Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура.

Демократия в любой стране как форма политического существования формируется, развивается и сохраняется лишь на такой социальной основе как гражданское общество. Именно гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных горизонтальных и вертикальных связей между его элементами в единое целое, охраняет демократическую систему государственного управления, права личности.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество – сторона общества, общественной жизни людей, огражденная законами от прямого вмешательства государственной власти и произвольной регламентации их отношений. В гражданском обществе человеку гарантируется свободный выбор форм его политического и экономического бытия, добровольность вступления в любую общественную организацию и деятельность в ней в рамках закона.

Форма государственного правления в развитом гражданском обществе – демократическая.

Гражданское общество – воплощение конкретно-исторического уровня народовластия, гражданской ответственности людей, степени достижения их контроля за деятельностью государства и его органов.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество – это общество, в котором различные по своей природе объединения граждан осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

Гражданское общество – определенный общественный строй, организации семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является система гражданского права.

Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Для функционирования гражданского общества необходимо н а л и -
ч и е п р е д п о с ы л о к:

· экономических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

· социальных (большой удельный вес в обществе среднего класса)

· политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политический плюрализм)



· культурных (обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести)

Э т а п ы ф о р м и р о в а н и я г р а ж д а н с к о г о о б щ е с т в а:

XVI–XVII вв. – складывание экономических и политических предпосылок существования гражданского общества, переворот в общественной идеологии.

XVIII–конец XIX в. – формирование гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции.

XX в. – значительные изменения в социальной структуре общества, идет процесс становления правового социального государства.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях:

производственном (граждане создают ассоциации или организации для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье),

социокультурном (для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении или вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы),

политико-культурном (в котором реализуются потребности граждан в политической деятельности).

Структура гражданского общества включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами по интересам, движениями гражданских инициатив.

Главные принципы гражданского общества:

· Свобода члена общества как человека.

· Равенство его с другими как подданного.

· Самостоятельность члена общества как гражданина.

Условия развития гражданского общества:

· Равенство в нем прав, свобод и обязанностей.

· Равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства.

· Индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество.

Важнейшие условия существования гражданского общества и правового государства – обладание личностью правом на самореализацию, на индивидуальную, личную свободу, экономический суверенитет.

Экономическая и политическая свобода – формы проявления свободы человека как члена общества, как самоценной личности. Признание самоценности личности, ее прав и свобод предполагает ответственность личности перед обществом.

Взаимоотношения гражданского общества и государства:

· Гражданское общество представляет собой все отношения между людьми и общественные институты, которые формируются и развиваются без непосредственного вмешательства государства.

· Разделение гражданского общества и государства условно, они существуют в неразрывной связи друг с другом.

· Зрелое гражданское общество является необходимым условием формирования реальной демократии и правового государства.

· Связи гражданского общества и государства обусловлены существованием политико-культурных отношений между ними, потребностями личности в политическом участии, гражданской активности.

Направления формирования гражданского общества в России:

· Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики.

· Формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству – создание реального плюрализма в обществе.

· Преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий (А. А. Радугин).

Гражданское общество – это совокупность самостоятельных, независимых от государства институтов и отношений, основанных на свободе личности, политическом плюрализме и демократическом правопорядке. Это самостоятельное объединение людей, активно участвующих в общественной жизни. Оно является своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В гражданском обществе главным действующим лицом, субъектом развития выступает человек с его системой интересов и потребностей.

Гражданское общество – историческое образование. Оно возникает после государства на определенной ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в этот момент и рождается гражданское общество. Примерно с XVII в. в Западной Европе государство теряет свои неограниченные функции гаранта феодально-сословных привилегий и монархического произвола. В результате буржуазных революций возникает самостоятельная, защищенная от посягательств государства личность с ее неотчуждаемыми естественными правами, которая руководствуется в своей деятельности индивидуальным интересом. Личный интерес побуждает граждан на активное участие в общественной жизни общества; рождает желание влиять на государственную власть и за нее бороться. Самый доступный путь реализации личных интересов – организация партий, групп, ассоциаций, движений и пр., которые соответствуют тем или иным интересам (экономическим, политическим, религиозным и т. д.) граждан, стремящихся осуществить поставленные перед собой цели (завоевание политической власти, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д.). Таким образом возникает гражданское общество .

Понятие гражданское общество употреблялось еще в античности. Однако его использовали как синоним политического общества или государства. Это было связано с тем, что государство охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, искусство. Именно поэтому у Аристотеля, Платона и др. мы находим представление об обществе как о некоем организме . Естественное состояние человека понимается как его растворенность в полисе, а цель и смысл существования каждого сводится к участию в общественных делах своего сообщества. Человек не ощущал себя индивидуальным лицом, он выступал прежде всего как гражданин государства.

Развитие гражданского общества в странах Запада активно началось в ходе революционно-буржуазных преобразований на рубеже XVIII–XIX вв. Одним из первых тему гражданского общества затронул Т. Пейн в своем политическом памфлете «Права человека». Как сторонник демократизма в США, он считал, что государство – необходимое зло, его власть должна быть ограничена в пользу гражданского общества, сведена до минимума. Это связано с тем, что свободные и равные индивиды, наделенные неотъемлемыми правами, предшествуют государству, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Они, объединенные в общество, и без вмешательства государства в состоянии урегулировать почти все свои дела; чем совершеннее гражданское общество, тем меньше оно нуждается в правительстве (и государстве). Пейн был убежден в том, что сокращение власти государства до минимума сделает возможным формирование международной конфедерации национально независимых и мирно взаимодействующих гражданских обществ. Национальное государство в таком случае состояло бы из выборного управляющего и гражданского общества – гаранта всеобщего мира, цивилизации.

Существует и другой подход, согласно которому слишком большая свобода гражданского общества считается фактором усложнения общественной жизни и интенсификации конфликтов, для устранения которых необходимо более жесткое государственное регулирование. В разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством особенно велика заслуга Гегеля. Согласно его учению гражданское общество представляет особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству, возникающую в процессе формирования капитализма. Гражданское общество – это общество владетелей собственности, которые, несмотря на религиозные, расовые, политические и другие различия равны перед законом: им разрешено преследовать личные интересы и реализовывать собственные представления о счастье, они свободны в выборе карьеры, профессии, работы по найму, места проживания и работы. Гражданское общество внутренне связано с рыночной экономикой. В отличие от семьи, представляющей собой некое целое, гражданское общество составляют конкурирующие между собой индивиды. Пока это общество ничем не ограничено, никакие связи между индивидами, никакая заинтересованность в общественном благе не снимают противоречий между членами общества, борющимися за обладание богатством, властью и счастьем. Согласно Гоббсу, это состояние «войны всех против всех», что, естественно, должно найти свое диалектическое разрешение. Эту задачу выполняет государство, которое снимает, преодолевает, делает относительным антагонизм гражданского общества. Государство есть высшее проявление всеобщей воли и разума, где нашли свое разрешение политические, нравственные и материальные противоречия гражданского общества, ибо государство есть органическая целостность, объединяющая отдельные части общества и отдельных граждан. Согласно учению Гегеля, государство в состоянии обеспечить гражданскому обществу свободу лишь удерживая его в подчиненном положении, т. е. подчиненным закону, который, ограничивая частнособственнический эгоизм гражданского общества, создает условия для свободного сосуществования граждан, сознающих свой законопослушный долг перед государством.

Противоположные взгляды Т. Пейна и Г. Гегеля на роль и значение государства и гражданского общества отразили реальные противоречивые взаимоотношения этих социальных институтов общества, объединяющие началом, фундаментом, на котором строится гражданское общество, служит экономически и юридически свободная личность, руководствующаяся во всех своих желаниях и действиях своим частным интересом. Совпадение или, наоборот, взаимное отторжение личных интересов граждан порождает в обществе своего рода «броуновское движение», результатом которого являются разнообразнейшие ассоциации, союзы, партии и пр. организации для защиты и реализации в государственных решениях (законодательных, исполнительных, судебных) своих индивидуальных и групповых интересов. Участвуя в этих общественных, политических и неполитических организациях, каждый стремится удовлетворить свой частный интерес: будь то членство в политической партии, главной задачей которой является политическая власть; или союз предпринимателей, путем совместных действий стремящийся отстоять те или иные частнособственнические интересы; или профессиональный союз работников наемного труда, желающих в экономической борьбе с работодателями отстоять свои трудовые интересы; или экологическая организация заинтересованных в спасении окружающей среды.

В основе гражданского общества лежит не единство, а разнообразие, не солидарность, а противопоставленность индивидуальных и групповых интересов друг другу. В этих условиях государство выступает в роли регулятора и арбитра в конфликте экономических, политических, социальных и религиозных интересов граждан, объединившихся в соответствующие общественно-политические и экономические союзы.

Развитое гражданское общество может существовать лишь в условиях демократического государства, где действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». В условиях же авторитарно-тоталитарных режимов гражданское общество гибнет, ибо огосударствление проникает во все сферы жизни, лишая гражданина прав на частную инициативу. В этих условиях разнообразие общественно-политической жизни общества сводится к одному всеобщему интересу: общественная собственность, одна партия, единый профессиональный союз и т. д. В результате происходит процесс распада социальных групп, разрыва традиционных связей между людьми, разрушение культурных и профессиональных норм и ценностей. В таких условиях личность бесправна и полостью зависит от непредсказуемых, бесконтрольных действий государственных властей.

Поэтому, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов, тем эффективней развитие общества, ибо граждане могут через институты гражданского общества добиться разрешения своих проблем.

Демократический принцип правления является залогом становления и развития гражданского общества, но, в свою очередь, и развитое гражданское общество является залогом сохранения и стабилизации демократии.

Гражданское общество в России характеризуется отставанием в своем развитии. Причины здесь самые различные: многовековая феодальная эксплуатация народа, самодержавно-крепостнический общественный строй, ничем не прикрытое подавление личности, культ силы власти государства и ее держателей. Часто незрелость гражданского общества в России нынешние публицисты и журналисты объясняют злой волей «демонов революции»: Ленина, Троцкого, Сталина, «совдепии», «партократии» и т. д. Но это не совсем так. Процесс становления гражданского общества охватывает века и связан с переходом от традиционных феодальных обществ к индустриальным формам развития. А он, как известно, в России начался с большим опозданием, фактически после отмены крепостного права в 1861 г. До этого в России отсутствовал свободный рынок труда, третье сословие едва формировалось, Россия была аграрной страной, практически не появились еще субъекты гражданского общества. Самодержавие и бюрократия действовали бесконтрольно, решительно пресекали легальную деятельность каких-либо общественных оппозиционных сил. Даже в первое десятилетие ХХ века гражданское общество в России находилось на начальной стадии становления.

Сдерживающим фактором выступала и сельская община, которая недоброжелательно относилась к индивидуальному предпринимательству, культивировала круговую поруку, иждивенчество, верноподданничество, чинопочитание, лишала своих членов чувства личного достоинства, обожествляла деспотизм и его носителей.

Коренных перемен в этом вопросе не произошло и в период социалистического развития. Элементы гражданского общества имелись, но они носили порой формальный характер, излишне заорганизованный и контролируемый сверху государственной властью. Если проводить исторические параллели, то становление гражданского общества и стабилизация демократических режимов власти в странах Запада потребовали по меньшей мере столетие.

Для создания гражданского общества в современной России необходимо:

· в политике: формирование правового государства, развитие законодательства, строгое разделение властей;

· в экономике: создание экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности;

· в социальной сфере: преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса;

· в духовной сфере: различное заимствование зарубежного опыта, развитие образования, культуры, науки.

Все это в совокупности позволит создать условия для развития гражданского общества в России.

Таким образом, гражданское общество – определенный рубеж в поступательном развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Основными сущностными признаками гражданского общества являются экономическая, социальная, политическая и духовная свобода его членов, их право и способность самостоятельно решать свои экономические и социально-политические проблемы. Гражданское общество – это самоорганизация граждан, независимая от государства и существующая наряду с ним, представляющая собой совокупность, многообразие форм самодеятельности людей и служащая для удовлетворения их потребностей и интересов.

Государство существовало не всегда, а появилось на определенной ступени развития общества. В условиях родоплеменных взаимоотношений людей власть осуществлялась всеми членами родовой общины и избираемыми ими старейшинами и вождями, обладавшими наибольшими мудростью и доблестью. Власть была основана на авторитете, а не на средствах принуждения. Порядки общины и племени регулировалась многовековыми обычаями , которые, как правило, неукоснительно соблюдались всеми. Споры между племенами разрешались с помощью жестоких войн и по обычаям кровной мести.

С переходом от хозяйствования добывающего, присваивающего (охота, рыболовство, собирание плодов, ручное земледелие) к производящему (скотоводство, земледелие) возникает частная собственность на средства и продукты труда и вслед за ней – социальное расслоение общества .

Термин «государство» можно понимать в различном смысле:

как организацию большой общественной группы – в таком случае в обыденном языке употребляются понятия: страна, нация, общество, отчизна и др.

как отношения политической власти, отношения между гражданами и органами государства, между органами государства (например, между правительством и парламентом), между органами государства и политическими партиями.

В обыденном же сознании государство отождествляется с властью, администрированием, контролем и т. п. Иногда государство идентифицируется с его административными (исполнительно-распорядительными) органами и с системой юридических норм, определяющих их функционирование.

Переходя от теоретических к практическим вопросам организации государственной власти на современном этапе развития человеческого общества, необходимо выделить основные признаки государственной власти :

а) публичность власти, стоящей над обществом как особый аппарат управления и принуждения;

б) распространение политической власти на всю территорию страны и ее население ;

в) суверенность, что означает верховенство государства по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны, независимость государства, его самостоятельность в решении вопросов внешней политики;

г) способность издавать обязательные для всех граждан и организаций на своей территории законы и иные нормативные акты, взимать налоги.


О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество - это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

  • высокое сознание людей;
  • высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;
  • широкие связи между членами общества;
  • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • децентрализация власти;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
  • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой - в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу. В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

  • нации, национальные движения;
  • классы, коалиции классов;
  • общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);
  • политические партии; политические движения;
  • массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;
  • религиозные организации;
  • общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);
  • союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);
  • общества потребителей;
  • трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества - это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Введение

С древнейших времен величайших мыслителей интересовали вопросы феномена государства, функционирования и его властных органов, взаимоотношения государства и общества с целью установления наиболее эффективной модели государства для всеобщего благоденствия его народа.

В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как гражданское общество и правовое государство.

Рассмотрение этих вопросов наиболее интересно в историческом аспекте путем изучения взглядов видных мыслителей разных временных периодов. Исходя из общей науки о государстве можно предположить, что эти вопросы (вопросы функционирования государства и гражданского общества) тесно взаимосвязаны между собой. Именно благодаря повышению своей правовой культуры человек наиболее полно осознает свой правовой статус как личности, что способствует его стремлению к наибольшему развитию гражданского общества.

Проблема гражданского общества является центральной (как показало время) в процессе развития государства. Именно гражданское общество обеспечивает наиболее высокий уровень правовой культуры человека, который становится легко переносимым позитивные явления в обществе, что не позволяет обществу застаиваться в своем развитии, ибо такой застой чреват наступлением какого-либо политического режима, не способствующего развитию человеческого общества как в отдельно взятой стране, так и в мировом сообществе.

В контрольной работе автор провел масштабную работу по изучению трудов философов, политологов, правоведов как древних, так и современных, с целью определения понятий «государство», «гражданское общество», а также выяснения таких вопросов как процесс развития учений о государстве и гражданском обществе, их взаимодействии между собой и условий функционирования, а также попытался установить значение этих вопросов в жизни современного общества с перспективами дальнейшего развития.


Государство и гражданское общество

А) Развитие учения о происхождении государства. Правовое государство в историко-философской мысли.

Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства – теологическую, патриархальную, теорию общественного договора, теорию насилия, психологическую, историко-материалистическую и др.

Материалистическая теория происхождения государства исходит их того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, а затем – раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными, в том числе правовыми, средствами управления и насилия сдерживает борьбу противоположных интересов, защищая экономически господствующий класс. Такой подход к объяснению возникновения государства занимал центральное место в советской философской мысли.

Второй подход исходит из того, что в результате исторического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная функции, дифференцируются его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Многие исследователи полагают, что оба направления правомерны, потому что в разных исторических условиях в качестве причин появления государства решающее значение могут приобретать как классовый антагонизм, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом.

Божественная (теологическая) теория настаивает на божественном происхождении государства, утверждая и защищая тезис «вся власть от Бога». Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама, христианства и других религий. Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной, но она отражает некоторые реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических. «Теологическую теорию, - пишут А.Я. Малыгин и Р.С. Мулукаев, - нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это в конечном счете вопрос веры».

Религиозное понимание сущности происхождения государства и в наше время остается одним из направлений теоретического осмысления этого социального института (Ж. Маритен), правда, не имеет широкого распространения.

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Его власть, таким образом, есть продолжение власти отца; монарх является отцом всех своих подданных. Так же, как и теологическая, патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но истоки этой власти видела не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Зародилась теория в Древней Греции, первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в европейских странах нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются, а не доводятся до государственных масштабов. Таким образом, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.

Согласно теории общественного договора (сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII веков - Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.) появлению государства предшествовало «естественное состояние», когда люди имели естественные права (Ж.Ж. Руссо) или когда шла «война всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое – народ. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта – общественного договора, который являлся порождением разумной воли, человеческим учреждением или даже изобретением.

По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними и обязанному осуществлять ее в интересах народа. Иначе народ имеет право на восстание и свержение нарушающей договор власти (Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев).

Т. Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограниченными полномочиями. Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мнению, общественный договор есть определенный компромисс между монархами и подданными, определенное ограничение свободы и монарха, и народа.

Договорная теория имела известное прогрессивное значение, поскольку была направлена против феодального государства, социального (сословного) неравенства.

Однако кроме умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность это теории. Нельзя представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий и при отсутствии властных структур.

Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняли происхождение государства не социально-экономическими причинами, а завоеванием, порабощением одних племен другими. Именно для порабощения и создается особый аппарат принуждения – государство и принимаются законы. Завоевание трактуется как подчинение сильным слабого, то есть как закон природы. К. Каутский, например, объяснял возникновение государства и образование классов покорением воинственными скотоводами-кочевниками мирных земледельцев. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, - насилие – «вот родители и повивальная бабка государства», - писал Л. Гумплович.

Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда некоторые государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманское, венгерское и др.).

Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, З. Фрейд и др.) объясняют появление государства проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью людей подчиняться., сознанием зависимости членов первобытного общества от вожжей, жрецов и т.д. Сторонники этой теории выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.

Лекция:


Правовое государство и гражданское общество являются признаками демократии. Правовое государство формируется властными органами, а гражданское общество формируется народом.


Правовое государство

Правовое государство зиждется на верховенстве закона и направлено на защиту прав и свобод граждан.

Условиями его формирования являются легитимность власти, доверие граждан к органам власти и должностным лицам, их готовность участвовать в принятии государственных решений. Правовое государство невозможно без правомерного и законопослушного поведения граждан, отсутствие которого зачастую приводит к произволу властей. Правовое государство отличается от неправового рядом признаков:

  • верховенство Конституции и законов, их прямое действие (непосредственное воздействие норм Конституции и законов РФ на всех адресатов и возможность судебной защиты граждан, ссылающихся на нарушения этих норм);
  • суверенитет государства;
  • неотъемлемость и гарантированность прав и свобод граждан;
  • партнёрские отношения граждан и органов власти, их взаимная ответственность;
  • разделение властей (независимость законодательной, исполнительной и судебной властей) и система сдержек и противовесов (ограничения государственной власти правами и свободами гражданина, например, если какой-либо закон нарушает принципы Конституции можно обратиться в Конституционный Суд);
  • наличие развитых институтов гражданского общества.
Гражданское общество

Гражданское общество – это некоммерческие и независимые от государства добровольные объединения людей, созданные в целях защиты прав и свобод граждан.

Условиями формирования гражданского общества являются демократический режим власти; высокий уровень образования, правовой культуры и политической активности граждан; свободное общественное мнение и плюрализм; свободное развитие СМИ; самоуправление.

Гражданское общество держится на независимых от власти интеллектуалах и критиках, которые борются за улучшение тех или иных прав граждан. Они создают различные институты гражданского общества:

    политические партии и движения;

    общественные организации и объединения;

    органы местного самоуправления (МСУ), в числе которых мэрия города, администрация села;

    творческие ассоциации, союзы, религиозные объединения;

    профсоюзы;

  • воспитательные и образовательные организации.

Значение институтов гражданского общества велико, они выполняют такие важные для нормальной жизнедеятельности общества и государства функции, как:

    контроль за работой органов государственной власти;

    защита частных интересов граждан, правозащитная деятельность;

    общественная экспертиза законопроектов;

    мониторинг и анализ проводимых властью реформ;

    реализация социальных проектов и решение социальных проблем;

    активное участие в деятельности органов МСУ.

Несмотря на сложность объективных условий формирования гражданского общества в нашей стране, этот процесс идёт и развивается. У нас созданы и действуют: «Общероссийский народный фронт», «Союз писателей России», «Российский союз ветеранов Афганистана», «Союз женщин России», «Союз пенсионеров России», «Профсоюз работников образования» и многие другие.

Дополнительные материалы к уроку :

Интеллект-карта по обществознанию №53

👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто - то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 или 👉

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Что такое общество?

Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество.

Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.

Общество - система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе - юридических).

К каждому обществу надо подходить конкретно-исторически. У каждого общества имеется своя система отношении:

  • экономических : формы собственности, производство, распределение, обмен и др.;
  • социальных : отношения между разными группами населения;
  • политических : отношение групп населения к политической власти, участие граждан и их объединений в политике;
  • идеологических (духовных) : культура, характер мировоззрения - демократический, тоталитарный.

В каждом обществе имеются свои субъекты социального общения: личность, семья, сословие, класс, группа, нация, государство и др. Общество - сложная динамичная система взаимосвязей людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями.

Основными элементами, определяющими общество, являются собственность, труд, семья .

Гражданское общество - система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом , т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Начало формирования гражданского общества в странах Европы и Америки приходится на XVI-XVII вв.

Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку эти лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI-XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII - конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии - постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж XIX - XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество - совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество - разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество - разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества - в его соотношении с государством :

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно - без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов - свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

  • служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;
  • является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;
  • устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;
  • не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;
  • оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;
  • выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;
  • юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;
  • имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

  • субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически - имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;
  • субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);
  • субъект, который осознает ответственность перед обществом;
  • субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» - один из показателей сформированного в нем гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.