Признание гражданина безвестно отсутствующим: порядок. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется только в судебном порядке с участием прокурора. О том, как реализуются положения норм о безвестном отсутствии в РФ, узнаете из статьи.

Безвестно отсутствующий по нормам ГК РФ

Статья 42 ГК РФ определяет, что если гражданин более года не появлялся в месте своего проживания и о его нахождении не имеется сведений, то он может быть признан безвестно отсутствующим.

Однако не любое исчезновение законодатель приравнивает к безвестному. Необходимо, чтобы в действиях пропавшего отсутствовал умысел (например, гражданин скрывается в связи с совершением преступления и нахождением в розыске).

Еще одно важное обстоятельство: если родственники узнали, что гражданин пропал и подали заявление в полицию, а представители власти после проведения определённых следственных действий, которые результата не дали, подтвердили, что человек действительно пропал, его еще нельзя считать без вести отсутствующим - этот юридический факт устанавливается только судебным актом.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

Скачать форму договора
  1. Если у пропавшего осталось имущество, которым надо управлять (например, он имел собственный бизнес), то орган опеки подписывает договор с управляющим, а суд утверждает его кандидатуру. С этого момента ответственность за дальнейшее состояние имущества несет управляющий.
  2. В том случае, когда пропавший имел обязательства по содержанию граждан, находящихся на иждивении, им осуществляются выплаты.
  3. Погашение задолженности по всем обязательствам.

Признание человека безвестно отсутствующим

Непоявление гражданина в месте его проживания и отсутствие о его нахождении сведений более 1 года позволяет считать, что признание гражданина безвестно отсутствующим в суде возможно.

При этом пропажа гражданина не должна быть умышленной (например, в связи с совершением преступления). В данном случае не имеет значения, знали ли родственники об этом факте или нет.

Кто может подать иск? Заинтересованные лица. Законодатель не указывает, кто относится к этой категории заявителей. Исходя из толкования нормы права, делаем вывод о том, что между истцом и отсутствующим должна быть материально-правовая связь.

В иске указываются цели признания гражданина безвестно отсутствующим. А изложенные обстоятельства, на основании которых у истца возникла уверенность, что гражданин пропал, необходимо подтвердить. При этом суд может оставить заявление без движения, если не будут соблюдены эти правила.

Признание гражданина безвестно отсутствующим в рамках гражданского дела предполагает заслушивание свидетельских показаний. Если у суда нет оснований не доверять свидетелям, то информация, оглашенная ими, принимается к сведению.

После того как судья возьмет заявление к производству, он должен выяснить все сведения о пропавшем по месту последней работы, регистрации. Соответствующий запрос делается в полицию, воинские части. Следующим шагом со стороны суда будет оповещение органа опеки с тем, чтобы последний назначил управляющего имуществом пропавшего.

Если суд сочтет, что гражданин действительно отсутствует долгое время без причины, а сведений о нем нет, и вынесет соответствующее решение, то с даты вступления судебного акта в силу все имущество гражданина переходит под управление лица, с которым опека заключила соответствующий договор.

Обращаем ваше внимание на то, что в рамках дела о безвестном отсутствии не должно возникнуть спора о праве. В противном случае суд будет обязан рассматривать иск в общем порядке. То есть сначала в особом производстве утверждается факт безвестного отсутствия гражданина, а затем решаются все остальные вопросы.

Что делать, если безвестно отсутствующий объявился ?

В случае появления гражданина, который был признан отсутствующим, судебное производство возобновляется по его требованию или иску заинтересованных лиц и выносится новый акт. Вновь вынесенное решение является причиной для отмены действия договора на управление имуществом.

Кроме того, после своего появления гражданин может восстановить себя в иных правах, которые были утрачены после предъявления в компетентные органы акта суда.

Таким же образом у лица появляются и обязанности: все, что он должен был исполнить, но не смог в связи со своим отсутствием, исполняется незамедлительно или по соглашению сторон.

Что еще необходимо знать про признание безвестно отсутствующим?

Статья 19 СК РФ определяет, что органы ЗАГСА разводят супругов по заявлению одного из них в случае признания второго без вести отсутствующим. Наличие/отсутствие несовершеннолетних детей значения не имеет. Если супруг объявляется, то при наличии совместного заявления брак может быть восстановлен. Исключение: если после развода муж/жена успели вступить в новый брак, то возобновление предыдущего исключается.

После признания гражданина безвестно отсутствующим на лиц, которые ранее находились на его иждивении, оформляется пенсия по потере кормильца. Соответствующее заявление подается в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации или в МФЦ. Пенсия выплачивается ежемесячно.

Если пропавший был прописан в жилом помещении, то после получения решения суда собственник помещения отправляется в ФМС для того, чтобы временно снять с регистрации гражданина и не платить за него коммунальные услуги.

Суд не признает гражданина отсутствующим без вести, если он скрывается умышленно. Пример: в суд обратилась И. для признания брата Т. отсутствующим. Цель - получение наследства после смерти матери. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что брат находится в федеральном розыске за совершение умышленного преступления. Безусловно, о месте нахождения Т. ничего не известно более 1 года. Однако его отсутствие объясняется объективной причиной - он скрывается от правосудия. Поэтому у близких родственников нет интереса сообщать суду о месте пребывания Т., даже если оно им и известно. На основании этого суд отказал в удовлетворении заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

2.1 Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим

признание гражданин умерший отсутствующий

Лицо, в случаях, предусмотренных российским законодательством, а в частности, гражданского права, признается безвестно отсутствующим или умершим. Если же гражданин, признанный безвестно отсутствующим или умершим, появляется в месте его жительства после решения суда, то в таких, соответственно ситуации, случаях наступают определенные правовые последствия, которые закрепляются в Гражданском Кодексе РФ, в частности, ст. 43, 46. Статьи, указанные ранее, содержат в себе следующий правовой смысл. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012-1026 ГК РФ. Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует. На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последнее он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.

Прекращаются обязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).

Также немаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг членам семьи отсутствующего.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, насколько в этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.

Я считаю, что приведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений закона.

Итак, из анализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так и личными неимущественными правами.

Объявление же умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно отсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность места нахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических обязанностей.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике.

Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Особенность объявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало, продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.

Однако, в связи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?

Как представляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданина умершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд должен установить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможно следующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Определенные особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенных сроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающим признаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц, участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой цели судебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание презумировать смерть безвестно отсутствующего.

В фактический состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.

Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае не требуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как они предусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти - фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах загса.

Делись добром;)

Основные положения института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

признание гражданин отсутствующий умерший В системе гражданского права особое место занимает институт безвестного отсутствия и объявления умершим...

Понятие и значение юридических фикций в гражданском праве (на примере правового регулирования безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим)

Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В Германии, Фрaнции...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Конституция РФ Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7. закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц...

Практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в гражданских правоотношениях, участником которых он является...

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим предусмотрены ГК РФ. Они призваны устранить правовую неопределенность в отношении личных и имущественных прав самого гражданина и его близких.

Правовые основания для признания гражданина безвестно отсутствующим

При признании гражданина безвестно отсутствующим правовые последствия достаточно серьезны: они предусматривают изменение семейного статуса, прав на имущество. Ст. 42 Гражданского кодекса РФ называет основанием признания отсутствие сведений о том, где находится гражданин, по месту его жительства в течение года.

Список заинтересованных лиц достаточно широк. Среди них:

  • супруги, например, желающие расторгнуть брак;
  • кредиторы;
  • несовершеннолетние дети, имеющие право на получение алиментов;
  • иные лица.

Часто возникают ситуации, когда человек скрывается от кредиторов или от призыва в армию. Если суд при рассмотрении дела сможет установить возможность такой ситуации, он вправе отказать в вынесении решения. У суда нет обязанности признавать пропавшего безвестно отсутствующим в любом случае (см. решение Бабаюртовского суда Республики Дагестан от 20.05.2016 по делу № 2-142/16, которым гражданке было отказано в признании супруга безвестно отсутствующим, так как у суда были данные о том, что он находится в международном розыске).

Суду представляются доказательства, которых должно быть достаточно для того, чтобы убедить суд в пропаже гражданина. Некоторые общеизвестные ситуации, например ведение военных действий в определенном регионе, доказывать не потребуется. О них можно прочитать в статье «Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе» .

Суд вправе по собственной инициативе исходя из норм ст. 278 ГПК РФ запросить иные доказательства, которые могли бы подтвердить факт наличия сведений о том, что человек находится или находился в пределах годичного срока в определенном месте. Он может обращаться в органы МВД, службу судебных приставов, воинские части.

Виды последствий признания безвестно отсутствующим

После выявления ситуации действительного отсутствия сведений о месте нахождении человека и вынесения решения наступают предусмотренные законом последствия признания человека безвестно отсутствующим, которые делятся на 5 основных групп:

  • имущественные;
  • семейные;
  • трудовые;
  • административные и налоговые;
  • жилищно-правовые.

Закон прямо называет имущественные последствия основным прямым следствием вынесения решения, но изменение правового статуса человека приводит и к другим последствиям. Для применения имущественных последствий необходима координация действий суда и органов опеки, остальные возникают по заявлению заинтересованных лиц.

Так, существует много отказов суда в снятии человека с регистрационного учета, поскольку признание безвестно отсутствующим позволяет сохранить имущественные права. Возникают правовые последствия и для детей безвестно отсутствующего. Например, ребенок может быть по заявлению органов опеки включен в перечень сирот, которые должны быть обеспечены жильем (см. апелляционное определение Омского областного суда от 05.07.2017 по делу № 33-4498/2017).

Имущественные последствия признания человека безвестно отсутствующим

Одним из последствий признания безвестно отсутствующим становится передача имущества пропавшего в доверительное управление. Управляющий назначается органом опеки и попечительства, с которым и заключается договор доверительного управления. Для его заключения требуется одновременное наличие 4 факторов:

  • вступившего в силу решения суда;
  • наличия имущества, которому требуется управление;
  • возможности у органов опеки определить кандидатуру управляющего (может не найтись лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым актами регионов к управляющим; особые требования, например, предъявляются в приказе Минсоцразвития и соцполитики Краснодарского края от 14.01.2014 № 11);
  • согласия этого управляющего.

Из состава имущества, переданного в управление, выплачиваются определенные суммы лицам, которые ранее находились на иждивении пропавшего, а также погашаются его текущие обязательства — кредитные, налоговые, коммунальные.

Закон допускает передачу в управление недвижимости и ценных движимых вещей, но перечень открыт, а в отношении других объектов (например, денег, ценных бумаг, патентов и авторских прав, предприятия как имущественного комплекса и т. п.) ничего не сказано.

Имущественным последствием, имеющим значение и для третьих лиц, становится прекращение договора простого или инвестиционного товарищества (см. постановление 5-го ААС от 22.03.2017 по делу № А59-5933/2009). Кроме того, в отношении безвестно отсутствующего гражданина прекращается исполнительное производство (см. ст. 43 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Последствия признания гражданина отсутствующим, не имеющие имущественного характера

Пропавший находился в различных отношениях с обществом: ходил на работу, платил налоги, призывался на военные сборы, исполнял те или иные семейные обязанности. В каждой из этих сфер его жизни в связи с признанием безвестно отсутствующим произойдут изменения.

Среди них:

  1. Изменения в трудовой сфере. Трудовые отношения прекращаются на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с момента вступления в силу решения суда. При этом работодатель не обязан выплачивать заработную плату за период отсутствия гражданина на работе, она не может быть передана управляющему, так как деньги не являются объектом доверительного управления, а трудовую книжку допустимо направить по почте родственникам пропавшего.
  2. Изменения в семейном положении. Брак с отсутствующим лицом расторгается по решению органов ЗАГС, а в ст. 130 Семейного кодекса разрешается усыновлять детей такого гражданина без его согласия.
  3. Изменения в отношениях с налоговыми органами. К таким последствиям можно отнести переложение на управляющего обязанности оплачивать расходы на содержание имущества и имущественные налоги, но это должно быть предусмотрено в договоре доверительного управления. Кроме того, на доверительного управляющего эта обязанность прямо возлагается в письме УФНС по г. Москве от 11.2007 № 18-08/4/14857.

Если человек вернулся

Пропавшие на стройках, вахтах, в ходе военных действий люди иногда все же возвращаются. Можно ли аннулировать последствия признания гражданина безвестно отсутствующим?

Ст. 44 ГК РФ обязывает направить в суд заявление об отмене решения о признании человека безвестно отсутствующим. На основании этого решения суд отменяет доверительное управление. Кроме того, нормы ГК РФ о наследовании в ст. 1155 позволяют восстановить пропущенный срок вступления в наследство. На основании ст. 26 СК РФ расторгнутый брак восстанавливается органом ЗАГС по совместному заявлению супругов, если другой супруг за это время не вступил в новый брачный союз.

Но есть и неурегулированные моменты. Законодатель не определяет, может ли быть отменено усыновление, если оно произошло в рамках ст. 130 СК РФ. Назначенная по потере кормильца пенсия отменяется.

Интересно, что истцами при подаче такого заявления могут быть разные заинтересованные лица. Так, в решении Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 01.12.2017 по делу № 2-829/17 им выступил ПФР.

Институт последствий признания гражданина безвестно отсутствующим призван устранить правовую неопределенность, связанную со статусом его имущества, снизить риски его утраты или ущерба и удовлетворить интересы третьих лиц, связанные с исчезнувшим.

Как это не странно звучит, но далеко не все люди умирают, ведь часть из них просто исчезает из нашего поля зрения и никаких сведений о человеке больше не слышно.

Простой пример – военная командировка или авиакатастрофа. Человек уехал и не вернулся, а на деле его тело не было найдено и значит, что факта физической смерти не наступало. Именно в этой ситуации и есть смыл говорить про признание гражданина безвестно отсутствующим. Это юридическая формулировка, которая в последствии способна решить некоторые из возникнувших проблем.

Безвестное отсутствие – это установленная судом процедура, согласно которой выявлено, что гражданин длительное время отсутствует по месту своей прописки и проживания. В случае отсутствия сведений о человеке возникают определенные трудности с выполнением им ряда правовых обязательств – кредит, поручительство, трудовые взаимоотношения и др.

В отсутствии человека его права собственника на движимое и недвижимое имущество не могут передаваться иным лицам , как и кредитные обязательства, возложенные на плательщика, который по факту исчез. К тому же нельзя забывать и про трудо-правовые и семейно-правовые отношения, где большинство споров также невозможно решить без одной из сторон.

Легко ли признать человека безвестно отсутствующим

Очень многих в настоящий день интересует вопрос о том, как признать человека безвестно отсутствующим в рамках правового и юридического законодательства.

На самом же деле решение этого вопроса четко прописано в ГК РФ и согласно юридическому законодательству существует несколько решений этого вопроса:

  • Отсутствие возможности уточнить текущее местонахождение человека без наличия любых сведений о нем за прошедшее время.
  • Если по месту проживания человека отсутствуют какие-либо сведения о его фактическом пребывании на протяжении 1 календарного года. Исчисление сего срока начинается с момента, когда были предоставлены или получены последние данные о человеке. Если невозможно установить конкретный день, то началом отсчета выступает первый день месяца, а если невозможно подтвердить и месяц, то исчисление производится с 1 января.
  • Согласно решению суда гражданин может быть признан безвестно отсутствующим. Предоставленное заявление в судебную инстанцию рассматривается в очереди особого производства. Заявителем могут выступить родственники, опекуны, прокурор или кредиторы. В ходе совершения подготовки судом выясняется круг лиц, который способен уточнить информацию касательно того, когда гражданин был замечен в последний раз.

Ряд правовых последствий

Если человеку засчитают статус безвестно отсутствующего, при наличии подобного судебного заключения, необходимо вести речь о дальнейших правовых последствиях. По законодательству в этом случае большая часть финансовых обязанностей возлагается на доверенных лиц . Давайте об этом и поговорим.

Правовые последствия в случае использования официальной формулировки «безвестно отсутствующий гражданин» вступают в действие с момента вынесения настоящего решения в суде.

Если в собственности у безвестно отсутствующего человека имелась квартира или любой объект недвижимости, который может нуждаться в регулярном его использовании, то согласно судебному предписанию выбирается доверительное управляющее лицо. Его обязаны выбрать органы попечительства и опеки.

Будет подписан договор о варианте доверительного использования недвижимой собственностью. Человек, оказывающее доверительное управление, производит погашение задолженностей и производит иные необходимые действия, которые были возложены на безвестно отсутствующего гражданина.

Действие любых доверенностей, которые были выданы этому или этим человеком также аннулируются. Это хорошо прописано в законодательстве, а именно в статье 188 ГК. И на 2019 год все эти пункты остаются в силе.

Фидуциарные договоры с самим гражданином также прекращают свое юридическое действие. Агентский договор, поручения, комиссионные расчеты – в дальнейшем они недействительны по отношение к безвестно отсутствующему человеку.

Определенные правовые последствия касаются и регистрации семьи. Муж или жена безвестно отсутствующего человека имеют законное право аннулировать брак в упрощенном варианте. Никакого значения в этой ситуации не играет количество малолетних детей и не потребуется обоюдного согласия на развод. Более подробно этот момент расписан в пункте 2 ст. 19 СК.

Также прекращает свое действие трудовой договор с нанимателем по факту признания гражданина безвестно отсутствующим. По аналогичному принципу трудовые договора должны быть расторгнуты и с теми лицами, для которых безвестно отсутствующий выступал в роли работодателя.

Необходимо учитывать и иные правовые последствия, действие которых прописано в федеральном блоке законов.

Юридические последствия вопроса

Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующем касаются в большей мере имущественных споров. Уместно ли в этой ситуации говорить про наследство и строить на него планы?

После признания судом гражданина в качестве безвестно отсутствующего лица, потенциальные наследники не имеют законных оснований для раздела имущественной собственности .

Доверительное управление становится обязанностью нового лица и именно он распоряжается жилплощадью. Наследство может быть рассмотрено лишь через 5 лет , когда в факт безвестного отсутствия может быть трактован юридической смертью человека.

Правовая сторона вопроса в случае обнаружения гражданина

Давайте же рассмотрим этот вопрос и с другого ракурса. Скажем, что предусмотрено законодательством в том случае, если человек сам явится или же будет обнаружено место его текущего нахождения . В этом варианте развития событий суд аннулирует свое изначальное решение об одобрении статуса гражданину безвестно отсутствующего, возвращает ему изначальные права на личное имущество и предоставляет возможность восстановить брак при обоюдном согласии сторон.

Юридическое объявление о смерти

Безвестно отсутствующее лицо не остается в этом статусе навсегда, что прописано государственным законодательством. Человек будет объявлен умершим при следующих условиях:

  • Отсутствие фактической возможности установить место проживания человека в настоящий момент времени. Также невозможно подтвердить того, что он бодрствует и жив сейчас.
  • Если по месту проживания отсутствуют сведения о его существовании на протяжении последних пяти лет. Если имел момент определенный риск для его жизни на день исчезновения, то в таком случае достаточно 6 месяцев нахождения в статусе «безвестного отсутствующего», чтобы в дальнейшем объявить о юридической смерти. Решение суда в этом вопросе исходит из поступившего заявления от заинтересованной стороны.

Как правило, заявления граждан подобного плана рассматриваются судом в формате особого производства. Порядок признания человека умершим регламентируется федеральным законодательством.

Если сам гражданин в последующим объявится, то порядок правовых последствий будет выглядеть следующим образом:

  • Судом отменяется изначальное постановление о смерти безвестно отсутствующего гражданина.
  • Отделение ЗАГС должно вынести человека из списка умерших и восстановить его в базе по месту регистрации.
  • Гражданин обладает правом затребовать своего личного имущества, которое перешло в собственность к наследникам. Возврат ценных бумаг и денег реализовать куда сложнее. Скорее всего, потребуется оформлять исковое заявление и обращаться в суд.

Видео: Юрист об особенностях признания лица безвестно отсутствующим

Оформление официального заявления

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим является единственным правильным юридическим шагом на этапе получения законности данного статуса.

Официальное заявление может оформляться как в произвольной форме, так и по образцу, который можно найти в интернете.

Важно, чтобы после оформления подобного заявления заинтересованное лицо заверило подлинность документа у нотариуса. Далее оригинал документа оставляется в суде, где и будет рассмотрен вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В пунктах заявительного письма должно прописываться следующее:

  • Когда в последний раз гражданина видели лица, способные это подтвердить.
  • По какой причине сторона подает данное заявление.
  • Иные важные дополнение по вашему мнению.

Признание безвестно отсутствующим - это весьма сложный и длительный юридический процесс, но его прохождение имеет зачастую принципиальное значение. Кроме того, данная процедура влечет за собой наступление определенных правовых последствий. Что же необходимо сделать для получения статуса отсутствующего безвестно?

Признание гражданина таковым является крайне важным моментом для иных лиц, с которыми этот человек вступал в определенные правоотношения. Отсутствие лица и любых вестей о нем на протяжении длительного времени приводит к юридической неопределенности, последствия которой нередко нарушают права и интересы других людей.

В каких случаях лицо могут назвать «безвестно отсутствующим»?

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и основания для этого прописаны на законодательном уровне. Принципиально важным моментом здесь является отсутствие каких-либо сведений о месте временного пребывания или постоянного жительства лица на протяжении конкретного периода.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ, один календарный год - это тот самый предельный срок, по истечении которого заинтересованные лица, не владеющие сведениями о местонахождения гражданина, могут ходатайствовать об объявлении последнего отсутствующим безвестно.

Получение статуса пропавшего без вести: кому это необходимо?

Когда же пора обращаться в суд? Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим и решение по данному делу могут стать в юридическом смысле отправной точкой. Вот лишь несколько примеров ситуаций, в которых может возникнуть острая необходимость объявления лица пропавшим без информации о его местонахождении:

  • Кредитор не имеет возможности получить от должника причитающееся ему имущество или денежные средства.
  • В случае пропажи кормильца нетрудоспособные иждивенцы автоматически лишаются ухода и источников к существованию.
  • Несовершеннолетний ребенок, проживающий с одним из родителей, не сможет выехать за территорию государства без нотариального разрешения второго родителя, если о его местонахождении ничего неизвестно.
  • У оставшегося законного супруга отсутствует законная возможность расторгнуть официальный брак с пропавшим без вести лицом.
  • Интересы и права самого безвестно отсутствующего лица остаются без защиты на протяжении длительного времени. Без должного присмотра находится и имущество, что может привести к его окончательной утрате или противозаконному посягательству иных лиц.

Исковое заявление о признании лица без вести отсутствующим

С целью преодолеть подобную юридическую неопределенность и был разработан правовой механизм признания безвестно отсутствующим лица, связь с которым оборвалась. По сути, это единственный способ защитить или восстановить нарушенные права и интересы третьих лиц. Следующим шагом на пути разрешения неординарных ситуаций станет признание безвестно отсутствующего умершим. Для обеих процедур установлен отдельный судебный порядок, характеризующийся особым процессуальным производством.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим проходит несколько этапов рассмотрения по существу. Первое, на что судебная инстанция обращает внимание, - это наличие оснований для подачи иска. Заявителю необходимо собрать доказательства отсутствия человека. К тому же, иск будет рассматриваться только в случае годичной пропажи гражданина. Все аргументы, представленные заявителем, подлежат тщательной проверке. Положительное решение по делу возможно только в том случае, если суду не удастся найти никакой значимой информации о местонахождении отсутствующего. Также перед истцом стоит еще одна задача - подтвердить, что получение подобных сведений абсолютно невозможно в настоящий момент.

Отказ: почему суд не всегда признает факт пропажи человека?

Как уже было отмечено, моменту обращения с заявлением должен предшествовать конкретный прописанный ст. 42 ГК РФ срок, который предполагает вероятность появления информации о пропавшем лице. Однако соблюдение данного требования еще не говорит о том, что суд примет иск к рассмотрению.

В частности, объявление гражданина безвестно отсутствующим будет под вопросом, поскольку практике известны случаи, когда отдельные лица из корыстных мотивов намеренно скрывают свое место жительства, временного пребывания. Причиной такого поведения может служить желание избежать долговых обязательств перед кредитором, уклониться от уплаты алиментов.

Нередко граждане скрываются от уголовной или административной ответственности за совершенное ими противоправное деяние. При возможности применения к пропавшему лицу любого из вышеперечисленных обстоятельств признание его без вести отсутствующим становится маловероятным.

Как определить дату, с которой лицо будет считаться отсутствующим безвестно?

Таким образом, поиск людей, от которых нет известий, является первостепенной задачей для заинтересованного лица. Бесспорно, сам факт признания человека пропавшим влечет за собой наступление некоторых юридически значимых последствий, а потому подойти к его утверждению судья должен ответственно. Течение периода, на протяжении которого ни малейших сведений об отсутствующем не было получено, исчисляется с момента получения последних вестей о местонахождении разыскиваемого лица.

В противном случае, если определить ту самую дату затруднительно, за начало срока берется первый день следующего месяца после получения какой-либо информации о месте пребывания или жительства отсутствующего, а если не удается установить последний месяц, период отсчитывают с первого января следующего года.

В чем разница между признанием отсутствующим и объявлением умершим?

Заинтересованные лица редко прекращают поиск людей, признанных безвестно отсутствующими. Согласно ГК РФ, лицо может быть объявлено умершим спустя три года после постановления решения суда о признании последнего пропавшим. Стоит отметить, юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и обстоятельства, открывающиеся после признания его же умершим, имеют существенные различия.

Так, в первом случае кардинальных и необратимых правовых изменений не наступает. Вследствие признания человека пропавшим без вести по решению суда назначается смотритель, на которого возлагаются обязательства поддерживать собственность и имущество отсутствующего хозяина. В соответствии со ст. 43 ГК РФ, данное лицо наделяется рядом полномочий по усмотрению органов опеки и попечительства.

Фактически, гражданин, пропавший без вести, не лишается дееспособности, ведь официального подтверждения его гибели нет, а значит, в случае его возвращения решение суда о признании его безвестно отсутствующим может быть аннулировано.

Объявление умершим: открытие наследства и другие последствия

Признание гражданина умершим при положительном рассмотрении ходатайства в большей степени связаны с дальнейшей судьбой имущества пропавшего человека. Наиболее распространенными можно назвать следующие правовые ситуации:

  • Открывается наследство, вступить в которое могут лица в соответствии с порядком и очередностью наследования.
  • Часть нажитых материальных ценностей идет на погашение кредитных задолженностей и обязательств, взятых на себя отсутствующим лицом до момента пропажи.
  • Другая часть средств направляется на содержание иждивенцам (например, малолетним детям или опекаемым, нетрудоспособным родителям).
  • У иждивенцев, содержащихся за счет пропавшего лица, с признанием его таковым возникает право обратиться к государству за правом на получение пособия (пенсии по утрате кормильца).
  • Третьи лица автоматически теряют права и обязательства, выходящие из договоров поручения, в которых отсутствующий гражданин являлся одной из сторон при жизни.
  • С момента признания лица без вести отсутствующим, теряет свою легитимность доверенность. Причем это касается и того документа, который был выписан на имя пропавшего, и того, который был выдан им самим.

Возможно ли сокращение сроков для признания лица умершим?

При этом для получения акта гражданского состояния о смерти человека, как уже было отмечено, должно пройти три года со дня принятия решения о наделении лица статусом безвестно отсутствующего. Умершим лицо объявляется и в том случае, если имели место обстоятельства, способные повлечь за собой смерть, т. е. заведомо опасные ситуации (стихийные бедствия, катаклизмы, крушения, авиакатастрофы и т. д.).

В этом случае лицо будет признано умершим, даже если его тело так и не было обнаружено к моменту подачи искового заявления в суд.

Процедура вынесения судебного решения

Таким образом, признание безвестно отсутствующим - первый этап на пути к освидетельствованию смерти пропавшего лица, который подразумевает выполнение ряда последовательных действий от заинтересованных граждан:

  • составление заявления в письменном виде;
  • подача иска в судебную инстанцию;
  • рассмотрение ходатайства в суде;
  • ознакомление с доказательствами отсутствия сведений о местонахождении пропавшего;
  • принятие решения по делу.

Кто такие «заинтересованные лица»?

Кстати, в гражданско-процессуальном законодательстве нет четкого определения термина «заинтересованное лицо». Однако на практике с заявлением в суд о признании лица пропавшим без вести чаще всего обращаются граждане:

  • законный супруг (супруга);
  • нетрудоспособные родители;
  • несовершеннолетние дети;
  • опекаемые иждивенцы;
  • лица, интересы и права которых были нарушены пропавшим гражданином;
  • представители местной администрации;
  • прокурор.

Случается и так, что пропавшие люди находятся. При появлении лица, в отношении которого было вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим, все связанные с этим правовые последствия, касающиеся имущественных прав, нивелируются. Но отмена судебного вердикта не позволяет, например, признать незаконным расторжение брака, если второй супруг за период отсутствия уже успел оформить новые семейные отношения.