Реализация Конституции России: понятие и формы. Механизм реализации конституции рф

  • 2. Юридические свойства конституции, ее место в системе нормативных актов.
  • 3. Виды конституций.
  • 4. Структура и содержание Конституции рф 1993 г. Значение новой конституции и реформирования российской государственности.
  • 5. Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.
  • 6. Прямое действие конституционных норм.
  • 7. Правовая охрана конституции: понятие, виды.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 5. Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.

    Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений Конституции в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и Российской Федерации как единого целого для достижения целей, провозглашенных Конституцией.

    Реализация Конституции носит универсальный характер в смысле охвата различных сфер общественных отношений. Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, в этом процессе участвуют все субъекты права. Активными участниками реализации Конституции являются народ, государство, субъекты Российской Федерации.

    Осуществление конституционных норм протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

    Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных Конституцией).

    Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею задач и целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения:

    Все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ;

    Государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации;

    Граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности.

    Использование связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права).

    Применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Конституции. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима персонификация данной нормы применительно к конкретному лицу.

    Способы применения конституционных норм:

    Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции;

    Применение норм Конституции совместно с иными нормами права;

    Использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.

    6. Прямое действие конституционных норм.

    Согласно ст. 15 Конституции она имеет прямое действие. Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять.

    Существует несколько аспектов прямого действия Конституции РФ:

    1. своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в РФ. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции.

    2. прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. Например, путем трактовки ряда норм Конституции РФ сделан вывод о наличии в стране особого вида государственной власти - президентской власти. Причем в соотношении с тремя обозначенными в ст. 10 Конституции ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст. 80 Конституции).

    Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.

    В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию.

    В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.


    Структура и содержание действующей Конституции РФ. Концептуальные особенности Конституции РФ Механизм реализации Конституции РФ.

    Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы, и последовательность их расположения. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом.

    При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993 г. предполагалось начать Конституцию именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина, о чем уже говорилось ранее. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В проектах Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант.

    Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина на задний план, уже во второй статье закрепив признание их высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

    По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Президент. Федеральное собрание. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения» .

    Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть), в качестве приложения в нее включался Федеративный Договор.

    В структуре Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры.

    Изменено название первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» - это не простая замена терминов «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

    В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

    Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

    Последовательно и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти).

    Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе России.

    Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, наличие которого и в прежней Конституции уже являлось неоправданным.

    В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. не включает в свой текст Федеративный Договор, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

    В целом, по своей структуре Конституция 1993 г., в отличие от прежней, стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

    Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела - явление нередкое. В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу данной Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

    Механизм реализации Конституции предусматривает систему, включающую в себя функции Конституции, субъекты и объекты, формы и способы осуществления ее норм и институтов.

    Функции Конституции (направление воздействия на развитие общественных отношений).

    1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты) ; установление нормативных принципов для всех отраслей права.

    2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством).

    3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни).

    4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина).

    5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).

    Субъекты реализации Конституции: народ, государство,

    Территориально-государственные образования, нации, этнические и национальные группы; общественно-политические организации; граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Объекты реализации Конституции: общество, его социальные, экономические, политические структуры; государственные органы и общественные организации, граждане и другие участники социальной жизни.

    Формы реализации Конституции;

    1) Исполнение - обязательное совершение предусмотренных Конституцией действий либо воздержание от запрещенных действий.

    2) Применение - разрешение уполномоченными на то субъектами конкретных юридических дел.

    Способы реализации Конституции.

    1) Обязывание - необходимость обязательного исполнения правовой нормы

    2) Дозволение - предоставление возможности исполнить предписание правовой нормы

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

    ТРЕТИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Специальность: «Юриспруденция»

    Контрольная работа

    Дисциплина: Конституционное право

    Тема: Реализация Конституции Российской Федерации

    Выполнила:

    Петрова Наталья Владимировна

    Группа: 3-43Ю/15

    Проверила:

    Бекшиева Елена Сергеевна

    Дзержинск 2010

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ

    2.1 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ НА ПРАКТИКЕ И В СООТНОШЕНИИ С ТЕКУЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

    2.2 ВОПРОСЫ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЕЕ ПОЛОЖЕНИЙ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

    ВВЕДЕНИЕ

    норма положение конституция законодательство

    Конституция РФ отвечает принятым в современном цивилизованном обществе конституционным стандартам. Она провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным светским государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью; закрепляет такие демократические принципы, как осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

    Конституция играет конструктивную стабилизирующую роль в развитии общества и государства. Однако демократический потенциал Конституции реализуется дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований.

    Реализация Конституции непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Конституции в полной мере присуща общая цель нормативного регулирования - упорядочение общественных отношений, внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь путем установления общих правил.

    Целью данной контрольной работы является изучение реализации Конституции РФ на практике и в соотношении с текущим законодательством.

    Глава 1. Реализация Конституции Российской

    Федерации

    Реализацию Конституции можно определить как:

    1) в широком смысле - все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";

    2) в узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.

    В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:

    а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

    б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;

    в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

    Прежде всего, следует рассмотреть, какими свойствами обладает Конституция РФ.

    1. Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт. И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.

    2. Конституция базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации.

    3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения конституции, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ. Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4 Основного закона РФ.

    4. Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания.

    5. Действие конституции РФ на всей территории России. Наличие такого положения в конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ.

    6. Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. Т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.

    7. Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Столь строгий порядок внесения изменений в Конституцию РФ имеет своей целью обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы Российской Федерации.

    Структура Конституции РФ

    Структура Конституции РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.

    Преамбула - важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.

    В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п.

    В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.

    В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе.

    Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

    Реализация Конституции - процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

    Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

    Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

    Рассмотрим формы реализации конституции.

    Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.

    Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

    Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

    Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

    Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.

    Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.

    Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции - необходимое условии установления и поддержания режима законности.

    В нормативности состоит одно из главных проявлений социальной ценности Конституции. Реализация конституционных ном - это своеобразный перевод ее нормативности в упорядоченность общественных отношений. Отрицание нормативности объективно ведет к недооценке Конституции, умалению ее регулятивных возможностей, снижает эффективность воздействия на общественные отношения.

    Конституционные нормы отражают цели правового закрепления сложившихся в общественной практике устойчивых типов поведения и, в частности, направлены на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, на борьбу с отклонениями от них, информирование населения об оптимальных моделях поведения, развитие системы взаимосвязанных норм и институтов права. Конституционные нормы, наряду с конкретными правилами поведения, предусматривают требования к целям, формам и способам действий, создают институциональные формы ориентированного общественного поведения, определенную мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан, коллективов. Конституционные нормы выступают как средство контроля со стороны общества за их поведением. Они обладают значительным управленческим потенциалом, который, к сожалению, еще в полной мере не востребован.

    Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна.

    По моему мнению, можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ.

    Во-первых, своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.

    Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений. Таким образом, в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит о том, что Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое практикой.

    В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции.

    Глава 2. Проблемы реализации Конституции РФ

    Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

    Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

    Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

    При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.

    Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

    Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.

    Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

    Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

    Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

    Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.

    2.1 Реализация Конституции на практике и в

    соотношении с текущим законодательством

    Основные исходные позиции здесь состоят в том, что, во-первых, Конституция является базой текущего законодательства, оно развивает положения Конституции, во-вторых, акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни сводить на "нет" ее положения, ни противоречить им.

    К сожалению, по всем указанным аспектам проблем в российском конституционализме пока хватает.

    По некоторым актам, необходимым для реализации Конституции, выявилась ситуация, когда заложенный в Основном Законе демократический вариант правил наталкивается в жизни на сложность их применения в таком виде, а то и вообще ни о каком применении Конституции не идет речи. Отсюда возникает проблема нереализации Конституции или односторонней ее реализации. Примеров такого рода более чем достаточно.

    В ст. 31 Конституции говорится о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Таким образом, здесь заложена идея, что они делают это по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях. На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции.

    Такие примеры можно было бы продолжить. Но вывод будет все равно тот же: ценности и идеи Конституции не могут быть отданы "на откуп" органам и должностным лицам, применяющим ее положения и позволяющим себе такую ее трактовку, которая им кажется реалистичнее и тем более удобнее.

    Достойно сожаления то, что ни Президент, ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не проводят официального анализа практики реализации Конституции. А ведь это могло бы помочь в налаживании правильных путей ее реализации.

    В отношении отдельных положений Конституции сложность их воплощения в жизни и текущем законодательстве связана с тем, что, включая эти положения в Основной Закон, его создатели не очень-то представляли, как их далее развить в более детальных нормах. Им казалось, что вполне достаточно того, что записано, и на этой основе пойдет "плавное" развитие. Но этого не получается. В частности, с каждым днем возникает все более и более вопросов о том, что есть разделение властей и особенно соотношение законодательной и исполнительной властей. И приходится Конституционному Суду РФ своими постановлениями формулировать пути применения принципа разделения властей.

    2.2 Вопросы толкования Конституции в связи с

    применением ее положений

    В процессе применения действующей Конституции РФ возникает немало неясностей. Чаще всего они выражаются либо в том, что вообще непонятно, как применять конституционную норму, либо же вырисовываются два и более вариантов ее применения, - но взаимно друг друга исключающих. И тогда требуется официальное толкование Конституции.

    Казалось бы, толкование должно быть разъяснением содержания и смысла нормы Конституции, вытекающего из нее порядка применения соответствующих предписаний. Иначе говоря, толкование дается в рамках того, что записано в Конституции. Но в том-то и дело, что или вообще неясно то, что записано, или из положения Конституции можно вывести несколько способов его реализации. И тогда толкование становится уже не столько разъяснением, сколько созданием новых норм права.

    Толкование Конституции КС превращается в создание новых норм права. Б.С. Эбзеев пишет: толкование Конституции и ее норм включает в свое содержание как уяснение (самим КС), так и разъяснение (иным субъектам права) смысла интерпретируемых норм. Другими словами, процесс толкования означает и познание конституционной нормы самим интерпретатором, и разъяснение нормы, т.е. доведение КС до всеобщего сведения познанного им содержания конституционных норм и выраженной в них воли законодателя" Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации: Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1996. - С. 322. . Однако если "познанное судом содержание норм Конституции" налицо, то "выраженной в них воли законодателя", думается, зачастую нет и в помине. И, конечно, это вызывает озабоченность: в какой мере мнение 19 юристов, в силу обязательности решений КС становящееся истиной в последней инстанции, действительно объективно; не отражает ли оно всего лишь один из подходов к проблеме? Ведь нередко и среди членов КС нет единства, о чем свидетельствуют особые мнения отдельных судей.

    Решение данной проблемы видится отнюдь не в лишении КС права на толкование Конституции, а в коренном изменении ситуации, делающей сплошь и рядом необходимым такое толкование в силу дефектности Конституции. Суть дела, следовательно, в самой Конституции. Если она буквально начинена неясными положениями, если на них приходится спотыкаться, только начиная процесс реализации соответствующей нормы Конституции, не проще ли начать с совершенствования самого Основного Закона? Когда непонятно, как норму Конституции применять, ее надо изменить, чтобы это стало очевидно. И сделать это должен первый законодатель - тот, кто принимает Конституцию. Кстати, в этом - еще одна из причин нежелательности вынесения Конституции на референдум. Если сохраняется порядок изменения Конституции новым референдумом, если в тексте, принятом народом, не будет оговорено, что изменить Конституцию вправе парламент квалифицированным большинством голосов, каждый раз, когда возникает трудность восприятия нормы Конституции, неизбежным становится параллельное конституционное регулирование, исходящее от Конституционного Суда (в других странах - от аналогичного органа или от самого парламента).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современном понимании конституция представляет собой сложное историческое, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой форме закрепляет основы общества и государства и выступает как закономерность демократического развития цивилизованного государства.

    Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний отражается в самом тексте Основного Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан оказывает практика применения Конституции РФ правоохранительными органами, с которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как правило, применяют Конституцию опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в существенной корректировке.

    Источники и литература

    1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: БЕК. 1994.

    2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Российский Юридический Издательский Дом. 1997.

    3. Гаджиев К.Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования / Ред.-сост. К.Г. Гагнидзе. - М.: 1998.

    4. Захаров А.К проблеме совершенствования российской Конституции 1993 года // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования / Ред.-сост. К.Г. Гагнидзе. - М.: 1998.

    5. Лучин В.О. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М., 1999.

    6. Страшун Б.А. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. - 1994. - №5.

    7. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации: Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1996.

    8. Эбзеев Б., Радченко В. Прямое действие Конституции Российской Федерации и конкретизация ее норм // Российская юстиция. - 1994. - №7.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Этапы развития Конституции Российской Федерации. Необходимость принятия новой Конституции. Особенности Конституции 1993 г., ее место и роль в системе российского законодательства. Порядок пересмотра положений Конституции, внесение поправок и изменений.

      курсовая работа , добавлен 06.10.2014

      Этапы развития Конституции, ее правовые особенности. Понятие конституции, юридические свойства, сущность, структура и функции. Конституционные поправки, процедура изменения, порядок пересмотра положений конституции и внесение в нее поправок и изменений.

      дипломная работа , добавлен 14.03.2010

      Понятие конституции и ее отличие от других нормативно-правовых актов. Юридические свойства Конституции Российской Федерации как базы текущего законодательства, особый порядок ее принятия и изменения. Верховенство и высшая юридическая сила конституции.

      курсовая работа , добавлен 03.06.2015

      Сущность и структура Конституции Российской Федерации. Основные свойства Конституции РФ как нормативного правового акта. Особенности реализации Конституции РФ. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 28.09.2011

      Толкование Конституции как вид правовой деятельности. Анализ вопросов дифференциации способов толкования. Основные виды толкования Конституции Российской Федерации, его рамки и нормы. Особенности процедуры толкования Конституции Конституционным судом.

      курсовая работа , добавлен 19.05.2016

      Юридические свойства Конституции РФ. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993г. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права.

      курсовая работа , добавлен 15.09.2008

      Понятие и виды конституционного толкования как вида правовой деятельности высокого юридического ранга. Конституционный Суд как орган наделенный функциями толкования Конституции Российской Федерации. Основные проблемы необходимости толкования Конституции.

      контрольная работа , добавлен 24.08.2011

      Конституция как основной закон государства, ее общие понятия и положения. Качественные характеристики, отличающие данный правовой акт от актов текущего законодательства. Структура Конституции РФ 1993 года, основные формы ее реализации и воплощения.

      курсовая работа , добавлен 13.12.2012

      Лингвистические аспекты конституционного толкования как формы разъяснения закона. Влияние официального и судебного толкования Конституции Российской Федерации на развитие правовой системы в государстве. Сущность казуального и нормативного разъяснения.

      курсовая работа , добавлен 20.09.2015

      Понятие конституции. Этапы развития Конституции Российской Федерации. Юридические свойства Конституции. Сущность, структура и функции Конституции РФ. Личность и государство. Суверенитет государства. Федерализм. Гражданство Российской Федерации. Экономичес

    Под реализацией Конституции понимается деятель-ность соответствующих субъектов по воплощению в ре-альную жизнь (практику) конституционных предписаний. Главный смысл этого сложного и не одномоментного про-цесса состоит в осуществлении целей Конституции, обеспе-чении особого правового порядка в политически значимых сферах социальных отношений и связей.

    Реализация Конституции РФ носит комплексный и универсальный характер, ибо охватывает различные и ка-чественно неоднородные сферы общественных отношений. Областью (зоной) реализации конституционных норм яв-ляются важнейшие стороны жизнедеятельности общества, в этом процессе участвуют многие субъекты права. Его особенность заключается в том, что активными участни-ками данной деятельности являются народ, государство, субъекты РФ.

    Осуществление конституционных норм протекает в раз-личныхформах : соблюдение, исполнение, использование и применение.

    Соблюдение выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъ-екта: он не совершает действий, запрещенных основными нормами). Государственные институты, гражданское обще-ство, политические партии заинтересованы в этой форме реализации права, так как от нее во многом зависит ста-бильность конституционного строя и характер политиче-ского режима. Значимость соблюдения конституционных предписаний специально отмечена в Конституции РФ. Среди фундаментальных обязанностей, возлагаемых на ор-ганы государственной власти, органы местного самоуправ-ления, должностных лиц, граждан и их объединений, закре-плена и обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). Многие основные права и свободы человека и гражданина реализуются, если они не нарушаются кем- либо. В демократическом государстве действует требование (запрет) на недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

    Исполнение конституционных предписаний (в отли-чие от соблюдения) предполагает активную деятельность, предусмотренную основной нормой и направленную на достижение выдвинутых Конституцией целей. Эта форма осуществляется соответствующими субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет перво-степенное значение для государственных органов и долж-ностных лиц, так как связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами. Особая роль при этом при-надлежит Президенту РФ (ст. 80, 82 Конституции РФ).

    В Конституции РФ установлены три способа исполне-ния:

    Все субъекты права обязаны точно и единообразно ис-полнять Конституцию и законы РФ;

    Государство обязано исполнять международные догово-ры Российской Федерации;

    Граждане обязаны выполнять конституционные обязан-ности. Также соответствующие обязанности несут прожи-вающие на российской территории иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных фе-деральным законом или международным договором РФ.

    Использование связано преимущественно с процессом реализации конституционных прав и свобод в ходе и в результате правомерных действий и поступков на осно-ве дозволений. Эта форма характерна для осуществления управомоченных норм. Здесь участники общественных отношений своими прямыми или опосредованными дей-ствиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов по-ведения. Например, это касается основных прав и свобод, предусмотренных ст. 31—34, 45 Конституции РФ.

    Применение конституционных норм предполагает слож-ную и ответственную государственно-властную деятель-ность компетентных органов государства и должностных лиц, направленную на установление юридически значимых фактов. Нормы конституционного права применяются тог-да, когда необходима защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений или существует спор о праве. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат госу-дарственного принуждения. Эффективным правоприме-нительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

    Выделяют четыре способа применения конституцион-ных норм:

    Обособленное, самостоятельное осуществление субъ-ектами норм Конституции РФ;

    Применение базовых предписаний совместно с иными нормами права;

    Привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительно-сти;

    Использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции.

    Основная форма реализации Конституции РФ - ее соблюдение. Это важнейшее требование, предъявляемое к осуществлению Конституции, как бы присутствует в любой форме реализации . Речь идет о соблюдении, понимаемом в широком смысле. Такое понимание было раскрыто, в частности, Л.С. Явичем, который считал, что когда «речь идет о конституционных принципах, то на первый план выступает их соблюдение, которое в данном случае предполагает не только воздержание от нарушения этих принципов, но и активное претворение их в жизнь, неукоснительное руководство ими во всех сферах деятельности государства и общественных организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан» .

    Вместе с тем соблюдение как особая форма реализации, понимаемая традиционно в узком смысле, означает такое правомерное поведение субъекта правоотношения, которое предполагает пассивное воздержание от запрещенных нежелательных действий. Правовые нормы, акцентируя необходимость такого воздержания, устанавливают конкретные запреты. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного закона РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия быть также подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Часть 3 ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    Исполнение конституционных норм - близкая к соблюдению, но не тождественная ей форма реализации Конституции, означающая обязательное (императивное) осуществление субъектами правоотношений активных действий по воплощению в жизнь требований, установленных в Основном законе государства и общества. Круг лиц и характер деятельности по исполнению конституционных норм весьма разнообразен. Это могут быть действия политической, социальной, экономической, организационно-правовой и иной направленности. Исполнение зачастую требует действий, сопровождаемых их юридическим (документальным) подкреплением.

    В форме исполнения реализуются нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан и иных лиц (ст. 57-59 Конституции РФ); обязательства государства перед обществом и гражданами (ст. 2,7, 8,12 и др. Конституции РФ); обязанности государственных органов (ч. 4 ст. 78; ч. 2 ст. 80; ч. 2 ст. 87; ст. 88 Конституции РФ). При этом исполнение осуществляется как в общих, так и в конкретных правоотношениях. К примеру, в соответствии со ст. 57-58 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    В ст. 2 Конституции РФ установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Осуществление этого обязательства требует целого комплекса активных и пассивных действий органов государственной власти. Государство берет на себя обязательства по социальной защите людей, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; не только признает, но и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ).

    В качестве примера обязанностей органов государственной власти, реализуемых в форме исполнения, можно привести также некоторые конституционные полномочия Президента РФ как общего, так и конкретного характера. В соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

    (ст. 80). Эти обязанности Президента РФ имеют общий характер. Примером конкретных обязанностей являются положения ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, согласно которым в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

    Использование конституционных норм представляет собой такую форму реализации конституционных положений, когда субъекты правоотношений совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им конституционные права. В форме использования реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы. Данная форма реализации может быть как активной, так и пассивной, но чаще всего это активная форма реализации конституционных норм.

    В отличие от исполнения использование подразумевает возможность действия правореализующих субъектов по их усмотрению. Однако усмотрение не является абсолютным. Так, использование гражданами их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае же невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора только на рассмотрение соответствующего суда, а не в какой-либо другой орган.

    Использование права для государственных органов означает в большинстве случаев одновременно обязанность. Такова сущность реализации государственно-властных полномочий. Вместе с тем имеются и права, реализуемые по усмотрению органов государственной власти в форме использования. Так, ст. 104 Конституции РФ устанавливает круг субъектов права законодательной инициативы, воспользоваться которым может каждый из них по своему усмотрению в любое время. Однако использование такого права предполагает соблюдение целого ряда формальных и процедурных требований, установленных в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

    Использование конституционных прав является индикатором активности граждан в политической, социальной, духовной и иных сферах. В частности, пассивность граждан в использовании их политических прав (например, уклонение от участия в выборах и референдуме) является их своеобразной негативной оценкой деятельности органов власти, сигнализирует о потере доверия со стороны населения к представителям власти и ставит перед последними задачу устранения причин массового неиспользования конституционных прав в политической сфере. Слабое использование людьми их социальных и культурных прав может быть обусловлено отсутствием либо недостатком необходимых условий. Поэтому именно использование прав как никакая другая форма нуждается в создании надежной системы гарантий.

    Применение конституционных норм - особая форма реализации. Речь идет о тех случаях реализации конституционных норм, когда для их осуществления необходимо вынесение компетентными органами соответствующих правовых актов.

    С.С. Алексеев определяет применение права как властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань системы права включаются индивидуальные предписания, выражающие поднормативное регулирование 1 . В.В. Лазарев подчеркивает, что применение права - это «властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль заданным процессом» .

    По своей сущности применение конституционных норм может быть одновременно выражено в форме исполнения, соблюдения или использования, однако по своему содержанию оно шире и охватывает, как правило, не одну, а разные стороны реализации конституционно-правовых отношений.

    По форме применение конституционных норм представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией их осуществления в определенных правоотношениях, конкретных организационно-правовых формах. Применение конституционных норм сопровождается возникновением (изменением, прекращением) конституционных правоотношений, переводом их из общего состояния в конкретные юридические связи.

    Применение выполняет две основные функции: позитивное регулирование посредством издания нормативных или индивидуальных актов, обеспечивающих включение конституционных предписаний в общественную практику; охрана и защита Конституции.

    Применение как способ организации осуществления конституционных норм должно иметь публичный характер, так как оно затрагивает непосредственные права и обязанности людей и других субъектов правоотношений.

    Акты правоприменения могут издавать как государственные, так и общественные органы (например, органы общественного самоуправления). В России практика издания правоприменительных актов общественными органами не получила широкого распространения.

    Результатом применения конституционных норм является принятие нормативного правового либо индивидуального правового акта: закона, акта органа исполнительной власти, судебного решения. Примерами правоприменительных актов являются федеральный закон об утверждении федерального бюджета; издание Президентом РФ указа о назначении федерального министра или руководителя федерального ведомства; принятие Государственной Думой постановления об амнистии; вынесение Конституционным Судом РФ постановления о соответствии Конституции РФ отдельных положений закона или иного нормативного правового акта, являющегося предметом конституционного контроля; вынесение органами юстиции решений о регистрации общественного объединения и т.п. Цель правоприменительного акта - создание правовых условий для реализации конституционных норм.

    В свете рассматриваемого особого внимания заслуживают вопросы применения Конституции РФ судами общей юрисдикции. После вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Верховный Суд РФ принял ряд постановлений, направленных на применение судами общей юрисдикции российской Конституции как акта прямого действия. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Пленум определил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности когда а) закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

    Среди судей и ученых-юристов нет единства в решении вопроса о том, как следует поступить в случае, если при рассмотрении дела суд придет к выводу о несоответствии того или иного закона Конституции РФ. Одни считают, что в этом случае суд не вправе рассматривать дело по существу, а должен обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом. Существует и противоположная точка зрения: если суд пришел к убеждению, что примененный или подлежащий применению закон противоречит Конституции РФ, то он не применяет этот закон, но и не обращается в Конституционный Суд РФ, а решает дело сам, руководствуясь Конституцией РФ. Дополнительным аргументом в пользу такого решения вопроса, по мнению В.М. Лебедева, служит то, что обязательное предварительное обращение судей в Конституционный Суд РФ будет нарушать принцип прямого действия. Очевидно, что Конституционный Суд не может превратиться в единственный орган, который вправе применять Конституцию напрямую 1 .

    По мнению В.О. Лучина, Конституционный Суд РФ не обладает монополией на прямое (непосредственное) применение конституционных норм. Лишение судов общей юрисдикции возможности самостоятельно применять Конституцию РФ на практике может привести к нарушению прав и свобод человека. В таком случае суды будут вынуждены приостанавливать производство и ждать, пока из КС не придет ответ на запрос. Это, правда, не означает, что во всех случаях без исключения суд вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии того или иного закона Конституции РФ. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если есть неопределенность, то необходимо обращаться в КС РФ. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела .

    Большинство судей Конституционного Суда РФ твердо придерживаются точки зрения о прерогативе КС РФ в применении норм Конституции РФ с точки зрения определения конституционности принимаемых нормативных правовых актов. Эта точка зрения была обозначена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции Российской Федерации. В своем Постановлении Конституционный Суд РФ определил, что по смыслу ст. 125-127 суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ст. 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. При этом обязанность обратиться в КС РФ с запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

    В Постановлении от 16.06.1998 Конституционный Суд уточнил также, что ст. 125-127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ. Такие полномочия могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в ст. 125.

    Данное решение КС РФ получило широкий резонанс. Не все судьи Конституционного Суда согласились с этим Постановлением. К решению были приложены два особых мнения - Н.В. Витрука и Г.А. Гаджиева. Как отметил Витрук, в Постановлении КС РФ от 16.06.1998 нет четкого ответа на вопрос, какие суды в настоящее время могут проверять на соответствие Конституции РФ и, следовательно, признавать недействующими и теряющими свою юридическую силу следующие нормативные акты:

    • 0 федеральные нормативные акты ниже уровня постановлений Правительства РФ (нормативные акты федеральных министерств и ведомств и др.);
    • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения, строго определенного федеральными законами в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
    • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения в порядке нормоконтроля.

    Нельзя не согласиться с Витруком и в том, что в данном Постановлении КС РФ не снята неопределенность относительно того, могут ли признавать нормативные акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям (уставам) и, следовательно, теряющими юридическую силу лишь органы конституционного судопроизводства, подразумевая под ними только конституционные (уставные) суды или суды общей юрисдикции, которые могут быть наделены конституциями (уставами) субъектов РФ таким полномочием и осуществлять его в форме особого, конституционного судопроизводства.

    Как полагает Витрук, исходным при решении вопросов о полномочиях судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке нормативных актов на соответствие Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, а также на соответствие подзаконных актов актам большей юридической силы в порядке нормоконтроля должны быть конституционные положения о праве граждан на судебную защиту.

    Весьма резонны и замечания Г.А. Гаджиева, который в определенных аспектах занимает близкую позицию. Он, в частности, отмечает, что результатом толкования ст. 125 Конституции РФ не может быть ограничение полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке в порядке административного судопроизводства конституционности таких подзаконных актов, как нормативные акты федеральных министерств, ведомств, нормативные акты министерств и ведомств субъектов РФ. Признавать неконституционными и недействующими такие подзаконные акты, - отмечает Гаджиев, - суды не только вправе, но и обязаны по жалобам частных лиц в порядке прямого применения конституционного положения о праве на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). В отличие от формулировки этого права в других конституциях, в которых, как правило, устанавливается право на судебную защиту в порядке, определяемом законом, в ст. 46 Конституции РФ оговорка «в порядке, определяемом законом», отсутствует, что и дает право (и обязанность) судам проверять конституционность подзаконных актов в порядке абстрактного нормоконтроля на основании действующего гражданского процессуального законодательства.

    Степень реализации конституционных норм свидетельствует о масштабах расхождения между юридической и фактической Конституцией. Невысокая степень расхождения свидетельствует об эффективности Конституции и ее норм. Особым состоянием реализации Конституции является конституционный кризис. Как отмечает Лучин, «конституционный кризис - это системный кризис всех основных сфер общественной жизни, проявляющийся в девальвации Конституции, резком расхождении ее с общественной практикой; функционировании социально-экономических, политических, государственно-правовых институтов с существенным отступлением от требований Конституции; разрушении единого конституционно-правового пространства; длительном бездействии или ненадлежащем действии конституционных и иных правовых норм, массовом безнаказанном их нарушении, достигающем критических величин» .

    Наличие конституционного кризиса - свидетельство того, что действующая Конституция не способна выполнять возложенные на нее задачи. Требуются радикальные меры либо по ее обновлению, либо по совершенствованию механизма ее защиты. Конституционный кризис в России весной-летом 1993 г. вынудил к принятию новой Конституции РФ, в то время как проблемы соблюдения действующего Основного закона в период с 1993 по 1999 г. на уровне субъектов РФ заставили Президента РФ укрепить институты защиты Конституции РФ введением дополнительных мер конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований, расширением прав полномочных представителей Президента РФ по контролю за конституционностью.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    • 1. Раскройте понятие и виды реализации Конституции Российской Федерации.
    • 2. Охарактеризуйте основные формы реализации Конституции Российской Федерации.
    • См.: Лебедев В.М. Интервью // Ваше право. 1996. № 6.
    • См.: Лучин В О. Указ. соч. С. 70.
    • Лучин В. О. Указ. соч. С. 407-408.