Закон о землеустройстве с изменениями. Глава VI


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Гл IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

  • Ст 19. Виды землеустроительной документации
  • Ст 20. Карта (план) объекта землеустройства
  • Ст 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель
  • Ст 22. Землеустроительное дело
  • Ст 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации
  • Ст 24. Гос. фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Для документального и графического отображения материалов землеустройства ведутся соответствующие документы, которые называются землеустроительными.

Землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства. Используются при осуществлении мониторинга земель .

Виды землеустроительной документации:

  • 1. Генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель.
  • 2. Карты (планы) объектов землеустройства. Это документ, отображающий в графической и текстовой форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости , картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
  • 3. Проекты внутрихозяйственного землеустройства.
  • 4. Проекты улучшения с/х угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
  • 5. Материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
  • 6. Тематические карты и атласы состояния и использования земель. Составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Контроль за формированием фонда данных, использованием и обеспечением сохранности его документов осуществляется органами Роснедвижимости с привлечением специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Утвержденная землеустроительная документация служит основанием для отвода участка в натуре с установлением межевых знаков.

Землеустроительное дело - готовится для каждого земельного участка, иного объекта землеустройства; включает планы, проекты, материалы обследований участков, оценки качества, тематические карты и атласы. Дело формируется и хранится в порядке, установленном НПА РФ.

Государственный фонд данных , полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в гос фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.


Федеральный закон О землеустройстве от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ был принят Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года. О его содержании – в данной статье.

Настоящий Федеральный закон О землеустройстве предназначен для установления правовых основ проведения процедур землеустройства при гарантированном обеспечении рационального использования земель и их охраны, благоприятной окружающей среды и улучшения состояния ландшафтов.

В главе I ФЗ даются толкования основным понятиям.

Комплексное землеустройство – эти мероприятия по изучению состояния земли, планированию и разработке рационального использования ее и охранению, описание и установление границ, обеспечения рационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и земель, используемых общинами коренных малочисленных народов.

Объекты землеустройства – территории субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны и зоны с особыми условиями эксплуатации территорий, части этих территорий.

В Статье 2 объясняются принципы правового регулирования отношений при проведении землеустройства – на основе ФЗ, другими федеральными законами, иными правовыми актами РФ, Земельным Кодексом РФ.

Статья 3 – об обязательности проведения землеустройства в следующих случаях: при изменении границ объектов землеустройства, выявлении нарушенных участков, земель, которым грозит водная и ветровая эрозия и другие неблагоприятные природные явления, при проведении восстановления, рекультивации или консервации земель, защите земли от неблагоприятных природных явлений.

Статья 4 дает основания для проведения землеустройства, среди которых: решения федеральных органов государственной власти (в том числе и субъектов РФ), местного самоуправления, договоры и судебные решения.

Глава II посвящена государственному регулированию землеустройства. Полномочия РФ прописаны в Статье 5: установление порядка землеустройства, координация работы других органов, землеустройство земель федеральной собственности, госпроизводство, контроль землеустройства, разработка генеральных схем землеустройства РФ. По Статье 6, проект землеустройства должен быть подчинен Государственной экспертизе землеустроительной документации. Статьи 7 и 8 посвящены контролю и техническим требованиям проведения землеустройства.

Глава III – непосредственно о проведении землеустройства. Согласно ФЗ, перед землеустроительными работами должны проводиться изучение состояния земель (почвенные, геоботанические и др. исследования, оценка качества и инвентаризации земли), геодезические и картографические работы (в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 году № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»).

Также проект землеустройства должен быть спланирован и организован в соответствии с требованиями рационального использования земель и их охраны. Для этого необходимо провести природно-сельскохозяйственное районирование земель, а также опираться на градостроительную документацию. Далее следует описать местоположения границ объектов землеустройства, установить на местности границы объекты землеустройства (что определяется Правительством РФ). Статья 18 посвящена внутрихозяйственному землеустройству, которое заключается в: организации рационального пользования ЗСН и территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов, разработке мероприятий по улучшению ЗСН, освоению новых земель, восстановлению, рекультивации и консервации и др.

В главе IV перечисляется землеустроительная документация. В ее пакет входят: генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, муниципальных образований, использования и охраны земель, карты объектов, проект землеустройства (внутрихозяйственного), улучшения ЗСН, материалы исследований, тематические карты и атласы. На основе всего этого формируется землеустроительное дело, потом обязательно согласование и утверждение землеустроительной документации, формирование Государственного фонда данных по землеустройству.

Также Федеральный закон О землеустройстве включает ответственность за нарушение ФЗ и порядок разрешения споров при проведении землеустройства.

В ГУ землепользования и землеустройства данный Федеральный закон О землеустройстве изучается, к слову, на всех факультетах.

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

Судебная практика и законодательство - 78-ФЗ О землеустройстве

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.


Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 02.08.2018) "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года
Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков;землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства;карта (план) объекта землеустройства - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:изменения границ объектов землеустройства;предоставления и изъятия земельных участков;определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства
Основаниями проведения землеустройства являются:решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;договоры о проведении землеустройства;судебные решения.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства
К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:установление порядка проведения землеустройства;координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;организация и осуществление контроля за проведением землеустройства;разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Контроль за проведением землеустройства
Порядок контроля за проведением землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства
Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Статья 9. Изучение состояния земель
Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;оценка качества земель;инвентаризация земель.

Статья 10. Геодезические и картографические работы
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, территориального и внутрихозяйственного землеустройства.
Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
(часть вторая введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель
Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.
Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель
Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;природно-сельскохозяйственное районирование земель;определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Территориальное землеустройство
При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;межевание объектов землеустройства.
Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);восстановления границ объектов землеустройства;предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;совершения сделок с земельными участками;в иных случаях перераспределения земель.
Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;иные характеристики земель.

Статья 17. Межевание объектов землеустройства
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ) При составлении иного описания местоположения границ земельных участков такие границы межевыми знаками не закрепляются и считаются совпадающими с границами указанных в части четвертой настоящей статьи объектов.
(часть пятая введена Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ) Местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов.
(часть шестая введена Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ) В случае споров о границах объектов землеустройства, установленных в порядке, определенном частями четвертой, пятой и шестой настоящей статьи, местоположение их границ закрепляется межевыми знаками с определением координат таких объектов.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Статья 19. Виды землеустроительной документации
К видам землеустроительной документации относятся:генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;проекты территориального землеустройства;материалы межевания объектов землеустройства;карты (планы) объектов землеустройства;проекты внутрихозяйственного землеустройства;проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства
При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план).

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель
Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства
Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Содержание (убрать показать )

Документ с изменениями, внесенными:

  • Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ ( Российская газета, N 156, 20.07.2005);
  • Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ ( Российская газета, N 277, 08.12.2006) ( о порядке вступления в силу см. статью 40 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • землеустройство мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности ( территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, , и лицами, , Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ( внутрихозяйственное землеустройство);
  • объекты землеустройства территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков;
  • землеустроительная документация документы, полученные в результате проведения землеустройства;
  • карта ( план) объекта землеустройства документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

  • изменения границ объектов землеустройства;
  • предоставления и изъятия земельных участков;
  • определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
  • выявления нарушенных земель, а также земель, , селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, , , заражению и другим негативным воздействиям;
  • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, , защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, , радиоактивными и химическими веществами, .
Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

  • решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
  • договоры о проведении землеустройства;
  • судебные решения.

Глава II. Государственное регулирование проведения землеустройства

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

  • установление порядка проведения землеустройства;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;
  • проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
  • принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;
  • установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;
  • организация и осуществление контроля за проведением землеустройства;
  • разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
  • управление государственным фондом данных, ;
  • другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.
Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Контроль за проведением землеустройства

Порядок контроля за проведением землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. Проведение землеустройства

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

  • абзац утратил силу с 1 января 2007 года;
  • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • оценка качества земель;
  • инвентаризация земель.
Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, , инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, территориального и внутрихозяйственного землеустройства.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ « О геодезии и картографии» ( часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ).

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ ( без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

  • разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
  • природно-сельскохозяйственное районирование земель;
  • определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;
  • определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
  • определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Территориальное землеустройство

При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:

  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
  • межевание объектов землеустройства.

Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях:

  • изменения границ объектов землеустройства, в том числе в целях устранения недостатков в их расположении ( чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании);
  • восстановления границ объектов землеустройства;
  • предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
  • изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков;
  • совершения сделок с земельными участками;
  • в иных случаях перераспределения земель.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства осуществляются на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, , .

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:

  • местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • иные характеристики земель.
Статья 17. Межевание объектов землеустройства

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения ( часть в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ).

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

  • определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
  • закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
  • изготовление карты ( плана) объекта землеустройства.

Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров ( дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков ( .

При составлении иного описания местоположения границ земельных участков такие границы межевыми знаками не закрепляются и считаются совпадающими с границами указанных в части четвертой настоящей статьи объектов ( часть дополнительно включена с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ).

Местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования ( в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов ( часть дополнительно включена с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ).

В случае споров о границах объектов землеустройства, установленных в порядке, определенном частями четвертой, пятой и шестой настоящей статьи, местоположение их границ закрепляется межевыми знаками с определением координат таких объектов ( часть дополнительно включена с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ).

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, , относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

  • организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;
  • разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. Землеустроительная документация

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

  • генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;
  • проекты территориального землеустройства;
  • материалы межевания объектов землеустройства;
  • карты ( планы) объектов землеустройства;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
  • материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель ( абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, см. предыдущую редакцию);
  • тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта ( план) объекта землеустройства

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты ( планы) объектов землеустройства.

Карта ( план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании.

Карта ( план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту ( план).

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин