Как учат на транспортных полицейских. Линейные подразделения

Подойницына Анастасия

исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ой годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ.

Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова.

В прошлом году перелистывая районную газету «Наше время» я прочла статью о Валерии Хусаинове – опер – уполномоченном Могочинского линейного отдела, героически погибшем в 1980 году при задержании особо опасного преступника. Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженные действия, проявленные при задержании преступника, лейтенант Хусаинов был награждён орденом Красной Звезды (посмертно). История Валерия потрясла меня, я решила узнать о работе линейного отделения полиции на нашей станции Чернышевск. И которое, как оказалось напрямую связано с именем Валерия Хусаинова, потому что входит в подчинение Могочинского линейного отдела МВД России на транспорте. Цель исследования: определить основные этапы становления и развития линейного отделения полиции на станции Чернышевск. Задачи:

- раскрыть этапы развития линейного отделения полиции на станции Чернышевск;

Выяснить роль работы сотрудников отделения в жизни района, края, страны

Для решения поставленных задач я провела исследование : обратилась к начальнику отделения Севрюку Анатолию Захаровичу, который рассказал много интересного о своей работе, в районном архиве и библиотеке нашла несколько статей о сотрудниках отделения, взяла интервью у ветеранов и их родственников.

Как закалялась сталь

Выручат, помогут и спасут.

Часовые магистрали строги.

Грузы и людей оберегают,

Если их беда подстерегает…

Транспортная милиция была создана 21(18) февраля 1919 года. Постановлением ВЦИК « Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». С целью поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР. Железнодорожной милиции вменялось в обязанность:бороться с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути;бороться с хищениями железнодорожного имущества;пресекать продовольственную спекуляцию на железных дорогах охранять порядок при скоплении публики на вокзалах и в поездах; надзирать за очисткой пути и уборкой подвижного состава; -оказывать помощь при крушениях и продолжительных остановках поездов; призывать население к очистке и исправлению пути в случае снежных заносов,наводнений,крушений;вызывать войска в случаях, предусмотренных особыми инструкциями;защищать железные дороги, железнодорожные сооружения в случае нападения при отсутствии частей Красной Армии и совместно действовать с железнодорожной охраной военного ведомства.

С этого «Положения …» и начался отсчёт в истории транспортной милиции, в истории, перешагнувшей девяностолетний рубеж. Первоначально железнодорожная милиция подчинялась губернским и уездным управлениям. Однако, позднее железнодорожная милиция стала создаваться при каждом управлении железной дорогой, и уже не подчинялась территориальным органам милиции. На линейных станциях создавались линейные отделы, отделения и линейные пункты милиции. На станции Пашенной был создан линейный пункт милиции, который подчинялся линейному отделению ЛОВД на станции Шилка. В штате линейного пункта были оперуполномоченные уголовного розыска, ОБХСС и два милиционера, а также, начальник ЛПМ. Участок обслуживания ЛПМ был от станции Укурей до станции Бушулей. Сотрудники ЛМП занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также, раскрытием преступлений, направленных против граждан. ЛПМ находился по улице Железнодорожная,40 «А».

Мне удалось найти секретную инструкцию сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом, датированную 1922 годом. Она содержит 11 пунктов. На мой взгляд, самое важное, следующее: каждый сотрудник должен следить за появлением и движением банд не выпускать их из под своего наблюдения (Секретная инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом.1922г. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции). Тяжелое было время, в 1922 году с нашей территории были изгнаны остатки белых формирований и японских воинских частей (см. Приложение №1).

Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами, распространителями ложных слухов. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись - Зануда Григорий Евдокимович (милиционер оперуполномоченный пункта на станции Каганович), Зверев Константин Борисович (милиционер оперативного пункта на станции Каганович), Марьясов Константин Гаврилович(помощник командира отделения оперативного пункта на станции Каганович).

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ !

Оставшиеся милиционеры порой сутками не уходили с постов и дежурств, обеспечивая скоростной пропуск поездов на фронт.

Особенно ценным является фотография 1949 года, где изображены милиционеры ЛОМ уже через несколько лет после войны (см. Приложение № 2)

Также, сложный период был в 1953 году, в истории этот период принято называть «холодное лето 53-го», когда по постановлению ЦК КПСС, из мест заключения освободились тысячи и тысячи политических заключенных, и уголовников (см. Приложение №3).

Сергей Сергеевич Бояркин вспоминает: «Во время следования эшелона с освобожденными заключенными, была очень сложная обстановка на линейных станциях, так как по прибытию эшелона, огромные массы заключенных выходили на перроны, где с неимоверной жестокостью совершали различные противоправные действия - хищения, грабежи, разбойные нападения, вплоть до убийства. Поэтому приходилось заранее сообщать населению и работникам транспорта о прибытии этих эшелонов, люди вооружались дробовиками, холодным оружием, чтобы отбиться в случае необходимости. На вокзалах закрывались все буфеты, киоски, закрывался и сам вокзал, так как сотрудники (один-два милиционера и оперативный состав) не могли обеспечить правопорядок. Опасным было и сопровождение этих эшелонов, сотрудникам милиции (Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции).

Транспортной полиции солдаты…

Самолёты, тоже их забота,

Все, от пассажира до пилота,

Верят людям в милицейской форме,

И полёт идёт как надо, в норме…

В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником которого был Николай Дмитриевич Дьяков. Расширились штаты, стало уже два отдела оперуполномоченного розыска, во главе которых стояли Александр Николаевич Михайлов и Борис Николаевич Баланчук. Два инспектора ОБХСС – Павел Кондыба и Иван Калашников. Также вводится должность следователя – Алексей Наделяев. Увеличивается штаб милиционеров (от 2 до 6 милиционеров). Участок обслуживания увеличивается от блок - поста Каменный Карьер до Урюма. Линейному отделу передаётся в подчинение ЛПМ на станции Зилово.

Начало 90-х тоже было неспокойным. На станции Зилово сконцентрировалась серьезная бандитская группировка, они вскрывали контейнеры и вагоны. В общей сложности раскрыто 172 преступления. Я считаю, что это стало возможно благодаря стойкости, мужеству и ответственности сотрудников транспортной милиции.

Вадим Адиянов вспоминает самое известное дело «зиловских грабителей», который рассказывали ему старшие товарищи:«Наше государство отправило шикарный персидский ковер некому шаху, который прошел по всей России, но на станции Зилово контейнер был взломан,ковёр похищен, и разрезан на четыре части.Похищенный ковёр был найден, как говорилось выше разрезанный на четыре части в парниках на станции Зилово. Много ещё ценных вещей было похищено этой группировкой с контейнеров и вагонов, останавливающихся на этой станции. Только благодаря стойкости, мужеству, ответственности транспортной милиции, группировка была задержана, во главе этой опасной группировки стояла женщина»

Начальником линейного отделения внутренних дел вот уже много лет является Севрюк Анатолий Захарович. О своей работе он говорит: «Открытие преступлений на транспорте намного сложнее, чем раскрытие преступлений на территории, потому что поезд - это постоянно движущийся транспорт. Часто случается, что пассажира поезда кто - то обидел, кто - то ударил, кто - то обворовал, и наша задача в том, чтобы собрать следственно-оперативный группу в полном составе, которая должна найти виновного, в независимости от того в какое направление надо ехать, пусть даже до Хабаровска, но преступление должно быть раскрыто. Как правило, сейчас преступления раскрываются по горячим следам. И ещё одна задача транспортной милиции, в отличие от территориальных органов, это контролирование бесконечного потока груза - пассажирских перевозок. Например, отправили грузовой поезд с Москвы до Владивостока. Поезд идёт из одной точки России в другую. Однако поезда могут останавливаться, стоять под пропуском, где и совершается посягательство на груз. Поэтому главная задача транспортной милиции своевременно протянуть нить, то есть установить участок, где кража произошла и приложить максимум усилий, чтобы эту кражу раскрыть» (см. Приложение № 4).

Другое направление работы – экономическая безопасность. Экономические преступления, это преступления, которые совершаются, как правило, должностными лицами. Главная задача состоит в том, чтобы пресекать такие преступления, чтобы материальные ценности РАО железных дорог всегда были в порядке и всегда были охраняемы.

Часовые магистрали…

Пусть судьба дорожная превратна,

Только главной остаётся суть:

Транспортной милиции солдаты

Выручат, помогут и спасут.

Чтобы был порядок на дороге-

Часовые магистрали строги.

Грузы и людей оберегают,

Если их беда подстерегает.

Сотрудники Чернышевского линейного отделения постоянно оказываются в центре событий, происходящих в стране. Выполняли свой долг они и в годы Чеченской войны. Рыжиков Валерий Викторович уточняет: «Нас отправили на Червленно - Узловую станцию, где происходила погрузка нефтепродуктов составы, поэтому безопасность этого региона играла важную роль для всей России. Главным для нас было удержать мост через реку Терек, так как все грузовые поставки шли именно через этот объект» (Демина Н.С. Часовые магистрали/Наше время. – 20 февраля 2000 г.)

Жена Валерия Викторовича, Рыжикова Валентина Васильевна - учитель физического воспитания в нашей школе вспоминает: « Думала, что с ума сойду от неизвестности, ведь сотовой связи тогда не было. Журналисты выезжали на эту станцию, брали интервью у наших ребят, а они отвечали коротко и ясно: «У нас все нормально, родные, не переживайте».

С горячей точки вернулись все, потерь не было - Александр Петрович Викулов, Вадим Сергеевич Адиянов, Валерий Викторович Рыжиков (см. Приложение № 5)

Начальник отделения – Севрюк Анатолий Захарович отмечает : « Помню еще одну грозу, которая встряхнула железную дорогу – на китайской границе сложилась такая обстановка, где было множество фактов краж с подвижного состава. Случалось, что вагоны вскрывались и опустошались даже днём. Складывалась обстановка безнаказанности.

Сотрудники Чернышевского отделения выезжали в 10-дневные командировки для помощи в восстановлении порядка. Потом всё с большим размахом перебросилось на нашу Забайкальскую дорогу, в Чернышевск. Здесь в те годы было совершено, около ста хищений имущества с подвижного состава, путём выброса их из контейнеров. Анатолий Захарович был назначен старшим группы по борьбе с грабителями и выехал в особо криминальный тогда город Краснокаменск, где и была задержана группа грабителей из 17 человек.

Анатолий Захарович уже на протяжении нескольких лет является начальником Чернышевского линейного отделения полиции, штат которого на сегодняшний день составляет – 30 человек. На вопрос: «Какие преступления на транспорте характерны в наши дни?», он отвечает – «Частым явлением становится терроризм. Беспокоимся о том, чтобы не произошел нигде взрыв. При обнаружении любой коробки на перронах, в поездах, контейнерах мы объявляем тревогу, сбор личного состава, оцепление территории и уничтожение подозрительного объекта» Такая уж работа у наших парней в форме, постоянно рисковать своей жизнью ради общественного блага и спокойствия. …

Валерий Викторович Рыжиков при нашей последней встрече сказал: "Забайкальская транспортная милиция - это наша гордость и боль…. И хотя время службы в ней, лишь, небольшая часть наших жизней. Мы можем без преувеличения сказать, что годы работы в транспортной милиции были и будут для нас всех самыми интересными и плодотворными (см. Приложение №6).

Заключение

Транспортная милиция в нашей стране начинает свой отчет с 1919 года. Вскоре создается линейный пункт милиции и на станции Пашенной (ныне Чернышевск- Забайкальский). Сотрудники линейного пункта занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также, раскрытием преступлений, направленных против граждан.

Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Великой Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись - Зануда Григорий Евдокимович, Зверев Константин Борисович, Марьясов Константин Гаврилович.

Непростая обстановка сложилась и в 1953 год, когда по постановлению ЦК КПСС, из мест заключения освободились тысячи политических заключенных, и уголовников.

В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником которого был Николай Дмитриевич Дьяков. Расширились штаты, участок обслуживания увеличивается от Каменного Карьера до Урюма. В настоящий момент начальником отделения является Севрюк Анатолий Захарович.

24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ой годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ. Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова. В этом году такой чести был удостоен капитан полиции Максим Леонтьевич Балабанов, старший уполномоченный группы уголовного розыска Чернышевского линейного отделения. Так что нам, молодому поколению, есть, кем гордиться и с кого брать пример!!!

Литература

1. Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива линейного

Отделения полиции п. Чернышевск

3. Инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом 1922г.

Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции п.

Чернышевск

4. Личный архив Рыжикова В.В. (фотографии, награды, газетные статьи)

5. Степанова М.А. Новости Забайкальского края/ Наше время. –

6. Шемелина С.В. На боевом посту. Валерий Хусаинов/ Путь Ленина –

Заместитель начальника Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу Виктор Охрименко отвечает на вопросы журналистов об обеспечении безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта в ПФО.

Дмитрий Колпаков, "Московский комсомолец в Уфе":

- Чем занимается после реформирования МВД транспортная полиция? Как изменились ее функции и численность?

В настоящее время Управление на транспорте (УТ) осуществляет активные мероприятия, направленные на предупреждение преступлений в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, при этом деятельность служб органов внутренних дел, осуществляемых в пределах компетенции, направляется на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин или условий, им способствующих.

Штатная численность подразделений ППС, несущих службу по охране общественного порядка на территории оперативного обслуживания УТ МВД России по ПФО, на момент слияния трех УВДТ - в прошлом Волго-Вятского, Средне-Волжского и Приволжского - составляла более 2000 единиц. В первом полугодии 2011 года принято решение о сокращении ряда подразделений аппарата управления, т.е. управленческого звена, и перераспределении высвободившейся штатной численности, в том числе имеющейся штатной численности линейных подразделений, в службы досмотра, а также строевые подразделения линейных органов, т.е. для увеличения именно низовых звеньев - ППС и службы досмотра. В результате организационно-штатных мероприятий штатная численность подразделений ППС была увеличена на 261 единицу, что позволит нам дополнительно выставлять 36 парных нарядов, в том числе нарядов сопровождения, и позволило стабилизировать оперативную обстановку на обслуживаемых объектах транспорта. По итогам уже 7 месяцев 2011 года на 12,6% (с 783 до 684) снизилось число совершаемых преступлений в общественных местах. На 65% снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в общественных местах, на 60% - количество грабежей. Мы полагаем, что дополнительно выставленные наряды в первую очередь несут профилактическую функцию, и именно увеличение их количества повлияло на снижение этих показателей.

В связи с этим как обеспечивается безопасность в поездах и электричках, следующих через несколько регионов?

В поездах дальнего и пригородного сообщения в текущем году проводились разного рода оперативно-профилактические мероприятия: "Поезд", "Пригородный поезд", "Пассажир", "Каникулы-2011". Данные мероприятия включали в себя эстафетное сопровождение поездов, а также отработку пассажиропотока на посадочных платформах. По территории обслуживания УТ ежесуточно курсируют 1150 пассажирских поездов, из них 334 - дальнего следования и 816 - электропоезда и иные поезда пригородного сообщения. На основе анализа оперативной обстановки, проводимого УТ и подчиненными подразделениями, с учетом численности сотрудников ППС берутся под сопровождение наиболее криминогенные пассажирские поезда. В цифрах это будет выглядеть следующим образом: ежесуточно сопровождается нарядами полиции 371 поезд, в том числе 138 дальнего следования и 231 электропоезд. На сопровождение ежесуточно выставляется 280 сотрудников: 68 на сопровождение поездов дальнего следования и 112 - пригородного. В целях предотвращения противоправных актов и преступлений при стоянках на станциях, где дислоцируются подразделения транспортной полиции, пассажирские поезда отрабатываются сотрудниками ППС полиции, а также сотрудниками из числа следственно-оперативных групп линейных подразделений.

Часто ли встречаются в поездах и электричках Башкирии хулиганы и вандалы? Растет или сокращается число происшествий по их вине?

За 7 месяцев мы ни одного факта вандализма на территории обслуживания в Башкирии не зарегистрировано. В Башкирии этого нет, но на самом деле поднята очень острая проблема. Если говорить в целом по округу, то мы сталкиваемся со следующими, совсем не утешительными статистическими данными: за 7 месяцев текущего года сотрудниками Казанского линейного управления на транспорте выявлено 26 фактов. Зачастую это разукрашивание подвижного состава или порча оборудования в вагонах. Сотрудниками Нижегородского линейного управления также выявлен 31 факт. Часть вандалов уже привлечена к ответственности. По некоторым правонарушениям лица, к сожалению, пока не установлены, поскольку иногда мы получаем извещения либо информацию от транспортных организаций с большим опозданием.

Денис Кузнецов, НИА "Нижний Новгород":

Какие спецсредства используются в работе сотрудниками органов внутренних дел на транспорте в Нижегородской области?

С целью повышения уровня безопасности авиарейсов линейным отделением полиции в аэропорту установлен программно-технический комплекс "Кейс-КПМ", предназначенный для организации поточной автоматизированной проверки документов, удостоверяющих личность, по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц. Для выявления в багаже пассажиров предметов, запрещенных к обороту, приобретен переносной прибор "Шафран", который предназначен для обнаружения паров ядовитых, взрывчатых и наркотических веществ. В марте 2011 года на входе в здание железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" установлены четыре стационарных металлодетектора.

С целью противодействия террористическим проявлениям и профилактики тяжких преступлений против личности и других преступлений, а также задержания по "горячим следам" лиц, причастных к совершению преступлений на объектах нашей инфраструктуры, устанавливается система видеонаблюдения. На вокзале "Нижний Новгород Московский" установлены 63 видеокамеры, в речном порту "Нижний Новгород" - 72 единицы видеонаблюдения и в аэропорту - 63. Все они выведены либо закольцованы на дежурную часть наших подразделений, которые обслуживают эти объекты.

- Какие новшества будет внедрять нижегородская транспортная полиция в ближайшее время?

В данный момент на испытаниях находится прибор корпорации российских высоких технологий "Заслон". Данный прибор может обнаружить неметаллические предметы весом более 70 г, эффективность обнаружения таких предметов составляет более 97%. Для оснащения сотрудников ППС Нижегородского линейного управления планируется приобрести специализированный программный комплекс "Терминал-ТМ", предназначенный для установления факта нахождения лица в местном или федеральном розыске. Кроме того, в центральном зале железнодорожного вокзала "Нижний Новгород Московский" планируется установить рентгено-телевизионную установку "Интроскоп".

В связи с изменением технического оснащения в обязательном порядке изменяется и методология, и организация работы - в первую очередь поискового и оперативно-розыскного характера. Но, чтобы говорить об изменениях в способах работы, необходимо сначала посмотреть, как будут работать технические устройства, чтобы определить направления, в которых нам надо изменять наши подходы.

Наталья Егошина, ИА "Интерфакс-Поволжье", Нижний Новгород:

Все ли наиболее важные объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта в ПФО обеспечены спецсредствами для недопущения террористических актов?

Обеспечены все, однозначно. В полной мере или нет - другой вопрос. Сейчас же, помимо прочего, идет и паспортизация объектов транспорта, категорирование, и уже в зависимости от того, к какой категории будет отнесен объект по закону "О транспортной безопасности", такими техническими средствами и новшествами его должен обеспечить владелец. Паспортизация началась в этом году, проводится во всех регионах. На сегодняшний день категорирование еще не проведено. Но те силы и средства, те технические мероприятия и те технические приспособления, которые имеются на сегодняшний день, позволяют нам в полной мере говорить о том, что объекты транспорта у нас находятся под охраной, защитой и своевременным контролем.

В марте текущего года президент России Дмитрий Медведев поручил руководству ФСБ, МВД, Минобороны, Минтранса и МЧС разработать планы учений по обеспечению антитеррористической защищенности людей на транспорте. Проводились ли уже в субъектах ПФО такие учения? Какова оценка органам транспортной полиции, участвовавшим в них?

С целью организации взаимодействия силовых ведомств по обеспечению антитеррористической защищенности граждан на объектах транспорта, а также для проверки реагирования подразделений транспортной полиции в течение 2011 года по субъектам на территории обслуживания УТ были проведены совместные с территориальными органами УВД, ГУВД и УФСБ тактико-специальные учения. В целом по всем этим учениям оценка нашим органам, которые участвуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами, была удовлетворительной. Всего за 1 полугодие текущего года проведено командно-штабных учений - одно, штабных тренировок - две, тренировок в группах - 102, совместных тактико-специальных учений, командно-штабных учений - 11, принято участие в 32.

Газета "Воздушный мост", Уфа:

В уфимском аэропорту летом было отмечено уже два случая лазерного хулиганства, в обоих случаях хулиганами были школьники. Какие меры безопасности планируется принимать в связи с участившимися случаями использования лазера для ослепления пилотов?

В аэропорту города Уфа летом 2011 года было зарегистрировано два случая лазерного хулиганства, оба случая раскрыты: их совершили несовершеннолетние.

В целях своевременного предотвращения подобных случаев и выявления лиц, занимающихся лазерным хулиганством, разработана система реагирования, согласно которой пилот по диспетчерской связи немедленно сообщает о случившемся диспетчеру подразделения, обеспечивающего контроль за перевозками в аэропорту. Последний, в свою очередь, незамедлительно уведомляет сотрудников полиции, после чего данная информация доводится до сотрудников управления движением полетов, вычисляются координаты места, откуда исходил лазерный луч.

Этот негативный опыт Уфы принят во внимание в других субъектах, где имеются аэропорты, в том числе международные. В частности, по Самаре совместно с территориальными органами также составлены такие планы, когда все звенья данного механизма работают в едином алгоритме действий: передача информации, вычисление координат, выделение сил и средств для оцепления этого района и установления лица, которое совершило противоправные действия.

В международном аэропорту Уфа аэродром огорожен колючей проволокой. На Ваш взгляд, это отвечает безопасности полетов?

Территория международного аэропорта города Уфа имеет сплошное ограждение сеткой рабица по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в патрулируемую зону. Поверх ограждения установлена металлическая конструкция с несколькими рядами колючей проволоки. Данное сооружение установлено в соответствии с разработанными правилами и инструкциями. По заявлению руководства транспортного предприятия ОАО "Международный аэропорт Уфа", они не требуют дополнительных доработок, но впоследствии, я думаю, когда пройдет категорирование, будет установлено, необходимо ли проводить дополнительную работу по бетонированию ограждения вокруг аэропорта, введению каких-либо технических усовершенствований и т.д. На сегодняшний день замечаний к этому сооружению нет. Возможно, они появятся после проведения категорирования.

Эльза Хорева, ИА "Интерфакс-Поволжье", Уфа:

Власти Башкирии считают, что для повышения безопасности на пригородном железнодорожном транспорте необходимо в электропоездах установить систему ГЛОНАСС и альтернативных видов связи. Насколько это реально сейчас и за чей счет должны устанавливаться такие системы?

В части касающейся использования системы ГЛОНАСС в пригородных электропоездах считаю, что использование данной системы нецелесообразно в связи с тем, что при передвижении вышеуказанных объектов используются информационные системы "ГИД" ("график исполненного движения"), и движение электропоездов отслеживается по всему маршруту следования. Поезда сопровождаются нарядами полиции, также в электропоездах действует внутренняя связь "пассажир-машинист", а поездная бригада всегда находится на радиосвязи с дежурными по станциям и диспетчерами, посредством чего информация может передаваться своевременно в заинтересованные органы.

Алена Селезнева, информационный портал "UDM-INFO", Удмуртия:

Практика неформальных договоренностей с проводниками по пересылке различных посылок и бандеролей пассажирским железнодорожным транспортом продолжает, пусть и не в столь значительных масштабах, как прежде, существовать. Это может представлять угрозу, в том числе и террористическую. Какие меры принимает полиция для пресечения подобной практики?

Еженедельно в резервах проводников проводятся рабочие совещания с участием сотрудников линейных управлений и отделов, где поездные бригады инструктируются на предмет недопустимости провоза посылок и бандеролей. Также при сопровождении пассажирских поездов сотрудниками полиции предпринимаются все меры для недопущения приема, передачи посылок, бандеролей, конвертов, пакетов от граждан проводникам. Сотрудниками аппаратов управления проводятся совместные рейды с ревизорами ОАО "РЖД" с целью выявления и пресечения фактов провоза и передачи нелегальных отправок. При получении информации о провозе посылок сотрудниками полиции проводятся рейдовые мероприятия по выявлению и пресечению данных фактов с привлечением виновных лиц к ответственности, в первую очередь, дисциплинарного характера. Если имеются признаки правонарушения, мы рассматриваем его в разрезе КоАП либо УК РФ, но таких случаев на сегодняшний день пока у нас не выявлено. За период с 1 января фактов передачи посылок не установлено. Проблема действительно имеет место быть (конверты, посылки, продукты передают), но на сегодняшний день, я полагаю, она сдвинута с мертвой точки. Уверен, ни один проводник, ни один бригадир, если вы обратитесь сегодня на вокзал, даже за вознаграждение не примет у вас посылку для отправки куда-либо.

Транспортная полиция страны постепенно набирает «вес» после глобальных изменений, постигших ее структуру в 2011 году. Если в постреформенное время в линейных отделах, особенно среди вокзального и поездного патруля, были серьезные кадровые проблемы, то сейчас штаты серьезно пополнились за счет новобранцев.

В конце 2011 года по стране не хватало 12-15 процентов транспортных полицейских, в некоторых регионах цифры некомплекта доходили до 22 процентов. Особенно транспортников не хватало в центральных регионах страны. Но на сегодняшний день вакансий в транспортной полиции ЦФО почти нет – некомплект составляет не более 5 процентов. Однако массовый приток новобранцев требует титанических усилий по обучению их работе на транспорте. Корреспонденты сайт побывали на базе Центра профессиональной подготовки (ЦПП) УТ МВД России по ЦФО, и посмотрели, как из новичков выковывают стражей правопорядка на транспорте.

Корпуса центра расположены в подмосковном Подольске. При входе – огромная площадка, на которой установлены все типы вагонов, макет платформы в натуральную величину. Все это не для красоты, здесь новобранцы оттачивают профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. В классе, под который оборудован вагон электропоезда, мы застали тактические занятия по обезвреживанию хулиганов.

Ситуация простая – компания перебравших дембелей от души веселится в электричке. Но выпивать в сугубо мужской компании им становится скучно – молодые люди начинают приставать к симпатичным попутчицам. Отказов в общении парни не понимают. Когда ситуация накаляется, кто-то из пассажиров нажимает кнопку связи с полицией. В реальных пригородных поездах эта кнопка помогает не связаться не с полицией, а с машинистом, который уже подаст сигнал наряду сопровождения, или сообщил в ближайшее по ходу линейное подразделение.

Через мгновения в вагоне появляется наряд из трех человек. Завязывается серьезная потасовка, но на запястьях дебоширов все равно защелкиваются наручники. Несмотря на учебную ситуацию, бьются слушатели центра на занятиях всерьез. Такие требования. В реальной службе ничего «понарошку» не будет.

Несмотря на эффектность операции, преподаватель находит в действиях своих подопечных массу недочетов: почему не подстраховал коллегу, почему не учел, что на соседних креслах сидят пассажиры, почему недоработал прием. Ситуация проигрывается снова. И так до тех пор, пока действия наряда не станут идеальными.

В ЦПП УТ МВД России по ЦФО учатся полицейские всех специальностей: из патрульно-постовой службы, из дознания, из уголовного розыска, из досмотровых подразделений. Последнему направлению уделяется особое внимание – слушатели центра учатся работать таком же досмотровом оборудовании, какое в рамках правительственной «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» установлено во всех линейных подразделениях.

Стрелять новобранцы поначалу учатся в интерактивном тире – отстреливают 10 часов по виртуальным мишеням, и только после этого получают в руки боевое оружие, и отправляются на стрелковый полигон. Все ради экономии – пока новичок приспособится к пистолету, кучу патронов израсходует. А каждый боевой заряд стоит почти три доллара.

Есть в системе подготовки сотрудников транспортной полиции и курс первой медицинской помощи. В качестве подопытного выступает «Максимка» – пластмассовый манекен c электронной начинкой. Как только молодой полицейский допускает ошибку при реанимационных действиях, пластиковый пострадавший издает пронзительные звуки, и выставляет «неуд» на электронном табло.

За все время нашего путешествия по корпусам центра, в окна мы видели, как на раскаленном плацу группа стажеров – в бронежилетах, шлемах, со щитами и дубинками в руках они раз за разом отрабатывали приемы и перестроения. В обычной службе транспортным полицейским подобные навыки не часто приходится применять, это больше специфика спецподразделений, которым приходится сдерживать атаки агрессивной толпы. Тем не менее, транспортники этот курс изучают в обязательном порядке – чтобы в случае чрезвычайной ситуации суметь защитить объект транспорта от нападения, и продержаться до прибытия ОМОНа.

В центре одновременно обучаются 100-120 человек. Это молодые люди, которые уже прошли спецпроверку, и числятся в штате транспортных подразделений полиции во всего ЦФО – из Москвы, Белгорода, Курска, Смоленска, Рязани, Тулы, и т.д. Здесь же, на базе Центра профессиональной подготовки они и живут – в специально оборудованных корпусах. Питаются в столовой, по тем же нормам, что и солдаты-срочники Внутренних войск МВД России. Занимаются с утра до вечера с небольшими перерывами. Срок обучения в ЦПП УТ МВД по ЦФО – 4 месяца. А после - разъезжаются по подразделениям, которые их направили на стажировку.

По данным Главного управления на транспорте МВД России, за прошлый год по всей стране обучение прошли 4300 транспортных полицейских. Из них почти 1300 сотрудников постигали азы профессионального мастерства в семи ЦПП при управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам.

Создания транспортной полиции. А действительно ли она была создана в этот день? Ведь это очень сложная государственная структура, состоящая из нескольких разделов и множества отделений по всей стране. Чем транспортная полиция занималась тогда и сейчас? Вообще для чего нужна она?

История транспорта в нашей стране долгая и сложная. Развивался он неравномерно. Прообраз транспортной полиции в России был создан еще в 1809 году, опубликованным Манифестом от 20 ноября "Об управлении водяными и сухопутными сообщениями". С тех пор ведомство периодически меняло свое название, а его деятельность только расширялась в связи с появлением новых видов транспорта.

Первые попытки создать транспортную полицию на железной дороге

С началом строительства железных дорог появилась необходимость в создании специализированного органа по защите грузов и пассажиров поездов, а также расследования преступлений, совершаемых на железной дороге. Помимо уголовных дел: грабежей, краж, убийств, избиения и пр. действий насильственного характера, транспортная полиция чем занималась в основном, так это тем, что выполняла функции по выявлению взяточничества и казнокрадства со стороны железнодорожных чиновников. Они также отвечали за состояние мостов, и в случае наводнения или разрушения обязаны были обеспечить их ремонт и надлежащее содержание. Появление транспортной полиции на железной дороге было положено указом Николая 1, принятого 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург-Царское село».

С ростом протяженности железных дорог также увеличивалось количество совершаемых на ней преступлений. Так как с развитием железнодорожного транспорта шло освоение ранее не заселенных территорий, то в такой местности чаще всего происходили беспорядки. Для обеспечения безопасности Николаем 1 было принято решение привлечь к этой работе жандармерию, так как в отдаленных местностях не всегда была возможность привлечь местную полицию, поскольку во многих населенных пунктах она просто отсутствовала. Жандармы подчинялись Министерству путей сообщения.

Особенности работы железнодорожной полиции

К сожалению, тот факт, что транспортная полиция являлась ведомственным силовым органом Министерства путей сообщения, а начальник транспортной полиции подчинялся непосредственно руководителю железной дороги, не привел ни к чему хорошему. По сути, жандармы находились в денежной и служебной зависимости от чиновников-железнодорожников. Поэтому их работа был крайне не эффективна, а в некоторых случаях даже пагубна для ведомства. Не виновные несли наказание, а виновным удавалось, благодаря занимаемым высоким должностям, избежать санкций.

По вполне понятным причинам такое положение не могло продолжаться долго. 16 марта 1867 года сам шеф жандармов генерал-адъютант обратился к государю с рапортом о том, чтобы царь внес изменения в структуру и штаты жандармских управлений на железных дорогах.

Речная транспортная полиция

В России существовал не только сухопутный, но и речной вид транспорта. И хотя преступлений на речном направлении было значительно меньше, эта транспортная система также нуждалась в соответствующем контроле. Особенно работа транспортной полиции была актуальна в Санкт-Петербурге, так как это портовый город и в него, особенно в XVIII-XIX веках, прибывали крупные торговые корабли.

Потому в Санкт-Петербурге появилась необходимость создать специальный полицейский отдел для наблюдения за морскими и речными судами и соблюдения ими правил перевозки грузов. Помимо выявления преступлений против личности или казнокрадства, они выполняли функции таможенников и выявляли случаи контрабандного перевоза грузов. Проект по созданию речной полиции был принят 2 июня 1867 года.

Первые годы после революции

После Великой октябрьской революции, несмотря на негативное отношение революционеров к жандармерии и полиции вообще, для наведения порядка был создан специальный орган власти - транспортная милиция. Она была узаконена декретом «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» 18 февраля 1919 года. С этой даты официально отсчитывается история создания и развития транспортной полиции.

В новых условиях старые методы не работали, поэтому в СССР искали новые, более эффективные способы организации контроля и выработки новых правил перевозки грузов. Проводились регулярные проверки на вокзалах и рейды мобильных подразделений. Менялся транспорт - совершенствовались методы работы. Росла численность милиционеров. Отдельные наряды стали сопровождать пассажирские поезда. Многие методы, которые были разработаны в советское время, используются и в наши дни.

Проблемы на и способы их решения

Казалось бы, невероятно, что на самолете кому-либо в голову придет заниматься бандитизмом. Однако в конце 60-х - начале 70-х годов это была суровая правда. Впервые люди столкнулись с разгулом преступности на воздушном транспорте. Появились преступники, совершающие нападения на пассажиров и экипаж. Пассажиров обкрадывали или избивали хулиганы и дебоширы. Этот вид транспорта облюбовали террористы. Самолеты взрывали или угоняли.

В целях предотвращения преступлений на воздушном транспорте и обеспечения безопасности в СССР приняли соответствующие постановления. От 3 ноября 1970 года Совет Министров постановил об обязательном присутствии сотрудников транспортной милиции на самолете. Однако такая мера оказалась неэффективной. Милиционер не мог применять в самолете или использовать приемы рукопашного боя.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте - нестандартное решение

Так как старые методы оказались в самолете неприменимы, было принято решение разработать новые способы борьбы с преступностью на воздушном транспорте. Поскольку опасный груз на самолет можно пронести только через аэропорт, то вполне понятно, что единственным способом предотвратить трагедию было провести тщательный досмотр пассажиров и их багажа.

В 1978 году советское правительство приняло постановление о введении сплошного досмотра пассажиров и их багажа, в том числе ручной клади. В некоторых случаях допускался личный досмотр пассажиров как на внутренних, так и на международных перелетах. Эта практика была признана эффективной и применяется не только в России, но и в других странах.

Эта же система работает и в наше время и принята Управлением в качестве основного средства обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Была предпринята попытка изменить порядок прохождения контроля в 1997 году. Однако последующие события показали, что отказ от личного досмотра - неправильное решение. В связи с участившимися террористическими актами с использованием воздушных транспортных средств (самый грандиозный был совершен 11 сентября 2001 года в США, когда самолет врезался в башни-близнецы) эта мера была введена вновь в августе 2004 года.

Работа Департамента

Одним из органов транспортной полиции является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте. В его обязанности входит выявление опасных действий на объектах транспортной инфраструктуры несовершеннолетними беспризорниками, которые создают ситуации опасные не только для их жизни и здоровья, но также для других участников. Департамент выявляет таких детей и подростков и направляет в специализированные детские учреждения.

Структура транспортной полиции

Транспортная полиции состоит из более 500 линейных отделов полиции, чья деятельность, в свою очередь, контролируется 20 управлениями МВД на транспорте. На сегодня транспортная полиция - это сложная многоярусная структура.

В последние несколько лет, в связи с ухудшением международной обстановки, ростом преступности, терроризма, транспортная полиция, чем занимается, так это выявлением каналов незаконной поставки оружия и боеприпасов, взрывных устройств, наркотиков и других запрещенных веществ, перевозимых железнодорожным, воздушным или водным видами транспорта. Такими были сотрудники транспортной полиции как до 18 октября 1917 года, так и после.

Критика транспортной полиции

Несмотря на то что без транспортной полиции ситуация была бы значительно хуже, в ее адрес нередко звучит критика. Она не всегда необоснованная. То, чем занимается транспортная полиция, невольно создает условия для злоупотреблений.

Но в этом ведомстве не работают «случайные» люди! Поэтому обо всех случаях, попавших под обозрение средств массовой информации или выявленных по факту проверки, проводятся тщательные расследования. Если нарушение подтвердилось, то таких сотрудников увольняют. Управление Федерации все делает для того, чтобы набирать в свои ряды только честных и добросовестных граждан. К сотрудникам предъявляются особые требования, так как работа предполагает наличие специальной подготовки и выдержки.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Для того чтобы обеспечивать порядок и безопасность на транспорте, полицейский, работающий в любом из линейных отделов полиции, должен обладать высоким уровнем профессионализма, знать не только особенности своей специальности, но и то, как работают транспортные службы, уметь мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Ведь ему нередко приходится действовать в одиночку и рисковать жизнью.

Сотрудник транспортной полиции не имеет право отключать телефон и должен быть готовым к работе 24 часа в сутки. Эта работа требует постоянного напряжения. А для этого он должен обладать не только хорошей физической, но психологической подготовкой.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

Чем занимается транспортная полиция в наши дни и какими полномочиями обладают ее сотрудники? В ее компетенцию входит осуществление проверок в случае происшествий на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, а также территорий, на которых расположены порты, вокзалы и аэропорты.

Сотрудники имеют право проверять грузы, вскрывать контейнеры или производить досмотр пассажиров. Но делать это они могут только при наличии серьезных оснований. Например, есть информация о том, что кто-то из пассажиров провозит оружие или наркотики. Проводить проверку полицейские могут только в присутствии двух понятых. По факту проведенного досмотра обязательно составляется протокол.

Запись передачи «Диктат закона».

Респондент: старший инспектор управления на транспорте МВД России по Северо-Западному Федеральному округу Михаил Юрьевич Веселов .

Запись передачи «Диктат закона» на тему «Полномочия сотрудников транспортной полиции» вышла в эфире радио Мария 26 июля 2016 года в 14.00 часов.

1. Титаренко Олеся - Диктат закона 008 Полномочия транспортной полиции

Суров закон, но это закон, и его необходимо исполнять, каким бы суровым он ни был. Именно поэтому я, Титаренко Олеся Валерьевна, хочу научить вас, взаимодействовать с государственным аппаратом власти. Надеюсь, что новые знания помогут вам эффективно общаться с чиновниками всех рангов.

Олеся ТИТАРЕНКО: Здравствуйте, дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах « «. В эфире правовая тематическая передача « «. Сегодня мы поговорим о транспортной полиции, ее полномочиях, отличиях, возможном взаимодействии с вами. Напомню, что данная передача нацелена на правовое просвещение вас в области взаимодействия с силовыми структурами, более детального понимания их деятельности, законов, которыми они следуют, и привития навыков грамотного составления обращений по существу и в компетентные органы. Почти каждый россиян ежегодно собирается в отпуск. А значит посещает аэропорт, водный, железнодорожный вокзал. Задумывались ли вы над тем, что все происшествия, совершающиеся на вокзалах и в транспорте, подведомственны не местному отделу полиции, а специальному подразделению. Готовясь к сегодняшней передаче, я на форуме нашла интересный диалог, где обсуждалась разница работы оперативных сотрудников на земле и транспорте. Поясню, под словом «земля» подразумевались местные отделы полиции, под словом «транспорт» — структурные подразделения транспортной полиции. В итоге на форуме пришли к выводу, что самое главное отличие — это то, что на территории надо раскрывать уже зарегистрированные дела, а сотрудники транспортной полиции должны найти, что зарегистрировать. Развеять все споры и недоразумения по этому поводу пришел старший инспектор Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу Веселов Михаил Юрьевич . Здравствуйте, Михаил Юрьевич!

Михаил ВЕСЕЛОВ: Здравствуйте, !

Олеся ТИТАРЕНКО: Транспортная полиция — это специальное структурное подразделение в составе МВД, которое отвечает за безопасность на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Как вы считаете, законодатель правильно сделал еще в своем далеком 1919 году, выделив из состава МВД специальные структурные подразделения, отвечающие за безопасность на транспорте?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Безусловно, я считаю, это было правильное решение, потому что создание такого вида правоохранительных органов диктовало обстановку, складывающуюся с развитием страны. Развитие транспортной инфраструктуры, перевозок различными видами транспорта, опять-таки, требовало индивидуального подхода к выявлению совершенных преступлений и правонарушений в воздушном, водном и железнодорожном транспорте. Развитие происходило постепенно, все зависело от развития транспортной инфраструктуры. Как мы видим, железнодорожные перевозки у нас развивались еще в дореволюционное время, а воздушный транспорт достиг, так сказать, своего апогея в воздушных перевозках, пассажиров именно, в 70-х годах, что послужило за собой тоже создание отдельных структур на воздушном транспорте, тогда еще милиции. И, соответственно, постановку перед ними новых задач, как то, например, пресечение фактов захвата самолетов, проявление каких-то террористических актов.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно, что ваше подразделение осуществляет свою деятельность, как и иная структура МВД, на основе федерального закона №3 «О полиции» от 07.02.2011 года. В силу вашей специфической деятельности, какие основные задачи и обязанности лежат на транспортной полиции?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Рассматривая данный вопрос, необходимо учитывать ту ситуацию, что подразделения транспортной полиции имеют линейное построение в отличие от территориальных органов. То есть, они напрямую зависят от расположения узловых станций, аэропортов, портов по железнодорожной магистрали, ну, по транспортным путям нашей великой страны. И если брать на примере нашего управления хотя бы, то территория нашего обслуживания включает в себя три железные дороги — это Калининградскую, Северную и Октябрьскую. Сами подумайте, протяженность более 17 тысяч километров железнодорожных путей. Если брать морские порты, то на нашей территории их около 34-х находится, уже не говоря о речных магистралях, воздушных авиалиниях и так далее. То есть, все под собой это и влечет особенности прохождения службы и выявления преступлений именно транспортной полиции.

Олеся ТИТАРЕНКО: Наверно, именно поэтому и разделено, скажем так, структура транспортной полиции разделена по федеральным округам, а вы не называете «по городу Санкт-Петербург», то что вам именно выделен федеральный округ?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, все верно. У нас Управления на транспорте, они составляют, скажем так, структурное построение по федеральным округам, плюс два линейных управления централизованного подчинения и недавно созданный в системе МВД Симферопольский линейный отдел, сами знаете, из-за присоединения Крыма там тоже создавалась структура. В свою очередь, данные управления по федеральным округам подразделяются на линейные отделы и линейные управления, которые по принципу, скажем так, территориальных подразделений МВД, включают в себя линейные отделения и линейные пункты полиции, так называемые ЛУ и ЛПП, которые располагаются на небольших станциях, но где всегда есть сотрудник полиции.

Олеся ТИТАРЕНКО: Но все же, какие основные задачи и обязанности лежат на сотрудниках транспортной полиции? Если мы говорим, в общем в законе «О полиции», там прописано очень много задач и обязанностей. Но в силу вашей специфики, наверно, можно выделить какие-то основные? Ну, например, как именно пресечение преступной деятельности.

Михаил ВЕСЕЛОВ: В общем, все задачи полиции они, вы правильно заметили, прописаны в законе и совпадают. Но есть особенности выявления и пресечения преступлений именно на отдельных видах транспорта или территории. Допустим, выявление того же преступления на железнодорожном транспорте оно будет отличаться от выявления преступления и правонарушения на воздушном. Если брать за основу самолет — это замкнутое пространство, и совершение правонарушения — оно как комната, все на виду. Если мы берем состава подвижной, который имеет в своем составе 20 вагонов или 15, то здесь уже совершенно другая категория, плюс остановочные пункты, где преступник можно сойти или, наоборот, зайти. Вот это все является той самой спецификой.

Олеся ТИТАРЕНКО: Каким нормативно-правовым актом регулируется деятельность транспортной полиции? То есть, где прописано о том, какие объекты транспорта вы курируете?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Есть приказ МВД, в котором утверждена Инструкция о взаимодействии территориальных органов МВД и органов внутренних дел на транспорте. У него три приложения. В этих приложениях полностью разъяснено, какие объекты находятся в ведении транспортной полиции, а какие относятся к ведению территориальных органов. Также этим приказов регламентировано взаимодействие органов внутренних дел при выявлении и пресечении преступлений, правонарушений, проведении массовых мероприятий, охране общественного порядка, осуществлении транспортной безопасности. То есть, данным приказом четко разграничение установлено.

Олеся ТИТАРЕНКО: Этот приказ секретный или же он…?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, никак нет. Это 381-ый приказ от 25 марта 2015 года. Он в доступе.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, его можно свободно найти в сети интернет, да, и почитать?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да.

Олеся ТИТАРЕНКО: Для того, чтобы нашим радиослушателям было более понятно, я хочу разобрать с вами такие понятия как железнодорожный транспорт, воздушный и водный. Давайте начнем с железнодорожного транспорта: что к нему относится?

Михаил ВЕСЕЛОВ: В общем понятии, которое все должно знать, железнодорожный транспорт — это в первую очередь подвижной состав, то есть, поезда, которые ходят по рельсам; плюс сами верхние строения пути, так называемая терминология, к нему относятся и рельсы, и накладки, и шпалы, и насыпь в том числе, на чем она установлена. Отвлекаюсь, скажу, нередкие случаи хищения гравия с насыпи — это тоже относится к ведению транспортной полиции. Ну, кроме этого все подразделения, обслуживающие железные дороги ОАО «РЖД» — это и подстанции, и электрические тяговые подстанции, это светофоры, семафоры — то есть, все оборудование, которое обеспечивает движение подвижного состава, плюс локомотивные депо, ремонтные предприятия, перроны, вокзалы, станции — вот все.

Олеся ТИТАРЕНКО: Метро относится?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, метрополитен — у нас отдельное подразделение, которое обслуживает Управление внутренних дел на метрополитене, входящее в состав территориальных управлений органов внутренних дел. Как у нас по Главному Управлению Санкт-Петербурга и Ленинградской области есть свое Управление внутренних дел на метрополитене, куда входит три отдела.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, мы тогда можем обозначить то, что ведение в вашей службе по железнодорожному транспорту — это вся железная дорога, которая находится на Северо-Западном федеральном округе?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, железнодорожные пути…

Олеся ТИТАРЕНКО: Да, и те поезда, то есть, поезда, электрички, которые проходят вот по этим путям?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, это так.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, что входит в состав водного транспорта и какая территория подпадает под вашу юрисдикцию? Как она определяется, эта территория?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Объекты водного транспорта, которые находятся в ведении нашего управления, это в первую очередь связанные с перевозкой грузов и пассажиров. То есть, это суда — пассажирские или грузовые; это порты — речные и морские; территории этих портов; главный судовой ход рек и каналов и внутри их водных путей; речные знаки; дебаркадеры — плавучие пристани.

Олеся ТИТАРЕНКО: Все-таки, если мы на территории земли, вот как железнодорожном транспорте, можем понять Северо-Западный федеральный округ, где его границы, по крайней мере, посмотреть по карте, да, то в водные пути достаточно проблематично. Почему я хочу рассмотреть этот вопрос так подробно. Ну, вот, к примеру, гражданин отправляется в Финляндию на пароходе. Не в Финляндию, ну в путешествие — Швеция, да, из Санкт-Петербурга, например, с какого-то порта, и у него по пути происходит кража. Вот к чьему ведомству, куда он должен писать заявление, это будет относиться? И где понять, это ведомство уже другой территории, либо же Северо-Западного федерального округа?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Здесь мы берем, вы немножко такой сложный случай взяли, где уже в некоторых моментах вступают и международные правовые отношения, но берем приземлено, что это теплоход, он отправляется из порта приписки Санкт-Петербург. Это территория обслуживания нашего управления. Любое лицо, находящее на данном теплоходе, в первую очередь подчиняется капитану. И если какое-то происшествие случается, нужно в первую очередь уведомить капитана, который ставит в известность органы внутренних дел, в связи с тем, что на пароходах международного назначения сотрудники транспортной полиции не находятся. И после выяснения всех обстоятельств данное сообщение будет зарегистрировано. Уже тогда прибудет следственно-оперативная группа и начнет работу с потерпевшим.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, по сути, получается то, что капитан этого корабля он знает, где в настоящий период на какой территории он находится и куда направлять это заявление, то есть, сотрудников какого ведомства ему вызывать.

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, конечно, есть те теплоходы, которые могут проплывать по нашим рекам, минуя несколько федеральных округов, конечно, это все оговаривается среди бассейновых управлений, которые обслуживают внутренние водные пути.

Олеся ТИТАРЕНКО: Помимо охраны аэропортов, какую еще деятельность вы осуществляете на территории воздушного транспорта?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Ну, кроме, так скажем, обеспечения охраны общественного порядка, что входит в основные функции, в первую очередь на территории аэропортов…

Олеся ТИТАРЕНКО: Обозначу, мы говорим обо всем воздушном транспорте, это не только аэропорта, это и деятельность в воздухе, скажем так, может быть, какая-то.

Михаил ВЕСЕЛОВ: Хотел бы тоже пояснить, что сейчас уже длительное время, скажем так, сотрудники транспортной полиции в самолете не присутствуют и не сопровождают его. Работа по совершенным преступлениям или правонарушениям проводится при посадке самолета. Вот тогда, когда командир корабля воздушного сообщит об этом происшествии, как это бывало не раз с дебоширами, если помнят все, дебош в воздухе происходит, но арест этого товарища происходит по прибытии в аэропорт.

Олеся ТИТАРЕНКО: Арест. А точка отсчета начала правонарушения именно с момента того, как дебошир начал кричать или же с момента посадки самолета? То есть, вот этот момент правонарушения он фиксируется каким временем?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, правонарушение само по себе начинается с каких-то действий. А вы имеете в виду, кто будет заниматься?

Олеся ТИТАРЕНКО: Ответственность, да, кто будет заниматься, в какое подведомство это уйдет? Туда, куда самолет приземлился, либо же на территории какого ведомства, скажем так, даже если это в воздухе, началось правонарушение?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, заниматься будут те сотрудники, куда приземлился самолет. Фиксировать все…

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, неважно, в начале полета это началось или в конце уже полета? То есть, если это, например, два разных федеральных округа?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Тут ситуация может меняться тем, решение принимает командир корабля, он может вернуться в аэропорт, откуда вылетал, если преступление или правонарушение началось буквально сразу. Он имеет полное право менять курс.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно. Продолжите, пожалуйста, отвечать на мои вопросы по поводу деятельности на территории воздушного транспорта.

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, возвращаясь к деятельности на воздушном транспорте, здесь можно коснуться по примеру Пулково, возьмем, многие бывали там, знают. Видно, насколько на данный момент оборудован аэропорт, аэровокзальный комплекс весь, какие системы безопасности установлены, как происходят досмотровые операции при входе, при прохождении предполетного досмотра — везде принимают участие сотрудники транспортной полиции. Плюс к этому, это видимая часть, невидимая часть — это, соответственно, выявление тех же самых преступлений, которые происходят и на земле, в первую очередь, кражи, хищения какие-то, хищения топлива, не скрою, оно тоже присутствует, по линии экономики преступления. Это все работа во внутренних, так скажем, организациях.

Олеся ТИТАРЕНКО: Административные правонарушения входят в вашу деятельность?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Конечно, в первую очередь как профилактика преступлений.

Олеся ТИТАРЕНКО: Автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили — это тоже вид транспорта, но к ведомству вашего подразделения они не относятся. Кто тогда курирует вышеназванные объекты?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, хотелось бы вот эту сторону прояснить, потому что на телефон доверия нашего управления очень много приходит заявлений, обращений граждан с происшествиями в автобусах, троллейбусах, в том числе в междугородних автобусах. Данная сфера она не относится к подконтрольности транспортной полиции. Это территориальные органы, скажем так, по месту регистрации транспортных средств в трамвайных парках, троллейбусных, автобусных парках. То есть, по сути, при совершении какого-либо правонарушения или преступления нужно обращаться в тот территориальный орган, на чьей территории это произошло.

Олеся ТИТАРЕНКО: По месту происшествия или все-таки по месту регистрации транспортного средства?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, здесь по месту происшествия.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно. Еще раз напомню то, что наша передача задумывалась как раз таки для того, чтобы объяснить гражданам, в какое подведомство стоит писать , если что-то происходит. Ну, еще одна функция — это разгрузить опять-таки органы полиции от ненужной рутинной работы, когда обращаются не по существу. Михаил Юрьевич, если у гражданина происходит происшествие на транспорте, как выше упоминалось — железнодорожном, водном или воздушном — требующее вмешательство полиции, куда или кому ему изначально следует обратиться? По сути, я хочу от вас услышать какой-то алгоритм действий. Вот произошла кража или обнаружил кто-то, что продают наркотики. Куда ему идти, с каким заявлением, обращением? То есть, по сути, полный алгоритм действий скажите.

Михаил ВЕСЕЛОВ: Постараюсь изложить примерный алгоритм. За основу можно взять пассажирский поезд сообщением Москва — Санкт-Петербург, вот он выехал, и в пути следования происходит кража, что очень часто по невнимательности — люди оставляют мобильные устройства на зарядке прямо в коридоре, вещи личные оставляются, чем пользуются поездные воришки. Здесь необходимо в первую очередь, если гражданин обнаружил кражу или пропажу вещей, обратиться сначала через проводника к начальнику поезда. Если есть в поезде наряд сопровождения, он тут же по горячим следам начнет работать с человеком с потерпевшим и будет устанавливать лиц, причастных к совершению данного преступления. Если наряда сопровождения не оказалось, как ремарку дам, не все поезда у нас, к сожалению, сопровождаются, не хватает сотрудников, то начальник поезда по своим каналам экстренной связи ставит в известность ближайший линейный отдел на станции, здесь, допустим, будет Бологое, промежуточный, откуда сразу в поезд будет подсаживаться следственно-оперативная группа, которая также… поезд следует дальше, и, не останавливаясь, она начинает работать.

Олеся ТИТАРЕНКО: Все-таки гражданин же должен написать письменное заявление, или вы и по устному заявлению уже начинаете оперативно-розыскные мероприятия?

Михаил ВЕСЕЛОВ: В процессе, когда следственно-оперативная группа приступит к своим действиям, с гражданина будут сняты все объяснения следователем, что будет приравнено к письменному заявлению, то есть, сообщению о преступлении.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, получается, вашей службе достаточно устного . Дальше вступают в работу оперативные сотрудники, следователь, либо дознаватель, в зависимости от вменяемости, скажем так, правонарушения. Гражданину уже не надо об этом думать? Потому что, насколько я знаю по работе с территориальными органами, то там обязательно надо письменное заявление сделать, по устному никто даже и не пошевелится. Как у вас это все-таки обстоит?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Как я уже сказал, когда следственно-оперативная группа зайдет в поезд и, действительно, получит от гражданина, от лица, что у него украли какую-то вещь, плюс, если будут свидетели или все будет прямо на это указывать, будет оформлено заявление все равно в письменном виде. Может быть, это будет писать не сам гражданин, а следователь запишет, но оно будет также изложено на бумаге и зарегистрировано официальным образом.

Олеся ТИТАРЕНКО: А как человеку понять о том, что оно зарегистрировано? Вот если это в пути следователя. Номер , я так понимаю, вы не выдаете? Или же к вам уже сотрудники ходят с этими номерами?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, почему, идет отзвонка оперативному дежурному следователем.

Олеся ТИТАРЕНКО: Сразу на месте?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, идет регистрация. И, в принципе, номер а уже может быть известен.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, человек может быть себе записать. И в дальнейшем как ему проконтролировать?

Олеся ТИТАРЕНКО: А как он узнает, какой линейный отдел ведет?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Сотрудники представятся. Все служебные удостоверения с собой, это всегда можно будет узнать.

Олеся ТИТАРЕНКО: Гражданин может сфотографировать служебное удостоверение?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, сфотографировать служебное удостоверение…

Олеся ТИТАРЕНКО: А что он тогда может?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Записать.

Олеся ТИТАРЕНКО: Просто переписать данные?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Записать данные, да.

Олеся ТИТАРЕНКО: Ну, вот у меня здесь был заготовлен вопрос по поводу того, что гражданину необходимо подавать заявления в подведомственную ему службу. И для этого необходимо знать структуру подразделения. Отчасти вы на него ответили. Но все-таки давайте обозначит структуру вашего подразделения, которая непосредственно работает с гражданами? То есть, какая она вообще существует, чтобы люди понимали? Мы проговорили сейчас по поводу железнодорожного пути, о том, что есть линейное подразделение. Если что-то случается, то получается то, к кому обращаться, это знает начальник поезда. А как сам гражданин может узнать, какое структурное подразделение вот, например, под его ведомством?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Если гражданин находится на том или ином объекте транспорта, будь-то вокзал, аэропорт или порт, он обращается в дежурную часть, которая расположена на данном объекте, либо к постовому полицейскому.

Олеся ТИТАРЕНКО: То есть, по сути, мы говорим о том, что у вас есть дежурные части. У вас есть отделы милиции как на земле?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, они называются линейные отделы полиции — ЛОПы.

Олеся ТИТАРЕНКО: А в системе Интернет можно посмотреть этих линейных отделов?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, конечно.

Олеся ТИТАРЕНКО: Каким тогда образом человеку можно найти конкретный отдел, скажем так, линейной полиции, который ему подходит? По адресу он может забить информацию?

Михаил ВЕСЕЛОВ: На сайте нашего Управления…

Олеся ТИТАРЕНКО: Да, вот мне расскажите про это поподробнее.

Михаил ВЕСЕЛОВ: У нашего Управления есть свой сайт, который легко найти.

Олеся ТИТАРЕНКО: Как он называется, ваш сайт?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Так и набирается: по Северо-Западному федеральному округу. Там дальше, как говорится, по ссылкам — все в доступе, все понятно. Структура там изложена на сайте, плюс есть телефоны доверия, указаны; часы приема и руководства Управления. Я думаю, тот кто зайдет туда, мне просто так сложно объяснить без компьютера.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, у вас на сайте указано территориальное отделение каждого отдела, да, по адресам? Или же нет этой информации?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Структурное построение указано. Понимаете?

Олеся ТИТАРЕНКО: Дежурные части обозначены? Как у нас на земле, да, мы заходим в Интернет и видим: отдел милиции №68, №58, и вот какая территория.

Михаил ВЕСЕЛОВ: Конечно, в структуре нашего Управления 22 подразделения линейных. И каждому дано свое наименование — либо по, скажем так, станции базирования, городу, вот есть Мурманский линейный отдел, есть линейный отдел на стации Бологое — это для сравнения, чтобы понять. А крупные узловые станции, крупные вокзалы… и везде указаны дежурные части расположенных данных подразделений. При том, что каждое из таких подразделений тоже может в свою очередь подразделяться. Если взять тот же Мурманский линейный отдел, в его составе также линейные отделения в порту и в аэропорту.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, человек изначально обращается именно в дежурную часть?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Именно так.

Олеся ТИТАРЕНКО: Да? Напрямую работает с ним. А если его что-то не устраивает как работает дежурная часть, куда он должен жаловаться?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Жалоба вышестоящему руководству, либо в прокуратуру как надзирающий орган. Но все первичные моменты они фиксируются в дежурной части и регистрируются дежурным. И случаев на данный момент какого-либо некультурного обращения с гражданами у нас не допускается.

Олеся ТИТАРЕНКО: Вот так как все-таки ваша специфика работы связана не только с гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами, скажите, вот эти иностранные граждане обладают такими же правами и обязанности, как и граждане Российской Федерации, и могут обратиться в полицию за помощью, либо нет?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Безусловно, любой гражданин любой страны, находящийся на территории Российской Федерации, имеет точно такие же права, как и российский гражданин. И в рамках федерального закона №59, который регламентирует порядок обращения граждан как в органы внутренних дел и в любые государственные органы, оказывающие услуги, он имеет право написать заявление, обращение, либо предложение высказать по работе этих органов.

Олеся ТИТАРЕНКО: По сути, от того, что у него нет прописки в Российской Федерации, гражданства, ему отказать не могут в принятии данного заявления?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Это ничего не меняет. И для сравнения я вам скажу, у нас несколько раз совершали у граждан КНР, вьетнамских граждан. И все заявления точно так же от них регистрируются, принимаются. Более того скажу, оперативно службами нашими осуществляется связь с бюро переводов, и переводчик обязательно предоставляется данному гражданину, чтобы он понимал весь процесс происходящего с ним и .

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, расскажите об электронных обращениях в Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу? В каких случаях вы рекомендуете писать , а не личные, через отдел полиции?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Сейчас, учитывая то, что средства связи у нас очень сильно шагнули вперед, и большинство людей имеют с собой смартфоны, iPhone и другие предметы быстрой связи, доступа в Интернет, то фактически обращения на сайт любой организации, в том числе и нашей, может осуществляться в режиме онлайн. То есть, если человек летит в самолете и видит, что-то такое совершается, он уже может в прямом режиме написать заявление, либо еще что-то. Это как к вопросу о том, когда обращаться. А вообще, в принципе, по любому возникшей какой-то ситуации, по которой есть проблемы, или требует разрешения, объяснения, человек вправе обратиться в электронном виде. Сообщение будет также зарегистрировано, обработано в установленные законом сроки. И ответ будет направлен на тот адрес электронной почты, которую укажет гражданин.

Олеся ТИТАРЕНКО: Все-таки, учитывая, что одна из целей нашей передачи также разгрузить немножко ваше ведомство от рутинной работы и некомпетентных обращений граждан, мне бы все-таки хотелось, чтобы вы дали рекомендации, в каких случаях стоит писать письменное заявление в дежурную часть, а в каких случаях, действительно, наилучшим образом в интересах гражданина поступить таким образом, чтобы это обращение было в электронном виде? Потому что если человек начнет писать и в электронном, и в дежурную часть — везде, во все инстанции — вы представляете, что у вас работы будет очень много, и вы должны по всем этим обращениям отписываться. А я все-таки хочу именно разграничить, в каких случаях одним образом стоит поступать, а в каких — другим.

Михаил ВЕСЕЛОВ: Я понял. Суть сводится к тому, что в дежурную часть гражданину должно происходить в случае совершения противоправного деяния. То есть, тогда, когда в отношении гражданина, либо его имущества уже что-то совершено. Это требуется для более оперативного раскрытия преступления, поимке преступника, привлечения его к ответственности. Здесь однозначно нужно обращаться в дежурную часть любого, будь-то линейный отдел на транспорте, будь-то территориальный орган внутренних дел. Потому что если направить такое сообщение электронной почтой, пока оно будет перерегистрировано, дойдет до оперативных сотрудников, которые потом будут связываться с заявителем, чтобы установить дополнительные функции, на это уже уйдет несколько суток. В электронном виде я бы советовал направлять заявления пожелания, скажем так, ответы на вопросы, которые носят общий характер работы подразделения, либо разъяснения на порядок действия сотрудников. Здесь благоразумнее направлять такие заявки в электронном виде.

Олеся ТИТАРЕНКО: Какую информацию должно содержать обращение, чтобы оно было рассмотрено?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Несомненно, анонимные обращения очень редко рассматриваются, хотя закон подразумевает такое, но только в случае об указании в нем совершения тяжкого , либо относящегося к экстремисткой, террористической направленности преступления. Вообще любое обращение должно быть изложено в корректной форме с указанием всех событий, сути происшествия, от кого это обращение с обязательным указанием полных данных (без паспортных можно, можно с паспортными) и обязательно со средствами связи, будь-то электронный адрес, мобильный телефон, другой телефон, чтобы можно было связаться с заявителем.

Олеся ТИТАРЕНКО: В течение какого срока должно быть рассмотрено электронное обращение? И давайте поговорим об обычном обращении? Что является результатом их рассмотрения?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Сроки рассмотрения сообщений, что электронного, что обычного, они регламентированы тем же федеральным законом №59 — это 30 дней, в течение которых будет дан ответ заявителю на тот адрес, который он укажет, с полным изложением сути по обращению.

Олеся ТИТАРЕНКО: А что является результатом рассмотрения данного обращения?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Ответ органа, проводившего проверку по данному обращению, с указанием тех или иных выводов, ну, или мер, принятых по обращению. Все зависит от того, какой характер оно носило.

Олеся ТИТАРЕНКО: Очень часто для результативного рассмотрения обращения необходимо оперативное вмешательство в ситуацию, то есть, оперативные действия. Что вы можете посоветовать гражданину, чтобы его обращение было рассмотрено все-таки не в течение месяца, а вот немедленно приступили к поимке преступника? Либо это уже все-таки определяется сотрудником?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Как я уже и говорил, если совершается преступление, человеку нужно обращаться в дежурную часть. И тогда сразу подключаются оперативные сотрудники. Если обращение происходит через посредство электронной, телефонной связи, оно до какого-то момента, скажем так, считается обезличенным, даже если человек надиктовал свои данные. Все равно потребуется… Да, будут приняты все меры к устранению или выяснению причин преступления, правонарушения, указанных в сообщении, но также и будут приняты меры к установлению лица, сообщившего данные сведения.

Олеся ТИТАРЕНКО: В нашем городе существует большое количество народных дружинников. Вы с ними взаимодействуете? Если да, то как они вам помогают?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Безусловно, Управление на транспорте, оно не отличается ничем от территориальных органов. Единственное, конечно, в нашем распоряжении нет столько лиц дружинников, которые обычно формируются из граждан проживающих. Так как вам известно, у нас на объектах транспорта прописки нет, но всеми силами и средствами мы стараемся принимать помощь граждан. Например, у нас очень налажено взаимодействие со студентами вузов, которые в рамках акции привлекаются сотрудниками полиции для проведения каких-то мероприятий, оказания помощи при проведении мероприятий. А также для ознакомления с методами работами с транспортной полицией. Конечно, в основном взаимодействие у нас происходит с частными охранными предприятиями и другими охранными предприятиями, находящимися на объектах транспорта и обеспечивающими транспортную безопасность.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, нас сейчас слушает большое количество граждан, которые наверняка думают о том, что могут быть полезны вашей службе. Например, знают о каком-то происшествии, но молчат, так как не знаю, что делать с этой информацией. Расскажите, как обычный гражданин может вам помочь?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Любой гражданин, ставший свидетелем совершения того или иного противоправного деяния может, ну, я бы сказал, руководствуясь своей гражданской позицией, должен сообщить в ближайший отдел внутренних дел. И оперативность доведения такой информации до сотрудников полиции всегда сыграет свою службу. Сообщить можно как через телефоны доверия, указанные, в частности, на нашем сайте, так и непосредственно при наборе с телефона по номера по мобильному приложению 112.

Олеся ТИТАРЕНКО: На сайте Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу я прочитала, что ваше руководству уделяет большое внимание духовному воспитанию сотрудников. В этом значительную роль играет открытая в 2001 году часовня во имя Архистратига Божия Михаила. В часовне служил иерей Константин, священник Крестовоздвиженского собора Санкт-Петербурга. Расскажите более подробно о том, как происходит духовное оздоровление сотрудников транспортной полиции и какие это дает результаты?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Да, вы правы, часовня у нас работает, ее могут посетить в удобное для них время и граждане, и сотрудники полиции. Непосредственно отец Константин входит в Общественный совет, созданный при Управлении на транспорте по Северо-Западному федеральному округу, в который входит более 20 граждан нашего города — это из различных сфер деятельности, науки, искусства. Они все, конечно, влияют на духовное состояние сотрудника полиции и подходят со всей ответственностью к своим обязанностям.

Олеся ТИТАРЕНКО: А что это за Общественный совет, о котором вы сказали, поясните?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Общественный совет — это группа людей, куда входят и бывшие сотрудники Управления на транспорте, и деятели общественности, которые принимают участие в работе и воспитании, духовно-нравственном воспитании сотрудников Управления.

Олеся ТИТАРЕНКО: Это какая-то созданная вновь некоммерческая организация? Или что это? Какая правовая основа этого Общественного совета?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Нет, это как общественный надзор за деятельностью сотрудников полиции?

Олеся ТИТАРЕНКО: Он законодательно закреплен? На каком основании он вообще существует? Что это за общественный надзор?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Вот вы знаете, по аналогии как есть Общественный совет при президенте, вот также создано и в других структурах.

Олеся ТИТАРЕНКО: Понятно, очень интересно. Расскажите наиболее яркие случаи о пресечении преступной деятельности на транспорте?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Скажем так, один из наиболее ярких случаев, имевших большой резонанс, достаточно большой резонанс — это произошедшая в 2012 году попытка ограбления участников ювелирной выставки в Санкт-Петербурге проходившей преступным сообществом, выходцами из Колумбии. То есть, данные граждане, их было порядка 11-ти человек, заранее приехали в наш город под видом туристов. Очень хорошо его изучили, провели полную подготовку к совершению своих противоправных действий. Подготовились, арендовали машины, купили средства сотовой связи. И действуя группами одновременно, попытались совершить грабеж ювелирных изделий и драгоценных камней у участников ювелирной выставки. Скажем так, первичная подготовка у них была очень хорошая, и это им удалось. Они действовали профессионально как артисты. То есть, без применения каких-либо… оружия и других подручных средств. Было произведено два удачных — один на Московском вокзале в поезде при посадке у ювелиров из Сибири, и второй — в аэропорту Пулково у гражданина Турции, который также прилетел на эту выставку. Но благодаря тому, что очень оперативно данная информация поступила, соответственно, в Управление и сотрудникам транспортом полиции, удалось отработать ее и связать воедино эти два преступления. Посредством дальнейших, не буду говорить каких, оперативно-розыскных мероприятий, было установлено четкое взаимодействие и взаимосвязь между этими двумя происшествиями. За семь суток отработано очень много, большое количество информации как видео, так и аудио. И практически полностью эта группа была установлена. И была, благодаря четкой координации действий сотрудников Следственного комитета на транспорте и оперативных подразделения, она была полностью арестована в аэропорту Домодедово в Москве при попытке уже улететь в Колумбию. Таким образом была предотвращена попытка вывоза похищенного на сумму более 40 млн. рублей. Все лица арестованы и отбывают сейчас наказание в местах не столь отдаленных, как говорится.

Олеся ТИТАРЕНКО: Наша передача подходит к концу. Что вы можете посоветовать нашим радиослушателям напоследок?

Михаил ВЕСЕЛОВ: Напоследок, сейчас у нас период летних перевозок, как железнодорожным, так и воздушным транспортом, и хотелось бы очень акцентировать внимание граждан на внимательность и несовершение действий, которые бы привели к их ухудшению положения или способствовали бы совершению преступлений. Хотел бы еще раз сказать, что если в отношении вас будет совершено какое-то противоправное действие, незамедлительно сообщайте, обращайтесь в дежурную часть полиции — на вокзале, станции, или обращайтесь к наряду сопровождения. Если наряда сопровождения нет, обращайтесь к начальнику поезда или командиру судна. В дальнейшем следуйте четким их указаниям, запишите данные, адреса свидетелей, если они были. Ну, и напоминаю еще раз, что вы можете обратиться на телефон доверия Управления, который указан на сайте.

Олеся ТИТАРЕНКО: Михаил Юрьевич, спасибо, что пришли к нам. Подводя итог сегодняшней передачи, стоит отметить, что, находясь на объектах транспорта — водном, воздушном и железнодорожном — ваш покой и обеспечивают сотрудники транспортной полиции, а не территориальных органов внутренних дел. Сейчас вы знаете, куда стоит обращаться за помощью, если неприятное происшествие в виде преступной деятельности третьих лиц застигло вас в пути. А также знаете, что делать, если стали свидетелем правонарушения. На примере моего собеседника мы видим образ современного сотрудника органов внутренних дел на транспорте. Юридически грамотный своего дела, ежедневно с честью несущий службу. Я напоминаю, в гостях у нас сегодня был — старший инспектор Управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу.

Суров закон, но это закон, его необходимо исполнять, каким бы суровым он ни был. Спасибо за внимание. Всего доброго!

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.