Гражданам Украины упростили получение российского гражданства? Получение российского гражданства упрощается для украинцев.

Граждане Украины, не угодные нынешнему киевскому режиму, получили счастливый билет в Россию

Заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий пригласил в Россию тех, кто подвергается политическим преследованиям на Украине. Несколькими днями ранее президент Владимир Путин подписал закон, облегчающий получение российского гражданства и вида на жительство в России для жителей Украины.

«Мы можем только одно сделать: всех тех, которым угрожает смерть, (для кого существует. — Прим. авт.) угроза жизни на Украине, мы приглашаем сегодня в Россию, — заявил Водолацкий РИА Новости. — Погоня за ведьмами, как в Средневековье, сегодня — это уже смысл жизни Порошенко и всей его команды. Естественно, все, кто связан с Россией, а это около 70% населения Украины, они автоматически попадают в эти списки или будут попадать».

фото © РИА Новости. Сергей Пятаков

Виктор Водолацкий — депутат Государственной Думы Российской Федерации от партии Единая Россия. Атаман войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское», казачий генерал

Таким образом, можно понять, что речь идет о достаточно широком месседже. Далее, по словам журналистом РИА Новости, «парламентарий подчеркнул, что на настоящий момент для пребывания таких украинцев в РФ проработана законодательная база». Речь, очевидно, и о законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подписанном 30 июля президентом России, а перед этим принятый 19 июля Государственной Думой и 25 июля Советом Федерации.

«Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин, — добавляет новый закон в нормативные правовые акты. — Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Закон уже вызвал крайне нервную реакцию как украинского МИДа, назвавшего этот закон «дискриминацией украинцев» (хотя он, наоборот, максимально снимает препоны в их отношении), так и главы МВД Арсена Авакова, по словам которого Россия «имеет наглость предлагать теперь нашим гражданам упрощенное российское подданство». Последний термин не верен, так как подданные были только в средневековых монархиях, а в демократиях — граждане, но по-своему весьма красноречив. Власти Украины действительно мыслят в рамках крепостнического отношения к своим жителям, которым в идеале было бы некуда от этого бежать.

Чем была так удобна для украинской стороны ситуация, когда за отказом от гражданства нужно было ехать собирать справки в Незалежную? Справки могли вернуться собрать обычные работяги-«заробитчане», те самые «простачки», которых изобразил жертвами нового закона Аваков. Но не политические эмигранты, возвращение которых и тем более появление в государственных инстанциях моментально привело бы к их аресту.

Примеров таких было немало еще до начала военных действий в Донбассе. В начале апреля 2014 года в Россию бежал секретарь Одесской епархии Украинской православной церкви протоиерей Андрей Новиков, у которого СБУ провело обыск и начало «раскручивать» на связи с местными антимайдановцами. После вызова на допросы в СБУ многие люди тогда в Одессе пропадали без вести, и протоиерей бросил все и бежал из страны. Спустя полгода, когда Владимир Путин посетил храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, где Новиков стал настоятелем, протоиерей пожаловался на сложности, существующие у него в Москве ввиду отсутствия российского гражданства.

Сами антимайдановцы, открыто выходившие в марте-апреле 2014 года на митинги в разных городах Украины, засветившиеся в СМИ, были вынуждены покидать страну без загранпаспорта, просто с имевшимися в кармане документами. Позже к ним прибавились участники ополчения самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

В марте 2017 года те же РИА Новости опубликовали материал «Депортация ополченцев. Почему Россия выдает Киеву защитников Донбасса», где речь шла о целом ряде таких резонансных случаев. Например, это активисты Партии регионов Александр Лах (Львов) и Виталий Хомутовский (Харьков), которых от депортации по решению суда спасли лишь усилия правозащитников и Общественной палаты РФ. В другом случае осужденный к депортации винничанин Николай Трегуб просто перестал выходить из квартиры, чтобы не быть пойманным полицейскими за нарушение миграционного режима. Кому-то из осужденных к экстрадиции удавалось «соскочить» прямо с уходящего из России поезда. И таких примеров, пусть и менее известных, много. Каждый такой случай с удовлетворением раздувался украинскими СМИ: мол, никто вас там не ждет, не примет, будете бедствовать, а мы вас там все равно достанем.

Тем более что с 1 января 2017 года в России закрыты пункты для приема беженцев с Украины, и, как можно было понять, более не принимаются таковые. Кроме того, даже получив имеющее срок действия разрешение о временном пребывании, гражданин Украины сталкивался с тем, что по этому документу практически невозможно устроиться на работу или даже встать на учет в Центр занятости.

фото © РИА Новости. Сергей Кузнецов

При этом нельзя сказать, чтобы на практике на пути получения российского гражданства для граждан Украины возводились искусственные бюрократические препоны. Но, во-первых, процесс получения гражданства был достаточно долгим (годы) и сложным, во-вторых, узнать о его практических аспектах можно было, лишь уже начав процесс получения.

Нотариально оформленный отказ от гражданства начали принимать в миграционной службе еще до подписания закона 30 июля Владимиром Путиным. Так, в Facebook Богдана Безпалько, председателя Федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России», входящего в качестве такого в Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ, 26 июля было размещено объявление о помощи семье беженцев из Донецка, которые «сейчас получают гражданство по программе переселения соотечественников, и на оформление разных бумаг (например, нотариальный отказ от украинского гражданства и переводы документов с украинского на русский и т.д.), им нужно 13 тысяч рублей». И это не единичный пример.

Журналист Ukraina.ru переговорил с несколькими гражданами Украины, оформлявшими в последние годы российское гражданство (не в упрощенном порядке вследствие рождения на территории советской РСФСР, наличия близких родственников с гражданством РФ и иных причин). Беседы велись на условиях анонимности, так как на Украине до сих пор остаются их близкие родственники. По их словам, такой порядок действовал в ФМС (5 апреля 2016 года ведомство вошло в состав МВД) и до принятия нового закона.

«Раньше точно так же подавали нотариально заверенную копию заявления, направленного на Украину об отказе от гражданства. Украинская сторона обычно на такие заявления не отвечала, поэтому многие просто посылали туда пустое письмо. Это происходило на финальной стадии получения российского гражданства, — говорит один из них. — Буквально на днях я как раз поинтересовался этим вопросом в миграционной службе, и мне пояснили, что такой порядок на их памяти «существовал всегда».

Иначе говоря, произошло узаконение де-факто уже сложившейся практики, точно так же, как 18 февраля 2017 года Владимир Путин подписал указ о признании в России паспортов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (в официальной формулировке «документов… выданных… на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины»). Перед этим расследование «РБК» показало, что по документам этих непризнанных государств в России уже можно было приобрести железнодорожные и авиационные билеты на внутренние рейсы или оформить номер в гостинице. Однако, как отмечалось тогда, одни российские авиакомпании паспорта ДНР и ЛНР признавали, другие нет, и т.д. Поэтому понадобилось принятие официального нормативного правового акта.

«В большинстве случаев не требовали никаких подтверждений (об отказе от гражданства Украины. — прим. авт.), но везде все по-разному, нельзя исключать, что где-то чиновники их требовали», — говорит собеседник Ukraina.ru.

Важно, что теперь подобный порядок оформления документов будет применяться везде и в обязательном порядке, тогда как ранее являлся сложившейся и де-факто признаваемой практикой на местах. Вместе с тем, это стало ясным сигналом для граждан Украины, задумывающихся о том, чтобы бежать для спасения своей жизни из страны — Россия готова их принять, реалистично подходя к требующимся для этого от них документам.

Подпишитесь на нас

Низкий уровень жизни, отсутствие перспектив карьерного роста, а также политический кризис, активно развивающийся на территории Украины, стали причиной массового переезда граждан этой страны с целью постоянного проживания в России. В связи с этим многие иммигранты всерьез задумываются о получении гражданства Российского государства для того, чтобы иметь возможность пользоваться теми правами, которые имеют российские граждане.

В данной статье будут изучены условия, особенности процедуры, преимущества и недостатки разных способов получения гражданства РФ гражданами Украины.

Общие положения для получения гражданства Российской Федерации

Гражданство по своей природе является принадлежностью лица к определенной стране, вследствие чего у него одновременно появляются права, пользоваться которыми можно на территории всей страны, и обязанности по соблюдению действующих в государстве правил и законов.

Для получения паспорта гражданина России лица, достигшие возраста 18 лет и владеющие русским языком, должны выполнить ряд основных требований:

  • указать основание для приобретения гражданства (например, если близкие родственники имеют паспорта граждан Российской Федерации);
  • более пяти лет проживать в России, предварительно оформив для этого разрешительные документы, или иметь диплом, выданный после июля 2002 года, о получении образования в России;
  • отдать на хранение в миграционную службу, расположенную по месту жительства, украинский паспорт и подписать отказ от имеющегося гражданства Украины;
  • подготовить в соответствии с требованиями миграционной службы комплект необходимых документов.

Если человек желает получить гражданство России, но при этом имеет судимость, то уполномоченные на это должностные лица будут вынуждены отказать в удовлетворении его прошения.

Первым этапом процедуры получения гражданства является получение временного разрешения для проживания на территории Российского государства. Законодательством предусмотрено несколько вариантов законного нахождения украинских иммигрантов в России:

  1. Временное пребывание . Этим способом могут воспользоваться лица, которые недавно приехали в Россию и еще не успели подготовить пакет необходимых документов для оформления законности своего нахождения в государстве. Периодом нахождения по этому основанию в пределах Российской Федерации является девяностодневный срок, но при возникновении необходимости должностные лица миграционной службы могут продлить его до полугода (180 суток). Руководствуясь положениями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», продление или сокращение периода временного пребывания зависит от наличия обстоятельств, которые стали причиной въезда на территорию России (например, ведение военного положения на украинской территории).
  2. Временное убежище . Согласно положениям Федерального закона «О беженцах» оно предоставляется в следующих случаях:
  • если лицо, которое может получить статус беженца, изъявит желание (в письменном виде) получить лишь разрешение для нахождения на территории России на временных условиях;
  • если депортация за пределы Российской Федерации лица, находящегося на территории страны без статуса беженца из-за отсутствия оснований для его предоставления, будет противоречить принципам гуманизма.

Период предоставления временного убежища составляет 1 год, но этот срок при наличии необходимости может быть продлен на каждый последующий год. Обязательным условием подобной процедуры является прохождение медицинского обследования. Украинские граждане, которые проживают на территории России в связи с тем, что им предоставлено убежище, имеют права работать, не оформляя для этого специального разрешения.

Лицо может утратить полученное право на временное убежище:

  • если способствовавшие получению статуса обстоятельства перестали существовать;
  • если гражданин Украины приобретет гражданство РФ (или любой другой страны) или соответствующее разрешение на проживание в России на постоянной основе;
  • если решит выехать за пределы России, желая вернуться к своему былому месту жительства;
  • если совершит на территории Российской Федерации уголовно наказуемое деяние, за которое будет осужден;
  • если предоставит для получения временного убежища сведения, содержащие заведомо недостоверную информацию, или поддельные документы.

В вышеуказанных случаях лицо должно покинуть пределы Российского государства в течение 30 дней.

Подробнее о легальных способах нахождения на территории РФ

  1. Беженцы . Оформление такого статуса в отношении граждан страны, которые покинули ее из-за наличия чрезвычайных (опасных для жизни) обстоятельств (войны, катастрофы), осуществляется в течение 3 месяцев. При этом граждане Украины, желающие легализации своего положение на территории России подобным способом, обязаны подтвердить наличие тех обстоятельств, которые побудили их воспользоваться защитой Российской Федерации. Лицам, получившим этот статус, следует проходить переучет для его подтверждения. Решение по таким вопросам принимает специально созданная комиссия.
  2. Временное проживание граждан Украины в России . Если лицо желает узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации подобным образом, то ему необходимо оформить временную регистрации, предварительно уплатив государственную пошлину в установленном законом размере. Выдается подобное разрешение только при условии наличия допустимой квоты для притока иммигрантов (для каждого региона России определены свои лимиты). Срок выдачи составляет три года.

Если лимиты для прибывания иммигрантов исчерпаны, то основанием для получения разрешения для временного проживания могут служить уведомление о наличии недееспособных родственников, которые являются гражданами Российской Федерации, или необходимость получения недееспособным гражданином Украины помощи со стороны родственников, являющихся гражданами России.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

По сравнению с другими способами процедура получения российского паспорта в общем порядке достаточно сложная и долгая. Решение по вопросу получения гражданином Украины гражданства РФ в указанном порядке принимает исключительно Президент России в течение одного года. Отсчет данного срока ведется с того момента, когда письменное обращение указанного лица было официально получено (зарегистрировано).

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривают следующие требования к кандидатам на получение гражданства:

  1. Проживание в России на протяжении пяти лет непрерывно. Начинается отсчет указанного срока в тот день, когда лицом будет получен документ, дающий ему право проживать на территории Российского государства постоянно. Завершается этот период письменным обращением, содержащим ходатайство о приеме в гражданство. Непрерывность проживания предполагает постоянное пребывание в стране, при этом лицо имеет право выезжать за границу, однако период нахождения в течение года за пределами государства не должен превышать трехмесячного срока. Обязательным условием настоящего требования является наличие вида на жительство.

Указанное выше правило имеет ограниченное количество исключений, благодаря которым значительно сокращается время получения гражданства в общем порядке:

  • период обязательного проживания в пределах России может составить всего лишь один год, этот специальный срок применяется тогда, когда кандидат обладает таким уровнем профессиональной подготовки, который может быть применим в интересах Российского государства. Человек, получивший политическое убежище в России, или имеющий статус беженца также может рассчитывать на сокращение пятилетнего срока;
  • гражданин Украины, не имея вида на жительство, может стать обладателем гражданства РФ без соблюдения требования о сроке обязательного пятилетнего проживания при условии наличия особых заслуг перед Российским государством или заключения трехлетнего контракта для прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
  1. Гарантированное соблюдение требований законодательства России. Лицо, принимаемое в гражданство, в процессе заполнения заявления в специальной графе бланка ставит личную подпись, свидетельствующую о его обязательстве по соблюдению законов принимающего его государства.
  2. Наличие легального источника доходов (алименты, пособия, пенсия, заработная плата и т.д.).
  3. Направление письменного уведомления в консульство или посольство Украины, находящееся на территории России, об отказе от своего гражданства.

Гражданин Украины может не направлять подобное обращение в дипломатическое представительство в случае:

  • возникновения таких обстоятельств, которые не зависят от воли заявителя, но препятствуют подобному отказу;
  • приобретения статуса беженца на территории Российского государства;
  • получения политического убежища.
  1. Знание русского языка. Качество владения русским языком (как устной, так и письменной речью) должно быть достаточным для свободного общения кандидата внутри принимающей его страны. Уровень владения языком считается надлежащим, если кандидат получил образование (минимум среднее) до периода распада Советского Союза (на его территории). В случаях, когда лицо, желающее получить российское гражданство, не отвечает указанному требованию, то ему придется сдать платный государственный экзамен (представляющий собой тестирование) на знание русского языка.

Для определенных лиц предусмотрены исключения из вышеуказанного правила:

  • мужчин в возрасте от 65 лет;
  • женщин в возрасте от 60 лет;
  • инвалидов I группы;
  • недееспособных лиц.

Так как Украина ранее входила в состав бывшего СССР, украинские граждане при получении паспорта Российской Федерации пользуются определенными льготами, поэтому они очень редко оформляют гражданство на общих основаниях, не пользуясь предоставляемыми им привилегиями. В отношении граждан Украины, как правило, применяется упрощенный порядок предоставления российского гражданства.

Получение гражданства РФ по упрощенной схеме

От общего упрощенный порядок отличается тем, что срок рассмотрения заявления составляет шесть месяцев , а компетентным органом, принимающим решение о предоставлении гражданства, является миграционная служба. Кандидаты, желающие получить в упрощенном порядке паспорт гражданина Российской Федерации, должны выполнить точно такие же требования, как и те, кто оформляет гражданство России на общих основаниях (знание русского языка, стабильный доход и т.д.).

При соблюдении всех указанных в законе условий гражданин Украины может стать гражданином России, применяя упрощенный порядок, в следующих случаях:

  1. Родители (или родитель) кандидата сами являются гражданами Российской Федерации. Дополнительным условием является наличие документа, свидетельствующего о наличии необходимой регистрации по месту жительства, находящегося в России.
  2. Кандидат, имевший ранее гражданство СССР, постоянно пребывал и продолжает пребывать на территории Украины (бывшего СССР), но при этом не приобрел украинского гражданства. Такие люди официально считаются лицами без гражданства, им нет необходимости заранее получать вид на жительства, распространяющий свое действие на всю территорию Российского государства. Благодаря этому заявление о получении российского гражданства может быть ими подано даже на территории Украинского государства.
  3. Украинский гражданин (или гражданка) состоит в официально заключенном браке с русской гражданкой, продолжительность которого должна быть более трех лет.
  4. Кандидат является нетрудоспособным лицом.
  5. Совершеннолетние и неограниченные в дееспособности дети лица, изъявляющего желание получить российский паспорт, являются гражданами России.
  6. Гражданин Украины, претендующий на принятие его в гражданство Российской Федерации, получил в одном из образовательных учреждений России профессиональное образование, после чего осуществлял трудовую функцию в соответствии с полученной специальностью на протяжении трех лет.
  7. Лицо в установленном порядке специально созданной комиссией признано носителем русского языка. Руководствуясь этим положением, человек может получить гражданство Российской Федерации за 3 месяца. Дополнительным требованием, которое к нему предъявляется, является законное нахождение (проживание) на территории России (проживания в другом государстве, воспользоваться этим основанием нельзя).

Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" оговорены случаи, когда получение российского гражданства по упрощенной схеме возможно без наличия вида на жительство:

  1. Если украинский гражданин участвует в утвержденной Указом Президента Российской Федерации Государственной программе добровольного переселения соотечественников на территорию России. Единственное, что необходимо будет сделать этим людям, участвующим в указанной программе, это подготовить пакет документов в соответствии с предусмотренным исключительно для них перечнем, им даже не придется подтверждать наличие постоянного дохода или знание русского языка.
  2. Ветераны Великой Отечественной Войны, у которых ранее был паспорт гражданина СССР. В отношении указанных лиц обязательным условием является проживание, подтвержденное наличием по месту жительства регистрации, на день обращения с заявлением на территории Российской Федерации. Ветеранам также (как и предыдущей категории лиц) не придется проходить тестирование, подтверждая знание русского языка, или предоставлять данные о получении стабильного легального дохода.

Заключение законного брака между украинцем и россиянкой является одним из способов для приобретения на законных основаниях российского паспорта в ускоренном режиме. Одним из основных условий оформления гражданства по данному основанию (помимо обязательного оформления вида на жительство) является проживание обоих супругов в России. Их отношения должны быть официально подтверждены путем оформления в органах ЗАГСа, находящихся исключительно на территории РФ, соответствующего документа (свидетельства). Такое явление, как «гражданский брак», законодательством Российской Федерации браком не признается вовсе.

Если брак заключен вне Российского государства на основании законодательных актов иного государства, то он не может быть законным основанием для принятия кандидата в гражданство в упрощенном порядке гражданства России.

Многие считают, что приобрести гражданство через брак проще всего, но они ошибаются, так как для оформления паспорта гражданина Российской Федерации украинец должен быть женат на россиянке более трех лет, и к моменту направления ходатайства о предоставлении гражданства брак должен быть актуален (не расторгнут). Такие условия, предусмотрены законодательством РФ в целях исключения случаев вступления в фиктивные браки, которые заключается с целью извлечения определенной выгоды, при этом желания создать семью полностью отсутствует. Если брак признан в судебном порядке фиктивным, то полученное на его основе гражданство признается недействительными.

Получение гражданства России в соответствии с программой переселения соотечественников

Программа переселения соотечественников с 2013 года стала бессрочной. Ее участниками могут стать дееспособные совершеннолетние люди, которые на момент обращения с заявлением имеют гражданство бывшего СССР, приобретенное ими еще во время существования указанного государства. К обязательным условиям также относится наличие профессионального образования, необходимого для трудоустройства граждан в Российской Федерации, и отсутствие любых обязательств перед другим иностранным государством.

Так как участие в указанной государственной программе дает право на оформление гражданства Российского государства в упрощенном порядке, то срок, в течение которого лицо получит российский паспорт, составляет полгода.

Получение гражданства РФ уроженцем СССР

После распада Советского Союза многие люди, рожденные на территории СССР, превратились в граждан иностранных государств. В подобных случаях (при наличии желания) возвращение в гражданство Российской Федерации возможно при наличии нижеуказанных документов :

  • заявления;
  • вида на жительство;
  • документа, удостоверяющего прекращение гражданства РФ;
  • подтверждения стабильного дохода;
  • письменно оформленного отказа от подданства другой страны;
  • подтверждения владения русским языком.

Этапы получения гражданства РФ

Процесс получения гражданства Российской Федерации образно можно поделить на несколько этапов.

  1. Первый этап . Пересечение границы Российского государства.
  2. Второй этап . Обязательная регистрация после прибытия в Россию. Исходя из требований требованиями российского законодательства, мигрант должен поставить в известность миграционную службу в течение недели после своего приезда.
  3. Третий этап . Оформление мигрантом в установленном порядке разрешения на временное пребывание в Российском государстве. Такой документ дает ему право на законное проживание на территории России по указанному основанию в течение трех лет, однако срок подобного пребывания не подлежит продлению. Для оформления своего нахождения в Российском государстве мигрант подает по месту своего жительства, лично явившись на прием к должностному лицу в миграционную службу, заявление, к которому прикладывает:

Заявление со всеми приложениями рассматривается отделом миграционной службы в течение двух месяцев . По истечении этого времени уполномоченным должностным лицом принимается решение или об удовлетворении содержащегося в заявлении ходатайства о разрешении временного пребывания в России, или об отказе в выдаче подобного разрешения. Информация о результатах рассмотрения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту проживания заявителя.

  1. Четвертый этап . Оформление вида на жительство в Российской Федерации. Это дает иммигранту право на заключение трудового контракта (договора) с любой российской компании (без специального разрешения), свободно выезжать за границу России и возвращаться обратно, на получении пенсии при достижении установленного законом возраста. Вид на жительство действует в течение пяти лет.

Для оформления вида на жительство мигрант должен подготовить комплект документов, состоящий из следующих наименований:

  • написанное на русском языке заявление (в двух экземплярах);
  • паспорт;
  • полученное ранее разрешение на временное пребывание;
  • любое документальное подтверждение стабильного источника дохода;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • заключение специалиста, подтверждающее отсутствие опасных заболеваний;
  • доказательства, подтверждающие наличия постоянного места проживания.

Изучив все представленные документы, должностные лица миграционной службы принимают или решение о предоставлении вида на жительство гражданину Украины, или об отказе в удовлетворении ходатайства. Период рассмотрения заявления составляет полгода , по истечении которого заявителю направляется письменное уведомление, содержащее информацию о принятом по заявленному им вопросу решении.

  1. Пятый этап . Оформление гражданства. Кандидат на получение паспорта гражданина Российской Федерации обязан представить в отдел ФМС, находящийся по месту его постоянного жительства, следующие документы:
  • заявление установленного образца;
  • четыре фотографии;
  • оформленный надлежащим образом вид на жительство;
  • свидетельства о рождении и браке, представленные в виде копий, заверенных нотариально;
  • нотариально заверенные документы о наличии как среднего, так и высшего образования;
  • отказ от прежнего гражданства;
  • письменное согласие другого родителя ребенка, который младше четырнадцати лет;
  • согласие в письменном виде ребенка, если он достиг возраста четырнадцати лет;
  • заключение, подписанное медицинским специалистом об отсутствии заболеваний;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • переведенное и нотариально заверенное пенсионное удостоверение;
  • документ, подтверждающий, что кандидат сдал надлежащим образом экзамен по русскому языку.

Вышеуказанный список документов в зависимости от сложившихся обстоятельств может быть либо расширен, либо уменьшен.

Что представляет собой двойное гражданство

Законодательством Российской Федерации установлено, что получение гражданства России возможно лишь в случае добровольного отказа от гражданства того государства, поданным которого ранее являлся мигрант. Исключениями из данного правила являются случаи заключения между государствами международного договора, по условиям которого лицо, не отказываясь от первого гражданства, при этом может получить второе и одновременно быть подданным двух стран. В настоящее время существуют только два подобных договора, подписанных Российской Федерацией: с Республикой Таджикистан и Туркменистаном. Таким образом, граждане других стран (включая Украину) не смогут одновременно быть подданными и России, и государства первоначального своего гражданства.

Всего через неделю после принятия нашумевших изменений в закон о гражданстве, позволяющих украинцам в упрощенном порядке расстаться с гражданством, Госдума приняла закон в третьем чтении. Закон поступил в Совет Федерации и был им одобрен. Вскоре он будет подписан Президентом РФ и с 1 сентября этого года вступит в силу.

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект №156692–7 был внесен в Государственную Думу 21 апреля этого года депутатами-руководителями фракций и другими видными парламентариями. Первоначальный текст законопроекта предусматривал только случаи, в которых могут быть отменены решения по вопросам гражданства. Иными словами, целью законопроекта было «законодательное закрепление нормы, направленной на недопустимость получения гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ». Лица, уличенные в террористической деятельности, могли быть лишены гражданства РФ, если они получили его не по рождению.

Законопроект с небольшими замечаниями был поддержан Правительством РФ и Общественной палатой РФ. Если поначалу мнение общественности склонялось к тому, что лишать гражданства неконституционно, то потом Общественная палата признала хитрую юридическую конструкцию с аннулированием решения о приеме в гражданство соответствующей части 3 статьи 6 Конституции РФ.

Ко второму чтению законопроект был существенно переработан и дополнен. В нем появилась присяга лица, приобретающего гражданство РФ, и упрощенный порядок подтверждения отказа от гражданства для граждан Украины. Поскольку идея упростить порядок подтверждения отказа от гражданства, особенно для украинцев, родилась уже давно и фигурировала в различных законопроектах, - К.Затулина, и в проекте Сергея Миронова (№159595–7). Законопроект Миронова был внесен в Думу через несколько дней после регистрации проекта №156692–7, логично предположить, что депутаты решили некоторые популярные в народе идеи из проекта Миронова включить в свой законопроект, не столь однозначно воспринятый обществом. Разница между текстами проекта ко второму чтению и после третьего чтения не столь велика: только редакционные правки, так как регламент Думы предполагает принятие существенных поправок только на стадии второго чтения.

ПРИСЯГА ГРАЖДАНИНА

Принятый Госдумой закон дополняет закон о гражданстве новой статьей 11.1. Эта статья вводит обязательную присягу для лиц, приобретающих гражданство РФ. Присяга для иностранцев, получающих гражданство, существует в ряде стран мира (Германия, Япония, Чехия, Сингапур и других). Наиболее известен факт наличия клятвы для иммигрантов, получающих гражданство США. Нарушение клятвы гражданина США может быть основанием для лишения гражданства. Была клятва для подданных и в царской России.

Наличие присяги гражданина может оцениваться положительно в целом. Но модель присяги гражданина, вводимая новым законом, вызывает нарекания. Во-первых, эта присяга только для тех, кто приобретает гражданство по определенным основаниям. Граждане РФ по рождению присягу не принимают. Во-вторых, конструкция с присягой предназначена главным образом для того, чтобы удалось обойти конституционный запрет на лишение гражданства.

Новый закон предусматривает перечень лиц, которые также не приносят присяги. Это несовершеннолетние, недееспособные и ограниченно дееспособные, инвалиды, не способные произнести или подписать присягу. Президент своим решением может освободить от принесения присяги также других лиц. Определение порядка принесения присяги также относится к компетенции Президента РФ.

Не совсем понятно, почему все несовершеннолетние освобождены от принесения присяги. В полном объеме дееспособность возникает с 18 лет, но обязанность соблюдать законы, очевидно, возникает раньше. Например, уголовная ответственность за ряд преступлений, в том числе террористических, наступает с 14 лет. По общему правилу административная и уголовная ответственность может применяться к лицам, достигшим 16 лет.

Текст присяги установлен законом. Акцент в присяге делается на принятие новым гражданином обязательств соблюдать Конституцию и законодательство РФ. В обязанность новых граждан вменяется также защита свободы и независимости России, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.

Соблюдать Конституцию и законы РФ обязаны все граждане РФ и другие люди, находящиеся на территории России. Уважение культуры, истории и традиций России не является особой обязанностью граждан РФ - это обязанность каждого, кто находится в России. Статья 44 Конституции РФ обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. К конституционным обязанностям граждан РФ отнесена защита Отечества, положение присяги о защите свободы России в общих чертах соответствует статье 59 Конституции РФ.

В закон не вошли предложения по тексту присяги, в которых гражданам предписывалось испытывать «неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле». Не прошли и клятвы верности в восточном стиле: «И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово о России». Обо всем этом и так позаботятся наши правоохранительные органы.

ОТКАЗ ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНСТВА

Важное изменение касается упрощенного порядка приобретения российского гражданства носителями русского языка. Формулировка об обязательном отказе от имеющегося иностранного гражданства была уточнена в отношении граждан Украины: «Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины».

Эта норма обусловлена тем, что граждане Украины не получали никакого ответа на свой отказ от гражданства. Более того, государство может и не принять такой отказ от гражданства, например, если гражданин не исполнил обязанности перед государством (не уплачены налоги, не пройдена служба в армии), либо преследуется государством в уголовном порядке, либо не имеет иного гражданства.

При этом остается непонятным, что имеется в виду в другой формулировке этого пункта, которая есть в действующей и в новой редакциях. Речь о том, что «отказ от гражданства иностранного государства не требуется, … если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Почему ситуацию, в которой оказались некоторые граждане Украины, нельзя было считать подпадающей под этот пункт, до сих пор неясно. По идее это был как раз тот самый случай, когда украинцы не могли отказаться от гражданства в силу независящих от них причин. То есть при желании можно было бы на практике толковать эту норму закона именно так, а не ждать три года принятия этого закона. Также можно было при желании сразу в 2014 году прописать эту норму с учетом сложившейся ситуации на Украине.

Такая норма, принятая в интересах граждан Украины, выглядит довольно странно, потому что на данный момент в законе о гражданстве РФ нет упоминания какой-либо другой страны, кроме России. Особое правовое регулирование в интересах граждан конкретного иностранного государства вообще не характерно для российских законов, в частности, это обусловлено конституционным требованием равноправия. Очевидно, что при наличии политической воли вопрос о преференциях для граждан Украины можно было бы решить еще в 2014 году на уровне подзаконного акта, пользуясь возможностями толкования действовавшей на тот момент формулировки.

Невозможность отказа от гражданства по не зависящим от заявителя причинам также нужно было обосновывать. На практике такими причинами признавались: решение компетентного органа об отказе в выходе из гражданства, невозможность отказа от гражданства по законодательству этого государства, в некоторых случаях - отсутствие ответа государства на заявление гражданина о выходе из гражданства. Новый закон, возможно, поставит точку и в этом вопросе. Новый закон предусматривает изменения в закон о правовом положении иностранцев, согласно которым Правительство РФ должно определить перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Интересно, что это полномочие дается Правительству РФ в контексте статьи о запрете находиться на государственной или муниципальной службе лицам с двойным гражданством.

Вызывает вопросы и новая формулировка о подтверждении отказа. В частности, неясно, почему нужна заверенная нотариусом копия заявления гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. То, что гражданин написал заявление об отказе от гражданства и заверил копию заявления, еще не подтверждает того факта, что заявление было отправлено в соответствующий орган. Логично было бы нотариально заверять подпись гражданина на заявлении, чтобы у компетентных органов не возникало сомнений в том, что это заявление составлено и подписано самим гражданином. Также логично было бы требовать документы об отправке этого заявления в компетентный орган: почтовую квитанцию, опись вложений, и при наличии - уведомление о вручении. Получается странная ситуация, при которой формально иностранный гражданин может написать заявление об отказе от гражданства, заверить его копию у нотариуса и не отправлять его органам своего государства, потому что факт отправки никто не обязан проверять. Формально юридически если заявление не отправлено, то отказ от гражданства не произошел. Именно поэтому процедура подтверждения отправки заявления должна быть уточнена, например, подзаконным актом.

Допустим вариант, когда гражданин составляет такое заявление, предоставляет заявление и его нотариально заверенную копию вместе с другими документами в управление по вопросам миграции МВД России, а МВД уже само направляет заявление гражданина в соответствующий орган. Тогда факт отправки не требовал бы дополнительного подтверждения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ О ГРАЖДАНСТВЕ - НЕ ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Статья 22 закона о гражданстве существует в действующей редакции закона и называется «Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ», в новой редакции название сохраняется. Действующая редакция содержит весьма неопределенные формулировки касательно отмены решений о гражданстве. Сейчас оснований для отмены решения о приобретении гражданства два: предоставление заявителем подложных документов, представление заведомо ложных сведений. Для отмены решений о гражданстве факты представления ложных сведений или документов должны быть установлены судом.

Новый закон дополняет этот перечень оснований еще одним: отказ от принесения Присяги гражданина. Частным случаем называется приобретение гражданства РФ в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя РФ, а также сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одним из вариантов судебного установления такого факта является наличие вступившего в силу приговора за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3–205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1–282.3 и 361 Уголовного кодекса РФ (все это преступления террористической и экстремистской направленности). Как отмечено выше, совершение таких преступлений является частным случаем сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

При этом закон содержит оговорку о том, что если нехороший человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Закон также предусматривает механизм информирования органов МВД о соответствующих приговорах. Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс о дополнении перечня органов, в которые может направляться обвинительный приговор суда, также уже приняты Думой и одобрены Советом Федерации.

Де-юре отмена решения о гражданстве и лишение гражданства - совершенно разные вещи. Отмена решения о приобретении гражданства, как и отмена (не признание утратившим силу) любого другого решения, означает, что такого решения как бы никогда и не было. Иными словами, отмена решения означает, что это решение не повлекло никаких правовых последствий. Если такие правовые последствия фактически уже успели наступить (например, гражданину была назначена пенсия), то эти последствия также обнуляются (пенсия отменяется, а все выплаченное подлежит возвращению). Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Лишение же гражданства могло бы коснуться любого гражданина, даже гражданина по рождению. Лишение гражданства РФ запрещено Конституцией РФ. Европейская конвенция о гражданстве в качестве одного из принципов называет запрет на произвольное лишение гражданства.

Можно предположить, что, например, Европейский суд по правам человека трактовал бы наш термин «отмена решения о приобретении гражданства» достаточно широко и приравнял бы к лишению гражданства, если такое дело дошло бы до ЕСПЧ. Тем более, что человек, оставшийся таким образом без российского гражданства, возможно, стал бы лицом без гражданства, что также не приветствуется Конвенцией. И вообще статус таких лиц на данный момент неясен. Вероятно, для такого «бывшего» гражданина (хотя формально юридически он не будет ни настоящим, ни бывшим гражданином РФ) будут действовать общие миграционные правила для иностранцев. Гражданство РФ такой человек уже точно не получит никогда. Выслать его за пределы РФ можно при нарушении им миграционных правил. Но вот вопрос: куда его высылать, если он отказался от своего гражданства? Отказ-то от гражданства не аннулируется. Конечно, есть вероятность того, что отказ не был принят иностранным государством. Непонятно, и каким образом такому человеку будет возвращен его старый иностранный паспорт.

Действующий порядок отмены решений о гражданстве (Указ Президента РФ от 14.11.2002 №1325) предусматривает такой вариант: при отмене решения о приобретении гражданства РФ лицу, проживающему на территории РФ, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. То есть по действующим правилам такой человек не выдворяется за пределы РФ автоматически, а вид на жительство дает ему право пребывать в России в течение 5 лет. Затем вид на жительство может продлеваться неоднократно. Однако органы миграции могут и не продлить вид на жительство, точнее, в случае с совершением террористических или экстремистских преступлений, они будут обязаны аннулировать вид на жительство. Кроме того, надо учитывать, что за преступления, в результате которых человек лишится российского гражданства, он будет отбывать наказание в России (это могут быть и длительные сроки лишения свободы). И когда этот человек выйдет на свободу, вид на жительство уже будет либо аннулирован, либо просрочен.

Действующая редакция закона о статусе иностранцев (статья 9) гласит, что вид на жительство не выдается, в ранее выданный вид на жительство аннулируется, если иностранец:

Выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

Финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

Осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

Имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Это означает, что в случае отмены решения о приобретении гражданства в отношении человека, совершившего террористические или экстремистские преступления, такой человек не может получить вид на жительство. И вообще путь к получению законных оснований для нахождения в России (разрешение на временное пребывание или проживание, вид на жительство) ему будет закрыт. Как быть с таким человеком, если он, например, является лицом без гражданства?

Таким образом, этот аспект реализации нового закона на практике представляется не проработанным.

ВЫВОДЫ

1. Основная цель закона - ввести дополнительные основания для отмены решений о приобретении гражданства РФ. Другие нововведения типа присяги гражданина служат только этой цели. По существу это очередной антитеррористический закон, причем одним из его авторов является Ирина Яровая.

2. Появление в законе нормы об упрощенном порядке отказа от украинского гражданства для носителей русского языка можно считать случайным, а в некоторой степени - популистской мерой. Эта норма начнет действовать в сентябре 2017 года - поближе к президентским выборам.

3. Если бы у власти действительно была цель помочь гражданам Украины подтвердить отказ от гражданства, можно было бы еще в 2014 году толковать закон таким образом, что именно в их случае «отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин». Однако в целом надо признать, что закон позволяет избавиться еще от одной, хоть и небольшой бюрократической препоны, но только украинцам. Хотя новая формулировка о подтверждении отказа от гражданства также нуждается в уточнении.

4. Некоторые положения закона вызывают вопросы о том, как они будут применяться на практике. В частности, это касается дальнейшей судьбы террористов и экстремистов, лишившихся российского гражданства и не имеющих иного гражданства. Не то чтобы нас сильно волновала их судьба, но очевидно, что в России им, мягко говоря, не будут рады. Понятно, что срок лишения свободы они будут отбывать в России. Но отсутствие законных оснований для их дальнейшего пребывания в России ставит вопрос о необходимости их выдворения за пределы РФ. В связи с этим нуждается в корректировке также указ Президента РФ о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Ни для кого не секрет, что отношения между Россией и Украиной «немного» испорчены. Поколение с 1945 по 1965 годов рождения не понимают причин и не могут собрать в голове этот ребус. Когда-то люди жили в одной стране (прим. СССР), по одинаковым законам и что самое важное в сегодняшней теме с одним паспортом!

Сегодня, 1 сентября, жизнь граждан Украины, желающих приобрести российское гражданство, стала немного легче и проще.

А вы носитель русского языка?

Одним из упрощенных порядков получения Российского гражданства и вида на жительство является признание иностранного гражданина носителем русского языка. В соответствии со статьей 33.1. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах. В случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

«В законе все довольно просто и предельно ясно. С учетом того, сколько людей к нам обращаются за юридической помощью, примерно 7 из 10 думают, что получить гражданство Российской Федерации довольно просто и легко. Если человек обладает желанием и имеет основания для начала процедуры оформления РВП, ВНЖ или сразу гражданства, он его без проблем получит. Нужно пройти процедуру проверки личности и всех документов, немного подождать, и получить документы. Подобного рода процедуру проходят абсолютно в любой стране мира. Естественно, все это возможно при условии „чистоты“ перед законом. Само основание „носитель русского языка“ - оно прекрасно. Поправки в федеральный закон „О гражданстве“ принятые Государственной Думой и подписанные президентом Путиным, которые начнут действовать с 1 сентября, очень помогут гражданам Украины стать гражданами России. К сожалению, данная поправка будет действовать не на всех граждан Украины. Если выделять из общей массы, это меньшинство. Пока не ясно, что будет делать Киев, возможно, кто откажется от украинского гражданства, нотариально заверив свой отказ и отправим по почте в посольство, попаду в немилость украинских властей. Но с другой стороны на двух стульях не усидишь, поэтому нужно выбирать и данный закон отлично подходит для тех, кто твердо решил стать гражданином России» - свое мнение озвучил основатель центра юридической помощи «Мигрант 365» Антонец Игорь.

Обязательным условием при подаче документов на гражданство или вида на жительство в Российской Федерации является отказ от уже имеющегося гражданства. К сожалению власти Украины не охотно подписывали добровольные решение о выходе из гражданства своих бывших соотечественников, тем самым затрудняя, а иногда делая невозможным вступление в гражданство Российской Федерации, не обращая внимание на «основной закон» Конституцию Украины, в которой четко сформировано норма о невозможности лишения человека права изменить гражданство. (ст. 25 Конституции Украины)

Федеральный закон от 29.07.2017 N 243-ФЗ внес существенные изменения для граждан Украины, облегчив порядок получения гражданства и вида на жительство в упрощенном порядке лицам, признанным носителями русского языка. Вышеуказанный закон вступает в силу с 01.09.2017 года. Изменения, внесенные в нормативные акты регулирующие порядок пребывания и получения гражданства в России решает многотысячные проблемы граждан Украины желающих получить гражданство в России.

А теперь можно - даже вопреки!

Со слов руководителя главного управления МВД по вопросам миграции Ольги Кирилловой, за весь прошлый год выйти из украинского гражданства смогли всего лишь 156 человек, а за последние несколько лет - 25 тысяч человек. Если с 2015 года Киев, по ее словам, давал согласие на выход из гражданства охотно, то теперь тормозит этот процесс.

Мы поинтересовались, что по данному вопросу думает эксперт в сфере миграции Дмитрий Михайлов: «В соответствии с поправками, внесенными Государственной Думой в вышеуказанные акты, теперь отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины. Данная процедура убирает все препятствия, которые создавали свои бездействием сотрудники государственного корпуса Украины для своих граждан при попытке в добровольном порядке выйти из гражданства Украины».

Данное нововведение однозначно положительно скажется на жизни тех людей кто «уже почти» россиянин. Остается дело за малым, оформить все документы и пройти процедуру получения российского гражданства.

19 июля 2017 года Государственная дума в третьем чтении приняла объемный пакет поправок, которые объединены в один Федеральный закон от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». После утверждения Советом Федерации 29 июля новый закон подписал Президент РФ Владимир Путин. Вступивший с 1 сентября в силу закон предусматривает значительное упрощение процедуры получения вида на жительства и гражданства РФ для украинцев, вводит принятие присяги при вступлении в гражданство Российской Федерации. Также предусмотрено лишение гражданства за экстремистскую и террористическую деятельность. В предлагаемой статье мы достаточно подробно рассмотрим порядок упрощенного получения гражданства РФ для украинцев.

Как было до принятия закона об упрощенном получении гражданства РФ украинцами?

Сейчас на территории Российской Федерации живет и работает, по разным оценкам, от 2-х до 4-х миллионов граждан Украины. Около миллиона человек из них желают получить российское гражданство. Однако сделать это было довольно сложно, так как требовался документ, который подтверждал бы согласие украинских властей. Власти соседнего государства воспользовались тем, что в российском законодательстве содержалась норма, согласно которой носители русского языка, желающие стать гражданами России, должны были получить согласие своей страны. Существовала достаточно сложная бюрократическая процедура, которая длилась годами и зачастую никаких результатов не давала. Также сложность заключалась в том, что для получения граждане Украины должны были, прежде всего, обратиться в свое Министерство иностранных дел, а затем в специальную комиссию при президенте Украины.

В марте 2017 года СМИ сообщали, что за 2016 год чуть больше 100 тысяч украинцев получили . Это очень низкий показатель, если учесть, что сегодня в России 476 тысяч человек обладают разрешением на временное проживание, 176 тысячам человек выдан вид на жительство, а 777 тысяч граждан Украины каждый год продлевают действие патентов на занятие трудовой деятельностью.

Как видно из приведенных данных, у украинцев, которые желают приобрести российское гражданство, часто возникали порой непреодолимые сложности с получением необходимых для этого документов в украинских государственных органах. Именно в целях решения проблемы по упрощенному получению гражданства РФ для украинцев и разрабатывались соответствующие поправки в российское миграционное законодательство.

Что изменилось с принятием закона об упрощенном получении гражданства РФ для украинцев?

В соответствии со статьей 3 Закона № 243-ФЗ новый порядок упрощенного получения гражданства РФ для украинцев вступает в силу с 1 сентября 2017 года. Теперь, когда принятый закон действует, всем украинцам, желающим получить гражданство Российской Федерации, обращаться к киевским властям и ожидать их согласия совершенно не обязательно. Желающим стать гражданами Российской Федерации необходимо будет только написать заявление, в котором они отказываются от украинского гражданства. Копия данного заявления, заверенная нотариусом, является документом, подтверждающим отказ от гражданства Украины. Такое заявление призвано заменить справку, которую раньше украинские граждане должны были получать от своих властей. С официальным текстом закона об упрощенном получении гражданства РФ украинцами вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке ниже:

Необходимо отметить, что 31 августа 2017 года на официальном сайте Министерства внутренних дел размещено важное сообщение об упрощенном получении гражданства РФ украинцами.


В том же упрощенном порядке предусматривается процедура получения вида на жительство в России. Особенно это важно для граждан Украины, которые сейчас проживают на территории Республики Крым. Итак, с 1 сентября 2017 года пункт 2.1 статьи 14 «Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке» Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» будет звучать следующим образом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории РФ, признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке при условии, если они:

а) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

Новое в законодательстве о гражданстве РФ

В соответствии с новым законом ко всем желающим получить гражданство России, лицам без гражданства и иностранным гражданам теперь станут предъявляться следующие требования. Одним из них является неукоснительное соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации. Если приобретение гражданства РФ ставило своей целью антиконституционную деятельность, например, подготовку к преступлению террористической или экстремистской направленности, то государство может лишить такого человека права называться гражданином РФ. Следует помнить, что решение об отзыве гражданства не может быть распространено на родственников человека, который лишен его за терроризм.

Также отменить решение о получении гражданства Российской Федерации можно в случаях, когда человек представил поддельные документы или заведомо ложные сведения при подаче заявления о вступлении в гражданство. Следует помнить, что факт использования гражданином подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений может быть установлен только судебным решением с его уголовным преследованием, в том числе, за занятие террористической деятельностью или же публичное оправдание подобной деятельности.

Поддерживаете ли вы упрощение получения гражданства РФ украинцами?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Принесение присяги желающими получить гражданство РФ

Новым законодательным актом также регламентирована процедура принятия присяги при вступлении в российское гражданство и утвержден ее текст. Теперь его необходимо будет знать всем иностранцам, которые захотят получить гражданство России. Депутатам пришлось изрядно потрудиться при подготовке текста присяги. В Государственную Думу поступило около ста предложений и проектов, из которых был отобран только один, который также пришлось дорабатывать. Но время не было потрачено зря. Утвержденный текст отличается динамичностью, краткостью и понятностью для людей с разным уровнем образования:

«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь:

соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан;

исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества;

защищать свободу и независимость Российской Федерации;

быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

Кроме того, законом предусматривается, что от принесения присяги освобождаются следующие лица:

  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • являются недееспособными или ограничены в дееспособности в соответствии с решением суда, вступившего в законную силу;
  • являются неспособными произнести или прочитать текст присяги и собственноручно его подписать из-за ограниченных возможностей здоровья.

Присяга приносится лицом только после того как принято решение о приобретении данным лицом гражданства Российской Федерации. Нормой закона подчеркивается, что принесение присяги происходит в исключительно торжественной обстановке и сопровождается вручением гражданина Российской Федерации.

Госдума упростила порядок получения паспорта РФ украинцам