Ст 99 часть 2 об исполнительном производстве.

Статья 99 ФЗ 229 регламентирует основные размеры удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. В каждом пункте описывается из чего именно исчисляется денежная сумма и на какие счета государство ставит запрет для удержания. Так же в статье раскрываются основные аспекты Федерального закона №229 «Об исполнительном производстве».

Статья 99 «Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления»

Статья 99 ФЗ-229 включает в себя 4 пункта. Каждый из них содержит информацию о размере удержания из заработной платы и порядок исчисления доходов должников.

Пункт 1 статья 99

Размер удержания из зарплаты и прочих доходов гражданина исчисляется только из суммы, оставшейся после выплаты налогов. Удерживается денежная сумма также из вознаграждений авторам в результате интеллектуальной деятельности.

Пункт 2 статьи 99

В ходе выполнения гражданином исполнительного документа, с него может быть удержано не более 50% из заработной платы и прочих доходов. Удержание должно быть осуществлено до выполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пункт 3 статьи 99

Ограничение, обозначенное в пункте 2, связанное с удержанием денежных средств из заработной платы гражданина-должника, не распространяется при:

  • взыскании алиментов на несовершеннолетних;
  • возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
  • возмещении ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.

В случаях, описанных выше, удержание из заработной платы гражданина не должно превышать 70%.

Пункт 4 статьи 99

Ограничения, обозначенные в пунктах 1-3 настоящей статьи, на размер удержания из заработной платы гражданина-должника не применяются при обращении взыскания денежной суммы на активных счетах человека, куда работодатель перечисляет заработную плату. Исключением является размер последнего периодического платежа.

Чтобы детальнее изучить содержание 99 статьи ФЗ-229, скачайте ее по .

Изменения

Последние изменения в статью 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» вносились 1 января 2012 года. Она была дополнена пунктом 4, в котором идет речь об ограничениях, связанных с удержанием денежной суммы из заработной платы с активного счета гражданина-должника. Государством запрещено удерживать деньги со счета, на который работодатель перечисляет заработную плату сотруднику.

При последней редакции 18 июля 2017 года поправки в статью не вносились. А вот о том, что произошло со статьей 21 можно узнать

Комментарии к статье 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 99 «Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления» регламентирует порядок взыскания денег из заработной платы гражданина. Исчисление осуществляется из денежной суммы, оставшейся после уплаты всех налогов государству.

Хотите ознакомиться с комментариями к статье 99 ФЗ-229? Можете скачать их .

Скачать

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был принят 14 сентября 2007 года. Последние изменения в закон вносились 18 июля 2017 года. Поправки были внесены в статью 73.2. Часть 6 была дополнена словами «и (или) их клиентами». Часть 3.4 ст 73.2 была дополнена словами «и центральном контрагенте».

Согласно закону, главная задача исполнительного производства — правильное и своевременное исполнение судебных актов. Органами принудительного исполнения являются: Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

Их полномочия определяются:

  • настоящим законом;
  • Федеральным законом «О судебных приставах»;
  • иными федеральными законами.

Федеральная служба судебных приставов использует госинформационные системы для обеспечения принудительного исполнения всех судебных и иных актов и постановлений.

ФЗ-229 предусматривает случаи, когда судебный исполнитель-пристав обращает взыскание на заработную плату и другие доходы должника:

  • выполнение исполнительных документов;
  • взыскание суммы, которая не превышает 10 тыс.рублей;
  • отсутствие у должника необходимой суммы для выполнения требований исполнительного документа целиком.

В законе прописаны условия при которых лица, выплачивающие должнику зарплату или другие платежи, заканчивают исполнение листа:

  • при полном перечислении всей суммы денежных средств;
  • при смене должником места работы, учебы, выплаты пенсий и других доходов;
  • по заявлению (просьбе) взыскателя;
  • по судебному постановлению.

ФЗ-229 регламентирует список доходов, на которые не может быть обращено взыскание :

  • деньги, выплачиваемые в виде возмещения вреда здоровью;
  • деньги, выплачиваемые в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые людям, которые получили травмы при исполнении своих служебных обязанностей;
  • компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета лицам, пострадавшим в результате катастроф, в связи с уходом за недееспособными гражданами;
  • выплаты на транспорт и лечение;
  • страховые выплаты;
  • денежные суммы, которые выплачиваются в связи с рождением ребенка, с заключением брака или смертью близкого человека и другие.

Чтобы узнать более подробно обо всех статьях ФЗ-229, скачайте его по .

Статья 99 ФЗ 229 регламентирует основные размеры удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. В каждом пункте описывается из чего именно исчисляется денежная сумма и на какие счета государство ставит запрет для удержания. Так же в статье раскрываются основные аспекты Федерального закона №229 Об исполнительном производстве.

Статья 99 Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

Статья 99 ФЗ-229 включает в себя 4 пункта. Каждый из них содержит информацию о размере удержания из заработной платы и порядок исчисления доходов должников.

Размер удержания из зарплаты и прочих доходов гражданина исчисляется только из суммы, оставшейся после выплаты налогов. Удерживается денежная сумма также из вознаграждений авторам в результате интеллектуальной деятельности.

В ходе выполнения гражданином исполнительного документа, с него может быть удержано не более 50% из заработной платы и прочих доходов. Удержание должно быть осуществлено до выполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе.

Ограничение, обозначенное в пункте 2, связанное с удержанием денежных средств из заработной платы гражданина-должника, не распространяется при:

  • взыскании алиментов на несовершеннолетних;
  • возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
  • возмещении ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.

В случаях, описанных выше, удержание из заработной платы гражданина не должно превышать 70%.

Ограничения, обозначенные в пунктах 1-3 настоящей статьи, на размер удержания из заработной платы гражданина-должника не применяются при обращении взыскания денежной суммы на активных счетах человека, куда работодатель перечисляет заработную плату. Исключением является размер последнего периодического платежа.

Чтобы детальнее изучить содержание 99 статьи ФЗ-229, скачайте ее по ссылке.

Последние изменения в статью 99 ФЗ Об исполнительном производстве вносились 1 января 2012 года. Она была дополнена пунктом 4, в котором идет речь об ограничениях, связанных с удержанием денежной суммы из заработной платы с активного счета гражданина-должника. Государством запрещено удерживать деньги со счета, на который работодатель перечисляет заработную плату сотруднику.

Комментарии к статье 99 ФЗ Об исполнительном производстве

Статья 99 Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления регламентирует порядок взыскания денег из заработной платы гражданина. Исчисление осуществляется из денежной суммы, оставшейся после уплаты всех налогов государству.

Хотите ознакомиться с комментариями к статье 99 ФЗ-229? Можете скачать их тут.

Федеральный закон Об исполнительном производстве был принят 14 сентября 2007 года. Последние изменения в закон вносились 18 июля 2017 года. Поправки были внесены в статью 73.2. Часть 6 была дополнена словами и (или) их клиентами. Часть 3.4 ст 73.2 была дополнена словами и центральном контрагенте.

Согласно закону, главная задача исполнительного производства правильное и своевременное исполнение судебных актов. Органами принудительного исполнения являются: Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

Их полномочия определяются:

  • настоящим законом;
  • Федеральным законом О судебных приставах;
  • иными федеральными законами.

Федеральная служба судебных приставов использует госинформационные системы для обеспечения принудительного исполнения всех судебных и иных актов и постановлений.

ФЗ-229 предусматривает случаи, когда судебный исполнитель-пристав обращает взыскание на заработную плату и другие доходы должника:

  • выполнение исполнительных документов;
  • взыскание суммы, которая не превышает 10 тыс.рублей;
  • отсутствие у должника необходимой суммы для выполнения требований исполнительного документа целиком.

В законе прописаны условия при которых лица, выплачивающие должнику зарплату или другие платежи, заканчивают исполнение листа:

  • при полном перечислении всей суммы денежных средств;
  • при смене должником места работы, учебы, выплаты пенсий и других доходов;
  • по заявлению (просьбе) взыскателя;
  • по судебному постановлению.

ФЗ-229 регламентирует список доходов, на которые не может быть обращено взыскание :

  • деньги, выплачиваемые в виде возмещения вреда здоровью;
  • деньги, выплачиваемые в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые людям, которые получили травмы при исполнении своих служебных обязанностей;
  • компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета лицам, пострадавшим в результате катастроф, в связи с уходом за недееспособными гражданами;
  • выплаты на транспорт и лечение;
  • страховые выплаты;
  • денежные суммы, которые выплачиваются в связи с рождением ребенка, с заключением брака или смертью близкого человека и другие.

Чтобы узнать более подробно обо всех статьях ФЗ-229, скачайте его по ссылке.

Исх. № А-01/5-491
от 22.08.2012

Министру юстиции
Российской Федерации
Коновалову А.В.

О порядке применения
статьи 99 Федерального закона
«Об исполнительном производстве»

Уважаемый Александр Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с принятием Федерального закона от 03.12.2011 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 389-ФЗ).

В соответствии с Законом № 389-ФЗ статья 99 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) дополнена новой частью 4, согласно которой ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 – 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

При применении части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве в практике кредитных организаций возникли следующие вопросы.

1. Как следует понимать термин «последний периодический платеж»? Применяется ли он только к заработной плате, выплачиваемой должнику-гражданину каждый месяц, либо под ним понимается также зачисление иного дохода на счет должника-гражданина?

2. Какими критериями в целях исполнения рассматриваемой нормы Закона об исполнительном производстве следует руководствоваться при решении вопроса о том, является платеж периодическим или нет?

3. Кроме заработной платы на текущий счет должника-гражданина могут зачисляться иные платежи, как носящие, так и не носящие периодический характер (авторский гонорар, доход по любому гражданско-правовому договору, премии, алименты, пенсии, пособия, возмещение вреда, возмещение убытков и т.п.). В связи с этим не ясно, какие иные виды доходов гражданина-должника, кроме заработной платы, подпадают под действие статьи 99 Закона об исполнительном производстве? Если не все поступления денежных средств на счет должника-гражданина включаются в сферу действия статьи 99 Закона об исполнительном производстве, каким образом кредитная организация должна различать указанные платежи, учитывая, что кредитная организация не обладает всей необходимой информацией для этой цели?

4. Должны ли применяться правила части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве в случае направления в кредитную организацию, в которой открыт счет должника-гражданина, исполнительного документа непосредственно взыскателем (статья 8 Закона об исполнительном производстве);

5. Применяются ли предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве ограничения размеров удержания при наложении судебным приставом-исполнителем ареста на сумму последнего периодического платежа?

6. Как понимать норму части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве: последний периодический платеж освобождается от обращения взыскания независимо от его размера или на последний периодический платеж можно обратить взыскание в размере 100%, не считаясь с ограничениями, установленными частями 1 – 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве?

По мнению Ассоциации российских банков, правило части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве в большей степени адресовано не кредитной организации, а судебному приставу-исполнителю. Однако при совершении операции по банковскому счету кредитная организация также должна учитывать указанные правила в той степени, в которой это возможно с учетом фактических обстоятельств.

Кредитная организация может установить природу платежа (заработная плата, пенсия, алименты и т.п.), поступающего на счет должника-гражданина, только в результате изучения графы расчетного документа «Назначение платежа». Эта графа заполняется плательщиком и может содержать ошибки, неточности. Сведения, вносимые в расчетный документ, могут быть намеренно искажены его составителем. Таким образом, кредитная организация лишена возможности точно установить назначения платежа, поступающего на счет должника-гражданина.

Кроме того, все расчетные операции по зачислению денежных средств на счет клиента, за исключением, исполнения аккредитива, не выполняются «вручную», а обычно совершаются в автоматическом режиме, учитывая их значительный объем. Поэтому, как правило, графа «Назначение платежа» сотрудником кредитной организации может быть не прочитана. Индивидуальный анализ содержания платежного поручения возможен только в разовом порядке. Обычно кредитные организации осуществляют такой анализ только в случае возникновения споров.

На основании изложенного Ассоциация российских банков считает возможным предложить следующее толкование статьи 99 Закона об исполнительном производстве.

1. Под последним периодическим платежом в смысле части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве следует понимать только суммы заработной платы, премий и доходов от предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и других аналогичных выплат, поступивших на банковский счет должника-гражданина.

Платежи по арендной плате, за проданное имущество, выплачиваемые по частям (в рассрочку), не могут относиться к числу «периодических платежей» в смысле части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве.

2. Судебный пристав-исполнитель вправе запросить от кредитной организации информацию о видах платежей, поступивших на счет гражданина-должника за определенный период времени. На основании полученной от кредитной организации информации судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно определить, какие платежи являются «последними периодическими платежами», которые свободны от обращения на них взыскания в смысле статьи 99 Закона об исполнительном производстве. О своем решении судебный пристав-исполнитель обязан сообщить кредитной организации одновременно с представлением в кредитную организацию своего постановления об обращении взыскания на денежные средства должника-гражданина, находящиеся на его счете.

3. В случае отсутствия указанного решения судебного пристава-исполнителя кредитная организация считает последним периодическим платежом в смысле части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве любой последний по времени платеж, зачисленный на счет должника-гражданина, за исключением взносов наличными денежными средствами, которые были произведены самим должником.

4. Арест денежных средств, находящихся на счете должника, распространяется на весь остаток денежных средств в пределах, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя, если пристав-исполнитель специально не освободил от ареста последний периодический платеж.

Учитывая необходимость выработки единой позиции применения части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, просим Вас высказать официальную позицию Министерства юстиции Российской Федерации.

С уважением,

Президент
Г.А. Тосунян

Прикрепленные документы

Граждане, имеющие непогашенную задолженность, сталкиваются с таким понятием, как исполнительное производство. Сотрудники ФССП осуществляют контроль над исполнением судебных решений, а также занимаются принудительным взысканием долгов. В такой ситуации правоотношения между должником и судоприставом регулируются Федеральным законом № 229.

Данный обзор посвящен ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», указывающая на объем удержаний из заработной платы при взыскании долга судоприставами.

Также читатель узнает принципы исполнительного производства, и ознакомиться с комментариями юридических экспертов РФ.

Федеральный закон РФ № 229 обладает базовыми принципами. Статьёй №4 указано, что основополагающий момент законопроекта представлен в виде законности. При этом он не должен идти вразрез с действующим Законодательством Российской Федерации, Конституцией РФ и международными договорами.

На второй план выходит принцип – уважение чести и достоинства граждан страны. То есть, в данном нормативном акте содержится защита прав и свободы. К третьему принципу относят обеспечение действий по своевременному исполнению. Также сюда включены принудительные мероприятия, которые обязывает качественно выполнять действия процессуального характера.

Завершают базовые принципы, согласно федеральных законов, неприкосновенность минимального имущественного положения неплательщиков и их семей и соотношение требований стороны взыскателя с действиями принудительного значения.

Статьей №48 определены основные фигуранты в исполнительных производствах:

  • неплательщик и взыскатель;
  • лица, выполняющие постановление суда или других органов, в т.ч. физ.лиц;
  • свидетели, экспертная комиссия, переводчик и другие лица.

Каждая из сторон вправе знакомиться с материалами по делу, делать с них ксерокопии, подавать ходатайства и претензии.

Отказ и окончание исполнительного производства

Дополнительно в законопроект содержит в себе причины, по которым взыскателю могут отказать в инициации производства:

  • отсутствие на документах подписи и/или печатей;
  • отправка документации не на тот адрес;
  • истек период действия исполнительного листа;
  • пакет документов отправлялся ранее;
  • судебное решение по делу уже вынесено и вступило в силу.

Также в редакции от 2019 года данного Федерального закона указано, в каких случаях исполнение по судопроизводству может быть окончено:

  • кончина неплательщика;
  • права на выполнение исполнительных документов утрачены;
  • взыскатель отказался от требований.

Но при этом следует понимать, что исполнение по документам может быть окончено после выполнения всех требований, фигурирующих в постановлении.

Суть статьи

Статья 99 данного закона содержит в себе нормативы по удержаниям из оплаты труда должника и иных его доходов, а также порядок исчислений:

  1. Объем удержаний из з/п, а также других источников доходов неплательщиков, в т.ч. из гонораров по результатам интеллектуальной деятельности, будет удерживаться от тех сумм, что остались после налогообложения.
  2. Исполнение ИЛ, в т.ч. по нескольким документам, с должника, согласно данной статьи, не может превышать 50% от дохода. Исключение составляет долги по алиментам, при которых удержание может составлять до 70%.
  3. Ограничительные меры по взиманию размеров из оплаты труда и других видов доходов неплательщика, установлены частью 2. Иными словами, удержание невозможно из алиментов, причитающихся детям до 18-ти лет, компенсации по урону здоровью и иного вреда, компенсационные выплаты по утрате кормильца и компенсация ущерба, связанного с преступлением.
  4. Ограничения по исполнительному производству с оплаты труда и других доходов должника установлены в части 1,2 и 3, не применяют при взыскании финансов, которые есть на банковском счете, куда начисляется оплата труда. Исключениями являются суммы для последнего платежа.

Обращаем внимание, что ч.№4 ФЗ №229 вступила в силу в 2011 году.

14.12.2017 \ Практикующему юристу

Хабарова Мария

В Ассоциацию российских банков обратилась Федеральная служба судебных приставов с письмом от 7 июля 2017 года № 00011/17/62781-ДА « », в котором содержится просьба довести до сведения кредитных организаций – членов АРБ информацию о необходимости соблюдения требований ст. ст. 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

ФССП России отмечается, что банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

На протяжении многих лет вопрос о необходимости создания правового механизма, обеспечивающего соблюдение режима платежей социального характера, активно обсуждался на площадке АРБ, в т. ч. при работе над второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках которой предлагалось ввести такой институт, как специальный счет для социальных выплат (счет социальных выплат/ социальный счет).

Но механизм до сих пор не создан, а вся ответственность за допущение ошибок (возникающих, как правило, из-за фактической сложности разделения соответствующих потоков денежных средств) при списании со счетов должников денежных средств, являющихся социальными выплатами и обладающими иммунитетом от взыскания, возлагается на банки.

Представляется, что результатом разрешения данной проблемы, для решения которой банковское сообщество уже в течение долгого времени предлагает оптимальные пути, будет не только минимизация допускаемых при списании ошибок, но и недопущение увеличения стоимости оказываемых гражданам услуг.

Необходимо всегда помнить, что установление для банков обязанностей, связанных с увеличением трудовых и/или технических затрат, всегда влечет за собой увеличение стоимости банковских продуктов. В итоге за всё приходится платить клиентам банков, в т. ч. гражданам.

Николай Акинин , главный юрисконсульт Отдела правовой защиты Управления правового обеспечения Юридического департамента АО ЮниКредит Банк .

Затронутый ФССП вопрос действительно важен и актуален.

В банковской практике нередко возникают описанные моменты, когда сотрудники операционных подразделений при исполнении обращения взыскания отслеживают "происхождение" поступивших на счет должника денежных средств именно с тем, чтобы не допустить нарушения статьи 99, а также статьи 101 Закона об исполнительном производстве.

При возникновении сомнений или затруднений коллеги обращаются к юристам за консультацией.

Если кредитная организация столкнулась со случаем нарушения статьи 99, т.е. по недосмотру взыскали более пятидесяти процентов последнего периодического платежа, то это обычно "исправляется" несписанием денежных средств в следующем месяце, чтобы "компенсировать" предыдущее избыточное списание.

Елена Куличева , независимый эксперт.

ФССП России обратила внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

ФССП России подчеркивает, что банки имеют возможность идентифицировать поступающие на счет должника платежи социального характера (письмо от 07.07.2017г. за № 00011/17/62781-ДА).

Несмотря на неоднократные обсуждения вопрос погашения задолженности за счет доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, продолжает быть актуальным.

Отсутствие правового механизма, обеспечивающего гарантированный законодательством Российской Федерации иммунитет указанных выплат от взысканий по исполнительным документам, приводит к нарушениям законных прав граждан.

Активное обсуждение и предложения банков по урегулированию данной проблемы были даны еще в 2015 году. Проблема обсуждалась на разных уровнях, в том числе с участием представителей Верховного суда РФ, ФССП России, Банка России, депутатов, представителей различных министерств и ведомств. И если ранее ФССП России поддерживало предложения по законодательному урегулированию данной проблемы, то сегодня заняло несколько иную позицию, переложив всю ответственность за списания денежных средств со счета должника, на которые в силу норм закона взыскание обращено быть не может, на банки.

Социальные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, коллективным договором, а также заработная плата перечисляются отправителями платежей на указанный работником счет в банке. На данный банковский счет гражданина, наравне с социальными выплатами и заработной платой поступают иные, в т. ч. периодические платежи (перечисления третьих лиц и пр.).

Перечень доходов по статье 101 Закона об исполнительном производстве, на которые не может быть обращено взыскание, состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и пр.). При поступлении на счет получателя данные средства учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, т.е. обезличиваются.

Для недопущения ущемления прав граждан и в целях исполнения требований ст. ст. 99, 101 Закона при обращении взыскания на денежные средства должника-гражданина в настоящее время банки вынуждены проводить анализ всех поступлений на счет должника в ручном режиме, что с развитием зарплатных проектов и перехода на безналичные расчеты без автоматизации практически невозможно.

Так же следует учитывать развивающийся электронный документооборот банков с ФССП России, не предполагающий обработку исполнительного документа в ручном режиме.

В этой ситуации, в целях недопущения ущемления прав граждан и исполнения требований закона, со всей остротой встает вопрос о разделении потоков денежных средств, поступающих на счет физического лица в зависимости от источника выплат.

Решить данный вопрос исключительно за счет автоматизации процесса не представляется возможным. Во-первых, с учетом различных источников выплат и не конкретизированных законом категорий выплат, данный путь решения вопроса влечет колоссальную нагрузку на операционную работу банка и не исключает ручного труда, что сразу же увеличивает операционные риски и не позволяет исполнять исполнительные документы незамедлительного, как того требует закон. Во-вторых, с учетом объема проводимых операций (оборота), потребуется не только соответствующее программное обеспечение (требующее постоянного совершенствования), но и соответствующая техника, что приведет к удорожанию стоимости банковских услуг. Так же нельзя исключить человеческий фактор, а наличие спорных ситуаций и задержка исполнения судебных решений приведет к росту судебных споров.

Оптимальное решение указанной проблемы, на мой взгляд, - внесение изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение нового вида банковского счета физического лица - счета социальных выплат для учета средств, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (счета социальных выплат).

Выделение потока денежных средств, поступающих на счет получателя в качестве социальных выплат; установление специального режима счета социальных выплат, предусматривающего ограниченный перечень допустимых по счету операций, исключит направление целевых выплат на погашение требований взыскателей. Таким образом, возможно обеспечить:

    самостоятельное распоряжение владельцем счета денежными средствами;использование средств социальных выплат по их прямому назначению, призванному удовлетворить потребности получателя с помощью мер государственной поддержки;прозрачность использования бюджетных средств, выделяемых на цели социального характера.

Режим данного счета должен быть определен исключительно для безналичного зачисления поступающих денежных средств «социального» характера (заработная плата, пенсии, пособия и иные выплаты социального характера) только со счетов юридических лиц и государственных органов, осуществляющих выплаты социального характера (исчерпывающий перечень операций по счету). В назначении платежа (при зачислении средств на данный счет) должно быть в формализованном виде указано, что денежные средства являются заработной платой, пенсией или иными социальными выплатами. Так же средства социальных выплат должны быть исключены из конкурсной массы в случае признания физического лица-владельца счета банкротом.

Данный подход позволит производить исполнение исполнительного документа в соответствии с требованиями Закона, ориентируясь только на конкретный номер счета должника.

Кроме того, при предоставлении в службу судебных приставов информации о наличии счетов должника судебный пристав – исполнитель также будет располагать информацией о природе денежных средств, поступающих на счет должника, что позволит избежать споров между банками и ФССП России при исполнении исполнительных документов.

Ольга Ценова , Начальник Юридического отдела ОАО «ЮГ-Инвестбанк ».

Вопрос реализации положений статьи 99 и 101 Закона об исполнительном производстве при обращении взыскания на денежные средства клиентов, находящиеся на счетах в банках очень актуален, прежде всего для наших клиентов.

Однако его практическая реализация кредитными организациями вызывает большие трудности. Во-первых, в связи с неинформативностью поступающих в банк постановлений судебных приставов-исполнителей, которые зачастую не содержат информации о существе взыскания (например, алиментные), что не позволяет банку применить положения статей 99 и 101. Во-вторых, учитывая многие оговорки закона (например, при алиментных удержаниях удержанию подлежит минимум не 50%, а уже 70% и иные) операции по списанию переходят в ручной режим, что входит в противоречие с трендом крупных банков к автоматизации операций.

Хабарова Мария , Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

В связи с внесением в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» , целью которого является создание специального социального банковского счета, предназначенного только для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание, Ассоциацией совместно с банками – членами АРБ был рассмотрен данный законопроект. Соответствующее заключение было направлено в адреса Госдумы и Банка России .

Хабарова Мария , Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

Банком России были поддержаны предложения банковского сообщества , изложенные АРБ в Заключении от 7 ноября 2017 года № А-02/5-484 по итогам рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» № 221778-7.».