Права ребенка. Правовое воспитание детей

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть .

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – .

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.
Важно ! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Текст: Марина Пантелеева, юрист

Ребенку в дошкольном учреждении гарантируется защита его прав, интересов и достоинства. Одним из прав ребенка в детском саду является право на благоприятную психологическую атмосферу.

Права ребенка в детском саду: Психологический комфорт

В детском саду за обедом малыш старательно выкладывает капусту из щей на стол. Не любит капусту. Нянечка, замечая это, подходит к ребенку и сгребает жутко пахнущей тряпкой все выложенные ингредиенты ему в тарелку.
- Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!
Еще лет десять назад действия нянечки можно было назвать хоть и сомнительным, но методом воспитания. В современном мире это называется нарушением права ребенка на комфортный микроклимат в детском саду.
Дошкольное учреждение может представлять собой современное здание с хорошим ремонтом, укомплектованное по последнему слову техники, содержать развивающее оборудование для игр и занятий и реализовывать инновационные программы развития базовых способностей детей. Но нас, родителей, больше волнует эмоциональный комфорт в саду.
Ведь малышу все равно, насколько навороченное оборудование, для него самое яркое впечатление от пребывания в саду - это противная пенка на какао, которое подают на полдник. И если какао не выпить, воспитатель грозится не взять на прогулку. Или постоянный гул, который стоит в группе и мешает ребенку сосредоточиться. Или несправедливое отношение воспитателя по отношению к разным детям, когда, например, за одну и ту же провинность одних детей не наказывают, а вашего отстраняют от игр, заставляя сидеть на стульчике. Или постоянное повышение голоса на детей… К сожалению, в дошкольном учреждении ребенок рискует столкнуться с любой формой проявления эмоционального и психологического насилия.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Федеральным законом „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в качестве одной из целей политики государства предусмотрена защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Конвенция о правах ребенка гарантирует малышу в том числе защиту от эмоционального насилия, к которому относится, например, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, преднамеренная социальная изоляция малыша, ложь со стороны воспитателей, словесные угрозы. В связи с тем что маленькие дети очень впечатлительны, незаконное поведение работников дошкольного учреждения может нанести им серьезную психологическую травму.

Воспитателям детского сада категорически запрещено пренебрегать нуждами и интересами детей. Например, в рабочее время воспитатели не должны развлекать себя общением в Интернете, отвлекаться во время прогулок на беседы с коллегами, читать свои журналы и книги.
Вспомните ситуацию, которая часто повторялась в детсаду во время дневного сна, когда вы сами были маленькими: воспитатели, строго запретив детям вставать во время тихого часа, где-то кучковались и пили чай. Какой-нибудь малыш, боясь нарушить запрет и выйти в туалет, обязательно делал свои дела в постели.
В настоящий момент такой ситуации вообще не должно быть. Действующее законодательство запрещает игнорировать просьбы малыша или оставлять его без присмотра.

Права ребенка в детском саду: что могут сделать родители

Прочувствовать, насколько благоприятная и дружелюбная атмосфера в саду, можно еще на первом организационном собрании, которое устраивает заведующая, чтобы познакомить родителей с воспитателями, показать группу, в которую будут ходить детки, подписать договор, заполнить всевозможные анкеты и так далее.
То, что коллектив сада - это большая дружная семья, можно понять, если заведующая говорит о нем с неподдельным чувством гордости: „У нас все работники - большие молодцы, но вашим ребятам повезло особенно: Наталья Петровна получила высшую категорию, неоднократно становилась лучшим воспитателем в саду”, „Здесь у нас уголок достижений. Мы вывешиваем сюда грамоты и благодарности. Дети у нас замечательные, они постоянно участвуют и занимают достойные места в различных конкурсах. Спасибо родителям, что поддерживают малышей во всех начинаниях”.
Но бывают случаи, когда заведующая то и дело критикует свой коллектив, принижает воспитателей. Естественно, психологический климат в таком сообществе нарушен, из-за чего воспитатели и нянечки могут постоянно срываться на детей.

1. Прислушайтесь, как заведующая ведет себя с родителями. Молча раздает договоры и ждет, пока все заполнят? Или внимательно объясняет, комментирует каждый пункт, рассказывает, как будут строиться занятия, какой режим в саду?

2. Уточните, заставляют ли в садике обязательно доедать еду, или объем порции ребенок может регулировать сам. Может ли малыш приносить с собой перекус (печенье или фрукты), если питание в детском саду придется ему не по вкусу?

3. Перед тем как отправить ребенка первый раз в детский сад, пообщайтесь с воспитательницей и нянечкой, которые работают именно в вашей группе. Вам импонируют эти люди? С ними комфортно разговаривать? Вызывают ли они доверие? Если с первых минут разговора дошкольный работник вызывает у вас чувство неприязни, то, может, задуматься о другой группе или другом учреждении? Ведь общаться с данными людьми предстоит весьма часто, а ребенок так вообще должен находиться в их обществе пять дней в неделю.

Самый доступный способ проверить благоприятную атмосферу в саду - понаблюдать, как проходят прогулки. Воспитатель все время проводит с детьми или отвлекается? Дети развлекают себя сами, пока работник дошкольного учреждения листает очередной каталог с косметикой? Воспитатель говорит с подопечными корректно, спокойно или повышает голос? Как общаются детки между собой - агрессивно или тихо сидят? Это две крайности. В первом случае возможны постоянные драки. Вторая ситуация говорит о том, что воспитатель постоянно ругает, одергивает детей за активные игры и шум.

Права ребенка в детском саду: что делать, если сад не нравится

Казалось бы, если что-то не устраивает - меняйте детсад. Однако реальность такова, что устроить ребенка и вновь вставать в для многих - непосильная задача. А уж поменять одно учреждение на другое - вообще роскошь. К тому же где гарантии, что в новом саду будет не так же. Если в саду неблагоприятный социально-психологический климат, поднимите этот вопрос на собрании родителей с приглашением социального работника, психолога и заведующей садом. Спросите, чем вы как родители можете помочь группе для налаживания благоприятной психологической атмосферы. Например, ввести какие-то традиции, устроить чаепитие, сходить вместе в поход. Быть может, облагородить совместными усилиями воспитателей, родителей и детей площадку. Ведь так интересно играть на площадке, зная, что песочницу раз­украсила твоя мама, а песок насыпал - Мишин папа, деревянный столик вкопал - дед Егора, разноцветные следы ладошек на нем оставили все детки, Маринина мама из бечевки сплела самую настоящую паутину, а сама Марина не пожалела игрушечного паука. У ребенка развивается уважение и к собственному труду, и к родителям.

Бывает так, что в коллективе работников сада преобладают пессимизм, апатия и антипатия друг к другу. Тогда на помощь должны прийти психолог и социальный педагог уже из департамента образования.
На протяжении всей истории человечества правовое отношение к карапузам постоянно менялось. Прав у малыша практически не было. В нашем веке внушительный перечень прав гарантируется малышу конвенциями, кодексами и законами. При этом дети не способны самостоятельно защищать права и отстаивать свои интересы. Это - задача родителей!

Права ребенка в детском саду: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Парируем отговорки со стороны работников сада:

Воспитатель: Какая экскурсия на хлебопекарный завод? Я и так с вашими оболтусами устаю.
Родитель: Плохо, что вы не заинтересованы не только в личном успехе каждого члена коллектива, но и в своей работе. Мы будем вынуждены обратиться в отдел образования.

Воспитатель: Ребенка поставила в угол, потому что во время завтрака он разбил чашку. Третью за эту неделю.
Родитель: Страшно, что моральное насилие в нашей группе воспринимается как само собой разумеющееся. А вы сами встаете в угол за каждый промах? Не думаю, что вам понравилось бы лишиться премии за забытые ключи или разлитый чай.

Воспитатель: Я шлепнула ребенка за дело. Раньше вообще розгами воспитывали и на горох ставили.
Родитель: Да, но и ребенок раньше был полностью бесправным существом, принадлежащим родителям, а сейчас он - самостоятельный субъект права. И абсолютно все законы нашей страны запрещают детей бить. Шлепок можно квалифицировать как физическое насилие.

Воспитатель: Слабаком и маменьким сынком я назвала вашего Диму ради мотивации. Чтобы он таким не вырос.
Родитель: По Конституции РФ каждый гражданин имеет право на честь и достоинство, пусть этому гражданину всего пять лет.

Воспитатель: Я ребенку скотчем рот заклеила за плохие слова? Не было такого, он нафантазировал.
Родитель: Значит, мы будем вынуждены установить в группе веб-камеры, что позволит нам проверить, чем занят ребенок в группе и все ли с ним в порядке.

Полным ходом идет запись детей в детский сад. Малыши с трепетом ждут начала очередного этапа своей жизни – когда они впервые переступят порог детского сада и на целый день останутся без мамы и папы. Настоящая тренировка самостоятельности и терпения!

Родители, в свою очередь, тоже ждут поступления ребенка в детский сад – только, как правило, их чувства намного ярче и многогранней. Волнение, грусть, озабоченность, страх – и это только некоторые из тех эмоций, которые испытывают родители будущего детсадовца. Важным вопросом при поступлении ребенка в детский сад также являются права ребенка в детском саду. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам.

Основные права ребенка в детском саду

Перечень прав ребенка в детском саду формируется на основе Конвенции о правах ребенка, подписанной практически всеми странами-участницами ООН. Кроме того, при защите прав ребенка в нашей стране действуют некоторые нормативно-правовые акты: «Семейный кодекс» РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1. Право на образование и развитие физических и творческих способностей ребенка

В каждом детском саду должны быть специальные развивающие занятия. Ребенок должен не только играть и гулять, но еще и развиваться. С этой целью в каждом детском саду имеются педагоги, которые помогают ребенку развиться как в физическом, так и в творческом и умственном плане. Если этого не происходит – можно говорить о том, что права ребенка в детском саду нарушаются.

В настоящий момент в нашей стране существует огромная сеть детских садов, работающих как в дневное время, так и круглосуточно. Кроме того, постоянно разрабатываются новые образовательные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В связи с этим, как правило, эти права ребенка в детском саду не нарушаются.

2. Право на игру

Делая упор на образовании ребенка и развитии его творческих способностей, нельзя забывать и о другом важном праве – праве на игру. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому в детском саду на игру должно отводиться достаточное количество времени. Если Вы приходите в детский сад – и видите, что дети вместо игры, развивающих занятий или прогулки сидят перед телевизором или, еще хуже, компьютером – Вы можете пожаловаться на то, что права Вашего ребенка в детском саду нарушаются.

3. Право на жизнь и здоровье

Информация о необходимости охраны здоровья детей дана во многих правовых актах – например, в Законе «Об образовании» сказано, что любое образовательное учреждение (в том числе, и детский сад) должно обеспечить защиту здоровья и жизни своих воспитанников. Таким образом, права ребенка в детском саду включают в себя возможность своевременного оказания необходимой медицинской помощи в случае необходимости.

Таким образом, если Вы приходите в детский сад – и с удивлением обнаруживаете, что в детском саду не медицинского кабинета, медсестры или аптечки со всеми необходимыми по инструкции препаратами – Вы можете пожаловаться на нарушение.

4. Право на защиту от всех форм жестокого обращения

К понятию «жестокое обращение» относятся не только откровенные побои и другие виды физического или сексуального насилия, но также и эмоциональное насилие (прилюдные унижения, оскорбления, крик).

К сожалению, нарушения таких прав ребенка в детском саду встречаются сплошь и рядом. Воспитательницы считают своим священным долгом отвесить оплеуху расшалившемуся ребенку, крикнуть на него или прилюдно унизить, используя бранные слова. Если Вы каким-то образом узнали о том, что к Вашему ребенку применяется какой-либо вид насилия – обращайтесь в вышестоящие инстанции и срочно меняйте детский сад.

5. Право на защиту интересов и нужд ребенка

Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Например, в детском саду воспитатель не должен сидеть и читать книжку или сидеть в интернете, пока дети предоставлены сами себе. Реализация этих прав ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание воспитателя к детям и удовлетворение их нужд. Если малыш хочет в туалет – воспитатель обязан отвести его в специально отведенное место и усадить на горшок. То же самое относится и к чистым полотенцам, безопасным игрушкам и т.д.

Растущему организму требуется полноценное, качественное и достаточное питание. В связи с этим, если в детском саду Вашему ребенку дают просроченные продукты, кормят одними кашами или порции слишком маленькие – это прямое нарушение прав ребенка в детском саду.

Некоторые обязанности и права ребенка в детском саду регулируются определенными правилами, установленными в детском саду, и распорядком дня. Некоторые детские сады строго относятся к опозданиям, поэтому лучше приходить пораньше, чтобы не остаться в числе тех, кого не пустили. Чтобы не было досадных накладок, лучше заранее ознакомиться с Уставом детского сада и строго соблюдать его.

Как родители могут защитить права ребенка в детском саду?

Только в силах родителей проследить за соблюдением прав ребенка в детском саду. Выбирая детский сад для своего ребенка, убедитесь в том, что в этом учреждении работает квалифицированный персонал, который не способен нарушить права ребенка в детском саду и в состоянии обеспечить Вашему малышу комфортное пребывание и всестороннее развитие. С этой целью можно посмотреть отзывы в Интернете, посетить детский сад заранее и пообщаться с персоналом.

Уже после поступления ребенка в детский сад Вы не только можете, но и просто обязаны интересоваться внутренним распорядком детского сада, режимом дня, образовательными стандартами и программами, по которым проводят занятия с детьми. Не бойтесь задавать вопросы, общаться с другими родителями и жаловаться, если Вас что-то не будет устраивать. Начать можно с заявления на имя директора детского сада. Если соответствующих мер принято не будет, Вы имеет полное право обратиться в правоохранительные органы или другие инстанции по защите прав ребенка.

Знайте права своего ребенка в детском саду и умейте их отстаивать!

«Конвенция о правах ребенка» была ратифицирована в России в 1990 году. В 2009 году в Российской Федерации введен институт Уполномоченных по правам детей. Омбудсмены строго следят за соблюдением прав ребенка, а в школах и детских садах правовое воспитание стало уже традицией.

Методические материалы по правовому воспитанию

Содержится в разделах:
  • Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 1600 .
Все разделы | Права ребенка. Правовое воспитание детей

«Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности, защиты прав детей . Решение этой проблемы на разных уровнях (государственном, общественном) позволит укрепить позиции демократии в нашей стране, обеспечить...

«Права наших детей» в ясельной группе Деловая игра с родителями «Права наших детей » в ясельной группе. Актуальность темы «Права наших детей » заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка . Дошкольное детство - это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его...

Права ребенка. Правовое воспитание детей - Проект «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Публикация «Проект «Правовое обеспечение профессиональной...» Тема: Российское законодательство регламентирующее защиту прав детства (ребенка. « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». И.В. Гете. Цель: Систематизация и обобщение нормативно-правовой базы регламентирующие систему образования Задачи: 1)...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия «Знакомим дошколят с их правами «Семья - моя родословная» в подготовительной к школе группе Цель: способствовать формированию основ правовых знаний. Коррекционно-образовательные задачи: 1. Продолжать знакомить детей в соответствующей их возрасту, форме с основами правового знания; 2. Раскрыть понятия «род», «родословная», «родители», «право детей на воспитание в...

Конспект занятия по окружающему миру «Я имею права» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 80 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Конспект занятия по окружающему миру « Я имею права » Воспитатель: Каткова Д.В. Саранск 2018 г Цель: познакомить детей с конвенцией о правах ребенка. Задачи: ...

Консультация «Сказка как средство правового воспитания дошкольников» Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы воспитания правовой культуры детей 5–7 лет. Обоснована актуальность исследуемой темы. Обобщен практический опыт использования фольклорного жанра «сказка» как средства воспитания старших дошкольников. Ключевые слова: сказка,...

Права ребенка. Правовое воспитание детей - Деловая игра с родителями «Как познакомить ребенка с его правами»

Деловая игра с родителями: «Как познакомить ребенка с его правами» Подготовила: Клеменкова И. А, социальный педагог Актуальность темы: «Права наших детей» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности. Дошкольное детство – это период, когда ребенок находится...

Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию «Любимый Тамбов, гордимся тобой» в старшей группе Воспитатель Полякова Т.М. Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Любимый Тамбов, гордимся тобой!». Старшая группа. Цель: Продолжать знакомить детей с историей родного города, гербом города, достопримечательностями. Показать, что город как человек способен расти...

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому...


Цель: Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Научить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать искусство самоуважения к другим людям. Способствовать развитию умения защищать свои права и уважать...

Педагоги в игровой форме знакомят дошкольников с их правами: проводят викторины, развлечения, творческие занятия, позволяющие детям осознать значимость каждого ребенка в обществе. Дети могут назвать свои основные права: право на жизнь, право на дом и семью, право на имя, право на охрану здоровья, право на образование и развитие способностей и прочие. Дошкольники начинают понимать, что в любой трудной ситуации они могут найти поддержку – телефоны доверия и службы помощи детям действуют в каждом поселении.

Правовое просвещение необходимо и родителям. Особенно в семьях с низким педагогическим потенциалом, с неблагоприятной воспитательной обстановкой. В этом разделе опытные педагоги публикуют отчеты о родительских собраниях, тексты консультаций по правам ребенка с целью защиты детей от насилия в семье.

Однако правовая грамотность – это не только знание собственных прав. Дети должны понимать, в каком случае их правовая свобода ограничивается, и наступает зона ответственности и обязанностей. Уже в дошкольном возрасте ребенок может принять равноправие детей разной национальности, разного уровня здоровья и развития. Кто-то умный, кто-то талантливый, кто-то добрый, но все равны в своих правах и обязанностях. В некоторых семьях происходит перекос в признании уникальности своего ребенка – «звездная» болезнь мешает таким детям конструктивно общаться со сверстниками.

Правовое воспитание детей – одно из актуальных направлений в образовательной деятельности дошкольных учреждений.

Конец весны - начало лета – это период выпускных в детсадах. Детский сад – качественно новый в жизни малышей этап, а мамочки, которые планируют водить своих чад в ДОУ, с тревогой ждут этих перемен. Страх, озабоченность, грусть и волнение – это те эмоции, которые приходится испытывать родителям будущих детсадовцев. При этом, однако, не все родители точно знают, на что право имеет ребенок, посещающий детсад.

Права ребенка в ДОУ

В целом, в детском саду права ребенка формируются на основании норм, изложенных в Конвенции о правах ребенка, которую подписали практически все страны-участницы ООН. В каждой державе, кроме того, действуют и соответствующие кодексы и законы. В России, к примеру, это Семейный кодекс, законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка».

  1. Самое главное, что беспокоит родителей, это жизнь и, конечно, здоровье их чад. Законодательными документами установлено, что детский сад обязан обеспечить защиту жизни, здоровья ребенка. Если в детсаду нет медсестры, медицинского кабинета, аптечек, то о соблюдении гарантированных прав ребенка в ДОУ говорить не приходится. Смело можете обращаться в соответствующие инстанции с жалобой!
  2. Главным среди основных личных прав ребенка считается право на развитие творческих, физических способностей, а также право на его образование. Именно по этой причине в ДОУ реализация прав ребенка должна осуществляться с помощью развивающих занятий. К слову, существует и право на игру, так как детсадовцы должна развиваться всесторонне: творчески, умственно, физически. Если этого в детском заведении нет, то можно утверждать, что основные права вашего ребенка в ДОУ нарушаются. Речь о том, что вы, приходя в детсад за малышом, можете увидеть его не играющим, не гуляющим, а сидящим перед компьютером или телевизором.
  3. Каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет гарантированное право на защиту от каких-либо форм жестокого античеловечного обращения, к которым относят не только банальные побои, но и сексуальное, физическое, эмоциональное насилие. К сожалению, защита именно этих прав детей в ДОУ нарушается чаще остальных, поэтому при любом подозрении без промедлений реагируйте соответствующим образом!
  4. Еще одним правом является защита нужд и интересов малышей в саду. Воспитатели в рабочее время не должны развлекать себя в Интернете, читать свои книги или общаться с коллегами. Ни одна просьба малыша, будь то помощь в туалете или вытирание рук полотенцем, не должна игнорироваться.
  5. Организм ребенка нуждается в достаточном, качественном и полноценном питании, поэтому родителям следует следить за неукоснительным соблюдением права на соответствующее .

Стоит отметить, что право на детский сад может обязывать родителей на выполнение некоторых правил конкретного ДОУ. Так, некоторые детсады относятся строго к распорядку дня, поэтому опоздавшего ребенка могут в группу не допустить.

Защита прав ребенка

Именно родители являются тем контролирующим органом, который обязан контролировать соблюдение в ДОУ прав своего малыша. При выборе детсада обязательно убедитесь в профессионализме персонала, опросите знакомых, дети которых его посещают, прочтите отзывы об учреждении на тематических форумах. Если ребенок уже является детсадовцем, постоянно интересуйтесь изменениями в распорядке дня и режиме, программами и стандартами. Можно даже внести предложение об организации игр по правам ребенка членам родительского комитета.

Если возникают вопросы, требующие вмешательства, сначала напишите на имя заведующей детсадом заявление. При непринятии соответствующих мер обращайтесь в полицию или другие органы по защите прав детей.

Учитесь отстаивать права своих дошкольников!