Марина александровна шалагинаправоведение. Правоведение


Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.


Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.


Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.


Так, предметом правоведения являются:


1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;


2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;


3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;


4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.


Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.


В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.


Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).


Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.


Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.



  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.


  • Достаточно скачать шпаргалки по правоведению - и никакой экзамен вам не страшен!
    Методы


  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а т. Загрузка.


  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение


  • Понятие , предмет и методы правоведения . Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также р... подробнее ».


  • Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти.
    Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

2. Понятие, признаки и функции государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

4. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.

Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:

1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3) двухканальная система налогообложения;

4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Федерации можно классифицировать:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные;

б) национально-государственные;

в) смешанные;

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Также выделяют конфедерацию – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).

Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

5. Механизм государства. Органы государственной власти

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;

3) государственные организации, предприятия и учреждения;

4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

Государственные органы можно классифицировать:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный актправовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.

Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.

Постепенно правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права , история правовых учений .
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права : наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика , криминология , судебная медицина , судебная психиатрия , юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея . В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию .

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования . Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов . Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий - первый верховный жрец из плебеев - объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев . В -V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме , Константинополе , Афинах , Александрии , Цезарее , Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая , а также сочинения Папиниана и Юлия Павла . В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций , Дигест и Кодекса Юстиниана .

Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в классическую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие две: (1) давать юридические ответы (responsa) на поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои ответы по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр «Responsa»; (2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.). Именно эти две функции привели к тому. что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия .

В арабских странах господство перешло к религиозному праву - шариату , поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет , где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский , Кембриджский , Парижский , Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии , Англии , Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права . Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности ; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики . Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia writs , содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records ), комментарии к ним, судебные руководства (reports ), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae ) Глэнвилла - первый трактат по общему праву , а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England ) Генриха Брэктона - наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана .

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей .

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume - обычай) но преимущественно с изучением римского права . Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права - Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты , где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures» . Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе - в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia» , 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium» , 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown» , до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока как общего характера - «Institutes of the laws of England» . Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall , Hawkins , Comyns - юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании , что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США .

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts , среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet ), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart ). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель , Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

Испания

Германия

СССР

С 1991 года

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов , а также юридические и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров - больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую
Правоведение Шалагина Марина Александровна

1. Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

1. Понятие и предмет банковского права Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

2. Предмет и методы правового регулирования экологического права В предмет правового регулирования могут входить такие общественные отношения, как:1) отношения, имеющие волевой характер;2) отношения, формирующиеся по поводу объектов природы и их экологических

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право: понятие, методы, предмет В науке вопрос о природе жилищного права как отрасли права является дискуссионным. Некоторые ученые отводят жилищному праву самостоятельную роль и считают его комплексной отраслью российской правовой системы. Сторонники

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное (сельскохозяйственное) право является одним из таких институтов, который

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ Криминалистика – наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации, исследованию, оценке и

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают: установление общих положений и принципов исполнения

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

4.1. Понятие информации и методы ее обработки Что такое информация В свое время знаменитый британский государственный деятель Бенджамин Дизраэли подметил, что, «как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Понятно, что эту самую

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

2. Предмет и методы конституционного регулирования Предмет конституционного регулирования - это общество в целом, включая государство, социально-экономические, политико-управленческие, в том числе государственно-властные, духовно-культурные отношения. Предметом

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Понятие и предмет конституционного права Конституционное (государственное) право ведущая отрасль публичного права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

1. Понятие науки правоведение, ее предмет и методы Правоведение – наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины.Оно рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 1. Общая часть: Учение о преступлении автора Коллектив авторов

§ 1. Предмет и понятие уголовного права Этимологически слово "уголовный" связано со словом "голова", которое в древнерусском языке имело значение "убить". В латинском языке ему соответствует "penal", что значит "головной" и "уголовный". По другим объяснениям слово "уголовный"

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

§ 2. Понятие финансового права и его предмет Для уяснения понятия финансового права имеет смысл сделать небольшой экскурс в историю, что позволит не только удовлетворить познавательный интерес, но и наглядно продемонстрировать столкновение самых, казалось бы,

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

Понятие, предмет, система и методы финансового права

Из книги автора

§ 3. Ветви правоведения Все вообще правоведение распадается на частное и публичное право, различие между которыми нами рассмотрено в гл. VI, § 3. Частное право иногда делится на право гражданское и торговое. Публичное же право заключает в себе: I) уголовное право, изучающее