Кто принимает законы в рф и кто их имеет право признать их недействительными. Как появился закон

Истоки, причины и смысл «воровских понятий» - неписаного устава, по которому существовала организованная преступность в СССР

В 30-х годах XX века, на просторах бывшей Российской империи, родилось уникальное явление – организованный криминалитет в рамках жесткого тоталитарного государства. Конечно же, организованная преступность была в России и ранее. Но никогда ранее преступные сообщества не оказывались под таким прессом госаппарата и не были так сплочены. Криминальные авторитеты – «воры в законе» – были вынуждены выработать систему норм и правил, которые позволяли бы им выживать и руководить преступным миром в этих непростых условиях.

Шибко грамотные

Сегодня невозможно точно установить, кто стал авторами воровского кодекса. По одной из версий – бывшие белые офицеры. И хотя доказательств тому так и не найдено, несомненно, что кодекс придумывали весьма грамотные и образованные люди – среди выходцев из воровской среды таковых не было.

По другой – главный воровской закон был написан по инициативе и при прямом участии НКВД – для того чтобы создать некую привилегированную касту уголовников, которая позволила бы органам контролировать преступное сообщество на воле – и особенно в тюрьмах.

Кстати: Одним из доводов за «белогвардейскую» версию ее сторонники считают, в частности, публичную пощечину, которую давали за мелкие провинности, причем только равным по «масти».

У последней версии много противников, которые ее главным слабым местом считают то, что в самом кодексе нет ни одного намека на «доверительные» отношения воровской элиты с органами – даже наоборот. Никаких не то что письменных – устных свидетельств со стороны сотрудников НКВД о том, что подобный документ писался, за все прошедшие годы найти не удалось. Наконец противостояние, возникшее в лагерях после Великой Отечественной войны между «правильными» ворами в законе и вставшими на сторону власти «отступниками», также говорит не в пользу НКВД-шной версии: тогда никакой поддержки «правильным» администрации лагерей не оказали.

В любом случае несомненно одно: люди, которые стояли за созданием свода воровских законов, знали, что делают, были достаточно образованны и явно дисциплинированны.

Не был, не состоял, не участвовал

Основным требованием, предъявляемым к вору в законе, было – никаких контактов с властями. Не говоря уже о сотрудничестве. Воры, заподозренные в таких контактах, навсегда теряли доверие преступного сообщества. Категорически не приемлема для «вора в законе» была служба в армии. Даже тех из воров, которые попали на фронт в годы Великой Отечественной войны, «коллеги» считали предателями и отступниками.

Находясь в местах лишения свободы, воры в законе не имели права работать на производстве или занимать административную должность.

Тяжела ты, шапка…

Чтобы стать вором, нужно было проявить себя надежным человеком. Поэтому «короновали» только тех, кто отбывал длительные срока наказания в лагерях, где был у всех на виду, что позволяло выявить сильные и слабые стороны кандидата. Для «коронации» требовались рекомендации действительных воров в законе, которые могли бы поручиться за его благонадежность.

«Коронация» - назначение преступного авторитета руководить другими ворами, происходила на сходке действительных воров в законе. Также воровская сходка могла отстранить от руководства преступным сообществом – «раскороновать», если считала действия ранее избранного не соответствующими интересам преступного сообщества.

Вор в законе не должен был иметь рычагов давления на него. Поэтому вору запрещалось иметь семью, дом, имущество, работу. Также не приветствовались проблемы с алкоголем и наркотиками.

Правила требовали, чтобы преступные авторитеты ни привлекали к себе внимания. Поэтому воры не носили с собой оружия. Драка, хулиганские действия, излишняя агрессия и неадекватное поведение могли послужить причиной отстранения вора в законе от руководства.


Также вор в законе исполнял обязанности третейского судьи, в спорах других воров. Его решение могла отменить только сходка других авторитетов. В случае, если сходка признавала решение вора неверным или несправедливым, его отстраняли от руководства преступным сообществом.

Конец эпохи

Жесткая дисциплина позволяла организованному криминалитету выжить даже в годы самых суровых репрессий. Но с развалом СССР в России изменилась экономическая, политическая и правовая обстановка. Следом изменился и характер организованной преступности.

Количество воров в законе уменьшилось в разы (не без активного участия правоохранительных органов). Многие авторитеты новой формации перестали так тщательно соблюдать некогда обязательные правила – обзаводились семьями, имуществом и так далее. Со временем образ классического вора в законе, эдакого бессребреника, стал больше достоянием истории.

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Изучая российское законодательство, многие граждане недоумевают. Откуда берется такое количество всевозможных законопроектов, актов и прочих, регулирующих жизнь россиян, документов. Кто принимает законы в РФ? На чем основано решение об их принятии? Учитывая, что жить по таким законам в России становится все хуже, граждане все чаще задаются этим вопросом.

Кто принимает федеральные законы в РФ

Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство - закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

Сколько времени занимает

На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок - 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации - это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

Роль Президента

В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы - показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего - он не имеет на это права.

В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов - он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

Роль Правительства

Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

Как закон приобретает юридическую силу

После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

Иногда в ситуации, когда разработанный и принятый закон не может быть использован сразу в силу непреодолимых обстоятельств, дата его вступления в юридическую силу может быть отсрочена на несколько лет. Он также долен быть опубликован. Он вступит в силу с указанной в нем даты. Те, кто принимает законы в РФ, делают это для того, чтобы граждане смогли заранее ознакомиться с тем, что к определенному моменту закон начнет действовать.

В каких случаях закон признается недействительным

Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

Судебное разбирательство обычно назначается по заявлению депутатов, членов Совета, прокуроров, судей, юристов. После того, как будет вынесено соответствующее решение, информация о признании закона недействительным должна быть опубликована. Только после этого это решение будет считаться вступившим в силу.

В тексте закона также может быть прописан срок, в течение которого он действителен и по истечении которого его действие аннулируется. Тот, кто принимает законы в РФ, делает это в тех случаях, когда законопроект был принят в определенный период на определенные цели. Например, во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 были приняты законы в области гражданского, земельного и налогового законодательства, действие которых прекратилось с их окончанием.

В нашей стране законодательной властью считаются депутаты государственной думы, которые разрабатывают и принимают федеральные законы. В тоже время не следует забывать о таком понятии, как подзаконные акты. В данном случае, их можно разрабатывать и принимать исполнительная власть, к которой относится президент, правительство страны. Кроме того, высшие судебные инстанции также имеют право принимать подзаконные акты.

Кто именно придумывает федеральные законы?

  1. Конституция РФ указывает на то, что процесс принятия и разработки законодательной базы в данном вопросе отдается государственной думе и совету федерации;
  2. Государственная дума разрабатывает текст законопроекта и производит его обсуждение, после чего, в обязательном порядке производится голосование. Законопроект считается принятым в том случае, если за него проголосовало большее количество депутатов (больше половины);
  3. Далее законопроект должны одобрить в совете федераций. Тут также производится голосование, на основании которого принимается окончательное решение;
  4. После принятия законопроекта, он отправляется на подписание президенту. Президент в течение 14 дней должен поставить свою подпись или же наложить на законопроект вето;
  5. В течение семи дней после подписания законопроекта, его публикуют для обнародования;
  6. Законопроект в своем составе чаще всего содержит информацию о дате набора юридической силы, если же дата не указана, то по истечению десяти дней с момента публикации, законопроект набирает юридическую силу по всей территории страны.
Если речь идет о приеме федерального конституционного закона, то в данном случае, данный законопроект должен набрать не менее 2/3 голосов у депутатов государственной думы, и 3/4 голосов в совете федераций. В данном случае президент не имеет возможности наложить на законопроект вето.

Подзаконные акты

В нашей стране данные акты имеют весьма серьезное значение в формировании общей системы законодательства. Чаще всего, такие акты создаются исключительно на основании конституционных норм. Такие акты не могут противоречить уже имеющимся федеральным законам. В тоже время, они могут дополнять и разъяснять законодательную базу. Процесс приема данных документов не требует одобрения совета федераций или же депутатов государственной думы. Тут все гораздо проще. Тем не менее, такие акты имеют весьма существенную юридическую силу.

Если же подзаконные акты противоречат федеральным законодательствам, то в данном случае, они теряют свою юридическую силу и не могут использоваться в качестве законодательного акта.

Вполне очевидным становится тот момент, что в нашей стране законодательные акты создаются законодательными и исполнительными, а также судебными инстанциями. То есть, высшими структурами государства, которые определяются Конституцией РФ.


Федеральные конституционные законы представляют собой своеобразную разновидность законодательной базы. Но, ФКЗ в отличии от обычных законов, могут приниматься на основании четко...

В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Тот, кто нарушал установления рода, подвергался строгим мерам, вплоть до порицания, физического наказания или изгнания из общины.

Со временем общественные отношения существенно изменились. Усложнилась социальная структура общины, появилась частная собственность. Нередкими стали конфликты между членами общества. Это вызвало необходимость в появлении специальной структуры для управления и принуждения. Так возникло государство.

Одна из функций государства как раз и состояла в регулировании взаимоотношений между отдельными членами общества. Появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.

Появление и развитие законов

Во втором тысячелетии до нашей эры появляются первые писаные системы законов. Одним из старейших источников, позволявших говорить о появлении норм права, считаются законы вавилонского царя Хаммурапи. В его кодексе отчетливо определяются права личности и собственников имущества.

Вначале источником законов были высшие лица государства. Цари сами определяли, какие нормы поведения нуждаются в законодательном закреплении, сами же вершили суд и назначали наказание за нарушение закона. Впоследствии функции контроля перешли к специально выбираемым судьям. Появились специалисты в области права, которые изучали и толковали законы.

Во времена расцвета Древнего Рима законы получили новое содержание. Многие из принципов римского права в несколько измененном виде дошли до наших дней и нашли отражение в современном законодательстве. Позже человечество прошло через период средневековья, когда отношения между людьми чаще всего регулировались церковью, законы и установления которой именовались канонами.

С дальнейшим развитием гражданского общества усложнялась и система законодательства. После XII века на основе положений римского права во многих странах Европы стало развиваться гражданское, общее и международное право.

Постепенно законы стали регулировать и отношения между отдельными государствами.

За многовековую историю развития права законы существенно изменились. Они стали в большей степени учитывать особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности. Современному юристу приходится иметь дело со сложными системами права. Знание законов и умение их применять на практике выделилось в особое направление, называемое юриспруденцией.