К функциям административно деликтного права относятся. Административно-деликтное право
Правоохранительные функции государственного управления и органов исполнительной власти обусловливают необходимость такой части , которая содержит нормы, регламентирующие порядок применения к физическим или юридическим лицам. Государственное управление может быть «принуждающим» (правоохранительным, «нападающим», ограничивающим права субъектов права, жестким). В этих случаях применяются меры административного принуждения, т. е. контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекотельного, показательного и восстановительного характера. Здесь даже возможно временное ограничение прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном правоохранительными органами и сотрудниками правоохранительной службы, контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главными принципами «принуждающего» управления являются законность, обоснованность, гуманизм, уважение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Охранительные отношения регламентируются в основном административно-деликтным правом , которое устанавливает административную юрисдикцию. Административная юрисдикция включает в себя систему органов административного принуждения, полномочия должностных лиц по применению мер принуждения, административные производства, среди которых наиболее детально регламентировано производство по делам об административных правонарушениях. То есть главнейшей особенностью административной юрисдикции представляется применение административного принуждения.
Административно-деликтное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.
Включает так называемые административно-деликтные (административно-юрисдикцион- ные) отношения, т. е. отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения. Административно-деликтное право состоит из двух частей: материальное административно-деликтное право (например, применение административных наказаний) и процессуальное административно-деликтное право (например, порядок применения административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения). Административно-деликтные отношения (охранительные правоотношения) могут возникать также в целях предупредительного воздействия на различные субъекты права (например, меры административно-предупредительного характера) и в целях возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.
Административно-деликтное право включает в себя нормы права, устанавливающие систему правоохранительной службы в Российской Федерации. Это, например, нормы, совокупность которых можно определить как «полицейское право», т. с. как такую подотрасль административного права, которая регламентирует отношения по организации и деятельности полиции в Российской Федерации. Полномочия должностных лиц по применению административно-правового принуждения содержатся во многих федеральных и региональных законах, например: Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», Законе РФ «О полиции», Федеральном законе «О государственной охране», законах Воронежской области от 31 декабря 2003 г. № 74-03 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области», от 23 сентября 2005 г. № 62-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Воронежской области», от 27 марта 2008 г. № 18-03 «Об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка на территории Воронежской области».
Административно-деликтное право
Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.
Отношения, возникающие между государственными органами и правонарушителями - это властные отношения. Однако они имеют свою специфику. Во-первых, административные деликты не обязательно, непосредственно возникают из управленческих отношений (например, уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17 КоАП РФ, занятие проституцией - 6.11 КоАП и др.). Во-вторых, нормы об административной ответственности за административные правонарушения (проступки носят универсальный характер, аналогичный нормам уголовного права). Их охранительная функция распространяется на отношения, регулируемые не только административным правом, но и другими отраслями права. Административно-деликтное право связано с определением и назначением административных наказаний (взысканий), поэтому его называют также административно-наказательным правом.
Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс РФ), законодательные акты субъектов Федерации (например, Кодекс Свердловской области об административной ответственности) и др.
Административно-деликтное право содержит материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение. Процессуальные нормы определяют порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Задачи и участники административно-деликтного процесса
Основными задачами этого производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Участниками административно-деликтного процесса являются:
1. Компетентные органы и доверенные лица, наделенные правом принимать юридически властные акты и составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела. К ним относятся:
Государственные органы (должностные лица), которые принимают постановления по существу дела (о применении санкций), изменяют или отменяют их;
Компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т.д.);
Органы (должностные лица), исполняющие постановления (судебные исполнители, бухгалтерии и т.д.).
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле:
Лицо привлекаемое к административной ответственности;
Потерпевший;
Законные представители (родители, опекуны, попечители, руководители);
Адвокат.
Лица и органы, содействующие осуществлению производства - свидетели, эксперты, переводчики.
Административно-деликтный процесс представляет собой последовательное осуществление регулируемых нормами права процессуальных действий на определенных его стадиях, этапах. Стадия административно-деликтного процесса - это относительно самостоятельная часть производства по делам об административных правонарушениях, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное составление документов.
Стадии административно-деликтного процесса
Производство по делам об административных правонарушениях, составляющее содержание административно-деликтного процесса, включает четыре стадии:
1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола. Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
Поступившие из государственных органов и негосударственных органов и организаций материалы, которые содержат данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения;
Сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации;
По ряду дел, предусмотренных законом, заявления и сообщения собственников имущества унитарных предприятий, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов.
Протокол об административном правонарушении не оформляется и административное наказание производится без его составления в случаях когда, в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него взыскание. В необходимых случаях на стадии возбуждения дела применяются процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т.д.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении административного дела;
Оформления предупреждения или наложения штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, определенных законом;
Вынесения определения о возбуждении административного дела при необходимости проведения административного расследования.
Административное расследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ (дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологического законодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения и т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается в виде определения (прокурором - в виде постановления) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Оно не может превышать срок в 1 месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а по таможенным делам - на 6 месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела. Протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются компетентному органу для рассмотрения в течение суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления. 2. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является основной: именно на ней решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эта стадия включает 4 этапа:
а) подготовки дела к рассмотрению;
б) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
в) вынесение постановления;
г) объявление постановления.
При подготовке дела к рассмотрению судья, должностное лицо выясняют:
Относится ли дело к их компетенции;
Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ);
Правильно ли составлен протокол и другие материалы дела;
Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
Имеются ли ходатайства и отводы.
Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц либо об отложении его рассмотрения;
5) разъясняются права и обязанности участникам процесса;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашаются протокол и иные материалы дела;
8) заслушиваются объяснения нарушителей, показания других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства.
Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного наказания.
По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление.
В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ может вынести, например, такие постановления: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Объявление постановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам. 3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра. КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и вальтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд.Порядок административного судопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это судопроизводство имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и осуществляется в рамках административной юстиции. 4. Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу.
Постановление вступает в законную силу:
По истечении срока, установленного для его обжалования (по общему правилу - 10 дней), если оно не было обжаловано или опротестовано прокурором;
После истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение, в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;
Немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Административно-деликтное право устанавливает виды и меры административного принуждения, используемого государством в целях предупреждения правонарушений, наказания виновных лиц за совершенные административные правонарушения, пресечения противоправных деяний и возмещения имущественного ущерба, причиненного правонарушениями.
Задержание – это кратковременное ограничение свободы передвижения лица для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. О задержании несовершеннолетнего должны незамедлительного быть оповещены его родители. Об административном задержании составляется отдельный протокол. Срок административного задержание не может составлять более трех часов, а в исключительных случаях не более 48 часов.
1. Стадия возбуждения административного дела и направление его по подведомственности предполагает выявление всех обстоятельств дела (дату и место совершения правонарушения, данные о личности правонарушителя и т.д.), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении. В протокол заносятся также анкетные данные составившего его должностного лица, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших. При составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждается дело, а также иным участникам производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Физическим лицам или законным представителям юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола. Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.
Административно-деликтное право
Протокол является процессуальным документом, оформляющим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого производства является наличие в действиях виновного состава правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ.
Понятие и предмет административно-деликтного права
Если лицо совершит новое административное правонарушение до истечения указанного годичного срока, то для этого лица могут появиться определенные отрицательные последствия правового характера. Совершение нового административного правонарушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, во-вторых, служить квалифицирующим признаком для применения более строгого административного взыскания, в-третьих, даже изменить правовую природу самого правонарушения, переведя его из разряда административного проступка в преступление. Названные отрицательные последствия не наступят, если лицо в течение года не совершит нового административного правонарушения.
Административно-деликтное право
субъект — физическое лицо (гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, военнослужащий, иностранный гражданин или лицо без гражданства); юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и действующее со своим уставом; иностранное юридическое лицо;
Административно-деликтное право
3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.
Административное деликтное право (общая часть)
При толковании норм права объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.
Административно-деликтное право
компетентные органы (должностные лица), которые создают процессуальные основания для принятия, отмены или изменения постановлений (составляют протоколы об административном правонарушении, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления и т. д.);
Административно деликтное право
Административное выдворение за пределы Россий ской Федерации иностранных граждан или лиц без граж данства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Сколько стоит написать твою работу
Административные наказания в виде предупреждения, штрафа, лишения специального права, административного ареста и дисквалификации могут применяться только в качестве основных мер административного взыскания. Иные административные наказания могут устанавливаться в качестве как основных, так и дополнительных мер административной ответственности.
Административно деликтное право
3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));
Система, источники и наука административно-деликтного права
— За органами, ее применяют. Уголовная ответственность наступает исключительно по решениям судебных органов. Решение о применении административной ответственности принимаются многочисленными органами управления, которые наделены правами непосредственного применения к виновным в совершении правонарушений соответствующих административных взысканий (ст.ст. 218 — 244-15 КУоАП).
Тема 10
Несовершеннолетие. В КоАПе РФ установлен принцип рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, задачей которых является непосредственно защита их права. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относятся к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних.
Понятие, предмет, методы административно-деликтного права
Процессуальным административно-деликтным правом именовать отрасль права, совокупность правовых норм, установленных высшим органом законодательной власти и регулирующих общественные отношения, возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях, и деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях.
Слово «административное» преимущественно отражает название Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. В свою очередь, Кодекс назван по причине полного господства в прошлом административных органов, их должностных лиц в области привлечения к этому виду ответственности, т. е. применения особого вида мер принудительного воздействия. Термин «деликт» (от лат. delictum - проступок), говоря языком КоАП, означает правонарушение. Административно-деликтное право, как и уголовное, - специфические отрасли права, поскольку они предназначены в первую очередь для охраны общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, в том числе и некоторых управленческих отношений. Это правоохранительные отрасли права. Административно-деликтное право устанавливает запреты на совершение административных правонарушений и предусматривает административные взыскания (наказания), меры административнойответственности за их нарушение.
Предметом административно-деликтного права являются административно-деликтные отношения, возникающие по поводу административных правонарушений. В одних случаях таким поводом является соблюдение вступившей в юридическую силу административно-деликтной нормы (нормативного правового акта, содержащего административно-деликтные нормы). Общественное отношение здесь складывается между государством и лицом, реализующим данную норму, не нарушающим установленный административ- но-деликтный запрет в процессе совершения определенных деяний. Это добровольная реализация нормы. Их можно назвать обычными административно-деликтными отношениями. Они не столь заметны, очевидны, потому что становятся обычными, привычными в поведении людей. Вторым основанием возникновения рассматриваемых отношений служит применение административно-правовых мер предупреждения в целях недопущения нарушения административно-деликтных запретов. Например, осуществление проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, осуществление таможенного досмотра, осмотра, остановка транспортного средства в целях проверки документов, ограничение скорости движения на отдельных участках дороги и т. д. Такие отношения следует назвать предупредительными.
Третьим обстоятельством возникновения административно-деликтных отношений бывает совершение административного правонарушения, т. е. несоблюдение установленного запрета. Здесь отношения складываются лишь в момент применения административно-деликтных норм. Эти отношения можно назвать фактическими или, как их называют в уголовном праве, - конфликтными.
Как видим, административно-деликтные отношения могут возникать по разным причинам. Но они всегда связаны с административно-деликтной нормой-запретом. Правда, в одних случаях - с добровольным следованием ее предписаниям, в других- с применением предупредительных мер, недопущением нарушения рассматриваемых норм, в третьих - с нарушением, несоблюдением норм, т. е. совершением административного правонарушения.
Административно-деликтное право регулирует только административно-деликтные отношения, складывающиеся как по поводу совершенного административного правонарушения, так и по иным основаниям, но связанным с названным правонарушением: при добровольном соблюдении административно-деликтных запретов; при применении административно-предупредительных мер; при применении иных мер административно-правового принуждения.
44. Административно – деликтные нормы: понятие, виды.
Административно-деликтное право состоит из административноделиктных норм. Они вобрали в себя общие признаки, присущие в целом нормам права. Административно-деликтная норма представляет собой правило общего характера, установленную в КоАП и других нормативно-правовых актах меру поведения субъектов административно-деликтных общественных отношений. В целях выявления регулятивных свойств административно-деликтных норм, определения места в механизме правового регулирования, а также для более глубокого осмысления и эффективной реализации этих норм необходима их классификация. Названные нормы можно разделить на виды, положив в основу различные критерии (основания):
1) в зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования нормы административно-деликтного права следует разделить на: общие; специальные; нормы-примечания; нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения.
Общие нормы, применительно к КоАП, образуют Общую часть, специальные и нормы-примечания- Особенную часть КоАП. Нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения, частично находятся в Особенной части, частично - в иных нормативных правовых актах. Нормы Общей части КоАП неоднозначны. По той же функциональной роли их можно разделить на: нормы-основы; нормы-принципы; нормы-дефиниции; устанавливающие нормы. Нормами-основами определяются начала, рубежи, стартовые позиции. Такие нормы находят закрепление, как правило, в первых статьях КоАП. Нормы-принципы - это такие предписания, которыми следует руководствоваться как при установлении административно-деликтных норм, так и при их применении, исполнении. Нормы-дефиниции - это правила-определения, которыми истолковываются соответствующие категории и понятия. Нормы-дефиниции упрощают работу законодателя по формулированию конкретных составов административных правонарушений, придают им характер лаконизма. Устанавливающие нормы определяют соответствующие общие требования, которые следует учитывать при выяснении наличия административного правонарушения и руководствоваться ими при привлечении к административной ответственности.
Нормы Особенной части также неоднозначны. Используя тот же классификационный критерий - функциональную роль, - можно разделить их на: нормы-запреты; нормы-примечания; нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения.
Нормы-запреты - это главные и наиболее важные нормы. Только в этих нормах формулируется деяние (действие или бездействие), устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь административную ответственность. Подобное правило-запрет всегда сопровождается установлением мер Норма-запрет - это правило поведения, адресованное физическим и юридическим лицам как исполнителям и возможным участникам административно-деликтных отношений. Нормы-запреты различны. По способу изложения различается четыре вида норм-запретов: простые; обыкновенные (описательные); отсылочные; смешанные.
В простых нормах-запретах лишь обозначается административное деяние без указания особых его признаков. Обыкновенные нормы-запреты - это такие правила, в которых не только дается название административного деяния, но и раскрываются его признаки. Отсылочные нормы характеризуются тем, что в них не называются все признаки административного правонарушения, а делается отсылка, предписывается обратиться к иным правовым актам или другим статьям (частям статьи) КоАП. По адресату отсылки нормы в свою очередь делятся на: бланкетные- не называя все признаки административного правонарушения, отсылает к иным нормативным правовым актам, не относящимся к административно-деликтным.; ссылочные - те, в которой для уяснения ее смысла предписывается обратиться к норме(ам), находящейся(имся) в другой(их) статье(ях) КоАП или в другом(их) пункте(ах) этой же статьи. В ссылочной норме-запрете делается ссылка на конкретные статьи или части этой же статьи КоАП, а не иных нормативных правовых актов, как в бланкетных нормах
По допустимости понимания нормы можно разделить на несложные -относятся те, в которых дается название административного правонарушения и раскрываются его основные признаки; сложные- относятся нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: несложной, отсылочной и смешанной.
Нормы-примечания - правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме- запрете Особенной части. Они имеют место примерно в 17 статьях. Одни из них выступают в виде дефиниций, другие - разъяснений, пояснений. Нормы-примечания оказывают существенную помощь правоприменителям в уяснении тех или иных терминов, категорий, и облегчают им работу по квалификации деяния, и обеспечивают соблюдение законности.
Третий вид норм Особенной части КоАП - нормы, устанавливающие меры административно-правового принужде ния, - содержат (предусматривают), как уже указывалось, меры административно-правового принуждения. Они, как правило, адресованы к правоприменителям. Нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения в отношении физических и юридических лиц как возможных субъектов административных правонарушений, выступают в роли норм-превенций, устрашений, предостережений, что в случае нарушения нормы-запрета или при возникновении иных обстоятельств, также связанных с нормой-запретом, возможно их применение.
Рассматриваемые нормы предусматривают вид и размер административных взысканий. Особенностью таких норм является и то, что отдельные из них устанавливают и иные меры административно-правового принуждения, а не только наказания (взыскания). Нормы, предусматривающие меры административной ответственности, бывают:
абсолютно определенные-устанавливают точно вид и размер взыскания;
относительно определенные-устанавливают соответствующие взыскания и пределы, в которых орган (должностное лицо) вправе, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения и другого, определить по своему усмотрению меру и размер наказания. Немало норм содержат несколько различных видов взысканий, т. е. имеют альтернативный характер. По размерам альтернативные нормы могут быть абсолютно определенными или относительно определенными. Деление норм административно-деликтного права допустимо и по кругу лиц, на которых распространяется их действие. По этому критерию можно выделить нормы, распространяющиеся на: лиц как возможных субъектов административных правонарушений; лиц, ведущих административный процесс; иных лиц.
Анализируя эти нормы, можно выделить следующие виды субъектов: ФЛ, ИП, ЮЛ
К физическим лицам относятся: 1) граждане Республики Беларусь; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства; 4) должностные лица; 5) работники юридического лица; 6) иные лица.
В свою очередь по названному критерию нормы можно разделить на: общие; индивидуальные (конкретные); специальные.
Нормами общего характера являются те, которые распространяют свое действие на все виды указанных субъектов. Индивидуальные нормы прописывают конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками. Перечень таких субъектов довольно велик. В него входят: должностные лица; родители и лица, их заменяющие (ст. 9.4); работники юридического лица; наниматель (ст. 9.14, 9.15, 9.17);и т.д.
45. Понятие и виды административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Административное задержание как мера пресечения.
Административно-правовое принуждение - это такое государственное принудительное воздействие, которое применяется компетентными субъектами преимущественно в связи с административным правонарушением.
Особенности административно-правовое принуждения: характер мер принуждения; обилие и разнообразие мер принуждения; меры принуждения не влекут серьезных (не столь суровы) последствий для лица, к которому они применяются; меры принуждения могут выражаться и в виде физического воздействия на лицо; разнообразие субъектов, уполномоченных применять меры принуждения; превалирование органов государственного управления, их должностных лиц в сфере применения мер принуждения.
Предназначение административного принуждения: обеспечить общественную безопасность, «предупредить вредные, опасные для жизнедеятельности общества явления, последствия и тем более правонарушения»; пресечь противоправные поступки; восстановить нарушенное; наказать виновных лиц.
В науке административно-деликтного права среди ученых нет единства мнений о видах мер административно-правового принуждения. Наиболее распространенным в последние годы стало деление их на четыре вида: а) административно-предупредительные меры; б) меры административного пресечения; в) меры административной ответственности; г) меры административно-процессуального обеспечения.
Административно-предупредительные меры : контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания; реквизиция имущества; закрытие участков государственной границы.
Меры административного пресечения: Суть таких мер состоит в принудительном прекращении правонарушений, совершаемых соответствующими лицами, и предотвращении их вредных последствий. Основанием для применения мер административно-правового пресечения является совершаемое административное правонарушение. Пресечь можно только то деяние, которое находится в стадии совершения, т. е. продолжается. Для уже совершенного деяния пресечение неприменимо и бессмысленно. В этой связи важным является уяснение сущности оконченного, продолжаемого и длящегося административного правонарушения.
Отличительной особенностью административно-правового пресечения является и то, что оно может применяться в форме физического насилия, использования огнестрельного оружия, специальных средств: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические средства, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспортных средств, водометы, бронежилеты и др. Меры пресечения не имеют карающего, штрафного характера, т. е. они не выступают в качестве наказания.
Меры пресечения могут быть разделены на три вида:
1) меры, выражающиеся в принудительных действиях: административное задержание; помещение в медицинский вытрезвитель; контроль; досмотр; осмотр; освидетельствование; вхождение в помещения и другие места; таможенная проверка; изъятие предметов; отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы; обследование; воспрепятствование проезда через государственную границу; опечатывание; прекращение групповых беспорядков; выдворение.
2) меры, применяемые с использованием специальных средств: использование специальных средств; применение физической силы; применение огнестрельного оружия;
3) вынесение специальных правовых актов (предписаний): требование прекратить совершение противоправного деяния; остановка транспортных средств; остановка работы предприятий; остановка строительства; приостановление: действия договора; действия лицензии; операций по расчетам; нарушения противопожарных правил; производства; отгрузки продуктов; закрытие предприятия; ограничение.
Неотложные меры - это такие меры, которые обращены к настоящему и предусматривают достижение цели теперь, в настоящее время, не допуская совершения правонарушения или предотвращая нежелательные последствия либо пресекая, не допуская дальнейшее продолжение совершения правонарушения.
Ретроспективные меры- это меры, обращенные к прошлому. Они применяются после совершения правонарушения и направлены на предупреждение, недопущение совершения административных правонарушений повторно в будущем.
Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе.
Административное задержание физического лица применяется в целях: 1) пресечения противоправной деятельности; 2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным; 3) установления личности; 4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении; 5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств; 6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
По просьбе ФЛ, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Иностранные граждане или лица без гражданства, задержанные за совершение административного правонарушения, без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют. Административное задержание не допускается в отношении: 1) лица, занимающего высшую государственную должность РБ, и лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; 2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов; 3) судьи; 4) народного заседателя.
46. Восстановительные меры
Административно-восстановительные меры - это принудительные меры, направленные на восстановление нарушенного, восстановление причиненного ущерба, т. е. прежнего положения, состояния, которое было до совершения правонарушения. Административно-восстановительными мерами являются:
1. возмещение причиненного вреда: ФЛ, совершившее административное правонарушение, или ЮЛ, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением. В случае неисполнения в части возмещения имущественного ущерба добровольно в течение 15 дней ущерб взыскивается в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством. Должен быть возмещен любой, а не только имущественный ущерб, причиненный административным правонарушением. В случае, если лицо докажет, что вред причинен не по его вине, оно освобождается от возмещения вреда. Подлежит возмещению и моральный вред, причиненный действиями либо бездействием, нарушающими имущественные права гражданина. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего компенсации имущественного вреда (ГК). Размер такой компенсации определяется судом. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, должны возместить его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине. Возмещение причиненного вредасостоит в замене причиненного урона чем-нибудь другим. В КоАП определяется лишь обязанность о возмещении вреда.
2. взыскание задолженности (пени)- мера принудительного воздействия, выражающаяся в принятии действий компетентными органами, направленных на выполнение обязательств, образовавшихся долгов. Такие долги в основном связаны с неисполнением налоговых обязательств и образовавшихся пеней. Право о взыскании названных задолженностей предоставлено ИМНС и таможенным органам. Принудительное исполнение налога, сбора (пошлины), пени осуществляется тогда, когда плательщик (иное обязанное лицо) не исполнил или ненадлежащим образом исполнил в установленный срок налоговое обязательство, не уплатил (не полностью уплатил) пени. Взыскание задолженности производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Можно выделить 4 вида таких решений. Каждый вид решения определяется видом объекта, на который направлено взыскание задолженности. Объектами могут быть: денежные средства на счетах плательщика (иного обязанного лица) в банках; наличные денежные средства; средства дебиторов плательщика (иного обязанного лица); имущество плательщика (решение принимается здесь судом).
3. Возврат завышенных сумм:осуществляется подрядчиком (субподрядчиком) в связи с завышением объемов и (или) стоимости строительно-монтажных или других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов. К рассматриваемой мере следует отнести и штраф на сумму завышения, которое выявлено при контрольном обмере завышения объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенных в проектно-сметной документации.
4. Исправление существующего противоправного положения:выражается в выдаче уполномоченными должностными лицами предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание - документ (правовой акт), обязательный к исполнению адресатами, который выдается уполномоченными должностными лицами после проведения ими проверки и выявления нарушений соответствующих правовых норм (правил). Невыполнение таких предписаний может влечь административную ответственность. Сроки устранения нарушений могут согласовываться с руководителем проверочной организации. При обнаружении нарушений, требующих немедленного их устранения, выносится обычно не предписание, а постановление о безотлагательном устранении таких нарушений или о запрещении эксплуатации сооружения, приостановления работ. Постановление приводится в исполнение немедленно.
5. Демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений. Под самовольным строительством (постройкой) понимается строительство, а также пристройка, надстройка дома, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества, если этот объект: возведен на земельном участке, самовольно занятом застройщиком; возведен без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ; возведен с существенными отступлениями от проектной документации на строительство; не соответствует утвержденной градостроительной документации; имеет дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц и которые не могут быть устранены в процессе ремонта либо реконструкции или не соответствуют требованиям экологической безопасности. Выявленное самовольное строительство незамедлительно в принудительном порядке приостанавливается. Это означает, что нарушение пресекается. Решение о демонтаже или сносе самовольной постройки или приведение ее в прежнее, до осуществления пристройки, надстройки или перестройки состояние принимает соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.
5. Изъятие незаконно полученного: состоит во взыскании в доход государства (в соответствующий бюджет) сумм, полученных субъектом хозяйствования в результате нарушения законодательства. Изъятие незаконно полученного может производиться в связи: с нарушением законодательства о ценах; с реализацией нестандартной продукции; с нарушением норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг; с нахождением во владении имущества и предметов, исключенных из гражданского оборота.
6. Отбуксировка транспортных средств:преследует двойную цель: пресечение правонарушения и восстановление нарушенного. Отбуксировка транспортных средств как восстановительная мера состоит в том, что отбуксировкой восстанавливается нормальное положение для движения транспортных средств, приводится в прежнее состояние проезжая часть дороги или другие запрещенные для остановки или стоянки места.
7. Исполнение обязанности, неисполнение которой образует состав административного правонарушения, сводится к тому, что лицо, привлеченное к административной ответственности за это совершенное правонарушение, обязано исполнить и названную свою обязанность. Например, лицо было привлечено к административной ответственности за неисполнение обязанности оплатить проезд в общественном транспорте. Все равно оно обязано и оплатить проезд. К восстановительным мерам можно отнести и изъятие имущества и предметов, исключенных из гражданского оборота.
47. КоАП как источник административно-деликтного права. Его структура.
Главным источником, регулирующим административно-деликтные отношения является КоАП- административно-деликтный закон. КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащим административной ответственности в соответствии с КоАП.
КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, включаются в КоАП.
За Президентом Республики Беларусь сохраняется право и в будущем издавать рассматриваемые акты, но их административно-деликтные нормы должны включаться в КоАП в качестве соответствующей статьи, пункта статьи. Президент обладает правом вносить в них необходимые изменения. Включение административно-деликтных норм декретов и указов в КоАП осуществляется путем издания Парламентом должного закона без каких-либо их изменений. Такое положение не только не снижает уровня административно-деликтного Закона, но и подчеркивает его верховенство и исключительность в административно-деликтной сфере.
КоАП относится к особым нормативным правовым актам. Он представляет собой единый универсальный законодательный акт, в котором регламентированы все основные вопросы администра- тивно-деликтного права. КоАП - это система адинистративно-деликтных норм, которые логически обоснованы и отличаются внутренним единством. Он делится на Общую и Особенную части.
Общая часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях разделена на 3 раздела. Каждый раздел состоит из глав; всего из 8.
Раздел 1.Общие положения Раздел II. Административное правонарушение. Административная ответственность. Раздел III Административное взыскание
Особенная часть состоит из 17 глав, рассматривающих в правонарушения в определенной сфере общественной жизни и ответственность за их совершение.
Раздел IV. Заключительные положения.
Общая часть подразделяется на разделы и главы, а Особенная - только на главы. Общая и Особенная части - это элементы единого целого, составляющего КоАП. Они взаимосвязаны и находятся в органичном единстве. Нормы Общей части регулируют общие положения об административном правонарушении и административной ответственности и в той или иной мере имеют отношение ко всем нормам Особенной части. Применение норм Особенной части постоянно требует использования положений, установленных в Общей части.
Каждая глава КоАП состоит из статей, количество которых весьма неодинаково.
48. Понятие и характерные черты административной ответственности
Административная ответственность является отдельным видом юридической ответственности. Она обладает всеми признаками последней и имеет свои особенности, характерные черты.
Административная ответственность выражается в: воздействии на лицо; принудительном воздействии (принуждении); государственном принуждении; правовом государственном принуждении; реакции государства на совершение правонарушения; обязанности конкретного лица отвечать за содеянное; претерпевании лицом неблагоприятных мер государственного правового принуждения; штрафном, карательном государственном правовом воздействии; применении государственного правового принуждения с целью частной и общей превенции правонарушений.
Административной ответственности присуще принудительное воздействие, которое осуществляется против воли лица с целью понудить, заставить его действовать в русле установленных правил, выполнять их. Принудительное воздействие вообще может осуществляться многими, среди них и государство, его органы. Административная ответственность, как и в целом юридическая ответственность, применяется соответствующими специально уполномоченными на то государственными органами, лицами от имени государства. В этом состоит первая особенность административной ответственности. Административная ответственность регулируется нормами административно-деликтного права. В этом и состоит ее вторая особенная, характерная черта. Административная ответственность является результатом совершенного административного правонарушения, реакцией государства на такого рода правонарушение. Только совершение административного правонарушения служит основанием для привлечения к административной ответственности. Названное следует отнести к третьей особенности административной ответственности.
Административная ответственность выражается в обязанности конкретного лица отвечать за содеянное. Ее еще называют субъективной ответственностью. Под конкретным лицом в рассматриваемом аспекте понимается как лицо, у которого наличествует вина в непосредственном совершении правонарушения, так и иное лицо, с которым первое находится в служебных, трудовых или семейных связях и ответственность которого предусмотрена в действующем законодательстве.
Таким образом, административная ответственность - эта обязанность конкретного лица отвечать за деяние (совершенное административное правонарушение). Названная обязанность выражается в претерпевании конкретным лицом неблагоприятных для себя государственно-правовых карающих мер воздействия. Это наказания административные взыскания. Они являются мерами административной ответственности и четвертым ее признаком. По содержанию - это карающие меры, преследующие в первую очередь цель, наказания виновного, в отличие от других мер административного принуждения - предупреждения (профилактики), пресечения, обеспечения или восстановления нарушенного, возмещения причиненного ущерба.
Меры административной ответственности (административные взыскания) применяются в особой процессуальной форме и устанавливаются ПИКоАП, являющимся единственным законом, определяющим административный процесс. Особая процессуальная форма реализации административных взысканий является характерной пятой чертой административной ответственности. Перечень административных взысканий, т.е. мер административной ответственности, четко очерчен в КоАП Республики Беларусь.
Специальные черты административной ответственности
Административная ответственность представляет собой совокупность государственно-правовых воздействий, применяемых на соответствующем этапе ответственности. Можно выделить три ответственности:
1) порицание (осуждение) и назначение административного взыскания; 2) применение (исполнение) назначенного взыскания; 3) порицаемость (судимость)
По результатам рассмотрения дела может быть принято три вида постановлений (решений):
о наложении административного взыскания;
о прекращении дела производством;
о передаче материалов дела по месту работы.
Административная ответственность - составная часть адми- нистративно-правового принуждения. Поэтому для нее характерны признаки, присущие в целом для административного принуждения. Вместе с тем, административная ответственность имеет свои особенности, которые выделяют ее в отдельный вид административного принуждения и способствуют самостоятельному существованию наравне с административно-предупредительными, пресекательными и восстановительными мерами.
49. Меры административной ответственности.
Административное взыскание является мерой административной ответственности. Это принудительное средство административно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Кара, наказание, отплата - это лишение определенных прав, свобод, интересов осужденного, привлеченного к административной ответственности. Д.Н. Бахрах пишет, что административные взыскания являются карательными, штрафными санкциями, как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ.
Действующий КоАП предусматривает самые различные виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Названная система административных взысканий имеет следующие особенности: 1) представляет собой единственный законодательно установленный перечень административных взысканий. Это позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны; 2) подчеркивает, что иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами и их действие возможно после включения в КоАП; 3) дифференцирует административные взыскания на менее и более суровые, что имеет важное значение как для науки, так и для практики; 4) является необходимым условием для построения научно обоснованной и справедливой системы санкций статей Особенной части.
По характеру правоограничений административные взыскания можно разделить на моральные, материальные (денежные), иные взыскания. К моральным относится по существу одно административное взыскание - это предупреждение. К материальным (денежным) - штраф, исправительные работы, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, к иным - административный арест, лишение специального права, депортация.
По порядку применения административные взыскания делятся на применяемые только судом (судьей) и применяемые судом и органами государственного управления, т.е. совместного характера.
По юридической значимости административные взыскания классифицируются как основные, дополнительные и смешанные. К основным относятся: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест. Дополнительные взыскания не могут применяться в отрыве от основных самостоятельно, а всегда соединяются с основными, дополняя их и усиливая наказуемость лица. К таким взысканиям относятся: конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Смешанные административные взыскания - это такие, которые в одних случаях могут применяться в качестве основных, в других - дополнительных.
Административное деликтное право включает в себя понимание административного правонарушения и его состава и административной ответственности.
. Административным правонарушением (проступком) признается бездействие или противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие, посягающее на государственный или общественный порядок, общественную собственность, права и свободы человека и гражданина, на установлен ный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Отсюда признакам административного правонарушения (проступка) являются: а) общественная опасность деяния б) противоправность в) виновность г) применение административного взыскания; административная соответствующих дальность.
Общественная опасность деяния в нормах административного деликтного права не называется признаком административного проступка. Но, несмотря на это, следует отметить, что административные правонарушения п посягающие на конкретные правоотношения, охраняемые административным законом и влекут им вред, а вместе вред правопорядку. К лицам, совершившим административные проступки, принимаются меры государственного принудительного воздействия. Итак, следует сделать вывод о том, что административные проступки являются также общественно опасными. При разграничении административных проступков и уголовных преступлений ступ инь общественной опасности играет главную роллроль.
Противоправность означает, что правонарушение характеризуется как действие или бездействие, запрещена административным законодательством. Понятие"деяние"следует рассматривать в следующих основных значениях: а) это волевое ный акт поведения человека, б) включает в себя две стороны поведения (действие или бездействие), обе из которых нарушают действующие нормы права, в) в административном законодательстве закрепляется запрет такой д ее или обязательства активно действовать в нужном направлении г) гражданин не действует там, где это требуется, или действует там, где это запрещено (осуществляет действия против права). Например, нарушает правила администратора ративного надзора, или не выполняет требований относительно постановки на учет военнообязанныхих.
Противоправность как признак административного правонарушения считается, если есть норма права, которая устанавливает определенный вариант поведения, и деяния лица (субъекта), которое противоречит предписания этой нормы. Пр ричому правовые нормы, которые устанавливают определенные правила, могут быть не только административными, но и трудовыми, земельными, финансовыми, хозяйственными, жилыми и т.д.. Отсутствие противоправности свидетельствовать ь об отсутствии административного правонарушенияня.
Важным признаком административного правонарушения является вина,. Это психическое (внутреннее) отношение субъекта к совершению определенного действия и его последствий. Различают две формы административной вины: умысел и неосторожности. Намерение может быть прямым и косвенным, а неосторожность - самоуверенностью и небрежностью. Отсутствие вины исключает наличие административного проступкапку.
За совершение административного проступка наступает ретроспективная административная ответственность, которая заключается в возложении на виновного в совершении административного проступка определенного вида и меры администра ативного взыскании.
Административное правонарушение (проступок) имеет свою юридическую модель (склад). Состав административного правонарушения - это предусмотренная нормами административного права совокупность объективных и субъективных их признаков, при наличии которых то или иное деяние можно квалифицировать как административное правонарушение. Он включает в себя: а) объект, б) объективную сторону в) субъект г) субъективную сторонну.
Объект административного правонарушения - это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом и регулируются нормами трудового, гражданского, земельного и финансового права и за нарушение которых налагаются административные взыскания. Объектом административного правонарушения могут быть определенные социальные блага (здоровье, честь и достоинство человека и др..).
Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность таких внешних признаков, как деяние (действие или бездействия), противоправные последствия, причинная связь между деянием и наступившими закрепляются я нормами права об административных правонарушениях, место, время, обстановка, обстоятельства, способы и средства совершения административного правонарушения.
Субъектами административных правонарушений могут быть граждане или должностные лица, иностранцы и лица без гражданства. Административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие 16-летнего в возраста. Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило административное правонарушение, она привлекается к административной ответственности на общих основаниях со спецификой"предусмотренной. Законом. Укра ни"Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних"от 24 января 1995. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обовья зкы. Это означает, что должностные лица несут ответственность не только за нарушение определенных правил своими действиями, но и за необеспечение их выполнения другими лицами, прежде подчиненнымлими.
Субъективная сторона административного правонарушения включает в себя вину, мотив и цель поведения правонарушителя.
Объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения предусмотрены в соответствующих статьях. Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Административные правонарушения могут быть классифицированы по различным видам. Существуют следующие критерии для классификации::
1) в зависимости от степени общественной опасности выделяют основные и квалификационные составы правонарушений. Более высокая степень общественной опасности деяния характеризуют дополнительные признаки, которые принято наз зиваты квалифицирующими (например, повторность, наличие или возможность наступления вредных последствий, аварийная ситуация, оставление места происшествия, совершение деяния лицом, грубое нарушение правил т.д.). Склады правонарушений с такими дополнительными признаками называют квалифицирующими, а без таких признаков - основнымии;
2) в зависимости от субъекта правонарушения различают личные (частные) и служебные (должностные) правонарушения;
3) в зависимости от характера вреда административных правонарушениях подразделяют на материальные и формальные. К материальным относятся составы правонарушений, где включается материальный ущерб (например, уничтожение я леса в результате его поджога). В формальных правонарушений наступления вредных последствий не требуется (например, неявка по вызову в военный комиссариат));
4) по структуре состав бывают однозначные и альтернативные правонарушения. В однозначных складах четко указываются признаки правонарушения (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения). В альтерн нативных называют несколько вариантов признаков правонарушения (нарушение правил открытия полиграфических и штемпельных предприятий, приобретение, сбыт, использование, учет, хранение множительно й техники, шрифтов и матриц лицами, ответственными за соблюдение этих правил в соответствии с вот 189. КУоАП)П);
5) по особенностям конструкции различают описательные и бланкетные составы административных правонарушений. Описательные составы вполне раскрывают содержание правонарушения (например, заведомо ложный вызов сп пециально служб по ст 183. КоАП). Бланкетные указывают на то, что признаки проступка установлены отдельными правилами (например, нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры по ст 92. КУоАП) и иа ін.