Приемы (способы) юридической техники. Юридическая техника

По степени обобщения конкретных показателей:

§ абстрактный - при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

§ казуистический - при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.

По способу изложения элементов юридической нормы:

§ прямой - гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;

§ отсылочный - отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;

§ бланкетный - разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.;

3. структурное построение : определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);

4. правовые презумпции - предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;

5. правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;



6. правовые аксиомы - положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);

7. правовые оговорки - имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия.Формы нормативного выражения правовых оговорок - те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).

53. Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не только России, но и Европы ), который говорил, что "приведение Законов в один состав" является "одною из первых Государственных нужд". Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: "Ученое законоведение... не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав".
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа ) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид (способ ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются ) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном ) в единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта ) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной );
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. "а" смысле ) без какого-либо исключения.
6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации". До революции 1917 г. в России действовал Свод законов Российской империи.
Консолидация - это вид (способ ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет );
2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица ).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др. ) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая "правовая реформа" ) и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания ), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты -это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

54. Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.
К признакам нормы права относятся:
1. Общеобязательность
2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.
3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием
4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.
5. Системность
6. Неоднократность или многократность действия
7. Возможность государственного принуждения
8. Представительно-обязательный характер
9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

55. Виды норм права:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

56. Норма права как системное образование имеет определенную структуру . Под структурой нормы правапонимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция .

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями , а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы . Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".

57. Правоотношения - общественные отношения урегулированные нормами права, находящиеся под охраной государства.
Признаки правоотношений:
1.они возникают, изменяются и прекращаются на основании правовых норм. Нет нормы -нет правоотношения.
2.субъекты правоотношений взаимосвязаны юр.правами и обязанностями, которые называют субъективными.
3.правоотношения носят волевой характер. Через нормы права в правоотношениях отражается гос.ая воля, правоотношения не могут осуществляться без воли участников
4.правоотношения охраняются государством.
5.правоотношения возникают по поводу определяемого блага, ценности.
Классификация правоотношений:
по отраслевому признаку на: государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые и т.д.
по функциям права на:
-регулятивные (возникают из правомерных действий)
-охранительные (возникают из противоправных действий субъектов) правоотношения.
по степени конкретизации и субъектному составу на:
-абсолютные, точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи
-относительные,
-общерегулятивные, определяет отношения между гос.вом и гражданами, а также между гражданами (право на жизнь, честь, свободу слова)
по характеру обязанностей:
-активные, обязанность совершить действия в пользу управомомченного лица
-пассивные, воздержание от нежелательного для контрагента поведения
по сложности правоотношений:
-простые, между двумя субъектами
-сложные, между несколькими или даже ограниченным числом субъектов
по сроку действия: - кратковременные и долговременные
Содержание правоотношений:
-фактическое, (эконом., политич)
-юридическое(субъективные права и обязанности участников правоотношений)
-волевое(составляют воля государства и воля субъектов).
Элементы правоотношений:
1. субъект
2. объект
3. субъективное право
4. юридическая обязанность

58. Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей. Указанные права и обязанности в совокупности образуют юридическое содержание любого правового отношения.

Итак, субъективное право - это гарантируемые государством, законом вид и мера возможного и дозволенного поведения лица. В основе субъективного права всегда лежит юридически обеспеченная возможность, при этом носитель данной возможности всегда называется управомоченным лицом, он может совершать любые известные действия, не запрещенные законом.

Структура субъективного права лица включает в себя четыре составных элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного лица, т. е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей юридической обязанности (право притязания);

4) возможность пользоваться на основе предоставленного права определенными социальными благами (право пользования).

Иными словами, указанные выше четыре элемента структуры субъективного права выражаются следующей формулой: 1) право-поведение, 2) право-требование, 3) право-притязание, 4) право-пользование.

Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием. Понятие «субъективное право» отличается от собственно нормы права тем, что: а) право принадлежит конкретному субъекту, б) право зависит от конкретного субъекта.

Юридическая обязанность - это гарантируемые государством, законом вид и мера должного или требуемого поведения. В основе юридической обязанности лица лежит юридически закрепленная необходимость, при этом носитель данной обязанности называется правообязанным лицом, он должен совершать известные, указанные в законе действия.

Структура юридической обязанности является оборотной стороной структуры субъективного права и состоит из следующих элементов:

1) необходимость совершить (воздержаться от совершения) определенные действия,

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного лица,

3) необходимость нести ответственность за неисполнение требований управомоченного лица,

4) необходимость не препятствовать управомоченному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого тот имеет субъективное право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного лица, так и в интересах государства в целом. Каждая из дробных составных частей юридической обязанности обычно называется долженствованием.

Вообще, взаимосвязь субъективного права и юридической обязанности заключается в том, что эти два института представляют собой два противоположных полюса в правовом отношении. Однако юридическим содержанием правового отношения являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно возможные или должные, т. е. те действия, которые предусмотрены и установлены законом. Таким образом возникает соотношение действительности и возможности.

Большинство правовых отношений по своей юридической природе такие, что каждый из их участников одновременно и обладает субъективным правом, и несет юридическую обязанность. Это заложено в самой природе правовой нормы, которая носит представительно-обязывающий характер.

59. Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

§ опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

§ наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

§ выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

§ воплощается в процессуальной форме.

Классификации приемов юридической техники, имеющиеся в литературе, достаточно разнообразны. Так, С.С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям: 1) по степени обобщения норм (абстрактный и казуистический) и 2) по способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный) Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. - С. 282-284.. А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет перечисление, определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. - С. 138..

Приемы юридической техники подразделяются на две группы. К первой группе относятся приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление рубрикации текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок). Ко второй группе технико-юридических приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно норм права. Эту вторую группу приемов можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств, дефинирование, перечисление), и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности нормы).

Наконец, средства юридической техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт - текст правового акта.

Наличие таких технических устройств, орудий труда - непременный атрибут всякой техники. В материальном смысле подобных орудий труда в юридической технике мы не наблюдаем, однако это не означает, что их нет вообще. Они присутствуют там, но не в материальном, а в идеальном виде, именно в виде средств юридической техники. По справедливому суждению С.С. Алексеева, «в области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология...» Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. - С. 285..

Средства юридической техники крайне разнообразны. Их можно подразделить на:

Формально-атрибутивные (реквизиты документа);

Логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);

Языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе терминология, речевые клише, метафоры, языковые символы и т.д.);

Специально-юридические (юридические конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, оговорки, примечания и т.д.)

Таким образом, юридическая техника представляет собой научно-техническую область юридического знания, поскольку эффективность и действенность правовой нормы напрямую связана с техническими (языковыми, логическими) средствами ее выражения. Неточное оформление суждения правотворца приводит поэтому к искажению самой модели. Поскольку правовая норма никакими иными средствами, кроме языковых, выражена вовне быть не может, то и фактически будет применяться то, что выражено от имени правотворца, а не то, что он хотел выразить. Следовательно, юридическая техника выступает в качестве преобразующей, моделирующей силы, на которой лежит ответственность за адекватное выражение суждений правотворца в текстах законодательных актов.

Юридическая техника - это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.
Виды юридической техники:
1. правотворческая техника - средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов);
2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);
3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).
Виды средств юридической техники:
1. Средства юридического выражения воли законодателя:
- определение оптимальной структуры и выбор способа изложения нормы права (нормативное построение);
- отраслевая типизация норм права (определение предмета правового регулирования и помещение нормы в соответствующий источник права).
2. Текстуально-документальные средства:
-реквизиты нормативно-правового акта (наименование, название, дата принятия, вступления в силу);
- структурное построение нормативно-правового акта: рубрикация материала, его расчлененность и согласованность;
- юридическая терминология, выбор общеупотребительных, специальных неюридических (эпидемия, взрыв), и специальных юридических (статус, полномочие, хищение) терминов;
- язык и стиль нормативно-правового акта: приемы целесообразного использования языковых средств. 3. Особые средства юридической техники:
- правовые презумпции - предположения о наличии или отсутствии конкретных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами (презумпция невиновности);
- правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое существующим на основе закона (объявление умершим);
- правовые аксиомы - очевидные истины, не требующие доказательства (закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле);
- правовые символы (дорожные знаки, символы государственной власти);
- примечания и приложения (схемы, таблицы, утвержденные образцы документов, описание границ муниципального образования и т.п.).
Таким образом, для правильного составления правового акта необходимо владеть комплексом особых средств юридической техники.



Юридическая техника- это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Ее профессиональное использование позволяет создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности, выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т.д.

Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории – «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формирования правовых норм является также использование юридических конструкций – приемов, используемых для наиболее точного и полного отражения смысла правовой нормы.

Иными словами, юридические конструкции – это своеобразные модельные построения элементов правоотношения, их типовые схемы, способы изложения имеющегося юридического материала.

В каждой отдельно взятой отрасли права существуют свои отличительные юридические конструкции, которые чаще всего используются при составлении текста юридического документа.

Так, нормами гражданского права закреплен принцип презумпции виновности, т.е. бремя доказывания невиновности ложится на плечи самого ответчика.

Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например, референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме долженствующее - предписывающего и констатирующее - предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта;

б) способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация;

в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т.д.

Средства, правила и приемы как элементы юридической техники.

Юр-ая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Содержание юр-ой техники складывается из 3х основных элементов: 1. правила юр-ой техники 2. средства юр-ой техники 3. приемов или способов юр-ой техники. Правила юр-ой техники – подразделяются на 3 категории: 1) правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2) правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3) правила относящиеся к изложению самих норм права. Правила подготовки проектов нормат актов весьма многообразны и многочисленны: а) кокретность, ясность, полнота правового регулирования; б) логика в изложении текста документа; в) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий во всей системе законодательства; г) ясность, простота применения и понимания терминов; д) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редких слов; е) краткость и компактность изложения прав норм. Средства юр-ой техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), но есть и специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой). Пример терминов: дееспособность, сделка, исковая давность. 3ая разновидность терминологии - специально техническая терминология – относится к др. областям знаний. Кроме общих средств используются и специальные средства. К ним относятся прежде всего юр-ие конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции - это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания. Фикции – это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные.

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.

Уровень юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.

Средства юр.техники : *юр/термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания), *юр/конструкции (строение нормативного мат-ла, предусматривающее определенное сочетание прав, льгот, обяз-стей, запретов; либо юр/состав правонарушения).

ВИДЫ юр/техники: 1) правотворческая техника , т.е. техника принятия и оформления норм/актов ; (это техника оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).

2) Правоприменительная техника включает в себя : *приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать – наименование, время, место, его применявший орган. *Способы разрешения коллизий и пробелов в праве. *Способы процедурно – процессуального оформления юриической практики, в том числе следственной, судебной. *Способы применения и толкования юридических норм и НПА. *Способы легализации документов, т.е. придание им юридической силы, среди таких способов распространение получили нормативное удостоверение сделок, государственная регистрация.

3) Интерпретация (Толкование) права - это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Правила юр/техники: *конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

* логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

* отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

* ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный» и др;

* краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Приемы юр/техники:

*по степени обобщения конкретных показателей: абстрактные – когда при формировании НП используется обобщающая формулировка

* По степени обобщения конкретных показателей различаются два приема: абстрактный и казуистический.

Абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении "лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины" слова "отсутствие вины" являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения.

Казуистический – при формулировании НПр. последовательно перечисляются условия при которых она действует.

* По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный .

При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.

При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания. Этот прием изложения применяется для установления связи между частями нормативного материала и для избежания повторений.

При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается "открытый бланк", ссылка на вид правил.

* правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи м/д предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденная предшествующим опытом.

* юридические фикции - несуществующие положения признаваемые в соотв-вии с зак-вом сущ-щими и ведущее соотв-щие правовые последствия.

* правовые аксиомы – положения самоочевидные истины, не требующие доказательств в юр-ком процессе.

* правовые преюдиции - обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию).

* юридическая конструкция - Представляют собой такое структурное расположение правового материала, которое характеризуется внутренним единством прав, обязанностей и форм ответственности соответствующих лиц.

* концепция НПА – абстрактная, общественная идея, построенная но основе опыта или умозрения и положенная в кач-ве основы норм-ого акта.

* правовой символ – охраняемый гос-вом условный символ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое образование, которому субъект пртв-ва придает особый политико-правовой смысл не связанный с сущностью этого образования.