Последовательность стадий правового регулирования. Понятие правового регулирования

1. Стадия регламентации общественных отношений – эта стадия обеспечивается следующим правовым средством – норма права, которая содержится в НПА.

2. Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей – обеспечивается правоотношением.

3. Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Правовое средство – акты реализации (эти стадии выделяет Парфенов ).


Малько выделяет 5 стадий правового регулирования:

1. На этой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как норма права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт. Однако зачастую необходима целая система юридических фактов (фактический состав).

3. Установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Здесь выявляется, какая из сторон имеет субъективное право, а какая – обязана либо не препятствовать его осуществлению, либо осуществлять известные активные действия в интересах управомоченного лица. Речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов.

4. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в 3 формах: соблюдении, исполнении и использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы другого субъекта.

При использовании субъект удовлетворяет личные интересы, при этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц.

5. Эта стадия является факультативной. Она вступает в действие, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и на помощь должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. В данном случае используется такой элемент МПР, как акт применения права.

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяют основные элементы механизма правового регулирования:

1. норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.

2. юридический факт

3. правоотношение – общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и юридические обязанности.

4. Акты реализации прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов.

5. акты применения права – властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование – процесс, в котором используется 1 государственный властный акт, а именно нормативный акт, индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым обращен этот акт.

Сложное регулирование – процесс, в котором используются 2 акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим – акт применения права.


Механизм правового регулирования и его основные средства

Механизм правового регулирования – совокупность специальных юридических средств, с помощью которых право воздействует на поведение людей.

Данная категория позволяет выделить набор средств, с помощью которых можно регулировать поведение людей. С помощью этой категории можно представить всю совокупность правовых средств в системе, определить место и роль каждого правового средства в механизме правового регулирования.

Позволяет видеть процесс взаимосвязи этих юридических средств, при которых норма права превращается в правомерное поведение. Все это позволяет видеть недостаток в действии механизма правового регулирования и вовремя его устранить, что, в свою очередь, позволяет повысить уровень правового регулирования

Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств , то есть совокупность взаимосвязанных между собой способов методов, типов, уровней правового регулирования, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Система правового регулирования отвечает на вопрос: как происходит правовое регулирование.

Средства правового регулирования отвечает на вопрос: чем урегулировано поведение людей.

Механизм правового регулирования одна из важнейших категорий юридической науки и ему присущи особенности :

1. Это объемная категория, она в единстве охватывает все правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Эти правовые средства в совокупности дают возможность картину всех звеньев юридической надстройки.

2. Эта категория носит системный характер, так как она не только собирает правовые явления вместе, но и расставляет их по своим местам. Перед нами не разрозненные правовые явления, а целостный механизм, каждая часть которого во взаимодействии с другими выполняет свои специфические функции.

3. Эта категория, которая выявляет своеобразие правового регулирования. Идеологическое воздействие права, если оно не проходит через механизм правового регулирования, то оно по своему характеру в принципе ничем не отличается от влияния на общественные отношения других идеологических средств (пропаганда, агитация, моральное воздействие). Таким образом, идеологическое воздействие не является специфическим только для права и не охватывается правовым регулированием как особым видом социального регулирования. Для правового регулирования характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого механизма - специальные правовые средства. В данном случае прослеживается различие понятий правового регулирования и правового воздействия. Второе шире, чем первое, т.к. может реализовываться не только через механизм правового регулирования, но и другие вышеуказанные средства.

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений:

1. Дозволение – предоставление субъектам различных прав, возможностей, для их совершения;

3. Обязывание – возложение обязанности совершить определенное активное действие;


Сочетание указанных способов позволяет реализовывать различные функции права :

1. правоохранительная – по средством запрета и обязывания государственных органов применения меры ответственности к правонарушителям.

2. регулятивно-динамичная – по средством обязывания совершать какие-либо действия;

3. регулятивно-статическая – посредством запретов.

Применение различных способов правового регулирования характеризует политический режим: авторитарный режим вынужден широко применять запреты обязывание, демократический – больше использует дозволение.

Уровни правового регулирования :

1. централизованный – издание норм права и индивидуальных актов правоприменения, охрана норма права по средством органов государственной власти и управления, суда.

2. децентрализованный – правотворчество, издание актов применения органов гос. власти, заключение договоров между гражданами и другими субъектами права.

Приемы правового регулирования :

1. нормативное регулирование – издание НПА

2. индивидуальное регулирование – правоприменение и заключение договоров индивидуального характера.

Методы правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера:

1. императивный;

2. диспозитивный.

Типы правового регулирования

Тип образуется из сочетания в различных пропорциях дозволения и запрета.

1. общедозволительный – субъектам права разрешается все, кроме того, что прямо не запрещено.

2. разрешительный тип – субъектам права может разрешаться только то, что прямо предусмотрено законом. Если какое-то поведение не урегулировано нормой права, то оно запрещено.


Основные признаки правонарушения:

1. все без исключения правонарушения представляют собой деяния людей (но не мысли, события). Термин «деяние» включает в себя 2 варианта поведения личности – активное действие или юридически значимое бездействие.

2. Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного. Поэтому правонарушениями являются варианты поведения только дееспособных (деликтоспособных) людей. Малолетних и душевнобольных закон деликтоспособными не считает.

3. Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает , что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно. Таким образом, одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины. Вина отражает психическое состояние и отношение лица к совершаемому им противоправному деянию, а также к возникающим в результате такого деяния последствиям. Различают 2 формы вины: умысел и неосторожность. Умысел предполагает, что лицо, совершившее противоправное деяние, сознает общественно опасный характер своих действий или бездействий, предвидит общественно опасные последствия и желает (либо допускает) их наступления.

Прямой умысел – лицо, сознавая общественно опасный характер совершаемого им деяния, предвидит возможность или неизбежность его вредных последствий и желает их наступления.

Косвенный умысел – лицо понимает противоправность своего деяния и его последствия, но нее желает их наступления, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним.

Неосторожность как 1 из форм вины бывает двух видов:

Самонадеянность - лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать.

Небрежность – лицо не предвидит общественно опасных последствий, но может и должно их предвидеть.

4. Противоправность важный признак правонарушения, означающий, что действие нарушает требования норм права. Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или в любом ином НПА, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъекты права законом или заключенным на его основе договором. Воздержание от активной реализации права не представляет собой правонарушения.

5. наличие вреда , причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. Правонарушениями следует считать не только те противоправные деяния, которые уже повлекли за собой вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред.

Причинение вреда имеет 2 аспекта – юридический и фактический. Юридическая сторона – нарушаются субъективные права участников правоотношений или создаются такие условия, которые препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических обязанностей.

Фактическая сторона – причинение участнику правоотношения материального или морального ущерба.

Наличие причинной связи предполагает прямую, а не какую бы то ни было иную связь, а также причинная связь должна быть не случайной, а закономерной, обусловившей наступление вредных последствий.

Правонарушение – виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред обществу, характеризуется опасностью, влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений

1. в зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются

а) правонарушения в экономике

б) правонарушения в управленческой деятельности

в) правонарушения в семейно-бытовой сфере и др.

2. в зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели

а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели

б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или несколько целей.

3. В зависимости от степени социальной опасности (вредности) – это наиболее распространенная классификация

а) преступления – запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

б) проступки – виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

· административные проступки – предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Административная ответственность может выражаться в вынесении предупреждения, наложении штрафа, лишении права управления транспортными средствами и др.

· дисциплинарные проступки – вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных и локальных НПА.

· гражданско-правовые проступки – правонарушения, совершаемые в сфере имущественных отношений и неимущественных, имеющих интеллектуальную ценность как для конкретных лиц, так и для всего общества. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнения договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав.

Лазарев отдельно выделяет еще 2 вида правонарушения:

1. процессуальное правонарушение, которое связано с нарушениями гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Не являются процессуальными правонарушениями незначительные издержки процедурного характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права.

2. международное правонарушение – это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. Различают международные преступления (агрессия, геноцид, экоцид, международный терроризм) и международные деликты (непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей,захват заложников, нарушение торговых обязательств).


Причины правонарушений в обществе

Причины правонарушения

Правонарушение - социально нежелательное явление, поэтому много усилий общество и государство тратит на борьбу с ними. Необходимо знать причины этого явления. Если причины конкретного правонарушения занимаются отраслевые науки (криминология - конец 19 века), то теория государства и права изучает это явление как социальное явление, присущее обществу, то есть причины правонарушения на уровне всего общества в целом.

Причины правонарушений представляют собой совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами предстают в виде условий, раскрывают существование правонарушения как социального явления, наличие его составных частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных правонарушений. Следовательно, понятие причины правонарушения неразрывно связано с философской категорией причин, условий, детерминант, а также имеет различные уровни: причины всех правонарушений, отдельных их структурных подразделений, единичных правонарушений.

Обычно утверждают, что причины носят социальный характер. Однако некоторые видят причины в биологической природе человека – Ломбразо. Ной в монографии говорил, что при изучении нужно усматривать биологических факторы. Эти факторы нельзя не учитывать при формировании структуры правонарушения. Другое дело какое место они занимают, не следует ограничиваться только преобладанием социального фактора.

Анализ причин правонарушений раскрывает существо этого социального негативного явления, объясняет его происхождение, показывает от чего зависит существование правонарушений, что способствует их сохранению или оживлению, а что препятствует этому, предупреждает. Только на основе подобных знаний возможно обеспечить эффективную работу по пресечению правонарушений.

Проблема причин правонарушений решается в настоящее время в соответствии с философской теорией причинности, которая выражается применительно к нашему вопросу в следующем:

1) В объективном характере, то есть причина порождает следствие в реальной действительности, а не в сознании, мыслях людей.

2) Причинная связь предполагает взаимодействие явлений, находящихся в такой связи. Взаимодействие причины и следствия может носить различный характер - механический, физический, психологический, но так как правонарушение является виновным поведением людей, то действительные причины носят социально-психологический характер. То есть воздействие соответствующих объектов, явлений, процессов на сознание людей.

3) Любое явление, так или иначе, прямо или косвенно связано со всеми другими явлениями, то есть признается всеобщая связь и взаимообусловленность явлений.

4) Всеобщая связь явлений не означает, что все связи равноценны и равнозначны. Следует выделять существенные и несущественные связи, прямые и обратные.

5) Причинную связь необходимо отличать от иных видов связи (время, пространство), то есть из всех совокупность явлений и процессов выделить такие, которые так или иначе связаны с правонарушением. Непременно вызывает и порождает правонарушение как свое следствие. Такие связи принято называть генетическими

Для правильного понимания причинной связи очень важно учитывать, что она носит многоступенчатый характер. У каждой причины есть своя причина, следствием которой она является, и у каждого следствия есть следствие, для которого оно будет причиной. Более того, одна причина может породить несколько следствий и наоборот.

Уголовная статистика фиксирует зависимость между числом преступлений и временем года, днем недели, временем суток. Это закономерность не носит генетического характера, сами по себе указанные обстоятельства не порождают правонарушения, но имеют существенное значение для предупреждения и пресечения правонарушений.

6) Причина существует лишь при наличии определенных условий, так как только взаимодействие причин и условий порождают следствие. Разграничить условия и причины часто очень трудно. При этом условием явления в отличие от его причин называется комплекс явлений , которые сами по себе не могут породить непосредственно данное условие (то есть следствие), но сопутствуя причинам в пространстве и во времени, влияя на них, обеспечивает опрееленное их развитие, необходимое для возникновения следствия.

Таким образом, причина рождает следствие, в то время как условие этому способствует обеспеченная возможность действия причин. Однако влиять на правонарушение, предупреждая их, можно воздействуя не только на причины, но и на условия. Во многих случаях при воздействии на условия происходит блокирование воздействие причин.

Такое разграничение больше применимо в отношении индивидуального правонарушения, где можно достаточно точно определить, что послужило появлению соответствующего поступка индивида, а что лишь обусловило его совершение.

На более высоком уровне (общества, социальной группы) разграничить довольно трудно, так как многоступенчатая взаимосвязь: в одном случае - как причина, а в другом - как условие. То есть всякая причина в определенном отношении является условием и наоборот. Это все охватывается понятием детерминизма - связь, закономерность совокупности причин и условий. Обычно правонарушения порождаются комплексом причин и условий. Иногда эту совокупность в литературе называют полной причиной, как совокупность всех обстоятельств, при которых неизбежно наступает следствие.

Всякое явление, в том числе правонарушение имеет не только ряд причин, но и ряд условий, способствующих наступлению данного явления. При этом одни условия имеют сопутствующий характер , то есть не оказывают непосредственного воздействия на совершение правонарушения. Например, ночное время при совершении преступления. Другие условия более существенные – неограниченность досуга, слабая воспитательная работа.

Особое значение приобретает необходимые условия , без которых причина не может породить следствие. Например, надлежащая охрана имущества при хищении недостаток охраны.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятивной роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права – первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т.е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.

Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т.е. осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.

Вторая стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.

Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется правообеспечительная, правоохранительная функции права.

В научной литературе стадии правового регулирования могут быть выделены и по иным, чем у нас, основаниям.


| |

Правовое регулирование представляет собой процесс, растянутый во времени, начало которого связано с осознанием необходимости и возможности регламентации взаимодействий субъектов нормами права. В связи с этим условно, для лучшего понимания места и роли каждого элемента в правовом воздействии процесс правового регулирования подразделяется на стадии.

Первая стадия - стадия правовой регламентации общественных отношений, когда государство приходит к выводу о необходимости регулирования тех или иных отношений нормами права и создает эти нормы. В целях достижения социального согласия и правопорядка государство должно контролировать систему складывающихся в обществе отношений, оценивая их с позиций интересов, целесообразности и справедливости. Если оно приходит к выводу о необходимости изменения или запрета каких-либо общественных отношений, то использует правовое регулирование. Тогда поведение субъектов права становится возможным лишь в рамках, очерченных законом. Обилие нормативных актов в каждом государстве свидетельствует о его стремлении активно воздействовать на общественные отношения во всех важнейших областях жизни и деятельности граждан, организаций и коллективов.

Вторая стадия - стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. В этом случае права и обязанности конкретных субъектов общественных отношений осуществляются на практике. Если субъективные права как мера возможного поведения осуществляются по желанию, то юридические обязанности как мера должного поведения реализуются в силу требований государства, а также физических и юридических лиц.

На этой стадии правовое регулирование достигает своей цели - удовлетворяет законные интересы субъектов права. Основным средством осуществления субъективных прав и обязанностей на практике являются акты реализации в форме использования, исполнения и соблюдения.

При использовании субъекту предоставляются какие-то блага, удовлетворяются его личные интересы.

При исполнении обязанностей субъект должен активными действиями стремиться удовлетворить интересы управомоченного лица.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.

Применение права осуществляется только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Потребность в этой специфической форме реализации права возникает в случаях: 1)

когда для возникновения правоотношений необходим акт государственного органа, должностного липа (например, приказ ректора о зачислении в вуз), 2)

когда конкретное правоотношение спорно, отклоняется от стандарта, установленного в норме права, или совершено правонарушение и необходимо вмешательство государства (например, по договору найма жилого помещения наниматель не выполняет возложенных на него обязанностей - своевременно не уплачивает квартирную плату, не убирает помещение, открыл там притон).

Еще по теме 9.4. Стадии правового регулирования:

  1. Стадии правового воздействия и основные элементы механизма правового регулирования
  2. 76. Механизм правового регулирования: понятия, элементы, стадии
  3. Правовое регулирование и организация правового регулирования социального обслуживания на дому.
  4. Тема 18.Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
  5. 19. Различные подходы к пониманию правового регулирования (правовое регулирование как форма государственной власти, как форма социальной коммуникации).
  6. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
  7. 64. Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.
  8. 1.2. Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
  9. Административно-правовой и гражданско-правовой метода правового регулирования
  10. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Глава 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Стадии правового регулирования

Функции правового регулирования проявляются на определенной стадии правового регулирования, обычно их выделяют три:

I. Стадия общего действия норм права. Проявляет такой механизм правового регулирования, как юридические нормы: вступившие в силу юридические нормы общим образом влияют на будущих субъектов отношений, подлежащих правовому регулированию.

II. Стадия возникновения прав и обязанностей, т.е. стадия правоотношений. Общие предписания юридических норм воплощаются в соответствующие правоотношения, следовательно, происходит проявления такого элемента правового регулирования, как правоотношения.

III. Стадия реализации прав и обязанностей (обмен деятельностью участников отношений). Элементом этой стадии являются акты, реализующие права и обязанности.

Когда речь идет о четвертом элементе правового регулирования, то можно говорить о факультативной стадии (стадии применения норм права). Эта стадия не всегда имеет место, но имеет только тогда, когда правоотношение не может возникнуть самостоятельно или когда правоотношение не доведено до конца, следовательно, в этих условиях возникает потребность в деятельности компетентных органов, которые способствуют возникновению этих правоотношению или устраняют препятствия встречающие на пути к ним.

Факультативная стадия может иметь, а может не иметь место либо же может занимать любое место среди перечисленных стадий. На этой стадии работают индивидуальные юридические предписания.

Есть также основание полагать, что такой механизм правового регулирования является неадекватным и имеет существенные минусы:

а) на каком основании мы утверждаем, что в праве могут возникать пробелы? Что делать, если они есть? Однако в рассмотренных стадиях эти пробелы в праве отсутствуют и они не помогут появиться. Но все-таки в позитивном праве они возникают. б) для возникновения правоотношений требуются юридические факты (фактические составы). В перечисленных стадиях юридические факты отсутствуют, о них начинают говорить только в случае возникновения правоприменения, которое не всегда требуется. в) правоотношения – индивидуализированная связь между субъектами, обладающими правами и обязанностями, осуществляющими обмен деятельностью. Они не являются регуляторами человеческого поведения, они сами нуждаются в правовом регулировании. г) субъективные права и обязанности в отрыве от человека не существуют. Фактически человеческое поведение нуждается в регулировании. Выше указывается, что есть стадия реализации прав и обязанностей, но акты реализации прав и обязанностей сами нуждаются в регулировании.

Дополнения к стадиям в связи с внесенными поправками:

I. Стадия общего действия норм права; принципов права (при отсутствии юридических норм права). II. Стадия юридических фактов, вызывающих правоотношения. Здесь реализуется регулятивная функция юридических фактов и фактических составов. Условием для появления этой стадии являются юридические факты и фактические составы. III. Стадия правоотношений (в качестве регулятора задействованы субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности). IV. Факультативная стадия (может входить в одну из уже перечисленных стадий или занимать любое место среди них).

62. Понятие и структура толкования норм права.

58. Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение

(для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным

(научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

63. Способы толкования норм права.

Под уяснением имеется в виду сама юридико-познавательная процедура выявления, осмысления и обоснования искомого содержания толкуемой нормы. Любое толкование включает в себя такую процедуру уяснения толкователем нормы (прежде всего для себя самого) ее подлинного содержания. Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы. Ввиду таких различий между уяснением и разъяснением толкование-уяснение не следует смешивать с толкованием-разъяснением. Способы толклвания-уяснения: Грамматический (языковой, текстовый.) заключаетсяв грамматическом анализе текста норм права и в уяснении лексического значения отдельных терминов, словосочетаний, оценочнх признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы права в рамках синтаксической конструкции. Т.е толкование в точном соответствии с правилами грамматики. Логический заключается в использовании правил формальной логики для уяснения смысла норм права путем установления логических связей и соотношении ее частей: гипотезы диспропорции и санкции. При логическом способе толкования анализируются не слова и выражения, а понятия , которые их отражают; предложения образуютяс в суждения о важных ля понимания норм праваобстоятельствах; логический анализ суждений, их связей м/д собой позволяет прийти к умозаключеной воле законодателя, выраженной в нормативном предписании. При этом применяются все законы формальной логики: Зако́н то́ждества - закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. Мысль о предмете должна иметь определённое, устойчивое содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Закон исключённого третьего состоящий в том, что из двух высказываний - «А» или «не А» - одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно, а другое ложно. Закон непротиворечия (закон противоречия) - закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них необходимо ложно. Зако́н доста́точного основа́ния - закон логики, который формулируется следующим образом: положение считается истинным только в том случае, если для него может быть сформулировано достаточное основание. Достаточное основание есть положение (или совокупность положений), которое является заведомо истинным и из которого логически вытекает обосновываемое положение. Систематический – состоит в установлении места нормы в системе права, отрасли, института, и уяснении ее смысла, исходя из содержания связанных с ней норм права. Систем. толк. Предпологает уяснение смысла правовой нормы в связи с тем местом, которое она занимает в единой системе норм права и, следовательно, в ее соотношении с другими правовыми нормами, относящимися как к данной отрасли, так и к др отраслям права. Выясняютя и устраняются противоречия м/д нормами права. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.Историко-политическое (историко-целевое) толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Историческое толкование также предполагает уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомление с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта. Историко-политический способ толкования состоит в уяснении тех целей и задач, которые решает государство путем установления определенных нормативных предписаний. Оно позволяет преодолевать чисто формальное применение закона, без учета тех целей, которые были сформулированы в законодательстве.Специально-юридический способ означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юридической техники и технико-юридических средств. Он преимущественно совпадает с правилами формально-юридического анализа текста акта. Специально-юридическое толкование включает в себя не только понятийное толкование правовых норм и установление связей между понятиями, но и определение принадлежности норм к отраслям и институтам права, конструктивное и нормативное толкование. Специально-юридическое толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего «касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отожествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя значение таких, например, категорий, как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.. Специально-юридический способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы (пояснительные записки, доклады по законопроекту и др.). Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным. Буквальное толкование имеет место в тех наиболее распространенных случаях, когда нормативный смысл правоположения текста полностью совпадает с его словесно-текстуальным выражением. К таким случаям относится, например, положение п. 2 ст. 41 Семейного кодекса РФ: «Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению». Однако нередко нормативный смысл правоположения текста оказывается шире или уже его текстуально-словесного выражения. В этих случаях требуется расширительное (распространительное) или ограничительное толкование с целью адекватно (верно и точно) выразить подлинный нормативный смысл соответствующих правоположений текста акта. Расширительное толкование необходимо там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста шире его словесного выражения. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ содержит следующее правоположение: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Подлинный нормативный смысл этого правоположения шире его словесного выражения, поскольку содержащийся в правоположений запрет распространяется не только на законы, но и на подзаконные акты. Ограничительное толкование требуется там, где подлинный нормативный смысл правоположения текста уже его словесного выражения. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединение не распространяется, в частности, на детей.

64. Виды толкования норм права по объему, по субъектам, по объекту.

Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы. Юридическое значение толкования-разъяснения зависит от статуса субъекта толкования. По этому основанию выделяется два вида толкования-разъяснения: официальное и неофициальное. Официальное толкование - это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным органом. Акты официального толкования обязательны для соответствующих субъектов правоприменения. По сфере такой обязательности положений официального толкования оно делится на нормативное и каузальное. Положения нормативного толкования распространяются на неопределенный круг лиц и отношений, охватываемых толкуемой нормой. Но официально-обязательное для соответствующих субъектов правоприменения положение (правило, «норму») толкования нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение - это всегда лишь правило надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы права, а не новая норма права.

Положения каузального толкования распространяются лишь на данный конкретный случай (казус). По источнику (правовому основанию) такой обязательности обычно выделяют два вида официального толкования - легальное и аутентичное. Легальное толкование - это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченныи законом государственный орган. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. Такое толкование обладает общеобязательной юридической силой. В литературе к легальному толкованию (в качестве его разновидности) относят и те разъяснения по вопросам судебной практики, которые, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Под аутентичным толкованием в литературе имеется в виду официальное, обладающее обязательной силой толкование всеми правоустановительными (правотворческими) государственными органами (представительными и исполнительными) изданных ими нормативно-правовых актов, осуществляемое по собственному усмотрению соответствующих органов в пределах их компетенции. К неофициальным толкованиям относятся все толкования, не наделенные законом обязательной юридической силой. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование - это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания. Профессиональное толкование - это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами. К этим субъектам относятся как отдельные юристы-практики (судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, юрисконсульты и т.д.), так и государственные органы (в сфере их профессиональной юридической деятельности). К разновидностям такого профессионального толкования по своему правовому смыслу и значению относятся как разъяснения высших судебных органов, так и соответствующие разъяснения-толкования всех остальных государственных органов (все так называемое аутентичное толкование). Доктринальное толкование - это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках. Юридическая доктрина имеет для процесса толкования, разумеется, и более фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права. Практическое значение неофициальных форм толкования (профессионального и доктринального) определяется авторитетом субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем прогностической достоверности соответствующих толкований.

65. Социальное и правовое поведение. Виды правового поведения.

В процессе жизнедеятельности люди сталкиваются с требованиями различных социальных регуляторов и нормативных предписаний. Это и обычаи, и религиозные, политические, этические, моральные, корпоративные и иные нормы, правила поведения. В этом ряду требования норм права выделяются своей всеохватностью, формальной определенностью, государственной защищенностью и некоторыми другими специфическими признаками, ставящими эти нормы в особое положение. Поведение в рамках действия юридических норм принято называть правовым поведением, которое рассматривается как урегулированное нормами позитивного права сознательно-волевое социально значимое поведение людей и их коллективов, влекущее юридические последствия.
Правовое поведение может выражаться как в действии, так и в бездействии. Правовое бездействие является такой же непосредственно характеристикой (определенной чертой) правового поведения, как и правовое действие. При этом оно, как и действие, может быть правомерным либо неправомерным. Так, поведение субъекта права, которое заключается, главным образом, в осознанном соблюдении запретов, в их ненарушении, относится к правомерному бездействию. Неисполнение же возложенных на лицо правовыми предписаниями обязанностей делает такое бездействие неправомерным. Причем бездействие становится правовым (а значит, правомерным либо неправомерным) только в случае его включения в содержание субъективного права либо юридической обязанности, содержащихся в конкретной норме права, либо в условиях договора (контракта).Среди множества видов социального поведения поведение в рамках правового поля выделяется, прежде всего, своей под нормативностью. Оно строго урегулировано нормами действующего законодательства и на этом основании может быть правомерным (соответствующим требованиям норм права), неправомерным или противоправным (нарушающим требования норм права) и юридически безразличным (находящимся в рамках правового поля, но никаких правовых последствий не порождающим и поэтому никаким юридическим оценкам не подлежащим).
Правовое поведение обладает рядом характерных признаков:
- социальной значимостью, которое вызывает соответствующую положительную либо отрицательную реакцию, рассматривается в качестве социально полезного или социально вредного;
- сознательно-волевым характером, которое проявляется в том, что решение субъектом принимается путем соотнесения своего действия с правовыми нормами, социально-правовыми ценностями и юридическими последствиями;
- подконтрольностью поведения государству, которое призвано корректировать его в целях поддержания стабильности и гармонии общественных отношений;
- наличием юридических последствий, положительных или отрицательных.
Правовое поведение от юридически безразличного отличается рядом признаков, самыми существенными из которых являются следующие:
- четкая нормативная регламентация правового поведения;
- сознательно-волевой характер правовых действий, проявляющийся в постоянном соотнесении их с требованием юридических норм;
- его реальное проявление вовне, т.е. правовое поведение обязательно должно быть выражено в форме действия или бездействия;
- социальная значимость правового поведения, которая выражается в его способности отражаться в общественной практике, а также вызывать соответствующую (положительную либо негативную) реакцию со стороны окружающих;
- юридическая значимость правового поведения, выражающаяся в том, что поведение должно порождать юридические последствия;
- подверженность поведения государственному контролю в целях его коррекции для сохранения порядка и стабильности в обществе;
- гарантированность и стимулирование позитивных проявлений поведения и наказание отрицательных.
Таким образом, правовым поведением является только такое, которое предусматривается правовыми нормами и имеет правовые последствия. В рамках такого, значимого для права поведения, находится два его вида: правомерное и противоправное.

66. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды.

Правовое регулирование сводится к обеспечению правомерного поведения всех участников правоотношений.

Во всем многообразии представлений о понятии «правомерного поведения» можно выделить два основных подхода:

1) Правомерное поведение – такое поведение, которое соответствует нормам права. 2) Правомерное поведение – любое поведение, не запрещенное юридическими нормами.

Но эти взгляды содержат существенные изъяны:

а) Общей для обеих точек зрения ошибкой можно считать то, что под правом их сторонники подразумевают только юридические нормы, в то время как не все юридические нормы являются выражением права. б) Ошибкой, присущей только первому подходу является то, что он не учитывает постоянное существование пробелов в позитивном праве: т.е. правомерное поведение может не соответствовать нормам права в виду пробела. Также этот подход не учитывает, что юридические нормы специализируются на обслуживании либо регулятивных, либо охранительных функций права и, в соответствии с этим, могут состоять из гипотезы и диспозиции либо из гипотезы и санкции. в) Определение соответствия нормам права поведения происходит по-разному. Но в любом случае, если поведение соответствует нормам права – оно правомерно. Когда речь идет о случае, где происходит описание охранительных норм – в них описывается состав правонарушения, а в регулятивных – идет расчет только на правомерное поведение. г) Ошибкой, присущей второй точке зрения, можно считать то, что она не принимает во внимание то обстоятельство, что право не является универсальным регулятором и есть такие определенные границы правового регулирования, которые регулированию не подлежат или в них оно не нуждается (например, отношения любви и дружбы). Следовательно, юридически не запрещенным может быть не только правомерное поведение, но и юридически нейтральное. Также этот подход не учитывает того фактора, что по различным причинам в позитивном праве могут существовать пробелы: например, некоторые «вредные» меры поведения не запрещены юридически, но на этом основании их нельзя считать правомерными, правонарушениями формально их назвать также нельзя.

Регулирование общественных отношений – главная функция права , его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того, чтобы установить , как , с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых установлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий состоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возникают препятствия для реализации права и как можно устранить эти препятствия.

Под правовым воздействием в юридической литературе чаще всего понимают результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации права), так и иных правовых явлений, например правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса.

Правовое регулирование - одна из форм воздействия права на общественные отношения, причем это воздействие осуществляется с помощью специфических правовых средств – норм права, правоотношения, актов реализации права. Понятие «правовое воздействие» шире, чем категория «правовое регулирование». Правовое регулирование есть воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования .

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями , которые допускают взаимную определимость.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования.

1. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов , ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

2. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного .

Структура механизма правового регулирования едина для правового регулирования любого содержания. Охарактеризуем каждую из его стадий.

Первая стадия – формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения , возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права , без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадия реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство , при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии – контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода – правоохранительных , а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера .