В чем заключается сущность современных конституций. Сущность конституции

Термин «конституция» (от лат. constitutio - установление) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Конституция это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность : основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства , т.е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа. Отсюда следует, что Конституция РФ:

1. Выступает в качестве основного закона государства . Это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

2. Обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство). Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля - Конституционному Суду РФ.

3. Выполняет роль основы всей правовой системы страны . Конституция РФ - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и т.п., она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права.

4. Стабильна. Стабильность Конституциипроявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.


С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой». Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в том, что, следуя мировой практике, Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3–8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (если речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (если имеются в виду изменения гл. 3–8).

Второй, процедурный (процессуальный) аспект «жесткости» Конституции РФ заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения Основного Закона.

5. Легитимна. Легитимность Конституции РФ состоит в том, что она была принята народом путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г.

6. Реальна. Реальность Конституции РФ означает соответствие конституционных предписаний складывающимся в действительности общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция РФ - конституция кодифицированная (консолидированная) , т. е. представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Первый раздел включает девять глав:

1. «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России.

2. «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации.

3. «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма.

4. «Президент РФ».

5. «Федеральное Собрание».

6. «Правительство РФ»

7. «Судебная власть»

8. «Местное самоуправление» конституционные основы осуществления местного самоуправления в России.

9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного закона.

Второй раздел - «Заключительные и переходные положения» .

Такой раздел появился впервые. Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежних Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституция - это основной закон в России и во многих других государствах. Данный правовой акт - основополагающий с точки зрения организации системы политического управления, определения принципов развития экономики и общества, создания механизмов защиты прав и свобод человека. Какова специфика такой юридической категории, как конституция? В чем особенности основного закона РФ?

Определение термина

В чем заключается понятие и сущность конституции государства? Термин, о котором идет речь, латинского происхождения. Он представляет собой транскрипцию слова constitutio, которое имеет такие значения, как «устройство, «установление», или, например, «учреждение». В контексте государства и права данный термин стал применяться еще в Древнем Риме. Под конституциями в римской правовой системе понимались акты, в рамках которых императорская власть учреждала некоторые виды норм и порядков. Однако в период после распада Римской империи и в Средневековье данный термин использовался не слишком активно, хотя в теории и практике политического управления наблюдался.

В конце 18 века В США, Франции и Польше состоялось принятие основных законов государства, имеющих высшую юридическую силу. Понятие и сущность конституции в то время были достаточно близки современной интерпретации специфики данного правового акта. Этот документ понимался как ключевой правоустанавливающий источник, на основе которого должна была строиться вся национальная юридическая система. Ни один из актов, принятых на уровне государственной власти, не должен был противоречить Главному закону страны.

Какова современная трактовка конституции? Сущность данного источника права в распространенных источниках раскрывается в рамках подхода, предполагающего прежде всего, что подобные законодательные акты первичны относительно иных законов и источников норм, принимаемых в государстве. Основная цель внедрения конституции в стране - определить ключевые принципы, в рамках которых политическая власть осуществляет управление социумом, экономикой, выстраивает государственные институты.

Конституция и разделение властей

Однако не только социально-политическая сущность конституции предопределила востребованность подобных источников права в отдельных странах, а затем и по всему миру. Дело в том, что данного типа правовой акт оказался удачным инструментом внедрения новых для некоторых государств принципов управления. Так, например, в политической системе США с принятием конституции фактически впервые в мире в масштабах национального государства был реализован принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. До этого он был подробно рассмотрен в научных изысканиях теоретиков, но в практике выстраивания национальных моделей политического управления активно не внедрялся.

Конституция РФ, утвержденная в 1993 году, также провозгласила принцип разделения властей на три ветви как ключевой механизм государственного управления. Этому предшествовали положения в Декларации о суверенитете РСФСР. В СССР до перестройки подобные концепции не получали распространения - страна управлялась посредством вертикально интегрированной модели советов, объединявших в себе как законодательные, так и исполнительные полномочия.

Функции конституций

Конституции современных государств характеризуются не только правоустанавливающей функцией. Соответствующие признаки основных законов могут быть разными. Так, например, важны социальные функции конституций, которые могут выражаться в экономическом, культурном, воспитательном аспектах. Основной закон также может быть инструментом патриотического воспитания. Например, принятие такого документа, как Конституция РФ, стало событием настолько значимым для гражданского общества России, что приобрело статус государственного праздника.

Специфические признаки конституции

Чем отличается Основной закон государства от иных нормативных актов, не считая первичности в аспекте юридической силы? В современной трактовке главный отличительный признак - непосредственное участие народа в его принятии. Так, Конституция РФ утверждалась в рамках общенационального референдума. Другой признак рассматриваемого типа правового акта - многоступенчатая процедура корректировки положений, а также наличие барьеров к какому-либо изменению отдельных ее частей. Таким образом, конституция должна быть самым стабильным из всех законов, что принимаются в государстве.

Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.

Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.

В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.

Классификация: фактор кодификации

Сущность и содержание конституции мы исследовали. Теперь рассмотрим, каковы самые распространенные разновидности соответствующих правовых актов. Основные законы России, США и большинства современных государств - это документальные источники, они имеют письменную форму и формируют первую категорию актов рассматриваемого типа - писаные конституции.

Неписаные законы

Однако есть соответствующего типа правовые акты, не кодифицированные в рамках отдельного документа. Так, например, Великобритания не имеет самостоятельной конституции, но ее функции фактически выполняет совокупность различных законов, судебных прецедентов, правовых обычаев. Конституция, которая де-юре не принята, но де-факто действует посредством иных источников права, относится к категории неписаных. В политической теории выделяются также и иные виды и критерии классификации конституций. Спектр их разновидностей достаточно широкий. Так, конституция может быть обозначена как дарованная, фактическая, реальная, гибкая, жесткая. Однако большинство из них так или иначе будут относится к писанным или же тем, что не кодифицированы в рамках отдельного документа.

Особенности Конституции РФ

Рассмотрев сущность и виды конституции, исследуем специфику соответствующего источника права, принятого в России. Как мы отметили выше, он был принят при непосредственном участии населения страны на референдуме, который прошел 12 декабря 1993 года.

Принятие Конституции РФ было необходимо с точки зрения юридического закрепления основных принципов управления новым государством и его экономикой, развития социума, выстраивания международных отношений. Выше, где мы рассматривали понятие, сущность и виды конституций, нами были выделены два типа основных законов - кодифицированные и неписаные. Для РФ, как полагают эксперты, приемлем был только первый вариант.

Несмотря на довольно резкий отказ от коммунистических принципов и переход к свободному рынку, понятие и сущность Конституции РФ были связаны с необходимостью выстраивания социального государства, где каждый гражданин, несмотря на капиталистические приоритеты в развитии экономики, имел бы возможность успешно развиваться в справедливых условиях.

Основная часть положений главного закона России связана с принципами выстраивания механизма государственной власти. Как и во многих других странах, сущность и структура Конституции РФ отражают правовые механизмы, необходимые государству для вовлечения в процесс развития человека и общества.

В положениях ключевого закона страны отражены полномочия, характерные для тех или иных государственных должностей и органов власти, закреплен принцип независимости местного самоуправления. В Конституции фактически отражена необходимость комплектования в РФ мощных вооруженных сил: на уровне основного закона страны сказано, что служба в армии - почетный долг россиян.

Система законов в соответствии с Конституцией РФ

Сущность Конституции РФ предопределила следующую модель субординации различных источников права. На верхней ступени - собственно, сам основной закон государства. Далее по значимости - федеральные конституционные законы. Касательно следующей ступени, отражающей юридическую силу правовых актов, в среде российских юристов наблюдаются активные дискуссии. Некоторые эксперты ставят на нее федеральные законы, другие - международные договоры. Дискуссия обусловлена различиями в трактовке одного из положений Конституции, по которому международные законы должны приниматься в первую очередь.

Основной аргумент сторонников той точки зрения, что ФЗ должны располагаться выше - далеко не все договоры, подписанные между РФ и другими государствами, попадают под определение, которое присутствует в основном законе страны.

Следующий уровень правовых актов в РФ - региональный. Он представлен законами и иными нормативными актами, принимаемыми в субъектах: республиках, краях, областях.

Важнейший аспект, который предопределяет сущность Конституции РФ, - отделение муниципальной системы власти от государственной. Однако те законы, которые принимаются в России на местном уровне, формирующим наряду с федеральным и региональным национальную систему права, не должны противоречить Конституции и созданным для реализации ее положений правовым актам.

Как принимался основной закон

Исследовав сущность Конституции РФ, полезно будет также изучить основные моменты, связанные с принятием основного закона России. История конституционного процесса в РФ интересна.

В 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете РСФСР. Фактически это означало, что в новой республике необходимо создавать также обновленную конституцию, отражающую актуальные социально-политические и экономические реалии. В июне 1990 года была сформирована особая Конституционная комиссия, в состав которой вошли Президент РСФСР, а также представители административно-территориальных субъектов, входивших в республику.

Преодолев несколько стадий доработки, проект Конституции в марте 1992 года был опубликован в СМИ. В течение последующих месяцев в соответствии с рекомендациями Съезда народных депутатов, Президента России, экспертов Конституционной комиссии различного профиля в данный документ также вносились поправки. Третий проект основного закона государства был утвержден 16 октября 1992 года. Однако в рамках слушаний Съезда народных депутатов не удалось принять конституцию. По распространенной версии сложности были связаны с противоречиями между органами власти на законодательном и исполнительном уровне. В итоге была высказана инициатива - вынести проект Конституции на всенародное голосование.

В мае 1993 года Конституционная комиссия России вынесла постановление, в котором содержались главные положения проекта Конституции РФ. Основной закон государства в одобренном депутатами Верховного Совета виде был вскоре опубликован, с его содержанием смогли ознакомиться граждане России.

Президентский формат

Сущность Конституции РФ на стадии проекта во многом была связана с реализацией демократических принципов. С точки зрения взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предполагалось, что полномочия Президента РФ будут сравнительно невелики, страна должна была развиваться как парламентская республика. Однако к октябрю 1993 года был составлен проект Конституции, предполагающий все же главенствующую роль Президента России в системе государственного управления. Предполагалось, что решающее слово относительно принятия основного закона страны скажет народ в процессе референдума.

Всенародное голосование, в рамках которого граждане РФ принимали решение, одобрять ли предложенный властями проект Конституции или отказаться от него, состоялось 12 декабря 1993 года. К тому моменту посредством различных каналов населению России разъяснялись понятие и сущность Конституции РФ, что позволило бы гражданам страны сделать разумный выбор. В голосовании приняли участие более 58 млн россиян, или порядка 54,8% от зарегистрированных избирателей. Проект Конституции одобрили 58,4% проголосовавших. Так впервые в истории России в ходе всенародного голосования была принята национальная Конституция.

Термин «конституция» (от латинского «constituio » - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.*


* Сравнительное конституционное право. М., 1996 . С. 67

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция,

Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей. *


* Речь идет о структуре конституций, представляющих собой единый документ.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.


Смотрите также:

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа , она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной , политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам , правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве конституции

2. в ее высшей юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой охране конституции

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок