Что на самом деле сказал патриарх о правах человека. «Права человека – ересь-религия?» — блогеры об осуждении патриархом человекопоклонничества

Рукопожатная общественность резко заинтересовалась воскресной проповедью Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме Христа Спасителя в день Торжества Православия. К сожалению, речь не идет о чудесном воцерковлении наших либеральных масс. Напротив, слова Патриарха о ереси человекопоклонничества, вырванные из общего контекста, стали причиной очередного массированного антиправославного вброса под общим лозунгом, который задал телеканал "Дождь": "Патриарх Кирилл назвал права человека "глобальной ересью" . Хотя, конечно же, ничего подобного не происходило.

НЕРУКОПОЖАТНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Церковь всегда последовательно отстаивала необходимость рассматривать все аспекты соблюдения прав человека лишь в неразрывной связи с нравственными нормами, закрепленными в христианстве и других традиционных религиях, а также недопустимость введения в сферу прав человека норм, противоречащих евангельской и естественной морали и прямо или косвенно оправдывающих различные пороки. Эта практика была утверждена в специальном документе под названием "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" , принятом на Архиерейском соборе еще в 2008 году. Но до сегодняшнего дня вопросов к нему не возникало. Может быть, Патриарх сказал что-то новое, что доселе не звучало от лица Русской Церкви?

Итак, что же сказал Патриарх в своем первосвятительском слове в праздник Торжества Православия? Из какого контекста были вырваны слова о "правах человека"?

Саму речь Патриарха Кирилла можно расценивать как важнейшее программное выступление для всех православных христиан. На это указывают его слова, с которых и началась проповедь: "Ереси атакуют Церковь, при этом мысли и заблуждения людей наполняются огромной разрушительной энергией. Сегодня мы стоим перед очень опасным явлением в современной философской, политической и даже духовной жизни людей, которое, несомненно, является ересью и по силе своей не меньше, чем ересь арианская" .

+Царьград+ выделил самые важные моменты первосвятительского слова.

ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И ЗАКОН БОЖИЙ

В Новое время возникло убеждение, что самым главным фактором, определяющим жизнь человека - а значит, и жизнь общества - является сам человек. До этого считали, что Бог управляет миром через законы, которые он создал, а обществом человеческим - на основе нравственного закона, который он открыл в Слове своем и отобразил в человеческой совести.

Все человеческие законы старались соответствовать божескому закону.

Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: "Бог ни при чем" . Жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности отдельного индивидуума. Он обладает особыми правами. В том числе и для самого себя определять, что хорошо, а что плохо. Универсальным критерием истины является только человек и его права .

Началось не постепенное, а мощное революционное изгнание Бога из человеческой жизни и жизни общества. Сперва это охватило Западную Европу, Америку, а затем и Россию. Мы испили тяжкую чашу страданий, и из нашего народа явилось множество мучеников и исповедников.

Идея жизни без Бога развивается в масштабах целой планеты.

Предпринимаются усилия - в том числе и на законодательном уровне, в том числе и во многих процветающих странах - утвердить право любого выбора человека - в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога. И как результат - опасное явление в жизни современного человечества - дехристианизация.

НЕ ГУМАНИЗМ, А ИДОЛОПОКЛОНСТВО

Эти философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы очень многие христиане не приняли эти взгляды и не отдали приоритет человеческим правам более, чем Слову Божьему.

Поэтому мы сегодня говорим о глобальной ереси - человекопоклонничества , нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. И ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. И именно на преодоление этой ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направлять силу своей защиты, силу своего слова, силу своей мысли. Мы должны защищать Православие.

Фото: С. Власов/patriarchia.ru

НАЧАТЬ ДИАЛОГ

Некоторые говорят: "Не нужно диалога - скажите им, что они еретики". Но как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним. Он перестает вас слышать и становится вашим врагом.

Мы замыкаемся в своей среде, мы образуем гетто. Мы друг друга успокаиваем и утешаем словами о том, какие мы правильные, как у нас все хорошо. А вокруг - мир погибающий. И что же Господь спросит с нас? Вы не вступали в диалог с миром, вы не боролись за каждую человеческую душу?

Апостолы ведь тоже могли остаться в Галилее: хороший климат, хорошее вино, благочестивые единомышленники - что еще надо? Но если бы не вышли апостолы на те дороги римские и не пошли бы навстречу языческому миру, который бросал в них камни, если бы не искали общего языка с язычниками, как искал апостол Павел в Коринфе, в Афинах: он даже признал присутствие истины среди язычников, чтобы начать диалог... Что бы сказали про апостола Павла наши ревнители?

ШАБАШ "ОБИЖЕННЫХ"

Итак, никакого отрицания "прав человека" в первосвятительском слове мы не видим. Напротив, Патриарх выражает вполне традиционную установку Церкви о том, что любые законы должны, прежде всего, соответствовать нормам морали и нравственности. Ересью называется не гуманизм как уважение человеческого достоинства и свободы, а слепое следование потребительским страстям и животным инстинктам, пресловутое превращение свободы во вседозволенность. Об этом различии +Царьград+ недавно писал в своем материале . Но это ведь совершенно неважно для наших профессиональных русофобских "всепропальщиков", вечно обиженных и ущемленных православием, к которому подавляющее большинство из них не имеет никакого отношения. Как обычно, все сводится к поддержке "кровавого режима" и противопоставлению "рабов" и "стран цивилизованного мира".

Приведем наиболее яркие примеры из СМИ.

Николай Сванидзе, журналист, "Эхо Москвы":

Его Святейшество называет ересью то, что последние 500 лет человечество называет словом "гуманизм". Церковь у нас сегодня - идеологический государственный институт. И призыв главы РПЦ отказаться от прав человека очень показателен. Он может означать, что государство признает: оно не в состоянии обеспечивать эти права и не собирается их обеспечивать. То есть человек уходит из сферы государственных интересов.

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

Заявление Патриарха Кирилла о "глобальной ереси человекопоклонничества", начавшейся в Новое время, когда "универсальным критерием истины стал человек и его права", и осуждение попыток "законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим" - не просто очередная демонстрация неприятия концепции прав человека со стороны РПЦ, но и открытое отторжение российской Конституции.

Александр Плющев, журналист, "Эхо Москвы":

По сути Патриарх - на одной стороне с теми, кто преследовал его первых учителей - деда и отца. Ведь Советский Союз в свое время не присоединился к Всеобщей декларации прав человека. Это понятие одинаково противоречит как идеологии авторитарного государства, так и установкам Церкви. Каких вам свобод, рабы?

Но заявление Патриарха Кирилла - это слова откровенно слабого руководителя дряхлеющего института.

Церковь проигрывает прогрессу по всему миру: лучше и дольше живут не столько там, где прилежно посещают приходы, сколько там, где развивается наука, в том числе медицина и предпринимательство. Все то, чему так свойственна свобода выбора и совести.

Илья Мильштейн, журналист, "Грани.ру":

Как можно было догадаться, Кирилл восстал против тех принятых в цивилизованных странах законов, которые расширяют личные права человека. В частности, право вступать в брак по любви и склонностям. Однако не только об этом печалился Патриарх. Говоря о "революционном изгнании Бога из человеческой жизни, из жизни общества", которое началось на Западе, он явно имел в виду и классическую правозащиту. Все эти политические права, записанные в разных конституциях, в том числе и в российской. Свободу слова, собраний, демонстраций, честные выборы, отсутствие цензуры... Призывая россиян к святости и стращая апокалипсисом, Кирилл по сути выступил в защиту нынешнего режима. В защиту власти.

В общем, ни один рупор либеральной интеллигенции нас не удивил: на уши читателю вывалена традиционная порция манипуляторской лжи, единственная цель которой, если задуматься, - поссорить даже не общество и Церковь, а скорее, общество и Бога. Чаще всего приходится читать о том, что Патриарх прямо противопоставил гуманизм и христианство. Однако это тоже игра на доверии аудитории, привыкшей слепо верить своим "авторитетам" и повторять за ней слухи из параллельной реальности, не проверяя фактов. А ведь достаточно просто обратиться к официальным документам Церкви, чтобы развеять дым антиклерикальной пропаганды.

ЦЕРКОВЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Обратимся к основным постулатам "Основ" касательно прав человека. Первое и главное, что следует сказать: Церковь ни в коей мере не пытается отрицать права человека в принципе или бороться с ними. "Каждый человек от Бога наделен достоинством и свободой", - говорится в начале документа.

Фото: О. Власов/patriarchia.ru

При этом подчеркивается, что права отдельного человека не могут быть поставлены выше ценностей духа, общины, страны.

"Христианин ставит свою веру в Бога и свое общение с Ним выше собственной земной жизни. Поэтому недопустимым и опасным является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика.

Реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию".

Разрешать напряженность между индивидуальными и общественными интересами предложено через согласование прав и свобод человека с нравственными ценностями.

"А главное - жизнь человека и общества оживотворяется любовью", - подчеркнуто в документе. А ведь этого - слов в защиту Любви как основы существования общества и народа нашего - что-то совсем не слышно от наших воинствующих правозащитников.

на слово, сказанное Патриархом Кириллом в воскресенье, в праздник Торжества православия, после литургии в храме Христа Спасителя. Патриарх, в частности, сказал:

“Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли. Мы должны защищать православие… Сегодня с новой и новой силой, уже в масштабах целой планеты, развивается эта идея жизни без Бога. И мы видим, как предпринимаются усилия во многих процветающих странах законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим, с понятием святости, с понятием Бога”

Сеть взорвалась заголовками “Патриарх объявил ересью права человека”. В высказываниях самого Патриарха – которые приводит Интерфакс – тезиса “права человека – ересь” нет. Но сама тема, поднятая в этом выступлении, очень важна, и “ересь человекоцентризма” заслуживает того, чтобы о ней поговорить. Как и вопрос о том, что именно мы понимаем под правами человека.

Доктрина прав человека возникла в недрах христианской цивилизации и первоначально имела именно теистическое обоснование. Мы можем вспомнить, например , “Декларацию независимости США” – “Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью”. Как видим, здесь права людей выводятся из того, что они созданы Богом, и этот же Бог наделяет их правами.

В самом деле, признание неотчуждаемых прав всех людей предполагает признание неотменимых обязательств эти права уважать. Кто вправе налагать такие обязательства? Это не короли, президенты, парламенты или еще какие бы то ни было органы человеческой власти, национальные или международные. Напротив, именно на них такие обязательства и возлагаются. Кем? Неким моральным авторитетом, стоящим над любой человеческой властью, и авторы “декларации независимости” его прямо называют – Создателем. Вера в права человека возникла и развивалась в определенном мировоззренческом и моральном контексте – в контексте христианской цивилизации. Сейчас мы наблюдаем изменение контекста; представления о правах человека развиваются не только вне христианской моральной традиции, но и против нее.

Но это приводит к чрезвычайно глубокой мутации самой концепции.

Если Бога нет, то инстанцией, которая наделяет людей правами, неизбежно оказываются какие-то человеческие органы власти.

Для людей христианской цивилизации разговор о правах человека строился по схеме “Мы по совести должны повиноваться Богу, как высшему источнику права и морального авторитета; Бог создал людей по Своему образу и дал нам заповеди, чтобы мы поступали друг с другом справедливо и человеколюбиво; следовательно, люди обладают неотъемлемыми правами”.

Для людей постхристианской цивилизации – или, лучше сказать, постхристианских политических элит – последовательность разворачивается. “Люди (как мы все уже согласились) обладают неотъемлемыми правами; следовательно существует инстанция, которая является высшим источником права и морального авторитета; Бога нет (или, что то же самое, Он не имеет отношения к делу); следовательно, таким высшим авторитетом являемся мы – группа людей, выступающая от имени прав человека”.

Эта логика очевидна и обойти ее нельзя – обязанность соблюдать права человека налагает на Вас некий авторитет; если это не Бог, то это некие люди; если, отвергая Бога, мы сохраняем понятие об абсолютности прав человека, мы наделяем эту группу людей абсолютной, богоподобной властью нас обязывать.

Если в эпоху Декларации Независимости США люди апеллировали к Богу, чтобы отклонить притязания земных властителей (в их случае – короля Георга) на абсолютную власть над ними, то сегодня мы наблюдаем обратную картину – люди апеллируют к понятию прав человека, чтобы утвердить свою абсолютную власть.

Вот, например , вице-президент Джо Байден заявляет, что защита прав сексуальных меньшинств должна стоять выше национальных культур и социальных традиций, Джон Керри говорит о том, что решение верховного суда США о признании “однополых браков” “конституционным правом” “посылает четкий сигнал в каждый уголок земного шара: ни один закон, опирающийся на фундамент дискриминации, не сможет устоять перед волной справедливости”. О том, что гей-права выше культур и религии говорит и Хиллари Клинтон, да и вся политическая элита США и ряда других стран высказывается в том же духе.

Многие действия, совершаемые под лозунгом “прав человека”, поражают своим абсурдом – например, предоставление мужчинам права пользоваться женскими раздевалками и туалетами, чтобы избежать “дискриминации” трансгендеров.

Это очевидные притязания на власть, осуществляемую во всемирных масштабах. В том числе там, где граждане явно не голосовали ни за Байдена, ни за Клинтон, то есть эта власть отнюдь не исходит из согласия управляемых. Из чего же она исходит? Из того, что соответствующая политическая элита объявляет себя источником и гарантом такой абсолютной ценности, как права человека. В контексте выступления этих лидеров “абсолютность прав человека” означает просто “абсолютность права либеральных элит диктовать всем остальным их права и обязанности”.

На практике это неизбежно приводит к тому, что еще недавно было бы сочтено грубым нарушением прав человека – например, к судебному преследованию мелких предпринимателей за отказ обслуживать гомосексуальные мероприятия, к отстранению от работы за выражение традиционных христианских взглядов на этику в области пола, к принудительной индоктринации детей против воли их родителей и тому подобному.

Власть соответствующих политических элит, особенно за пределами их границ, пока держится не на столько на прямом принуждении, сколько на пропаганде – “Вы должны нам повиноваться, поскольку мы являем силы человеколюбия и прогресса, а все, кто с нами не согласен – троглодиты” (выражение Байдена).

Мы можем – и должны – оспорить эти притязания, указав на то, что источник прав человека – Бог, а не Джо Байден. Бог наделил нас правом (и обязанностью) следовать Его закону.

Именно об этом нам всем – очень вовремя – напомнил Патриарх.

Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия 20 марта 2016 года

Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга: «Патриарх против Конституции»

Заявление патриарха Кирилла о «глобальной ереси человекопоклонничества», начавшейся в Новое время, когда «универсальным критерием истины стал человек и его права», и осуждение попыток «законом утвердить право любого выбора человека, в том числе и самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим» - не просто очередная демонстрация неприятия концепции прав человека со стороны РПЦ, но и открытое отторжение российской Конституции.

Конституция РФ, статья 2:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция РФ, статья 17:

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Глава общественной организации - каковой является РПЦ, - может давать любые советы членам своей организации. Но сама эта организация обязана действовать в рамках Конституции и законов. В том числе и тех, которые дают человеку право выбора, который православие (или любая другая конфессия) считает «греховным» или «идущим вразрез со словом Божиим».

Потому что так устроено светское государство - где не все являются верующими, не все верующие являются православными, но все являются гражданами.

Конституция РФ, статья 18:

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права и свободы человека определяют смысл и содержание российских законов, а не «слово Божие». Так пока еще записано в Конституции.

Человек имеет право на любой законный выбор. А свобода выбора заключается в том числе и в том, что верующие люди могут не пользоваться правом на этот выбор, если считают его противоречащим их вере.

Никто не вправе им этот выбор навязать. Но точно также никто не вправе их этого выбора лишить.

Кстати, одним из неотчуждаемых прав человека является право на свободу совести - исповедовать любую веру, или не исповедовать никакой.

И это тоже - свободный выбор.

Такой же, как право граждан выбирать себе власть.

РПЦ считает, что власть - от бога.

Конституция устанавливает иное: источник власти - народ.

Эту норму (как и другие) очень полезно запомнить иерархам РПЦ.

Оригинал

Николай Сванидзе , журналист: «Церковь и ересь»

Патриарх Кирилл назвал глобальной ересью «человекопоклонничество и защиту прав». Он посетовал, что теперь и в России, вслед за Западом, универсальным критерием истины стал человек, а Бог изгоняется из человеческой жизни.

То есть Его Святейшество называет ересью то, что последние 500 лет человечество называет словом «гуманизм».

Это когда человек, его жизнь, его счастье, его права – в центре всего, важнее всего на Земле.

Потому что – если это не так, если не это самое важное, то – что? Если не дети, не старики, не больные, не бедные, не униженные и угнетаемые, то – кто?

Это призыв к нелюбви? Тогда где здесь Бог?

Церковь у нас сегодня идеологический государственный институт. И призыв главы РПЦ отказаться от прав человека очень показателен. Он может означать, что государство признает: оно не в состоянии обеспечивать эти права и не собирается их обеспечивать. То есть человек уходит из сферы государственных интересов.

Оригинал

Лео Воронин , трейдер: «Права человека – новая ересь-религия?»

Обличая «человекопоклонников», гражданин Гундяев утверждает, что те отстаивают «...право любого выбора человека, в том числе и самого греховного», и здесь он позволяет себе, мягко говоря, лукавство. Право выбора одного человека естественным образом ограничивается необходимостью уважать и соблюдать права других людей. Нельзя украсть, прикрываясь правами человека. Точно также нельзя отнять жизнь у другого человека по собственному хотению. А вот, защищая свое право на жизнь – можно, при определенных обстоятельствах. Кстати, церковники всего мира, как-то уже на протяжении многих веков научились обходить заповедь «не убий». Воины, идущие убивать друг друга, как правило, благословляются на сие «правое дело» своими священниками.

Мне, вот, интересно, как это выглядит в концепциях мировых религий? Когда, скажем, мусульмане сошлись в бою с христианами, и в результате этого «соприкосновения религий» души и тех и других отправились в небеса. Их там два разных бога встречают? «Так, этот ко мне, этот твой». С точки зрения того, что иерархи церкви как-то находят общий язык, даже встречаются, наверное, да. Они, ведь, признают, право каждой религии на существование, значит, не отрицают возможность «другого бога»? А с точки зрения тех, кто только что благословлял «праведных» людей на убийство «неправедных»? Тут, как я понимаю, может быть две концепции: первая – у тех, кто верит «неправильно» вообще никаких перспектив: никуда их души не попадут, так и будут по Земле неприкаянными бродить (охотникам на приведений на радость). Вторая – сразу по прибытии эти души «отбраковываются». Ну, все помнят про то, что «убивайте всех, Господь своих узнает».

По-моему, как-то странно все это должно звучать для человека XXI-го века? Церковь, в свое время к ереси относила и научную деятельность и все прочие «неправильные религии». Сжигала ученых, врачей, тех, кто предлагал молиться на другом языке, в общем, карала любые попытки нарушить ее монополию на «правду» и единственно верный способ общения с богом. Конкуренцию не терпит даже церковь, и именно поэтому у нее сегодня новый враг – «универсальная концепция прав человека». Между прочим, идея «прав человека» и зарождалась как светская альтернатива церковной этике. Сегодня она снова провозглашается ересью? А если взглянуть на нее как на новую религию? По-моему, это будет не самая худшая разновидность религий, а вера в незыблемость и неотъемлемость прав человека – не самая плохая вера. По ней, кстати, права и свободы человеком приобретаются по одному факту рождения и если рождение – это акт божественный, то, значит, и права и свободы личности – это дар Божий. Чем такой подход не нравится Гундяеву?

Если гражданин Гундяев, считает, что вера в права человека – это ересь, то этой дорогой он приведет свою паству к тому, что рано или поздно найдется человек, который посчитает, что нет у них права верить в Бога так, как они считают «правильным». В народе эта закономерность называется: «За что боролись, на то и напоролись».

В наше время, по-моему, человечеству уже пора прийти к пониманию, что нужно уже заканчивать войны «тупоконечников с остроконечниками». И выглядеть это должно примерно так. Собираются иерархи всех основных религиозных конфессий и начинают с того, что признают: «Да, то чем мы занимались на протяжении последних тысячелетий, сегодня уже неактуально. Бог не может быть настолько мелочным, чтобы разделять людей по тем признакам, которые отличают наши религии друг от друга. Давайте, для начала, признаем за каждым из нас право молиться единому Покровителю человечества так, как мы привыкли это делать на протяжении веков. А параллельно будем искать возможности выработки единой для всего человечества, по-настоящему универсальной религии».

Пусть, этот процесс займет следующую тысячу лет. Если живущие на Земле люди-человеки научатся, наконец, уважать и ценить не только свои желания и хотения, но и права ближнего своего, у Человечества будут эти тысячи лет в запасе.

И не надо говорить про столкновение религий, что мусульмане атакуют христианскую Европу. Сегодня идет столкновение именно между архаичным миросознанием человека, который живет в замкнутой «деревне» прошлого, где есть «чужие деревни с чуждыми законами», с людьми, которые переселились в «глобальную деревню», которая одна на всех и с едиными законами для всех. Суть текущих проблем с мигрантами в Европе не в том, какую религию они исповедуют, а в том, что они научились требовать соблюдения их прав по отношению к себе, но сами не готовы уважать права других.

В этом плане, вышеприведенные слова «православного» Гундяева, который обличает европейцев-еретиков, мало чем отличаются от наставлений какого-нибудь муллы «запрещенной в России Игил». По-человечески, их можно понять. Они защищают свой «продукт», который в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и доступности альтернативных «концептов» становится все сложнее и сложнее «продавать». Модернизировать, адаптировать под новые требования «рынка» свой продукт они не могут и не хотят. Остается одно – очернять продукты конкурентов, закрывать границы, перекрывать потоки информации и продолжать впаривать, впаривать свой продукт, чтобы успеть извлечь максимальную прибыль, пока все еще покупают.

Оригинал

Александр Плющев , журналист: «Слабость Патриарха»

По сути, Патриарх на одной стороне с теми, кто преследовал его первых учителей - деда и отца. Ведь Советский Союз в свое время не присоединился к Всеобщей Декларации прав человека. Это понятие одинаково противоречит, как идеологии авторитарного государства, так и установкам церкви. Каких вам свобод, рабы?

Но заявление Патриарха Кирилла - это слова откровенно слабого руководителя дряхлеющего института. Сильная идея не нуждается в насильном рекрутировании. И неплохо себя чувствует в условиях свободы выбора и свободы совести. Слабому всегда нужна монополия и лишение человека возможности свободного выбора. Подумайте, если вы крестили ребенка, это наверняка произошло еще в его младенчестве - потому что так принято, потому что вы суеверно (!!!) думаете, что это защитит его от болезней, и поможет в жизни, да и, наконец, чтобы от вас отвязались ваши родственники с вопросами. Это и есть самое настоящее отстутсвие свободы выбора: церковь через общественное мнение надавила на вас, а вы, по сути, лишили выбора своего ребенка.

Церковь проигрывает прогрессу по всему миру: лучше и дольше живут не столько там, где прилежно посещают приходы, сколько там, где развивается наука, в том числе и медицина и предпринимательство. Все то, чему так свойственна свобода выбора и совести.
Вы мне скажете: посмотрите на преуспевающую Америку, вот где народ религиозен, каждый политик в конце своей речи добавляет «И да хранит Господь Америку», а на любой презренной зеленой бумажке написано, что они верят в бога. Отвечу: поезжайте в Бостон, где чуть ли не на каждом втором храме висит радужный флаг. Приходит время, и даже такой архаичный институт как церковь вынужден идти в ногу с обществом, а не насиловать его. Просто, чтобы выжить как вид.

"Во время Великого Поста бесовщина лезет в мир, искажает смыслы, пытается прогрызать самое суть слов про истину, любовь и верность. Про путь разума, честности и самосохранения от ада уже на земле".

Зачем об этом писать? Ведь в Новом Завете написано, как Симон волхв был уничтожен по молитве Святого Петра. Но все всплески антихристианства нужно фиксировать для общего понимания истории, эволюции нравственности, если хотите. Для того, чтобы не только в религиозном, но и в человеческом смысле сказать - они врут.

Итак, вот вам свежая либеральная история про Патриарха Кирилла, который в очередной раз «людоед». Кстати, теперь даже больший людоед, чем Кремль.

Такое бывает редко, цените момент.

Вина Патриарха ровно в том, что он в рамках проповеди сказал: «Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой ереси современности, последствия которой могут иметь апокалиптические события, Церковь должна направлять силу своей защиты, своего слова, своей мысли».

Как эти слова интерпретирует хотя бы тот же «Дождь», не говоря о десятках оппозиционных СМИ?

Очень просто: «Патриарх Кирилл назвал права человека «глобальной ересью». Если внимательно вчитаться в эти слова и лозунги, даже не будучи христианином, а просто честным человеком, то можно понять какая здесь ложь.

Впрочем, давайте без громких определений, а просто по пунктам, спокойно и внятно.

Первое и самое главное: Православие - это очень неприятная религия. Потому что рубит правду-матку с ходу. Православные - не сектанты, которые бы подкрашивали и подслащивали пилюлю.

И, да, ценность человеческой жизни для нас вторична. Но вторична чему? Православие, кстати, мотивирует думать, изучать богословие, историю Церкви, философию, квантовую механику (спросите, как - мне редактор пришлет ссылку на комментарий и я отвечу!).

Человеческая жизнь вторична по отношению к бытию Бога. Но послушайте и посмотрите, кто такой Бог, для нас, православных. Это тот Абсолют, выше которого нет. И жизнь любого человека, даже нерожденного, превыше всего земного.

Вспомните Жанну Фриске, которая выносила и родила, хотя ей предлагали аборт и еще пару лет жизни. Она не стала убивать своего ребенка. Она дала ему жизнь, сократив свою.

Вот эта жертвенность и это глубинное чувство доверия к Абсолютному - это и есть наше отношение к жизни и смерти. Наша, человеческая жизнь, конечно, вторична. Но вторична по отношению к Бесконечности. То есть, мы даже не то, что конечны, мы - бесконечны. Скажу больше - даже Богоподобны и Богообразны, но чуть-чуть, самую малость меньше, чем Бог.

А теперь давайте посмотрим на этот наш либеральный гуманизм, который про "анчоусов", "быдло", "похожих на людей существ". Давайте вспомним про "люстрации", уничтожение даже не инакомыслящих, а детей (помните лозунги от Ксении Собчак и Божены Рынски?)

Вопрос очень простой, дорогие читатели: вам как лучше - вторыми после Бога, или равно-осуждаемыми Рынской и Собчак, да еще и Навальным?

У Бога мы все чада возлюбленные, хоть и вторые.

У либералов от «Дождя» - мы такими, вторыми, быть не должны, но почему-то мы анчоусы, быдло, зомби, мрази и вата.

Вот в этом и причина, по которой наша либеральная тусовка наезжает на нашего Патриарха.

Кстати, нашего, безотносительно вероисповедания. Ну, спросите нашего Кадырова, Рамзан Ахмадович, а Патриарх - наш? Он и фетву прочитает: «Наш!». Впрочем, это уже межконфессиональная политика. А мы вернемся к религии.

Православное христианство - это религия для либералов очень неприятная. Это - религия человека, у которого болит совесть.

И эта совесть не просто данное эволюцией явление, которое можно заглушить - а боль души, сотворенной Богом.

И когда наш Патриарх "с часами Брегет на яхте" (а потом и без часов, и без яхты) говорит, что мы вторичны перед Богом - он возносит нас на небывалую высоту, проповедуя Евангелие.

Права человека в данном контексте сводятся к древней, языческой римской демократии - homo homini lupus est.

Право же слово, вы хотите быть чуть ниже Христа, но людьми - или наравне с Боженой и «либеральным электоратом»?

Александр Чаусов

20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день также состоялись основные торжества в честь 40-летия со дня архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Всех вас сердечно благодарю за то, что вместе со мной вы помолились сегодня в главном храме нашей Церкви и вознесли ко Господу свое воздыхание, в том числе о том, чтобы милость Божия не покидала меня на путях Патриаршего служения.

Когда в далеком 1969 году меня рукополагали в священный сан, в тот день был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Ожидая диаконской хиротонии, я внимательно слушал слова молитв. Когда был провозглашен прокимен Благовещения - «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», - я подумал о том, что это не случайное совпадение, но что эти слова должны стать девизом моей жизни.

Когда Господь призвал меня к епископскому служению, то в силу совпадения ряда обстоятельств моя хиротония была совершена в праздник Торжества Православия. В этот день Церковь вспоминает события, произошедшие в 843 году, когда усилиями Патриарха Константинопольского Мефодия и благочестивой императрицы Феодоры Православие было окончательно утверждено после долгих лет борьбы с иконоборческой ересью. Но праздник был установлен не только потому, что Церковь нашла в себе силы победить иконоборчество, но и в знак того, что больше никаких ересей уже быть не должно. В течение почти 800 лет Церковь терзали ереси, и казалось, что VII Вселенский Собор наконец поставил точку. Но ведь не поставил - споры о почитании икон, иконоборческие гонения и политические интриги продолжались еще полвека. Только в 843 году иконоборчество было окончательно побеждено, и молились православные в Константинополе о том, чтобы вместе с ересью иконоборчества ушли все другие ереси.

А мое возведение на Патриарший престол, которое состоялось 1 февраля 2009 года, выпало на день памяти святителя Марка Эфесского. Именно он в XV веке практически единолично спас Православие от унии. После того как Константинополь был предельно ослаблен нашествием сарацин, византийский император решил привлечь военную силу западных стран для отражения атак с востока. Но оказалось, что без благословения Римского Папы никто не взялся бы за меч и не пошел защищать Константинополь. Ради спасения города император принимает решение, согласно которому Православная Церковь должна подчиниться Риму, и это решение поддерживают Константинопольский Патриарх и большинство епископата. Иерархи отправляются в итальянский город Феррару, а затем во Флоренцию, для участия в соборе, названном Ферраро-Флорентийским. На этом соборе все Патриархи и архиереи подписали унию с Римом, - не подписал только святитель Марк Эфесский, который понимал, что невозможно объединение в силу страха или прагматических соображений, и, что самое главное, невозможно объединение через разделение, ведь те, кто пытался объединиться с Римом, тем самым разрушали единство православного мира. Святитель Марк понял, какая беда угрожала всей Церкви, и, мужественно восстав на Ферраро-Флорентийском соборе, отверг унию. А потом политические обстоятельства изменились, и православным иерархам, подписавшим унию, пришлось от нее отказываться со стыдом и страхом, - но, наверное, этого бы не произошло, если бы не подвиг святого Марка Эфесского.

Вот эти три совпадения в моей жизни - диаконская хиротония в праздник Благовещения, с его прокимном «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», архиерейская хиротония 40 лет назад в день Торжества Православия, торжества победы над всякой ересью, и восшествие на Патриарший престол в день памяти святителя Марка Эфесского - я не считаю случайными. Слишком много случайностей, чтобы отмахнуться от этого стечения обстоятельств и сказать, что оно ничего не значит. Именно в соответствии с этими Божественными указаниями я выбрал свой жизненный путь: благовестить день от дне спасение Бога нашего и хранить чистоту православной веры, сопротивляясь всякой ереси и всякому соблазну.

Как я уже сказал, в 843 году, когда был учрежден праздник Торжества Православия, все думали, что на этом борьба с ересями закончена. Но ведь не закончилось, и даже сегодня ереси не просто существуют - они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник - не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Еретик считает, что только он знает правильный путь, а все остальные заблуждаются. Достаточно вспомнить Ария: чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос - не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными. До того были сильны эмоции, что, по преданию, святитель Николай ударил Ария по лицу. Но православные епископы понимали: если они сдадут веру, то погубят Церковь. Ведь ересь - это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.

Вот и сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим - на основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой личности».

Так началось революционное изгнание Бога из человеческой жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию. Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом - разрушить до основания старый мир, тот самый, в центре которого - Бог. Мы испили тяжкую чашу страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников. Поскольку я говорю сегодня о своей личной жизни, скажу также, что моими первыми учителями были исповедники - мои дед и отец, прошедшие тюрьмы и лагеря, пострадавшие не потому, что нарушали государственные законы, а потому что отказались предать Господа и Церковь Православную. И народ наш, как известно, прошел через все испытания и выстоял.

Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества - нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто - мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.

В момент рукоположения в священный сан я почувствовал, что должен в течение всей своей жизни проповедовать слово Божие. Сегодня проповедь Евангелия, проповедь Православия несколько отличается от того, что было в прошлом. Некоторые со вниманием слушают слова, произносимые в церкви, но есть и те, у кого эти слова вызывают вопросы, недоумение, несогласие. Так вот, реакция Церкви на недоумение и несогласие очень важна.

У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником - желание воевать или все-таки докопаться до истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели. Это означает, что мы вступаем в диалог с людьми - не декларируем свое учение, но отвечаем на вопросы, которые нам задают. И ведь так бывает не только тогда, когда мы обращаемся к людям неверующим. Это происходит, когда мы свидетельствуем о Православии перед представителями иных конфессий. Они задают вопросы - что-то им непонятно, с чем-то они не согласны, что-то не соответствует их традиции, и мы отвечаем, мы свидетельствуем о своем опыте, о своей вере. А вопросы и ответы - это и есть диалог.

Но кто-то из нашей среды говорит: «Не нужен такой диалог. Вы сказали - они не приняли. Значит, отрясите прах, скажите, что они еретики». Но как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним - он перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление. А в результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя «гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру. Мы друг друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как у нас все хорошо, - а кругом мир погибающий! И не спросит ли Господь с каждого из нас: вы не вступали в диалог с миром? вы не боролись за каждую человеческую душу? И не приведет ли в пример святых апостолов, которые ведь тоже могли оставаться в Галилее? Прекрасный климат, хорошая еда, хорошее вино, благочестивые единомышленники - что еще надо? Но апостолы вышли на римские дороги и отправились навстречу языческому миру, который бросал в них камни, а они искали с ним общий язык, как, например, апостол Павел, когда он выступал перед афинскими мудрецами и говорил, что видел у них жертвенник неведомому Богу, Которого он и проповедует (Деян. 17:23). Апостол признал даже присутствие истины среди язычников, чтобы начать диалог. Что же сказали бы про апостола Павла наши ревнители? «Как так можно?! Общаться с язычниками, да еще признать, что у них есть жертвенник, на котором поклоняются Тому же Богу, Кому и мы поклоняемся?» Действительно, Церковь с самого начала боролась против всяких ересей и разделений, и тот же апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о необходимости хранить единство. Но Церковь всегда несла апостольское свидетельство всему миру.

Русская Православная Церковь обеспокоена не только вероучительными вопросами. Она очень обеспокоена тем, что происходит в мире, а с некоторыми проблемами в одиночку не справиться. Наверное, самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до недавнего времени она не вызывала горячего отклика. Приведу данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки - около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, - ни в Римской империи, ни в Советском Союзе. А мы живем так, будто ничего не происходит, - нас же не гонят. В Ираке было полтора миллиона христиан - осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона - осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане - никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.

Я имел возможность посетить Сирию в самом начале войны. Я видел, как там жили люди, каким страхом они были объяты, опасаясь, что в результате военных действий произойдет непоправимое - христиане будут уничтожены или вытеснены. Позднее я встречался с главами многих Православных и иных христианских Церквей на Ближнем Востоке, и все в один голос просили: сделайте что-нибудь, у нас нет сил, защитите, мы погибаем! И я говорил об этом громко и на встречах с президентами разных стран, и на международных собраниях, - но как будто никто ничего не слышал…

Вот тогда и возникла мысль сказать так, чтобы непременно все услышали. И в ходе переговоров с Римским Папой мы договорились, что нам нужно встретиться и громко, на весь мир, заявить о гонениях на христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил! Удивительно: американский Конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке - это геноцид. Просили же сказать, что осуществляется геноцид, что христиан убивают, - не было ответа! А теперь ответ есть, потому что голоса Востока и Запада соединились, и было сказано о самом главном, что сегодня всех нас беспокоит.

Также у нас была возможность еще раз отвергнуть унию. На встрече в Гаване и Римский епископ согласился с тем, что уния не может быть способом объединения Церквей, что она всегда приносит разделения, как и сегодня происходит на Украине. Мы также сказали, что на Украине имеет место не агрессия извне, а братоубийственный конфликт, и подчеркнули, что раскол нужно преодолеть каноническим путем, а не путем создания мифической «единой поместной церкви», где раскольники как бы соединятся с православными и католиками.

Считаю, что встреча Патриарха Московского с Папой была важным событием. Это произошло впервые в истории, но ведь впервые в истории обрушиваются такие гонения на христиан, впервые в истории происходит дехристианизация человеческой цивилизации - мы и об этом сказали. И сейчас есть надежда, что мы можем работать сообща, преодолевая губительные воздействия на сознание современного человека, каждый на своем месте, - и те, кто несет ответственность на Западе, и мы на Востоке, вместе со своим благочестивым народом. Мы переживаем особые времена, но ничего нового нет. Как во времена Торжества Православия, как во времена святителя Марка Эфесского, так и сегодня Церковь Православная призвана проповедовать Евангелие и хранить чистоту веры православной. Аминь.»

Вконтакте