Лекции по праву для колледжа. Правоведение

Л. И. Малахова

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

Рецензент кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса Ю. В. Астафьев

Правоведение: краткий курс лекций / сост. Л. И. Малахова; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012. - 270 с.

Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Управление персоналом», а также другим неюридическим специальностям.

Список сокращений ________________________________________________6

Предисловие _____________________________________________________7

Глава 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» _______________8

1.1. Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение»______8

1.2. Государство и право, их роль в жизни общества______________9

Глава 2. Соотношение права с обществом и государством _____________12

2.1. Понятие, сущность и функции государства___________________12

2.2. Теории происхождения государства__________________________16

2.3. Форма государства________________________________________18

2.4. Правовое государство и гражданское общество________________25

Глава 3. Структура права __________________________________________27

3.1. Понятие, принципы и функции права_________________________27

3.2. Понятие, виды и структура нормы права______________________30

3.3. Источники права__________________________________________34

3.4. Понятие и виды законов____________________________________36

3.5. Система права____________________________________________39

3.6. Толкование правовых норм_________________________________40

3.7. Понятие и принципы законности____________________________42

3.8. Понятие и стадии законотворчества__________________________43

3.9. Понятие, состав, признаки и виды правонарушений_____________45

3.10. Понятие и виды юридической ответственности_____________47

Глава 4. Основы конституционного права РФ. Сущность и значение Конституции РФ. Конституционно-правовой статус личности _________48

4.1. Понятие, предмет и система конституционного права___________48

4.2. Источники конституционного права_________________________54

4.3.Общая характеристика Конституции РФ. Принципы конституционного строя___________________________________________56

4.4. Правовой статус человека и гражданина. Институт гражданства__62

4.5. Институт конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ_____________________________________________________________69

Глава 5. Основы административного права_______________________ 74

5.1.Предмет, метод и источники административного права_________74

5.2. Административно-правовые нормы и отношения______________79

5.3. Субъекты административного права_________________________84

5.4. Административная ответственность и административное наказание_____________________________________________________86

5.5. Административное принуждение___________________________89

Глава 6. Основы уголовного права_________________________________ _90

6.1. Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона_________________________________________________90

6.2. Понятие и признаки преступления__________________________94

6.3. Состав преступления______________________________________95

6.4. Стадии совершения преступления__________________________103

6.5. Соучастие в преступлении_______________________________107

6.6. Понятие и виды наказаний________________________________109

6.7. Обстоятельства, исключающие преступность деяния___________111

Глава 7. Основы экологического права_____________________________ 116

7.1. Понятие, предмет и принципы экологического права___________116

7.2. Право природопользования_______________________________120

7.3. Экологическое нормирование_____________________________123

7.4. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды_____125

7.5. Экологический контроль__________________________________127

Глава 8. Основы семейного права_________________________________ 128

8.1 Предмет и метод семейного права__________________________ 128

8.2. Правовые вопросы заключения и прекращения брака__________132

8.3. Права и обязанности супругов______________________________142

8. 4. Правоотношения родителей и детей________________________160

Глава 9. Основы гражданского права______________________________ 165

9.1. Предмет, метод и принципы гражданского права______________165

9.2. Граждане (физические лица)_______________________________168

9.3. Юридические лица_______________________________________175

9.4. Объекты гражданских прав________________________________180

9.5. Сделки________________________________________________185

9.6. Право собственности_____________________________________190

9.7. Обязательства___________________________________________199

9.8. Общие положения о договоре______________________________205

9.9. Понятие и основания наследования________________________212

Глава 10. Основы трудового права _________________________________215

10.1. Предмет, метод и источники трудового права______________215

10.2. Трудовые правоотношения______________________________218

10.3. Коллективные договоры и соглашения____________________219

10.4. Трудовой договор: порядок заключения и расторжения________221

10.5. Правовое регулирование существенных условий труда________228

10.6. Дисциплина труда_____________________________________231

10.7. Оплата труда__________________________________________232

10.8. Материальная ответственность___________________________234

10.9. Порядок разрешения трудовых споров_____________________236

Глава 11. Основы финансового, банковского права РФ и законодательства, регулирующего бухгалтерскую и аудиторскую деятельность________________________________________________ _242

11.1 Понятие, предмет и метод финансового права______________242

11.2. Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты___244

11.3. Система финансового права_______________________________248

11.4. Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ___248

11.5. Правовое регулирование бухгалтерского учета_______________251

11.6 Правовое положение субъектов аудиторской деятельности_____253

Глава 12. Основы налогового и страхового права ________________256

12.1. Понятие и предмет налогового права_______________________256

12.2. Налоги и их функции__________________________________258

12.3. Предмет и система страхового права______________________259

12.4. Понятие и виды страхования____________________________260

12.5 Правовые основы защиты информации__________________262

12.6. Правовые основы защиты государственной тайны_________264

12.7. Коммерческая и служебная тайна________________________267

Список использованной литературы ______________________________269

Рецензенты:

С.Н. Цветков, судья пятой квалификационной категории районного суда ОАО г. Омска; В.А. Шеменев, преподаватель каф. «Экономика и управления недвижимостью» СИБАДИ,

Косьмин А.Д., Воропаева Т.Ю.

К71 Правоведение: Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006 – 68 с.

Работа представляет собой краткий конспект лекций по дисциплине «Правоведение», предназначенный для студентов вузов неюридического профиля всех специальностей, в том числе дистанционного обучения для специальностей: «Химическая технология органических веществ» и «Связи с общественностью». В кратком курсе лекций излагаются основные положения правовых знаний.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ

© А.Д. Косьмин, Т.Ю. Воропаева, 2006 © Омский государственный технический университет, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Задачи курса «Правоведение»: выработать умение понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

- усвоить основные положения права, знание которых наиболее часто требуется в процессе гражданских, предпринимательских, административных, трудовых, семейных, образовательных и других правоотношений;

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина;

- понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Лекция 1. Общество и государство, политическая власть. Роль и значение

власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки.

Роль и значение власти в обществе

Власть – право и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно на авторитете и на принуждении.

Власть в обществе выполняет следующие функции:

- установление единых общеобязательных правил поведения для всех членов общества;

- обеспечение согласованности индивидуальных действий членов общества;

- выявление и реализация общих интересов членов общества и др.

Понятие государства и его признаки

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Общественное разделение труда явилось первой предпосылкой возникновения государства. С появлением частной собственности на средства производства появилась необходимость ее защиты. Образование моногамной семьи сыграло последнюю роль в разрушении первобытного строя и образования государства, решение общих дел населения.

Существует множество определений государства. Приведем одно из них. Государство – это политико-территориальная организация общества, осно-

ванная на экономических отношениях людей, которые характеризуются публичной властью, призванная решать общие дела населения с помощью аппарата принуждения и осуществляющая свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Признаки государства:

1. Территория

2. Население

3. Публичная власть

4. Аппарат государственного принуждения

5. Единая система налогообложения и займа

6. Наличие инфраструктуры, действующей по единым правилам и др.

Типы государств:

1. Рабовладельческое

2. Феодальное

3. Капиталистическое

4. Социалистическое

Формы государства Форма государства – это такое устройство, которое выражается в характере

политических отношений между всеми субъектами государства в процессе управления, в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно - территориальном делении государства (форма государственного устройства).

Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления власти. Выделяются два вида политических режимов – демократический и антидемократический. Демократический политический режим – отсутствие единой обязательной для всех идеологии. Характеризуется наличием многопартийности, реальных политических прав и свобод, допускает существование оппозиции. Для антидемократического режима характерно следующее: власть узкой правящей группировки или диктатора; сосредоточение государственной власти в одних руках; права и свободы человека установлены законом, но попираются государством; тотальный контроль государства за частной жизнью граждан, преследование оппозиции и инакомыслия; господство официальной идеологии; ограничение свободы слова. Виды антидемократического режима: тоталитарный, авторитарный и др.

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия – характеризуется тем, что у нее есть единый пожизненный носитель верховной власти. Власть монарха наследственная – эта власть не производна от власти народа. Виды монархии: абсолютная монархия и ограниченная (конституционная) монархия.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная.

Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства,

правового положения его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.

Унитарное государственное устройство – это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти.

Конфедерация – временный юридический союз государств, которые образуются для достижения конкретных целей.

Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государственных образований, каждое из которых имеет свои органы государственной власти.

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это совокупность относительно независимых от государственного регулирования общественных отношений (социальных, культурных, семейных, религиозных).

Правовым называютгосударство, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона.

2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Конституционно-правовой контроль.

4. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

5. Признание равенства, равноправия граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности.

7. Правовое государство – это суверенное государство.

8. Принцип плюрализма.

9. Правовое государство является социальным государством

Лекция 2. Право: понятие, нормы, отрасли

Понятие права, его признаки. Функции права. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права: понятие и система.

Понятие права. Его признаки Право – это система установленных или санкционированных государством

общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Основные признаки права:

– Нормативность.

Формальная определенность.

Государственная гарантированность.

Общеобязательность.

– Системность.

Определенность (ясность, четкость).

Функции права:

– Экономическая

– Политическая

Социально-культурная

Правоохранительная ее цель – восстановление нарушенных прав и наказание лиц, допустивших такие нарушения.

Регулирующая функция – установление механизма реализации принадлежащих субъекту прав.

Норма права

Первичным элементом системы права выступают правовые нормы. Нормы права – это общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, закрепленные государством.

Структура нормы права

Каждая юридическая норма является своеобразной микросистемой и состоит из трех взаимосвязанных структурных элементов: гипотезы, диспозиции и

Диспозиция – часть юридической нормы, которая указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза – часть юридической нормы, которая содержит перечень условий, при которых норма действует, а также очерчивает круг субъектов, к которым она адресована.

Санкция – часть юридической нормы, где называются поощрение или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции.

Источники (формы) права

Под источником права понимается форма, по которой существуют правила поведения. Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников права:

Различают следующие формы права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, нормативный правовой акт, нормативный договор.

1. Правовым обычаем называют санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате постоянного повторения людьми определенных действий.

2. Юридический прецедент (судебная или административная практика) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает обязательное значение.

3. Юридическая доктрина представляет собой один из вспомогательных источников права. Труды ведущих юристов широко применялись в качестве источников права в Древнем Риме, в мусульманских странах, в Англии.

4. Одним из основных способов оформления юридических норм являются нормативные правовые акты . Нормативно-правовой акт – официальный государственный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц.

5. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее нормы права. Получил распространение как источник права в последнее время. Нормативный договор широко применяется в трудовом, гражданском и особенно в международном праве.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на за-

коны и подзаконные акты.

Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Они призваны конкретизировать основные положения законов и не могут противоречить им.

Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой, закрепляет основные права и свободы граждан, экономическую, социальную, политическую структуры общества.

Система права Система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве,

согласованности всех действующих правовых норм. Система права состоит из взаимосвязанных элементов: норм права, институтов права, подотраслей права, отраслей права.

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему (семейные отношения, алиментные отношения).

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия на общественные отношения (метод запрета, метод предписания).

Правовой институт – группа юридических норм, регулирующих отдельный подвид общественных отношений.

Отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода (гражданское право).

Подотрасль права – это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений.

Отрасли права

Можно выделить следующие отрасли права: конституционное (государственное), гражданское, административное, трудовое, уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданско-процессуальное, гражданское, семейное, финансовое, земельное и др.

Конституционное (государственное)право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Главным источником государственного права является Конституция – Основной закон государства.

Административное право – отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих общественные отношения и складывающихся в сфере административного управления. Нормы административного права закрепляют принципы государственного управления, регламентируют процедуру создания и правовой статус его органов, определяют порядок прохождения государственной службы, права и обязанности служащих государственного аппарата.

Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения (заключение трудовых договоров, время труда и отдыха, различные гарантии рабочим и служащим, связанные с фактом заключения, изменения или расторжения трудового договора).

Земельное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов и другие земельные правоотношения.

Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Уголовное право представляет собой комплекс норм, регулирующих охрану общественных отношений от преступных посягательств.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства, порядок обжалования судебного решения.

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, которая регулирует основание и порядок производства по уголовным делам. Нормы уголовнопроцессуального права закрепляют права и обязанности участников уголовного процесса, порядок производства дознания и предварительного следствия, рассмотрения и разрешения уголовных дел в судах, процедуру обжалования и исполнения приговоров.

Международное право – система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Оно возникло в результате международного разделения труда, формирования общего рынка, необходимости совместного решения глобальных проблем современности: обеспечения мира и безопасности, экологических проблем, борьбы с международной преступностью и др.

Основными источниками международного права являются международные договоры.

Международное право подразделяется на частное и публичное.

Частное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое, наследственное право). Они определяют взаимные юридические права и обязанности посредством договора.

Публичное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы государства и общества в целом (конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное право).

В системе права принято выделять группы отраслей материального иот-

раслей процессуального права.

Материальное право представляет собой совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичными для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное право).

Процессуальное право определяет порядок применения норм материального права при разрешении конкретных юридических дел. Его нормы в первую очередь регламентируют деятельность суда по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов.

Лекция 3. Правоотношения и их участники

Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъективное право и юридическая обязанность. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Понятие правоотношения и его состав Правовые отношения – это индивидуализированные общественные отно-

шения, взаимное поведение участников которых юридически закреплено и обеспечивается государственным принуждением.

В состав правоотношений входят: субъекты правоотношения, объекты, содержание правоотношения.

Субъекты права

– Физические лица - индивидуальные субъекты права: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридическое лицо – это организация, имеющая обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и способное от своего имени приобретать права и выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

– Государство.

Правоспособность – это способность субъекта иметь права и обязанности.Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права

и выполнять возникшие у него обязанности. Дееспособность подразделяется на общую, отраслевую и специальную.

Общая – способность лица в пределах данной социально-политической системы быть субъектом права.

Отраслевая правосубъектность - способность лица быть субъектом правоотношений определенной отрасли права.

Специальная – способность лица быть субъектом определенных правоотношений, складывающихся внутри отдельной отрасли права.

Физические лица, как субъекты могут быть полностью дееспособными (с 18 лет); ограниченно дееспособными (с 14 до 18 лет); частично дееспособными (с 6 до 14 лет); ограниченные в дееспособности судом (лица, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или токсическими веществами).

Деликтоспособность – способность лица отвечать за совершенные правонарушения.

Государство как субъект правоотношений имеет определенные особенности. Государство – субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов, само устанавливает свой юридический статус и статус всех участников правоотношений.

Государственный орган – основной структурный элемент аппарата государственной власти.

и обязанности, составляющие содержание правоотношений.

Вещи и иные материальные блага.

Личные и материальные блага.

Интеллектуальная собственность.

Субъективное право – это мера свободы правомочного, которой соответствует правовая обязанность других лиц.

Юридической обязанностью называется юридическая мера должного поведения, которой следует обязанное лицо по требованию правомочного.

Понятие юридических фактов Юридические факты – это такие фактические обстоятельства, с которыми

закон связывает возникновение и применение или прекращение правоотношений.

Предложенное учебное пособие ориентирует студентов неюридических специальностей на получение упорядоченных и концентрированных знаний и успешную сдачу экзамена по правоведению. Данная работа подготовлена с учетом опыта и достижений различных направлений отечественной юридической мысли, способствует изучению и познанию права. Существенное внимание уделено современным авторским подходам к определению места и роли права, правоотношению в механизме правового регулирования, правонарушениям, юридической ответственности и ее основаниям, основам конституционного, гражданского и трудового права. Материал соответствует федеральным государственным образовательным стандарту и учебным программам вуза по данной дисциплине.

Тема 1. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Тема 2. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Тема 3. СИСТЕМА ПРАВА

Тема 4. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Тема 5. НОРМЫ ПРАВА

Тема 6. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 7. ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Тема 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Тема 9. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Тема 10. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Тема 11. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Книги и учебники по дисциплине Правоведение, основы права:

  1. Бурдин, Василий Федорович.. Основы правовых знаний: учебное пособие: / В. Ф. Бурдин; М-во образования и науки, Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Ар­хангельск: КИРА,2016. - 157 с. - 2016 год
  2. Кононец А.Н., Листопадова Е.В., Мерецкая Н.А., Стрелкова Е.В., Туркулец С.Е., Филатов А.Е.. Правоведение: курс лекций / А.Н. Кононец, Е.В. Листопадова, Н.А. Мерецкая [и др.] ; под общ. ред. С.Е. Туркулец. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС,2013. - 202 с. - 2013 год
  3. Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с. - 2013 год
  4. Гаврилов С. М.. Правоведение: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. I. Основы теории государства и права / С.М. Гаврилов. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та,2012. - 92 с. - 2012 год
  5. Низовцев В.В., Кетова Л.П., Реброва Н.М.. Правоведение: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 122 с. - 2011 год
  6. А.В. Карташов. Олимпиадные задания праву: сборник / сост.: А.В. Карташов; МО РМ, МРИО. - Саранск,2011. - 104 с. - 2011 год
  7. Аверченко Е.А., Шульмин А.В.. Правоведение: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 3 курса факультета фундаментально медицинского образования, обучающихся по спец. 060101 - лечебное дело /сост. Аверченко Е.А., Шульмин А.В.- Красноярск: тип. КрасГМУ,2010.­85 с. - 2010 год
  8. Камышев Э.Н., Литвинцева Г.Ю., Литвинцева М.Ю.. Правоведение. Учебное пособие. - Томск: ТПУ,2009. - 112 с. - 2009 год
  9. А.В. КУДАШКИН. ПРАВОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. СПРАВОЧНИК ПО ЖИЛИЩНЫМ ВОПРОСАМ ДЛЯ ЖИЛИЩНЫХ КОМИССИЙ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ. 2009 - 2009 год

В предлагаемом пособии рассматриваются основные темы курса "Правоведение", в том числе некоторые отраслевые дисциплины, содержится не только теоретическое изложение предмета, но и исследование взаимодействия государства, права и общественной практики в современной России.
Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и зачетам, в сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные в процессе обучения правоведению, повторить основные понятия и составить примерный план ответа.
Для студентов ВУЗов, аспирантов, специалистов государственной и муниципальной служб, а также всех интересующихся проблемами государства и права.

Государство представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и различными способами. Однако создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него.

Почему же современный человек не может жить без государства, но одновременно стремится ограничить его власть? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к причинам возникновения государства.

Содержание
Список сокращений 7
Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 8
1.1. Возникновение, понятие и признаки государства 8
1.2. Форма государства 12
1.3. Функции государства 16
1.4. Право в системе социальных норм и его признаки 18
1.5. Ценность права 23
1.6. Государство и право в обществе переходного периода 24
Вопросы для самопроверки 26
Лекция 2. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 27
2.1. Понятие и признаки норм права 27
2.2. Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах 30
2.3. Юридическая техника 33
2.4. Толкование норм права 39
2.5. Действие нормативно-правовых актов 43
Вопросы для самопроверки 48
Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ПРАВА 49
3.1. Правовая система и правовая семья 49
3.2. Романо-германская правовая семья 49
3.3. Англо-американская правовая семья 50
3.4. Религиозно-традиционная правовая семья 52
3.5. Международное право как особая система права 55
Вопросы для самопроверки 57
Лекция 4. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВА. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ 58
4.1. Система источников права в Российской Федерации 58
4.2. Правотворческая практика в Российской Федерации 63
Вопросы для самопроверки 68
Лекция 5. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 69
5.1. Общая характеристика системы права 69
5.2. Предмет и метод правового регулирования 74
5.3. Публичное и частное право 76
5.4. Отрасли российского права (краткая характеристика) 78
5.5. Система права и система законодательства 87
Вопросы для самопроверки 91
Лекция 6. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 92
6.1. Понятие и признаки правонарушения 92
6.2. Состав правонарушения 94
6.3. Причины и условия правонарушений 97
6.4. Понятие, признаки и функции юридической ответственности 99
6.5. Принципы юридической ответственности 101
6.6. Виды юридической ответственности 106
Вопросы для самопроверки 109
Лекция 7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
7.1. Понятие и принципы законности
7.2. Законность, правопорядок и общественный порядок 112
7.3. Гарантии законности и правопорядка 114
7.4. Правомерное поведение 117
Вопросы для самопроверки 120
Лекция 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 121
8.1. Условия возникновения и развития правового государства 121
8.2. Основные принципы правового государства 125
8.3. Реализация основных принципов правового государства в Российской Федерации 127
Вопросы для самопроверки 133
Лекция 9. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 134
9.1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 134
9.2. Особенности норм Конституции Российской Федерации 135
9.3. Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации 137
Вопросы для самопроверки 142
Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 143
10.1. Теоретические принципы федеративного устройства России 143
10.2. Практика федеративных отношений в России 147
10.3. Конституционное строение системы органов государственной власти в Российской Федерации 151
10.4. Практика взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации 158
Вопросы для самопроверки 160
Лекция 11. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИ ЛИЦА. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 161
11.1. Гражданские правоотношения и их субъекты 161
11.2. Общие положения о праве собственности 169
Вопросы для самоконтроля 172
Лекция 12. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 173
12.1. Понятие, стороны и исполнение обязательства 173
12.2. Обеспечение исполнения обязательств 175
12.3. Ответственность за нарушение обязательств 180
12.4. Прекращение обязательств 181
12.5. Наследственное право 183
Вопросы для самоконтроля 185
Лекция 13. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗАИМНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ 186
13.1.Правовая основа брачно-семейных отношений 186
13.2.Права и обязанности супругов 187
13.3.Права и обязанности родителей 189
13.4.Права и обязанности детей 191
13.5. Ответственность по семейному праву 193
Вопросы для самоконтроля 194
Лекция 14. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ 195
14.1. Понятие, содержание и срок трудового договора 195
14.2. Заключение и изменение трудового договора 197
14.3. Прекращение трудового договора 199
14.4. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение 205
Вопросы для самоконтроля 206
Лекция 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 207
15.1. Административное правонарушение, наказание, ответственность и их субъекты 207
15.2.Виды административных наказаний 209
Вопросы для самоконтроля 212
Лекция 16. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ 213
16.1. Понятие и категории преступлений 213
16.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 214
16.3. Уголовное наказание 216
16.4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания 220
Вопросы для самоконтроля 222
Лекция 17. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 223
17.1. Основные проблемы экологического права 223
17.2. Система законодательства в области использования и охраны природной среды 225
17.3. Основные принципы экологического права 226
Вопросы для самоконтроля 229
Лекция 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 230
18.1. Информация как объект защиты 230
18.2. Защита государственной тайны 234
Вопросы для самоконтроля 238
Литература 239

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

Что изучает правоведение?

Правоведение (юриспруденция) изучает право и государство в их взаимосвязи и взаимообусловленности; закономерности, свойственные отношениям права и государства, т.e. право и государство являются объектами изучения юридической науки. Кроме прaвоведения государственно-правовые явления изучаются также и другими общественными науками, тaкими, как философия, политология, социология, история, экономика и др. Однако каждая из этих наук изучает эти явления c позиций своего предмета и метода.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект по-разному, c помощью познавательных средств и приемов, свойственных именно данной науке.

B процессе научного изучения исходные знания об объекте дополняются системой теоретических понятии об основных свойствах данного объекта, o закономерностях его происхождения, функционировaния и развития. Эта система теоретических понятий и является предметом соответствующей науки.

Предметом правоведения (юриспруденции), таким образом, являются основные сущностные свойства признаки права, особенности отдельных отраслей права, его системообразующих элементов, норм права, субъектов правоотношений отношении государства и права.

Если предмет отвечает на вопрос: что изучает наука, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод есть прием или способ изучения действительности и получения о ней, объективных знаний. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология правоведения представляет собой систему приемов (способов) изучения как общих закономерностей возникновения и развития государства и права, так и частных проявлений, конкретных результатов этого развития, выражающихся в возникновении и действии конкретных правовых норм, влиянии этих норм на общественные отношения.

Предмет правоведения весьма многогранен, поскольку право охватывает и регулирует самые разные стороны жизни общества. В связи c этим правоведение также имеет сложную структуру, оно состоит из совокупности отдельных юридических дисциплин (наук), каждая из которых изучает свои определенные аспекты права и государства. B совокупности эти дисциплины составляют единую систему юридических наук.

Существуют различные классификации этих юридических дисциплин. Приведем одну их многих:

1) юридические науки теоретического и исторического профиля (теория права и государства, история политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.);

2) отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, гражданское право, земельное право, экологическое право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, Труворе право, семейное право, международное право и др.);

3) специальные юридические науки (правовая статистика, криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.)

Общество, государство, политическая власть

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Гражданское общество - общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и не разделимая с кем-либо власть.

Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Органическая теория считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам:

I. По субъектам:

функции законодательных органов власти;

исполнительные функции;

функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную.

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство государства: характер взаимоотношений между государством и его частями, между частями государства, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация - государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей.

Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование - это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории.

Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.

В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации.

Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию - власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, советская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия.

Президент - выборный Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические Президентские республики - США, Сирия.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических партий и объединений.

Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.

Авторитарный режим – абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура).

Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

    осуществляет от имени государства его функции;

    имеет определенную компетенцию;

    обладает властными полномочиями;

    характеризуется определенной структурой;

    имеет территориальный масштаб деятельности;

    образуется в порядке, установленном законом;

    устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования либо в порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы)

3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

    по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Теорию о разделении властей предложил Дж.Локк, Ш.Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера фон Аретина.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

верховенство в обществе легитимного закона;

разделение власти;

взаимопроникновение прав человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и гражданина;

справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. К принципам правового государства относятся:

принцип приоритета права;

принцип правовой защищенности человека и гражданина;

принцип единства права и закона;

принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

принцип верховенства закона.

Принцип разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (9)

    Программа

    Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (18)

    Программа

    Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Материалы для подготовки к зачету по дисциплине «правоведение» 1 перечень вопросов для подготовки к зачету (в качестве темы для контрольной работы может быть использован любой из предложенных вопросов)

    Материалы для подготовки

    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» 1. Перечень вопросов для... : Акдемия, 2006. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько... 253 с. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и...