Основные принципы демократических выборов. Избирательная система

Глава❸. Выборы в демократическом обществе

Урок 1. Почему важны выборы?

На этом уроке мы:

® Узнаем, что такое выборы.

® Определим, что выборы-необходимое условие демократического правления.

® Научимся определять важность выборов для общества и строить свое поведение в будущем.

® Изучим, какие правовые нормы о добровольном или принудительном участии граждан Казахстана в выборах содержится в Конституции РК.

Основные понятия: выборы, выборы в Республике Казахстан.

На этом уроке мы приступаем к изучению новой главы, которая называется «Выборы в демократическом обществе».

Демократия предполагает всеобщие, прямые и справедливые выборы. Избирательная система в Казахстане только складывается, но уже сейчас ясно, что от активного участия граждан в выборах зависит демократическое будущее страны.

Вы- будущие избиратели, кандидаты в депутаты, члены партий и общественных объединений. Изучение этой главы поможет вам делать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.

Первый урок посвящен важности выборов в обществе.

Выборы- это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие.

Во Всеобщей Декларации прав человека(1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». (Статья 21).

Существительное «выбор» образовано от глагола «выбрать», что означает: отобрать; извлечь откуда-то; взять нужное из того, что есть; избрать голосованием.

Приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова:

*отобрать - ___________________________________________________

*извлечь - ____________________________________________________

*взять нужное - _______________________________________________

*………………… - _________________________________________________

® Вспомните, участвовали ли вы когда-нибудь в выборах?

® Если участвовали, то, кого и как выбирали?

Представьте себе ситуацию.

Выборы или назначение?

В начале учебного года классный руководитель 8 «А» спросил у учеников: «Как бы вы хотели, чтобы я назначил старосту класса или вы его изберете сами?»

Первым высказался Кайнар : «Я за назначение. Вы лучше нас знаете, кто может справиться с обязанностями старосты».

Затем выступила Татьяна: «Думаю, нам лучше выбрать старосту. По крайней мере, мы ему будем доверять».

Руслан поддержал ее: «Если мы сами выберем старосту, то сможем контролировать его действия».

Дарига была иного мнения: «Если мы будем голосовать, то все равно кто-то будет против. И это меньшинство может в будущем войти в конфликт с избранным старостой, так что пусть лучше старосту назначат».

Мнения учеников разделились. Одни хотели провести выборы, другие были за назначение. Последних оказалось больше, и классный руководитель назначил старостой Рахимжана, который, по его мнению, более всех подходил на эту должность. Рахимжан воспринял назначение как должное. Ведь он был отличником, да и по натуре очень честолюбив.

Вскоре ученики стали замечать, что новой староста избирательно передает учителю сведения о пропусках уроков. Так, Рахимжан регулярно вычеркивал из списка прогульщиков фамилии своих друзей Талгата, Андрея и Серика. А в субботу, когда учитель попросил его организовать после уроков уборку в классе и школьном коридоре, староста отпустил домой Талгата, и приступить к работе. На вопрос Карины, почему в уборке не участвуют его друзья, Рахимжан грубо ответил, что он здесь главный и кого захочет, того и освободит от работы. «Вы меня не избирали, меня назначили. Вот и терпите»,- добавил он.

® Обсудите преимущества и недостатки высказанных предложений учеников.

® Кто несет ответственность за действия старосты?

® Если староста был бы избран, смогли бы контролировать его действия ученики? Если да, то как?

® Считаете ли вы, что если бы выборы все-таки состоялись, они хоть как-то повлияли на сложившуюся ситуацию. Обоснуйте ответ.

Представьте теперь, что класс-это государство, а староста это-президент. Мысленно сравните ситуацию, которая сложилась в классе, с конфликтом в государстве

Как вы думаете, следует ли Президента назначить или избрать? Обоснуйте свой ответ.

Вспомните из материалов прошлых уроков, что выборность власти-один из основных принципов демократии.

Что такое выборы?

Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная

группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для

выполнения каких-либо общественных функций. В результате политических

выборов формируются органы государственной власти и управления.

А как у нас?

Конституция РК

Статья 3.2.

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум

и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти

государственным органам.

В Казахстане путем выборов избираются:

Президент.

Депутаты Парламента (Сената, Мажилиса).

Депутаты местных представительных органов Республики Казахстан (маслихатов).

Таким образом, непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов является исходным принципом формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Путем выборов формируются представительные органы власти Казахстана, а также представительные органы местного самоуправления.

В государствах, которые еще не имеют демократических традиций, демократические выборы важны потому, что представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства. Важность выборов в таких государствах определяется еще и тем, что они выступают как реальный механизм формирования правящих элит и позволяют населению воздействовать на официальный политический курс.

Людям издавна свойственно выбирать. На всем протяжении истории человечества люди выбирали: предводителей и предводительниц родов, вождей племен в первобытнообщинном обществе, судей и членов народного собрания в Античной Греции, депутатов представительных учреждений (парламента в Англии, кортесов в Испании, генеральных штатов во Франции), князей и архиепископов в России, ханов, родовых старшин, султанов в Казахстане.

В современных государствах люди выбирают президентов, партии, депутатов, систему взглядов. Очень важно, чтобы органы власти были подчинены народу и служили ему. Политические деятели должны отчитываться за свои действия именно перед народом.

Цель выборов состоит так же в том, чтобы дать людям возможность принимать участие в делах государства, влиять на правительственные решения.

Участие в выборах позволяет людям контролировать как судьбу страны, так и свои личные судьбы. Выбор показывает, что политическая власть исходит от народа и осуществляется с его согласия. Это позволяет избежать диктатуры. Вот почему важны выборы.

Ролевая игра. Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?

Корабль, на котором плыли туристы, попал в сильнейший шторм и утонул. Спаслись только 19 школьников, пятеро из которых старшеклассники, остальные- учащиеся младших классов. Их родители и члены экипажа погибли. После двухдневного плавления в лодках по океану они, наконец-то, высадились на берег необитаемого острова. На острове есть пища и пресная вода, но нет людей.

Что должны делать школьники, чтобы продержатся до того времени, когда их найдет спасательная команда?

Все они согласны с тем, что для мирного и безопасного существования им необходимо выработать определенные правила. Но кто должен эти заниматься?

Рустем (17 лет) говорит первым:

«Я самый сильный и самый старший среди нас поэтому с настоящего момента правила буду устанавливать я! И попробуйте мне не подчиняться!».

Динара (16 лет) не согласна с ним:

«Я считаю, что каждый из нас, включая учащихся младших классов, должен участвовать в принятии каждого правила. Нам не нужны люди, присваивающие себе право распоряжаться и командовать нами! Рустем, ты выступаешь с позицией диктатора!»

Виктор (15 лет) высказывает иную точку зрения:

«Нас слишком много для того, чтобы каждый имел право участвовать в принятии правил. Вместо того чтобы тратить время на разговоры, предлагаю выбрать людей, которые будут представлять наши интересы. Им и поручим составить свод правил».

Аня (11 лет) считает, что младшие дети еще не способны принимать решения:

1.Сыграйте в ролях школьников, отстаивающих свои аргументы.

2.Каковы преимущества и недостатки высказываний каждого из выступивших?

3.С каким предложением вы согласны больше всего? Обоснуйте свое решение.

4.Какое из предложений на ваш взгляд, наиболее соответствует демократическим принципам? Обоснуйте свой ответ.

Демократический словарик

Выборы – процедура, посредством которой люди выдвигают кого либо для выполнения общественных или иных функций.

Выборы в Казахстане – действия граждан,избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан.

Контрольные вопросы

1.Что такое выборы?

2.Почему выборы важны для общества?

3.Согласно законодательству Республики Казахстан может ли кто-либо принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах?

4.Перечислите причины, по которым люди должны участвовать в выборах?

5.Что нам продемонстрировала игра «Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?»

Выборы в демократическом обществе

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^


В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)



В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из


них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии.

Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Еще по теме § 24. Выборы в демократическом обществе:

  1. Демократическая революция в ГДР: от протеста к свободным выборам
  2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ШАНСЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ: ВОСТОЧНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В СРАВНЕНИИ В. Меркель
  3. 21.5. Выбор между договорным урегулированием и судебным разбирательством; выбор правил гражданской процедуры и эволюция общего права

Демократическая избирательная система включает в себя следующие основополагающие принципы:

всеобщность избирательного права - каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;

равенство избирателей - каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;

свобода выборов - отсутствие политического, экономиче­ского, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, орга­низаторов выборов и кандидатов;

тайна голосования - исключение контроля над волеизъяв­лением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать са­мостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное го­лосование было введено во Франции в 1789 г.);

наличие альтернативных кандидатов - в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения об­щественных проблем (в СССР проводились выборы с вы­движением только одного кандидата. Такие выборы являют­ся фарсом и способом манипуляции массами. Впервые аль­тернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);

прямое голосование - избиратель непосредственно прини­мает решение и отдает свой голос за конкретного кандидата или партию. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избира­ют кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говори­лось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное от­ношение. В США президента избирает коллегия выборщи­ков. Члены Совета Федерации РФ также избираются кос­венным методом. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законода­тельный орган (парламент, законодательное собрание), дру­гого назначает исполнительный орган (глава региона);

равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса из­бирателей - каждому кандидату должны быть предоставле­ны равные условия и ресурсы (материальные, информаци­онные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;

периодичность и регулярность выборов - избиратели долж­ны иметь возможность контролировать своих представите­лей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выяв­лять и выбирать наиболее достойных.

Российская избирательная система в основном соответствует

перечисленным принципам демократических выборов. Консти­туция РФ провозглашает всеобщее, равное и прямое избиратель­ное право при тайном голосовании. Избирательными правами

наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кромепризнанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Прези­дента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).

Существует три основных вида избирательной системы: ма­жоритарная, пропорциональная и смешанная.

При мажоритарной системе депутаты избираются по одно­мандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.

При мажоритарной (плюральной) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов (т.е. относительное большинство голосов) и, тем не менее, добиться победы. Данная система чаще используется для выборов главы государства (США, Исландия, Венесуэла, Колумбия и др.), реже - при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, Индия). Половина мест в Государственной Думе РФ также замещается по данной формуле голосования.

Как правило, голосование по мажоритарной модели происходит в одномандатных округах, однако возможно использование и многомандатных, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании).

Еще один возможный вариант - так называемое “кумулятивное” голосование, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.) . В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50% + 1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между двумя и более кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре. Победитель определяется по абсолютному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагеперы и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

При пропорциональной системе выборы проводятся по пар­тийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по “национальному округу”. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа за исключением Франции, половина депутатов Государственной Думы и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему.

Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и про­порциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государст­венной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались по смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депута­тов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7 %. Это значит, что если партия по итогам голосования набрала менее 7 % голосов изби­рателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выбо­рах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Рос­сия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу про­водились по смешанной системе, а нижний порог прохождения в Думу по партийным спискам составлял 10 %.

С 2004 г. федеральным законом были отменены прямые вы­боры глав администрации субъектов РФ (губернаторов, прези­дентов). Отныне сам Президент РФ предлагает местному пред­ставительному органу (законодательному собранию, думе) кан­дидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.

Выборы в демократическом обществе

1. Выборы и их функции.

2. Принципы организации и проведения выборов.

3. Институт отзыва выборного лица.

В демократическом обществе основным элементом взаимоотношений

гражданского общества и государства как основного института политиче-

ской власти являются выборы и референдумы.

Референдум (от лат. «референдум» - то, что должно быть сообщено) –

обходимо выявить мнение всего населения.

Референдум может быть:

 конституционным – когда с его помощью утверждается Основной

закон государства или вносятся поправки в Конституцию;

 законодательный – когда итоги референдума служат основой для

принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение;

 консультативным – когда необходимо выявить волю населения при

решении важных государственных вопросов.

Референдумы также бывают обязательными – необходимость их про-

ведения предусмотрена законом, и факультативными – их проведение за-

висит от воли правительства или населения.

Выборы – это совокупность правил и приемов, обеспечивающих уча-

общества в формировании государственных и муниципальных пред-

ставительных органов власти, способ формирования определенного типа

политической власти.

Если референдум призван выявить волю населения, избирателей, то

выборы – непосредственное волеизъявление народа как источника поли-

тической власти в демократическом обществе. 43

В статье 3 Конституции Российской Федерации записано: «Носителем

суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть

через систему органов государственной и муниципальной власти, он же и

формирует эти органы путем выборов.

Выборы можно типологизировать по следующим основаниям.

1. По масштабу выборы бывают:

 общегосударственные, национальные;

 региональные;

 муниципальные.

 президентские;

 парламентские;

 правительственные;

 выборы судей и присяжных заседателей;

 выборы главы региона, субъекта в федеративном государстве;

 выборы законодательного органа субъекта федерации;

 выборы главы муниципального образования;

 выборы законодательного органа муниципального образования;

 выборы некоторых местных должностных лиц (шерифа, старосты,

для России – органов территориального общественного самоуправления).

3. На основе принципов избирательного права:

 всеобщие – ограниченные (цензовые);

 равные – неравные;

 прямые – косвенные (многостепенные);

4. По виду выборы бывают:

 очередные – проводятся по истечении законодательно установ-

ленного срока полномочий выборных органов, должностных лиц;

 досрочные – проводятся в случаях досрочного прекращения пол-

номочий органов власти, должностных лиц (в связи с роспуском парламен-

та, отставкой депутата или должностного лица, отрешением от должности,

отзыва депутата, утратой гражданства избранным лицом);

 дополнительные – проводятся при наличии вакантного депутатско-

го мандата, освободившегося по каким-то причинам;

 частичные – проводятся в порядке ротации части депутатов орга-

нов власти. В России такой вид выборов не предусмотрены, а в США со-

став Сената обновляются на 1/3 каждые два года;

 повторные – проводятся в случаях, если очередные, досрочные,

дополнительные выборы признаны несостоявшимися или их результаты –

недействительными; 44

выборов, если ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюл-

летень не набрал необходимого для избрания (50% голосов +1 голос) чис-

В демократическом обществе место и роль выборов как политического

института определяется их функциями.

1. Проявление воли народа, единственного источника политической

2. Представительство общественных интересов.

3. Обеспечение рекрутирования политической элиты.

4. Легитимация власти.

5. Форма контроля за деятельностью органов власти.

6. Политическая социализация.

7. Способствуют изменению и развитию общества.

8. Дают возможность изменить политический режим.

Выборы проводятся на основе избирательного права, которое быва-

ют активным и пассивным.

Активное избирательное право – это право выбирать.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным.

Для выполнения своего политического и социального назначения вы-

боры должны опираться на принципы избирательного права.

1. Всеобщность.

Сущность этого принципа в том, что все граждане, независимо от по-

ла, расовой, религиозной, национальной, классовой и профессиональной

принадлежности, языка, уровня доходов, образования и политических убе-

ждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти.

Действие этого принципа ограничивается рядом цензов.

Возрастной ценз ограничивает участие в выборах определенным

возрастом. В большинстве развитых стран возрастной ценз для избирате-

лей установлен в 18 лет. Для кандидатов возраст устанавливается не-

сколько выше. В России депутатом Государственной Думы можно стать,

достигнув возраста в 21 год, а Президентом РФ – 35. Для депутатов верх-

ней палаты США и Японии установлен возраст в 30 лет, во Франции – 35, в

Бельгии и Испании 40 лет.

Моральный ценз, как правило, лишает прав выбирать и быть избран-

ным лиц, отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения сво-

Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психи-

чески больным, чья недееспособность подтверждена судебным решением.

Ценз оседлости предполагает право допуска к участию в выборах

лиц, имеющих определенный срок проживания в данной местности. Так45

президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживаю-

щий в России не менее 10 лет.

Половой ценз, как правило, не допускает участие в выборах женщи-

Имущественный ценз лишает избирательных прав лиц, не имеющих

частной собственности или определенного уровня доходов. Так, в Сенат

Канады может входить только лицо, владеющее недвижимой собственно-

стью, а в Великобритании для получения права быть избранным требуется

внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы.

Образовательный ценз, как правило, ограничивает избирательные

права тех, кто не знает государственного языка страны.

2. Равенство.

Это принцип равенства во всем. Каждый избиратель имеет только

надлежности тому или иному человеку. Все избирательные округа пример-

но равны по количеству избирателей.

Равенство кандидатов в праве на агитацию, сбор одинакового коли-

чества подписей для выдвижения, размер избирательного фонда.

3. Тайна выборов.

Сущность этого принципа заключается в том, что решение конкретно-

го избирателя не должно быть известно никому.

Действенность этого принципа обеспечивается закрытой процедурой

стью избирательных бюллетеней, опечатыванием урн для голосования, от-

ветственностью организаторов выборов за нарушение тайны голосования

Сущность этого принципа – в непосредственном голосовании избира-

телей за конкретного кандидата.

Правда, в некоторых странах выборы являются косвенными или мно-

гостепенными. Президента США выбирает коллегия выборщиков, в Израи-

ле, Греции, Ливане – парламент, смешанная коллегия выборщиков из де-

путатов парламента и депутатов парламентов субъекта федераций или

областей – в Индии, Италии, Германии.

Помимо этих базовых демократических принципов избирательного

права, выборы основываются на следующих принципах их организации и

проведения.

1. Свобода выборов.

Этот принцип предполагает наличие у избирателей права на свободу

мнения, слова и отсутствие давления при осуществлении своего конститу-46

ционного права на выборы. Законодательство РФ определяет, что участие

гражданина России в выборах является свободным и добровольным и ни-

кто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить к участию

или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному воле-

изъявлению.

2. Наличие выбора, альтернативы.

Этот принцип предполагает конкурентный отбор из различных пред-

ложенных кандидатур, политических партий.

3. Обязательность и периодичность выборов.

Обязательность выборов является основным условием легитимации

власти, а значит, показателем степени демократизации общества. При де-

мократическом режиме формирование властных органов посредством вы-

боров является обязательным условием.

Деятельность выборных органов политической власти должна быть

регламентирована по времени, а значит, выборы должны проводится пе-

риодически и регулярно, в установленные законом сроки. Временные ин-

тервалы, по истечении которых проводятся выборы, определяются сроком

полномочий выборных институтов власти.

Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет. На такой

же срок, как правило, избираются и президенты. Правда, в некоторых стра-

нах этот срок больше: Австрии, Финляндии, Египте, Мексике, Венесуэле – 6

лет, Франции, Италии, Турции, Казахстане, Таджикистане – 7 лет, а в Турк-

мении и Малави – пожизненно.

Важным является вопрос об ограничение числа переизбраний. В от-

ношении депутатов парламента эта норма практически не применяется из-

за коллегиальности высшего органа законодательной власти. В отношении

президентов действует запрет на избрание одного и того же лица более

двух раз.

В Конституции Российской Федерации в ст.81 записано: «одно и то же

лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации

более двух сроков подряд». В США в 30-40-е годы ХХ в. сложилась уни-

кальная ситуация, когда Р.Д. Рузвельт избирался президентом страны че-

тыре раза подряд, после чего была принята поправка к Конституции США

об ограничении президентских полномочий двумя сроками.

4. Открытость и гласность выборов.

Этот принцип предполагает обеспечение доступа избирателей к ин-

формации о кандидатах, политических партиях, избирательных органах,

избирательном процессе и т.п. Информирование избирателей должно ба-

зироваться на принципах достоверности и беспристрастности, т.е. равного

подхода ко всем участникам избирательного процесса. 47

5. Принцип справедливости выборов – как бы вытекает из ранее на-

званного и предполагает меры по защите процесса выборов от необъек-

тивности и фальсификаций:

 организация выборов независимыми органами и наличие дейст-

венного механизма контроля над их деятельностью;

 обеспечение равных условий предвыборной борьбы для кандида-

тов и партий;

 проведение выборов в установленные законом и необходимые для

организации агитационной работы сроки;

 обеспечение справедливого финансирования избирательного про-

 соблюдение объективности при определении результатов выборов;

 быстрое и эффективное рассмотрение случаев нарушений прав

граждан, избирательного законодательства и жалоб на проведение выбо-

Таким образом, в демократическом обществе регулярно проводятся

свободные и альтернативные выборы при честном состязании политиче-

ских сил.

Важной демократической процедурой при формовании органов поли-

тической власти является отзыв избирателями выборного лица.

Отзыв выборного лица избирателями – это досрочное прекращение

полномочий депутата или выборного должностного лица по инициативе из-

бирателей путем их прямого волеизъявлении в соответствующем избира-

тельном округе.

Конституция РФ возможность отзыва депутата Федерального Собра-

ния не предусматривает. В отношении депутатов выборных органов мест-

ного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправле-

ния такая возможность предусмотрена Федеральным законом №131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации».

проводится по инициативе граждан, на основании процедуры, установлен-

ной уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкрет-

ные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их под-

тверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата должна

обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснение по поводу

обстоятельств выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не ме-

нее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе. 48

Эти положения Федерального закона нашли свое воплощение и реа-

лизацию в Уставе муниципального образования «город Ульяновск», приня-

ва депутата не могут являться:

 его политические убеждения и законная политическая деятель-

 факты, для которых предусмотрены особый порядок их установле-

ния и которые являются в соответствии с законодательством самостоя-

тельными основаниями прекращения его полномочий.

Основными этапами процедуры отзыва депутата являются следую-

1 этап – инициирование отзыва депутата.

Этот этап включает процедуры:

 организация и проведение собрания граждан;

 образование инициативной группы по отзыву депутата;

 регистрация инициативной группы в городской избирательной ко-

2 этап – сбор и внесение подписей в поддержку отзыва депутата.

Таков порядок и условия отзыва депутата муниципального выборного

органа и эти условия делают эту процедуру практически невозможной по

следующим основаниям:

1. Доказать, подтвердить в судебном порядке противоправные реше-

ния или действия депутата нереально.

половины от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном ок-

На выборах депутатов Ульяновской Городской Думы в 2004 году бы-

ло образовано 35 избирательных округов примерно по 15 тыс. избирателей

в каждом. Порог явки установлен не был – выборы состоялись бы при лю-

бом количестве избирателей, участвующих в голосовании. В количествен-

рательному органу Заволжского района – 1820, что составило примерно

12% от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.

рированных в избирательном округе, – набрала Л.М. Кутинова, но их хва-

тило для избрания депутатом Городской Думы.