"мир огня и правила безопасного обращения с огнем". Трогать спички мы не будет

Внимательно рассмотрите картинки, они подскажут, как не надо вести себя дома,
на улице, за столом, на кухне, играя со своими сверстниками …

Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства - «звоните 01» - в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут вам в сложной ситуации. Главное правило – никогда не паниковать!

Правила поведения на пожаре

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».

3. Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.

6. Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.

Подручные средства для тушения огня

Наиболее распространенное средство для тушения пожаров это вода. Огнетушащие свойства ее заключаются, главным образом, в способности охладить горящий предмет. Будучи поданной на очаг горения сверху неиспарившаяся часть воды смачивает и охлаждает поверхность горящего предмета и, стекая вниз, затрудняет загорание его остальных, неохваченных огнем частей.

Песок и землю также применяют при тушении пожара, особенно при воспламенении горючей жидкости. Песок и земля, брошенные лопатой (применяют совковые лопаты, металлические и деревянные совки, можно использовать кусок листовой стали, фанеры, противень, сковороду, ковш) сбивают пламя и изолируют его от доступа воздуха. Выделение горючих паров прекращается, если песком или землей поверхность горящей жидкости покрыта настолько, что образовался сухой, непропитанный слой.

Тушить водой уже горящие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин и т.д.) в условиях жилого дома, гаража, кладовой не рекомендуется. Эти жидкости легче воды, поэтому, всплывая на ее поверхность, они продолжают гореть и увеличивать площадь горения при растекании воды. Для тушения пожара в такой ситуации применяются огнетушители, песок, земля, можно использовать плотные ткани, смоченные водой.

При тушении горящей поверхности жидкости, разлитой на полу, необходимо погасить все горящие или тлеющие окружающие предметы, так как любая искра, оставшаяся в недоступном для наблюдения месте, могут воспламенить пары горевшей жидкости, и пожар возобновится снова.

Обнаружив, что загорелись электрические сети, необходимо сразу обесточить электропроводку. Выключив ток, следует приступить к тушению очагов огня, применяя для этого огнетушители, воду, песок. До момента отключения тока, горящую изоляцию провода можно тушить сухим песком, бросая его лопатой или совком.

4-й класс

Тема. "Огонь – друг и враг человека".

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности; книга В.Бианки "Лесная газета" (или отпечатанные отрывки из текста).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей занятия

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

– Сформулируем тему урока.

На доске:

– Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

У. Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.
И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)
Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дети записывают определения в тетрадь.

– Почему возникает пожар?

Д. Люди перестают быть осторожными с огнем.

У. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

Ответы детей.

– Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"

Д. Корней Иванович Чуковский. "Путаница".

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"?

Д. Игра со спичками лисичек привела к пожару.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. "Дядя Степа".

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

    Не устраивай игр со спичками.

    Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.

    Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.

    Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.

    Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.

    Не кури, курильщик – это поджигатель.

    · Не оставляй без присмотра печь.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.

    Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.

    Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

– Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 1995 г. – 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 1997 г. – 9,4%, то есть 9 из 100.
В огне гибнут люди!!!
Детей погибло при пожарах: в 1991 г. – 17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших – дети; в 1993 г. – 13,6%, то есть
13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

У. Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Д. На открытой местности, вдали от строений.

IV. Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.
Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" – кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол – прячется.
Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01", спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз урока, записанный на доске.

На доске:

Помни каждый гражданин этот номер "01"!

– Запомните этот номер.

Дети выполняют задание.

– Запишем правила поведения при возникновении пожара в тетрадь.

    Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

    Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

    Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

–На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?
Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.
Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.
Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

Д. Не знаем.

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

  • Вызов пожарной охраны.

    Эвакуация.

    Сбор (место заранее должно быть согласовано).

    Перекличка.

– В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

– Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после самостоятельного прочтения отрывка из "Лесной газеты" В.Бианки.

"Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь... Не теряй ни секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти... И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу".

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

Д. Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат...

У. Перечисленные вами средства пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Д. На пожарном щите в хозяйственной части двора.

У. Самое же эффективное средство – это... пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Д. Это пожарные.

У. Какими качествами должен обладать пожарный?

Д. Способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

У. История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных "За отвагу на пожаре", высокой наградой называют и благодарность людей, спасенных от огня.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

Дети рассматривают первую группу знаков.

На доске:

Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия?

Д. Пользоваться открытым огнем.
– Вход запрещен.
– Курить запрещено.

Дети рассматривают вторую группу знаков.

На доске:

У.

Д. Эти знаки предупреждающие.

У. О чем они предупреждают?

Д. Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещи.
– Осторожно! Опасность взрыва.
– Осторожно! Электрическое напряжение.

Дети рассматривают третью группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Это предписывающие знаки.

У. Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда:

– работать в защитных очках;
– проход держать свободным;
– выходить здесь.

Дети рассматривают четвертую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Это знаки указательные.

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Огнетушителя.
– Пункта извещения о пожаре.
– Места для курения.

У. Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и своих близких, знакомых от пожара.
Но если все же случился пожар, как оказать первую помощь пострадавшему, побывавшему в условиях пожара?

VII. Знакомство с правилам оказания первой помощи

У. Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.
Необходимо:
– облить обожженные места большим количеством воды, охладить;
– снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь... так как эти места начнут отекать;
– снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего;
– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
– вызвать "Скорую помощь" по телефону "03".
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

VIII. Итог урока

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?

Д. Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных.
– Прыгать из окна.
– Прятаться...

У. Что нужно делать?

Д. Сохранять хладнокровие.
– Вызвать пожарных.
– Принять меры для спасения жизни.

У. По какому телефону вызывают пожарную дружину?

Дети хором отвечают девиз урока: "Помни каждый гражданин этот номер "01".

IХ. Домашнее задание

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"

Неосторожное обращение с огнем .

Неосторожное обращение с огнем является самой распространенной причиной возникновения пожара.

Въезжая в квартиру, каждый жилец берет на себя обязательство соблюдать правила пользования жилыми помещениями, в том числе строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но анализ причин пожаров показывает, что виновниками большинства из них являются сами жильцы, которые пренебрегают иногда самыми элементарными правилами пожарной безопасности. А нередко неосторожность переходит в небрежность: неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами, факелами и т. п.), что особенно опасно для чердачных помещений, кладовых, различных хозяйственных построек. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строений, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, то небрежность может квалифицироваться как преступление и тогда в соответствии со ст. 99 (если уничтожено государственное или общественное имущество) или со ст. 150 (если уничтожено личное имущество граждан) Уголовного кодекса РСФСР виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности .

В последнее время для освещения (чисто в декоративных целях) широко стали использовать свечи. При этом забывают простые меры предосторожности: следует помнить, что нельзя укреплять свечи расплавленным стеарином (воском) на столе, досках, на папиросных и спичечных коробках, на подоконнике или стуле, так как свеча может опрокинуться и при догорании послужить причиной пожара. При пользовании свечами нужно иметь невысокие устойчивые металлические подсвечники либо ставить свечи в тарелки и т. д. Нельзя ходить с горящей свечкой на чердаки, в сараи, кладовые. Лучше всего для этого пользоваться электрическими фонарями.

На небрежности при курении следует остановиться особо. Курящих у нас пока еще много, отсюда и велика вероятность пожара. Нередко можно наблюдать, как отдельные люди, прикуривая, бросают спички и окурки куда попало, курят в запрещенных местах, кладут окурки на деревянные предметы, вблизи вещей, способных воспламеняться при малейшем соприкосновении с огнем. Небрежно брошенный окурок вызывает тление горючего материала находящегося в непосредственной близости от него, которое по истечении некоторого времени переходит в пламенное горение.

Очень опасно курить лежа, особенно в нетрезвом состоянии. Пьянство разлагающе действует на личность человека, приносит моральный и материальный ущерб окружающим, всему обществу в целом. К сожалению 70 % пожаров в жилых домах происходят по вине лиц в нетрезвом состоянии. При этом все случаи похожи один на другой: пьяный курильщик засыпает, сигарета падает, и от нее сначала загорается постель, а затем другая мебель в квартире. Виновник пожара в большинстве случаев погибает от отравления продуктами сгорания.

Правила пользования жилыми помещениями запрещают загромождать балконы, лоджии, прихожие, коридоры, лестничные клетки и запасные выходы мебелью или другими предметами.

В зимнее время с наступлением сильных похолоданий нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы, приборы центрального отопления (чаще всего расширительные баки, установленные в чердачных помещениях). Пренебрегая мерами пожарной безопасности, их нередко отогревают пламенем факелов или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Для отогревания такого рода труб рекомендуется применять горячую воду или нагретый песок.

Нарушения при пользовании электроприборами

Не менее распространенной причиной пожаров является нарушение правил пользования электрическими приборами. Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании бытовыми электроприборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

Нередко бывает так. Хозяйка квартиры торопиться сварить обед. Она включила электрическую плитку. Нагрев спирали при этом достигает температуры 600-7000 С, а основание плитки - 250-3000С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол на который поставлена плитка, могут воспламениться.

Казалось бы, что такой прибор, как электрический чайник, не представляет пожарной опасности, поскольку в нем находится вода. Но, к сожалению, не-редки случаи, когда и он является причиной пожара. Если поставить включенный электрочайник на стол и оставить на длительное время без присмотра, то вода выкипит, дно чайника накалиться до температуры 300-5000С, а этого достаточно, чтобы произошел пожар.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 минут после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательным элементом мощностью 600 Вт воспламенение основания происходит через 3 минуты после выкипания воды.

Соприкосновение занавесей с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

Пожары могут возникать от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Но в обычных, нормальных условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается и проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то будет выделятся так много тепла, что оно не успеет рассеяться и проводник будет нагреваться. Это может произойти, например, если в одну розетку включить несколько бытовых приборов одновременно. Возникает пере-грузка, провода нагреваются, а изоляция - воспламеняется.

Аналогичные явления объясняют опасность применения в электросетях звонковых, телефонных, монтажных проводов, сечение которых не рассчитано на потребляемый ток.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Оно наступает тогда, когда два проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. По существу это тоже явление перегрузки, но оно сопровождается резким возрастанием силы тока в сети. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции, они моментально воспламеняться. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Сильный нагрев проводов происходит также в местах ослабления контактов соединения проводов между собой и в местах присоединения их к токоприемникам.

Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов происходят из-за неправильного соединения проводов (вскрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может вызвать искрение. В таких местах образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенению изоляции проводника. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать воспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь в следствии увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках небольшой длины.

Пожарную опасность представляют также осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 5500С.

Все перечисленные причины пожаров связаны с выделением большого количества тепла, так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.

Время, в течении которого на поверхности лампы возникает опасная температура, различно в зависимости от напряжения в сети. Если электрический светильник обернуть хлопчатобумажной тканью и включить в сеть напряжением 127 В, то через 30 минут на поверхности лампы мощностью 75 Вт температура поднимется до 2500С, при напряжении 220 В эта же температура установиться через 10 минут, а через 15 минут температура достигнет 4000С, и хлопчатобумажная ткань загорится. Поэтому обертывание электрических ламп бумагой, хлопчатобумажными и другими тканями или изготовление из них самодельных абажуров , соприкасающихся с колбой лампы, может привести к самовоспламенению. Это особенно касается настольных светильников, мощность ламп которых ограничивается заводской инструкцией в пределах 60 Вт.

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Это частный случай большого переходного сопротивления. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы.

Сильный нагрев патрона, и как следствие, высыхание изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Повышенная пожарная опасность лампы накаливания заключается еще и в том, что при попадании в колбу лампы воздуха перегорают металлические нити. Капля расплавленного металла, температура которого колеблется от 1700 до 27000С, может пробить (прожечь) колбу и, попав на горючий материал, вызвать его загорание. Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам. Вот почему правила пожарной безопасности запрещают эксплуатацию ламп накаливания без защитных колпаков (рассеивателей, плафонов).

В настоящее время широкое применение находят люминосцентные лампы. Их поверхность не нагревается до опасной температуры, как у ламп с нитью накаливания, т. е. не превышает 40-500С. Поэтому такие лампы более безопасны в пожарном отношении.

Но и в люминосцентных лампах есть детали (стартер, конденсаторы с бумажным диэлектриком, светорассеиватели из органического стекла и др.), которые при определенных условиях могут вызывать пожар в следствии сильного разогрева.

При эксплуатации люминосцентных светильников иногда происходит “залипание” стартера, т. е. его контакт в нужный момент не размыкается. По цепи в этом случае протекает большой ток, под действием которого обмотка дросселя разогревается и окружающая компаундная масса, размягчаясь, вытекает. В результате наступает или закорачивание витков обмотки дросселя, или замыкание ее на корпус с воспламенением окружающих горючих материалов.

Некачественное исполнение контактного соединения в патронах ламподержателей и стартодержателей приводит к “миганию” люмонисцентных ламп (постоянному самопроизвольному погасанию и загоранию) и воспламенению бумажного диэлектрика конденсатора ограничения радиопомех из-за пробоя повышенным напряжением. В результате пластмассовый корпус может обуглиться или загореться.

Основные меры предосторожности и правила пожарной безопасности при эксплуатации электрических нагревательных приборов следующие:

    нагревательные приборы можно устанавливать только на подставки из негорючих материалов достаточной толщины; запрещается оставлять включенные приборы без присмотра; запрещается использовать самодельные электронагревательные приборы; запрещается включать в одну розетку одновременно несколько приборов, особенно большой мощности; необходимо следить за плотностью контактов в местах присоединения проводов к вилке, клеммам, между собой и т. д.; опасно заменять перегоревшие предохранители в телевизорах, приемниках и других установках самодельными или завышенными вставками.

Каждый знает, что в доме есть “сторож”, готовый в любую минуту защитить квартиру от короткого замыкания или большой перегрузки- это пробка с плавким предохранителем, рассчитанным на определенную силу тока, или автоматический выключатель. В случае короткого замыкания или перегрузки плавкая вставка предохранителя плавиться раньше, чем провода успеют нагреться до опасной температуры.

Но встречается еще немало случаев, когда вместо пробки с перегоревшей плавкой вставкой устанавливают самодельные предохранители (пучки проволоки, намотанные на пробку), именуемые обычно “ жучками”. Они не могут предупреждать опасные последствия в электросетях при коротком замыкании, тем более при перегрузке.

Необходимо всегда помнить, что провода нельзя завязывать в узлы, пользоваться неисправными выключателями, розетками, соединять провода вскрутку, что очень опасно, заклеивать провода обоями, бумагой, плакатами, закрывать щитами, пропускать их через стены и перегородки без дополнительной изоляции фарфоровыми втулками и эбонитовыми трубками.

Во избежании повреждения изоляции и коротких замыканий не разрешается:

    закрашивать и белить шнуры и провода; вешать на них что-либо или закреплять их на газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы ; допускать соприкосновение электрических проводов с телефонными и радиотрансляционными проводами, радио и телеантенами, ветками деревьев и кровля-ми строений; использовать в качестве проводника электрического тока телефонные и радиопровода.

В настоящее время проводка в квартирах, как правило, выполняется скрытым способом. Произвольные вбивание в стены гвоздей и костылей, пробивка отверстий и борозд могут привести к повреждению изоляции.

Электронагревательные приборы, настольные электрические осветительные лампы включают в сеть только с помощью вилок через штепсельные соединения (розетки) заводского изготовления.

Телевизор - причина пожара

За последнее время участились случаи пожаров вследствие несоблюдения гражданами следующих правил пожарной безопасности при эксплуатации телевизоров:

    разрешается применять только стандартные предохранители, номиналы которых предусмотрены руководством по эксплуатации; розетка подключения вилки питания должна находиться в доступном месте для быстрого отключения телевизора от электросети; следует выключать телевизор, если взрослых нет в комнате. Необходимо обеспечить условия, исключающие самостоятельное включение телевизора малолетними детьми; обязательно вынимать вилку шнура питания из розетки, если телевизор выключен; если органы управления повреждены или телевизор неисправен (отсутствует изображение, слышно гудение, ощущается запах гари и т. п.), срочно отключить телевизор от сети, вынуть вилку шнура питания из розетки и вызвать специалиста ремонтного предприятия; в случае возникновения неисправности в работе не допускать повторного включения телевизора; после окончания гарантийного срока , не реже одного раза в год, вызывать специалистов ремонтного предприятия для профилактического осмотра телевизора, очистки его от пыли и загрязнений (работы выполняются за счет владельца телевизора).

Запрещается:

    устанавливать телевизор в непосредственной близости от легковоспламеняющихся и горючих предметов, а также вблизи приборов отопления или в мебельную стенку, где в следствии недостаточного доступа воздуха телевизор плохо охлаждается; закрывать вентиляционные отверстия в задней стенке и нижней части корпуса телевизора; поручать ремонт случайным лицам; допускать питание телевизора от сети с повышенным напряжением. В сеть, имеющую нестабильное напряжение, телевизор лучше включать через стабилизатор напряжения (по рекомендации специалиста ремонтного предприятия); оставлять включенный телевизор без присмотра; допускать просмотр телевизионных передач детьми в отсутствии взрослых.

Пожары от керосиновых приборов

Пожары от керосиновых приборов также относятся к наиболее распространенным, хотя в последнее время не только в городах и поселках, но и в сельской местности на службу человеку приходит газ, который все быстрее вытесняет керосиновые нагревательные прибору. Однако керосинки, керогазы, примусы имеются еще во многих домах.

Необходимо помнить, что керосинки, примусы, керогазы и керосиновые лампы заправляют только осветительным керосином при дневном или электрическом освещении, причем они должны быть только в холодном состоянии. Нельзя пользоваться более легкими, чем керосин, видами топлива.

Заправка нагревательных приборов бензином, лигроином или тракторным керосином вместо осветительного представляет большую пожарную опасность, так как у этих видов топлива температура вспышки паров значительно ниже.

Заправка приборов смесью керосина с бензином представляет не меньшую пожарную опасность так как температура ее вспышки также значительно ниже температуры вспышки осветительного керосина и имеет большой температурный предел нижних и верхних границ взрыва.

Количество керосина в керогазе или примусе не должно превышать 4/5 объема емкости. В то же время нужно следить, чтобы в них не оставалось слишком мало керосина.

При малом количестве керосина в горящем примусе резервуар сильно нагревается, в результате чего может произойти взрыв.

Из всего этого следует вывод, что любые горящие керосиновые приборы нельзя оставлять на длительное время без присмотра.

Особенно опасно заправлять керосиновые приборы при зажженном фитиле, поскольку керосин может нагреться до температуры самовоспламенения и пары его вспыхнут.

При пользовании керосиновыми приборами запрещается:

    зажигать керосиновые приборы и устанавливать их в коридорах, лестничных клетках, в кладовых и у выходов, вблизи занавесок, штор, деревянных перегородок или каких-либо горючих предметов; развешивать белье над горящими керосинками и керогазами; держать керогаз на ветру или гасить его задуванием - это приводит к выбросу пламени из смесителя ; переносить горящие керосинки, керогазы, примусы.

Для того чтобы погасить керогаз, надо опустить бачок с топливом в самое нижнее положение. Что касается керосинок, то многие из них имеют конструктивные недостатки, которые могут привести к вспышкам.

Если фитиль керосинки тоньше или уже прорези канала, то за счет этой разницы образуются воздушные промежутки, в которые от фитиля, из-за высокой температуры в канале, будут поступать пары керосина в количестве, обеспечивающем образование взрывчатых смесей. Поэтому при горении такого фитиля, если в резервуаре окажется смесь с более низкой температурой вспышки, можно наблюдать короткие вспышки и даже проскакивание пламени внутрь резервуара: возможны взрыв, разрушение резервуара и быстрое развитие пожара.

При пользовании керогазами надо следить, чтобы на горелку смесителя не попала вода, особенно при закипании ее в посуде, установленной на керогазе. При попадании воды или другой жидкости на горелку происходят вспышка паров керосина и выброс большого пламени, что может привести к пожару.

Не забывайте, что хранить керосин можно только в металлической емкости с плотно пригнанной пробкой.

Пожары от бытовых газовых приборов

Такие нередко происходят из-за нарушения правил пожарной безопасности. Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых приборов.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или горящей сигаретой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличии от природного обладает более пожароопасными свойствами: большей текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т. д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства.

Категорически запрещается пользоваться открытым огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор. При этом места сочленения деталей (клапана с баллоном, клапана с регулятором, регулятора с резинотканиевой трубкой у основания флажка) покрывают мыльным раствором. Появление пузырей свидетельствует об утечке газа.

Нельзя разрешать включать и пользоваться газовыми приборами детям и лицам, незнакомым с устройством этих приборов.

Домохозяйкам нужно напомнить, что при нагревании на газовых плитах больших емкостей (баков, ведер) с широким дном необходимо пользоваться специальными конфорочными кольцами с высокими ребрами.

При пользовании газовыми колонками и газифицированными печами следует помнить о том, что:

    нельзя пользоваться колонкой или газифицированной печью при плохой тяге в дымоходе . Тягу следует проверять каждый раз при включении прибора. При нормальной тяге пламя спички или бумаги, поднесенное к краю колпака или к глазку топочной дверцы, должно втягиваться внутрь. Если тяга неудовлетворительная, пламя будет неподвижным или отклониться от прибора. В таком случае колонкой пользоваться запрещается; если чувствуется запах газа, нужно прекратить пользование газовыми приборами и выключить их; закрывать шибер при работе газифицированных печей категорически запрещается; перед пользованием газовой плитой необходимо убедиться, что краны на распределительном щите закрыты.

Чтобы зажечь газ необходимо поднести зажженную спичку и, держа ее в одной руке, другой слегка нажать на соответствующую ручку крана и повернуть ее на четверть оборота. После открытия крана через одну-пять секунд газ должен загореться во всех отверстиях колпачка горелки;

    если газ не загорелся или пламя проскакивает в горелку, то следует немедленно закрыть кран, затем, когда горелка остынет повторить зажигание; при пользовании только верхними горелками, во избежании скопления газа в духовом шкафу и возможности взрыва, кран горелки духового шкафа должен быть закрыт; нормальное горение характеризуется спокойным пламенем горелок, имеющим отчетливые голубовато-зеленые ядра с фиолетовыми колпачками. Если все пламя или его часть имеет желтовато-красный оттенок, значит не происходит полного сгорания газа - горелка коптит. Это можно наблюдать при засорении горелки. В таком случае необходимо тщательно очистить горелку, особенно отверстия для выхода газо-воздушной смеси; при повышенном давлении газа в сети горение происходит с шипением и пламя стремиться оторваться от горелки. В этом случае нужно уменьшить подачу газа к горелке путем поворота ручки крана; если давление газа в сети неустойчивое, величину пламени следует регулировать поворотом крана таким образом, чтобы оно не выходило за края посуды, а лишь слегка касалось ее дна. Длинные языки пламени, охватывающие посуду со всех сторон, не дают полного теплового эффекта, к тому же это приводит к не-полному сгоранию газа; прекращают горение газа поворотом ручки крана в исходное положение. Задувать пламя горелки недопустимо. Огонь от этого может погаснуть, а приток газа через горелку будет продолжаться, что приведет к образованию в комнате взрывоопасной смеси газа с воздухом; перед зажиганием горелки дверку духового шкафа открывают для проветривания на 1-2 минуты. Держа зажженную спичку, поворачивают кран духового шкафа, подносят горящую спичку к срединной части горелки через отверстия, находящиеся в дне духового шкафа; после окончания пользования газовой плитой все краны на распределительном щитке плиты и кран на газоподводящей трубе должны быть закрыты.

Плиту необходимо содержать в чистоте, не допуская ее загрязнения, особенно горелок. Корпуса горелок и их колпачки не реже одного раза в месяц промывают теплой мыльной водой или слабым раствором соды. Не следует засорять духовой шкаф обгоревшими спичками, остатками пищи и др.

Во избежании несчастных случаев воспрещается:

    открывать кран на газопроводе перед плитой (или счетчиком), не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты; открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички; допускать заливание горящих горелок жидкостью. Если это случайно произойдет нужно погасить горелку, прочистить ее, удалить жидкость с поддона; снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку; стучать по кранам, горелкам и счетчикам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами, щипцами, ключами и т. д. самостоятельно ремонтировать плиту или газоподводящие трубопроводы; привязывать к газовым трубам, плите и кранам веревки, вешать на них белье и другие вещи; при проверке показаний газового счетчика освещать циферблат или окошко счетного механизма свечой или зажженной спичкой.

Значительное число пожаров происходит в результате разрыва баллонов, обычно из-за их нагрева, когда внутреннее давление быстро возрастает (увеличение температуры повышает упругость паров). Нагревают баллоны чаще зимой, когда, не дожидаясь оттаивания при комнатной температуре, для ликвидации обмерзания запорно-редуцирующего клапана, их устанавливают вблизи отопительных приборов или опускают в горячую воду и т. д.

Если баллон не исправен его нужно сдать в мастерскую, а не ремонтировать самому.

При пользовании газовыми баллонами запрещается:

    увеличивать высоту штока клапана напайкой или установкой на него бумажных шариков или других предметов; устанавливать регулятор давления на клапан баллона с резиновыми кольцами, имеющими трещины, подрезы, выпуклости и другие неисправности; уплотнять кольцо изоляционной лентой и другими материалами; опрокидывать вверх днищем баллон, подключенный к газовой плите; оставлять работающую установку без наблюдения; устанавливать баллоны ближе 1 метра от отопительных печей и приборов; подогревать баллоны; хранить заполненные баллоны в подвалах.

Печь - причина пожара

В квартирах и жилых домах, имеющих печное отопление, необходимо обратить внимание на выполнение требований пожарной безопасности как при устройстве печей, так и при их эксплуатации.

Пожары чаще всего происходят из-за перекала печей, появления в кирпичной кладке трещин, в результате применения для растопки горючих и легко-воспламеняющихся жидкостей, выпадения из топки или зольника горящих углей.
Причиной появления трещин и перекала стенок дымовых труб может быть горение сажи, скапливающейся в дымоходах.

Строительные нормы и правила требуют, чтобы устройство любой печи соответствовало строгим противопожарным требованиям:

    запрещается использовать в качестве дымовой трубы металлические и асбоцементные трубы; дымовая труба печи при проходе через деревянные чердачные или междуэтажные перекрытия должна иметь утолщение кирпичной кладки (разделку) с таким расчетом, чтобы расстояние от внутренней поверхности трубы, омываемой топочными газами до горючих элементов дома было не менее 38 см. Это расстояние может быть уменьшено до 25см., если между кирпичной кладкой разделки и деревянным перекрытием сделать тепловую изоляцию толщиной 2 см из нескольких слоев асбестового полотна; утолщение в кирпичной кладке должно быть во всех случаях и у стенок печи, если печь примыкает или находиться близко к деревянным элементам здания (стенам, перегородкам). Вертикальные разделки в проемах деревянных стен и перегородок выполняют на всю высоту печи или трубы толщиной не менее толщины стены или перегородки. Расстояние от ближайшей внутренней поверхности дымового канала до деревянных частей здания должно быть не менее 25 см при условии, что между кирпичной кладкой и стеной (перегородкой) будет проложен асбестовый лист (2 см). Перевязка вертикальных разделок с печью или трубой не допускается; печь не должна примыкать всей плоскостью одной из стенок к деревянным стенам или перегородкам. Между ними оставляют воздушный промежуток (отступку) на всю высоту печи или дымовой трубы. Сгораемые стены и перегородки в отступках защищают кирпичной кладкой на глиняном растворе толщиной в 1/4 кирпича. Размер отступки равен 13 см при толщине стенок печи в 1/2 кирпича и 32 см - при толщине стенок в 1/4 кирпича; на чердаке дымовая труба не должна иметь боровов (горизонтальных участков кладки); верхнюю часть печи (перекрышу) складывают не менее чем из трех слоев кирпича, расстояние от нее до деревянного потолка - не менее 35 см. Если потолок оштукатурен, то это расстояние может быть уменьшено до 25 см; любая печь должна иметь самостоятельный фундамент. Если настил под осно-ванием печи деревянный, то нижнюю часть ее до пола зольника выполняют не менее чем из двух рядов кирпича, а до дна газооборота - из трех рядов кирпича; на деревянном полу перед топкой необходимо прибить металлический лист размером 50Х70 см; в чердачном помещении дома деревянная обрешетка вокруг дымовой трубы должна быть удалена на 13 см, а расстояние от топочной дверки до противостоящей стены не менее 1.25 см.

Если печь топиться каменным углем, то топливник ее отфутеровывают огнеупорным кирпичом, а величину разделок увеличивают на 12 см.

Следует помнить, что наиболее часто пожары происходят, когда печи оставляют во время топки без наблюдения.

Сильные морозы печи нередко топят длительное время, в результате чего происходит перекал отдельных частей печи. Если эти части соприкасаются с деревянными конструкциями здания, то пожар неизбежен. Поэтому рекомендуется топить печь два-три раза в день не более чем 1,5 ч, чем один раз длительное время.

У печей, на перекрышах печей нельзя сушить дрова, лучину, пиломатериалы , вешать для просушивания белье, другие горючие материалы и, конечно, нельзя применять при растопке печи легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Такие случаи приводят обычно к ожогам и гибели людей.

Нельзя выбрасывать незатушенные угли и золу вблизи строений.

Перед началом отопительного сезона нужно проверить исправность печи и дымохода, отремонтировать их, вычистить сажу, заделать трещины глиняно-песочным раствором, побелить печь, дымовую трубу на чердаке и выше кровли.
Запрещено оставлять малолетних детей у топящихся печей без присмотра взрослых.

Правила пожарной безопасности не разрешают устанавливать в жилых домах временные печи. Установка таких печей может быть разрешена только в исключительных случаях органами госпожнадзора.

Мебель, занавески и другие горючие предметы нельзя располагать ближе 0.5 м от топящейся печи. Ставить их вплотную можно лишь спустя 4-5 часов после окончания топки.

Шалость детей с огнем

Статистика показывает, что обычно от 10 до 15% общего количества пожаров происходит у нас в стране от шалости детей с огнем или различными нагревательными нагревательными приборами. Ребенок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электронагревательный прибор или даже устроить костер. Беря пример со взрослых, дети иногда пытаются курить. Виноваты в этом, конечно, родители, которые оставляют детей одних в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают играть со спичка-ми., поручать разжигать или присматривать за топящимися печами, горящими примусами и керогазами. Часто дети играют с огнем в “таинственных местах” (на стройках, чердаках, подвалах) или в квартирах во время отсутствия взрослых. Не забывайте: - спички хранят в недоступном для детей месте, детям запрещается покупать спички, папиросы и сигареты, взрослые должны постоянно следить за детьми; - детей нельзя запирать в квартирах (сколько трагедий произошло в результате этого), запрещается доверять им наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, тем более нельзя разрешать малолетним детям включать нагревательные приборы, газовые плиты и т. д.

Обязанность каждого взрослого - пресекать всякие игры с огнем, разъяснять детям их опасность. Иногда граждане, обнаружив признаки горения (запах дыма), не придают этому значения и длительное время не вызывают пожарную охрану . Как правило пожары в таких случаях принимают большие размеры и зачастую приводят к трагическим последствиям. Следует иметь ввиду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители по закону несут ответственность за это в административном порядке. Народный суд вправе по заявлению потерпевшего взыскать с родителей, допустивших безнадзорность детей, сумму причиненного таким пожаром ущерба.

Порядок действий при пожаре:

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан:

    немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Способы самоспасания при пожаре:

    если в комнате сильное задымление - лягте на пол и ползите к выходу (дым поднимается вверх); если вы отрезаны огнем от эвакуационного выхода закройтесь в комнате где горения еще нет, уплотните дверь смоченными водой материалами (тряпки, постельные принадлежности и т. п.), откройте окно и зовите на помощь; если Вы оказались в ванной комнате, лягте в ванную, откройте холодную воду над зеркалом воды всегда остается прослойка чистого воздуха (3-4 см.) достаточная для дыхания.

ПАМЯТКА ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОЖАРА :

  • не играйте с огнем;
  • не бросайте зажженные спички в почтовые ящики и мусоропровод;
  • не разводите костры вблизи строений и в парковых зонах;
  • не оставляйте без присмотра включенные в сеть бытовые электроприборы.

ПОМНИТЕ, ЧТО ДАЖЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПОЖАР НАЧИНАЕТСЯ ОТ ОДНОЙ СПИЧКИ ИЛИ ДАЖЕ ИСКРЫ! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЕМ!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ! Мы, взрослые, знаем, что такое огонь и сколько бед приносит людям пожар. А ребенок всегда бессознательно тянется к огню! Зачастую дети выбирают укромные места для своих опасных игр – собираются в сараях, подвалах, на чердаках. Поэтому очень важно организовать досуг детей и предпринять все меры воспитательного характера по предотвращению детской шалости с огнем:

  • убирайте спички, зажигалки и свечи в недоступное для детей место;
  • не разрешайте детям играть с бензином и другими горючими веществами;
  • если вы оставили дома детей одних, то научите их правильно пользоваться бытовыми электроприборами;
  • объясните, что во время пожара нельзя прятаться под кроватями, в шкафах и других труднодоступных местах, нужно быстро покинуть горящее помещение;
  • доступно расскажите детям, как в случае пожара правильно вызвать пожарную охрану: по телефону 01 сообщить, что и где горит, назвать свой адрес, телефон, фамилию.
  • совместно с детьми, в игровой форме, проведите тренировку эвакуации в случае возникновения пожара:

Если пожар возник в квартире, нужно: позвонить в пожарную охрану, выйти на лестничную клетку (при этом плотно закрыть за собой дверь квартиры), оповестить соседей о пожаре, эвакуироваться из подъезда.
Если пожар возник на лестничной клетке, нужно: позвонить в пожарную охрану, выйти на балкон (при этом плотно закрыть за собой балконную дверь), криками о помощи привлечь к себе внимание, дожидаться приезда пожарных.

ПОЖАР ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ПОТУШИТЬ! СТРОГО СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ!

Действия при пожаре в школе:

Здания школ относятся к объектам с массовым пребыванием людей.
Поэтому вместе с остальными мерами по организации предупреждения пожаров, существенное место занимает отработка правил эвакуации и поведения при пожаре детей.
Сильных отличий в действиях детей разных возрастов нет, однако, есть и некоторые особенности поведения.
В любом случае если вы первый обнаружили пожар, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ УЧИТЕЛЮ!!!

Основными действиями для всех детей будут являться:

  • никакой паники!
  • по команде учителя покиньте помещения или учебные классы, в которых находитесь;
  • покидать помещения следует организовано, не стоит тратить время на сборы личных вещей;
  • следовать согласно указательных знаков «ВЫХОД»;
  • после эвакуации из школы учителя должны будут построить вас (как правило на стадионе) для того, чтобы пересчитать по списку. Делается это с целью не потерять детей.

Есть моменты, на которые подросткам стоит обратить особое внимание.
Некоторые маленькие дети могут испугаться, поэтому необходимо внимательно следить за ними. Если есть дети, которые испугались, то на них надо воздействовать убеждениями, а также примером поведения других детей.
Дети постарше и старшеклассники могут, наоборот, проявлять так называемый «героизм», то есть побежать туда, где горит огонь, с банальной целью посмотреть, или попробовать потушить, чтобы в лицах одноклассников стать «героями». Такие действия приводят к печальным последствиям и их не нужно допускать.

Реально оценивайте степень опасности, не пытайтесь, без острой необходимости, спускаться по связанным простыням, наружной арматуре и металлическим предметам наружной части зданий.
При несчастных случаях и других угрожающих здоровью и жизни состояниях, требующих неотложной медицинской помощи до прибытия медработника или доставки больного в медучреждения, необходимы начальные простейшие меры помощи.
При вывихах, переломах, разрывах и растяжениях связок особенно важно обеспечить неподвижность конечностей. Сделать это можно при помощи
шин из дощечек, коры деревьев, картона и других подручных средств, закрепив их бинтами, косынками, ремнями, лоскутами ткани. Если травма не сопровождается переломами костей, можно ограничиться тугой повязкой, обездвиживающей травмированную конечность в поврежденном суставе. После наложения шин, пострадавшего надо доставить в травмпункт.
Во время оказания первой помощи при ожогах прежде всего нужно устранить причины вызывающие ожог. Если горит одежда, сбить пламя потоком воды, завернуть пострадавшего в одеяло или в любую другую плотную ткань.
Нельзя бежать в горящей одежде, так как ветер, раздувая пламя, только усилит ожог. Не следует срывать с обоженного места одежду. Ее надо разрезать и осторожно снять, а прилипшие к коже куски материи коротко обрезать ножницами по краям. Если ожог вызван химическими веществами, следует, сразу же струей воды обмыть (15мин) обожженные участки тела. При обширных ожогах любой степени пострадавшего необходимо, как можно быстрее, доставить в больницу.
Если при этом на обожженную поверхность нельзя наложить повязки, то пострадавшего необходимо обернуть чистой простыней, укутать одеялами. Никакого самолечения.

Немаловажным аспектом в обучении детей школьного возраста правилам пожарной безопасности является непосредственное участие родителей в этом процессе. Родителям необходимо не только напоминать детям о мерах пожарной безопасности, но и самим неукоснительно соблюдать данные правила, в целях безопасности и предотвращения пожаров.
Не следует оставлять на видных местах спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов, степенью изношенности изоляции электрошнуров, прятать от детей емкости с химикатами и горючими веществами и т.п.
Родителям необходимо как можно чаще проводить беседы с детьми о том, как они должны себя вести при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основные правила поведения при пожаре

Эти правила очень важно запомнить детям.
Если в доме возник пожар и рядом нет взрослых, что делать:

  1. Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.
  2. Вызвать пожарную службу по телефону 01. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.
  3. Если возможно сообщить о пожаре соседям.
  4. Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.
  5. Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.
  6. Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.
  7. Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу - внизу дыма меньше.
  8. Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.
  9. Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.
  10. Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.
  11. Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.
  12. Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.
  13. Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок - это очень опасно.
  14. Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.

Если на человеке горит одежда:

  1. Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.
  2. Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя - падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб - падайте в них.
  3. Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.
  4. До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

Первая помощь при ожогах:

  1. Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть
  2. стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.
  3. Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

Правила пожарной безопасности в лесу:

  1. Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду.
  2. Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах.
  3. Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени.
  4. Не желательно разводить костры рядом с деревьями - это небезопасно и может привести к гибели деревьев.
  5. Если в лесу начался пожар, главное - не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01».
  6. При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.

По каким причинам возникают пожары

Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

. Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.

. Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.

. Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.

Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).

. Забытые включенные электроприборы.

. Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).

. Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).

. Не затушенный окурок.

И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы - не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.

Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар.

Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:

  1. Нельзя трогать спички.
  2. Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
  3. Нельзя сушить возле них одежду.
  4. Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
  5. Нельзя забывать о включенных электроприборах.
  6. При пожаре сразу сообщать взрослым.

Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей.

Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:

  1. Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
  2. Не нагревать предметы из неизвестного материала.
  3. Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
  4. Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
  5. Тушить костры до конца.
  6. Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
  7. Не кидать в урны горящие спички.
  8. Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
  9. Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
  10. Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
  11. Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.

Основные правила поведения при пожаре.

Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.

В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.

Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:

  • Выходя из квартиры, выключи электроприборы. Проверь, закрыты ли конфорки газовой плиты.
  • Не суши вещи над плитой, они могут загореться.
  • Не играй со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями и аэрозольными баллончиками.
  • Если в квартире пахнет газом, не включай свет и не зажигай спички, а немедленно вызови газовую службу с мобильного телефона по номеру 104. Домашним телефоном пользоваться нельзя. Проветри комнату.
  • Газовые трубы не турник, не виси на них.
  • Не дотрагивайся до электроприборов мокрыми руками и не пользуйся ими в ванной комнате.
  • Не накрывай светильники бумагой и тканью.
  • Не пользуйся электроприборами и розетками, которые искрят.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание пожарной безопасности в лесу , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

  • Не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся.
  • Не поджигай сухую траву.
  • Если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым.
  • Не кури в лесу.
  • Не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.