«править должны знающие. “В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой

Проблема ограничения свободы человека государством волновала людей и в старые времена. “…закон со свободою живут, как кошка с собакой”. Она актуальна и в наше время. Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной свободы быть не может. Полная свобода в отношении одного означала бы произвол в отношении другого. Мы не можем нарушать закон и делать только то, что не запрещено законодательством, так как мы свободны только в конкретных пределах, установленных законом. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Я согласен с автором выражения, что “всякий закон есть неволя”. Действительно, закон значительно ограничивает нашу деятельность. Но задумаемся: какие последствия несёт за собой полная свобода? Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение “буриданов осёл”. Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Так и человек, поставленный между двумя одинаковыми блюдами, скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них. Таким образом, принятие законов с целью ограничения человеческой свободы оправдано, так как законы регулируют деятельность человека, помогая ему в повседневной жизни, в решении многочисленных проблем. Но не стоит забывать также и о том, что свобода играет огромную роль в самореализации человека, что, как сказал немецкий философ Гегель: “Свобода есть познанная необходимость”. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, - он её раб, если же она познана, то человек обретает “способность принимать решение со знанием дела”. В этом и выражается его свобода: способность делать выбор. Законы не должны полностью ограничивать человека, а должны создавать условия, обеспечивающие такой выбор. Свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным. “Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой”,- писал один из американских политических деятелей. Я думаю, что с ним нельзя не согласиться, так как человек по-настоящему бывает счастлив только тогда, когда свободен.

“В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакой. Всякий закон есть неволя” Эссе по обществознанию

Ответы:

Проблема ограничения свободы человека государством волновала людей и в старые времена. “…закон со свободою живут, как кошка с собакой”. Она актуальна и в наше время. Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной свободы быть не может. Полная свобода в отношении одного означала бы произвол в отношении другого. Мы не можем нарушать закон и делать только то, что не запрещено законодательством, так как мы свободны только в конкретных пределах, установленных законом. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Я согласен с автором выражения, что “всякий закон есть неволя”. Действительно, закон значительно ограничивает нашу деятельность. Но задумаемся: какие последствия несёт за собой полная свобода? Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение “буриданов осёл”. Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Так и человек, поставленный между двумя одинаковыми блюдами, скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них. Таким образом, принятие законов с целью ограничения человеческой свободы оправдано, так как законы регулируют деятельность человека, помогая ему в повседневной жизни, в решении многочисленных проблем. Но не стоит забывать также и о том, что свобода играет огромную роль в самореализации человека, что, как сказал немецкий философ Гегель: “Свобода есть познанная необходимость”. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, - он её раб, если же она познана, то человек обретает “способность принимать решение со знанием дела”. В этом и выражается его свобода: способность делать выбор. Законы не должны полностью ограничивать человека, а должны создавать условия, обеспечивающие такой выбор. Свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным. “Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой”,- писал один из американских политических деятелей. Я думаю, что с ним нельзя не согласиться, так как человек по-настоящему бывает счастлив только тогда, когда свободен.

Ответ оставил Гость

Проблема ограничения свободы человека государством волновала людей и в старые времена. “…закон со свободою живут, как кошка с собакой”. Она актуальна и в наше время. Как бы не стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной свободы быть не может. Полная свобода в отношении одного означала бы произвол в отношении другого. Мы не можем нарушать закон и делать только то, что не запрещено законодательством, так как мы свободны только в конкретных пределах, установленных законом. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Я согласен с автором выражения, что “всякий закон есть неволя”. Действительно, закон значительно ограничивает нашу деятельность. Но задумаемся: какие последствия несёт за собой полная свобода? Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение “буриданов осёл”. Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Так и человек, поставленный между двумя одинаковыми блюдами, скорее умрёт, чем, обладая абсолютной свободой, возьмёт в рот одно из них. Таким образом, принятие законов с целью ограничения человеческой свободы оправдано, так как законы регулируют деятельность человека, помогая ему в повседневной жизни, в решении многочисленных проблем. Но не стоит забывать также и о том, что свобода играет огромную роль в самореализации человека, что, как сказал немецкий философ Гегель: “Свобода есть познанная необходимость”. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, - он её раб, если же она познана, то человек обретает “способность принимать решение со знанием дела”. В этом и выражается его свобода: способность делать выбор. Законы не должны полностью ограничивать человека, а должны создавать условия, обеспечивающие такой выбор. Свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным. “Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой”,- писал один из американских политических деятелей. Я думаю, что с ним нельзя не согласиться, так как человек по-настоящему бывает счастлив только тогда, когда свободен.

"Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который

мы не в состоянии использовать?
Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то этого достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что, если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня." (Гёте)

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г., Франция)

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Статья 2. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Преамбула. Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека... как они определены Декларацией 1789 г. Конституция Итальянской Республики (22 декабря 1947 г.)

<...> Статья 2. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека...

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия... Основной закон Федеративной Республики Германии (25 мая 1949 г.) <...> (2) Немецкий народ... признает нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества...

<...> Статья 10.

1. Достоинство личности, неотчуждаемость ее неотъемлемых прав... являются основой политического порядка и социального мира.

2. Нормы об основных правах и свободах, признаваемых Конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека...

<...> Статья 17.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам...

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Вопросы и задания к документу

Какая идея объединяет все названные документы?
Назовите источник права, служащий для них основой.
Какие из приведенных документов включают права, получившие силу действующих юридических норм? Почему?
Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.

злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость caмoгo закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.

Сравните два определения творчества. Н. Бердяев говорил,что творчество-это переход небытия в бытие через акт свободы. А.Д. Андреев определял творчество

как высшую,драгоценнейшую способность человека,проявление им божественной прерогативы(исключительного права- Ред) его духа. Как вы относитесь к этим высказываниям? Видите ли в них что-либо общее? Какое определение предпочитаете и почему?

А13. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что: 1. выборы являются всеобщими и равными 2. голосование на участках

А14.Самоорганзующаяся система естественно складывающихся социальны отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, называется: 1. гражданское общество 2. правовое государство 3. политическая система 4. политические институты

А15. Главой государства Н. является монарх, получивший власть по наследству, ему подчиняются вооруженные силы страны и церковь. Какие сведения необходимы, чтобы сделать вывод о том, что Н. по форме правления является абсолютной монархией? 1. Большая территория государства 2. Наличие действующего парламента 3. Неограниченность власти монарха 4. Монарх – очень образованный человек

А16. Какое суждение является верным? А. Объединение нескольких суверенных государств, созданных для решения общих проблем, называется конфедерация. Б. Для конфедерации характерна договорная основа образования 1. верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4. оба суждения неверны

А17. Главная цель, преследуемая разделением властей в демократическом государстве, это: 1. создание рабочих мест для государственных чиновников 2. контроль жизни гражданского общества 3. недопущение чрезмерной концентрации власти одним человеком ил одним органом 4. суверенитет, независимость в осуществлении внутренней и внешней политики

А18. Авторитарный политический режим характеризуется: 1. наличием развитой системы судопроизводства 2. правами и свободами граждан как высшей ценностью, которые соблюдаются, защищаются и гарантируются государством 3. разрешением определенного идейного и политического многообразия, границы которого строго определены 4. четко выраженной системой разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

А19. В соответствии с Конституцией РФ Россия – правовое государство. Какой из ниже приведенных факторов не соответствует этому определению: 1. решение Конституционного суда РФ о признании неконституционными постановления главы администрации субъекта федерации и его отмене 2. возбуждение уголовного дела за неуплату налогов в отношении министра экономики 3. регистрации для участия в парламентских выборах 22-х политических партий 4. арест общественного деятеля, выступившего с критикой экономической политики государства

А20. Верны ли суждения? А. Парламентаризм – это система власти, при которой парламент является не только высшим законодательным, но и представительным (выборным) органом власти Б. Парламентаризм предполагает, что законы, принимаемые парламентом, не может отменить ни один орган государственной власти 1. верно только А 2. верно только Б 3. оба суждения верны 4. оба суждения неверны

А21. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица, никем и ничем не ограничена и передается по наследству, называется: 1. абсолютная монархия 2. конституционная монархия 3. парламентарная монархия 4. республика

А22. Основное назначение законодательной власти состоит в: 1. реализации законов 2. контроле за исполнением законов 3. принятии законов 4. борьбе с идеологическими противниками

О. Бисмарк

Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов – не в пользу законов.

Исключительные законы – не что иное, как узаконенный деспотизм.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих.

Если кто-нибудь захочет изучить все законы, то у него не будет времени нарушать их.

И. В. Гете

ЗАКОНЫ – ЗАКОНЫ

* Законы, чтобы быть полными, должны были бы не только карать, но и награждать.

О. Голдсмит

Английские законы карают преступление, китайские идут дальше: они еще вознаграждают добродетель.

О. Голдсмит

Уважение перед законом – это английское изречение. В Англии так почитают законы, что никогда не изменяют их. От затруднения избавляются, не исполняя их… На них перестают обращать внимание.

В нашем цивилизованном мире если законы ставят на первом плане мужчину, то честь уступает первое место женщине.

В старину говорили, что закон со свободою живут, как кошка с собакою. Всякий закон есть неволя.

Н. Карамзин

* Закон и справедливость – две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил.

К. Колтон

Закон жизни мудрых не ясен, но он все более и более выясняется для тех, кто ему следует. Закон жизни мирских людей ясен для каждого, но все более и более затемняется, чем больше люди следуют ему.

Конфуций

* Законы тщетно существуют для тех, кто не имеет мужества и средств защищать их.

Т. Маколей

* Закон не имеет глаз, закон не имеет рук, закон – не более как клочок бумаги, пока общественное мнение не вдохнет дыхание жизни в мертвую букву.

Т. Маколей

* Лучше иметь переформированные законы, применяемые в реформенном духе, чем реформированные законы, применяемые в духе, враждебном всякой реформе.

Т. Маколей

ЗАКОНЫ – ЗАМКИ

Настаивать на применении древних и устарелых законов, находящихся в наших уставах,- все равно что заставлять людей нашего времени жить в домах и пользоваться орудиями наших предков, живших за несколько поколений до нас.

Люси Мэлори

Только разум может создавать обязательные и прочные законы.

О. Мирабо

Там, где кончается закон, начинается тирания.

Законы точно паутина, в которую попадает мелкая мошкара, но через которую прорываются шершни и осы.

Дж. Свифт

Дурные законы в хороших руках исполнителей – хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны.

Фридрих В[ильгелъм]

* Закон есть величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но мимо которой проходят; юриспруденция меняется каждые двадцать лет.

Среди мечей законы безмолвствуют.

Для раба закон – необходимость, для гражданина необходимость закон.

Везде и во все времена законы размножались по мере того, как развращались нравы: возрастающее число болезней дает чувствовать необходимость лекарств.

Берегитесь всегда построения воздушных замков, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушить их.

О. Бисмарк

Э. Бульвер

ЗАМКИ – ЗДРАВЫЙ

Если вы строите замки в воздухе, ваша работа не должна пропасть напрасно. Им там и следует быть – нужно только уметь подвести под них фундамент.

Занимать не намного лучше, чем нищенствовать, точно так же как давать взаймы за лихвенные проценты не намного лучше, чем воровать.

В глазах этого народа (греческого) два только занятия рознили человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным делам и изучение философии.

* Быть занятым – значит быть счастливым.

Современники судят скорее человека, чем его заслуги, потомство оценивает больше заслуги, чем человека.

К. Колтон

Пока можно хвастать своими собственными заслугами, заслуг предков в ход не пускают.

Кто достоин каторги, тот уже на каторге. Заслужить цепи – все равно, что носить их.

Редко достается человеку то, чего он заслуживает, и столь же редко заслуживает человек того, что он получает.

Высшие звания суть не что иное, как несколько лишних слов для эпитафии.

Климент XIV

* Надеюсь, что люди, руководящиеся своим природным здравым смыслом, будут правильнее судить, чем верящие только старинным книгам.

Р. Декарт

Из двух соседних народов тот, у которого более здравого смысла, всегда рано или поздно возьмет верх над тем, у которого один только ум.

ЗДРАВЫЙ – ЗЛО

* Обывательский здравый смысл – плохой судья, когда дело идет о важных предметах.

Ж.-Э Ренан

У государственных людей всегда готова зевота к услугам первой фразы, в которой идет речь о лучшем устройстве общественных дел.

О. Бальзак

* Зевота – это предохранительный клапан, защищающий индивидуума от слишком большого литературного или художественного наслаждения.

Землепашец может совершенно обойтись без труда других работников; но никакой работник не может трудиться, если землепашец не прокормит ею.

Земля – обширный театр, на котором одна и та же трагедия дается под разными названиями.

Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку; рождение каждого есть право на владение. Право это так же естественно, как право ребенка на грудь своей матери.

Ж. Мармонтель

В молодости охотно видишь чужие земли, в старости – еще охотнее свои собственные.

Земство – это пешеход с пудовыми гирями на ногах, человек совершеннолетний на бумаге, а на деле – отданный под бессрочный надзор квартального.

Г. Данилевский

* Есть зеркала для лица, нет зеркала для души. Этот пробел следует восполнить серьезным размышлением над самим собою.

Б. Грасиан

Одно зеркало важнее целого ряда портретов.

В. Менцель

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других,- тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.

М. Аврелий

ЗЛО – ЗЛО

Если в гумне твоем гнездятся норки и крысы, напрасно обведешь ты его оградой. Пока в твоем сердце коренится зло, напрасно будешь ты соблюдать все обряды веры; пока твои руки не очищены от кривды, напрасны все молитвы твои и посты.

(С арабского)

Для того чтоб явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли – потребно несколько столетий.

Добро и зло – это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить.

Зло летает на крыльях, добро ползает, как черепаха.

Очень мало есть людей, которые были бы в состоянии делать добро; почти все умеют делать зло.

Б. Грасиан

Если не поранена рука человека, он может коснуться змеиного яда,- не опасен яд здоровой руке; только для того безвредно зло, кто сам не творит злого.

Индуск. изречение

Не так опасно делать зло большинству людей, как делать им слишком много добра.

Фр. Ларошфуко

Иногда созерцание зла полезнее хорошего примера; следует привыкать извлекать пользу из зла: оно так обычно, в то время как добро столь редко.

Б. Паскаль

Зачем обманываться? Зло не вне, а внутри нас; оно пребывает в нашей душе. Мы излечиваемся от него с трудом, потому что не знаем, что были больны.

Сделал ли ты своему ближнему з л о, хотя бы и небольшое, считай таковое большим, а сделал ты ему большое добро, считай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.