Грифы секретности, классификация секретной информации.

Секретное делопроизводство сопряжено с немалым риском. В большинстве своем он обуславливается незнанием специфики работы и нарушениями ключевых принципов ее исполнения.

Государственная тайна – что это такое?

Это понятие имеет несколько значений. В общем смысле тайна характеризует что-то непознанное и неразгаданное. Применительно к госструктурам под такими сведениями понимают данные, которые известны строго определенной категории лиц. Государственная тайна, таким образом, - это то, что не подлежит разглашению. Эти данные сохраняют свой статус обычно в течение определенного временного промежутка. Он устанавливается в зависимости от значимости сведений, их необходимости, вытекающих из интересов всей страны либо конкретного ведомства. По различным причинам информация со временем теряет свою секретность. Спустя определенный период она может быть обнародована или опубликована.

Грифы секретности: виды

В повседневной работе ведомств и министерств РФ составляется огромное число актов. Реализация управленческих функций невозможна без документооборота. Одной из характерных особенностей административной деятельности считается разнообразие материалов. Классификация секретной информации осуществляется в соответствии с ФЗ №5485-I. Значительная часть актов, издаваемых административными органами, содержит сведения, не подлежащие разглашению. Однако существуют степени секретности. Они отражаются специальными отметками на бумагах. Законодательством предусмотрены следующие грифы: "Секретно", "Особой важности" и "Совершенно секретно". Рассмотрим их подробнее.

Отличительные черты отметок

Грифы секретности документов устанавливаются в зависимости от содержания и важности сведений, в них присутствующих. Соответственно, за разглашение тех или иных данных предусматривается определенная ответственность. Отметка "Особой важности" предполагает самую высокую степень секретности. Такой статус присваивается ограниченной категории актов. Разглашение таких сведений создает опасность для страны. Обнародование этих данных может причинить существенный ущерб государственным интересам. В связи с этим акты, отнесенные к данной группе, должны защищаться особым образом.

Отметка "Совершенно секретно" ставится на документы, в большей степени относящиеся к безопасности и обороноспособности страны. Вред от их разглашения вполне очевиден. Порядок обращения с такими сведениями строго регламентируется.

Существует еще одна категория документов. На них ставится отметка "Для служебного использования". Если грифы секретности четко устанавливают статус актов, то в этом случае имеет место ограничение доступа к сведениям. Оно необходимо для предотвращения утечки служебных данных.

Общие правила

Грифы секретности и порядок обращения с ними устанавливаются в соответствии с перечнями, определенными указанным выше ФЗ. Внесение сведений и изменение списков таких данных возлагается на конкретных должностных лиц. При формировании перечня учитываются все сферы производства. Грифы секретности устанавливаются для сведений:

  1. В военной области.
  2. В сфере науки, хозяйства и техники.
  3. В области внешней экономики и политики.
  4. В сфере разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.
  5. В области борьбы с терроризмом.

В ходе мероприятий, когда устанавливаются грифы секретности, производятся выписки из соответствующих актов, определяются исполнителем. Контроль этой деятельности возлагается на лицо, подписавшее бумаги. Эти субъекты несут ответственность за правильное отнесение документов к той или другой категории секретности, определение соответствующего грифа.

Принципы

Для сохранения сведений, представляющих особую важность для страны, должно проходить непрерывное совершенствование действующего порядка засекречивания. Как показывает практика, для реализации этой задачи значение имеют научно обоснованные подходы и системный метод. Грифы секретности должны устанавливаться правильно в строго регламентированных случаях. Этим обеспечивается эффективность защиты важных сведений. Существуют следующие принципы определения секретности документов:

  1. Системный подход.
  2. Объективность.
  3. Оптимизация объема данных.
  4. Периодический пересмотр.

Системный подход

В качестве одной из ключевых характеристик этого принципа выступает рассмотрение процесса засекречивания в целом. В ходе него должны учитываться: взаимообусловленность и одновременно противоречивость двух направлений. В первую очередь имеет место стремление обеспечить надежную защиту государственной тайны. С другой же стороны, необходимо предотвратить необоснованное, массовое сокрытие данных со всеми негативными последствиями. При завышении грифа секретности значительно сужаются возможности осуществления обмена сведениями между ведомствами. Также это приводит к постоянному увеличению объема актов, содержащих недоступные широкому кругу пользователей данные. Это, в свою очередь, зачастую осложняет защиту действительно важной информации. Еще одной крайностью является занижение секретности. В этом случае опасность также очевидна, поскольку такая деятельность формирует предпосылки для утечки важных данных.

Объективность

Этот принцип базируется на безусловном следовании требованиям перечня секретных документов, определенного в законодательстве. Не допускается руководствоваться субъективным мнением, основываться на единоличных решениях исполнителей. В противном случае вероятны ошибки, которые могут привести к занижению либо завышению секретности того или иного документа.

Оптимизация объема

Этот принцип имеет особое значение в деятельности по засекречиванию и сохранению сведений. В любом акте должен присутствовать минимум данных, которые действительно нужны для решения конкретного вопроса или выполнения той или иной работы. Наличие лишней информации может привести к бесконтрольному разглашению всех сведений.

Периодический пересмотр

Регулярно документы, в которых содержатся секретные сведения, должны пересматриваться. Данные могут потерять свою актуальность или их важность может снизиться. При пересмотре происходит разгрузка системы документов. Тот или иной статус акта устанавливается в соответствии с объемом важности сведений, присутствующих в нем. Он, в свою очередь, должен согласовываться с фактической степенью секретности.

Изменение статуса

Оно производится в строгом соответствии с действующим законодательством. По ФЗ, при изменении объективных факторов, вследствие которых последующая защита данных, отнесенных к государственной тайне, является нецелесообразной, акты должны быть рассекречены. В соответствии с положениями закона, срок, в течение которого данные подлежат защите, составляет не больше 30 лет. В качестве исключений выступают документы, которые, согласно решению межведомственной комиссии, продлевают указанный период для таких сведений. Деятельность по рассекречиванию или снижению грифа производится уполномоченными органами. Ими являются специальные комиссии, включающие в состав компетентные лица.

Последние назначаются руководителями соответствующих ведомств. Комиссии должны составлять акты, в которых подробным образом обосновывают необходимость снижения грифа или рассекречивания. Изменить статус сведений могут и руководители уполномоченных ведомств, в которых были составлены или разработаны соответствующие бумаги. Эти должностные лица также вправе рассекретить или засекретить такие акты. Уничтожение бумаг осуществляется в строгом соответствии с нормативно-правовыми положениями, регламентирующими сферу такого делопроизводства.

Проверка наличия документов, дел и носителей информации - предназначена для установления реального соответствия имеющихся в наличии конфиденциальных документов, дел и носителей записям в учетных формах.

Проверки могут быть регламентированными (периодическими, цикличными) и нерегламентированными (внеочередные).

Акт проверки подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения. О недостаче носителей секретной информации немедленно докладывается руководителю учреждения, а также ставится в известность отдел безопасности.

В ходе проверки наличия и состояния документов осуществляются:

· установление фактического наличия документов, находящихся на хранении;

· выявление и устранение недостатков в учёте документов;

· выявление отсутствующих документов и организация их розыска;

· выявление и учёт документов, требующих реставрационной, консервационно-профилактической и технической обработки;

· выявление непрофильных документов.

Проверка наличия и достояния секретных документов осуществляется в те же сроки, что и документов, находящихся на открытом хранении.

Проверку наличия и состояния документов проводит, как правило, группа работников.

При проверке наличия и состояния документов необходимо:

· сохранять порядок расположения документов на стеллажах и в первичных средствах хранения;

· подкладывать на свои места обнаруженные во время проверки неправильно подложенные единицы хранения данного фонда;

· изымать из проверяемого фонда и передавать хранителю неправильно подложенные единицы хранения других фондов;

· изымать единицы хранения, заражённые плесенью или другими биологическими вредителями, для немедленной их изоляции;

· изымать единицы хранения, не внесенные в опись (книгу учёта и описания), и помещать их в конец фонда (комплекса документов) для последующей обработки и описания.

Результаты проверки наличия и состояния документов и обнаруженные в её ходе недостатки фиксируются в листе проверки наличия и состояния документов и в акте проверки наличия и состояния документов.

На основании листа (листов) проверки составляется акт проверки наличия и состояния документов. По окончании проверки наличия и состояния документов в конце описи (книги учёта и описания) проставляется штамп «проверено», дата, должность и подпись лица, производившего проверку.

Результаты проверки физического состояния документов заносятся в картотеку учёта физического состояния документов.

Проверка наличия и состояния документов считается завершенной после внесения изменений во все учётные документы. После проверки наличия коробки с документами могут опечатываться.

Розыск документов, не обнаруженных в ходе проверки наличия и состояния, организуется с момента выявления их отсутствия, и проводится в течение одного года как непосредственно в архиве, так и в других организациях. Руководство архива имеет право продлить срок розыска на основании докладной записки руководителя соответствующего структурного подразделения архива, но не более, чем на 1 год. На документы, не найденные в ходе розыска, составляется акт о необнаружении документов.

Решение о снятии документов с учёта оформляется приказом директора архива на основании письменного разрешения вышестоящего органа управления архивным делом. В картотеке необнаруженных документов делается отметка о снятии документов с учёта.

40 порядок уничтожения документов, дел и носителей информации .

При уничтожении конфиденциальных материалов должен быть установлен порядок, исключающий возможность ознакомления с ними посторонних лиц.
Неполное уничтожение документов позволяет восстановить их текст и исключает возможность уничтожения материалов, не подлежащих включению в эту категорию.

Уничтожение конфиденциальных документов и дел организуется службой конфиденциального делопроизводства. Состав подлежащих уничтожению документов письменно согласовывается с руководителями подразделений или направлений деятельности и санкционируется экспертной комиссией учреждения, фирмы. Процесс уничтожения документов, дел и других конфиденциальных материалов сопровождается оформлением акта, или акт при этом не оформляется.

Технологическая схема уничтожения конфиденциальных документов и носителей информации включает следующие процедуры:
подготовку документов, дел и носителей информации к уничтожению;
оформление акта на уничтожение;
уничтожение документов по акту;
уничтожение документов и носителей информации без составления акта.
Процедура подготовки документов, дел и носителей информации к уничтожению включает:
выделение документов, дел и носителей информации, подлежащих уничтожению по различным причинам;
получение письменного разрешения на уничтожение от руководителей структурных подразделений (направлений деятельности) учреждения, фирмы;
систематизацию документов, дел и носителей информации по способам документирования факта уничтожения.
С оформлением акта уничтожаются документы и дела, включенные в номенклатуру дел, подлинники видео-аудиодокументов, проекты технических документов, черновики и проекты особо ценных документов, картотеки (журналы) учета конфиденциальных документов и другие подобные материалы.

Уничтожение дел, документов и учетных журналов (картотек) должно производиться путем сжигания или с помощью бумагорезательной машины. При уничтожении документов вне территории предприятия доставка их к месту уничтожения производится на служебном транспорте, и принимаются меры, исключающие доступ к документам посторонних лиц.
Четкая регламентация технологии уничтожения документов, дел и носителей информации направлена, прежде всего, на исключение любой возможности утраты документов, подмены документов.

СДП - это порядок учета, составления, хранения, размножения, пересылки и уничтожения СД.

Ведение СДП возлагается на 1-е отделы РСО предприятия. СДП осуществляется на основании следующих документов:

    Инструкция 0126;

    Ведомственные инструкции по СДП;

    ГОСТ 2904-74 (Правила выполнения, учета и обращения СД).

"УСЛОВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ"

Условные наименования (шифры) присваиваются закрытым работам. Они представляют из себя явления природы, нарицательные имена сущ-е.

Условные обозначения (индексы) присваиваются секретным изделиям. Они представляют из себя цифробуквенные обозначения. УО и УИ применяются для указания ссылок на СД и СИ. Само название СД или СИ применяется только в крайних случаях.

ВОПРОС N2. "ПОРЯДОК РАБОТЫ С СЕКРЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ". "УЧЕТ СЕКРЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ"

Учет СД - регистрация и контроль за их сохранностью. Существует 2 формы учета СД: журнальная и карточная. При журнальной системе информация о СД хранится в спец. журналах. При карточной - на спец. карточках, отельных для каждого СД. При учете СД присваиваются рег/номера и фиксируется след. информация: гриф, количество листов, количество экземпляров, источник поступления, краткое содержание, дата поступления. Учету подлежат: СД, рабочие тетради, спец. блокноты, отдельные листы бумаги.

"ХРАНЕНИЕ СЕКРЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ"

ХСД - установленный порядок, обеспечивающий содержание в безопасности СД на рабочих местах и в спец. хранилищах; порядок, предотвращающий порчу СД, их утрату и НСК. НСК - несанкционированное копирование. В рабочее время СД хранятся у исполнителей в личных сейфах или в секретных портфелях (папках). После окончания работы СД сдаются на хранение в 1-е отделы.

"ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С СЕКРЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ"

При обращении с СД следует соблюдать следующие правила:

    СД выдаются только под личную роспись;

    Работа с СД осуществляется в спец. помещениях;

    При работе с СД на рабочем столе должны находиться только необходимые в данный момент документы;

    Запрещается держать СД вместе с несекретными;

    Запрещается хранить СД в рабочих столах;

    При приеме посетителей нельзя оставлять СД в положении, удобном для обозрения;

    Необходимо убирать СД в сейф при временном выходе из помещения;

    Запрещается выносить СД за пределы охраняемой территории;

    При окончании работы с СД необходимо проверить наличие всех СД.

"Порядок разработки секретных документов"

    СД разрабатываются только в спец. блокнотах, рабочих тетрадях;

    СС документа определяется в соответствии с перечнями;

    Количество экземпляров СД определяется служебной необходимостью;

    В СД должен быть представлен минимально возможный объем секретных сведений;

    В документах для машинописи нельзя указывать ТТХ;

    Запрещается снимать копии с СД без разрешения;

    Запрещается самостоятельно уничтожать СД. ТТХ - тактико-технические характеристики.

"Осуществление оформления секретного документа"

Порядок оформления СД:

    N экземпляра;

  1. Приложения;

Порядок оформления последнего листа:

    Исполнители;

    Количество листов и экземпляров;

    адреса экземпляров;

    Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

    Секретное делопроизводство таит в себе немало рисков, которые связаны с незнанием особенностей работы с секретными документами и нарушением основных принципов определения степени секретности.

    Что есть тайна

    Тайна - понятие, имеющее несколько смысловых значений. В общем понимании тайна трактуется как нечто неразгаданное, еще непознанное. Применительно к функциям государственных и коммерческих органов под тайной понимается то, что скрывается от других и что известно строго определенному кругу лиц.

    Иначе говоря, тайну составляют те сведения, которые не подлежат разглашению. Они содержатся в секрете, как правило, определенное время, обусловленное их государственной значимостью, необходимостью, вытекающей из интересов страны в целом или отдельного ведомства.

    По разным причинам часть информации утрачивает свою секретность, поэтому со временем отпадает необходимость сохранять ее в тайне. Впоследствии эти данные могут быть оглашены или опубликованы.

    Грифы секретности

    В повседневной деятельности министерств и ведомств Российской Федерации образуется огромное количество документов. Вполне закономерно, что любая управленческая деятельность невозможна без документооборота. Характерной особенностью состояния управления является разнообразие документальных материалов. На основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» немалую долю в этом документообороте составляют документы с грифом «Секретно».

    Всем документам, содержащим государственную тайну и подлежащим охране в соответствии с существующим законодательством или по распоряжению органов государственного управления, в зависимости от степени их секретности устанавливаются следующие грифы: «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».

    Гриф «Особой важности» означает наивысшую степень секретности и присваивается строго ограниченной группе документов. Раскрытие содержания информации с таким грифом секретности таит в себе чрезвычайную опасность для страны и может нанести значительный ущерб интересам государства. По этой причине документы, имеющие гриф «Особой важности», подлежат особой защите от разглашения.

    Гриф «Совершенно секретно» распространяется на группу документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Важность сохранения в строгой тайне совершенно секретной информации вполне очевидна. Порядок обращения с ней должен быть строго регламентирован.

    Гриф «Для служебного пользования» не устанавливает статус секретности, но ограничивает доступ к служебной информации с целью исключить бесконтрольное пользование ими и не допустить утечки сведений, содержащихся в этих документах.

    Порядок засекречивания и обращения с грифами определяется перечнями сведений подлежащих засекречиванию и нормативными актами в области секретного делопроизводства, а также обоснованностью и своевременностью. Утверждение и внесение сведений в перечень в соответствии с законодательством возложено на соответствующих должностных лиц. При составлении данного перечня необходимо учитывать все области производства на основании Закона РФ «О государственной тайне».

    Государственную тайну составляют:

    • сведения в военной области;
    • сведения в области экономики, науки и техники;
    • сведения в области внешней политики и экономики;
    • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

    Весь комплекс мероприятий по засекречиванию носителя сведения содержащего государственную тайну возложен на эксперта. От его квалификации и знаний нормативных актов зависит правильность выполнения мероприятий по обеспечению сохранности тайны.

    Гриф секретности документам, а также выпискам из них устанавливается исполнителем и контролируется должностным лицом, подписавшим эти документы. Указанное должностное лицо совместно с исполнителем несет ответственность за правильность присвоения документу грифа секретности. Если в документ включены сведения различной степени секретности, то ему присваивается гриф по высшей степени секретности сведений.

    Принципы определения секретности

    С целью сохранения государственной тайны необходимо непрерывное совершенствование порядка определения грифа секретности документов. Практика показывает, что для успешного решения этой задачи важен системный подход и научно обоснованные методы.

    Правильное, строго аргументированное установление грифа секретности документов имеет большое государственное значение, так как от этого в решающей степени зависит эффективность защиты секретов. Разумеется, что грамотное определение степени секретности невозможно без знания основных принципов, которые должны быть положены в основу решения этой задачи.

    К таким принципам можно отнести:

    1. Принцип системного подхода к решению проблемы по строго обоснованному установлению грифа секретности документов. Основной чертой системного подхода является подход к проблеме засекречивания в целом. Этот процесс должен учитывать противоречивость и в то же время взаимообусловленность двух тенденций. С одной стороны, существует стремление обеспечить надежное сохранение государственной тайны, а с другой – не допустить необоснованного, массового засекречивания сведений с вытекающими из этого отрицательными последствиями.

    Завышение грифа секретности документов резко сужает возможности обмена ценной информацией между ведомствами. Кроме того, завышение грифа секретности ведет к постоянному росту объема секретной документации, что усложняет сохранение действительно важных сведений. Другая крайность в этой работе – занижение грифа секретности , которая таит в себе серьезную опасность, так как создает явные предпосылки для утечки секретных сведений.

    2. Принцип объективности определения степени секретности документов основывается на безусловном руководстве требованиями Перечня сведений подлежащих засекречиванию. Степень секретности документов нельзя устанавливать исходя из субъективных, единоличных решений исполнителей, так как это не исключает ошибок, приводящих к завышению или занижению грифа секретности.

    3. Принцип оптимизации объема секретных сведений в документах играет большую роль в сохранении секретов. Любой документ должен содержать в себе минимум секретной информации, которая действительно необходима для работы и решения того или иного вопроса. Излишняя информация приводит к бесконтрольному разглашению данных.

    4. Принцип периодического пересмотра степени секретности документации, изделий и работ на предмет определения полной утраты ими секретности либо снижения ее степени должен неукоснительно соблюдаться, чтобы своевременно и систематически разгружать секретные делопроизводства.

    Гриф секретности документов устанавливается в зависимости от объема и важности содержащихся в них сведений и должен соответствовать фактической степени их секретности.

    Изменение секретности документов

    Степень секретности документов определяется на основании Перечня сведений подлежащих засекречиванию. В них содержатся сведения, классифицированные по направлениям деятельности.

    Доступ к данному комплексу документов осуществляется в строгом соответствии с в этой области.

    На основании Закона изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной, производится их рассекречивание, но не должен превышать 30 лет. Исключение составляют документы, которые по решению межведомственной комиссии по защите государственной тайны продлевают время засекречивания этих сведений.

    Работа по снижению грифа секретности или рассекречиванию изделий осуществляется специальными комиссиями из компетентных лиц, назначенными соответствующими руководителями. Комиссии составляют акты, в которых подробно излагают мотивы рассекречивания или снижения грифа секретности.

    Руководители имеют право изменять гриф секретности, засекречивать или рассекречивать документы, составленные или разработанные в данной организации.

    Производится в строгом соответствии нормативно-правовых актов секретного делопроизводства, а также перечня документов со сроками их хранения.

    Периодические проверки наличия документов с грифом «Коммерческая тайна» являются важным фактором, обеспечивающим их физическую сохранность.
    В ходе проверок устанавливается соответствие наличия документов учетных данных, правильность ведения учетов, проверяется порядок обращения с документами, рассматриваются вопросы снятия грифа «Коммерческая тайна».
    Проверки проводятся комиссионно, с обязательным включением в комис-сию работников, ответственных за учет и хранение документов с грифом «Коммерческая тайна».
    Проверки осуществляются от учетных данных к документам, проверяется наличие всех зарегистрированных экземпляров. Документы, хранящиеся россыпью, проверяются полистно. В ходе проверок устанавливается соответствие и правильность заполнения граф учетных карточек и журналов, наличие отметок об отправке, возврате, размножении и уничтожении документов.
    Рекомендуется проводить ежеквартальные и ежегодные проверки наличия документов с грифом «Коммерческая тайна».
    Квартальная проверка наличия проводится в первую декаду первого месяца, следующего за последним месяцем проверяемого квартала.
    В квартальную проверку проверяются документы, находящиеся на исполнении, не подшитые в дела и не взятые на инвентарный учет, а также документы, находящиеся на хранении в подразделениях или на руках у исполнителей.
    Годовая проверка наличия проводится в январе следующего за проверяемым года.
    В годовую проверку проверяется наличие всех зарегистрированных документов с грифом «Коммерческая тайна», а также правильность ведения всех видов учета и порядка оформления актов на уничтожение.
    Проверки наличия документов проводятся также при смене руководителя подразделения по ведению делопроизводства документов с грифом «Коммерческая тайна» или сотрудников этих подразделений, ответственных за учет и хранение документов.
    Результаты проверок оформляются актами. Акты подписывают члены комиссии по проверке наличия документов и утверждают у руководителя предприятия.

    Еще по теме 5.5. Проверка наличия документов с грифом «Коммерческая тайна»:

    1. 7.4. Проверка наличия (инвентаризация) изделий с грифом «Коммерческая тайна»
    2. 5.6. Порядок хранения и обращения с документами с грифом «Коммерческая тайна»
    3. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТОВ С ГРИФОМ «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА».
    4. 6.1.4. Рассылка документов с грифом «Коммерческая тайна» в другие предприятия передача между подразделениями предприятия
    5. 5.1. Размещение подразделений по ведению делопроизводства с грифом «Коммерческая тайна»