Законотворческий процесс: понятие и стадии. Законодательный процесс в рф

Законотворческий процесс в РФ

законотворчество – деятельность представительных органов по подготовке, обсуждению и принятию законов

Законодательный процесс состоит из следующих стадий:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) обсуждение законопроекта в соответствующих комитетах или комиссиях (с привлечением экспертов и представителей заинтересованных организаций, органов, министерств и ведомств) Государственной Думы;

3) принятие федерального закона Государственной Думой (большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ);

4) направление принятого Государственной Думой закона в пятидневный срок на рассмотрение Совета Федерации;

5) рассмотрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;

6) направление в течение пяти дней принятого федерального закона Президенту РФ для подписания и обнародования;

7) подписание и обнародование Президентом РФ закона в течение четырнадцати дней после его поступления.

1. Законодательная инициатива – право внесения законопроекта в законодательные органы, влекущее его обязательное рассмотрение. Правом законодат. инициативы в РФ обладают: президент, члены ГосДумы, члены Совета Федерации, Совет Федерации в целом, высшие представительные органы субъектов РФ, высшие судебные органы РФ (ВС, Констит.суд, ВАС)

2. Обсуждение законопроекта бывает: неофициальное (обсуждение с привлечением широкого круга заинтересованных лиц); официальное (обсуждение законотворческим органом с соблюдением необходимых процедур).

В ГосДуме (нижняя палата Федерального Собрания) обсуждение законопроекта проходит в соответствующих комитетах или комиссиях (с привлечением экспертов и представителей заинтересованных организаций, органов, министерств и ведомств) Государственной Думы в 3 чтениях: в первом законопроект обсуждается в целом, с внесением изменений, дополнений, поправок; во втором – постатейное обсуждение законопроекта с внесением изменений, дополнений и поправок; в третьем чтении законопроект одобряется или нет. Внесение изменений и поправок в третьем чтении не допускается.

После обсуждения в ГосДуме законопроект в течение 5 дней направляется в Совет Федерации (верхняя палата Федерального Собрания) . Совет Федерации может отказаться от обсуждения законопроекта. В данном случае законопроект считается одобренным Советом Федерации. Совет Федерации не может отказаться от обсуждения конституционных федеральных законов, а также законов, принимаемых по вопросам, перечень которых дается в Конституции РФ (федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;инансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира).

Если в течение четырнадцати дней после поступления из ГосДумы закон не был рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации, он считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации.

При отклонении Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникающих разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если последняя не согласна с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым при условии, что при повторном голосовании за него было подано не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГосДумы.

Принятие закона происходит путем голосования. Для ФЗ достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов ГосДумы и членов Совета Федерации (50%+1голос). Для принятия ФКЗ необходимо квалифицированное большинство – 2/3 от общего числа депутатов ГосДумы и ¾ от общего числа членов Совета Федерации.

После принятия Федеральным Собранием законопроект поступает на утверждение президенту. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его («налагает вето»), то ГосДума и Совет Федерации обязаны вновь рассмотреть этот закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГосДумы, он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в семидневный срок и обнародованию.

Законодательный процесс выступает составной частью процесса правотворчества и включает в себя четыре основные стадии:

1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций, партий или отдельных лиц на внесение предложений об издании, изменении или отмене закона или иного нормативного правового акта для их рассмотрения законодательным органом. Законодательная инициатива материализуется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом официальной законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ.

2. Стадия обсуждения законопроекта . Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Будущий закон проходит несколько чтений в представительном (законодательном) органе, именно на этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения из законопроекта. Закон, как правило, принимается в трех чтениях.

В первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта, рассматривается его концепция, вносятся необходимые поправки и дополнения. Далее законопроект направляется на доработку в комитеты представительного (законодательного) органа. Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект; если он отклонен, прекращается работа над ним, если одобрен - депутатами обсуждаются заранее внесенные поправки. Если законопроект принят во втором чтении, он передается в головной комитет для редакционной доработки. Затем, в третьем чтении , законопроект обсуждается в депутатском комитете представительного (законодательного) органа со всеми поправками, но не исключено, что он может быть отклонен, если не набрал необходимое количество голосов.

3. Принятие закона - происходит путем голосования депутатов законодательного органа.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае же несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира".

Особый пордяок установлен для принятия ФКЗ (ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г., датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день их принятия Государственной Думой в окончательной редакции.

4. Стадия обнародования законов . Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение указанного срока с момента поступления Федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит рассмотрению в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Парламентской газете".

Законотворчество субъектов Российской Федерации . В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, т.е. субъекты Российской Федерации, имеют право осуществлять собственное правовое регулирование , включая принятие законов и иных нормативных правовых актов вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам ведения Российской Федерации, а также федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае такого противоречия действует Федеральный закон, а закон субъекта Федерации не применяется (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

На тему:

«ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

План:

1. Понятие законодательного процесса

2. Законодательная инициатива

3. Обсуждение законопроекта

4. Принятие закона

1. Понятие законодательного процесса

Понятие законодательного процесса подразумевает его толкование в двух значениях: во-первых, как порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта; во-вторых, как саму эту деятельность.

Законодательный процесс непосредственно как деятельность осуществляется законодательным органом - парламентом или главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать правительство, а иногда, в редких случаях, он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.

Необходимо отличать понятие законодательного процесса от законотворчества, поскольку последнее является более широким понятием, которое охватывает не только собственно создание закона, но и включает оценку его эффективности и возможность последующей корректировки. В законотворчестве участвуют субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают ("группы давления", исследовательские центры и т.д.).

В отличии от вышесказанного, законодательный процесс, как порядок деятельности, является более сложным явлением и требует более детального изучения. Законодательный процесс имеет свои стадии. Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

3) принятие закона;

2. Законодательная инициатива

Законодательная инициатива - это официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Между законопроектом и законопредложением существуют различия. Под законопроектом подразумевается текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.); законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона. Но вместе с этим в ряде стран между этими понятиями имеются также различия по субъекту внесения в законодательный орган. Так, в частности, законопредложением именуется законопроект (несмотря на наличие всех атрибутов) который вносится определенным субъектом, не имеющим право вносить законопроект.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект, но вместе с этим, разумеется, парламент не обязан принять соответствующий закон или может принять его совсем в ином виде, чем предполагалось при внесении.

Круг субъектов права законодательной инициативы различен в разных странах и определяется в основном конституциями. Так в соответствии с Конституцией США таким правом обладают лишь парламентарии (за исключением проектов бюджета). В Германии законопроекты вносятся Федеральным правительством, депутатами Бундестага и Бундесратом (статья 76 Основного закона).

В странах с двухпалатным парламентом в соответствии с конституциями или законами субъекты права законодательной инициативы обычно обращаются со своими проектами и предложениями либо в любую из палат, либо только в нижнюю. В США законопроекты (билли) могут вноситься в любую палату; парламентарий обычно вносит свой проект в ту палату, членом которой состоит; исключение составляют лишь финансовые билли, которые вносятся в палату Представителей (часть первая разд. 7 ст.I Конституции США). В Германии законопроекты вносятся только в Бундестаг (ст. 76 Основного закона).

В настоящее время к осуществлению своего права субъектам законодательной инициативы предъявляются ряд требований. Так, например, согласно Регламенту Германского Бундестага законопроекты, вносимые его депутатами, должны быть, как правило, подписаны одной из фракций или 5% депутатов (примерно более 30 человек), причем законопроекты должны содержать краткое обоснование.

Эти меры осуществляются в основном для того, чтобы вносились законопроекты, уже получившие определенную поддержку, а не всевозможные предложения отдельных парламентариев.

В подавляющем большинстве стран главным поставщиком законопроектов является правительство. Именно поэтому часто в конституциях и законодательстве правительство указывается как один из субъектов права законодательной инициативы. Но нередко эта инициатива облагается конституцией особыми условиями. Так, к примеру, Основной закон Германии в ч.2 ст.76 предусматривает, что проекты Федерального правительства следует сначала направлять в Бундесрат (чтобы выявить позицию земель), который может высказаться в течение шести недель. Если же законопроект обозначен как срочный, то правительство может направить его сразу в Бундестаг, куда затем поступает заключение Бундесрата. В свою очередь Бундесрат, в случае внесения им законопроекта, должен также предоставить его Федеральному правительству, которое делает по нему свое заключение.

Главы государств, как правило, не входят в число субъектов права законодательной инициативы, но в ряде президентских республик это право реализуется косвенным путем. Так, Конституцией США в разделе 3 статьи II предусмотрены послания Президента Конгрессу о положении Союза. Эти послания нередко содержат программу законодательных мероприятий, на базе которой парламентарии, принадлежащие к президентской партии, выступают формально со своей личной законодательной инициативой.

Особым видом законодательной инициативы является так называемая "народная инициатива". В данном случае субъектом права законодательной инициативы являются граждане данного государства. В отношении народной инициативы часто устанавливаются различные ограничения. Так часть вторая статьи 71 Итальянской Конституции устанавливает, что для законодательной инициативы необходим актив не менее 50 тысяч избирателей, а также, чтобы проект вносился ими в форме статей закона. Помимо этого в статья 71 в части 1 записано, что право законодательной инициативы предоставляется определенным органам и учреждениям, а в части 3 статьи 99 и части 2 статьи 121 устанавливается, что это право предоставляется Национальному совету экономики и труда по экономическим и социальным вопросам. Это так называемая специальная инициатива.

3. Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях). Это наиболее объемная стадия законодательного процесса. Она организуется в различных сочетаниях.

Обсуждение на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта. Как правило закон принимается в трех чтениях. В каждой стране эти чтения имеют свою специфику, но в общем они имеют общую суть и ряд характерных признаков.

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще. В первом чтении как правило заслушивается доклад инициатора законопроекта, а сами парламентарии должны оценить основную идею законопроекта, а также должны определиться, существуют ли в этом направлении пробелы в законодательстве, есть ли в нем какие либо дефекты. Если по мнению большинства членов палаты необходимости в таком законе не существует, то законопроект отклоняется и дальнейшему обсуждению не подлежит; если же выносится решение в пользу необходимости закона, то законопроект считается принятым в первом чтении и передается в соответствующие комитеты (комиссии) для дальнейшей разработки.

Второе чтение означает обсуждение проекта в целом, по существу, включая его детали. Оно проводится как правило по докладу комитета, проводившего его разработку. Во втором чтении обсуждаются предложения различных групп по отдельным принципиальным решениям. Если выясняется что определенную часть парламентариев этот закон не устраивает в таких принципиальных положения, то законопроект отклоняется и прекращается всякая работа над ним; если же такого не происходит, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки к тексту. При этом регламентами устанавливаются дополнительные требования к процедуре принятия поправок: например, в США устанавливается ограничение на время обсуждения поправок - не более 5 минут. После голосования поправок палата в случае серьезных разногласий может вернуть законопроект на доработку в комитет или, если палата одобрила проект во втором чтении, он возвращается в комитет (комиссию) для редакционной отработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается в целом со всеми принятыми ранее поправками. На этом этапе новые поправки уже не допускаются. Разумеется и в третьем чтении закон может быть отклонен голосованием, если он не набрал требуемого большинства голосов. Это как правило происходит в случаях, когда часть его сторонников не может согласиться с тем, что их поправки оказались отклонены. Но если необходимое большинство голосов набрано, то законопроект считается принятым или одобренным палатой.

В некоторых странах роль комиссий в законодательном процессе не одинакова. В частности, в Италии при подготовке проекта к чтению комиссии могут выносить решение по законопроекту вместо палаты, то есть фактически законодательствовать. А в Конгрессе США комитеты вообще могут придать биллю любые угодные им содержание и форму, решить его судьбу в целом. Кроме этого в США комитетами организовывается публичное слушания, когда комитет рассылает копии законопроекта заинтересованным организациям и дает их представителям выступить на своем заседании. Кроме этого в палате представителей Конгресса США, в палатах итальянского Парламента, в случае разногласий членов комиссии по законопроекту, меньшинство комиссии может подготовить по нему отдельный доклад и назначить своего докладчика.

Прекращение обсуждения подлежит оформлению. Инициатива может исходить от депутата, группы депутатов или председателя палаты. Решение по этому вопросу, как правило, принимается простым большинством присутствующих членов палаты, как, например, в Сенате США, где для этого требуется голоса двух третей присутствующих сенаторов.

4. Принятие закона

Эта стадия различается в зависимости от структуры конкретного парламента. В однопалатных парламентах эта стадия по сути есть завершение последнего или единственного чтения - последнее голосование. Голосование бывает обычным и поименным, причем тайное голосование используется крайне редко, а некоторыми регламентами напрямую запрещается.

В двухпалатных парламентах законопроект должен быть одобрен в одной и той же редакции обеими палатами. Но иногда предусматривается и другой порядок.

Все зависит от того какая из палат парламента имеет большую компетенцию, т.е. большую силу. В странах со слабой верхней палатой, например, процедура рассмотрения законопроекта в ней может быть сильно упрощена.

В случае расхождения во мнениях между палатами предусматриваются следующие варианты решения вопроса:

1) если палаты в законодательном процессе равноправны, закон не принимается;

2) если нижняя палата сильнее, закон в конце концов принимается в ее редакции;

3) есть редкие случаи, когда закон принимается только верхней палатой;

4) закон принимается на совместном заседании палат.

Так, в США закон не может быть принят, если одна из палат Конгресса с ним не согласна и работа согласительной комиссии не дала результатов. Основной закон Германии в статье 74-а устанавливает небольшую категорию обычных законов, которые не могут быть приняты без согласия Бундесрата. В отношении остальных законов Бундесрат в течение трех недель после их принятия Бундестагом может потребовать созыва согласительного комитета или в течение двух недель заявить протест против принятого закона, который может быть отклонен Бундестагом. Однако если Бундесрат принял протест двумя третями голосов своих членов, то отклонить его Бундестаг может лишь голосами двух третей присутствующих депутатов или по крайней мере большинством их общего числа. Кроме этого статья 81 Основного закона предусматривает возможность обойти главный законодательный орган - Бундестаг, в случае, если он не желает принять закон, принятие которого считает необходимым Федеральное правительство. Если этот конфликт между законодательной и исполнительной властью не привел к роспуску Бундестага, то по предложению Федерального правительства и с согласия Бундесрата Федеральный президент может объявить чрезвычайное законодательное положение (состояние законодательной необходимости). Если же и после этого Бундестаг вновь отклонит законопроект или одобрит его в редакции, неприемлемой для Федерального правительства, то закон, принятие которого добивается Федеральное правительство, будет считаться принятым, если его одобрит Бундесрат. Иными словами, закон принимается в этом случае одной лишь верхней палатой.

В течение шести месяцев после объявления чрезвычайного законодательного положения таким образом может быть принят и любой другой закон, отклоненный Бундестагом, но после истечения этого срока чрезвычайное положение не может объявляться вновь, пока длится срок полномочий того же Федерального канцлера.

Санкционирование закона осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. В настоящее время сам термин санкционирование встречается довольно редко; как правило в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

В некоторых странах процедура санкционирования является в большей степени формальностью, поскольку не в силах повлиять на что-либо. Так, в соответствии с частью 1 статьи 82 Основного закона Германии устанавливает, что Федеральный президент лишь оформляет законы после контрассигнатуры и публикует их в "Бундесгазетцблатт" ("Федеральном вестнике законов"). У него нет никакого права вето.

Но во многих странах эта процедура имеет довольно серьезное значение. Дело в том, что в большинстве стран глава государства имеет право отлагательного вето, после чего закон возвращается в парламент на новое рассмотрение. Часто при этом глава государства сообщает парламенту свои замечания и возражения по содержанию закона. Так, согласно части второй раздела 7 статьи 1 Конституции США, каждый билль, прошедший обе палаты Конгресса, прежде чем стать законом, представляется Президенту, который либо подписывает билль, либо возвращает его со своими замечаниями в ту палату, в которую он поступил первоначально. Если после повторного рассмотрения каждая из палат примет билль двумя третями своих голосов, билль становится законом. Президенту на подписание дается 10 дней, по истечении которых билль становится законом даже если Президент не отреагировал на него.

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами, это издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Опубликование - это напечатание текста закона в установленном официальном издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Устанавливается срок вступления закона в силу (введения в действие), который определяется датой опубликования закона. Нельзя вводить закон в действие с момента его подписания (кроме законов, обращенных к государственным органам и не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина). Срок вступления закона в силу различен в разных странах: например, в Италии - 15 дней. В тексте самого закона может быть установлен и более длительный срок.

Список использованной литературы:

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т.2. Отв.ред. Б.А.Страшун.-М.:Издательство БЕК, 1995. - 448 c.

2. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие-МГЮА,1993

3. Конституция США.

4. Основной закон Германии.

Право, как любое социальное явление, имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, на наш взгляд, является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг на друга.

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего, характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное. Но, зная, что законы занимают в правовой системе особое положение, мы выделяем в законотворческом процессе ряд характерных признаков. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Мал: М, 2000. Гл. 16, 18. Саму процедуру принятия законов регулируют правила, закрепленные конституционно.

Следует рассмотреть каждую стадию законотворческого процесса более подробно.

Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива -- закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

По первому элементу права законодательной инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения: согласно одной из них, под «правом законодательной инициативы следует понимать возможность вносить проект на рассмотрение представительного органа власти». Дубов И.А Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствовании // Государство и право. 1993. № 10. Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда «право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих».

Право законодательной инициативы возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и принять решение.

Необходимо учитывать, что законодательная инициатива не предполагает обязанности законотворческого органа принять предложенный проект, тем более в том виде, в котором он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением субъекта, имеющего такое право, следовательно, должен рассмотреть проект и принять по нему решение. Этим законодательная инициатива отличается от других видов законотворческих предложений.

Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.

Проекты законов и иные законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Государственной Думой, представляются, в комитеты и комиссии либо их председателям. Представленные предложения подлежат обязательной регистрации. Если форма представленного проекта не отвечает основным требованиям Регламента Государственной Думы и законодательным актам о порядке подготовки проектов законов РФ или проект представлен без обоснований, он может быть возвращен инициатору законопроекта.

Зарегистрированный законопроект или законодательное предложение для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о дальнейшей работе над ним, как правило, направляются в соответствующие комитеты Государственной Думы и одновременно в комитет по законодательству.

В состав подготовительных комиссий и рабочих групп могут включаться депутаты, не входящие в состав комиссий и комитетов. А также в их работе могут принимать участие инициаторы законопроекта с правом совещательного голоса. Что касается альтернативных проектов, то они рассматриваются вместе с основным.

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима, для того чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение.

Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

Обсуждение любого проекта начинается с доклада по нему. В качестве докладчика, как правило, выступает инициатор законопроекта. Рассмотрение проектов законов и законодательных предложений, предложенных Президентом, а также обращений Президента начинается с выступления официального представителя Президента с обоснованием необходимости их принятия.

В докладе любого инициатора проекта освещаются вопросы о необходимости принятия рассматриваемого проекта, о целях, которые стоят перед данным актом, характеризуется основное содержание проекта, важнейшие его новеллы, показывается, кто привлекался к разработке проекта. Также заслушиваются содоклады головной комиссии, оглашаются письменные заключения.

Государственная Дума обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости проекта для обсуждения.

В зависимости от содержания проект по специальному решению законотворческого органа обсуждается либо целиком, либо по частям, главам, разделам, либо даже постатейно. Самые важные и самые сложные проекты могут обсуждаться сначала в целом, а потом по частям или по отдельным статьям. По результатам обсуждения Государственная Дума одобряет основные положения проекта или отклоняет его. В случае одобрения устанавливается срок для его представления ко второму чтению.

При втором чтении по проекту закона председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывает проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам и в целом. Во время обсуждения, отдельные части или проект в целом, может быть возвращен на доработку. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно.

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным) - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / С.А Комаров, А.В. Малько. - М. 2001.

Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных и федеральных конституционных законов.

Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

  • а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
  • б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч 4 ст. 105 Конституции, РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается Принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей (голосов от общего числа членов Совета Федерации»);
  • в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
  • 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

В соответствии с законом Государственная Дума принимает Федеральные законы. На голосование ставятся отдельно каждая статья, либо раздел, либо глава проекта закона. Затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

После обсуждения всех статей, разделов и глав законопроект принимается в целом. Решение по федеральным законам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течении четырнадцати дней не был рассмотрен в Совете Федерации. Из данных положений Основного закона можно сделать вывод о том, что принятие федеральных законов Советом Федерации не носит обязательного характера, но если они стали предметом рассмотрения в этой палате парламента и не нашли одобрения, то, согласно закону, требуется создание согласительной комиссии из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

Существует несколько нормативных актов, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации после принятия их Государственной Думой. Они касаются важнейших вопросов жизнедеятельности государства. Перечень этих вопросов дан в ст. 106 Конституции РФ, к ним относятся: вопросы федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификация и денонсация международных договоров, вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы.

Особый порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Ввиду особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Законы РФ подписываются и обнародуются Президентом РФ в течении 14 дней. Президент вправе вернуть до истечения указанного срока Федеральный закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах парламента.

Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Поскольку опубликование имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

Опубликование законов осуществляется в соответствии с Указом Президента «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов». Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации / С.В. Поленина. - М., 1996.

Все законы России, согласно вышеупомянутому закону, подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете", затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система".

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.

На стадии опубликования завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс- это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс, деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

Логические основы правотворческого процесса будут рассмотрены подробнее в следующей главе работы.

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. Они одобряются в Совете Федерации и подписываются президентом, после чего обнародуются. Установленные стадии законотворческого процесса в РФ исключают принятие необдуманных, ошибочных нормативных актов. Такой порядок позволяет решить вопрос, касающийся финансовых средств, необходимых на реализацию проектов, а также не допустить противоречий в системе права. Рассмотрим далее подробнее законотворческий процесс в Российской Федерации.

Общие сведения

Понятие законотворческого процесса включает в себя несколько ключевых элементов. Эта процедура предполагает не только непосредственное принятие нормативных актов, но и обязательный порядок формирования документа, предлагаемого к рассмотрению. Кроме этого, законотворческий процесс в РФ осуществляется определенными органами и лицами. Так, вносить на рассмотрение акты могут: президент, члены СФ и Правительства, представительные структуры регионов страны, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды. Все эти субъекты наделены законодательной инициативой.

Стадии законотворческого процесса

Процедура принятия норм предполагает:

  1. Подготовку проектов.
  2. Рассмотрение (обсуждение).
  3. Принятие акта.
  4. Опубликование.

Рассмотрим эти этапы законотворческого процесса в отдельности.

Подготовка

Принятие любого нормативного акта начинается с подготовки его проекта. Эта процедура предполагает выявление социальных потребностей на основании всестороннего исследования общественной практики, предложений от госорганов, граждан, политических партий и иных объединений, научных данных. Подготовку проектов могут осуществлять различные институты. Как правило, законотворческий процесс основывается на отраслевом признаке. Он заключается в том, что подготовку проекта выполняет орган, отвечающий за конкретную сферу. В некоторых случаях формируются специальные комиссии. Подготовка проектов может проводиться и на альтернативной основе.

Обсуждение

На этой стадии законотворческого процесса осуществляется рассмотрение предложенного проекта представительным органом. Заседание открывает докладчик. Им является представитель того субъекта, который подготовил и предложил нормативный акт. В общем случае профильный комитет выносит свое заключение. После этого начинается обсуждение, оценка акта депутатами. Они могут вносить в проект поправки. Обсуждение проходит обычно в трех чтениях.

Принятие акта

Законотворческий процесс предполагает открытое голосование на заседании представительного органа. Оно может проходить как за весь предложенный проект целиком, так и за отдельные его статьи. Принятие обычных актов производится большинством. Конституционные законы утверждаются, если проголосовало 2/3 от общего количества депутатов. Совет Федерации в течение двух недель должен рассмотреть принятый в Госдуме акт. При этом утвержденный депутатами акт может быть как отклонен, так и одобрен. Если рассмотрение в СФ не произошло, закон считается принятым. В течение последующих двух недель акт одобряется и подписывается президентом. Глава страны, в свою очередь, имеет право наложить вето.

Опубликование

Законотворческий процесс считается завершенным после размещения полного текста акта в официальном издании. Опубликование считается обязательным условием вступления документа в действие. В противном случае нельзя ни требовать его соблюдения, ни применять санкции за нарушение его положений. Публикация законов происходит в течение 10 дней.

Регламент

Законотворческий процесс проходит в определенном порядке, утвержденном на официальном уровне. Рассмотрение проектов сначала осуществляется на уровне комитетов Парламента. После этого акт направляется на обсуждение в Госдуму. В ходе первого чтения рассмотрению подлежат только принципиально важные, самые основные положения документа. После принятия большинством законопроект с поправками отправляется в комитет. Этот орган ответственен за его подготовку, доработку с учетом внесенных замечаний и предложений. После проведения этой работы акт отправляется в Госдуму на второе чтение. В ходе него проходит конкретное, постатейное обсуждение акта вместе с поправками. После этого документ вновь направляется в комитет, который подготавливает его к третьему чтению.

Готовый законопроект снова отправляется в Госдуму. В рамках третьего чтения не допускается внесение изменений в содержание акта. На этом этапе закон или принимается, или нет. Отправка документа в СФ осуществляется в пятидневный срок.

Работа СФ

По конституционным положениям, СФ может не обсуждать некоторые законы, направленные из Госдумы. Это будет означать их автоматическое принятие. Однако в законе установлены исключения. Обязательному рассмотрению подлежат акты, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, сборов, налогов.
  2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования, денежной эмиссии.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений РФ.
  4. Защиты и статуса госграницы, мира и войны.

ФЗ считается одобренным в СФ, если за него проголосовало больше 1/2 от числа членов, или если он не рассматривался в течение 14 дней. При отклонении документа палаты могут сформировать согласительную комиссию для устранения возникших разногласий. После этого законопроект снова отправляется в Госдуму на обсуждение.

Действия Президента

Как выше было сказано, глава страны в течение 14 дней:


Запрет выступает в качестве одного из средств сохранения баланса. Вето - это инструмент сдерживания, который применяет исполнительная власть по отношению к представительной. Сущность этого механизма - в том, что президент, отказываясь ставить свою подпись, не допускает вступления закона в действие. Отклонение может быть:

  1. Абсолютным . В этом случае парламент лишается юридической возможности преодолеть вето и не возвращается к рассмотрению документа.
  2. Относительным . Этот отказ может быть преодолен. В случае отклонения закона президентом, СФ и Госдума в порядке, установленном Конституцией, начинают новое рассмотрение. Если при повторном обсуждении нормативный акт будет принят большинством, составляющим не меньше 2/3 от общего количества депутатов и членов СФ, глава государства обязан подписать его в течение 7 дней и обнародовать.

Юридическое действие имеет официальная публикация текста. Неопубликованные документы не подлежат применению. Обнародование производится от имени госоргана или самим институтом, который издал либо подписал акт.