Конституция рф обладает высшей юридической силой.

Конституция – основной закон общества, нацеленный на учреждение государственных, общественных институтов, регулирование их деятельности, выражение в праве духовно-мировоззренческих, политико-идеологических и иных ценностей, соединение традиций и модернизации, стратегическое целеполагание общества, систематизацию законодательства, права и предназначенный для обеспечения баланса индивидуальных, групповых, общесоциальных интересов.

Конституция имеет прямое действие (ч.1 ст.15,18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, следовательно, в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом специализируются конституционные нормы. Конституция действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое действие Конституции – право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении к суду за защитой права на благоприятную окр. Среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Не обязательно ссылаться на экологическое право, тем более, что в отраслевом законодательстве такой нормы может и не быть.

Высшая юридическая сила. При столкновении нормы Конституции и иных норм всегда должна применяться норма Конституции (ч.1 ст.15). часть 4 статьи 15 Конституции гласит, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это правило не распространяется на Конституцию и на законы о поправках к ней.

Вопрос 2: гарантии равенства парламентских партий при освещении их деятельности в сми

ФЗ от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами":

Статья 3. Общие принципы освещения деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами

Освещение деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) распространение информации о деятельности каждой парламентской партии в равном объеме;

2) публичность государственного контроля за освещением деятельности парламентских партий;

3) творческая независимость и профессиональная самостоятельность редакций государственных общедоступных телеканалов или радиоканалов при освещении деятельности парламентских партий, включая самостоятельное определение оснований, форм и способов такого освещения;

4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности парламентских партий.

Статья 5. Контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами

1. Контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при участии парламентских партий, Общественной палаты Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, и общероссийской организации телерадиовещания, являющейся учредителем и распространителем государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов (далее - общероссийская организация телерадиовещания).

6. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме в течение одного календарного месяца, она принимает решение о необходимости компенсировать недостающий объем эфирного времени в отношении соответствующей парламентской партии и направляет указанное решение соответствующей общероссийской организации телерадиовещания.

В случае, если компенсировать недостающий объем эфирного времени возможно только в период со дня начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума до дня официального опубликования результатов выборов, референдума, это решение принимается после официального опубликования результатов выборов, референдума.

7. Общероссийская организация телерадиовещания, получившая указанное в части 6 настоящей статьи решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в течение 30 дней со дня получения решения компенсирует недостающий объем эфирного времени соответственно на телеканалах или радиоканалах в отношении соответствующей парламентской партии, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи.

8. В случае несогласия с указанным в части 6 настоящей статьи решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации общероссийская организация телерадиовещания вправе в течение 10 дней со дня его получения письменно уведомить об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с мотивированным обоснованием причин такого несогласия.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения уведомления повторно рассматривает вопрос о результатах учета объема эфирного времени, затраченного в течение соответствующего календарного месяца на освещение деятельности парламентских партий. В случае, если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации примет решение, в котором повторно установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме, соответствующая общероссийская организация телерадиовещания компенсирует недостающий объем эфирного времени соответственно на телеканалах или радиоканалах в отношении соответствующей парламентской партии в течение 20 дней со дня принятия такого решения.

10. Сведения об обеспечении гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами за предшествующий календарный год публикуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в "Парламентской газете" ежегодно не позднее 31 января текущего года.

Конституция РФ, включив общепризнанные нормы международного права в правовую систему России, не определила их юридическую силу. В российской юридической литературе высказываются неоднозначные мнения по вопросу о соотношении национального законодательства и общего международного права. Одни авторы пишут, что "общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам"1.

Другие авторы подчеркивают, что в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными принципами и нормами международного права, применяются правила, установленные этими нормами и договором2. Благодаря п.4 ст.15 Конституции РФ Россия практически признала примат международного права над внутренним законодательством.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России имеют преимущество перед национальными законами в случае противоречия международных норм и законов государства».

Конституция в большинстве государств является частью внутреннего права страны и, таким образом, можно утверждать, что в случае противоречия между Конституцией РФ и нормой общего международного права приоритет в правоприменении должен быть отдан соответствующей общей норме международного права. Каково же соотношение Конституции РФ и общего международного права?

Как известно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации.

Часть 2 п.1 ст.5 Конституции РФ предусматривает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской федерации не должны противоречить Конституции РФ. Буквальное толкование данного положения может нас привести к выводу, что конституционные нормы имеют приоритет исключительно над внутригосударственными актами, принятыми Российской Федерацией в процессе правотворчества, и не обладают верховенством над общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ1.

Однако, как справедливо отмечается в Комментарии к Конституции РФ, "указанное положение (ч.2, п.1, ст.15) лишь конкретизирует довод о высшей юридической силе Конституции РФ". Иными словами, высшая юридическая сила Конституций РФ распространяется не только на все внутригосударственные нормативные акты, включая законы, но и на нормы общего и договорного международного права, ставшие частью правовой системы России.

Таким образом, Конституция РФ в рамках правовой системы обладает высшей юридической силой по отношению ко всем внутригосударственным нормативным актам и нормам, предусмотренным общим международным правом.

Проф. И. И. Лукашук наделяет "особым статусом" общепризнанные нормы международного права, касающиеся прав человека. Указанная специфика, с точки зрения И. И. Лукашука, обуславливается: а) непосредственным действием прав и свобод человека; б) права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Как отмечается автором, связанные с правами и свободами человека "общепризнанные принципы и нормы международного права обладают по крайней мере не меньшей силой, чем нормы Конституции РФ". Следовательно, И. И. Лукашук приравнивает по юридической силе нормы общего права, касающиеся прав и свобод человека, и конституционные нормы. Представляется, что с указанной позицией нельзя полностью согласиться1.

Как было выше отмечено, пункт 1 ст.15 Конституции РФ, закрепляющий за положениями Конституции высшую юридическую силу, находится в Главе I Конституции, именуемой "Основы конституционного строя." Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в Целях защиты Основ конституционного строя.

Таким образом, буквальное и логическое толкование соответствующих норм Конституции РФ позволяет нам прийти к выводу, что права и свободы Человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, Даже если их нормативное содержание определяется общепризнанными принципами и нормами международного права. уже в силу этого положения общепризнанные нормы международного права, регулирующие права человека, не могут обладать особым статусом в сравнении с иными общепризнанными нормами и принципами международного права и иметь юридическую силу не меньшую, чем конституция.

Однако необходимо отметить, что если общепризнанные стандарты прав и свобод человека находят свое закрепление в ратифицированном международном договоре Российской Федерации, то законодатель не вправе принимать федеральные законы, которые противоречили бы указанным стандартам. В противном случае, правоприменитель, согласно известной конституционной отсылке, обязан руководствоваться нормами, определяемыми в международных договорах2.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства :

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции . Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе . Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции . В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции . Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 - 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

Однако некоторые требования к осуществляемому Судом толкованию Основного Закона в этих актах, а также в решениях самого Конституционного Суда сформулированы. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя России. Интерпретация всех последующих положений Конституции не может расходиться с нормами главы 1 Основного Закона и поэтому должна осуществляться в сопряжении с ними. В связи с этим возникает требование о системности толкования, выявлении системообразующих связей конституционных норм и права в целом: субординации, координации, происхождении и т.п. В Послании Конституционного Суда Верховному Совету Российской Федерации «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» от 5 марта 1993 г.

Конституция

По мнению законодателя, данный порядок принятия решения о толковании Конституции и установленное комментируемой статьей большинство служит гарантией от интеграции Суда в текущий политический процесс. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений.
Официальный характер такого толкования заключается в том, что оно дается Конституционным Судом, уполномоченным на это частью 5 статьи 125 Конституции РФ, содержится в специальном акте (постановлении) и обязательно для всех субъектов права.

Конституция российской федерации

Конституционный Суд в пленарном заседании может принять решение, не соответствующее ранее выраженной им позиции. Такое решение может быть обусловлено либо «поиском права», либо «превращением» Конституции, т.е.

изменением

Основного Закона без изменения его текста, либо внесением в Конституцию дополнений и изменений, влекущих к изменениям в нормативном содержании ранее интерпретированных конституционных положений, которые в силу этого нуждаются в новом осмыслении. Толкование Конституции РФ, отдельных ее норм дается исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда.

Важно

Причем решение о толковании Конституции, в отличие от решений по иным делам, принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Это обусловлено как юридической, так и общесоциальной значимостью таких решений, а также возможными политическими последствиями.

Назовите основной закон российской федерации

Внимание

Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Инфо

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией.

Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений. - Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.
- Содержит нормы, имеющие прямое действие.

Статьи по предмету конституционное право россии

Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.
После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г.

Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей). Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г.

Конституция рф обладает высшей юридической силой это означает что

Конституция Российской Федерации является важнейшим источником российского избирательного права. В ней закреплена республиканская форма правления (ст.
1), свободные выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3), провозглашено право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32), регламентированы основные правила проведения выборов

Президента Российской Федерации (ст. 81) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.ст. 95 — 97), предусматривается необходимость муниципальных выборов и референдумов в системе местного самоуправления (ст. 130). Указанные конституционные положения конкретизируются и развиваются в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.

Конституция ha обладает высшей юридической силой

  • суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
  • государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
  • федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
  • Россия – социальное государство (ст.7).

Решение Суда о толковании Конституции не влечет утраты юридической силы какими-либо актами или их отдельными положениями, как это происходит при принятии Судом решений по делам о конституционности нормативных актов, договоров, спорах о компетенции. Однако акты или отдельные их положения, основанные на противоречащей толкованию Конституционным Судом интерпретации конституционных норм, подлежат пересмотру издавшими их органами и должностными лицами.

Решение Суда о толковании Конституции может также являться основанием для судебного обжалования (в судах общей юрисдикции и арбитражных судах) соответствующих решений и действий, если при их вынесении или осуществлении органы и должностные лица руководствовались неправильной интерпретацией своих полномочий, не соответствующими толкованию Конституционным Судом норм о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституция рф обладает высшей юридической силой ей должны соответствовать

Суд пришел к выводу, что положения статьи 136 Конституции могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Согласно пункту 1 резолютивной части постановления, поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта – закона о поправке к Конституции Российской Федерации, который, как известно, не упоминается в тексте Основного Закона. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает также, что его решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими решениями данного органа.


Кафедра «Право»

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Выполнила: ст. гр. АУИ-412

/Карякина Е.В. /

Принял: профессор

/Стецовский Ю.И./

МОСКВА 2000

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ............................................................................................................. 3

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ................................... 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 10


Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Кон­ституция формирует и закрепляет отправные принципы правового ре­гулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные за­коны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обя­зательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В на­стоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы. Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Кон­ституции содержит указания на необходимость принятия ряда феде­ральных конституционных законов и федеральных законов, чье дей­ствие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важней­шие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, госу­дарственное устройство, формы и виды собственности, основы уго­ловного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательст­ва, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит универ­сальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и про­странстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные за­конодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независи­мо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объ­единений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их по­тенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российс­кой Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим зако­нодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере за­конодательства непосредственно затрагивает права и законные инте­ресы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной об­ласти произошли существенные изменения, закрепленные конститу­ционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, кото­рый официально не опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г. и одобренным Советом Федера­ции 1 июня 1994 г., официальным опубликованием федерального кон­ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федераль­ного Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи­зациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночи­таемой форме. Кроме того, в Законе установлено, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубли­кованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы под­лежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат федерального Собрания публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.

При публикации федерального конституционного закона и феде­рального закона указываются наименование закона, даты его приня­тия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, а так­же должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должност­ное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистраци­онный номер.

Проблема официального опубликования актов сегодня актуальна и потому, что роль «информаторов» о законодательстве все чаще пы­таются взять на себя различного рода негосударственные, коммерчес­кие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить пол­ную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые пос­ледние их проекты.

Международные договоры Российской Федерации регулируют от­ношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномо­ченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.