Материалы для подготовке к огэ по обществознанию. Подготовка к ОГЭ обществознание: Понятие права

Представляем вашему вниманию раздел по подготовки к ОГЭ по Обществознанию. Данный предмет является третьим по популярности после обязательных и и первым по популярности среди экзаменов на выбор. С удовольствием приводим для Вас самый полезный и необходимый материал по каждому заданию с подробным пояснением и теорией. Уверены, данный раздел поможет Вам сдать экзамен по обществознанию в 9 классе на отлично!

Общая информация об экзамене

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

Первая часть содержит 25 заданий с кратким ответом. Вторая часть - 6 заданий с развернутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения данных заданий необходимо:

  • выбрать нужную информацию из текста
  • раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения
  • соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса
  • применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций
  • высказать и обосновать собственное мнение.

Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценке работы.

Теория к ОГЭ по Обществознанию

Краткая теория для успешного выполнения заданий (рекомендуется к прочтению перед разборами вариантов).

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Обществознание

ОГЭ по обществознанию: план подготовки

ОГЭ по обществознанию выбирают большинство девятиклассников - по их мнению, это один из наиболее простых экзаменов. Однако такое мнение ошибочно: вопросы по обществознанию подразумевают не только опыт социальной жизни, но в большей степени знание теории и умение работать с материалами (например, с текстами). В одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», автор учебно-методических пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию Роман Пазин разобрал задания КИМ и представил этапы подготовки к ОГЭ.

План подготовки

    Помните, что подготовка к ОГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной школе.

    Выберите подходящие пособия для подготовки к ОГЭ. составлены с учетом предстоящих экзаменов. Апробировать электронные версии учебников можно на платформе .

    Проведите стартовую диагностику.

    Проводите систематическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела).

    Формируйте определенные предметные умения поэтапно, через задания для ОГЭ по обществознанию.

    Обратите особое внимание учеников на критерии оценивания заданий второй части.

    Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение работ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий.

Разбор заданий первой части

Изменения в структуре КИМ не наблюдаются. Новая форма аттестации ОГЭ в первой части включает 25 заданий, 20 из которых предусматривают выбор одного правильного ответа. Разделы обществознания в работе представлены равномерно.

Вопросы первой части можно разделить на три типа:

  • Задания на знание положений курса (их в работе 9)

Пример: Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по этническому признаку?

1) россияне 2) ростовчане 3) русские 4) пассажиры

Типичная ошибка: не разделять территориальный признак и этнический. Иногда учащиеся невнимательно читают задание и не отталкиваются от признака, заданного условием. При подготовке нужно разбирать не только правильный ответ, но остальные варианты: какой признак заложен в социальных группах, которые в данном случае не относятся к верному ответу?

  • Задания на обращение к социальным реалиям (их в работе 5)

Пример: В городе Z. традиционно женщины работали на многочисленных текстильных фабриках. С наступлением промышленного подъема такие предприятия стали расширять объемы производства и набирать дополнительных работников, в связи с чем на рынке оказался востребованным труд профессиональных нянь. Этот пример иллюстрирует ситуацию на рынке

1) недвижимости 2) труда 3) товаров и услуг 4) предпринимательском

Типичная ошибка: спутать рынок труда с рынком товаров и услуг. Чтобы ее избежать, необходимо повторять виды рынков.

  • Задания на анализ двух суждений (их в работе 6)

Пример: Верны ли следующие суждения?

А. Государственный бюджет Российской Федерации принимается в виде закона.

Б. С помощью государственного бюджета РФ перераспределяется значительная часть национального дохода.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Типичная ошибка: излишняя категоричность, которой нет в самом задании. В данном случае первое суждение довольно простое, а вот со вторым могут возникнуть сложности. Чтобы разобраться, нужно выделить ключевые слова и рассуждать логически, например: «Каждый ученик ходит в школу - верное суждение. Ученик ходит в школу каждый день - неверное».

Больше интересных материалов:

В заданиях 21-25 проверяются не только предметные, но и матапредметные результаты.

    № 21 - задание на сравнение. Для успешного выполнения нужно понять, что с чем сравнивается.

    № 22 - задание на установление соответствий. Тут очень важен элемент самопроверки, который относится к личностным результатам. Все варианты должны быть задействованы, и понимание этого поможет ученику избежать ошибок.

    № 23 - задание на умение работать с нетекстовым материалом (таблицами, графиками, диаграммами). При соответствующих метапредметных навыках школьник может справиться даже без теоретических знаний.

    № 24 - задание на выводы. Отрабатывайте его как можно чаще, ученикам нужна практика.

    № 25 - задание на установление фактов и мнений. С такими вопросами ученики, как показывает статистика, справляются хорошо. Главное для школьника усвоить, что любой прогноз является мнением.

В книге содержатся материалы для успешной сдачи ЕГЭ: подробная информация о структуре ЕГЭ, задания разных типов и уровней сложности, методические комментарии, примеры эссе, ответы и критерии оценивания. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данной книге они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Разбор заданий второй части

Во второй части ОГЭ по обществознанию представлен текст - научно-популярный или на правовую тему. Вокруг него выстроены последующие задания:

Обычная формулировка: «Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)». Составление плана необходимо отрабатывать из урока в урок.

Советы ученику:

    Внимательно прочитайте текст, определите главную мысль, выделите основные идеи текста.

    Сформулируйте названия пунктов плана так, чтобы они полно раскрывали мысль автора, соответствовали логике содержания.

    Количество выделенных фрагментов может быть различным, в системе оценивания нет конкретного числа пунктов плана.

    План может быть простым или сложным, но в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать логика

№ 27 и 28

Задания требуют извлечения из текста информации. Для этого экзаменуемому нужно прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос (в отдельных случаях - пояснить свой ответ) и грамотно, четко записать ответ в бланк ОГЭ. В самих вопросах содержатся ключевые слова, которые помогут найти ответы. Тот фрагмент текста, в котором содержатся ключевые слова, как правило, и содержит ответ на задания 27 и 28.

Задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта школьника.

Задача, которая чаще всего имеет самостоятельное развернутое условие и проверяет целый комплекс умений: соотношение отдельных фактов и социальных процессов, применение знаний курса, дополнение знаний курса информацией из предложенного источника, применение источника социальной информации для решения проблемы и др.

Задание предполагает формулирование и аргументацию экзаменуемым собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанному с содержанием текста. Перед школьником ставится задача рассмотреть текст в новом ракурсе. Единственного верного ответа быть не может: согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения является правильным. Оцениваются здесь приведенные аргументы - их ясность, логичность, согласованность с обществоведческими знаниями и содержанием текста.

#ADVERTISING_INSERT#

Описание презентации ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 6. Право, по слайдам

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 6. Право, часть 1 вопросы кодификатора Учитель истории и обществознания Ганюшин Михаил Евгеньевич МБОУ Ичалковская СОШ Перевозский район Нижегородская область

— Право, его роль в жизни общества и государства — Норма права. Нормативный правовой акт — Понятие правоотношений — Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности — Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации — Федеративное устройство России — Органы государственной власти Российской Федерации — Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Право, его роль в жизни общества и государства Право – это система общеобязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения. Признаки права: 1) состоит из обязательных норм; 2) охраняются и обеспечиваются государством; 3) выражены в официальной форме; 4) отличаются определённостью (его нормы чётко сформулированы и понятны); 5) объединено в единую разветвлённую систему.

Право, его роль в жизни общества и государства Функции права Основные Дополнительные Регулятивная – устанавливает правила поведения. Охранительная – защищает наиболее важные политические, экономические, социальные и духовные отношения. Информационная – знакомит людей с тем, как им следует или не следует поступать. Воспитательная – демонстрирует примеры того, что бывает за нарушение норм права, заставляет людей соблюдать и уважать законы.

Норма права. Нормативный правовой акт Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное ну урегулирование общественных отношений. Отличительные особенности норм права Закреплённость в законах (или в других нормативных актах) Общеобязательность – обязаны соблюдать все Обеспеченность силой государства Нормы права по форме предписываемого поведения (справа)

Норма права. Нормативный правовой акт Нормативно-правовой акт – юридический документ, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке компетентными правотворческими органами. Законы Указы Постановления Распоряжения Виды нормативно-п равовых актов

Задание А 1 (д. в. 2012 г). Правовые нормы, в отличие от других социальных норм 1) поддерживаются силой государства 2) регулируют поведение людей 3) опираются на силу общественного мнения 4) имеют определённый механизм контроля за исполнением Норма права. Нормативный правовой акт

Понятие правоотношений Правоотношения – это такие общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Правоспособность – способность иметь права и обязанности (с рождения и до смерти). Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности (частичная – с 6 лет (мелкие бытовые сделки), с 14 лет (распоряжаться заработком); полная – с 18 лет). Субъекты правоотношений: — юридические лица; — физические лица. Объекты правоотношений: это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Вина – это психическое отношение субъекта к совершению противоправного деяния и его последствиям; обязательное условие наступления юридической ответственности. Правонарушение – виновное деяние правоспособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность. Признаки правонарушения: 1) определённое поведение (действие или бездействие); 2) общественная вредность; 3) противоправность; 4) виновность субъекта права; 5) наказуемость такого деяния.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой наказания. Признаки преступления Общественно опасное деяние Противоправное деяние Виновное деяние Наносит серьёзный вред обществу. Нарушает нормы Уголовного кодекса. Имеет место наличие вины. Преступлением признаётся только деяние, а не мысли. Виды преступлений (справка)

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Признаки юридической ответственности: 1) наступает за конкретное противоправное деяние; 2) связана с мерами государственного принуждения; 3) имеет особый порядок установления, определённый законодателем. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Функции юридической ответственности: 1) карательная; 2) превентивная (предупредительная); 3) воспитательная; 4) компенсационная. Принципы юридической ответственности (справка)

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Виды юридической ответственности Материальная Дисциплинарная Гражданско-правовая Административная Уголовная Виды юридической ответственности (справка)

Задание А 2 (д. в. 2010 г). Анна очень торопилась и перебегала оживлённую магистраль на красный свет. Её остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна? 1) уголовное 2) дисциплинарное 3) гражданское 4) административное Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Главные задачи Конституции Закрепить и гарантировать права человека и гражданина Упорядочить государствен- ную власть Утвердить правосудие Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий: 1) основы государственного строя; 2) организацию государственной власти; 3) отношения гражданина и государства. Отличия Конституции от других правовых актов (справка)

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Основные принципы конституционного строя РФ (Глава 1 Конституции РФ): 1) суверенитет; 7) социальное 2) федеративное государство; устройство; 8) светское государство; 3) разделение властей; 9) идеологический 4) правовое государство; плюрализм; 5) признание человека, его 10) многообразие и прав высшей ценностью; равноправие форм 6) демократическое собственности. государство; Основные принципы конституционного строя РФ (справка)

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Задание А 3 (д. в. 2009 г). Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ? А. РФ является федеративной республикой. Б. Государственной религией России является православие. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Задание А 4 (д. в. 2011 г). В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации? 1) суверенная государственность 2) высшая юридическая сила 3) прямое действие 4) особый порядок принятия

Федеративное устройство России Федеративное государство – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью. Субъект Федерации – государственное образование в составе РФ с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией. Во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны. Субъекты РФ не имеют права выхода из её состава.

Федеративное устройство России Субъекты РФ (83) (статья 5 Конституции РФ) Республика (21) Татарстан Автономная область (1) Еврейская Автономный округ (4) Чукотский Край (9) Алтайский Область (46) Нижегородская Города федерального значения (2) Москва, Санкт-Петербург

Органы государственной власти Российской Федерации Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ. Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ. Правительство, министерства. Глава 6 Конституции РФ. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» . Разделение властей в РФ Законодательная Исполнительная Судебная

Органы государственной власти Российской Федерации Президент – выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Требования к кандидату в президенты РФ Гражданство РФ Постоянное проживание в РФ не менее 10 лет Возрастной ценз – не менее 35 лет Основания для прекращения полномочий Президента РФ (справка)

Органы государственной власти Российской Федерации Основные функции Президента РФ: 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Полномочия Президента РФ (справка)

Органы государственной власти Российской Федерации Федеральное собрание Совет Федерации (верхняя палата) Государственная Дума (нижняя палата)Федеральное Собрание РФ – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации (справка)

Органы государственной власти Российской Федерации Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Полномочия правительства РФ: 1) разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; 2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ; 3) управление федеральной собственностью; 4) проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; 5) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан; 6) осуществление мер по обеспечению обороны страны

Органы государственной власти Российской Федерации Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Правовой статус судей: 1) судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ; 2) судьи несменяемы; 3) судьи неприкосновенны.

Органы государственной власти Российской Федерации Система судебной власти в РФ Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Высший арбит- ражный суд РФ Высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. Принципы деятельности судебных органов (справка)

Задание А 5 (д. в. 2010 г). Правительство РФ 1) разрабатывает и принимает законы 2) управляет федеральной собственностью 3) утверждает судебные решения 4) решает вопросы предоставления гражданства Органы государственной власти Российской Федерации

Задание А 6 (д. в. 2012 г). Президент Российской Федерации 1) решает вопрос о доверии правительству 2) осуществляет управление федеральной собственностью 3) разрабатывает федеральный бюджет 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики Органы государственной власти Российской Федерации

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы – государственные органы, основными задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью. Правоохранительные органы Суд – осуществление правосудия, разрешение гражданских и иных споров, уголовные дела Прокуратура – надзор за соблюдением законов, поддерживает обвинение в суде

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы Органы внутренних дел – поддер- жание законности и правопорядка Органы государственной безопас- ности – национальные интересы Органы налоговой полиции – соблюдение налогового законодательства Адвокатура – юридическая помощь гражданам и организациям

Задание А 7 (д. в. 2012 г). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства? А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура. Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Источники 1) Баранов П. А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 класс. М. : АСТ. Астрель, 2011 г. ; 2) Боголюбов Л. Н. , Городецкий Н. И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010 г. ; 3) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009 -2012 гг. ; 4) Зарубин В. Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011 г. ; 5) Конституция Российской Федерации. М. : Айрис-пресс, 2005 г. 6) Котова О. А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М. : Эксмо, 2010 г. ; 7) Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М. : Русское слово, 2010 г. ; 8) Краюшкина С. В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М. : Экзамен, 2009 г. ; 9) Маркин С. А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М. : Айрис-пресс, 2012 г.

1) http: //image. subscribe. ru/group/uploads/di/divnogoriya/image/E 3 LTkz. YTk. jpg — правоохранительные органы; 2) http: //s 3. images. drive 2. ru/car. journal. photos/x 4/4400/000/360/52 d/88 ce 7 e 08182 b 8 c 1 f-large. jpg — гражданский кодекс РФ; 3) http: //my-shop. ru/_files/product/2/48/471334. jpg — уголовный кодекс РФ; 4) http: //www. gibddnso. ru/uploads/news/2010. 11_codex_adm. jpg — кодекс РФ об административных правонарушениях; 5) http: //images. kakprosto. ru/articles/201105/article_1066_3430 bac 0 d 285 ff 638 a 2 cd 0943 e 1734 b 2130527 8296. jpg — юридическая ответственность; 6) http: //www. profi-forex. org/system/news/A 10 -35_2. jpg — преступление; 7) http: //s 017. radikal. ru/i 410/1110/e 3/7 fe 83 d 42 a 472. jpg — Конституция РФ; 8) http: //img 1. liveinternet. ru/images/attach/b/2/1/54/1054314_russia. jpg — административная карта России; 9) http: //osinform. ru/uploads/posts/2010 -10/1287142590_1. jpg — карта Нижегородской области; 10) http: //img-fotki. yandex. ru/get/4419/55991623. 58/0_80 d 36_ee 34 aa 7 b_XL — московский кремль; 11) http: //www. rospres. com/upload/iblock/f 92/narichkin_27_02_07_b. . jpg — С. Нарышкин, спикер Государственной Думы; 12) http: //uralpress. ru/sites/default/files/imagecache/slide/photo/matvienko. jpg — В. Матвиенко, председатель Совета Федерации; 13) http: //upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/b/b 8/Dmitry_Medvedev_official_large_photo_-1. jpg — Д. А. Медведев, премьер-министр; 14) http: //www. nextonmarket. com/u/1383/ml/640 x 480/1434. jpg — судебная власть; Интернет ресурсы

Интернет ресурсы 15) http: //www. nn. ru/data/12098095 -132 -111. jpg — законы РФ; 16) http: //gpd. nso. ru/Lists/News. Lib/ar 125431775936189. jpg — постановления; 17) http: //ic. pics. livejournal. com/irina_se/15722631/156769/original. jpg — функции права; 18) http: //nokiton. com/wp-content/uploads/2011/07/MCj 028718100001. jpg — нормы права; 19) http: //oziki. my 1. ru/pic/ukaz. jpg — указ Президента РФ; 20) http: //chitay. net/userfiles/data/2213. jpg — закон; 21) http: //www. mtirc. org/blogsimages/20108252058143133_13182330963381. jpg — наручники; 22) http: //img. mf. cz/186/591/www-hroptions-co. za. jpg — юридическая ответственность; 23) http: //pravkult. ucoz. ru/_ph/4/2/894826464. jpg — правонарушение; 24) http: //www. infreedom. ru/images/icon/fisludi. jpg — физические лица; 25) http: //mylifeyoga. com/wp-content/uploads/2011/11/Lawyer. jpg — адвокат; 26) http: //kam-tip. ru/wp-content/uploads/14. jpg — юридические лица; 27) http: //stepanov 01. narod. ru/library/organs/pictures/banner 01. gif — разделение властей в РФ; 28) http: //www. astrobl. ru/sites/default/files/styles/large_news/public/images/teasers/id 2194_art 6094. jpg — В. В. Путин, президент РФ; 29) http: //upload. rb. ru/upload/admins/picture/05_2008 -11 -12_09. 48. 35. jpg — вступление Президента РФ в должность; 30) http: //i. dailymail. co. uk/i/pix/2010/05/09/article-1275564 -097 E 5238000005 DC-690_634 x 846. jpg — парад на Красной площади; 31) http: //ic. pics. livejournal. com/just_montes/17925890/345023/original. jpg — Ю. Чайка, генеральный прокурор РФ; 32) http: //cs 9999. vkontakte. ru/u 64946323/-14/x_39838586. jpg — органы государственной безопасности.

Тема : Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объедининия.

В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Узкое зна¬че¬ние:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.

Понятие общество имеет много значений:
1. Этап в истории человечества
3. Всё человечество мировое сообщество)
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

ОБЩЕСТВО

2.(объединение) 4.Регион, страна, государство(Россия, Европейское
общество)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)

Человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности только в обществе. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения - это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество-это динамическая система.

Отличительной тенденцией развития современного общества является глобализация.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, куль¬тур¬ной и религиозной интеграции и унификации.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость про¬бле¬мы от¬ме¬ны ста¬ре¬ния у людей и сла¬бая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность об-ще¬ствен¬но¬сти о пре¬не¬бре¬жи¬мом ста¬ре¬нии;
2) про¬бле¬ма «Север-Юг» - раз¬рыв в раз¬ви¬тии между бо¬га¬ты¬ми и бед¬ны¬ми стра¬на¬ми, ни¬ще¬та, голод и не¬гра¬мот¬ность;
3) пре¬дот¬вра¬ще¬ние тер¬мо¬ядер¬ной войны и обес¬пе¬че¬ние мира для всех на¬ро¬дов, не¬до-пу¬ще¬ние ми¬ро¬вым со¬об¬ще¬ством не¬санк¬ци¬о¬ни¬ро¬ван¬но¬го рас¬про¬стра¬не¬ния ядер¬ных тех¬но-ло¬гий, ра¬дио¬ак¬тив¬но¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды;
4) пре¬дот¬вра¬ще¬ние ка¬та¬стро¬фи¬че¬ско¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды
5) сни¬же¬ние би¬о¬раз¬но¬об¬ра¬зия;
6) обес¬пе¬че¬ние че¬ло¬ве¬че¬ства ре¬сур¬са¬ми, ис¬чер¬па¬ние нефти, при¬род¬но¬го газа, угля, прес¬ной воды, дре¬ве¬си¬ны, цвет¬ных ме¬тал¬лов;
7) гло¬баль¬ное по¬теп¬ле¬ние;
8) озо¬но¬вые дыры;
9) про¬бле¬ма сер¬деч¬но-со¬су¬ди¬стых, он¬ко¬ло¬ги¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний и СПИДа;
10) де¬мо¬гра¬фи¬че¬ское раз¬ви¬тие (де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский взрыв в раз¬ви¬ва¬ю¬щих¬ся стра¬нах и де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский кри¬зис в раз¬ви¬тых), воз¬мож¬ный голод;
11) тер¬ро¬ризм;
12) асте¬ро¬ид¬ная опас¬ность;
13) не¬до¬оцен¬ка гло¬баль¬ных угроз су¬ще¬ство¬ва¬нию че¬ло¬ве¬че¬ства, таких как раз¬ви¬тие не¬дру¬же¬ствен¬но¬го ис¬кус¬ствен¬но¬го ин¬тел¬лек¬та и Гло¬баль¬ных ка¬та¬строф.

Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы(части системы)

Сферы общественной жизни
1.Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
2.Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
3.Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
4.Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное)
–люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное
– люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное
– люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества:
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека.

Человек.
Человек
-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид
-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность
–неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность
-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Этапы социализации
1. Начальный
2. Средний (юношеский возраст)
3. Завершающий

Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1. Средства
2. Действия
3. Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения-это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов
1. Диалог-общение между людьми.
2. Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3. Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Социальная сфера
Классы общественные, большие группы людей, различа¬ю¬щи¬е¬ся по их месту в ис¬то¬ри¬че¬ски опре¬де¬лен¬ной си¬сте¬ме об¬ще¬ствен¬но¬го про¬из¬вод¬ства, по их от¬но¬ше¬нию (боль¬шей ча¬стью за-креп¬лен¬но¬му и оформ¬лен¬но¬му в за¬ко¬нах) к сред¬ствам про¬из¬вод¬ства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская, куль¬тур¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская и ду¬хов¬ная общ¬ность ин¬ду¬стри¬аль¬ной эпохи.

Со¬ци¬аль¬ные клаcсы (об¬ще¬ствен¬ные клас¬сы) - со¬ци¬аль¬ные общ¬но¬сти, вы¬де¬ля¬е¬мые по от-но¬ше¬нию к соб¬ствен¬но¬сти и об¬ще¬ствен¬но¬му раз¬де¬ле¬нию труда.

Со¬сло¬вия - со¬ци¬аль¬но-пра¬во¬вые груп¬пы под¬дан¬ных, своим юри¬ди¬че¬ским по¬ло¬же¬ни¬ем каким-либо опре¬делённым об¬ра¬зом от¬ли¬ча¬ю¬щих¬ся от осталь¬но¬го нас.; при этом от¬ли¬чия пе¬ре-да¬ют¬ся по на¬след¬ству.