Форма и содержание реализации права. Проблемы реализации права

Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идейно-мотивационное воздействие на личность.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально-культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы права.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуществляется государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Правовые нормы превращаются в реальность в том случае, если они воплощаются в поведение и деятельность субъектов права, становятся составной частью их существования. Только тогда право, правовое регулирование достигает цели, и только тогда общество можно назвать правовым и цивилизованным.

Под реализацией права понимается процесс воплощения правовых предписаний в правовое поведение участников правоотношений. При этом следует иметь в виду, что реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей составляет главное содержание правореализационного процесса.

Реализация права характеризуется следующими особенностями:

1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;

2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическое воплощение;

3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;

4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект , который обладает субъективными правами;

5) осуществляется в различных формах , что обусловлено:

Разнообразием общественных отношений;

Спецификой содержания различных норм права;

Различием средств воздействия на поведение людей;

Положением субъектов в системе правового регулирования;

Многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.

В зависимости от характера юридических норм, их содержания, действий субъектов права, степени их активности выделяют четыре формы реализации права.

1. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных юридическими нормами, которые требуют отказа субъектов права от проявления нежелательных с точки зрения права действий; здесь же нежелательна и активность субъектов права. Такое поведение получило название пассивного. В этой форме (в большинстве случаев) реализуются закрепительные и охранительные нормы. Заметим, что не все нормы права, содержащие такой классический метод правового регулирование, как запрет, формулируются прямо. Нередко он логически следует из смысла правовой нормы.

2. Исполнение юридических норм предполагает активные действия по реализации субъектами прав и возложенных на них обязанностей, как средств правового регулирования. Примером активных позитивных обязанностей могут быть, например, уплата налога, неустойки, поставка товара контрагенту в срок, выполнение работы по договору услуг (написание картины, музыки).

3. Использование права выражается в осуществлении возможностей, дозволенных полномочий, предусматривающих правомерные действия и поступки. Использование или неиспользование той или иной нормы (группы норм) зависит от воли управомоченного субъекта. Законодательство, как правило, не предусматривает наступление юридической ответственности за неиспользование своих полномочий субъектами права.

В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о том, реализуются ли нормы права в правоотношениях или вне таковых.

Сторонники реализации норм права вне правоотношений обосновывают свою позицию тем, что этим путем реализуются нормы посредством воздержания от действий, запрещенных правом, т. е. речь идет о реализации запретов путем пассивного поведения. Аналогично реализуются нормы, устанавливающие право на честь, достоинство. Здесь не возникает конкретных правоотношений. В приведенных случаях реализация норм права происходит в рамках общих (общерегулятивных) правоотношений, которые определяются связью индивидов с государством. Следовательно, юридические предписания реализуются только в правоотношениях, модель которых закрепляется в этих предписаниях.

4. Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их "привязка") относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.

От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:

а) составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;

б) имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение приговор суда; решение суда по гражданскому делу); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;

в) обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, Указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администрации субъектов РФ);

г) правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.

Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов правоотношений.

Формы реализации:

1)по характеру правореализующих действий и виду реализованных юр. норм:

Использование (связано с правами, есть выбор)

Исполнение (связано с обязанностями – воинский долг)

Соблюдение (вся ос.ч. запреты, если предусмотрено наказание, значит действует запрет)

Применение правовых норм – специфическая форма реализации НП, осуществляется специально уполномоченными на то органами, ДЛ, общественными организациями.

2) по субъектам реализации:

Индивидуальные – право на заключение брака, на обучение, право на пикет)

Коллективные – образование полит партий, обществ объед, право на митинги, забастовк).

3) по уровню реализации НП:

Реализация общих установлений (реализация задач, принципов права)

Реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию

Реализация конкретных ПН в конкретных правоотношениях.

57. Правоприменение: понятие и стадии.

Узкий подход:

Право применяет только государство.

Широкий подход:

Право применяют все те, кто имеет власть (ОМСУ, власть родителей над несовершеннолетними детьми, власть над верующими (анафема), власть работодателей).

Признаки:

Властная деятельность уполномоченных органов

Индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации).

Творческая деятельность (судья квалифицирует преступления) – не всегда!!!

Организующая деятельность – (прием на работу, закупка оборудования).

Осуществляется в специально установленных З формах (приказ о зачислении на работу).

Завершается вынесением актов (приговор суда, расторжение брака, досмотр на таможне).

Контроль (получить разрешение).

Применение права - властная деятельность уполномоченных на то гос или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юр вопроса, дела, на основе юр фактов и конкретных ПН и вынесении по нему индивидуальн решения, обязательного для адресата.

Стадии:

1) установление фактических обстоятельств юр дела. На этой стадии необходимо выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу;

2) выбор и анализ НП , подлежащей применению, а также юр квалификация фактических обстоятельств дела (юр анализ соотношения смыслового содержания юр нормы с фактическими обстоятельствами дела);

3) уяснение содержания НП, разъяснение её компетентным органам. Уяснение+разъяснение=толкование.

3) принятие решения по юр делу и его документальное оформление (принятие правоприменительного акта);

4) исполнение правоприменительного акта и контроль исполнением.

58. Акты применения права: понятие и виды. Юр техника актов применения права.

Акт применения права – это индивидуальное, властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юр дела.

Признаки АП:

Применяются компетентным Гос (мун) органом, ДЛ, уполномоченной общественной организацией (все кадровые назначения). ПН применяют все у кого есть власть.

Носят властный характер, отсюда обязательный характер.

Индивидуализируют НП, применительно к конкретным ситуациям и лицам. Здесь принципиальное отличие АП от источников (форм) права, т.к. источники – неперсонифицированны.

Имеют как правило, документальную форму (приговор суда).

Не имеют документальной формы – приказы в устной форме (приказ открыть огонь).

Выступают юр фактами, т.е. влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Например, отстранение от должности одного и назначение другого.

Классификация:

По отраслям:

АП – Указ Президента (кадровые назначения на гос должности)

ТП – приказ ректора о назначении на должность

УП – приговор суда

УПП – очная ставка

МП – приказ «О назначении ответственного за проведение дня города»

По субъектам правоприменения:

Акты исп органов – все кадровые вопросы правительства – назначение советника, прес секретаря

Суд акты – приговор, постановления

Контрольно-надзорные – аудиторы счетной палаты 9акты проверок). По результатам проверок президент принимает решение.

По характеру решения:

Запрещающие – д. Никульское была обнаружена инфекция – ввели карантин или парад победы на красной площади – пропускная система.

Обязывающие – обязанность остановиться на требования сотрудника ДПС

Поощрительные – приказ о премировании

Удостоверительные акты (паспорт, зачетка, студ.билет, свид-во о рождении)

По функциональному признаку:

Правоприменительные – Указ о назначении мин обороны»

Правообеспечительные – решение о выделении денег на парад 9 мая или день города, или проведение олимпиады.

Акты-регламентаторы – акты правительства по реализации Указов Президента РФ. Регламентируется работа по срокам, лицам. Регламент ГД не подходит.

По способу выражения:

Акты – документы (приговор)

Акты-действия (жест регулировщика, флаг приспустить)

Акты символы (парад победы)

По наименованию:

- приказы (о назначении)

Постановления (суда)

Приговор

Указания (начальника)

Представление (к награде)

Резолюция («оплатить» на служебной записке)

Указы (президента о помиловании). Постановление об амнистии – это НПА, а не правоприменительный акт, т.к. не индивидуализированный, а для опред группы лиц.

Протоколы (заседания)

Решения

Разрешения (о ношении оружия)

Предупреждения

Предписания (госпожнадзор – предписание чтобы был план эвакуации).

Соотношения НПА и ПА:

Общие черты:

Являются правовыми актами

Принимаются компетентными органами

Носят властных характер

Обладают юр силой и обязательны к исполнению

Обеспечены гос принуждением – не универсальный, т.к. например представление к награде президент может не подписать, но за это не предусмотрено принуждение.

Отличия:

1)НПА – содержит НП

2) НПА неперсонифицированные

ПА – адресованы конкретным лицам, поименованы

3) НПА выражает метод общенормативного абстрактного правового регулирования

ПА – метод индивидуального регулирования

4) НПА – характеризуются возможностью неоднократной реализации (не выступает юр фактом).

ПА действует только 1 раз и выступает юр фактом.

5) НПА – всегда имеет документарную форму

ПА – не всегда имеет документальную форму.

Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из 4х частей:

1) вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дата принятия, наименование органа/ДЛ, которое принимает решение, по какому делу;

2) описательная часть содержит указания на юр факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах, каким способом совершены деяния;

3) мотивировочная часть - анализ, оценка доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактич обстоятельств, их юр квалификация, ее обоснование, ссылки на соответствующие процесс нормы;

4) резолютивная часть - решение по делу (формулируется конкретное решение о правах и обязанностях, об избранной мере юр ответственности).

59. Пробелы в праве: понятие, виды, способы их преодоления и устранения.

Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Псевдопробел – мнимый – отсутствие нормы, при отсутствии необходимости в ней.

Виды:

По отраслям:

В КП – Ельцин по мнению Зюганова не выполнял свои обязанности и КПрф при поддержки партии «Яблоко» хотели отрешить президента от должности. Но ни в КРФ, ни в ФКЗ нет нормы, закрепляющей сколько времени необходимо не выполнять обязанности.

По источникам (формам):

В правовом обычае

Нормативном договоре

Юр прецеденте. Это 4 основных источника.

В религиозных текстах (мусульманское право) – основной источник права коран – отсутствие информации о захвате заложников, угоне, захвате судна.

По виду НПА:

В законе

В подзаконных актах

По виду прецедента:

- суд прецедент

Адм прецедент

По элементу нормы права:

В гипотезе

В диспозиции

В санкции. Например, ввели запрет за распитие спиртных напитков в общественных местах, но отсутствуют санкции за это.

По времени появления:

- первоначальный – на момент издания НПА, в результате упущения правотворческих органов.

Вторичный – появляются после издания НПА, нормативных договоров, в процессе развития общественных отношений.

По причинам появления:

Объективная – нельзя было предусмотреть на момент написания: незаконное радиовещание (международное уголовное преступление, т.к. может создавать помехи), этих норм объективно не могло существовать в древних источниках. Или УК РСФСР 22 года – отсутствие норм о компьютерных преступлениях.

Субъективная – недостаток юр образования, непрофессионализм – в зак органе, особенно в ФС, ГД должны преобладать юристы, хотя бы простое большинство.

Понятие «правовой вакуум» Малиновский (МГИМО) ввел это понятие – состояние близкое к этому возможно во время соц катаклизмов (кардинальная смена власти). До 1922, до принятия УК РСФСР, УК 1903г. не действовал, были разъяснения, но фактически в них не было ни одного состава, т.е. с 17 по 22 год было состояние близкое к правовому вакууму.

По степени неурегулированности:

Полное отсутствие норм

Может не хватать какой-то одной нормы, или элемента нормы, статьи.

Например, ФЗ «О легализации незаконных доходов».

Пробел можно ликвидировать: в результате законотворчества принять ФЗ, ФКЗ, подзаконный акт.

Конституционное собрание предусмотрено, но как оно формируется. Численность, состав – не сказано ничего.

Преодоление:

Аналогия Закона - способ преодоления пробел, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями.

К ней можно обратиться:

Если есть пробел

В 1 очередь ищем в том же НПА, потом актах этой же отрасли, далее в наиболее близкой отрасли (в ГК – предр.пр.,СП, ЖП, Комм.пр.).

Современное УК запрещает применение аналогии и права, и закона (после смерти Сталина 1957-58гг.).

Если берем норму из сходной отрасли – это субсидиарное применение права (ЖП из ГП).

Если норма отсутствует в сходной отрасли, то применяется аналогия права – способ преодоления пробела, при котором он устраняется на основе принципов права.

Аналогия должна применяться в строгом соответствии с требованиями законности , разумности и целесообразности .

В каждом конкретном случае решение , принятое по аналогии имеет значение для этого случая.

Реализация норм права: понятие и формы.

Определение. Реализация права - это осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства.

Правовая норма сама по себе - только определённый текст с юридическим содержанием. Главное назначение нормы - претвориться в общественную практику. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь правовой нормы.

Значение реализации норм права . Ценностный смысл реализации норм права состоит в том, что она

1. является формой, способом существования права.

2. через неё происходит регулирование общественных отношений в направлении выгодном для государства.

Признаки реализации норм права . Реализация норм права - это:

1. правомерное поведение (деяние) субъектов права. Неправомерное поведение - есть правонарушение, антипод реализации;

2. поведение, которое подчинено государственной воле, выраженной в норме права;

3. поведение, направленное на удовлетворение потребностей и интересов общества, субъектов права. Они являются двигательной силой реализации норм права. Через реализацию осуществляются задачи и функции государства;

Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяют своё действие, т.е. субъекты права. Объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов.

1. фактическое и

2. юридическое.

Фактическое - это материальная и духовная социально-полезная деятельность, совершённая в соответствии с предписаниями норм права. Юридическое же заключается в соблюдении и исполнении субъективных прав, возникающих на основе правовых норм.

Двигательной силой правореализации являются не нормы права, а социальные потребности и интересы. Импульсом к реализации права выступает необходимость удовлетворения их.

Задача процесса правореализации - эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, исчерпывающе выполнять его требования.

Формы реализации норм права . Формы реализации норм права классифицируются по разным основаниям:

1. по характеру правовых связей между субъектами права:

Реализация в общих правоотношениях;

Реализация в конкретных правоотношениях;

2. по субъективному составу:

Реализация индивидуальная;

Реализация коллективная (форма);

3. по внешнему проявлению:

Активная;

Пассивная;

4. по методу воздействия:

Добровольная;

Принудительная;

5. по правовому положению субъектов:

Гражданско-правовая;

Административно-правовая;

6. по характеру действия субъектов:

Непосредственная реализация;

Опосредствованная реализация;

7. в зависимости от структуры нормы права:

Реализация диспозиции - нормальная реализация;

Реализация санкции - правообеспечительная реализация;

8. по характеру правового предписания:

Соблюдение;

Исполнение;

Использование;

Соблюдение норм права - это такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещённых правовыми нормами.

Особенности соблюдения нормы права следующие:

1. она связана с выполнением пассивной обязанности, пассивное поведение;

2. основана на нормах-запретах;

3. не требует юридического оформления.

Смысл и значение самостоятельности соблюдения норм права реализации состоит в том, что она осуществляется вне правоотношений и следовательно в ней нет корреспондирующего лица.

Исполнение норм права - это форма реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами. Особенности исполнения норм права следующие:

1. она представляет собой активное поведение;

2. в основе её лежит юридическая обязанность;

3. она основана на обязывающих нормах;

4. требует часто юридического оформления.

Использование норм права - это такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав. Особенности использования норм права следующие:

1. это активное поведение;

2. в его основе лежат управомочивающие нормы права;

3. представляет собой реализацию субъективного права.

Реализации норм права вне правоотношений . Ее особенности:

1. она охватывает всеобщие права (право на труд, отдых, образование);

2. в этой форме реализуются нормы запрета (например, нормы уголовного права). Это пассивная форма реализации;

3. эта форма требует положительных действий других субъектов. Они должны воздержаться от действий, препятствующих осуществлению субъективного права.

Реализации норм права через конкретные правоотношения . Ее особенности:

1. она представляет собой реализацию индивидуальных прав и обязанностей;

2. предполагает проявление инициативы самого субъекта (заявление об увольнении, о пенсии и т.п.), а также положительные действий других субъектов;

3. требует положительных действий других субъектов права;

4. имеет два вида проявления: гражданско-правовой (автономный), стороны равны относительно друг друга и административно-правовой (властный), стороны не равны, они зависимы. Одна из сторон субъект власти.

Уровни реализации . Поскольку норма права - это единство гипотезы, диспозиции и санкции, то, естественно, её содержание предполагает два уровня (способа) реализации:

1. реализацию диспозиции в правомерном поведении;

2. реализацию санкции через принудительное навязанное правонарушителю государственной властью поведение - правообеспечительная реализация;

Реализация диспозиции в зависимости от характера предписаний осуществляется:

1. либо непосредственно через поведение субъектов без возникновения конкретных правоотношений (индивидуальная форма реализации);

2. либо опосредствованно, через конкретные правоотношения;

В первом случае осуществляется соблюдение норм права, во втором - их исполнение и использование.

Реализация санкции осуществляется путем:

1. установления санкции - определение в норме права вида и конкретных мер наказания, которое может последовать за нарушение той или иной правовой нормы;

2. назначения наказания - избрание компетентным органом в соответствии с законом конкретной меры наказания;

3. исполнения наказания - принятие компетентными органами мер, которые составляют содержание данного вида наказания;

4. применения наказания - выполнение правонарушителем всех требований, предъявляемых к нему в соответствии с содержанием наложенного на него наказания;

Непосредственная реализация норм права - это реализация правовых предписаний субъектами самостоятельно, не опираясь на правоприменительную деятельность властных структур.

Опосредственная реализация - это осуществление прав и обязанностей с помощью правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.

1. следование праву со стороны органов государства и должностных лиц;

2. осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений;

3. толкование нормативных актов должностными лицами и гражданами (В.В.Лазарев).

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: «Напрасно законы писать, коли их не исполнять». Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде «О духе законов» писал: «Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде». Звучит весьма современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере онолегитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как «свой», он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.



Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель., достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы «приложения», отраслевой принадлежности и т.д.

В науке различают четыре основные формы реализации права : 1) соблюдение; 3) исполнение; 2) использование; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм

Соблюдение. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а)это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б)это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в)она касается главным образом правовых запретов,

г)осуществляется вне конкретных правоотношений,

д)происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется «вмешательство» надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание.