Гражданин как субъект права социального обеспечения. Субъекты псо

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей.

В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участвовать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

С 14 лет дети могут самостоятельно обращаться в территориальные органы ПФР за выделением своей доли трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

При решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права. В частности, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст.21 ГК РФ).

Правоспособность физических лиц на участие в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента рождения. В соответствии со ст.24 Основ законодательства об охране здоровья 1993 г. несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дееспособность на получение бесплатной медицинской помощи возникает по достижении 15 лет.

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Следовательно, способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у физического лица в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С.Мацулевича (Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.) , который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную. Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус в социальном обеспечении). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достигнуть установленного возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая – по достижении пенсионного возраста.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы, учреждения или иные уполномоченные государством лица. К их числу относятся:

Территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС;

Органы министерства здравоохранения и социального развития;

Органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);

Учреждения здравоохранения и социального обслуживания и др.

1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

2. Характеристика элементов правоотношений по социальному обеспечению.

3. Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

1. Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых наделены правами и обязанностями предусмотренные ПСО.

По своей сути правоотношения по социальному обеспечению являются распределительными, так как возникают в связи с объективной необходимостью удовлетворения потребностей определенной части общества путем материального обеспечения.

В зависимости от того, результатом реализации, какой нормы являются правоотношения, их делят на 3 группы:

· Основные материальные правоотношения - они возникают по поводу отдельных видов социального обеспечения, например: пенсионные правоотношения, правоотношения по предоставлению социальных услуг, по предоставлению пособий и т.д.

· Процедурные правоотношения – они возникают в связи с реализацией основных, различают:

Процедурные правоотношения по установлению фактов (например, факта инвалидности, нахождения на иждивении);

Процедурные правоотношения по правоприменительной деятельности;

· Процессуальные правоотношения, возникают в связи с разрешением споров по вопросам социального обеспечения.

По срокам действия, правоотношения можно классифицировать следующим образом:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей, например, по выплате пособия на рождение;

Правоотношения с абсолютно определенным сроком действия во времени, например, по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком;



Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени, например, пенсионные правоотношения по старости.

2. Элементы правоотношений по социальному обеспечению:

· Субъекты;

· Объекты;

· Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений, с одной стороны, являются граждане, с другой –государство в лице своих органов. К гражданам, как субъектам правоотношений относятся:

· Граждане РФ;

· Иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории РФ.

В качестве субъектов отдельных видов правоотношений можно назвать: лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; безработных; ветеранов и т.д..

С другой стороны, в качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать такие государственные органы как:

· Территориальные органы Пенсионного фонда;

· Органы социальной защиты населения;

· Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы;

· Пенсионные органы кадровых служб МВД, ФСБ и т.д.

Чтобы быть субъектами правоотношений, их участники должны обладать такими качествами, как правоспособность и дееспособность. В социальном обеспечении правоспособность делится на:

· Специальную.

Общая правоспособность возникает у всех граждан с момента рождения. Это связано с тем, что Конституция РФ относит права граждан в области социального обеспечения к основным правам, поэтому любого гражданина можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.

Однако, способность иметь права и обязанности в конкретном правоотношении по социальному обеспечению возникает в разное время в зависимости от наступления соответствующего страхового случая. Например, в пенсионном правоотношении по инвалидности, правоспособность у гражданина наступает с момента установления инвалидности; в правоотношении по обеспечению пособием по безработице - с момента регистрации в качестве безработного, и т.д. Такая правоспособность называется специальной .

Дееспособность , как возможность своими действиями реализовать имеющиеся права и обязанности возникает, как правило, одновременно со специальной правоспособностью, т.е. с момента наступления обстоятельств, влекущих возникновение права на тот или иной вид социального обеспечения. Однако, для того чтоб гражданин мог самостоятельно реализовать имеющиеся права и обязанности, он должен достичь определенного возраста. В ПСО такой возраст однозначно не определен и не закреплен, исключение составляет пенсионные правоотношения, в которых дееспособность наступает с 14 лет, что закреплено в соответствующем нормативном акте. В остальных случаях дееспособность наступает, как и гражданская, с 18-ти лет.

Если в силу возраста, или какого - либо заболевания гражданин не может самостоятельно реализовать имеющиеся у него права и обязанности в сфере соц. обеспечения, то их реализация осуществляется законными представителями – родителями, опекунами, попечителями.

Правосубъектность государственных органов, как субъектов правоотношений по соц. обеспечению возникает с момента их государственной регистрации.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению – это различные материальные блага, услуги, по поводу которых данные правоотношения возникают. Следовательно, объектом пенсионных правоотношений будут являться денежные выплаты в виде пенсий; объектом правоотношений по социальному обслуживанию будут являться социальные услуги; объектом процедурных правоотношений являются определенные юридические действия или устанавливаемый юридический факт.

Содержание правоотношений – совокупность прав и обязанностей его субъектов. Особенность материальных правоотношений является то, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки. Ему соответствует обязанность государственного органа предоставить это обеспечение.

Вместе с тем, при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные него обязанности и не злоупотреблять правом. В частности оно обязано предъявить содержащие достоверные сведения, документы, которые будут служить основанием для предоставления выплат и услуг, сообщать в государственные органы о всех изменениях, влияющих на условия обеспечения и размеры выплат.

В свою очередь, государственные органы несут не только обязанности, но и обладают значительным объемом права. Например, требовать от физического лица предоставление документов, необходимых для назначения или перерасчета выплаты, производить удержание из выплат, приостанавливать выплаты.

3. Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются юридические факты . В теории права под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных юридических последствий. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События – это факты, независящие от воли и сознания людей (наступление инвалидности, достижение совершеннолетия)

Действия – это факты, зависящие от воли и сознания людей (обращение в органы социального обеспечения).

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникает при наличии не одного юридического факта, а нескольких юридических фактов одновременно. Такая совокупность юридических фактов называется сложным юридическим составом. Отсутствие хотя бы одного из юридических фактов в составе делает невозможным возникновение всего правоотношения. Например, для возникновения правоотношения по поводу пенсионного обеспечения по старости, необходимо одновременное наличие следующих юридических фактов:

Достижение возраста;

Наличие страхового стажа определенной продолжительности;

Обращение гражданина в пенсионные органы;

Вынесение пенсионным органом решения о назначении пенсии.

По своему значению все эти юридические факты равны, но они играют разную роль. Среди них выделяют главный юридический факт (стаж и возраст) и юридически значимые предпосылки.

Основанием изменения правоотношений может служить как один юридический факт, так и сложный юридический состав. Например, в пенсионном правоотношении по инвалидности один факт – изменение группы инвалидности служит основанием для изменения размера пенсии.

Пример сложного юридического состава: для изменения размера пенсии в связи с наличием иждивенца, необходимо: обращение в пенсионные органы с документами, подтверждающими факт иждивения и вынесение решения об изменении размера пенсии.

Основанием для прекращения отношений по социальному обеспечению служит, как правило, единичный юридический факт (смерть, выплата единовременного пособия и т.д.).

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (иди иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

1.3 Правовые основы в сфере социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К первой группе источников также относятся конвенции Международной Организации Труда. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 г. (ред. от 18.10.2007), которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2008); федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08); Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 22.07.2008).

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07.2008); Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007); Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 14.07.2008); Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 21.07.2007) и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004); Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2007)

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, се щей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 14.07.2008) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О ветеранах»; Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ (ред.от 14.07.2008) «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы»; Федеральный закон от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения па территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 (ред. от 24.06.2002) "Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей"

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 18.08.2008) "О приемной семье", Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003) "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В качестве примера рассмотрим законадательную базу в сфере социального обслуживания Калужской области 1. Закон Калужской области от 20.10.1997 № 18-ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области».

2. Закон Калужской области от 31.03.2008 № 420-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий лиц и усыновителей».

3. Закон Калужской области от 02.07.2007 № 334-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству».

4. Закон Калужской области от 30.09.2008 № 465-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

6. Закон Калужской области от 28.04.2005 № 61-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством».

7. Закон Калужской области от 05.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки».

8. Постановление Правительства Калужской области от 30.01.2006 № 22 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обучающихся, воспитывающихся и содержащихся в учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Калужской области".

9. Постановление Губернатора Калужской области от 27.12. 1999 № 620 «Об утверждении положения о порядке назначения, выплаты и финансирования пособия многодетным семьям, имеющим четырех и более детей».

10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Калужской области N 57 от 15.06.1998 "О СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

11. Закон Калужской области от 31 марта 2004 г. N 300-ОЗ "О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области (с изменениями от 3 марта 2005 г.)

12. Закон Калужской области от 25 сентября 2009 г. N 572-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Калужской области на 2010 год"

13. Закон Калужской области от 2 апреля 2002 г. N 111-ОЗ "О внесении изменений в Закон Калужской области "О социальной поддержке участников боевых действий по призыву, ставших инвалидами в результате ранения, контузии, заболеваний, полученных при исполне

В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

    по пенсионному обеспечению граждан;

    по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

    по предоставлению социальных услуг по системе социальногообеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Правоотношения в сфере социального обеспечения. Виды социального обеспечения

1.1 Понятие правоотношения

2.1 Определение и содержание субъектов правоотношений по социальному

2.2 Государственные органы РФ, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению

2.3 Физические лица, как субъекты правоотношений по социальному

обеспечению

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества , поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений.

Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Но при всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных ученых , ранее исследовавших такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношение в сфере социального обеспечения - это урегулированное правовыми нормами общественное отношение, возникающие между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг или льгот.

К элементам правоотношений по социальному обеспечению относятся:

Субъекты правоотношения;

Объекты правоотношения;

Физические лица;

Государственные органы.

В качестве субъектов правоотношений выступают следующие физические лица: граждане Российской федерации, лица без гражданства, иностранцы, беженцы и переселенцы, семья в целом. Государство выступает субъектом правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетных социальных фондов (социального страхования, пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и т.д.

1. Правоотношения в сфере социального обеспечения. Виды социального обеспечения

1.1 Понятие правоотношения

Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

Правоотношение - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения.

Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.

Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Каковы же характерные признаки правоотношений? Во-первых , правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм права. Многие из них регламентируются нормами морали, нормами общественных организаций, обычаями. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами.

Во-вторых , участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования.

В-третьих , правоотношения имеют сознательно- волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально- волевой характер. Сознательно- волевое содержание правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права юридические права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий.

В-четвертых , правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего они различаются по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно- правовые, гражданско-правовые, семейно- правовые, уголовно- правовые и другие отраслевые правоотношения. Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента : субъекты, объекты, право и обязанность.

1.2 Виды правоотношений в сфере социального обеспечения

Правоотношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда возникают и существуют в форме правовых отношений. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений входит в предмет данной отрасли права.

Все эти виды правоотношений можно разделить на три большие группы :

Правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения (основные или материальные) правоотношения;

Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

Процессуальные правоотношения по рассмотрению споров между сторонами.

Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой

возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными органами.

Юридические факты - это обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений или наступление иных правовых последствий.

По срокам действия правоотношения делятся на :

однократные (например , выплата единовременных пособий);

с установленным сроком действия (например , пособия в связи с назначением пособий на детей);

с неопределённым длительным сроком действия (например, выплата пенсии по старости).

В заключение этой главы хотелось бы схематически показать виды правоотношений в сфере социального обеспечения:

1.3 Виды социального обеспечения и их классификация

Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особе н ности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и с о циальная помощь.

Социального обеспечения в России включает в себя следующие в и ды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества инвалидам .

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы сл е дующим образом :

а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;

б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;

в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;

г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех при н ципов :

Принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:

Принципа опоры на общественное участие:

Принципа территориальности:

Принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению

2.1 Определение и содержание субъектов правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношение в сфере социального обеспечения - это урегулированное правовыми нормами общественное отношение, возникающие между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг или льгот.

К элементам правоотношений по социальному обеспечению относятся :

Субъекты правоотношения;

Объекты правоотношения;

Основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения являются:

Физические лица;

Государственные органы.

В качестве субъектов правоотношений выступают следующие физические лица: граждане Российской федерации, лица без гражданства, иностранцы, беженцы и переселенцы, семья в целом. Государство выступает субъектом правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетных социальных фондов (социального страхования, пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и т.д.

2.2. Государственные органы РФ, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Фонд социального страхования

Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. J\lb 1431).

Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правитель-стае РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.

В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:

Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах -- аппараты органов Фонда

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях -- координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

¦ обеспечение гарантированных государством пособий га временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижению возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

¦ участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

¦ осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

¦ разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов Р<3 предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

¦ организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственной социального страхования, разъяснительной работы сред! страхователей и населения по вопросам социального страхования;

¦ сотрудничество с аналогичными фондами (служба ми) других государств и международными организация ми по вопросам социального страхования.

Средства Фонда социального страхования образуются за счет:

Страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога):

Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

Оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

Частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

Оплата проезда к месту лечения и обратно;

Обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

Проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

Участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях -- Фондом с участием профессиональных союзов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.

Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как со ставной части государственного социального страхования.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Федерального фонда являются:

¦ финансовое обеспечение прав граждан на медицине кую помощь за счет средств обязательного медицинской страхования;

¦ обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условие для выравнивания объема и качества медицинской помощи предоставляемой гражданам на всей территории России;

¦ аккумулирование финансовых средств Федеральной фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

¦ осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

¦ разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

¦ осуществляет аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

¦ выделяет средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования;

¦ осуществляет совместно с территориальными фондами и налоговыми органами Российской Федерации контроль за перечислением страховых взносов;

¦ вносит предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

¦ обеспечивает организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

¦ участвует в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования и др.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

-

Добровольных взносов юридических и физических лиц;

Доходов от использования временно свободных финансовых средств;

Нормированного страхового запаса Федерального фонда;

Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом -- правлением и постоянно действующим исполнительным органом -- директором.

Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления составляет 3 года.

Правление возглавляет председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда.

В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

Заседания правления проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Заседание правления считается правомочным, сети в нем участвуют не менее 2 " 3 членов правления. Решение правления принимается простым большинством голосов.

Директор Федерального фонда, а также его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Директор Федерального фонда осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.

Пенсионный фонд

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ).

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Пенсионный фонд обеспечивает:

¦ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

¦ организацию работы по взысканию с виновных работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

¦ капитализацию средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

¦ контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

¦ организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

¦ международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

¦ участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

¦ проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и т.д.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

- страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

- ассигнований из федерального бюджета;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

Выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, и том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

Выплату пособий но уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

Оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;

Другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.

Руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением и сто постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью отделениями Пенсионного фонда.

В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Негосударственные пенсионные фонды

Правовые, экономические и социальные отношения , возникающие при создании, осуществлении деятельности и ликвидации негосударственных пенсионных фондов регламентируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г.,1 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г..1 456) и другими нормативно-правовыми актами.

Негосударственный пенсионный фонд -- особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица.

Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.

Фонд отвечает но своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (учредитель), вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, участников и государства. Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем). Порядок создания фонда определяется учредительным договором, заключенным его учредителями.

Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения с даты получения разрешения (лицензии).

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:

¦ разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

¦ заключает пенсионные договоры;

¦ аккумулирует пенсионные взносы;

¦ ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;

¦ заключает договоры с управляющим (управляющими);

¦ формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы;

¦ ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

¦ осуществляет актуарные расчеты;

¦ производит выплаты негосударственных пенсий;

¦ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

¦ предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.

Органами управления фонда являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция.

Органами, осуществляющими контроль за деятельностью фонда, являются попечительский совет и ревизионная комиссия.

Высшим органом управления фонда является совет фонда. Структура, компетенция, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются законодательством Российской Федерации и уставом фонда.

Исполнительная (генеральная) дирекция осуществляет оперативное управление деятельностью фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом фонда и положением об исполнительной (генеральной) дирекции, утверждаемым советом фонда.

В целях контроля за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемым советом фонда. В попечительский совет фонда включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Пенсионный договор соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию.

Пенсионный договор должен содержать:

- наименования сторон;

- сведения о предмете договора;

- положения о правах и обязанностях сторон;

- положения о порядке и условиях внесения пенсионных взносов;

- вид пенсионной схемы;

- пенсионные основания;

- положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

Положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

- сроки действия и прекращения договора;

- положения о порядке и условиях изменения и расторжения договора;

- положения о порядке урегулирования споров;

Реквизиты сторон.

Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ является государственным учреждением, осуществляющим разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, а также содействующим развитию негосударственного пенсионного фонда.

2.3 Физические лица, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Среди физических лиц, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, прежде всего следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения. Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой отечественная наука выделяет два структурных элемента - правоспособность и дееспособность. В различных отраслях права указанные элементы имеют разное сочетание. В одних отраслях (например, административное, трудовое право) правоспособность и дееспособность выступают в неразрывном единстве. Для других отраслей (например, гражданское право) возможно разъединение этих элементов. Правосубъектность граждан в социальном обеспечении также следует отнести ко второй группе.

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.) о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. При этом под отраслевой правоспособностью физических лиц в праве социального обеспечения понимают общую возможность обладания правами и несения обязанностей в социально-обеспечительных правоотношениях любого вида. Но отраслевая правоспособность - это собирательное понятие. Для реализации субъективного права на конкретный вид социального обеспечения гражданин должен обладать специальной правоспособностью. С.С. Алексеев определяет специальную правоспособность как "способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права.

Основываясь на этих теоретических положениях , сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении разных фактических обстоятельств, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование. Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную. "Содержание постоянной части правоспособности... образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан, независимо от каких-либо других обстоятельств.

Однако, несмотря на разную терминологию , позиции авторов довольно близки. Переменная группа юридических возможностей практически ничем не отличается от специальной видовой правоспособности, возникающей при наступлении инвалидности, потере кормильца, безработицы и других социально значимых событий.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта любого из правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности физических лиц в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека: одни элементы (новые возможности правообладания) возникают, другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности за конкретным гражданином закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достигнуть требуемого возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая - после исполнения необходимого возраста.

Вторым структурным элементом содержания правосубъектности выступает категория дееспособности, которая в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых , в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Субъективная дееспособность представляет собой совокупность возможных юридических действий по реализации прав конкретного лица.

Во многих случаях субъекты правоотношений по социальному обеспечению не могут самостоятельно совершать необходимые действия. Эти действия за них совершают представители. В частности, представительство интересов детей в большинстве правоотношений по социальному обеспечению осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид до 16 лет, имеющий право на социальную пенсию, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Это относится и к лицам, признанным душевнобольными. Исключением из этого правила следует считать дееспособность детей и душевнобольных на участие в правоотношениях по медицинскому и социальному обслуживанию. Пользоваться натуральными видами социального обеспечения (т.е. услугами) через представителя невозможно. В данном случае услуги предоставляются правоспособным лицам независимо от состояния их дееспособности.

Заключение

В заключении данной курсовой работы необходимо подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение субъектов правоотношений по социальному обеспечению. Субъектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Право социального обеспечения , как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей, при потере кормильца и в иных случаях.

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

Статья 39 Конституции РФ гасит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди, которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.

Список использованной литературы:

Нормативно - правовые акты:

1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

2. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под обшей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова.- М.: Юрид.лит., 1994. 840с.

3. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ // СЗ РФ. 24 декабря 2001 г., N 52, ст. 4920.

4. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ // СЗ РФ. 17 декабря 2001 г., N 51, ст. 4831.

5. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1

6. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122 - ФЗ

7. Постановление правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994 г. № 101.

Учебно-методическая литература:

1. Азарова Е.Г., Кондлратьева З.А. Комментарии к Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» - М.: ИНФРА - М - норма 1997.

2. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России. Учебное пособие - М.: ВЛАДОС,1999.

3. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999.

4. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999

5. Право социального обеспечения. Учебное пособие. / под ред. К.Н. Гусова. - М.: «Проспект», 2000.

6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., пер. и доп. М.: Книжный мир, 1999.

7. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. 2-е изд., пер. и доп. М.: Контур, 1998

8. Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. М.: Вердикт. 1999.

9. Сырых В. М. Теория государства и права: Учеб. для вузов. - М.: Былина. 1998.

10. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Методические материалы к изучению курса. М.: Изд-во УРАО, 1998

11. Теория и практика социальной работы/ Е. Н. Барябина, М. Э. Ерютина, В. Т. Кривошеев, Е. Р. Смирнова и др. Под общей редакцией В. Н. Ярской; Российский учебный центр. Поволж. Филиал - Саратов: Изд-во Самар. Ун-та, 1995.

12. Ромашов Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

13. Комментарии к Кодексу законов о труде Российской Федерации / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: ИНФРА-М, 1997.

14. Желудков А.В. Право социального обеспечения, учебник. М.: изд. Юрайт 2001 г.

15. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М: Юридическая литература, 1994.

Подобные документы

    Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению, их объекты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Лица–получатели и лица-предоставители благ по социальному обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2013

    Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению, его объекты и субъекты, особенности. Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в данной сфере. Юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие и функции социального обеспечения. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Трудовой (страховой) стаж. Исчисление непрерывного стажа работы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2012

    Социальное обслуживание населения. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обслуживанию, характеристика их содержания. Виды социальных услуг, основные формы социального обслуживания. Процедурные правоотношения по социальному обслуживанию.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Содержание социально-обеспечительных правоотношений, ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений. Понятие трудовой пенсии по старости. Общие основания, определяющие право на нее.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Возникновение права человека на социальное обеспечение. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Страховой стаж и его значение. Общий трудовой стаж. Государственные пособия. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Понятие и виды правоотношений. Объекты правоотношений по действующему праву. Субъекты правоотношений. В юридической литературе распространено деление субъектов права на индивидуальные субъекты - граждане и коллективные субъекты - организации.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2002

    Социальное обеспечение как форма выражения социальной политики государства, ее правовое обеспечение. Основные субъекты и объекты правоотношения. Принципы права социального обеспечения. Особенности классификации правоотношений по социальному обеспечению.

    шпаргалка , добавлен 18.12.2014

    Теоретические проблемы определения понятия налоговых правоотношений и их классификации. Юридическое и фактическое содержание налогового правоотношения. Правовой статус и классификация субъектов налоговых правоотношений. Объекты налоговых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций применительно к социальному обеспечению. Правовые отношения по социальному обеспечению в связи с радиационными и техногенными катастрофами. Основные критерии отнесения к субъектам пенсионного обеспечения.