Схема организации дорожного движения в населенном пункте. Рекомендации гибдд рф по организации дорожного движен

Инструкция по организации работ в условиях дорожного движения

I. Общие требования.

1.1. Инструкция по организации работ в условиях дорожного движения определяет порядок организации производства работ и обеспечивает предупреждение ДТП, безопасность работ в условиях дорожного движения, как работающих на дороге, так и всех участников дорожного движения.

1.2. Инструкция по организации работ в условиях дорожного движения разработана в соответствии с ПДД РФ, ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения», и на основе инструкции «По организации движения и ограждению мест производства работ» (ВСН 37-84) / Минавтодор РСФСР – М.: «Транспорт», 1985г.- 40 С.

1.3. Инструкция по организации работ в условиях дорожного движения распространяется на подразделения предприятия, осуществляющих ремонтные, строительные, монтажные и другие работы в условиях дорожного движения.

1.4. Организацию движения транспорта и пешеходов, ограждение мест производства работ в условиях дорожного движения следует выполнять в соответствии с инструкцией по организации работ в условиях дорожного движения, разработанной на основе действующих нормативных документов.

1.5. До начала производства работ руководитель структурного подразделения должен составить привязанную к местности схему организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схеме показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольной уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, въездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают также вид и характер работ, сроки их исполнения, наименование предприятия, производящего работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ.

Схема организации движения и ограждения мест производства работ должна быть утверждена главным инженером, руководителем структурного подразделения и заблаговременно согласована с местными органами ГИБДД.

1.6. Согласование с ГИБДД производится при выполнении всех видов работ в пределах полосы отвода. В случае устройства объездов должны быть согласованы их маршруты.

В местах краткосрочных работ (осмотр ТК, откачка воды из ТК, переключения в ТК и т.д.), учитывая подвижный характер их проведения, с ГИБДД согласовывают только схему организации движения и ограждения с указанием границ, участков работ без конкретной привязки к местности (Приложение 7, 8).

1.7. При выполнении работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (кабели, теплотрассы и т.д.) схему организации движения и ограждения мест производства работ необходимо согласовать со всеми заинтересованными организациями, а затем с ГИБДД.

1.8. При работах на участках пересечения или сближения тепловых сетей с шоссе и дорогами, для предупреждения водителей транспорта или для остановки, по согласованию с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД) его движения, производитель работ должен выставить на шоссе или дороге сигнальщиков.

При необходимости должен быть вызван представитель ГИБДД.

Сигнальщики должны находиться на расстоянии 100 м в обе стороны от места пересечения или сближения тепловых сетей с дорогами и иметь при себе днем красные флажки, а ночью –красные фонари.

Установка сигнальщиков не отменяет ограждение места работ временными знаками и ограждениями.

1.9. Неотложные работы при ликвидации аварии можно выполнять без предварительного согласования и утверждения схемы, но с условием обязательного извещения органов ГИБДД о месте и времени проведения таких работ, если их продолжительность составляет более одних суток.

1.10. К обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступить только после согласования схемы с органами (ГИБДД) и её утверждения главным инженером.

1.11. При организации движения в местах производства работ должны применяться все необходимые технические средства, предусмотренные схемой. Всякое отклонение от утвержденной схемы, а также применение неправильных средств недопустимо.

1.12. До полного обустройства ремонтного участка временными знаками и ограждениями запрещается размещать на проезжей части и обочинах машины, инвентарь, материалы для ремонта.

1.13. К выполнению работ, в том числе размещению машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства.

1.14. В темное время суток места производства работ должны быть освещены в соответствии с «Инструкцией по проектированию электрического освещения строительных площадок» (СН-81-80), утвержденной постановлением Госстроя СССР от 28.03.80г. № 42.

1.15. За границы участка дорожных работ следует считать первое и последнее ограждающее средство, установленное на проезжей части, обочине или тротуаре и изменяющее направление движения.

1.16. Перед началом работ персоналу, выполняющему работы, необходимо провести целевой инструктаж по охране труда, схеме ограждения места работ, о порядке движения, о применяемой условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о маневрировании транспорта, занятого в производстве работ и движущихся транспортных средств.

1.17. Применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки и т.д.) устанавливает и содержит персонал, выполняющий работы.

1.18. Ответственность за соблюдение настоящей Инструкции возлагается на ответственного руководителя работ или на лицо, непосредственно назначенного для производства работ.

1.19. Ответственность за наличие и исправное состояние, хранение временных дорожных знаков и ограждений, сигнальных жилетов, фонарей возлагается на начальника участка.

1.20. Ответственные лица обязаны организовать постоянный контроль за состоянием временных дорожных знаков, ограждений, сигнальных жилетов, фонарей, флажков и т.д..

Не реже одного раза в месяц проводить их осмотры, результаты осмотра оформлять в журнале учета и содержания защитных средств.

1.21. За нарушение Инструкции виновные привлекаются к ответственности, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. Организация движения в местах производства работ.

2.1. При составлении схемы организации движения в местах производства работ необходимо выполнять следующие требования:

А) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной производимыми работами;

Б) чётко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка – его маршрут;

В) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов как на подходах, так и на самих участках проведения работ.

2.2. Основными средствами организации движения в местах производства работ являются временные дорожные знаки, ограждающие и направляющие устройства и другие технические средства.

Под временными дорожными знаками следует понимать те знаки, которые устанавливают только на время проведения работ.

2.4. Расстановку знаков, ограждающих и направляющих устройств необходимо осуществлять с конца участка, наиболее удаленного от места работ, причём в первую очередь со стороны, свободной от места производства работ. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств производится в обратной последовательности.

2.5. На дорогах при отсутствии искусственного освещения в населённых пунктах, для обеспечения видимости ограждающие и направляющие устройства в темное время суток должны быть снабжены световозвращающими элементами размером 5х5 см, а на авто магистралях размером 10х10 см.

2.6. Цвет сигнальных огней или световозвращающих элементов, применяемых совместно с ограждающими устройствами, должен быть красным.

Сигнальные фонари устанавливают на высоте 1,5-2 м. над уровнем проезжей части. Мощность ламп в светильниках не должна превышать 25 Вт.

Сигнальные фонари включают с наступлением вечерних сумерек, выключают с окончанием утренних сумерек.

2.7. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы и т.д.) необходимо ограждать, применяя инвентарные щиты или барьеры, сигнальные шнуры или направляющие конусы, которые устанавливают на всём протяжении зоны работ через 10 метров и оборудуются сигнальными фонарями.

2.8. Для сохранения оптимальной пропускной способности дороги, не следует без необходимости ограничивать скорость движения в местах производства работ менее 40 км/час.

2.9. Для разделения встречных потоков транспортных средств в местах производства работ, обозначения рядности и обеспечения безопасной траектории движения необходимо использовать переносные направляющие конусы, вехи или стойки.

2.10. При выполнении небольших по объему работ, для обеспечения наименьшей потери времени проходящими автомобилями, длину закрываемого участка следует выбирать минимальной с учетом технологии работ.

2.11. Размеры временных знаков, используемых для организации движения в местах производства работ, не должны быть менее тех, которые применяются для данной категории дороги.

3. Особенности организации движения при проведении работ на характерных участках автомобильных дорог.

3.1. Прямые участки с обеспеченной видимостью.

3.1.1. Выбор схемы организации движения зависит от вида и места производства работ. При этом следует учитывать местные условия движения и если требуется, вносить в схему коррективы до согласования с ГИБДД.

3.1.2. При производстве работ на обочине двух полосных дорог организацию движения и ограждения места работ выполняют в соответствии с (Приложением № 1).

3.1.3. При производстве работ на половине ширины проезжей части двух полосных дорог пропуск транспортных средств в обоих направлениях осуществляют по свободной полосе.

Знаки 2.6.- «Преимущество встречного движения» и 2.7. -«Преимущество перед встречным движением» следует применять в тех случаях, когда длина участка работ при существующей интенсивности движения обеспечивает саморегулирование встречного разъезда и видимость всей зоны производства работ с каждой стороны узкого участка.

3.1.4. При производстве работ на одной полосе трехполосной дороги средняя полоса, обычно предназначенная для совершения обгонов, теряет свою функцию.

3.2. Организация движения при производстве работ на мостовых переходах.

3.2.1. При необходимости в случае выполнения ремонтных работ следует устанавливать знак 3.14. «Ограничение ширины». Если устанавливают знак 3.14. на мосту, необходимо на ближайших к нему перекрёстках установить такой же предварительный знак с табличкой 7.1.1. (300 М)- «Зона действия».

3.2.2. На мостах, имеющих две полосы движения, при проведении работ на части полосы движения организуют в обоих направлениях, если свободный от ремонтных работ габарит моста не менее 5,5 м и позволяет осуществлять двухстороннее движение.

3.3. Участки с ограниченной видимостью.

3.3.1. Участки с ограниченной видимостью представляют собой существенную опасность для движения транспортных средств. При производстве работ на таких участках эта опасность увеличивается, поэтому за границу зоны работ необходимо принять начало участка с ограниченной видимостью и временные дорожные знаки установить перед этим участком.

3.3.2. При проведении работ на участках с ограниченной видимостью, как в плане, так и в продольном профиле, организуют движение и ограждают место работ.

3.4. Организация движения в местах краткосрочных работ.

3.4.1. При проведении краткосрочных работ расстановка дорожных знаков и ограждений может выполняться без сужения проезжей части.

3.4.2. Если краткосрочные работы не вызывают сужение проезжей части, зону работ ограждают.

3.4.3. При краткосрочных работах, вызывающих сужение проезжей части, когда зона работ непрерывно перемещается вдоль дороги, необходимо из числа рабочих заблаговременно выставлять двух регулировщиков с красными нарукавными повязками и сигнальными флажками, которые закрывают движение транспорта на время работ.

3.4.4. При производстве краткосрочных работ, вызывающих сужение проезжей части, необходимо использовать временные знаки 4.2.2.- «Объезд препятствия» и 3.2.4.- «Ограждение максимальной скорости», устанавливаемые на ограждающем барьере, а также два знака 1.2.3 — «Дорожные работы», один из которых закрепляют на передней части автомобиля – ремонта, а второй устанавливают за 50 м до зоны ремонтных работ.

4. Технические средства организации движения и ограждения мест производства работ.

4.1. Дорожные знаки.

4.1.1. Временные дорожные знаки, используемые на участках производства работ, а также на объездах, устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

4.1.2. Форму, расцветку, символы и размеры временных дорожных знаков принимают по ГОСТ 10807-78, ГОСТ 23457-86 «Знаки дорожные! Общие технические условия».

4.1.3. Дорожные знаки, расположенные справа по ходу движения, должны быть продублированы на левой стороне дороги, на разделительной полосе или на проезжей части, если условия движения таковы, что знак может быть не замечен водителем.

4.1.4. Временные дорожные знаки, как правило, устанавливаются на переносных опорах.

Возможна установка знаков на ограждающих щитах или барьерах. В этом случае нижний край знака должен находиться на высоте не менее 10 см от поверхности земли или дорожного покрытия. Плоскость дорожных знаков, устанавливаемых на переносных опорах, должна составлять с поверхностью покрытия угол не менее 70°.

4.1.5. В плане дорожные знаки надо размещать так, чтобы от края проезжей части до ближайшего края знака было не менее 0,5 м.

Размеры переносных опор должны выступать за боковые края знака более чем на 20 см.

4.1.6. Дорожные знаки или группы знаков необходимо располагать друг от друга на расстоянии не менее 50 м.

Первым по ходу движения необходимо устанавливать знак 1.23 «Дорожные работы». В населённых пунктах и в естественных условиях повторный знак 1.23 с табличкой 7.2.1. «Зона действия» можно установить непосредственно у начала места работ.

4.1.7. Знак 1.15- «Скользкая дорога» применяют когда возможна повышенная скользкость проезжей части по сравнению с предшествующим участком, вызванная проводимыми работами.

4.1.8. Знаки 1.18.1-1.18.3 «Сужение дороги» служат для предупреждения водителей о сужении проезжей части или полотна дороги, независимо от причин, вызвавших это сужение.

4.1.9. Знак 1.30. «Прочие опасности» используют для предупреждения водителей о наличии опасности, не предусмотренной другими предупреждающими знаками, например проложенные поперёк проезжей части компрессорные шланги, сварочные кабели и т.п..

4.1.10. В случае, когда движение происходит по ремонтируемому участку, указание направления объезда различного рода препятствий, находящихся на проезжей части, осуществляют с помощью знаков 4.2.1.-4.2.3. «Объезд препятствия».

4.1.11. Когда движение транспортных средств организуется по специальному объезду, перед началом объезда должны быть установлены знаки 5.32.2. или 5.32.3. «Направление объезда».

Если необходимо организовать движение по прилегающей сети дорог, для указания маршрута движения перед началом объезда следует устанавливать знак 5.31 «схема объезда», а на всех пересечениях на маршруте объезда знаки 5.32.1-5.32.3 «Направление объезда».

4.1.12. В случае необходимости, когда по условиям работы пропуск транспортных средств необходимо ограничить по ширине, следует установить знак 3.14. «Ограничение ширины».

4.2. Ограждающие и направляющие устройства, другие технические средства.

4.2.1. Ограждающие средства (переносные барьеры, инвентарные щиты, стойки, вехи, конусы, сигнальные флажки), вспомогательное оборудование (шнуры с цветными флажками, сигнальные фонари) являются необходимыми элементами организации движения на участках работ.

4.2.3. Переносные ограждающие устройства должны быть прочными, транспортабельными и устойчивыми.

4.2.4. Штакетный барьер состоит из стоек, крестовин и обрешётки. Верхнюю и нижнюю части барьера окрашивают в красный цвет, среднюю в белый или жёлтый.

4.2.5. Направляющие конусы могут быть выполнены из листовой стали, резины или других материалов, должны легко сдвигаться при наезде на них автомобилей, быть устойчивыми к опрокидыванию воздушным потоком, создаваемым проезжающими транспортными средствами. Окрашивают конусы полосами красного и белого цветов шириной 150 мм.

4.2.6. Стойки, вехи и направляющие конусы используют для ограждения мест работ и как средство, обеспечивающее плавное изменение направления движения при объезде мест работ, а также при переводе движения с одной полосы дороги на другую.

4.2.7. Для создания хорошей видимости направляющей линии на ней должно быть установлено не менее восьми конусов или пяти всех.

Расстояние между ними должно быть 10-15 метров.

4.2.8. Сигнальные шнуры, используемые для ограждения мест работ, закрепляют к установленным штакетным барьерам или конусам.

Высота подвески шнуров над поверхностью дороги должна быть не менее 80 см.

5. Основные положения по обеспечению требований при выполнении работ в условиях дорожного движения.

5.1. Ежедневно перед началом ремонтных работ необходимо проверить наличие технических средств, предусмотренных схемой, и при необходимости заменить пришедшие в негодность или установить отсутствующие средства.

5.2. Перед началом производства работ необходимо проводить целевой , предусматривающий указания по безопасному выполнению конкретной работы с учетом технологии проведения работ.

5.3. Члены бригады должны быть обеспечены сигнальными жилетами ярко-оранжевого цвета, надеваемой поверх обычной одежды.

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ И ОГРАЖДЕНИЮ МЕСТ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНЫХ РАБОТ

ВСН 37-84

Минавтодор РСФСР

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1985

Утверждена

Минавтодором РСФСР 05.03.84

Согласована Согласована

ЦК профсоюза рабочих Главным управлением

автомобильного транспорта Госавтоинспекции МВД

и шоссейных дорог СССР

Инструкция переработана с учетом основных положений «Инструкции по ограждению мест работ к расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог (ВСН 179-73).

Переработана под руководством и при участии канд. техн. наук В.Д. Белова, сотрудниками Гипродорнии - инженерами А.А. Кукушкиным (ответственный исполнитель), А.В. Бабковым, Н.А. Тереховой, Н.П. Чуриловой, канд. техн. наук В.С. Адасинским, В.В. Чвановым, совместно с сотрудниками Союздорнии – канд. техн. наук Ю.С. Крыловым, инженером Л.И. Брызгаловой, В.С. Скирута, Н.А. Шуриновой, сотрудниками ВНИИБД - канд. техн. наук Б.Н. Баваровым, В.В. Новизенцевым, инженерами С.Г. Бачмановым, В.Я. Буйленко, Я.С. Репиным и сотрудниками ГУ ГАИ МВД СССР Ю.С. Остроумовым, Н.Г. Бородиным, А.В. Матюхиным.

Предназначена для организаций, занимающихся реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог независимо от их ведомственного подчинения.

Министерство автомобильных дорог РСФСР

Ведомственные строительные нормы

ВСН

Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ

Взамен Инструкции по ограждению мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог ВСН 179-73

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция определяет порядок и способы организации движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, обеспечивающие безопасность как работающих на дороге, так и всех участников дорожного движения.

Внесена государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Министерства автомобильных дорог РСФСР (Гипродорнии), Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом Министерства транспортного строительства СССР (Союздорнии), Главным управлением Государственной автомобильной инспекции (ГУ ГАИ МВД СССР) и Всесоюзным научно-исследовательским институтом безопасности движения Министерства внутренних дел СССР (ВНИИБД МВД СССР)

Утверждена Министерством автомобильных дорог РСФСР
5 марта 1984 г

1.2. Организация движения транспорта и пешеходов и ограждение мест дорожных работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог следует выполнять в соответствии с настоящей Инструкцией, разработанной на основе действующих нормативных документов.

1.3. До начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).

1.4. Согласование с ГАИ производится при выполнении всех видов дорожных работ в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В случае устройства объездов должны быть согласованы их маршруты. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т.д.), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГАИ согласовывают только схемы организации движения и ограждения с указанием границ участков работ без конкретной привязки к местности.

1.5. При выполнении дорожных работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, кабели и т.д.), схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями, а затем с органами ГАИ.

1.6. На границах участков дорожных работ следует установить информационные щиты, на которых указывают организацию, фамилию ответственного лица, руководящего работами, и номер его служебного телефона.

1.7. При выполнении работ по содержанию автомобильных дорог (уборка мусора, мойка знаков, ограждений, их окраска и т.д.) составление схем не производится, но местные органы ГАИ ставят в известность о проведении таких работ.

1.8. Неотложные работы по устранению случайных повреждений дороги и дорожных сооружений, нарушающих безопасность движения, а также аварийные работы, можно выполнить без предварительного согласования и утверждения схем, но с условием обязательного извещения органов ГАИ о месте и времени проведения таких работ, если их продолжительность составляет более одних суток.

1.9. К обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступать только после согласования схемы с органами ГАИ и ее утверждения руководителем дорожной организации.

1.10. При организации движения в местах производства дорожных работ должны применяться все необходимые технические средства, предусмотренные схемой. Всякое отклонение от утвержденных схем, а также применение неисправных технических средств недопустимо.

1.11. До полного обустройства ремонтируемого участка временными знаками и ограждениями запрещается размещать на проезжей части и обочинах дорожные машины, инвентарь, материалы для ремонта.

1.12. К выполнению дорожных работ, в том числе размещению дорожных машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями.

1.13. За границы участка дорожных работ следует считать первое и последнее ограждающее средство, установленное на проезжей части, обочине или тротуаре и изменяющее направление движения.

1.14. Перед началом работ рабочие и машинисты дорожных машин должны быть проинструктированы по технике безопасности и схеме ограждения места работ, о применяемой условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о порядке движения, маневрирования дорожных машин и транспортных средств в местах разворота, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря.

1.15. Применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные фонари, разметка и т.д.) устанавливают и содержат, организации, выполняющие дорожные работы.

1.16. Ответственность за соблюдение требований настоящей Инструкции возлагается на руководителей дорожных хозяйств и на лиц, непосредственно руководящих дорожными работами, а при производстве работ сторонними организациями - на соответствующих работников этих организаций.

1.17. О месте и сроках выполнения дорожных работ в случае устройства объездов или ухудшении условий движения общественного транспорта по ремонтируемому участку дорожная организация должна заблаговременно извещать предприятия общественного транспорта.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ В МЕСТАХ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНЫХ РАБОТ

2.1. При составлении схем организации движения в местах производства дорожных работ, необходимо выполнение следующих требований:

а) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами:

б) четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;

в) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов, как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ.

2.2. Основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства, и другие технические средства (см. пп. -).

Под временными дорожными знаками следует понимать те знаки, которые устанавливают только на время проведения дорожных работ.

2.3. Для лучшего восприятия водителями дорожных знаков рекомендуется устанавливать на одной опоре не более двух знаков и одной таблички, при этом с запрещающими знаками рекомендуется устанавливать предупреждающие знаки, которые поясняли бы причину введения ограничений.

2.4. Расстановку знаков, ограждающих и направляющих устройств необходимо осуществлять с конца участка, наиболее удаленного от места работ, причем в первую очередь со стороны, свободной от дорожных работ. Сначала устанавливают дорожные знаки, затем ограждающие и направляющие устройства. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств производится в обратной последовательности.

2.5. На дорогах вне населенных пунктов для обеспечения видимости ограждающие и направляющие устройства в темное время суток должны быть снабжены световозвращающими элементами размером 5 ´ 5 см, а на автомагистралях размером 10 ´ 10 см, закрепленными на верхней перекладине, ограждающих устройств через 0,5 м. В случае проведения дорожных работ в застроенной местности место работ должно быть обозначено сигнальными фонарями и иметь освещение в соответствии с нормативными документами. На автомагистралях, оборудованных осветительными установками, зона дорожных работ должна быть обозначена сигнальными фонарями, установленными на переносных барьерах или щитах. Их размещают из расчета 1 фонарь на 1 м длины барьера или щита, установленного поперек дороги. Если инвентарные щиты устанавливают вдоль дороги, то фонари размещают на них через 15 м, при этим барьеры и щиты должны быть оборудованы устройствами для крепления фонарей.

Цвет сигнальных огней или световозвращающих элементов, применяемых совместно с ограждающими устройствами, должен быть красным.

Сигнальные фонари устанавливают на высоте 1,5-2 м над уровнем проезжей части. Мощность ламп в светильниках не должна превышать 15-25 Вт. Расстояние их видимости при нормальной прозрачности атмосферы должно равняться 100-300 м. Они не должны вызывать ослепленных участков движения. Сигнальные фонари включают с наступлением вечерних сумерек, выключают с окончанием утренних сумерек. В дневное время фонари включают при наличии дымной мглы или тумана. Допускается установка мигающих сигнальных фонарей с частотой мигания 50-80 в минуту.

2.6. Особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы, устраиваемое при укреплении обочин корыто глубиной 0,1 м и более) необходимо ограждать, применяя сигнальные шнуры или направляющие конусы, а также инвентарные щиты или барьеры, которые устанавливают на всем протяжении зоны работ через 15 м и оборудуют сигнальными фонарями. При отсутствии электрического освещения такие места в темное время суток должны быть обозначены факелами. В населенных пунктах ограждающие щиты или барьеры оборудуют сигнальными фонарями, которые зажигают с наступлением сумерек.

2.7. Для сохранения оптимальной пропускной способности дороги не следует без необходимости ограничивать скорость движения в местах дорожных работ менее 40 км/ч.

2.8. Движение со скоростью менее 40 км/ч на участках производства дорожных работ допускается только в исключительных случаях, когда геометрические параметры дороги, качество покрытия, условия работ или погодные условия не позволяют осуществлять движение с большей скоростью.

2.9. Для плавного изменения скоростей транспортных средств перед участком дорожных работ необходимо производить последовательное снижение скорости ступенями с шагом не более 20 км/ч. Временные дорожные знаки, регламентирующие ступенчатое ограничение скоростей, располагают друг от друга на расстоянии не менее 100 м. Число знаков, ограничивающих скорость, зависит от разности скоростей до и после ограничения.

2.10. Для разделения встречных потоков транспортных средств в местах дорожных работ, обозначения рядности и обеспечения безопасной траектории движения используют переносные направляющие конусы, вехи или стойки. Этой же цели служит нанесенная на проезжую часть временная разметка и дорожные знаки.

В исключительных случаях при невозможности встречного разъезда и устройства уширения проезжей части в обязательном порядке вводят регулирование движения с помощью светофоров или регулировщиков.

2.11. На многополосных дорогах для обеспечения безопасных траекторий движения в местах производства дорожных работ целесообразно совместное применение направляющих конусов, вех или стоек с разметкой проезжей части.

2.12. При нанесениина проезжую часть в местах дорожных работ линий разметки, расстановке направляющих конусов или вех отклоняющих транспортные потоки, длину отгона L отг следует назначать в соответствии с . Пример размещения технических средств организации в местах производства дорожных работ показан на .

2.13. При выполнении небольших по объему работ на проезжей части (мелкий ямочный ремонт, разметка проезжей части и т.д.) для обеспечения наименьшей потери времени проходящими автомобилями длину закрываемого участка следует выбирать минимальной с учетом требований технологии работ.

2.14. При временном переносе остановок общественного транспорта из зоны дорожных работ их оборудование и организация движения в зоне временных остановок должны учитывать условия создания наименьших помех транзитному транспорту со стороны транспортных средств, стоящих на остановках.

2.15. Все временные дорожные знаки и другие технические средства организации движения, связанные с проводимыми работами, после завершения работ следует немедленно убирать.

3.3. При производстве дорожных работ на половине ширины проезжей части двухполосных дорог пропуск транспортных средств в обоих направлениях осуществляют по свободной полосе ().

Знаки 2.6 и 2.7 следует применять в тех случаях, когда длина участка работ при существующей интенсивности движения обеспечивает саморегулирование встречного разъезда и видимость всей зоны ремонтных работ с каждой стороны узкого участка. Максимальную длину ремонтируемого участка в этом случае необходимо назначать в соответствии с . Иначе нужно вводить регулирование движения с помощью светофоров или регулировщиков, либо осуществлять пропуск транспортных средств по обочине (). В этом случае она должна быть спланирована и укреплена, а при необходимости и уширена.

3.5. Если дорожные работы ведутся на внешней полосе четырехполосной дороги с разделительной полосой, организацию движения и ограждение места работ осуществляют в соответствии с .

Если интенсивность движения по внешней полосе превышает 400 авт./ч и в составе потока более 40 % грузовых автомобилей, то дорожные знаки, установленные на обочине, необходимо дублировать, устанавливая их на разделительной полосе.


3.6. На дорогах с разделительной полосой, имеющих четыре и более полос движения, в случае закрытия половины ширины проезжей части на период дорожных работ для пропуска транспортных средств следует устраивать специальные проезды через разделительную полосу ().

С целью заблаговременного оповещения водителей транспортных средств о предстоящем перестроении вне населенных пунктов за 500 м до разрыва в разделительной полосе устанавливают знак 5.36 «Перестроение в другую проезжую часть» с табличкой 7.1.1. «Расстояние до объекта». В населенных пунктах знак 5.36 с табличкой 7.1.1 устанавливают на расстоянии 50-100 м от места разрыва в разделительной полосе.

3.7. В случае устройства на двухполосных дорогах уширения проезжей части на полосу движения для обеспечения бесперебойного пропуска транспортных средств на участках дорожных работ длиной более 30 м организацию движения и ограждения зоны работ следует выполнять в соответствии с .

3.8. В целях более полного использования инерции разгона в местах производства работ на затяжных подъемах допускается скорость транспортных средств 60 км/ч, если позволяют условия движения.

3.9. При выполнении дорожных работ на дополнительной полосе на подъеме следует организовать движение и ограждать место работ в соответствии со схемой, представленной на . Если зона ремонтных работ расположена на расстоянии не более 200 м от начала дополнительной полосы, рекомендуется с помощью ограждающих устройств закрывать эту полосу от ее начала до конца зоны работ.


Примыкания и пересечения

3.13. В зонах пересечений организация движения должна быть подчинена принципу очередности проведения дорожных работ, который состоит и следующем: работы начинают на второстепенных дорогах и отдельных элементах пересечений, постепенно переходя к наиболее загруженным, используя отремонтированные элементы для переключения на них движения.

3.14. В зоне пересечений и примыканий в одном уровне дорожные работы выполняют в три этапа:

1) дорожные работы на обочинах, при необходимости, строительство правоповоротных переходно-скоростных полос ();

2) дорожные работы на проезжей части второстепенной дороги (на всей или по полосам) с переключением движения на отремонтированные обочины или правоповоротные переходно-скоростные полосы ();

3) дорожные работы на проезжей части главной дороги (на всей ширине или по полосам, включая переходно-скоростные полосы для левого поворота) с переключением движения на обочины или правоповоротные переходно-скоростные полосы (). В этом случае возможны два варианта организации движения при работах в центральной части пересечения: пропуск транспортных средств в объезд участка работ по обочинам главной дороги с перепробегом транспортного потока второстепенного направления и левоповоротного потока с главного направления; пропуск транспортных средств по отремонтированному участку главной дороги. Если видимость на перекрестке ограничивают работающие машины и механизмы, организацию движения осуществляют с помощью регулировщика.


с устройством разворота на одной из дорог ();

3.19. Схема организации движения с устройством разворота на одной из дорог допустима только при интенсивности движения по главному направлению до 300 авт./ч вследствие возникающих при данной схеме помех транспортным средствам прямого направления.


3.29. На двухполосных мостах с ездой понизу или когда ширина моста с ездой поверху недостаточна для организации двухстороннего движения и одновременного пропуска пешеходов по проезжей части, следует оборудовать пешеходные переходы по обе стороны моста (см. ). При высокой интенсивности пешеходного и автомобильного движения следует устраивать светофорное регулирование транспортных и пешеходных потоков или осуществлять управление движением с помощью регулировщиков.



3.34. В целях повышения безопасности движения и улучшения зрительного восприятия дорожных знаков их следует размещать вне кривых в плане с закрытой видимостью, увеличивая при необходимости расстояние от места их установки до начала участка дорожных работ.

Участки объездов зон реконструкции и ремонта

3.35. Участки объездов зон реконструкции и ремонта следует делать по возможности короче, чтобы уменьшить потери времени транспортными средствами на перепробеге и снизить расход топлива.

3.36. В целях уменьшения потерь времени от снижения скоростей следует обеспечивать на всем протяжении объезда скорость транспортных средств 60 км/ч, а в стесненных условиях не менее 40 км/ч.

3.37. Переходные участки от основных полос движения к объездным путям следует выполнять с учетом скоростей транспортных средств на основной дороге.

3.38. Для пропуска транспортных средств в объезд реконструкции или ремонта дороги водители должны быть заранее оповещены об изменении маршрута знаком 5.31 «Схема объезда», который устанавливают за 150-300 м до начала объезда. В начале объезда также необходимо установить знак 5.31. На всех пересеченияхмаршрута объезда устанавливают знаки 5.32.1-3 «Направление объезда». Эти знаки могут быть дополнены знаками 5.21 «Указатель направлений». Схемы возможных вариантов организации движения при производстве ремонтных работ на всей ширине проезжей части и направлением потока транспорта в объезд по существующим дорогам или специально устроенному объезду показаны на и .

3.39. Въезд и выезд с основной дороги должен быть расположен не ближе 25 м от границы строящегося или ремонтируемого участка дороги.

3.40. Ширину однополосного объезда следует принимать не менее 3,5 м, объезда с двусторонним движением не менее 6 м.


3.45. При краткосрочных дорожных работах, вызывающих сужение проезжей части (мелкий ямочный ремонт, ремонт и заполнение швов в цементобетонных покрытиях, исправление просадок), когда зона работ непрерывно перемещается вдоль дороги, следует применять схему организации движения в соответствии с .

4.28. Ограждающие барьеры переносного типа с перекладинами (рис. 4.2, г) устанавливают главным образом поперек проезжей части, чтобы закрыть движение по всей ширине или по одной стороне проезжей части, за 5-10 м перед границей места работы с двух сторон. При необходимости пропуска внутрипостроечного транспорта в местах въезда автомобилей устанавливают шлагбаумы.

4.29. Штакетный барьер ( , а) состоит из стоек, крестовин и обрешетки. Верхнюю и нижнюю части барьера окрашивают в красный цвет, среднюю в белый или желтый.

4.30. Направляющая веха ( , б) состоит из щитка и металлической опоры, щиток с обеих сторон окрашивают полосами белого и красного цвета шириной 200 мм под углом 45°.

4.31. Деревянные стопки ( , в) состоят из конусной рейки, окрашиваемой чередующимися полосами красного и белого цвета, и крестовины.

4.32. Направляющие конусы ( , ж) могут быть выполнены из листовой стали, резины или других материалов, должны легко сдвигаться при наезде на них автомобилей, быть устойчивыми к опрокидыванию воздушным потоком, создаваемым проезжающими транспортными средствами. Окрашивают конусы чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цвета шириной 150 мм.

4.33. Сигнальный флажок ( , з) состоит из металлического щитка и опоры. На щиток с обеих сторон наносят полосу черного цвета шириной 150 мм под углом 45°, на которой закрепляется световозвращающий элемент красного цвета размером 40 ´ 100 мм.

4.34. Стойки, вехи и направляющие конусы используют для ограждения мест работ и как средство, обеспечивающее плавное изменение направления движения при объезде мест работ, а также при переводе движения с одной полосы дороги на другую.

4.35. Для создания хорошей видимости направляющей линии на ней должно быть установлено не менее восьми конусов или пяти вех. Конусы и вехи лучше использовать для обозначения на проезжей части направляющих линий, для ограждения места работы - вдоль дороги со стороны движении с расстоянием между ними 10-15 м.

Конусы и вехи необходимо устанавливать так, чтобы их опорная часть, наиболее удаленная от ограждаемого участка работ, находилась на расстоянии не более 0,5 м от него.

Рис. 4.2. Ограждения и направляющие устройства:

а - штакетный барьер; б - направляющая веха; в - деревянная стойка; г - барьер с деревянной или металлической перекладиной; д - сигнальный шнур с цветными флажками; е - инвентарный щит; ж - направляющий конус; з - сигнальный флажок

4.36. Сигнальные шнуры ( , в), используемые для ограждения мест работ, закрепляют к установленным штакетным барьерам, вехам или конусам. Высота подвески шнуров над поверхностью дороги должна быть не менее 80 см.

4.37. При длительных сроках проведения работ наряду с другими средствами организации движения рекомендуется применять временную дородную разметку. При этом постоянная разметка, если она противоречит целям организации движения, а на период ремонта должна быть ликвидирована или закрашена серой краской, либо должны быть установлены знаки, разрешающие водителям отступать от ее требований.

Временную разметку наносят в соответствии с требованиями 79 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОРОЖНЫХ РАБОТ

5.1. Ежедневно перед началом ремонтных работ необходимо проверить наличие технических средств, предусмотренных схемой, и при необходимости заменить пришедшие в негодность или установить отсутствующие средства.

5.2. Дорожные машины и оборудование должны быть окрашены в ярко-желтый цвет с нанесенными на габаритные части полосами красного цвета.

5.3. Как правило, дорожные машины и оборудование на период темного времени суток, если в этот период не проводятся работы, должны быть убраны за пределы земляного полотна. Как исключение, их можно размещать не ближе 1,5 м от границы ближайшей полосы, по которой осуществляется движение, при этом дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты. Барьеры устанавливают в 10-15 м от машин.

5.4. Рабочие, выполняющие дорожные работы, должны быть обеспечены сигнальной одеждой (жилетами) ярко-оранжевого цвета, надеваемой поверх обычной спецодежды.


Приложение

Пример ведомости потребного количества дорожных знаков для производства дорожных работ на половине ширины проезжей части автомобильных дорог с двумя полосами движения

№ рис. в инструк­ции

Дорожные знаки

Ограждающие устройства

Дорожные работы 1.23

Сужение дороги справа 1.18.2

Сужение дороги слева 1.18.3

Преиму­щество встречного движения 2.6

Преиму­щество перед встречным движением 2.7

Обгон запрещен 3.20

Ограниче­ние мак­симальной скорости 3.24

Конец зоны всех ограниче­ний 3.31

Объезд препятствия слева 4.2.2

Расстояние до объекта 7.1.1

Зона действия 7.2.1

Огражда­ющие барьеры (штакет­ные)

Направля­ющие конус

Примечания . 1. Число граф должно соответствовать числу наименований дорожных знаков, используемых в схеме.

2. Направляющие конусы, вехи и стойки определяют по потребности, в зависимости от протяженности ремонтируемого участка.

Организация работ при реконструкции автомобильных дорог имеет следующие основные особенности:

Необходимость обеспечения на период реконструкции удовлетворительных условий движения транспорта общего пользования;

Неудобство (иногда даже невозможность) использования на некоторых работах обычных, серийно выпускаемых средств механизации;

Необходимость разработки и применения индивидуальных (нетиповых) технологических решений;

Зачастую повышенная энергоемкость и, как следствие, повышенная себестоимость единицы строительной продукции.

Особенности оказывают значительное влияние на себестоимость производства работ, на их календарную продолжительность и экономику народного хозяйства в районах, обслуживаемых реконструируемой дорогой.

Возможно несколько основных вариантов организации работ:

1. Дорожно-строительная организация, выполняет работы по реконструкции всей дороги одним потоком. Скорость и направление потока определяются его технической целесообразностью и экономической эффективностью для строительной организации.

Мероприятия обеспечению существующего автомобильного движения сохраняются за эксплуатационными организациями, обслуживающими дорогу. Исключением являются только объезды мест производства работ, которые устраивают и содержат строители. Этот вариант целесообразен при небольшой протяженности дороги и сроке реконструкции 2-3года.

2. При реконструкции магистрали большой протяженности и выполнении работ также одной подрядной дорожно-строительной организацией, но в течение нескольких лет, целесообразно разделять дорогу на участки с различной очередностью производства работ. В первую очередь реконструируют участки, на которых народное хозяйство несет наибольшие потери. Участки обычно расположены по дороге в случайном порядке, что препятствует организации единого строительного потока. Рассредоточение по дороге материально-технических и трудовых ресурсов снижает эффективность их использования, а дополнительные передислокации их с одного участка на другой требуют дополнительных затрат времени, материальных и денежных средств. Однако эти дополнительные затраты обычно окупаются выгодами, получаемыми в транспортной сфере благодаря первоочередной реконструкции наиболее неблагоприятных (опасных и убыточных для транспорта) мест.

3. Возможно также стадийное улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дороги, выполняемое непрерывно силами эксплуатационных организаций с относительно небольшими ежегодными затратами. Такой вариант может быть оправдан при малых объемах финансирования и недостаточности материально-технических ресурсов. Реконструируют в первую очередь только наиболее неблагоприятные для движения места. Недостатки подобной организации реконструкции заключаются в том, что, во-первых, на дороге все время (в течение многих лет) производят работы, а это ухудшает условия движения и, во-вторых, на дороге все время имеются смежные участки с различными техническими параметрами и отличающимися условиями движения. Последнее также снижает безопасность движения.


Выбор организационного решения реконструкции в конечном счете определяют расчетами экономической эффективности возможных вариантов с учетом транспортно-эксплуатационной характеристики дороги, конкретных условий производства работ, а также объемов финансирования, наличия производственной базы и других материально-технических ресурсов.

Выбор очередности реконструкции так же зависит от:

Количества и характера дорожно-транспортных происшествий на участке;

Средней скорости движения автомобилей на участке;

Интенсивности и состава движения;

Вида и объема работ по реконструкции участка;

Вида и объема работ для обеспечения пропуска движения по дороге на период производства работ;

Потребности транспорта;

Необходимость создания благоприятных условий для производства работ дорожно-строительными организациями.

Снижения себестоимости и повышения производительности труда.

Это требование вступает в некоторое противоречие с выполнением реконструкции не по потоку, а в порядке очередности на различных участках.

В целях снижения неблагоприятного влияния передислокаций на общий ход строительства обычно рекомендуется:

Подбирать участки реконструкции таким образом, чтобы объемы работ на каждом из них обеспечивали полную производственную загрузку дорожно-строительной организации на один год;

Передислокацию основных видов ресурсов производить в наиболее неблагоприятный для производства работ период года - зимой;

Подготовку фронта для развертывания основных работ по реконструкции на новом участке начинать заблаговременно в конце предыдущего летнего строительного сезона. При такой организации работ суммарные потери всех видов от передислокаций строительных подразделений будут минимальными.

При выборе схемы организации работ по реконструкции всей дороги следует сопоставлять расходы строительной организации, вызванные дополнительными передислокациями с экономическим эффектом, благодаря ускоренной реконструкции наиболее неудовлетворительных участков дороги.

При определении суммы расходов на дополнительные передислокации учитывают только те перебазирования дорожно-строительных машин, оборудования, предприятий, которые не были бы осуществлены при реконструкции дороги единым комплексным потоком. В расходы включают также оплату рабочих, инженерно-технического персонала и служащих за время переезда и обустройства на новом участке. Положительный экономический эффект от соблюдения поучастковой очередности реконструкции определяют как разницу между экономическим эффектом, получаемым за период производства работ по реконструкции при организации единого комплексного потока и при работе по участкам.

В общей схеме организации реконструкции дорог существенное значение имеет организация движения автомобилей на участках производства работ. По техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог объезд должен быть таким, чтобы обеспечивать движение со скоростью не менее 30 км/ч.

В районах с густой сетью существующих дорог обычно удается часть движения переключить на параллельные дороги. При малой плотности дорожной сети, это приводит к значительным перепробегам автомобилей.

Полностью обойтись без объездов, устраиваемых в непосредственной близости к реконструируемой дороге, нельзя. Нужно обеспечить, во-первых, возможность движения строительного транспорта, доставляющего материалы на дорогу и, во-вторых, проезд сложившегося транспортного потока.

В большинстве случаев на объездах устраивают земляное полотно с дорожными одеждами простейших типов - гравийными, шлаковыми, грунтовыми, улучшенными крупноскелетными добавками и т.д. Фактическая интенсивность движения на объездах превышает допустимую по нормативам для подобных типов покрытия.

Однако учитывая короткий срок службы объездов, это обстоятельство не может служить причиной для обязательного перехода к более капитальным и, следовательно, более дорогим конструкциям дорожных одежд.

Для того чтобы поддерживать удовлетворительную проезжаемость на объездах со слабыми дорожными одеждами, их необходимо систематически ремонтировать. Ремонт и содержание объездов целесообразно поручать специальным бригадам. Примерное оснащение такой бригады: 1 автогрейдер с кирковщиком, 1 бульдозер, 1 каток, 2-4 автомобиля-самосвала.

При значительном движении (1000-2000 и более автомобилей в сут.) неизбежен переход к более капитальным типам покрытия. В целях экономии при относительно небольшой протяженности используемых объездов (несколько километров) целесообразно устраивать колейные сборно-разборные покрытия, допускающие многократное повторное использование.

Наиболее часто применяются для устройства различных временных дорог сборно-разборные покрытия из железобетонных плит (рис. 5).

Рис. 5. Типы поперечных профилей временных объездов:

а - гравийное покрытие серповидного профиля; б - однопутное бетонное сборное колейное покрытие; в - то же, двухпутное.

При высокой интенсивности движения на объездах могут быть устроены сплошные покрытия. При этом целесообразно рассматривать вопрос строительства новой дороги параллельной существующей. В этом случае существующая дорога на период строительства новой будет играть роль объездного пути.

Аналогично может быть решен вопрос пропуска движения при перестройке дорог II и III категорий в дорогу I категории. В этом случае целесообразно строить вначале новое земляное полотно и проезжую часть, используя существующую дорогу для движения, затем переводить движение на новое покрытие и приступать к перестройке старого.

Во всех случаях наибольшие трудности с устройством объездов встречаются при пересечении водотоков или других подобного рода препятствий (железных дорог, каналов и т.д.). В этих местах предпочтительно максимально использовать существующие искусственные сооружения. Однако иногда приходится строить временные мосты.

Три основных примера пропуска движения при реконструкции дороги:

1. Устройство объезда параллельно реконструируемой дороге. При благоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях можно ограничиться устройством профилированной грунтовой дороги. Дорожные одежды простейших типов (гравийные, грунтощебеночные) строят только в пониженных местах.

Независимо от длины участка, занятого производством работ в каждый отдельно взятый период времени, объезд необходимо строить вдоль всей реконструируемой дороги. Объезд поддерживают в проезжем состоянии специальные подвижные ремонтные подразделения. В дождливую погоду на объездах должны дежурить тракторы для оказания помощи автотранспорту.

2. Устройство вдоль всей реконструируемой дороги профилированного земляного полотна, на которое параллельно участкам производства работ укладывают сборно-разборные покрытия (железобетонные или металлические). Эти покрытия обеспечивают пропуск движения по объезду без перерывов и с меньшим снижением скорости. Объезд со сборно-разборным покрытием делят на три участка (рис.6).

На первом производят разборку использованного покрытия, на втором (основном) идет движение автомобилей, на третьем - укладывают элементы с первого участка.

Рис. 6. Схема устройства объезда со сборно-разборным покрытием:а - общая схема;

б - деталь примыкания съезда со сборно-разборным покрытием к основной дороге;

1 - реконструируемая дорога; 2 - участок производства работ по реконструкции;

3 - участок разбираемого сборного покрытия; 4 - участок эксплуатируемого объезда со сборно-разборным покрытием; 5 - укладка сборного покрытия на последующем участке;

6 - транспортирование плит покрытия.

Обычно этот вариант оказывается предпочтительным при значительной интенсивности движения, а также при неблагоприятных грунтовых условиях и повышенном увлажнении.

3. Производство работ по реконструкции поочередно на половине ширины дороги при пропуске движения по другой половине (рис. 7). Этот вариант для организации работ в местах значительной заболоченности, горного рельефа, застройки придорожной полосы или ценных угодий т.е. нет возможности устраивать объезды рядом с реконструируемой дорогой.

Рис. 7. Схема регулирования при челночном движении автомобилей на одной половине ширины проезжей части дороги:1 - светофор: 2 - счетчик автомобилей; 3 - полоса производства работ; 4 - полоса для движения автомобилей.

При проектировании организации работ обычно рассматривают и сравнивают несколько общих схем пропуска движения. Критерием выбора оптимальной схемы считается минимум суммарных затрат и убытков, определенных для народного хозяйства.

Охрана труда при строительстве искусственных сооружений

Погрузочно-разгрузочные работы и монтаж труб должны производиться под руководством мастера или прораба. Зaпрeщается поднимать элементы, засыпанные землей, В противном случае необходимо расчистить элемент и обеспечить свободный подъем краном. Во всех случаях подъема элементов грузовой полиспаст крана должен занимать вертикальное положение. Подтягивание элементов крюком крана запрещается.

Перед установкой на место блоков и звеньев трубы к ним привязывают две оттяжки из пенькового каната диаметром не менее 12мм и длиной 6-10 м. Поворачивать поднятый элемент разрешается только при помощи оттяжек. Горизонтальное перемещение таким же образом запрещается.

Во время подъема элемента запрещается нахождение под стрелой крана и в зоне ее поворота. Подходить к элементу разрешается только тогда, когда зазор между нижней поверхностью элемента и местом установки не будет превышать 5-10см. Точную центровку элемента перед установкой на место производят навесу при помощи ломиков. Свободный конец ломика не должен находиться при этом против рабочего.

При разработке котлованов и монтаже труб запрещается движение машин и транспортных средств, а также расположение грузов пределах призмы обрушения.

Заполнение битумных котлов допускается не более чем на 3/4 их емкости. Запрещается загружать в котел влажные материалы. При возгорании битума плотно закрыть горловину крышкой, тушить только сухим песком. Чистку битумных котлов можно производить только после остывания котла. Обязательно использовать предохранительные очки и брезентовый костюм. При работе с электротрамбовками и электровибраторами, следует соблюдать следующие правила техники безопасности:

К работе допускаются рабочие, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение;

Инструмент должен быть проверен на отсутствие замыкания на корпус, целость заземляющего провода, исправность изоляции питающих проводов, отсутствие оголенных токоведущих частей;

Ручки инструмента должны быть изолированы;

В случае заедания или заклинивания рабочих частей работу необходимо приостановить.

Запрещается исправлять и регулировать инструмент во включенном состоянии, а также пользоваться электроинструментом если при его включении ощущается даже незначительная утечка электрического тока.

Подводящие провода должны быть подвешены или защищены желобами для предохранения от повреждения.

Работающий с электроинструментом должен иметь индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, диэлектрические галоши.

Организация безопасного движения при реконструкции автомобильной дороги

В целях повышения безопасности движения и лучшей ориентировки водителей на дороге предусмотрены следующие мероприятия:

Установка дорожных знаков;

Установка сигнальных столбиков;

Установка барьерных ограждений;

Дорожная разметка;

Наружное освещение.

Организацию движения транспорта и пешеходов и ограждение мест дорожных работ при реконструкции автомобильных дорог следует выполнять в соответствии с Инструкцией, разработанной на основе действующих нормативных документов (лист 8).

До начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами ГИБДД.

Согласование с ГИБДД производится при выполнении всех видов дорожных работ в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В случае устройства объездов должны быть согласованы их маршруты. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т. д.), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГИБДД согласовывают только схемы организации движения и ограждения с указанием границ участков работ без конкретной привязки к местности.

При выполнении дорожных работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций (газопровод, водопровод, кабели и т. д.), схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями, а затем с органами ГИБДД.

На границах участков дорожных работ следует установить информационные щиты, на которых указывают организацию, фамилию ответственного лица, руководящего работами, и номер его служебного телефона.

К обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступать только после согласования схемы с органами ГИБДД и ее утверждения руководителем дорожной организации.

При организации движения в местах производства дорожных работ должны применяться все необходимые технические средства, предусмотренные схемой. Всякое отклонение от утвержденных схем, а также применение неисправных технических средств недопустимо.

До полного обустройства ремонтируемого участка временными знаками и ограждениями запрещается размещать на проезжей части и обочинах дорожные машины, инвентарь, материалы для ремонта.

К выполнению дорожных работ, в том числе размещению дорожных машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями.

За границы участка дорожных работ следует считать первое и последнее ограждающее средство, установленное на проезжей части, обочине или тротуаре и изменяющее направление движения.

Перед началом работ рабочие и машинисты дорожных машин должны быть проинструктированы по технике безопасности и схеме ограждения места работ, о применяемой условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о порядке движения, маневрирования дорожных машин и транспортных средств в местах разворота, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря.

Применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные фонари, разметка и т. д.) устанавливают и содержат, организации, выполняющие дорожные работы. Схема размещение средств организации дорожного движения представлена на листе 8.

Ответственность за соблюдение требований Инструкции возлагается на руководителей дорожных хозяйств и на лиц, непосредственно руководящих дорожными работами, а при производстве работ сторонними организациями - на соответствующих работников этих организаций.

О месте и сроках выполнения дорожных работ в случае устройства объездов или ухудшении условий движения общественного транспорта по ремонтируемому участку дорожная организация должна заблаговременно извещать предприятия общественного транспорта .

Информационные таблички, кричащие о ремонте, заснеженности или скользкости дороги могут стоять как слева, так и справа от движения машин. Они имеют яркий желтый цвет, а потому не заметить и пропустить их мимо своего поля зрения сложно. При наличии таких сигналов, все остальные не имеют активного действия - временный знак имеет наивысший приоритет. Никогда не стоит пропускать такие знаки!

Подводя итоги, можно лишь напомнить, что множество происшествий на дороге происходят из-за установленных в неположенном месте, проигнорированных или не стандартизированных, знаков дорожного движения. Чтобы не оказаться в беде и всегда быть начеку на дороге, любой житель страны, а особенно мегаполиса, должен разбираться в фирменных табличках, которые сигнализируют нам о ситуации на дороге.

Когда на улице выполняются ремонтные работы, они часто перебивают или мешают проезду. Кроме того, не проинформированные о привычном состояние дорог водители могут попасть в аварию. Во избежание подобных рисков существуют специальные схемы расстановки дорожных знаков при производстве работ.

Для успешного проведения работ на проезжем участке дороги, нужно соблюдать некоторые правила организации транспортного перемещения. Во-первых, заранее оповестить участников дорожного движения об изменении состояния пути и привычного способа передвижения. Затем указать направления объезда присутствующих преград, а если их площадь большая, нужно показать весь маршрут. Также гарантировать безопасность работников, совершающих починку проезжей части. Обеспечить безвредность условий для передвижения транспорта и пешеходов как на подходе, так и на самом ремонтной делянке. Все это можно осуществить с помощью временных указательных средств и ограждений. Вид оборудования выбирается согласно с характером ремонтных работ, дорожными особенностями и условиями. Так, регуляция движения происходи с помощью временных дорожных знаков, разметки пригодной для проезда части, специфического освещения, ограждений (конусы, пластины) и регулировщиков дорожного движения.

Разделение территории ремонтных работы

Участок, на котором проводят ремонт, делится на несколько функциональных частей. Сначала еще до самого поврежденного объекта расположен участок предупреждения. На нём находятся временные знаки, сообщающие о проведение работ, а также те, которые устанавливают безопасный режим (понижения максимальной скорости). Следующий идёт район отгона, его длина зависит от определённых факторов. Он предназначен для смены полосы движения при приближении к повреждённому участку. Для отклонения потока машин, устанавливают соответствующие знаки. Затем следует буферная зона. Она защищает работников от ДТП в результате невнимательности водителя. После размещается рабочий участок, на нём непосредственно проводят ремонтные работы. Там находиться все материалы для отладки проблемы, оснащение и рабочие. И заканчивается вся эта территория участком возврата. На нем снимаются ранее установленные ограничения, движение возобновляет нормальный вид.

Для выполнения работ на дорогах, которые не занимают много времени (разметка, ямочный ремонт), площадь перекрываемого участка должна быть минимальна, но достаточна чтобы правильного осуществления обслуживания. Такой подход минимизирует возможность задержки транспорта и появление пробок.

При изменении местонахождения остановки общественного транспорта из-за ремонтных работ нужно установить ее на таком новом месте, чтобы помехи движения транзитного транспорта и дальность от её прежнего положения были минимальными.

После окончания дорожных работ все временные знаки и оборудование для ограждения устраняется в обязательном порядке.

Габариты временных знаков ни в коем разе не должны быть меньше за размеры постоянных, используемых на данном типе дороги. При выполнении работ на автомагистралях их размер даже увеличен до пределов, указанных в стандарте на дорожные знаки.

При постоянном высоком трафике на дороге ремонты её проезжей части проводят во время спада интенсивности движения либо ночью. Но в последнем случае освещение всего ремонтного участка должно соответствовать задокументированной норме.

Не всегда скорость более 40 км/час приводит к авариям во время ремонтных работ, поэтому без надобности не следует ставить ограничительный знак. Это только нарушит пропускную способность дороги.

Лимитированные скорости до 40 км/час возможно только в исключительных случаях:

  • дорога подходит под параметры, которые свидетельствуют о ее неспособности выдержать передвижение машин на большой скорости. В них входят геометрические характеристики, состав покрытия, погодные условия.
  • выполнение работ проводится в специфических условиях, которые требуют замедления транспорта.

Если снижение скорости всё-таки необходимо, его следует сделать ступенчатым. То есть начинать из далека и постепенно с шагом 20км/час уменьшать до нужной. Расстояние между временными знаками, указывающих на постепенное снижение скорости, составляет не менее 25 метров.