов административного процесса является компетентный орган или должностное лицо, которые наделены правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела, повт. органы, налагаемые администрацией взыскания.

Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права и интересы:

1) лицо, привлекаемое к административной ответственности

2) потерпевший

3) з-ные представители обеих сторон, т.е. лица, привлекаемые к административной ответственности и потерпевшего

4) адвокаты

В административном процессе участвуют также лица и органы, содействующие осуществлению пр-ва:

1) свидетели

2) эксперты

3) переводчики

4) понятые

2. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, ст. 247.

Потерпевший, ст. 248

Законные представители, ст. 249

Адвокат, ст. 250

3. Свидетели, ст. 251

Эксперт, ст. 252

Переводчик привлекается в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство, ст. 253.

Понятые – физические лица, присутствующие при досмотре вещей, товаров и при личном досмотре.

Д/з. 2 ст. 56, 3 ст. 56, № 1 ст. 57.

Гражданин без получения необходимого разрешения построил у своего дома на незастроенном пустыре гараж для личного автомобиля. Участковый инспектор милиции, составив об этом протокол, направил в адм. комиссию, который, рассмотрев дело об административном правонарушении, наложило на гражданина штраф в размере 40 руб. Дайте оценку действия участкового милиции и участников комиссии. (ст. 143, 10 – 30 МРОТ, Закон "О милиции")

Государственный инженер-инспектор Государственного технического надзора дал предписание об устранении нарушений технического обслуживания тракторов в транспортном хозяйстве агропромышленного предприятия. Но отмеченные нарушения так и не были устранены. Кого из должностных лиц агропромышленного предприятия можно привлечь к административной ответственности за невыполнение данных предписаний? Какое взыскание на них может быть наложено?

За перевозку в вагоне дальнего следования пластмассовой канистры с 20 л бензина на пассажира было наложено административное взыскание в размере 100 руб. Будучи несогласным с этим, он обжаловал действия органа железнодорожного транспорта в суд. Какое решение по жалобе должен принять суд?

За проведение без соответствующего разрешения водолазных работ в портовых водах капитан порта наложил на должностных лиц, виновных в этом, административное взыскание в виде штрафа. Вправе ли он был это сделать, и если вправе, то в каком размере?

Ст. 109, ст. 206 до ½ МРОТ

Виды и стадии административного права

1. Понятие и система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях.

2. Административное расследование.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

4. Пересмотр постановлений.

1. Стадия производства по делам об административных правонарушениях – это относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей задачи, иные особенности (круг участников производства, оформление решений специальными процессуальными документами и др.)

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из стадий:

1. Административное расследование.

2. Рассмотрение дела.

3. Пересмотр постановления.

4. Исполнение решений.

2. Административное расследование состоит из следующих этапов:

2. Возбуждение дела

Основанием возбуждения дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Обстоятельства, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начать, а начатое подлежит прекращению: 227

2. установление фактических обстоятельств.

3. процессуальное оформление результатов расследования процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, установленных ст. 237, ст. 235, ст. 236.

4. направление материалов для рассмотрения по подведомственности. Этап имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его на рассмотрение в другие государственные органы. Дело, по которому проведено расследование, направляется:

а) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений

б) органу ВД, прокуратуре, если будут выявлены признаки правонарушения

в) общественному объединению или ТК

г) соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении могут осуществляться меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении:

1) административное задержание

2) личный досмотр и досмотр вещей и товаров

3) изъятие вещей и документов

4) отстранение от управления транспортным средством

5) освидетельствование на состояние опьянения

6) задержание транспортного средства

ст. 240 – 245

3. Состоит из этапов:

1. подготовка дела к рассмотрению и слушанию

2. рассмотрение дела

Дело рассматривается в присутствии правонарушителя, а в его отсутствие – лишь в случае, когда он был своевременно извещен и от него не поступило просьбы об отложении дела.

ст. 258, ст. 259

3. принятие постановления

Постановление коллегиального органа, принимаемого простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

ст. 262, ст. 261

4. доведение постановления до сведения, ст. 263, 264

4. Пересмотр постановлений состоит из этапов

1. обжалование или опротестование постановления, 266

правом пересмотра наделены

1. вышестоящий орган

2. должностное лицо

4. орган или должностное лицо, принявшее постановление.

Процессуальным основанием для пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях является:

1) жалоба потерпевшего

2) протест прокурора

3) усмотрение вышестоящего органа

4) усмотрение органа, вынесшего постановление

2. проверка законности постановления и вынесения решения.

Орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении:

1) проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления

2) изучает существо жалобы

3) выясняет вопрос о компетентности должностного лица, принявшего постановление рассматривать данное дело и налагать взыскания

3. реализация решения, ст. 273

Производство по исполнению постановлений

о наложении административного взыскания

1. Исполнение решений по делам об административных правонарушениях: общая характеристика.

2. Производство по исполнению постановлений по вынесению предупреждений.

3. … о наложении штрафа.

4. …о возмездном изъятии предмета.

5. …о конфискации предмета.

6. …о лишении специального права.

7. …об исправительных работах.

8. …об административном аресте.

9. …об административном выдворении за пределы РФ.

1. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий является заключительной стадией административного права. Оно состоит из этапов:

1) обращение постановления к исполнению

На данном этапе юридический орган должен своевременно направить постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов. Прекращение исполнения постановления по установленным законодательством основаниям.

2) фактическое исполнение

Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующее лишение и правоограничения в установленных постановлением пределах. В производство по некоторым нарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении 1 лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания, оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

ч. 1 ст. 282, 281

3. окончание дела

После реального исполнения или в случаях, если невозможно выполнить постановление (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежащих конфискации, окончание срока давности и т.д.) исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание исполнения означает окончание производства по делу. Административное дело становится архивным делом.

2. повт. понятия предупр., ст. 284

Так процедура оформления предупреждения, выносимого на месте совершения нарушения правил дорожного движения регламентировано инструкцией по организации в ОВД производства по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения. Согласно данной инструкции нарушителю вручается официальное письменное предупреждение, в котором указываются:

1) ФИО нарушителя

2) статья н/а, предуматривающая ответственность за нарушение правил дорожного движения

3) должность, ФИО, № нагрудного знака должностного лица, наложившего взыскание

4) дата наложения взыскания

5) подпись соответствующего должностного лица

6) подпись нарушителя, свидетельствующая о том, что он не оспаривает факт допущенного им нарушения и наложение взыскания.

1. ст. 203, 115 п. 8

2. ст. 157, 209 ч. 3

3. ст. 204, 76, 222

Одновременно с вручением официального письменного предупреждения водителю, нарушившему правила дорожного движения производятся соответствующие отметки о нарушении правил и начисленных штрафных баллов, фиксирующиеся в разрешении на праве управления транспортными средствами.

3. ст. 27

Орг. (дл), вынесшее постановление о наложении штрафа, получило постановление о том, что взыскание произведено полностью.

Завершает оформление дела об административном правонарушении.

Выдача нарушителю квитанции установленного образца в случае исполнения постановления о наложении штрафа, взыскиваемого на месте преступления, является окончанием производства по исполнению постановления о наложении штрафа.

4. ст. 28

Возможному изъятию подлежат:

1) вещества и предметы, опасные для перевозки на воздушном транспорте

2) огнестрельное гладкоствольное охотничье и нарезное оружие и боеприпасы

Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей изымаются должностными или соответствующими органами.

Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определенных органами д.л., которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела в случае вынесения постановления о возмездном изъятии предметы реализуются.

После завершения исполнения постановления о возмездном изъятии огнестрельного оружия и боеприпасов ОВД направляет постановление с отметкой об исполнении органу, вынесшему постановление (соответствующей администрационной комиссии, главе поселкового, сельского органа самоуправления).

5. Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, которые были обнаружены при задержании или личном досмотре или досмотре вещей изым-ся д.л. соотв. их орг.

Изъятые предметы хранятся в местах, определяемых данными организациями до рассмотрения дела.

Реализация конфискованных предметов осуществляется в соответствии с положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов".

Конфискованные предметы реализуются в комиссионных или иных специально определенных для этого магазинах. Средства, полученные от реализации конфискованных предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, перечисляются в бюджет государства. Постановление о конфискации предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, следует считать исполненным после передачи конфискованного предмета представителю финансового органа и оформления акта приемки-передачи.

5. ст. 90

7. ст. 31

8. ст. 32

Немедленное исполнение постановления об административном аресте означает, что сразу после его объявления лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работником милиции в ОВД для отбывания взыскания, если на постановление об аресте принесен протест прокурора, то исполнение его приостанавливается до рассмотрения протеста.

1. В принудительном помещении лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, в специально предназначенное для этой цели учреждение ОВД (специальные приемники, изоляторы).

3. Применение к лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении данного административного взыскания, мер воспитания и трудового воздействия.

1) строгую изоляцию, охрану и постоянный надзор за арестованными с целью предотвращения совершения ими новых преступлений.

2) раздельное содержание арестованных в зависимости от пола нарушителя и вида совершенного преступления.

3) соблюдение внутреннего распорядка специальных учреждений ОВД, предназначенного для содержания арестованных

4) применение средств исправления (воспитательная работа, трудовое использование).

9. повт. понятие адм. выдв. за пр. РФ, ст. 32 прим.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется следующими способами:

1) путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.

2) выдворение нарушителей за пределы РФ в определенных пограничных войсками РФ местах в случаях, если передача нарушителя властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством.

3) отправка иностранных граждан и лиц без гражданства незаконно вывезенных перевозчиками на территорию РФ без установленных для выезда документов в пункт, где эти лица начали свою поездку или в любое другое место, куда выезд им разрешен.

Власти иностранного государства, на (через) территорию которой указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором РФ с указанным государством, уведомляется о выдворении из пункта пропуска через государственную границу РФ.

Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде:

1) 2-х стороннего акта (при официальной передаче нарушителя властям сотрудником государства).

2) одностороннего акта, который приобщается к указанному постановлению.

Выдворение нарушителя режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ в те иностранные государства, с которыми передача нарушителя договором не предусмотрена, оканчивается посадкой таких лиц в транспортное средство и убытием их за пределы РФ.

2.2 Граждане как субъекты административного процесса

Гражданин является участником общественных отношений во многих сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере государственного управления. Правовой статус граждан в сфере административного права (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т. е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Конкретный объем прав (свобод) и обязанностей граждан в сфере исполнительной власти определяется рядом факторов: возрастом, состоянием здоровья, наличием образования и др.

Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В случаях, определенных указанным Федеральным законом, гражданам может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, семейному положению и для продолжения образования.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности, и полная - по достижении гражданином 18 лет.

Например, согласно статье 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Основаниями ограничения административной дееспособности являются общие основания для ограничения дееспособности в других отраслях права. Так, статьей 2.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.(8,с.78-79)

2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесс

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранении, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т. д. При этом необходимо отметить, что основополагающим принципом государственного устройства Российской Федерации является закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В статьях 77, 78, 85, 110 и ряде других статей Конституции Российской Федерации говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т. е. о субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, - органах исполнительной власти.

Опираясь на понятие исполнительной власти, законодательство Российской Федерации вместе с тем не отказывается от выработанных административно-правовой теорией понятий. Следовательно, с точки зрения теории административного права органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность и являются субъектами государственного управления как одной из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной.

Функционирование органов исполнительной власти носит непосредственно деятельностный характер, то есть в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политической, хозяйственной, социальной и др.

Содержание деятельности органов исполнительной власти заключается в осуществлении ими определенных задач и функции путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Задачи, функции и полномочия органа исполнительной власти образуют компетенцию этого органа.

Реализация принадлежащих этим органам юридически властных полномочий осуществляется в административном порядке. Следовательно, деятельность органов исполнительной власти носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

Полномочия органов исполнительной власти заключаются прежде всего в том, что органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т. е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны - направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.

Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации Президентом Российской Федерации путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации главами субъектов Российской Федерации или их законодательными органами.

Таким образом, органы исполнительной власти - это создаваемые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию (функции и полномочия), направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.(8,с.94-98)

2.1. Система субъектов административного процесса

Многообразие административно-процессуальной деятельности предопределяет весьма значительное число ее субъектов. Прежде всего это обусловлено тем обстоятельством, что административно-процессуальная сфера охватывает своим воздействием практически все стороны жизни общества.

В общей теории права субъектом права признается участник общественных отношений, наделенный правами и обязанностями и обладающий двумя признаками: социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта) и юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях). В общем плане субъекты права подразделяются на две группы – граждане и организации, выступающие как носители определенной совокупности прав и обязанностей.

Попытка выделить группы субъектов административного права была предпринята еще в 50-х годах Ц. А. Ямпольской, относившей к ним: а) органы государства и их агентов; б) общественные организации и их органы; в) граждан.

О. М. Якуба выделяла две группы субъектов административного права: а) лица (граждане государства, лица без гражданства, иностранцы, государственные служащие); б) организации (государственные, общественные, в том числе внутренние части аппарата органов государственного управления, а также предприятия, учреждения).

В настоящее время возросло внимание ученых-административистов к указанной проблеме, появился ряд новых суждений. Значительный интерес представляет позиция Д. Н. Бахраха, выделяющего две группы субъектов административного права – индивидуальных и коллективных. К первым относятся граждане, ко вторым – организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенных правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. При этом в зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения выделяются: 1) организации; 2) структурные подразделения организаций; 3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурные подразделения; 4) сложные организации. С учетом же таких критериев, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, можно говорить о государственных, общественных, религиозных и иных (арендных, акционерных, иностранных и др.) организациях.

Отдельные ученые к субъектам административного права относят государство. В правовой науке по этому вопросу сложились различные мнения. Так, одни авторы считают, что государство, являясь субъектом права, само непосредственно в правоотношениях не участвует, выступая в них только посредством своих органов. Другие полагают, что хотя государство и выступает в правоотношениях только через свои органы, но в зависимости от того, от чьего имени в правоотношении участвуют органы государства, субъектом права является либо государство, либо его органы. Государство при этом только тогда является субъектом права, когда его органы выступают не от своего имени, а от имени государства.

С учетом специфики административного права представляется справедливым первое из указанных положений. В противном случае мы можем столкнуться с парадоксальной ситуацией, когда от имени государства в правоотношения вступают два государственных органа, и тогда соответственно государство вступает в правоотношения само с собой, что нельзя признать правильным.

Приведенные выше точки зрения были высказаны применительно к субъектам материальных административных правоотношений. Но, учитывая то обстоятельство, что процессуальные правоотношения возникают по поводу и в связи с материальными правоотношениями, производны от них, указанные теоретические положения вполне применимы для установления круга субъектов административно-процессуальных правоотношений.

Однако при этом следует отметить и определенные особенности, присущие субъектам административно-процессуальных правоотношений. Так, в частности, некоторые из субъектов административного процесса не участвуют в материальных административно-правовых отношениях. На это обстоятельство справедливо обращалось внимание в административно-правовой литературе, где в качестве примера такого рода субъектов приводился суд. Развивая это положение, следует добавить, что другим субъектом такого рода в административном процессе является прокурор.

Таким образом, среди субъектов административного процесса целесообразно выделить две основные группы – индивидуальных и коллективных субъектов.

В контексте рассматриваемого вопроса несомненный интерес вызывает уточнение и определение понятий «участник процесса» и «субъект процесса», их соотношение.

Под участниками уголовного процесса понимаются граждане, предприятия и организации, которые наделены правами для активного участия в расследовании и рассмотрении уголовных дел с целью защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов представляемых ими лиц . Что же касается участников гражданского процесса, то ими признаются те субъекты, которые своими действиями могут активно влиять на ход процесса, способствуя его возникновению, движению или прекращению, и вступают в процесс для защиты своих прав либо прав других лиц, если это поручено им законом. Таким образом, для характеристики участников гражданского процесса выделяются два критерия: а) способность своими действиями влиять на ход процесса; б) специальная цель их вступления в процесс – защита своих прав или прав других лиц.

В административно-правовой науке приведенной точке зрения весьма созвучна позиция Л. В. Коваля, относящего к признакам, характеризующим понятие субъекта административно-деликтных отношений, личную и служебную юридическую заинтересованность в исходе дела, а также способность своим поведением воздействовать на развитие правоотношения.

Применительно к административному процессу наиболее четкое уяснение рассматриваемых понятий возможно на примере одного из административно-процессуальных производств – производства по делам об административных правонарушениях.

В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют ряд органов и лиц, выполняющих различные процессуальные функции. Они объединяются общим термином «субъекты производства».

Наряду с субъектами, лидирующими в производстве, непосредственно осуществляющими его, в производстве участвуют и иные субъекты. Обстоятельную характеристику этим субъектам дает законодатель, выделивший их в КоАП в гл. 21 «Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении». К ним относятся: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; законные представители лица, привлекаемого к ответственности, и потерпевшего; адвокат; свидетель; эксперт; переводчик. Одни из указанных субъектов участвуют в производстве в связи с тем, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях затрагиваются их интересы, поэтому государство предоставило им широкие права, обеспечивающие возможность активного участия в рассмотрении дел. Другие же своих личных интересов в производстве по делу не имеют, но независимо от этого привлекаются к участию в нем в связи с тем, что это необходимо для выяснения истины, наиболее полного и всестороннего установления всех обстоятельств по делу. Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, реализуют свои права и выполняют обязанности посредством правоотношений, в которые они вступают с другими субъектами производства. Заметим, что в теории права правоотношения определяются как разнообразные правовые связи, в соответствии с которыми одни субъекты находятся в определенном отношении с другими субъектами.

Соответственно в производстве по делам об административных правонарушениях все лица, участвующие в нем, независимо от форм, объема прав и обязанностей также выступают субъектами производства.

Необходимо учитывать определенную специфику различных субъектов производства, их группу. Как уже отмечалось, применительно к одной из групп субъектов это сделано законодателем, который в КоАП особо выделил тех из них, чья деятельность связана с защитой своих либо представляемых ими лиц интересов, а также с содействием осуществлению производства.

Несмотря на то, что процессуальное положение каждого из участников специфически обрисовано в КоАП (в частности, объем их процессуальных прав и обязанностей далеко не одинаков), наличие ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, определило позицию законодателя, выделившего эту группу субъектов в самостоятельной главе КоАП. Такими признаками выступают отсутствие у этих субъектов властных полномочий, та или иная степень их заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного долга.

Таким образом, по своему правовому статусу, месту в структуре административно-процессуальной деятельности, выполняемым функциям, заинтересованности в деле и иным параметрам понятия «участник производства» и «субъект производства» далеко не однозначны, и первое понятие следует признать более узким, чем второе, входящим в него. По нашему мнению, их следует соотносить как часть и целое. При этом необходимо подчеркнуть роль лидирующих субъектов процесса, поскольку без них осуществление юридической деятельности невозможно. Несмотря на огромную роль участников в административном процессе, окончательное юридическое решение по делу принимается все же по одностороннему волеизъявлению лидирующего субъекта, который в известном смысле несет ответственность не только за свои правовые операции, но и за то, что делают участники процесса.

В иных производствах, входящих в структуру административного процесса, такая детальная регламентация их участников отсутствует. В них основным участником следует признать гражданина (заявителя, лицо, подавшее жалобу, частного предпринимателя, обратившегося в соответствующий государственный орган, и др.), имеющего определенный интерес в деле. Наряду с ним, в административных производствах могут выступать и участники, содействующие их осуществлению. Так, в любом из производств может возникнуть необходимость в установлении определенных фактов, имеющих значение для правильного разрешения дела, для чего к участию в деле может привлекаться лицо, обладающее специальными знаниями. Иллюстрацией данного положения может служить производство по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, где учредительные документы предварительно изучаются специалистом-юристом, дающим заключение о соответствии их требованиям закона.

Следует отметить и то важное обстоятельство, что участниками административного процесса могут выступать не только граждане, но и иные лица (иностранцы и лица без гражданства), коллективы граждан или организации, которые в силу ряда обстоятельств и причин так или иначе содействуют лидирующим субъектам в выполнении соответствующих юридических действий. К числу участников административного процесса следует отнести коллективы или организации, которые отстаивают свои интересы в деле. При этом коллектив либо организацию, как правило, представляет определенное, уполномоченное на то лицо, персонифицированно выступающее от их имени.

Еще одним важным обстоятельством, характеризующим соотношение рассматриваемых понятий, следует признать то, что ни одно из административно-процессуальных производств не может обойтись без лидирующих субъектов, осуществляющих его, тогда как наличие участников в отдельных производствах является обстоятельством, не всегда обязательным и возможным. Примером в этом плане может служить закрепленное законодательством положение, в соответствии с которым в производстве по делам об административных правонарушениях дело может рассматриваться без участия лица, привлекаемого к ответственности. В иных производствах разрешение конкретного дела может происходить без участия лиц, содействующих лидирующим субъектам.

В связи с изложенным представляется правильным определить, что характерная для отдельных административно-процессуальных производств подчиненность понятия «участник производства» по отношению к понятию «субъект производства» верна и для всего административного процесса в целом.

Таким образом, участники административного процесса могут быть охарактеризованы как граждане, иные лица, коллективы граждан и организации в лице их представителей, наделенные правами и несущие определенные обязанности, которые позволяют им участвовать в рассмотрении административных дел с целью защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов представляемых ими лиц, коллективов граждан или организаций, а также содействовать осуществлению административного процесса.

Субъекты административного процесса – это участники административного процесса, реализующие в ходе административно-процессуальной деятельности свой процессуальный статус с целью защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов представляемых ими лиц, коллективов граждан и организаций, а также с целью содействия осуществлению процесса, и лидирующие субъекты административного процесса, действующие с целью ведения процесса, способные сами на государственно-властной основе принимать решение по делу.

Необходимость разграничения указанных выше понятий объясняется тем обстоятельством, что в ходе выяснения общего и характерного, что присуще каждой из групп субъектов, возникает возможность выяснения важных вопросов, относящихся к характеристике полномочий лидирующих субъектов процесса, с одной стороны, а также прав и обязанностей участников процесса – с другой. Тем самым подчеркивается необходимость для лидирующих субъектов процесса своими действиями и решениями обеспечить защиту и соблюдение прав и законных интересов его участников. При этом выясняется правовой статус каждой из групп субъектов административного процесса, а также расширяются возможности более действенной защиты прав и законных интересов его участников.

Характеризуя индивидуальных и коллективных субъектов административно-процессуальных правоотношений, необходимо уточнить ряд важных моментов. Во-первых, можно ли отнести лидирующих субъектов административно-процессуальных правоотношений, осуществляющих свои функции в процессе единолично, к числу индивидуальных субъектов?

Уполномоченные лица действуют от имени и по поручению государственных органов обезличенно, их действия непосредственно для них личных прав и обязанностей не порождают, а их акты – это акты органа, полномочными представителями которого они являются. В связи с этим обстоятельством лидирующих субъектов административного процесса, действующих таким образом, отнести к числу индивидуальных субъектов нельзя. Сказанное в полной мере относится и к действиям судьи, единолично рассматривающего административное дело.

Во-вторых, к какой группе субъектов следует отнести собственника, выступающего субъектом предпринимательской деятельности, в его взаимоотношениях в рамках административного процесса? Каково положение служащего как субъекта стабильных организационных отношений?

Собственник в этом случае будет индивидуальным субъектом – участником административно-процессуальных правоотношений. Таким же индивидуальным субъектом – участником административно-процессуальных правоотношений выступает и служащий, не являющийся в данных правоотношениях представителем государственного органа и участвующий в процессе с целью реализации принадлежащих ему прав и законных интересов, а также исполнения обязанностей.

Касаясь вопроса о роли должностного лица в административно-процессуальных правоотношениях, следует отметить, что его процессуальное положение неоднозначно. Должностное лицо нужно признать в качестве субъекта административного процесса при выполнении им функций по ведению процесса. Когда же должностное лицо в силу служебных обязанностей содействует осуществлению процесса и тем более когда оно выступает субъектом ответственности, его следует признать участником административного процесса.

Итак, к субъектам административного процесса относятся:

– государственные органы;

– администрация предприятий, учреждений и организаций;

должностные лица государственных органов;

– суды (судьи);

– объединения граждан, органы местного самоуправления, их органы и должностные лица;

– собственники, их представители и уполномоченные;

– социальные индивиды: граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства.

Особое место среди субъектов административного процесса занимают органы прокуратуры.

Классификация лидирующих субъектов административного процесса возможна по различным основаниям. В частности, применительно к объему компетенции можно выделить субъектов общей компетенции, которые рассматривают и разрешают административные дела наряду с исполнением иных функций, а также субъектов специальной компетенции, специально созданных для разрешения определенной категории административных дел. Примером таких субъектов могут служить административные комиссии при исполкомах местных Советов народных депутатов.

По порядку принятия решений по административным делам можно выделить коллегиальные органы (уже упоминавшиеся административные комиссии) и органы, действующие на основе единоначалия (районные военные комиссары, действующие от имени органов Министерства обороны).

И наконец, по действию в пространстве следует выделить субъектов, осуществляющих свои функции в пределах определенной территории, в пределах определенной отрасли, а также тех, деятельность которых носит межотраслевой характер и не ограничивается рамками территорий административно-территориальных единиц в Украине.

Из книги Гражданское процессуальное право автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет гражданского процесса и способы защиты нарушенного права субъектов гражданских правоотношений Предметом гражданского процессуального праваявляются общественные отношения, возникающие между субъектами гражданского процессуального права в сфере

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Раздел I. Предмет, система и источники российского административного

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

Тема 6. Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права 1. Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан Субъектами - участниками управленческих административно-правовых

Из книги Административный процесс автора Бандурка Александр Маркович

Раздел IV. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства Тема 15. Правоохранительная деятельность как средство обеспечения

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Какова система принципов гражданского процесса? Принципы гражданского судопроизводства подразделяются на организационные (судоустройственные), определяющие устройство судебной системы и общие начала отправления правосудия, и функциональные (судопроизводственные),

Из книги автора

Система административного права, понятие и предмет Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных

Из книги автора

Система материального административного права Система материального административного права делится на общую (включает нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной

Из книги автора

Глава 1. Понятие и особенности административного

Из книги автора

1.1. Понятие и структура административного процесса В настоящее время в Украине расширяется сфера и совершенствуется процессуальная регламентация всех видов государственной деятельности. Очевидно, что многие материальные нормы права в сфере государственного

Из книги автора

1.2. Цели и задачи административного процесса Выяснение вопроса о целях и задачах административного процесса позволяет охарактеризовать административный процесс в качестве самостоятельного правового явления в целом, с одной стороны, и в качестве сложной

Из книги автора

Глава 2. Субъекты административного процесса

Из книги автора

2.2. Граждане как субъекты административного процесса Конструирование понятия «административно-процессуальный статус гражданина» в значительной степени зависит от четкого определения соотношения таких понятий, как «человек», «личность», «гражданин», «лицо», иных

Из книги автора

2.4. Органы прокуратуры как субъекты административного процесса Особое место в системе субъектов административного процесса занимает прокурор.Общепризнанно, что обеспечение законности – важнейшая сфера практического функционирования правовой системы государства.

Из книги автора

2.5. Субъекты административного процесса, способствующие достижению целей процесса и реализации административно-процессуального статуса гражданина Рассмотрение вопроса о проблемах административно-процессуального статуса гражданина в юрисдикционных производствах

Из книги автора

80. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:1) государственная и территориальная