Где получить статус беженца. Помощь и льготы беженцам в россии

История человеческих взаимоотношений подтверждает тот факт, что на протяжении многих сотен лет люди строят между государствами дипломатические отношения. Гарантом мира и дружеского взаимодействия является посольство. Это именно оно представляет ту или иную страну на чужой территории. Исполнять роль посла всегда считалось почетной и трудной миссией, ведь именно от него зависит во многом, как будут выстроены отношения с государством, в котором находится данное посольство.

Что такое посольство?

Так что же такое посольство? представительство аккредитующего государства, расположенное на территории пребывания для поддержания дипломатических отношений на высшем уровне между странами. Возглавляется представительство чрезвычайным и полномочным послом. Верховный комиссар является уполномоченным представителем.

Посол - очень почетное звание. Им может стать только хороший лидер, отличный менеджер, уверенный в своей правоте переговорщик, которого должны ценить и уважать представители страны. Посол должен не только координировать функциями посольства за рубежом, но и отвечать за действия других организаций той страны, которую он представляет.

Где работают наши дипломаты?

Под руководством посла действуют профессиональные дипломаты. Они контролируют ситуацию в стране пребывания и докладывают о положении дел, что позволяет быстро и четко реагировать на различные требования. Дипломаты подразделяются на несколько типов.

Экономические сотрудники - в работу их входит прямое контактирование с иностранными правительствами, различными фондами по защите окружающей среды, а также фондами тех или иных организаций, которые сотрудничают с государством пребывания. Также экономические дипломаты договариваются с противоположной стороной о принятии новых законов по торговле.

Представители администрации - эта категория дипломатов отвечает за все посольства и консульства. На них накладываются дипломатические функции, обеспечивающие людям доступ к нужным им ресурсам.

Политические чиновники . Эта категория дипломатов должна всегда находиться в курсе всех политических изменений и событий, которые происходят в стране, о чем постоянно докладывать послу. Должностные лица на государственном уровне устанавливают взаимопонимание, поддерживают политику своей страны, при этом прибегают к общественным ресурсам.

По всему миру посольства и консульства постоянно действуют и выполняют свои функции. В более чем 150 странах мира располагаются наши посольства, вот лишь некоторые государства, с которыми мы поддерживаем дипломатическое сотрудничество: Ватикан, Бельгия, Австрия, Великобритания, Дания, Греция, Ирландия, Германия, Мальта, Люксембург, Нидерланды, Кипр, Италия, Испания, Финляндия, Португалия, Франция, Норвегия, Болгария, Албания, Швеция, Швейцария, Македония, Венгрия, Словакия, Румыния, Польша, Хорватия, Словения, Аргентина, Югославия, Бразилия, Боливия, Канада, Гайана, Мексика, Куба, Коста-Рика, Уругвай, США, Чили, Никарагуа, Ямайка.

Отличие консульства от посольства. Виза

Посольство - это представительство, которое имеет высший уровень. В свою очередь, Генеральское консульство или консульство стоит на более низком уровне дипломатического представительства. Офис находится за пределом столицы. Например, в Индии находится в Мумбаи, тогда как само посольство - в Нью-Дели. Во главе консульства всегда стоит Генеральный консул. Если консульств в стране несколько, то их возглавляет Почетный консул.

Если вам потребовалась виза для поездки в государство, где предусмотрен визовый режим, куда обращаться - в консульство или посольство? Виза может выдаваться как в консульстве, так и в посольстве в визовом отделе. Но стоит отметить, что посольство в первую очередь занимается политическими вопросами. Консульство же решает проблемы граждан, занимается оформлением документов (паспорта, визы, справки), контактирует с местными властями. Для тех направлений, куда визы наиболее востребованы, создаются специальные визовые центры, это удобно в высокий сезон туристических поездок.

Консульства и посольства в Москве

Для получения туристической визы на выезд в какую-либо страну, постоянный или временный вид на жительство, чтобы оформить въезд для учебы, работы, для решения вопросов о гражданстве, воссоединения семей, необходимо для начала посетить консульство или посольство нужной страны в Москве, подать необходимый пакет документов. Каждая страна выдвигает свои требования к перечню документов, свои правила по оформлению. Несоблюдение даже малейших условий может привести к отказу в выдаче визы. Консульства и посольства некоторых стран разрешают оформлять документы через визовые центры, тогда как другие этого не допускают и ставят условием обязательное личное посещение как для подачи документов, так и для собеседования. разрешают оформить в одном посольстве сразу несколько виз в разные страны в рамках репрезентации.

В Москве получить визу можно, обратившись в одно из 138 консульств и посольств, включаются сюда и представительства СНГ. В каждой стране свои порядки, так что обращаться придется по конкретному случаю. Многие посольства дают возможность обращаться за консультацией через собственный сайт или по электронной почте, а также по указанному телефону и адресу.

в Москве. Как получить визу?

В Украине статус беженца определяется Законом Украины «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите».Закон регулирует общественные отношения, так же права и обязанности. Начнем с определения, исходя из законодательства:

Беженец- это человек, которому в силу независящих от него обстоятельств, пришлось покинуть страну своего гражданского происхождения или проживания.

Если имеются обоснованные опасения угрозы преследования и человек не может или не хочет пользоваться защитой государства своего гражданского происхождения или проживания, он может просить убежище в другой стране. По сути, человек вел обычный образ жизни, но произошли обстоятельства, подтолкнувшие его просить убежище в другой стране.

Основания для получения статуса беженца в Украине

Международным правом предусмотрено обеспечение убежища другими странами, но ни в коем случае не обязывает его предоставлять. Факторы, которые могли поспособствовать такому решению, описываются в Женевской конвенции и в протоколе «о статусе беженцев ООН в 1951 г» . К ним относятся преследования по причине: гражданства, расы, вероисповедания, политическим убеждениям, сексуальной ориентации и др.

Под преследованием здесь подразумеваются не единичный случай от сограждан, а преследование группой людей, которые наделены определенной властью (это могут быть представители государственных органов или властные преступные группировки). Все преследования должны быть документально подтверждены, опираясь на факты. Возможно, лицу придется предоставить документы, которые доказывают неоднократные попытки обращение в правоохранительные и государственные органы для получения защиты.

Причины, по которым будет отказано в получении особого статуса:

  1. Человек совершил тяжкое военное, политическое преступление или преступление против человечности.
  2. Человек хочет наладить свои финансовые вопросы в другой стране.
  3. Недостаток оснований для получения статуса (не был доказан факт угрозы жизни).

Права и обязанности беженца в Украине

Государство, принимающее у себя беженцев, гарантирует отсутствие дискриминации, предоставляя им равные права и свободы для стабильности и перспективы в будущем. В отношении некоторых прав, с ними должны обращаться так же, как с иностранцами.Рассмотрим несколько преимуществ получения статуса беженца:

  1. Сохранение единства семьи (супруг и дети будут находиться рядом).
  2. Трудоустройство, обучение и медицинская помощь.
  3. Поселиться в указанном месте или самостоятельно выбрать место проживания (аренда жилья, гостиницы, либо проживание у родственников).
  4. Беженца не могут принудительно выслать из станы.
  5. Основание для получения вида на жительство в Украине (проживание более 3-х лет), который дает ряд преимуществ.

Лицо, получившее особый статус получает не только права в другой стране, но и обязанности. Например, возможность свободно передвигаться внутри страны при условии, что каждое свое перемещение будут фиксировать в центральном органе исполнительной власти. Так же в его обязанности входит ежегодная перерегистрация.

Со своей стороны беженец обязуется выполнять все законы и распоряжения принимающей его страны. Это касается и системы налогообложения. К беженцам не будет применяться дополнительная система налогообложения, а лишь та, которая затрагивает всех граждан. К ним не относятся законные распоряжения, касающиеся сборов за выдачу административных документов.

Документы для получения статуса беженца в Украине

Ходатайствовать о признании статуса беженца имеет право лицо, достигшее 18 летнего возраста. Какие документы ему потребуются?

  1. Заявление, в котором излагаются обстоятельства, которые вынуждают человека просить убежища в другой стране.
  2. Сведения о несовершеннолетних детях и заявление о признании беженца ребенка.
  3. Документы, подтверждающие личность человека.
  4. Документы, подтверждающие факт преследования, которые вынудили человека бежать из страны.
  5. Фотографии 4 шт. (для всех членов семьи).
  6. Отпечатки пальцев.

Куда нужно обратиться?

Процедура и сроки оформления статуса беженца в Украине

Миграционная служба Украины регистрирует заявление вместе с пакетом документов, которые были предоставлены заявителем, вручая ему справку об обращении. В течение 15 рабочих дней, начиная со дня подачи заявления, миграционная служба назначает встречу заявителю. На встрече рассматриваются вся информация и события, которые были представлены заявителем, так же могут задаваться дополнительные вопросы. Делается это для того, что бы исключить тот факт, что заявитель мог самостоятельно создать условия преследования, с целью миграции. Стоит отметить, что представитель миграционной службы опирается не на личные предпочтения и отношения к ситуации, он выражает субъективное мнение. Чиновник, который проводит встречу, никогда не принимает окончательного решение самостоятельно, которое касается заявления. Рассмотрением занимается сотрудник, с которым не было личной встречи.

Заявитель имеет право прийти на встречу с переводчиком, в случае, если не владеет языком и с адвокатом (при желании). Переводчик в свою очередь подписывает документ о не разглашении конфиденциальной информации, которую узнал из дела заявителя. Переводчик или адвокат не в состоянии повлиять на факты, их личное виденье ситуации не учитывается, они только предоставляют услугу, по которой их нанимали. Если выявляется факт не законного пересечения границы, то это ни в коем образом не влияет на принимаемое решение, главное - быстрее обратиться в орган миграционной службы. На основании выявленных обстоятельств, принимается решение об оформлении документов на признании лица беженцем или отказе на получение этого статуса.

Если заявление было удовлетворено, то сотрудник миграционной службы, который ведет дело, делает письменное заключение, далее оно передается руководителю для оформления приказа. Срок действия справки продлевается.

Орган миграционной службы так же может отказать в удовлетворении заявления. Причин может быть несколько: лицо предоставило не правдивые сведения, которые касаются его личности (это могут быть поддельные документы, скрытые факты), либо причины по которым было подано заявление, имели не достаточно оснований.

В случае отрицательного ответа, миграционная служба в течение трех рабочих дней предоставляет письменное уведомление с полным объяснением причин отказа заявителю и его законному представителю. Стоит помнить, что решение можно обжаловать, в письменном обращении к заявителю это так же указывается.

Если лицо воспользовалось правом на обжалование, то весь пакет документов остается на хранении в миграционной службе, та в свою очередь сообщает в течение трех рабочих дней местный орган внутренних дел.

Если лицо не воспользуется правом на обжалование в течение пяти рабочих дней, то орган миграционной службы изымает справку об обращении, ставит в известность местный орган внутренних дел в течение трех рабочих дней. Все раннее предоставленные документы заявителем будут ему возвращены.

Срок рассмотрения заявления органом миграционной службы составляет два месяца, начиная со дня принятия решения об оформлении документов для получения статуса беженца. Срок рассмотрения может быть продлен работником миграционной службы с согласия руководителя, но не более чем трех месяцев.

После того, как состоялся разговор между сотрудником миграционной службы, заявителем и его законным представителем и были выявлены все факты, готовится письменное заключение о признании статуса беженца или же отказа.

Отдел миграционной службы направляет письменное заключение вместе с личным делом заявителя в Центральный отдел миграционной службы для принятия окончательного решения. Центральный отдел изучает все предоставленные материалы и принимает соответствующее решение, нуждается человек в защите или нет. В случае положительного результата в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления, документы с личным делом передаются обратно в орган миграционной службы, который раннее рассматривал заявление. В течение семи рабочих дней орган миграционной службы со дня получения разрешения на присвоение статуса выдает человеку удостоверение личности (удостоверение беженца).

Человеку присваивается статус беженца, при условии, что он достиг шестнадцатилетнего возраста и разрешается на законных основаниях проживать на Украине с момента принятия решения о признании его беженцем.

Удостоверение считается действительным в течение пяти лет. Сам статус беженца является действительным, пока обстоятельства, по которым человек просит защиты у другой страны, считаются актуальными, и остается вопрос угрозы жизни.

Основания для прекращения статуса беженца в Украине

  1. Человек добровольно приобрел гражданство Украины .
  2. Изменились обстоятельства, из-за которых он просил защиту. Если больше нет угроз его жизни, у него есть возможность вернуться в страну своего гражданского происхождения.
  3. Получил убежище в другой стране.
  4. Добровольно вернулся обратно.

Статус беженца в России является одним из институтов законодательства о гражданстве в РФ. Он представляет собой особый правовой механизм, который подтверждает право гражданина на законное проживание в РФ и пользование определенными социальными благами. Как получить статус беженца в России, узнаете из нашей статьи.

Правовой статус беженца в РФ

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца ?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, - как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России ?

В чем разница между получением временного убежища и статуса беженца?

Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Статус беженца и временное убежище — в чем разница между ними?

Временное убежище может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях:

  1. Лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России.
  2. У лица нет оснований для признания беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.

Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.

Человек, получивший временное убежище, получает право пребывать в России до того момента, как отпадут основания для этого. Однако в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности за деяние, совершенное в РФ, право на временное убежище утрачивается.

Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение 3 лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.

Однако есть небольшая оговорка. После того как заявитель получил удостоверение беженца, он обязан сдать миграционную карту и удостоверение личности на хранение в органы ФМС. То есть если он захочет уехать к себе на родину, по первому желанию это сделать не получится. Но у беженца есть возможность отказаться от своего статуса до истечения 3-летнего срока.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что статус беженца относительно временного убежища в РФ дает больше преимуществ для лиц, получивших его, и позволяет жить на территории РФ 3 года. Но и усилий для получения статуса беженца необходимо приложить больше.

Беженцы и вынужденные переселенцы — чем они отличаются?

Беженцы и вынужденные переселенцы нередко воспринимаются как лица одной и той же категории. Но это не так. Если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ.

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

  1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
  2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
  3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев существенно различается, т. к. вынужденные переселенцы имеют российское гражданство (в большинстве случаев) и потому обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.

Где можно получить статус беженца?

Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.

Но подать документы на оформление статуса беженца иностранные граждане и лица без гражданства могут в следующие органы:

  1. Непосредственно в подразделение ФМС.
  2. В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ.
  3. В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).
  4. При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу - в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ.

Как оформить статус беженца в органах ФМС?

Итак, как оформить статус беженца ?

  1. Заинтересованный гражданин обращается в один из вышеуказанных органов с ходатайством о получении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя.

    Если ходатайство было подано через консульское учреждение или дипломатическое представительство, они обязаны в течение 1 месяца передать его в органы ФМС.

    Если ходатайство подавалось в органы пограничного контроля, то они передают его в органы ФМС в течение 3 дней.

  2. В течение 5 рабочих дней органы ФМС предварительно рассматривают поступившее ходатайство. После рассмотрения принимается одно из следующих решений:

    Заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства.

    Заявителю выдается свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.

  3. Если заявителю было отказано, то он уведомляется об этом в течение 3 суток. В случае подачи ходатайства через консульское учреждение или дипломатическое представительство ФМС направляет решение с отказом в признании лица беженцем в течение 5 суток после его принятия.
  4. Если было принято положительное решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства, то на иностранного гражданина заводится личное дело и ему выдается свидетельство. После получения этого документа у него появляется законное право нахождения на территории РФ.
  5. После того как свидетельство иностранным гражданином получено, он регистрируется в органах ФМС, а затем по направлению идет в Центр временного размещения. Далее ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и встать на учет по месту временной регистрации.
  6. Далее ходатайство рассматривается по существу. Если лицо находится за пределами РФ, то на рассмотрение ходатайства дается 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС сообщают также в течение 5 рабочих дней. Если гражданин находится на территории РФ, то в течение 3 рабочих дней его ходатайство рассматривается, и еще 3 дня органам ФМС дается на уведомление о принятом решении.
  7. Если органом ФМС принимается положительное решение, то гражданину выдается удостоверение беженца. При этом удостоверение личности и миграционную карту он обязан сдать на хранение в органы ФМС.

Удостоверение беженца

Удостоверение беженца выдается территориальным органом ФМС в местности, где лицо было поставлено на соответствующий учет.

Срок действия удостоверения беженца - 3 года; продление возможно только 1 раз сроком на 1 год.

Удостоверение беженца выдается совершеннолетнему лицу. Все сведения о членах семьи, не достигших 18 лет, вносятся в удостоверения беженца родителей.

Но если лицо прибывает на территорию РФ без сопровождения родителей или законных представителей и ему на момент прибытия не исполнилось 18 лет, то он также получает удостоверение беженца, если ему не будет определен иной правовой порядок пребывания на территории РФ.

Оформление и получение статуса беженца в Москве

В Москве оформление и получение статуса беженца также осуществляется через органы ФМС. Но, по утверждению руководителя ФМС по Москве, статус беженца присваивается в относительно небольших количествах, так как процесс оформления занимает много времени и в ФМС нет достаточного количества сотрудников.

В частности, складывается ситуация, когда граждане Украины подают заявление на присвоение статуса беженца в ФМС Москвы, а их там не принимают. Более того, кто успел подать ходатайства до обострения ситуации на Украине, также не получили статус беженца.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на 2015 год.

Кроме того, получается правовой коллапс, когда, к примеру, граждане Украины приезжают на территорию РФ и могут временно пребывать здесь 90 суток. Но за это время оформить статус беженца невозможно. Как же быть в этой ситуации?

Возможно несколько альтернативных вариантов продления срока временного пребывания:

  1. Обращение в органы ФМС для продления. Отказать не должны, так как всем органам ФМС даны указания по беспрепятственному продлению срока пребывания граждан Украины на территории РФ на период внутреннего конфликта.
  2. Подача ходатайства на предоставление временного убежища.
  3. Подача ходатайства о признании беженцем.
  4. Получение разрешения на работу или патента и т.д.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на следующий год.

Таким образом, оформление статуса беженца в РФ возможно только в органах ФМС. После того как ими будет принято положительное решение о рассмотрении ходатайства, заявитель получит на руки удостоверение беженца. Оно выдается сроком на 3 года и является документом, официально разрешающим пребывание на территории РФ и дающим право пользоваться различными социальными, медицинскими и иными гарантиями наравне с гражданами РФ.

Получить статус беженца в Европе из России возможно по общим правилам, действующим для всех ищущих убежище. В разных странах условия предоставления статуса несколько различаются, поэтому в качестве примера мы опишем процедуру оформления беженцем в Германии.

Основания для получения статуса

Стать беженцем в Германии можно по следующим причинам:

  • Преследования по расовому, национальному, половому, религиозному, социальному, политическому признаку.
  • Грубое нарушение прав человека.
  • Обоснованные опасения за здоровье и жизнь из-за преследований, гонений.
  • Преследование организованной преступности или властей из-за предпринимательской деятельности.

В последнее время ситуация с беженцами в Германии значительно обострилась. Поэтому для получения убежища нужно доказать, что вышеуказанные причины действительно присутствовали.

Основания для отказа

Статус беженца не предоставляется в таких случаях:

  • Наличие фактов уклонения от воинской службы, судимостей.
  • Выезд за пределы родной страны из-за голода, нищеты, болезней, гражданской войны, боевых действий.
  • Страх возвращения в родную страну, если он не обоснован указанными выше причинами.
  • Не установлена связь между преследованиями и выездом за пределы своей страны.
  • Не доказан факт преследования заявителя по какому-либо признаку.
  • Прибытие из «безопасной страны», в которой возможно получить убежище.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Порядок действий

Подавать запрос на получение статуса можно только на границе Германии или на ее территории. Делать это из другой страны нельзя. Посольство ФРГ и консульства такими вопросами не занимаются. Далее описаны все этапы действий, необходимые для получения статуса.

Подача запроса

Сделать это можно непосредственно на границе. Но для этого нужно иметь немецкую визу. В противном случае власти имеют право отказать заявителю, обосновывая свое решение положениями Дублинской Конвенции. На границе запросы подают те люди, которым по какой-либо причине отказали в пребывании на территории ФРГ. Существует высокая вероятность того, что заявителя направят в закрытый лагерь для беженцев.

Отказ наверняка последует, если человек прибыл сухопутным путем из страны, которая граничит с Германией. Факт такового прибытия свидетельствует о свободе перемещения и отсутствии опасности.

Очень желательно сохранять все билеты, чеки и другие бумаги, которые могут подтвердить пребывание и перемещение на территории ЕС.

Запросы принимаются:

  • Сотрудниками погранслужбы.
  • Полицией в отделении.
  • Региональными отделениями Федерального Ведомства по делам беженства и миграции (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge).
  • Отделениями Управления по делам иностранцев (Ausländerbehörde).

Претендент на получение статуса не может самостоятельно выбирать, в какое ведомство обращаться. Его направляют сотрудники погранслужбы. Обязательным к предъявлению на этом этапе является лишь документ, подтверждающий личность.

Заявление подается письменно или в устной форме. Если заявитель не знает немецкого языка, ему предоставляют переводчика. Важно четко и подробно рассказать о себе, причинах выезда из родной страны, о преследованиях. Пограничники осмотрят вещи, проверят самого человека и отправят его на собеседование.

Собеседование

Самый важный этап для кандидата на статус беженца. Интервью проводит представитель Федерального Ведомства. На нем также может присутствовать адвокат кандидата и переводчик. Женщины имеют право требовать, чтобы с ними общалась также женщина. Инвалиды могут воспользоваться услугами сурдолга, психолога или другого медицинского специалиста по необходимости.

Заявитель должен предоставить неоспоримые доказательства факта преследования. В последнее время в ФРГ это проверяется довольно жестко, хотя еще несколько лет тому назад требования были мягче. В качестве доказательств можно использовать видео, фотографии, медицинские справки.

Все вопросы и ответы фиксируются в протоколе. Сотрудник Федерального Ведомства попросит предъявить документы, подтверждающие факт преследований, нарушений прав человека. Также задаются вопросы о биографии заявителя, его семье, работе, образовании. Проверяется и маршрут, по которому человек прибыл в ФРГ. Рекомендуется заранее подготовиться к собеседованию и продумать ответы на вопросы. После окончания интервью изменения в протокол не вносятся.

После завершения общения заявителю предоставляют протокол для ознакомления и подписи. При необходимости весь текст прочитает переводчик.

Принятие решения

После собеседования специалисты Федерального Ведомства будут рассматривать дело в течение нескольких недель. Есть несколько вариантов вынесенного решения:

  1. Предоставление статуса беженца (Flüchtling). Дает право на трехлетнее проживание в ФРГ и социальное обеспечение. Государство предоставляет беженцам материальную поддержку, жилье, питание, право на учебу и трудоустройство, медицинскую помощь. Если беженец не может найти работу, он получает ежемесячное пособие по безработице в размере 385 евро.
  2. Предоставление «малого убежища». Этот статус также предусматривает государственную помощь, но с некоторыми ограничениями.
  3. Предоставление «убежища по гуманитарным мотивам». Обычно такой статус присваивают весьма неохотно. Зато можно рассчитывать на проживание на территории ФРГ и некоторую социальную поддержку.
  4. Отказ и депортация в «безопасную страну». Обжаловать его можно в суде, подав апелляцию и ходатайство о приостановлении решения. Желательно задействовать для этого представителей общественных организаций, немецких юристов.
  5. Отказ в предоставлении убежища. В таком случае человек просто должен как можно быстрее покинуть пределы Германии.

Применение Дублинской Конвенции

В соответствии с нормами Дублинской Конвенции, в некоторых случаях власти ФРГ разрешают проживание на своей территории и без статуса беженца. Но это временное разрешение. Когда будет установлено, что человек больше не нуждается в проживании на территории Германии, его обяжут покинуть страну.

Нормы Дублинской Конвенции применяются в таких случаях:

  1. Страна, из которой прибыл человек, отказывается принимать его.
  2. Необходима срочная медицинская помощь.
  3. Отсутствуют какие-либо документы или человек не может подтвердить свое гражданство.
  4. В родной стране идет война, или с ней отсутствует транспортное сообщение.

Федерального закона от 19 февраля 1993 года "О беженцах", беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствии с положениями Закона , иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.

Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения Федеральная миграционная служба (ФМС) России. Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы ФМС России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами.

Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях ФМС России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы ФМС России.

Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано.

Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в ФМС России либо в суде. Жалобы на решения территориальных органов ФМС России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов ФМС России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников