Закон Магнитского. Текст закона и его анализ

18 мая появилось сообщение о том, что в Канаде приняли аналог «закона Магнитского». По словам министра иностранных дел этой страны Христи Фриланд, за это выступила большая часть парламентариев. Ранее (в апреле) стало известно, что «закон Магнитского» приняли в Великобритании, а также готовятся к тому, чтобы принять в Литве. Говорят, что подумывают о его утверждении и в других странах Европы. Что же представляет собой эта столь популярная в нынешнем году законодательная норма и как она вообще появилась?

В 2007 году имело место достаточно резонансное событие – российский бюджет уменьшился сразу на 5,4 миллиарда рублей, забранных мошенниками, что характерно, единоразово. Первые, что обнаружил нарушение – это работники фирмы Firestone Duncan, которые обслуживали ряд юридических интересов фонда инвестиций Hermitage Capital Management. В их числе указывают Эдуарда Хайретдинова, Владимира Пастухова, Джемисона Файерстоуна и Сергея Магнитского. Эти личности поспособствовали тому, чтобы началось расследование по факту хищения бюджетных средств. По ходу дела был выведен целый список преступников, среди которых были десятки работников российских органов исполнительной власти.

Осенью 2008 года Магнитского арестовали, инкриминировав ему помощь владельцу выше указанной фондовой структуры Уильяму Брудеру с уплатой налогов. Менее, чем через год, пребывая в СИЗО, обвиняемый умер в больнице. Что характерно, его аресту поспособствовали именно те, кого раскрыли за хищение благодаря Магнитскому и его коллегам.

Спустя два года по просьбе члена сената Соединённых Штатов Бенджамина Кардина тогда госсекретарь Хилари Клинтон вынесла на рассмотрение в парламенте страны закрытие визового коридора на территорию этого государства для 60 представителей российского чиновничьего аппарата, которые были причастны к выше указанному. Через несколько месяцев конгрессмены проголосовали за предложение сенатора, а позже такое решение было утверждено и в Европарламенте. Была принята так называемая необязательная резолюция, которая рекомендовала главам правительств стран Евросоюза изучить возможность применить визовые и финансовые санкции против 61 человека. К вышеуказанным шестидесяти добавили ещё судью Артура Карпова.

Кроме санкции в плане въезда, в Европарламенте предложили, чтобы правоохранительные органы европейских государств ещё и заморозили банковские активы представителей российского чиновничьего аппарата, которые причастны к делу Магнитского. По словам тогдашнего председателя подкомитета организации по правам человека Хейди Хауталы, таким образом должна восстанавливаться справедливостью к человека, который был осуждён ни за что. Это такие моменты, которые нельзя умалчивать.

В итоге, в 2012 году в США приняли акт Магнитского (он же – закон Магнитского), который инициировал сам начальник покойного Уильям Брудер. Данная законодательная норма отменяла поправку Джексона-Вэника и вводила ряд персональных санкций против тех россиян, кто ответственен за нарушение прав человека и принципа верховенства правовых норм на территории Российской Федерации. Запреты представляют собой не возможность въезда на территорию Соединённых Штатов и заморозку финансовых активов в американских банках.

На этом дело не закончилось. В Европарламенте была принята очередная резолюция в отношении ещё более, чем 30 лиц, которые причастны к смерти Сергея Магнитского.

В России, к слову, также в 2012 году была принята ответная американской законодательная норма. Инициативу по её поводу была от спикера Сергея Нарышкина, которого многие поддерживали. Таким образом, в конце декабря 2012 года было принято решение о введении санкций против тех граждан Соединённых Штатов, которые признаны виновными в нарушениях прав россиян.

Кроме всего прочего, такие личности не могут усыновлять сирот из России. В дальнейшем закон был расширен в отношении граждан любой страны, где нарушают права жителей Российской Федерации. Уточняется, что, кроме всего прочего, под запретом некоммерческие организации, которые финансирует США и которые угрожают России.

После принятия российского «санкционного» закона в Белом доме даже стали предлагать пополнение Списка Магнитского за счёт российского лидера Владимира Путина и ряда российских парламентариев, его принявших. В дальнейшем предложения приняты не были, и в Вашингтоне объявили, что все споры с Кремлём будут решаться на уровне переговоров. Список же Магнитского пополнялся практически каждый год. В числе последних туда включили Александра Бастрыкина, Станислава Гордиевского, Дмитрия Ковтуна, Андрея Лугового и Геннадия Плаксина.

Интересно также, что зимой 2016 года в США было принято дополнение к закону Магнитского, предусматривающее санкции не только против россиян, а и против жителей других стран. В поправке указано, что президент Соединённых Штатов может добавлять новые имена в список, если считает этих людей коррупционерами, проводящими безрассудные казни, применяющими пытки, а также нарушающими иные права юристов и разоблачителей незаконной деятельности.

Таким образом, «закон Магнитского» - это законодательная норма, которая даёт право не пустить в свою страну кого-либо, если есть подозрения или сведения, что этот человек нарушает права других личностей. Теоретически, этот закон действителен в любом государстве, где ограничивают въезд, предъявляя ряд обвинений, просто не везде его называют характерным словосочетанием. Норма эта достаточно двоякая, спорная, разные политики по-разному оценивают её правильность и необходимость, а новые главы правительств разных государств спорят, стоит её принимать или нет, пока что больше склоняясь, тем не менее, в сторону первого.

Ирина Летинская

112th CONGRESS 2d Session

Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012

Текст закона:

«To impose sanctions on persons responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, and for other gross violations of human rights in the Russian Federation, and for other purposes.»

Перевод:

«Данный законопроекта преследует цели введения санкций в отношении лиц, ответственных за содержание под стражей, противоправное обращение или смерть Сергея Магнитского и других грубых нарушений прав человека в РФ; а также иные цели.»

Уже в самом начале закона написано, что США будут вводить санкции не только в отношении лиц, которые были связаны с делом Магнитского, но и в отношении любого человека, который, по мнению США, нарушает права человека. А также Госдеп США будет пополнять список Магнитского, преследуя «иные цели».

Текст закона:

«SEC. 2. FINDINGS.

Congress finds the following:

(1) The United States aspires to a mutually beneficial relationship with the Russian Federation based on respect for human rights and the rule of law, and supports the people of the Russian Federation in their efforts to realize their full economic potential and to advance democracy, human rights, and the rule of law.

(2) The Russian Federation-

(A) is a member of the United Nations, the Organization for Security and Co-operation in Europe, the Council of Europe, and the International Monetary Fund;

(B) has ratified the Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the International Covenant on Civil and Political Rights, and the United Nations Convention against Corruption; and

(C) is bound by the legal obligations set forth in the European Convention on Human Rights.

(3) States voluntarily commit themselves to respect obligations and responsibilities through the adoption of international agreements and treaties, which must be observed in good faith in order to maintain the stability of the international order. Human rights are an integral part of international law, and lie at the foundation of the international order. The protection of human rights, therefore, particularly in the case of a country that has incurred obligations to protect human rights under an international agreement to which it is a party, is not left exclusively to the internal affairs of that country.»

Перевод:

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конгресс считает что:

(1) Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанных на уважении прав человека и верховенстве закона и поддерживает народ Российской Федерации в его усилиях по реализации полного экономического потенциала и укрепления демократии, прав человека и верховенства закона.

(2) Российская Федерация:

(A) является членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Международного валютного фонда;

(B) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции; и

(C) приняла на себя юридические обязательства, изложенные в Европейской конвенции о правах человека.

(3) Государства добровольно обязуются уважать обязательства и обязанности путем принятия международных соглашений и договоров, которые должны соблюдаться в духе доброй воли для того, чтобы поддерживать стабильность международного порядка. Права человека являются неотъемлемой частью международного права и лежат в основе международного порядка. Таким образом, защита прав человека, особенно в случае страны, которая взяла на себя обязательства по защите прав человека в соответствии с международным соглашением, участником которого она является, не может ограничиваться исключительно внутренним положением дел этой страны.»

Смысл всего написанного выше заключается в том, что Российская Федерация подписала различные международные обязательства, а по конституции РФ международное право выше российского, о чём гласит Статья 15 пункт 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.». США напоминают, что их страна может вводить санкции в отношении граждан РФ не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации.

Далее в законе рассказывается о коррупции в России, о деле Магнитского. Также рассказывается о том, какой несправедливый суд был в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, причём не упоминается, что в сентябре 2011 года Европейский суд по правам человека признал, что схемы налоговой оптимизации, которые применял «ЮКОС», никогда не были законными в России. Вспоминаются различные убийства, избиения, которые приписываются опять же таки правительству РФ. Затем идёт растолкование терминов. Всё это можно прочитать в законе о «Списке Магнитского» на официальном сайте правительства США http://www.gpo.gov . Мы же рассмотрим 4-ый раздел данного закона.

Текст закона:

«SEC. 4. IDENTIFICATION OF PERSONS RESPONSIBLE FOR THE DETENTION, ABUSE, AND DEATH OF SERGEI MAGNITSKY AND OTHER GROSS VIOLATIONS OF HUMAN RIGHTS.

(a) In General. --Not later than 120 days after the date of the enactment of this Act, the Secretary of State, in consultation with the Secretary of the Treasury, shall publish in the Federal Register a list of each person the Secretary of State has reason to believe--

(1) is responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, participated in efforts to conceal the legal liability for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, financially benefited from the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, or was involved in the criminal conspiracy uncovered by Sergei Magnitsky; or

(2) is responsible for extrajudicial killings, torture, or other gross violations of internationally recognized human rights committed against individuals seeking-

(A) to expose illegal activity carried out by officials of the Government of the Russian Federation; or

(B) to obtain, exercise, defend, or promote internationally recognized human rights and freedoms, such as the freedoms of religion, expression, association, and assembly, and the rights to a fair trial and democratic elections; or

(3) acted as an agent of or on behalf of a person in a matter relating to an activity described in paragraph (1) or (2).

(b) Updates. --The Secretary of State shall update the list required by subsection (a) as new information becomes available.»

Перевод:

«ОПИСАНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЗАДЕРЖАНИЕ, НЕПРАВОМЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ГИБЕЛЬ СЕРГЕЯ МАГНИТСКОГО И ДРУГИЕ ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

(a) Не позднее чем через 120 дней после даты принятия настоящего закона, Государственный Секретарь, консультируясь с Министром Финансов, публикует в Федеральном регистре список всех людей, которых Государственный Секретарь сочтёт:

(1) в ответе за задержание, неправомерное отношение или смерть Сергея Магнитского, участником попыток скрыть ответственность перед законом за задержание, жестокое обращение или смерть Сергея Магнитского, финансовую выгоду от содержания под стражей, неправомерного отношения или смерти Сергея Магнитского, или был вовлечен в преступный сговор, раскрытый Сергеем Магнитским; или

(2) несет ответственность за внесудебные казни, пытки или другие грубые нарушения международно-признанных прав человека, совершенные против лиц, стремящихся:

(A) разоблачить незаконную деятельность, осуществляемую должностными лицами правительства Российской Федерации; или

(B) получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы; или

(3) выступавших в качестве агента или от имени лиц в вопросах, касающихся деятельности, описанных в пункте (1) или (2).

(b) обновления. --Государственный Секретарь будет обновлять список необходимых в подразделах по мере появления новой информации.»

Сразу возникает вопрос, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского»? Неужели в обязанности Министра Финансов входит расследование дел, связанных с нарушением прав человека в России и во всё мире? И почему именно Государственный Секретарь устанавливает, кто должен попасть в список?

Согласно пункту (2) в «список Магнитского» будут вноситься не только те лица, которые каким-либо образом связаны со смертью Магнитского, но и те, кто несет ответственность за «другие грубые нарушения международно-признанных прав человека». Что это за «другие грубые нарушения», исходя из вступительного описания раздела (a), будут уже решать Государственный Секретарь и Министр Финансов. Далее расшифровываются «иные цели», которые были упомянуты в самом начале закона. В список нужно внести тех, кто «против лиц», стремящихся:

«…получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы ».

Таким образом, под прикрытием понятия «грубые нарушения международно-признанных прав человека» в список Магнитского может попасть любой гражданин РФ, который выступает против «продвижения международно-признанных прав человека и свободы», установленными США. Например, если какой-нибудь депутат выступает за закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, то такой депутат автоматически заносится в список Магнитского, поскольку он ущемляет права гомосексуалистов. Или же, если депутат выступает против однополых браков, значит, он против продвижения «международно-признанных прав человека и свободы», и за это в отношении него могут быть введены санкции со стороны США. Другой пример можно привести с так называемой «свободой религии». Если где-то в России появляется религиозное объединение, которое замечено в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, и правоохранительные органы заводят против такого объединения уголовное дело, то представители правоохранительных органов, связанных с данным делом, могут быть занесены в список Магнитского, если США увидят в этом нарушение прав, и совершенно неважно, что подобное объединение может быть машиной пропаганды США. Примеров можно приводить массу.

Текст закона:

«(c) Removal From List. --A person shall be removed from the list required by subsection (a) if the person demonstrates to the Secretary of State that the person did not engage in the activity for which the person was added to the list.»

Перевод:

«(c) Удаление из списка. Человек должен быть удален из списка согласно подразделу (а), если человек продемонстрирует Государственному Секретарю, что не занимались деятельностью, согласно которой он был добавлен в список.»

Т.е., если человек попал в список Магнитского, то он может прийти к Государственному Секретарю США или к кому-нибудь из его подчинённых и попросить прощения, продемонстрировав, что он согласен на все условия Госсекретаря, чтобы его убрали из списка.

Текст закона:

«(d) Requests by Chairperson and Ranking Member of Appropriate Congressional Committees.-

(1) In general. --Not later than 120 days after receiving a written request from the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees with respect to whether a person meets the criteria for being added to the list required by subsection (a), the Secretary of State shall submit a response to the chairperson and ranking member of the committee which made the request with respect to whether or not the Secretary determines that the person meets those criteria.

(2) Form. --The Secretary of State may submit a response required by paragraph (1) in classified form if the Secretary determines that it is necessary for the national security interests of the United States to do so.

(3) Removal. --If the Secretary of State removes from the list required by subsection (a) a person who has been placed on the list at the request of the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees, the Secretary shall provide that chairperson and ranking member with any evidence that contributed to the removal decision. The Secretary may submit such evidence in classified form if the Secretary determines that such is necessary for the national security interests of the United States.»

Перевод:

«(d) Запросы Председателя и Высокопоставленных Членов соответствующих Комитетов Конгресса.

(1) Общее положение. Не позднее чем через 120 дней после получения письменного запроса от Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса при условии, что человек соответствует критериям добавления в список согласно подразделу (а), Госсекретарь направляет ответ Председателю и высокопоставленному члену Комитета сделавшего запрос, указывая, считает ли Госсекретарь, что лицо удовлетворяет этим критериям или нет.

(2) Форма доклада. Государственный секретарь может представить ответ, предусмотренных пунктом (1) в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо сделать в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(3) Удаление (из списка). Если государственный секретарь удаляет из списка, приведённого в подразделе (а) человека, который был включён в список по просьбе Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса, Госсекретарь должен предоставить Председателю и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса доказательства, на которых основано решение об исключении из списка. Госсекретарь может предоставить такие доказательства в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.»

Из пункта (2) видно, что список Магнитского может быть засекречен « ». Согласно пункту (3) при удалении человека из списка, Госсекретарь должен предоставить «доказательства, на которых основано решение об исключении из списка », и также он может это сделать в «засекреченной форме », «если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки ». Стоит обратить особое внимание на то, что Госдеп и не скрывает, что данный закон действует НЕ в интересах России, а «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов ». Данная фраза в этом американском законе зазвучит ещё много раз.

Текст закона:

«SEC. 5. INADMISSIBILITY OF CERTAIN ALIENS.

(a) Ineligibility for Visas. --An alien is ineligible to receive a visa to enter the United States and ineligible to be admitted to the United States if the alien is on the list required by section 4 (a).

(b) Current Visas Revoked. --The Secretary of State shall revoke, in accordance with section 221 (i) of the Immigration and Nationality Act (8 U.S.C. 1201 (i)), the visa or other documentation of any alien who would be ineligible to receive such a visa or documentation under subsection (a).»

Перевод:

«НЕДОПУЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ИНОСТРАНЦЕВ.

(a) Отсутствие права на визу. Иностранец не имеет права получать визу для въезда и не может быть допущен в Соединенные Штаты, если иностранец находится в списке, описанном в раздел 4 (а).

(b) Отзыв текущей визы. В соответствии с разделом 221 (i) Закона об иммиграции и гражданстве (8 U.S.C. 1201 (i)), Государственный секретарь аннулирует визу или другой документ любого иностранца, который имел право на получение такой визы или документа в соответствии с подразделом (а).»

Т.е. если иностранец попадает в список Магнитского, то ему не дают визу, а если у него есть какие-либо документы, относящиеся к США, то они аннулируются.

Текст закона:

«SEC. 6. FINANCIAL MEASURES.

(a) Freezing of Assets. --The Secretary of the Treasury shall, pursuant to the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1701 et seq.), freeze and prohibit all transactions in all property and interests in property of a person that the Secretary determines has engaged in an activity described in paragraph (1), (2), or (3) of section 4 (a) if such property and interests in property are in the United States, come within the United States, or are or come within the possession or control of a United States person.»

Перевод:

«ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ.

(a) Замораживание активов. Министр Финансов должен согласно закону о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 et seq.), заморозить и запретить передачу всего имущества и имущественного права лица, которое Секретарь определяет как лицо занявшееся деятельностью, описанной в пункте (1), (2), или (3) раздела (4а), если его имущество и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, попадают в пределы Соединенных Штатов, являются, или же попадают в распоряжении или под контроль лица Соединенных Штатов Америки.»

Теперь становится понятно, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского». Министр Финансов будет отбирать имущество у тех, кто записан в список Магнитского, именно поэтому его мнение так важно в составлении списка. Причём конфискация имущества и имущественного права лица может осуществляться не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, где США имеет своё влияние. Как известно, США имеет своё влияние в большинстве стран мира, и пусть какая-нибудь страна только попробует не выполнить распоряжения США, такая страна сразу поймёт, что значит препятствовать «продвижению международно-признанных прав человека и свободы».

Текст закона:

«(c) Enforcement.--

(1) Penalties. --A person that violates, attempts to violate, conspires to violate, or causes a violation of this section or any regulation, license, or order issued to carry out this section shall be subject to the penalties set forth in subsections (b) and © of section 206 of the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1705) to the same extent as a person that commits an unlawful act described in subsection (a) of such section.»

Перевод:

«(c) Соблюдение исполнения.

(1) Штрафы. Лицо, которое нарушает, или пытается нарушить, вступает в сговор с целью нарушить или нарушает положения этого раздела или постановления, полномочий или приказа выданного для реализации положений этот раздела, подлежит наказанию согласно подпунктам (b) и (c) раздела 206 закона о Международных Акту о Чрезвычайных Экономических Полномочиях (50 U.S.C. 1705) в той же степени, в какой и лицо, совершившее противоправное деяние, описанное в подразделе (a) этого раздела.»

Т.е., если подчинённый не выполняет распоряжения Госсекретаря привести в действие санкции в отношении лица, занесённого в список Магнитского, то такой подчинённый сам попадёт в список и у него отберут всё имущество. Причём необязательно, чтобы подчинённый должен находиться в США. Это может быть обычный госслужащий в России, которому приходит письмо из Вашингтона с требованием ввести санкции в отношении того или иного человека, и если тот не выполнит требования, то его занесут в список Магнитского.

Текст закона:

«SEC. 7. REPORT TO CONGRESS.

Not later than one year after the date of the enactment of this Act and annually thereafter, the Secretary of State and the Secretary of the Treasury shall submit to the appropriate congressional committees a report on:

(1) the actions taken to carry out this Act, including:

(A) the number of persons added to or removed from the list required by section 4 (a) during the year preceding the report, the dates on which such persons have been added or removed, and the reasons for adding or removing them; and

(B) if few or no such persons have been added to that list during that year, the reasons for not adding more such persons to the list; and

(2) efforts by the executive branch to encourage the governments of other countries to impose sanctions that are similar to the sanctions imposed under this Act.»

Перевод:

«ДОКЛАД КОНГРЕССУ

Не позднее одного года после даты вступления в силу настоящего закона и затем ежегодно, Государственный Секретарь, и Министр Финансов представляют соответствующим комитетам Конгресса отчет о:

(1) мерах, принятых для выполнения этого закона, включая:

(A) количество лиц, добавленных или удаленных из списка, согласно разделу (4а) на протяжении года, предшествующего докладу, даты, в которые эти лица были добавлены или удалены из списка и причин для добавления или удаления их из списка; и

(B) если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список, то должны быть объяснены причины, по которым новые лица в список не были включены.

(2) усилия исполнительной власти направленные на поощрение правительств других стран за наложение санкций схожих с санкциями предусмотренными настоящим Законом.»

Из пункта (1A) следует, что список Магнитского обязательно должен всё время пополняться, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», и, «если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список», то Государственный Секретарь и Министр Финансов должны отчитаться, почему список такой маленький и почему так мало отобрано имущества. Т.е. Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы в список постоянно пополнялся.

Из пункта (2) следует, что те страны, которые будут принимать законы, похожие на закон Магнитского, будут поощряться Соединёнными Штатами Америки. И опять же таки мы видим, что Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше стран к наложению санкций в отношении России.

Текст закона:

«SEC. 8. TERMINATION.

The provisions of this Act shall terminate on the date that is 10 years after the date of the enactment of this Act.»

Перевод:

«ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА.

Положения этого закона прекращается действовать 10 лет спустя с момента принятия этого закона.»

Т.е. закон Магнитского будет действовать в течение 10 лет.

Вывод: Закон имени Магнитского является ничем иным, как инструментом давления на политическую элиту России со стороны США. В этот список может попасть любой, кто может угрожать «интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Причём, в законе нигде нет ни слова о том, что в список вносятся только граждане России. Этот закон касается всех стран мира. Причина, по которой человек заносится в список Магнитского, может быть абсолютно любая. Распространяться санкции могут не только за рубежом, но и на территории РФ, т.к. по конституции РФ международное право выше российского. Если человек пойдёт на сотрудничество с США, то его могут простить и удалить из списка. Список и все доказательства засекречены. Принятием закона имени Магнитского США самым грубейшим образом нарушают международно-признанные права человека и свободы, и Госсекретарю США ничего не остаётся, как занести в список Магнитского всех представителей Госдепартамента США и самого себя. Но, как мы понимаем, санкции на правительство США не распространяются.

Москва. 6 декабря. сайт – Верхняя палата Конгресса США в четверг приняла "закон Магнитского" в увязке с отменой поправки Джексона-Вэника. Принята версия законопроекта, принятая ранее в Палате представителей и предусматривающая визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти юриста Сергея Магнитского и к другим нарушениям прав человека.

Законопроект поддержали более 90 сенаторов, а только четверо проголосовали "против". Незадолго до голосования сенаторы как от республиканской, так и от демократической партии выразили уверенность в том, что законопроект пойдет на пользу США. В частности, сенатор-республиканец от штата Юта Ормин Хэтч заявил, что это - "хороший законопроект как для нашей страны, так и для России". Со своей стороны, сенатор-демократ Макс Бокус отметил, что отмена поправки Джексона-Вэника и нормализация торговых отношений с Россией "позволит выйти на новый уровень".

Ранее в Сенате выступали за то, чтобы распространить действие законопроекта и на другие страны, однако затем согласились с версией нижней платы. Таким образом, текст законопроекта не будет нуждаться в доработке со стороны согласительной комиссии, и его можно сразу отправить на подпись президенту США.

Между тем, как стало известно The Foreign Policy, администрация Барака Обамы в комментарии, направленном в конгресс, ясно заявила, что не хотела бы, чтобы "законопроекту Магнитского" был придан глобальный характер, равно как она не хотела бы, чтобы акт распространялся на всех российских нарушителей прав человека.

"США стремятся к взаимовыгодным отношениям"

В законопроекте говорится, что не позднее чем через 120 дней после принятия законопроекта, президент США должен в незасекреченной форме предоставить в соответствующие комитеты Конгресса список людей, которые, по его мнению, причастны к задержанию, пыткам и смерти Сергея Магнитского, пытались скрыть факт произошедшего, извлекли из этого финансовую выгоду, или же участвовали в преступном заговоре, который Магнитский раскрыл. Согласно законопроекту, в "черный список" также войдут лица, которые несут ответственность за внесудебные убийства, пытки и другие грубые нарушения международно признанных прав человека, совершенных против лиц, стремящих раскрыть нелегальную деятельность со стороны российских чиновников, получить, осуществить, защитить или продвигать такие права и свободы, как свобода вероисповедания, свобода слова, свобода ассоциаций, свобода собраний и право на справедливый суд и демократические выборы.

В тексте законопроекта также отмечается, что, по мере поступления новой информации, президент может добавлять в список новые имена. Президент сможет направить в Конгресс имя для добавления в "черный список" в засекреченной форме, если сочтет это необходимым в интересах национальной безопасности США. При этом те имена, которые будут поданы в незасекреченной форме, должны быть опубликованы в Федеральном регистре США. В отношении лиц, которые войдут в "черный список" будут применены визовые санкции, а их счета и все операции по имуществу и правам в имуществе будут заморожены.

Документ предусматривает, что из списка впоследствии могут быть исключены имена лиц, если удастся доказать, что они не были вовлечены в деятельность, из-за которой их включили в этот список.

Госсекретарь США может отменить действие положений о запрете на выдачу виз и аннуляции действующих виз в отношении какого-либо включенного в список лица, говорится в тексте законопроекта. Глава госдепартамента может сделать это, если сочтет это "необходимым для того, чтобы США не противоречили соглашению с ООН касательно штаб-квартиры ООН", а также если сочтет это необходимым для интересов национальной безопасности США. Такое же право закреплено и за министром финансов США.

При этом в законопроекте подчеркивается, что США стремятся к "взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанном на соблюдении прав человека и верховенства права, и стремятся поддерживать российский народ в его стремлении реализовать весь свой экономический потенциал". В тексте документа указывается также, что "подавление российскими властями политической оппозиции, ограничения деятельности гражданского общества и независимых СМИ, а также ухудшение ситуации с экономическими и политическими свободами в России вызывают глубокое беспокойство администрации США и американского народа".

Театр абсурда в Сенате

МИД РФ назвал "спектаклем в театре абсурда" решение американского Сената, вслед за нижней палатой Конгресса США одобрившего законодательство, "которое под надуманными предлогами вводит визовые и финансовые санкции против некоторых российских граждан". "То ли в Вашингтоне забыли, какой сейчас год, и думают, что "холодная война" не закончилась. То ли сенаторы настолько увлеклись самопиаром, что игнорируют очевидное: каждая страна и так может закрывать въезд на свою территорию, кому считает нужным, для чего не требуется никаких особых законодательных актов", - говорится в комментарии МИД РФ в связи с одобрением сенатом США "закона имени Сергея Магнитского".

В комментарии отмечается, что "странно и дико слышать обращенные к нам правозащитные претензии со стороны политиков именно того государства, где в 21 веке были официально легализованы пытки и похищения людей по всему миру". "Трагично, что жертвами подобных беззаконных актов стали и российские граждане", - сказано в комментарии.

В нем высказывается предположение, что "за предвзятым до нелепости подходом, практикуемым в Конгрессе США, просматривается лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву". "Приходится вновь напомнить гиперактивным противникам нормального развития российско-американских отношений: их усилия выглядят жалко. Тем не менее, ответить российской стороне придется", - подчеркивается в комментарии. "Мы не хотим отказываться от позитива в наших двусторонних отношениях, который не без труда, но был наработан за последние годы. Но следует отдавать себе отчет, что одобренный сенатом закон весьма негативно скажется на перспективах двустороннего сотрудничества. Ответственность за это, разумеется, целиком и полностью ложится на США", - говорится в комментарии МИД РФ.

Совфед призывает к ответу

В Совете Федерации назвали принятие закона ожидаемым, однако также солидарны с дипведомством во мнении, что это недружественный шаг со стороны Вашингтона. "Принятие этого акта сенатом было ожидаемо; более того, можно не сомневаться, что этот закон будет подписан президентом Бараком Обамой. Тем не менее, мы в Совете Федерации расцениваем этот шаг как крайне недружественный, который не будет способствовать прогрессу в двусторонних отношениях", - сказал "Интерфаксу" первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

Вместе с тем он призывает излишне не драматизировать эту ситуацию и отнестись к ней спокойно. "Многие страны принимают разного рода законы в отношении других стран, и нам следует подождать и посмотреть, как пойдет правоприменительная практика. Уверен, что в перспективе на стратегическое сотрудничество Москвы и Вашингтона этот список вряд ли окажет существенное влияние", - полагает сенатор. В свою очередь замглавы комитета по международным делам сенатор Валерий Шнякин сказал "Интерфаксу", что этот акт является "циничным и враждебным" по отношению в России. "И здесь не может быть колебаний и мы должны дать этому адекватный, симметричный ответ. Есть множество вариантов такого ответа, который станет ощутимым для американской стороны", - уверен Шнякин.

По его мнению, у американского бизнеса, у американских граждан есть свои интересы в России, которые могут пострадать в результате принятия этого акта. "Должен сказать, что Сергей Магнитский, которого любят выставлять на Западе как борца с коррупцией, правозащитника, на самом деле таковым не являлся. Он был финансистом и аудитором, который построил такие хитроумные схемы увода денег из России. Поэтому увязывать смерть Магнитского с принятием закона его имени - это верх цинизма", - считает Шнякин.

Он напомнил, что в конце весны этого года в составе группы сенаторов побывал в Вашингтоне, где встречался с рядом американских сенаторов и конгрессменов, и тогда российские сенаторы представили им доклад по делу Магнитского. "Мы четко говорили о том, что господин Магнитский к правозащитной деятельности не имеет никакого отношения. Конечно, его смерть вызывает сожаление. Но расследование этого дела еще продолжается, и только суд может назвать виновных, поэтому о каком списке можно говорить? То есть США применяют двойные стандарты - с одной стороны, говорят о демократии, а с другой стороны, вносят в этот список заведомо тех людей, в отношении которых действует презумпция невиновности", - подчеркнул парламентарий.

Он напомнил, что в Госдуме находится законопроект, который препятствует въезду и пребыванию на территории нашей страны иностранцев, причастных к ущемлению прав и свобод граждан РФ, оказавшихся за рубежом и попавших под незаконные действия в стране пребывания. "В частности, МИДом нашей страны утвержден список граждан США, пребывание которых в России признано нежелательным, и в этом списке немало высокопоставленных американских чиновников, и я думаю, что с принятием такого шага наш российский список может существенно пополниться", - заключил Шнякин.

Расследование продолжается

Между тем защита семьи скончавшегося юриста считает, что принятие в Америке "списка Магнитского" не повлияет на ситуацию с расследованием его смерти в московском СИЗО. "На расследование это никак не повлияет",- сказал ранее "Интерфаксу" адвокат вдовы Магнитского Дмитрий Харитонов.

По делу о гибели юриста привлекается один человек - бывший замначальника "Бутырки" Дмитрий Кратов. Адвокаты семьи Магнитского неоднократно заявляли, что список обвиняемых должен быть расширен. Харитонов не стал отвечать на вопрос, необходимо ли дополнять "список Магнитского" новыми фамилиями. "Вообще, это вопрос исключительно американского суверенитета: они вправе решать, кого хотят видеть в своей стране, а кого - нет",- сказал он.

Великобритания исполняет еще одно обещание, данное в связи с делом Сергея и Юлии Скрипалей. После нападения 4 марта 2018 года на бывшего двойного агента и его дочь, в котором Лондон подозревает Россию, нижняя палата британского парламента приняла законопроект "О санкциях и борьбе с отмыванием денег". В него включена "поправка Магнитского" - положение, похожее на законы, ранее уже принятые в ряде других стран.

Где такие законы уже приняты? Как они действуют и чем отличаются от того законопроекта, который 1 мая поддержала Палата общин и который теперь ждет одобрения Палаты лордов? DW отвечает на ряд вопросов о законах, названных в честь умершего в СИЗО в 2009 году российского аудитора Сергея Магнитского.

Где уже работают "законы Магнитского"

Закон или "акт Магнитского" (от английского Magnitsky Аct) принят в шести странах. Первыми это сделали в США - в 2012 году, позже похожие законы были одобрены в Эстонии - в 2016 году, в Канаде и Литве - в 2017-м, а также в Латвии - в 2018-м. В Великобритании первая часть "закона Магнитского", которая касалась заморозки активов тех, кто, как считают в Лондоне, причастен к грубым нарушениям прав человека, была принята в 2017 году.

Как появился "закон Магнитского"

Изначально США ввели санкционные меры в отношении ряда российских силовиков и чиновников, которых они подозревают в причастности к гибели аудитора консалтинговой компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. В 2008 году Магнитский утверждал, что обнаружил схему масштабных хищений из российского бюджета, в общей сумме на 5,4 миллиарда рублей. Однако вместо расследования предъявленных им фактов сам аудитор столкнулся с обвинениями в налоговых и коррупционных нарушениях. Магнитский оказался в СИЗО "Матросская тишина", где был обнаружен мертвым, проведя в заключении почти год. Часть свидетельств, указывающих, как считают адвокаты Магнитского, на насильственный характер его смерти, позже исчезла из официальных отчетов.

Затем Сергея Магнитского в России судили посмертно. Власти РФ объясняли данную практику, схожую со средневековой, тем, что жив и скрывается от российского правосудия второй фигурант дела, работодатель Магнитского и руководитель инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Последний считает обвинения в свой адрес политически мотивированными и несостоятельными.

Именно Браудер был главным лоббистом принятия штрафных мер в странах Запада в отношении, по его убеждению, преступных российских чиновников. В 2016 году Конгресс США изменил "закон Магнитского", сделав его глобальным, то есть, его стали применять его не только к гражданам России, но и других стран. Сегодня, например, в список попавших под санкции входит Гульнара Каримова - старшая дочь покойного президента Узбекистана Ислама Каримова.

Как работают "акты Магнитского"

Основной механизм закона заключается в запрете на выдачу виз и на въезд в страны, принявшие этот нормативный акт. Запрет может быть ограничен сроком на пять лет или более. Вторая штрафная мера - возможность заморозить любые активы попавших под санкции лиц. США, Канада и Великобритания не ограничивают преследования в рамках данного закона только граждан России. В "черные списки" вносят и представителей других стран.

В американском "списке Магнитского" числятся 49 российских граждан. Прежде всего, это чиновники, которые, как считают в США, причастны к хищениям средств из российского бюджета (Магнитский утверждал, что выявил факты таких хищений). А также силовики и чиновники, которые, как предполагается, довели Магнитского до смерти.

В списке есть известные имена, не связанные с делом Магнитского, например, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, фигуранты дела об отравлении бывшего сотрудника Александра Литвиненко Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, сын Генпрокурора России Артем Чайка, а также глава Чечни Рамзан Кадыров.

Что в других странах , кроме США

Канадский "список Магнитского" включает 30 россиян, а также граждан других стран, например, Венесуэлы и Судана. Список схож с американским - в нем очерчен тот же круг фигурантов, подозреваемых в причастности к гибели Магнитского.

Страны Балтии внесли в свои списки только россиян. Эстония приняла закон в 2016 году, но активно использовать стала только в марте этого года, включив в "черный список" 49 российских чиновников. Он практически повторяет американский. Аналогичный список опубликовала в январе 2018 года Литва: в обоих списках, помимо фигурантов дела Магнитского, можно найти фамилию чеченского лидера и главы российского Следственного комитета. В марте власти Литвы расширили свой "черный список ", однако имена из него пока не раскрыты. В феврале 2018 года последней из стран Балтии приняла аналогичный закон Латвия.

Участие балтийских стран объясняется среди прочего тем, что, согласно данным властей ряда европейских стран и США, именно через балтийские банки, прежде всего латвийские, отмывалась значительная часть похищенных из российского бюджета средств, о которых сообщал Магнитский.

В чем отличие британской " поправки Магнитского"

Главное отличие заключается в том, к кому и на основании каких критериев могут быть применены санкции в рамках британского "закона Магнитского". В уже принятых аналогичных законах есть два основания для включения лиц в "черные списки": предполагаемое нарушение ими прав человека или причастность к коррупции. "В США действуют оба этих принципа, в Великобритании только тот, что связан с нарушениями прав человека", - объяснил DW бывший британский дипломат Найджел Гулд-Дэвис, работающий сегодня в исследовательском институте Chatham House.

Тем не менее Гулд-Дэвис уверен, что так или иначе закон Магнитского все равно поднимает главный вопрос о "роли русских денег в Великобритании". В том, что касается коррупции, у Лондона есть или в настоящее время разрабатывается ряд других инструментов, таких, например, как возможность потребовать объяснений о происхождение их активов у вызывающих подозрение граждан.

Законопроект, к которому добавлена "поправка Магнитского", также обяжет раскрывать имена владельцев офшорных фирм, зарегистрированных на британских заморских территориях, таких, как Каймановы и Британские Виргинские острова. Публичный реестр бенефициаров таких компаний должен быть создан до конца 2020 года.

Против кого будет работать новый британский закон

В связи с тем, что новый закон в качестве основного критерия обозначил нарушения прав человека, эксперты не ожидают попадания в "черный список" Великобритании крупных российских бизнесменов. "Скорее, это будут так называемые силовики, а также руководители некоторых северокавказских регионов", - предположил Гулд-Дэвис.

Как замечает в своем анализе нового законопроекта британский Королевский Объединенный институт оборонных исследований, сложности в применении закона могут возникнуть в случае, если попавшие под санкции персоны оспорят их в суде.

Контекст

Если отказ в выдаче визы или разрешения на въезд не требует от властей объяснения причин, то финансовые санкции, например заморозка активов, повлечет за собой необходимость предъявить суду свидетельства, достаточные для вынесения штрафных мер в том случае, если фигурант санкции оспорит их в суде. Впрочем, эксперты сходятся в том, что это еще не обязательно должно отразиться на эффективности самих санкций.

В ЕС "списка Магнитского" нет. Он появится ?

На уровне Евросоюза нет единого "списка Магнитского" и соответствующего нормативного акта, вводящего санкции. Пока только Европарламент принял резолюцию и составил перечень из 32 лиц, но это случилось еще в 2014 году.

Великобритания - первая за пределами Северной Америки крупная страна ЕС, которая принимает такой закон. Найджел Гулд-Дэвис уверен, что "создан прецедент", который может ускорить появление аналогичных законов в других странах ЕС. Дискуссии той или иной степени интенсивности ведутся на этот счет в Швеции, Нидерландах, Дании и Польше.

Список Магнитского - это составленный в США список из 60 российских чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые предположительно причастны к гибели в СИЗО аудитора инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.

Имена чиновников не разглашаются. Список был составлен американским сенатором Бенджамином Кардином. К лицам, попавшим в него, вводятся персональные санкции, им запрещается въезд в США за нарушение прав человека. Возможны также финансовые санкции. 6 декабря сенат США принял «закон Магнитского».

Кто такой Сергей Магнитский?

Сергей Магнитский был аудитором, партнером и главой подразделения по налоговым консультациям британской юридической фирмы Firestone Duncan. Магнитский оказывал консультации инвестиционному фонду Hermitage Capital Management, основанному Уильямом Браудером.

В 2008 году Магнитский был арестован по делу об уклонении от уплаты налогов в фонде Hermitage Capital. Друзья и коллеги аудитора считают, еговзяли под стражу из-за того, что Магнитский раскрыл аферу с дочерними фирмами Hermitage, через которые, по его мнению, ряд чиновников и сотрудников правоохранительных органов изъяли из казны и

В СИЗО Магнитский тяжело болел, ему был поставлен диагноз «калькулезный холецистит», было проведено УЗИ, однако в повторном УЗИ ему отказали. Тетя Магнитского Татьяна Руденко заявила, что ее племянник стал

Сергей Магнитский скончался в больнице СИЗО «Матросская тишина» в 2009 году после 11 месяцев предварительного заключения. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Замначальнику изолятора по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову было предъявлено в халатности, повлекшей по неосторожности смерть человека. Смерть Магнитского вызвала большой резонанс в России и мире.

В ноябре 2012 года Следственный департамент МВД России в отношении аудитора.

Как и когда появился список Магнитского?

С предложением ввести визовые санкции для российских чиновников в связи с гибелью Сергея Магнитского американский сенатор Бенджамин Кардин и конгрессмен Джим Макговерн выступили в декабре 2010 года. Официальные власти США идею поддержали. В 2011 году Госдепартамент США подтвердил, что запрет на выдачу виз лицам из «черного списка» существует. Впоследствии поступали предложения запретить въезд и некоторым другим чиновникам, которые не причастны к делу Магнитского, но могли нарушить права человека.

Как на список отреагировала Россия?

Российский МИД выразил по этому поводу недоумение, назвал список Магнитского попыткой «наказания» граждан иностранного государства и . МИДу было поручено разработать собственный список американских чиновников и сотрудников правопорядка, которые могут быть причастны к нарушению прав человека в тюрьме Гуантанамо и которым запретят взъезд в РФ. Впоследствии стало известно, что такой список появился, и

О том, что Россия введет ответные санкции, если США примет «закон Магнитского», говорил и президент РФ Владимир Путин на саммите стран G-20 летом 2012 года.

Тем не менее, 6 декабря 2012 года сенат США принял «закон Магнитского». Реакция МИДа РФ последовала незамедлительно. Ведомство сравнило это решение с театром абсурда. По его мнению,

Министр иностранных дел России Сергей Лавров еще раз

Кто еще кроме США принял список Магнитского?

В сентябре2012 года стало известно, что Глава МВД Великобритании Тереза Мэй направила список Магнитского в британское посольство в Москве. Об этом писала газета The Sunday Times.

А уже в конце октября 2012 года за принятие списка Магнитского проголосовали депутаты Европарламента, в связи с чем и арестовать банковские счета российских чиновников и сотрудников судебной системы, попавших в список.