Соотношение государства и права. Государство и право

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

Тоталитарная модель предполагает, что право - продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

либеральная (право выше государства);

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им; наблюдается в РФ).

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства.

Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Исходя из прагматической модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

    1. единство;
    2. различие;
    3. взаимодействие.

Единство государства и права

Единство выражается в их:

    • одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;
    • сходной типологии;
    • одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;
    • общей исторической судьбе;
    • в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

Различие государства и права

Различия вытекают уже из определений этих понятий.

Государство - это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право - это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право - .

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном воздействии и влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно - от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

    • во внутренней организации государства;
    • в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства , проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве - это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону.

Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение «государство - право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу.

Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы.

Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Введение

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической
юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов,
обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно
связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных,
но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще
римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним
каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел),
употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что
«всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В
другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо
государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и
представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,
теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими
юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное),
хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права,
права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они
продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.
Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в
основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не
только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что
государство является единственным, исключительным источником права.
Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных,
формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих
возведенную в закон государственную волю господствующего класса и
выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с
законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от
государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как
первый, понятие права с понятием государства. Право при этом
рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в
целях разумного устройства человеческого общежития путем определения
меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в
обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических,
корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала,
основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения
окружающей природной среды»1.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и
подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он
несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его
содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход,
несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике
является менее распространенным и применяемым, чем первый,
позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,
наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в
реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения
(норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются
(утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются
различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они
относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает
правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения
содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в
свою очередь, активно воздействует на государство путем установления
общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций
правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус,
определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура,
порядок деятельности и взаимоотношений.

Понятие и основные признаки государства

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости
классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть
примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и
развивается особый институт-государство, которое никоим образом не
представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть
продукт общества на известной стадии развития; государство есть
признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях,
раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно
бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала
общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества,
ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть
государство.

Возникновение государства- это приспособление общества к новым условиям,
которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в
экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения
частной собственности сохранились, поддерживались, развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих
в надстройке, к которой относится и государство.

Государство есть особая организация политических сил, находящихся у
власти.

Государство отличается от родоплеменной организации следующими
признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем
населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в
государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически
государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта
публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей –
первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию,
тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников,
специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле
экономически господствующего класса.

Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по
территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей,
князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное
население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная
знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не
кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени
кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными
для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных
народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас
весьма существенные. Они были связаны с географической средой,
конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные
государства. Классической формой является возникновение государства в
силу действия только внутренних факторов развития данного общества,
расслоение на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть
на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло
формирование государства и у других народов, например у славян.
Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным
примером образования государства вообще, потому что оно, с одной
стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного
вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что
в данном случае весьма высоко развитая форма государства –
демократическая республика – возникает непосредственно из родового
строя, и, наконец, потому, что на достаточно хорошо известны все
существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое
общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную
многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим
обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его
развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно
растворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителей
Римской империи государство возникает как непосредственный результат
завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми
родовой строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс
формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для
данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже
существующими государствами. В результате завоевания германскими
племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи
родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной
демократии, быстро переродилась в федеральное государство.

Государство в политической системе общества

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской
Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем
представительной (через выборные государственные законодательные органы)
так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся
право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право
на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в
самые разнообразные общественные организации. К ним относятся
политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации,
трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя
из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая
система – это совокупность организационных форм политической
деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство
рассматривается как форма организации политической деятельности народа,
причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству
имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными
средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают
возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и
государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в
государственной жизни. Основное место и роль государства в политической
системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о
том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего
многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения
членов общества, вне зависимости от их социального, имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем
каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов,
наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями
обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы
внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции
принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой
контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены
правом издания нормативных актов, однако последние не носят
общеобязательного характера и распространяются только на членов данной
общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко
всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая
суверенитетом, государство организует само себя и издает
общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе
общества и играет в ней основную роль.

Государство и гражданское общество

Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе, если
в отношении господствующих классов государство выступает как особый
орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их
противникам (в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству
населения) – как орудие управления и подавления. Характер и цели
государства определяются в конечном счете экономическим строем общества;
как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в
жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход
экономического развития.

Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе политических
организации классового общества: в нее входят также партии и другие
организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в
обществе (суверенность государственной власти). Верховенство
государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее
властная сила распространяется на все население и общественные
организации данной страны), прерогативах (государственная власть может
отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в
наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная
власть не располагает (например монополия законодательства, правосудия).

Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа
его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся
у власти.

В ходе истории государства приобретает по отношению к базису
значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его
самостоятельное воздействие на основанные сферы жизни общества (в том
числе на экономику), исторические и социальные процессы весьма
существенно осуществляется в разных направлениях, т.е. государство может
способствовать развитию общественным отношением или, наоборот, тормозить
его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль
этого воздействия возрастает.

Последовательное становление демократического гражданского общества
требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства,
гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений
государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено
гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением
общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое
гражданское общество. Надо полагать, что есть способ организации
экономических, производственных отношений и соответствующих
производственных сил, совокупность отношений возникающих в процессе
пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования
общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных,
образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.

Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей
(религиозных, общественных, политических партий, профессиональных
союзов, кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их
групповые и индивидуальные интересы и права, становиться в особые
политические отношения с государством.

Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для
функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем
меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия
авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского
общества определяется не столько степенью охвата слоев населения, а,
сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.

В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту
всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном
отчуждении собственности в случае общественной необходимости
гарантируется ее возмещение, национализация собственности не
допускается.

Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом,
принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и
коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой
занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и
переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по
безработице.

Социальное государство

По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике
преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции
государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой
рыночными отношениями.

Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка,
где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире
это уже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории в нашем
обществе, которое долгое время было ориентировано на социалистические
принципы равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в
основном популистский, демагогический характер, общественное сознание
формировалось именно на их основе.

Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все же
низводить его до роли «ночного сторожа». В условиях коренной ломки всех
общественных структур именно государство должно стать консолидирующие
началом, призванные создавать новые политические, экономические,
социальные отношения. Без воздействия государства невозможно реальное
преобразование общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты
прав человека направленная на смягчение негативных последствий рыночных
реформ. Задача социального государства состоит в перераспределении
доходов между различными слоями общества через систему налогов,
государственный бюджет, специальные социальные программы.

В качестве долговременной, перспективной цели государство должно
стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического,
а, не только юридического равенства – задача в исторически обозримые
сроки невыполнимые. Это не означает отрицание идеи равенства,
содержащей в себе огромный нравственный потенциал.

Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарном обществе
предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть не
случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный
процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма –
постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство
будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим
равенством всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности,
проводимые в России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что
экономическое неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не
может компенсировать разницу между собственником и несобственником.
Только преобразование социалистической собственности в равную
гражданскую собственность создает условие для «более высокой ступени
человеческой свободы, равенства, справедливости и права»1.

Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов
вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его
регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной
функции государства и возрастания его ответственности за создание своим
гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.

Компетенция социального правового государства, обеспечивающего
постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, -
важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано
в России.

Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права
различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета
государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось
как продукт государственной деятельности, как его (государства)
следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной
юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в
подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного
подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий
придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось
формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм,
издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле
естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы
естественного права, выводившие понятие государства из общественного
договора, исходили из ограничения государством права, что, по их
мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости
основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции
данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с
государством. Право возникает до образования государства. Оно старше
государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный
источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в
определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и
в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь
однозначного причинно-следственного характера, государство порождает
право или из права рождается государство. Она (связь) видится более
сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без
друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная
связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между
государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право
государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в
обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально
важное значение для всей общественной практики.

Признание двустороннего характера связи между государством и правом
позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе
узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от
государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства
по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых
концепций так называемого широкого право-понимания. Государственный
нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь
государства и права представляется иной: государство не порождает право,
не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной
ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим
мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует
право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в
той мере, в какой само право ему это позволяет.

Воздействие государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых
установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть
имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо
институционального образования. Она присутствует в праве и как бы
проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей
государственной политики. В тоже время влияние государства на право не
следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,
признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его
признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает
относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему
закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что
право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и
допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то
лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является
инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере
правотворчества и право реализации. Право формируется при
непосредственном участии государства. Однако государство не столько
формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс,
придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический
акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле
государство не является его (права) начальной, глубинной причиной.
Государство создает право на институциональном уровне. Причины же
возникновения права коренятся в материальном способе производства,
характере экономического развития общества, его культуре, исторических
традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения
ведет к тому, что единственным и определяющим источником права
признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался
основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось
учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической
теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в
полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо
конструктивной деятельности государства существовании права как
институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в
правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему
государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на
определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении
образования права заключается в следующем.

В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии
с познанными законами общественного развития, закономерностями
стихийного правогенеза определяет потребность в юридической
регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет
потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт
исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им
авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий
характер. В буквальном смысле это означает, что государство
устанавливает нормы права.

В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят)
прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой
способ «производства» права является преобладающим. Так, образование
мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство
санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были
мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда
положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие
толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное
значение.

В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически
сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им
видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают
юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и
прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения
нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы
источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями,
политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере
оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения
правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство
управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление
соответственно духу времени.

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении
реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том,
что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление
правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства
как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано
создавать фактические, организованные юридические предпосылки для
использования гражданами, их организациями предоставленных законом
возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и
потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения
правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту
активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие
чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых
отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей
гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила,
авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения
охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим
наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных
субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права в
социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений
действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении
общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на
право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого
права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права
в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не
может также использовать право в противоречии с его истинным
назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная
юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в
интересах общества использовать правовой инструментарий.

Воздействие права на государство

В специальной литературе проблеме влияния права на государство удалено
мало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем
право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во
внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства,
как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру
государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном
механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством
права закрепляются форма государства, устройство государственного
аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право
создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из
ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными
структурами получают правовое регулирование, превращаются в
правоотношения.

С помощь права определяются место, роль, функции частей
государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и
населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право
позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.
Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют
государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым
право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех
звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою
волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и
цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового
инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым
демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое
государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность.
Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной
деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как
обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными
факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству
в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь
правовой формой. Государство без ущерба для общества не может
манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую
роль права в отношении к государству:

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением,
отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в
границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на
государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом
тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное
и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки
зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь
в той мере, в какой само государство поставлено на службу.

Право легализует государственную деятельность, обеспечивает
дозволенность охранительных и принудительных мер государства.
Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки
юридических требований, приобретает юридическую форму.

Посредством права определяются границы деятельности государства,
обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым
воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и
народностями.

Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного
контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает
юридические гарантии ответственного поведения государства перед
населением.

Право выступает в современных условиях языком общения государства не
только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в
целом.

Право (и только оно) является основным средством легитимации
государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и
формы государственного принуждения.

Итак, государство как суверенная власть не может существовать и
функционировать вне права. Концепция господства права (правового
государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,
общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает
мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле
право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно
говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не
встало над обществом.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности общественного развития, тем в
большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом
случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и
исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи
связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,
соответствует своему историческому предназначению.

Правовое государство: основные признаки

Идея правового государства основывается на необходимости достижения
гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного
правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их
реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,
достичь оптимального соотношения интересов государства и личности.
Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями
как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и
др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в
России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др.
Реализация основных признаков правового государства является одним из
условий его формирования, и они отражают направление движения к
цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового
государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные
стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как
представляется, его сущностными характеристиками можно выделить
следующее:

Верховенство закона;

Организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения
законодательной, исполнительной и судебных функций;

Обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные
случаи выражения этих трех основных признаков правового государства.
Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е.
что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и
несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были
законы. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идее
справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом
соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и
соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли
большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение
общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной
практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким
образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю
народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в
меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц,
а также требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов.
Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов,
исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны
соответствовать нормам международного права. Основной закон
(Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и
все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не
противоречить. Цивилизованное существование государственной власти может
быть только не принципе четкого разграничения законодательной,
исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и
противовесов между ними. Ни одна власть не должна присвоить
несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции
устанавливают систему разделения властей и осуществления полномочий
парламентом, правительствами, президентом и разграничивает полномочия
федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное
разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и
противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов,
депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц
исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных
лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности
президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва
сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и
противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению
дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению
споров о компетенции между государственными организациями.

Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с
признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно
преувеличение роли государства является причиной того, что личность
вытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государством
прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом
государстве как государство должно нести ответственность перед
личностью, так и личность должная нести ответственность перед
государством. Совершение преступлений, за которые виновные несут
ответственность и тем самым не реализуется должная защита прав граждан,
прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные
условия существования и должно нести ответственность за выполнение
обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и
взаимные обязанности как государством, так и личностью.

Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить,
что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных
признаков в жизни отражает движение к правовому государству.

Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную
формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство
одновременно является категорией сущего и должного, идеалом,
преобразующим действительность.

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и
государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с
этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое
определение судеб права и государства будет удовлетворять научному
подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась
в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее
основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не
извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового
коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного
строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных
теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство,
огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие
властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория
отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной
теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в
России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на
базе реального социализма открылась возможность формирования
неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом
движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него
исходящим, может иметь место только там, где законодательство и
государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя
распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи
вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле
стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих
обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие)
потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и
государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса.
Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей
(колесование), но куда в большей степени оно используется для
обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права
и государства должна моделировать прогрессивную роль
государственно-правового механизма.

Литература

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М.
Юрист, 1996 – 472 с.

Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.
Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.

Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с.

Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.

Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.

Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 –
63с.. 1997 – 63с.

Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.-
320с.

См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.
1978г.

Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.

1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.

1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.
С.320.

Государство - это один из древнейших социально-политических феноменов, который возникает в процессе трансформации и развития патестарных (родоплеменных) обществ в более прогрессивную форму организации.

Государство, как форма организации общества, есть общественный политико-правовой союз. Из настоящего утверждения можно сделать вывод, что у государства, как у социальной системы, есть политическая и правовая составляющие.

Государство, как научная категория, не имеет единого, чёткого определения и является полисемичным понятием, то есть в содержание понятия государства в зависимости от контекста могут быть вложены различные взаимодополняющие смысловые значения. Можно, например, употребить термин государство для обозначения страны, или государственной власти, или как суверенного лица в международном праве. С другой стороны по своей социальной природе государство сегодня это и есть общество, разделить общество и государство теоретически невозможно. Всесторонне охарактеризовать все проявления государства в едином определении достаточно сложно, и необходимо всегда уточнять значение, в котором используется термин «государство». В политологии и теории государства и права раскрывается понятие государства традиционно через его признаки.

У государства есть сущностные и атрибутивные признаки. Атрибутивными признаками являются флаг, герб и гимн, а так же название государства, в монархиях портреты (профили) монархов. К сущностным признакам государства в частности относятся наличие территории, суверенитета, государственной власти и аппарата, налоговой системы, армии, национальной валюты и другие, при рассмотрении вопроса взаимосвязи государства и права особенно важно выделить такой признак как наличие правовой системы.

Для успешного функционирования государственного механизма необходимо наличие правовой системы - это утверждение является одной из основных закономерностей науки «Теории государства и права», в предмет которой входит изучение государства и права как феноменов, рассмотрение взаимосвязи права и государства, процессы политогенеза и правогенеза.

Не менее сложным социальным феноменом является и право. Теоретически позитивное право является системой общезначимых, общеобязательных, управомачивающе-обязывающих социальных норм. С

этим тезисом практически все теоретики-юристы соглашаются. Однако дальше каждый исследователь вкладывает в понятие «право» свой смысл в зависимости от своего подхода к праву - типа правопонимания.

Подходы к феномену права традиционно в теории государства и права именуются типами правопонимания. У всех типов правопонимания есть что-то общее, так или иначе, право регулирует общественные отношения, то есть те отношения, которые складываются в обществе между людьми на основе норм поведения, порождают для сторон права и обязанности. Различные учёные-правоведы придерживаются и симпатизируют, как правило, определённому типу правопонимания. Тип правопоимания, который доминирует в юридическом исследовании, накладывает отпечаток на всё его содержание. В целом же правовая доктрина выделяет множество типов правопонимания, в том числе и три основных: этатизм, юснатурализм и социологический подход.1 Юристы, которые придерживаются такого типа правопонимания, как этатизм называются нормативистами, поскольку они уделяют в своих исследованиях особое внимание понятию правовой нормы.

Все научные споры по вопросу содержания понятия «право» ведутся лишь о природе правовой нормы и её взаимосвязи с волей государства, при этом назначение права и его сущность, как правило, диктуется социально-политическими условиями, а не доктринальными изысканиями.

Этатизм, известный так же как концепция государственного права, исходит из того, что право, базируясь на государственном принуждении, существует только в государстве, которое право санкционирует, и за исполнением которого осуществляет постоянный контроль. В противном случае, по мнению сторонников концепции, право просто не будет действовать, так как при нарушении правовой нормы не будет механизма ответственности за правонарушение. Соответственно, право представляется сторонникам этатизма как закон, как воля государства.

По своей сути этатизм имеет как ряд важных преимуществ, так некоторые существенные недостатки. В соответствии с данной концепцией закон легко обнаружить - необходимо лишь найти нужный правовой документ - нормативно-правовой акт. Соответственно закон легко и применять - его достаточно прочесть и истолковать.

Негативной стороной этатизма является возможность образования мёртвого, то есть недействующего права. Государство теоретически способно озаглавить не иначе как «Закон» документ любого содержания, даже тот, который невозможно воплотить в общественную жизнь, более того таких документов создано достаточно много в России в 90-е годы двадцатого века, к настоящему времени подавляющее их большинство уже утратило юридическую силу.

1 См. подробнее: А.В.Поляков. Общая теория права; Юридический центр пресс, СПб. 2003. с. 63 - 78.

С точки зрения этатизма такие образцы неудачного нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых, порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы, раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них. Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для произрастания в обществе правового нигилизма.

Юстнатурализм - более сложная, чем этатизм, умозрительная концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе, выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о том, что право объективно существует как социальная реальность вне зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете, не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению, оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно существующими социальными реалиями и только на их основании строить свои законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных отношений, норм морали и нравственности и воли государства в научной литературе часто называется поиском норм естественного права. Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов объективной социальной реальности свойственных, определённой стадии социального развития в отдельно взятых историко-культурных и географических условиях.

Государство в процессе реализации своей правотворческой функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.

В качестве примера существования естественно-правового закона рассмотрим право человека на свободу мысли.

Например, государство нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью концентрации интеллектуальных способностей человека на народном хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при этом ничего и никогда не узнает. Этот пример первой естественно-правовой нормы обнаружили ещё древнеримские юристы. В современном обществе значение естественного право значительно шире: это не только социальные закономерности, но и определённые социальные стандарты гуманизма и либерализма. Основанная на приоритете идеалов гражданского общества перед интересами государства, уважении прав и свобод человека и гражданина, цели строительства правового государства концепция правопонимания называется юснатурализмом.

Право человека на жизнь в нормативно-ценностной системе естественного права имеет первоочередное значение. Жизнь человека наряду с личной свободой и неприкосновенностью личности создают не только правовую, но и формируют морально-нравственную среду правовой системы юснатурализма. Естественное право как особая социальная реальность призвана гарантировать достойный уровень жизни людей и ограничить вмешательство государства в сферу частных интересов.

Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде всего) нормотворчества и правогенеза в целом. Концепция естественного права сообщает законодателю определённую ценностную шкалу, показывает, какие социальные институты требуют совершенствования законодательных подходов к их правовому регулированию. Минусом является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний день концепция естественного права - это идеология стран Западной Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки практически всегда исключает рациональное познание и единообразное понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества, и не принимается странами Ислама, например.

В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые нормы. Поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не делает, неизбежно возникают ошибки и в деятельности государственных органов направленной на определение норм естественного права. Нормы естественного права, как правило, призваны применять высшие судебные инстанции, такие как Конституционный Суд РФ, которые достаточно часто меняют свою правоприменительную доктрину.

Третий подход к праву к определению содержания термина «право» сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках социологической концепции право предстаёт перед нами как исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь устанавливает определенные формальности.

С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы ориентироваться необходимо на реально существующие социальные

отношения. При социологическом подходе норму права следует искать в исполненном судебном решении. Поскольку именно на этой фазе у социального отношения проявляется и санкция за несоблюдение общепринятого порядка.

Такой подход к праву означает, что правовая норма в деталях соотносится с реальным положением вещей в обществе. Недостатки концепции в том, что любой социальный беспредел фактически является особого рода правовой системой, причём сама система крайне казуистична.

Праву при наличии трёх, часто противоречивых подходов практически невозможно дать четкого определения, в этой связи создание единой интегративной концепции правопонимания является важной задачей современной юриспруденции. Одна из последних интересных попыток решения данной проблемы предпринята А.В. Поляковым. Однако созданная им коммуникативная концепция правопонимания хотя и является, бесспорно, интересной, но не даёт ответов на все теоретические вопросы. Проблема правопонимания усугубляется и высокой степенью философской сложности интегрального правоведения.2 Исходя из этого весь наш курс, рассчитанный для студентов не юридических специальностей, мы будем строить с позиций этатизма, традиционного для российской школы права.

То есть в целях рационализации изучения дисциплины «Правоведение» автор предлагает считать, что под правом понимается система действующих управомачивающе-обязывающих, общезначимых, общеобязательных норм социального поведения, санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением.

Право как система норм установленных законом всегда нормативно. Соответственно, дальнейшее изложение материала будет акцентировано на законодательстве и его наиболее важных и значимых аспектах. Для понимания законодательства необходимо определить термин «нормативность», поскольку законодательство представляет собой систему нормативных актов. Норма права как элемент правовой системы представляет собой действующее в обществе правило поведения. Любое такое правило-норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза есть предположение относительно ситуации, в которой правило должно применяться. Диспозиция представляет собой модель надлежащего поведения в случае гипотетической ситуации. А санкция являет собой последствия за следование или нарушение правовой нормы. Современная теория права выделяет позитивные санкции, то есть

1. Понятие и признаки государства.

2. Функции государства.

3. Форма государства.

4. Механизм государства.

5. Правовое государство.

1. Теории происхождения государства.

1) Патриархальная теория (Аристотель) рассматривает государство как результат исторического развития семьи. Сначала люди объединяются в семьи, несколько семей составляют общину, а несколько общин создают государство. Государство является наивысшей формой политического общения людей. Государственная власть – это продолжение родительской власти, власти домохозяина в семье.

2) Теологическая теория (от греческого слова «теос» - Бог). В соответствии с этой теорией происхождение государства рассматривается как результат акта Божественной силы. Государство вечно и несокрушимо; любые посягательства на него обречены на неудачу, поскольку власть вложена в руки правителя Богом и призвана защищать благо всех (Ф. Аквинский).

3) Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). Государство является результатом внутреннего или внешнего насилия. Внутреннее насилие – это насилие одной части общества над другой, что порождает политическое устройство (государство), собственность, классы (Е. Дюринг). Внешнее насилие – это войны, завоевания территорий, одними племенами других племен. Для закрепления власти победивших над завоеванными народами создается государство.

4) Договорная теория (Жан-Жак Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Д. Дидро, А. Радищев). Государство возникает в результате заключения людьми соглашения (договора) между собой о сознательном ограничении своей свободы в пользу общих интересов, совместного сосуществования. На определенном этапе развития общества естественные права одних людей противоречат правам других, возникает насилие, нарушается порядок. Тогда люди договариваются установить над собой государство, которое бы защищало их права, отвечала за соблюдение порядка и требованиям которой они бы подчинялись.

5) Органическая теория (О. Конт, Г. Спенсер). Государство – продукт социальной эволюции. Государство и общество как разновидности биологических организмов являются совокупностью взаимосвязанных органов. Государство имеет мозг (правители) и средства исполнения его решений (подданные). Место и значение каждого института в системе организации общественной и государственной жизни определяется функциями соответствующего органа в живом организме.

6) Материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Государство возникает в результате естественноисторического процесса развития первобытнообщинного строя: постепенного перехода к производственному способу хозяйствования, общественного разделения труда, возникновения частной собственности, имущественной и социальной дифференциации общества. Государство является аппаратом принудительной власти, а право – закрепленной в законе волей господствующего в обществе класса.

Государство – это публичная политическая организация, которая представляет общий интерес и осуществляет управление делами общества от его имени и в его интересах.

Признаки государства :

1) Публичный характер – государство представляет народ, который проживает на его территории.

2) Политический характер – осуществляет управление различными сферами жизнедеятельности общества (В.И. Ленин определял политику как управление делами государства).

3) Государство осуществляет власть в пределах своей территории.

4) Власть осуществляется специальной категорией людей – государственными служащими.

5) Государство принимает общеобязательные нормативные акты (законы).

6) Суверенитет.

Выделяют три понятия суверенитета :

Государственный суверенитет – это полнота и неделимость власти внутри страны и независимость за ее пределами. Верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) проявляется в распространении власти на все население и общественные организации страны, а также на тех, кто находится в пределах экстерриториальности (например, на лиц и учреждения, находящиеся за границей), кроме этого, внутренний суверенитет проявляется в возможности отменить или признать незначительными проявления иной социальной власти (партийной, профсоюзной, семейной и др., но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан владеет только государство).

Суверенитет народа – полновластие народа, народ является источником и носителем государственной власти.

Суверенитет нации – право нации на самоопределение – нация должна реализовывать принадлежащие ей права.

2. Функции государства – это основные направления деятельности государства.

Таблица 1. Функции государства

Функции государства осуществляются в определенных правовых формах , под которыми понимают однородную по своим внешним признакам (по характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанную в основном с изданием юридических актов.

Правовыми формами реализации функций государства являются:

1. правотворческая деятельность, содержание которой – разработка и принятие нормативных актов, внесение изменений в действующее законодательство или отмена юридических норм;

2. правоприменительная деятельность – деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения норм права.

3. Форма государства – это порядок осуществления и реализации государственной власти.

Таблица 2. Виды форм государства

Таблица 3. Форма правления

Форма правления

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

(наследование власти)

(выборность)

абсолютная

(власть принадлежит одному лицу)

конституционная

(полномочия монарха ограничи-ваются конституцией)

парламентская

президентская

смешанная

дуалистическая

(монарх преиму-щественно обла-дает исполни-тельной властью и частично – за-конодательной)

парламентская

(монарх счита-ется главой государства, но фактически вы-полняет предста-вительские функции и частично – ис-полнительные)

отличаются по порядку формирования правительства и его ответственности

Форма государственного (территориального) устройства

Таблица 4. Форма государственного устройства

Унитарное государство

Федеративное государство

Состоит из административно-территориальных единиц, которые не имеют собственной государственности. В нем существует единая конституция, единое гражданство, все государственные органы составляют единую систему и действуют на основе единых правовых принципов.

Субъекты федерации (территориальные образования) являются самостоятельными в пределах разделенной между ними и центром компетенции, имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, двойное гражданство. Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, которые имеют значительные этнические, историко-культурные, религиозные и иные особенности, и создать оптимальные условия для выражения религиозных и иных интересов меньшинств.

Конфедерация – это временный союз государств, который создается для достижения общих целей и члены которого, сохраняя свою независимость, создают на договорных началах специальные совместные органы для координации действий при разрешении конкретных проблем.

Таблица 5. Виды политического режима

3. Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов, наделенных властными полномочиями, а также государственных предприятий и учреждений, которые способствуют реализации государственных функций.

Таблица 6. Механизм государства

Механизм современного государства включает:

1. представительные (законодательные) органы;

2. исполнительные органы власти (центральные, высшие, местные);

3. судебные органы;

4. органы контроля и надзора (прокуратура, конституционный суд);

5. вооруженные силы, органы охраны общественного порядка и национальной безопасности;

6. глава государства.

Эффективность работы государственного аппарата зависит, прежде всего, от того, насколько четко разделены функции и компетенция между органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Содержание теории разделения властей (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье) состоит в децентрализации государственной власти и ее разделении в зависимости от ее функционального назначения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех ветвей власти должна занять свое место в общей системе государственно-организованной власти и вести государственные дела в определенных пределах, надлежащими путями и средствами. Важно не только обеспечить четкое распределение компетенции между разными государственными органами, но и создать механизм их взаимодействия и контроля – механизм «сдержек и противовесов».

Законодательную власть осуществляет представительный орган – парламент, который имеет исключительное право принимать общеобязательные нормативные акты – законы. Законодатель в своей деятельности обязан руководствоваться принципами права и соблюдать права человека, быть подконтрольным народу.

Исполнительная власть осуществляется главой государства (в Украине глава государства не относится к органам исполнительной власти), правительством, центральными органами (министерствами, ведомствами, комитетами и т.п.), местными органами исполнительной власти. Деятельность органов исполнительной власти должна основываться на законе и реализовываться в его пределах; эти органы не могут присваивать иных, кроме определенных законом, полномочий и требовать от граждан исполнения обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.

Отношения государства и права определяют через различные понятия: соотношение связь, взаимодействие, органическая связь, причинно-следственная связь, функциональная зависимость, взаимодействие и другие. Все они означают различные степени и качества взаимосвязей.

Государство - это суверенная организация политическая власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.

Право - общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.

Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.

Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели:

1. Этатическая модель. Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право есть система формально-определенных норм, содержащихся в источниках права, принятых или санкционированных государством и гарантированных его принудительной силой. Государство, как организация политической власти, имеет монопольное, исключительное право на издание законов и подзаконных актов, санкционирование других источников права, в которых закрепляет свою верховную волю и интересы. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению. Эта модель базируется на марксистской концепции государства и права.

2. Либеральная модель . Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право есть общая мера свободы и справедливости, а государство призвано для того, чтобы обеспечить и защитить эту мер свободы. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.

Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу. Функциональная связь фиксирует взаимодействие государства и права между собой при функционировании, устанавливает факт зависимости равноправных явлений.

Реалистическая (прагматическая) модель связи между государством и правом представляется наиболее обоснованной. Государство создает право, но связано им. Она не утверждает только генетическую или только функциональную зависимость, а акцентирует внимание на соотношении государства и права с точки зрения: а) единства; б) различия; в) взаимодействия; г) противоречий между ними.


Единство государства и права в следующем:

1. В основе их возникновения одни и те еже причины.

2. Они объективно необходимые социальные явления, однажды возникнув, будут существовать столько, сколько и человеческое общество.

3. Общая цель - упорядочение общественных отношений и организации жизни людей, сочетание общественных, групповых, индивидуальных интересов, внесение социальной стабильности.

4. Являются средствами социального управления и инструментами социальной власти.

Различия государства и права:

1. Государство является политической организацией власти, а право социальным нормативным регулятором общественных отношений.

2. Государство выражает силу, а право выражает волю людей.

3. Первичным элементом государства является государственный орган, первичным элементом права является правовая норма.

4. Различны также их формы, функции и т.д. Ясно, что государство и право, различные по природе социальные явления.

Влияние государства на право. Государство создает право, дает официальное толкование правовым нормам, реализует правовые нормы в форме правоприменения, обеспечивает охрану правовых норм от нарушений.

Влияние права на государство . Конституционно фиксирует и легализует существование и деятельность государства. Законодательно закрепляет форму государства, его механизм, структуру, принципы организации и деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц. Является формой осуществления функций государства (правовая форма реализации функций). Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан. Снабжает индивидов средствами воздействия на государство и его аппарат.

Взаимодействие права и государства не всегда протекает мирно. Относительная самостоятельность государства позволяет издавать противоправные законы. Государство как организация власти по своей природе стремится к экспансии, всякие ограничения для нее обременительны, нежелательны. Право по природе есть ограничение, создание определенных юридических рамок для деятельности государства. Однако противопоставление права и государства губительно для общества. Наилучшее для общества решение во взаимовыгодном сотрудничестве государства и права. Концепция правового государства и ее реализация в социальной практике есть высшая форма единства государства и права.