Что относится к формам права. Выделяют четыре основные формы права
Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.
Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества политических, экономических, культурных и иных фактов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.
Выделяют четыре основных формы права:
1. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно статье 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота), особо следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвечают интересам общества на определенном этапе его развития;
3. Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.);
4. Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 года).
Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого. По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Поэтому под формой права следует понимать организацию его собственного содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.
Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.
Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, "привязанных" к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.
Но в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.
Набор предписаний - не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся на виды. Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д.
Другое основание деления нормативных актов - по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).
Понятия "форма права" и "источник права" тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если "форма права" показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то "источник права" указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения.
В правоведении различают следующие виды источников права:
Источник права в материальном смысле;
Источник права в идеальном смысле;
Источник права в специальном юридическом смысле.
Материальные источники коренятся, прежде всего, в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях. Таким образом, источник права в материальном смысле - это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности и т.п.
Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.
Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник - есть собственно форма права.
Названные три источника лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства. Одни из них находятся вне правовой системы, другие - внутри ее, обеспечивая правовой системе внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.
Различаются внутренняя и внешняя формы права. Причем чаще всего под внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права, систему нормативно - правовых актов и систему права, его кодификацию.
Содержание права внутренне организовано в виде множества перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство тоже многогранно, представлено в виде различных систем нормативных источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по целому ряду признаков.
Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко не всегда одно планово само соотношение системы и структуры. Например, на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых институтов и норм, наоборот, - скорее в виде систематизированной структуры. Кодифицированные юридические акты имеют и структуру, и систему, тогда как применительно к некоторым простым нормативно - правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их структуре.
Внутренняя и внешняя формы права будет рассмотрена в следующих главах данной курсовой работы.
┌───────────────────────────────────────────┐
│ ФОРМЫ ПРАВА │
└─────────────────────┬─────────────────────┘
┌─────────────────┬────────┴───────┬────────────────┐
┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ ┌───────┴─────┐
│Нормативный акт│ │Правовой обычай│ │ Юридический │ │ Нормативный │
└───────────────┘ └───────────────┘ │ прецедент │ │ договор │
└─────────────┘ └─────────────┘
нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;
правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;
нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).
В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.
В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.
Однако правовая норма имеет и отличительные особенности.
К признакам нормы права относят:
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│ ПРИЗНАКИ НОРМЫ ПРАВА ├──────┐
└─────────────────────────────────────────────────────┘ │
│ Общеобязательность ├──────────────┤
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│ Формальная определенность ├──────────────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│ Связь с государством ├──────────────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│ Предоставительно-обязывающий характер ├──────────────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│ Микросистемность ├──────────────┘
└─────────────────────────────────────────────┘
1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;
2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;
4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.
Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция
┌─────────────────────────────────────────────────┐
│ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРАВА │
└─────────────────────────────────────────────┬───┘
│ Гипотеза (условия) ├────┤
┌───────────────────────────────┐ │
│ Диспозиция (модель поведения) ├────┤
└───────────────────────────────┘ │
┌───────────────────────────────┐ │
│ Санкция (последствия) ├────┘
└───────────────────────────────┘
1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).
2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).
3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.
Гипотезой здесь является часть фразы: "граждане РФ, достигшие 18 лет" - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.
Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.
Термин «источник права» неоднозначно понимался юристами различных эпох. Но большинство из них были уверены в том, что им следует обозначать все то, откуда мы узнаем о нормах права. Значит, это некая форма, в которую облекается право, выражая свой смысл и требуя те или иные модели поведения людей.
Основными формами права являются правовой обычаи, преце дент, договор, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - это самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков. Правовой обычай подкреплялся государственной силой, которая придавала ему общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался веками и по степенно вошел в привычку в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в наше время и применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют. Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые довольно успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.
В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, в соответствии со статьей 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо оттого, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В то же время обычаи делового оборота не должны противоречить законодательству. Часть 1 статьи 19 ГК РФ гласит: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».
Прецедент - это решение суда (судебный прецедент) или долж ностного лица (административный прецедент) по конкретному делу, которым руководствуются в дальнейшем при разрешении типичных правовых проблем. Такое решение становится нормативным. Родиной прецедента по праву считают Англию. Английские суды с давних времен не просто применяли право, но и участвовали в его создании.
В дореволюционной России многие юристы признавали, что закон дополняется нормами, которые создаются судебной практикой. Известный юрист Е.Н.Трубецкой писал: «В жизни всегда встречаются случаи, которые не предусмотрены законом, а потому суд должен играть творческую роль в разрешении правовых проблем. Разрешая всякие казусы, суд волей-неволей создает новые нормы». Однако большинство юристов убедительно доказывали, что суд не может и не должен творить право, а судебная практика не должна устанавливать первоначальные нормы. Ее роль -конкретизировать правовые нормы в процессе их толкования.
Договор представляет собой соглашение двух или более лиц, ко торое приводит к возникновению, изменению или прекращению пра воотношений. В настоящее время роль договора возросла в юридической практике нашей страны. В соответствии с действующим законодательством можно заключать любые договоры, даже те, которые напрямую не предусмотрены законом. Главное - они не должны противоречить праву. Кроме того, статья 422 ГК РФ устанавливает приоритет договора над тем законом, который принимается позже. В пункте 2 указанной статьи говорится: «Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия договора сохраняют силу...».
Все договоры по функционально-содержательной природе могут быть разделены на индивидуальные и нормативные. К первой категории относят, например, договор подряда между заказчиком и исполнителем. Нормативные же договоры рассматриваются как соглашение между правотворческими субъектами, которые устанавливают правовые нормы для многочисленного круга лиц, и рассчитаны на неоднократное применение. Таковым, например, является договор между Россией и Францией о торгово-экономическом сотрудничестве. Современные юристы считают, что источниками права выступают только нормативные договоры.
Наиболее распространенным источником права в нашей стране считается нормативно-правовой акт – важнейший юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мнению многих юристов, достаточно много преимуществ по сравнению с другими источниками права. Например, в нормативно-правовых актах правила поведения прописаны четко и конкретно.
Нормативно-правовые акты делятся на законы, принимаемые высшим представительным и законодательным органом государства (парламентом) и обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К подзаконным актам относятся указы президента, постановления правительства, приказы министерств и др.
Высшей юридической силой в стране обладает Конституция - Основной закон государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобритании существует неписаная Конституция, которую составляют акты с XIII по XXI в. Впервые как единый закон Конституция была принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юридическим актом, имеющим значение Конституции, были Основные законы Российской империи. 1906 г., базой для которых послужили положения Манифеста 17 октября 1905 года.
С юридической точки зрения Конституция как важный документ государства имеет определенные признаки.
- Конституция обладает высшей юридической силой. Все нормативно-правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чем.
- Конституция носит основополагающий, учредительный характер. Она устанавливает основы государственного и общественного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему органов власти, порядок их образования и компетенцию.
- Конституция служит базой для текущего законодательства.
На ее основе принимаются другие законы. В самой Конституции
может быть указано на необходимость принятия какого-либо за
кона. - Конституция отличается стабильностью, а потому предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра. По степени стабильности конституции бывают гибкие
(могут быть изменены путем
принятия обычного закона), жесткие (изменение конституции требует квалифицированного большинства голосов членов парламента) и особо жесткие (внесение поправок в конституцию включает дополнительную стадию ратификации, которая осуществляется путем референдума, двойного голосования в парламенте или
утверждения субъектами федерации).
История Конституции в нашей стране после известных событий 1917 г. имеет свои особенности. Изменения политической и экономической жизни в государстве не могли не привести к принятию нового основополагающего правового документа. Так в 1918 г. появилась на свет Конституция, которая закрепила установление диктатуры пролетариата и новой жизни. Конституция не могла предоставить права всем гражданам государства, ибо закрепление новой власти не могло происходить мирным, демократическим путем. В состав этого документа вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была утверждена III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Труд был признан обязанностью всех граждан России. Не все граждане имели избирательное право.
В 1924 г. была принята следующая Конституция, в состав которой вошли Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. Верховным органом власти стал Съезд Советов, а между съездами функционировал ЦИК, состоящий из Союзного Совета и Совета национальностей. Исполнительным органом был Совет Народных Комиссаров СССР.
5 декабря 1936 г. появилась новая Конституция СССР. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Было ликвидировано неравенство в избирательном праве. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта конституция провозглашала право на труд с гарантией работы, констатируя ликвидацию безработицы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др.
7 октября 1977 г. была принята еще одна Конституция СССР. Она закрепила руководящую роль КПСС в жизни государства и общества. Провозглашалось развитие экономики на основе планового хозяйства и двух форм собственности - государственной (или общенародной) и колхозно-кооперативной. В Конституции были установлены основные права и свободы граждан.
Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. Человек, его права были провозглашены высшей ценностью, а носителем суверенитета, источником власти был объявлен народ. Этот документ признал частную собственность и разделение властей, идеологическое и политическое многообразие.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой и проходят сложную процедуру законотворческого процесса. Глава государства - президент - может издавать указы по различным вопросам внутренней и внешней политики. Осуществляя исполнительную власть, правительство может издавать распоряжения и постановления по текущим важным вопросам жизни общества. Министерства и ведомства издают приказы и инструкции по различным вопросам их компетенции. Нормативно-правовые акты публикуются в официальном печатном органе, например в «Российской газете».
Нормативно-правовые акты могут вступать в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, а также с момента наступления определенных обстоятельств. Например, в документе может быть сказано о том, что он вступает в силу с момента подписания, с момента опубликования или при вступлении в силу другого нормативно-правового акта. Если же ничто из названных обстоятельств не указано, то следует иметь в виду, что законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, нормативно-правовые акты президента или правительства - по истечении 7 дней. Акты министерств и ведомств - через 10 дней. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.
Нормативно-правовые акты прекращают свое действие по истечении срока, на который они были приняты, при отмене специальным актом, при принятии нового нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию, при исчезновении обстоятельств, которые регулировал нормативно-правовой акт.
Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Этот принцип сохранился до наших дней и прочно закрепился с современной юриспруденции. В соответствии с ним закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и сохранятся в будущем, если закон будет действовать. Закон не возвращается назад и не распространяется на те отношения, которые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений, и здесь они также есть. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его принятия в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость.
Таковы правила действия закона во времени. Существуют также и определенные правила действия закона в пространстве. Этим термином обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пределах границ всего государства. К территории государства в этом смысле относят и недра, и континентальный шельф, и территориальные воды, и воздушное пространство. Даже суда, находящиеся в водах другого государства под флагом нашей страны, признаются территорией России.
Законы действуют и по кругу лиц, т.е. они имеют определенного адресата или распространяются на всех граждан страны, на лиц без гражданства, юридических лиц, на лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами.
В любом государстве за долгое время его существования принимается огромное количество законов. Одни из них отменяются новыми законами, а другие многие годы продолжают оставаться на страже порядка, диктуя ту модель правового поведения, которая необходима для стабильного организованного общества. Попытки упорядочить различные нормативные акты привели к их си стематизации. Это позволило быстро и оперативно находить в нужный момент норму права, применять ее, выявлять пробелы и инициировать создание новых, более совершенных правовых норм. В современной науке выделяются различные виды систематизации, среди которых большую роль играет кодификация. В результате кодификации происходит качественная переработка действующих правил, регулирующих определенную сферу общественных отношений. На основе огромной работы создается единый закон, который способен заменить большое количество ненужных нормативных актов, существовавших прежде. Такой закон назвали кодексом.
В других случаях нормативно-правовые акты объединяются вместе без изменения их содержания. В результате появляются собрания или сборники законов. Такая систематизация называется ин корпорацией. При этом каждый нормативно-правовой акт самостоятелен и независим от другого. Нормативно-правовые акты в сборниках могут располагаться в различном порядке: хронологи ческом, предметном, алфавитном.
Различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Офи циальная инкорпорация осуществляется путем издания сборников нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. Эти сборники имеют официальный характер, и хотя не выступают источниками права, на них можно ссылаться в процессе применения права. Неофициальная инкорпорация проводится организациями или отдельными гражданами, не имеющими на это специальных полномочий. Такие сборники создаются для специальных целей (например, справочных) и не имеют официального характера, т.е. на них нельзя ссылаться в процессе применения права.
Если объединяемые акты регулируют однородный тип общественных отношений, то юристы говорят о консолидации. Отличительной чертой консолидации является то, что в результате нее создается единый сводный нормативно-правовой акт, в который включаются акты, действующие в одной области общественных отношений, без изменения их содержания.
Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм называется правотворчеством. Это творческая деятельность людей, осуществляемая по особым правилам.
Субъектами правотворчества могут быть отдельные государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления или даже народ (например, при референдуме путем всенародного голосования решаются важные вопросы государственной и общественной жизни страны).
В правотворчестве, исходящем от государства, выделяют правотворчество высших представительных органов и подзаконное творчество. В первом случае создаются законы, и юристы называют такой процесс законотворческим. Во втором случае нормы права принимаются президентом страны, правительством и другими органами государства.
Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем:
1) выявление потребностей в создании норм права. Для этого анализируются практика реализации законов в обществе, действия тех или иных норм, проводятся социологические исследования, выявляются недостатки, пробелы в законодательстве;
2) внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны. Право законодательной инициативы в нашем государстве принадлежит президенту, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, правительству, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду. Если субъект законодательной инициативы внес на рассмотрение проект закона, то законодательный орган обязан рассмотреть это предложение;
3) рассмотрение и обсуждение проекта закона. На данном этапе высказываются предложения относительно проекта закона, вносятся поправки, если он заслуживает внимания. Обсуждение законопроекта может происходить в нескольких чтениях. При этом рассматривается концептуальная основа проекта, детальные особенности каждого предложения. Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение;
4) принятие закона.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50 % + 1 голос). Принятые законы в течение пяти дней направляются на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дневного не рассмотрели. Затем закон подлежит подписанию президентом страны. Президент обладает правом «вето» и может не согласиться с законом. В этом случае он поступает на повторное рас
смотрение;
Правотворческий процесс - весьма сложная деятельность субъектов права, которая опирается на важные принципы демократизма (создание правовых норм должно учитывать интересы народа), непосредственной связи с реальной жизнью, практикой, научности (при создании правовых норм важно учитывать закономерности эволюции права).
Совокупность правил и приемов разработки новых законов и подзаконных актов составляет юридическую технику. Ее принципы:
Написание новых юридических правил должно отличаться краткостью и четкостью изложения;
Недопустимы дублирование информации, противоречия в смысловых единицах излагаемого материала;
Употребляемые слова должны быть понятными, без эмоциональной окраски, недопустимы употребления устаревших слов.
За многие годы юридической практики по созданию новых законов выработались также и особые правила оформления нормативных актов. Так, общеобязательными стали важные реквизиты документа - дата, место издания и принятия, подписи должностных лиц, указание адресата документа, наименование. Кодексы содержат общую и особенную части, которые состоят из статей. Нумерация статей всегда сплошная. Это значит, что включение новых норм не приводит к изменению нумерации (новой статье просто присваивается дополнительный значок).
Под источниками форм права понимаются способы выражения и закрепления правовых норм.
Основными источниками (формами) права являются – правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридическая доктрина, религиозные источники.
Правовой обычай – это санкционированные государством правила поведения, которые сложились в обществе в результате многократного повторения людьми одних и тех же действий. Широко использовался в древнем праве (законы Хаммурапи, ХII таблиц, законы Ману). В настоящее время правовой обычай является основным источником права в правовой семье обычного права (входят страны центральной Африки, некоторые азиатский страны). В России правовой обычай санкционируется государством в виде обычая делового оборота.
Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которое в последствии используется при вынесении решений по подобным делам, т.е. казуальное решение распространяется на аналогичные ситуации. Прецеденты высших инстанций обязательны для низших инстанций. Юридический прецедент является одним из главных источников права в правотворчестве англосаксонской правовой семьи – Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. В Росси источником права не является, однако казуальное решение Конституционного суда РФ следует рассматривать как прецедент толкования.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. НПА издаются государством, либо другими субъектами с санкции государства. Принимаются с соблюдением процедуры, т.е. в результате правотворчества. Оформляются в виде официального документа. Имеют определенные формы: законы и подзаконные нормативно-правовые акты. НПА является основным источником права в странах Романо-германской системы права (в т.ч. и России, странах континентальной Европы).
Нормативный договор – это договор, который содержит нормы права. Нормативность в договоре обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений, т.е. субъекты вынуждены закреплять в договоре общие права и обязанности на длительный срок. В обыкновенном договоре такой нормативности нет, ибо стороны опираются на уже существующую норму права. По сути нормативный договор позволяет сторонам конкретизировать положения общих принципов прав либо универсальных норм. Используется в международном, трудовом, гражданском праве.
Юридическая доктрина – научные труды, цитаты видных юристов, используемые в юридической практике как аргумент для доказывания своей правоты. Использовались в древнем Риме, Средневековой Англии, современном мусульманском праве.
Религиозные источники, служащие источниками права. В современном мусульманском праве таковыми источниками являются Коран, Сунна (сборник высказываний пророка Мухаммеда), Иджма (мнения исламских юристов), Кияс (умозаключения по аналогии).(см: ,34,35,37)
34. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. НПА издаются государством, либо другими субъектами с санкции государства. Принимаются с соблюдением процедуры, т.е. в результате правотворчества. Оформляются в виде официального документа и имеют определенные формы6
Содержит нормы права;
Это продукт, уполномоченного на правотворчество, субъектов
Обладает определённой юридической силой;
Предназначен для урегулирования общественных отношений
Является формой для содержания права
Нормативно-правовые акты делятся на две группы: законы и подзаконные правовые акты.
Закон - это НПА, в котором содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни, принимаемый высшим представительным органом в гос-ве на референдуме.
Законы делятся на три группы:
Конституции;
Конституционные законы;
Федеральные законы.
Конституционные законы вытекают из самой Конституции, принимаются не простым большинством, а квалифицированным (большинство, которое законодательно установлено – 2/3 ГД и ¾ СФ. Вето Президента на конституционные законы не распространяется.
3. Федеральные законы
Принимаются простым большинством (50 % + 1 голос).
Подразделяются на два вида: текущие законы и кодексы.
Текущие законы принимаются по вопросам текущей жизни.
4. Законы субъектов РФ - нпа высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям З.с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.
Верховенство закона в правовом государстве предусматривает, что:
а) закон принимается либо народом, либо его представителями;
б) закон учитывает интересы народа;
в) все подзаконные акты издаются в развитии закона и не противоречат ему;
г) закон принимается без нарушения конституционной процедуры, не может ни кем отменяться, изменяться, кроме соответствующего органа.
В правовом гос-ве верховенство закона обеспечивается способностью гражд об-ва влиять на процедуру принятия закона и на механизм ее реализации (ст.1 Конституции РФ)
Подзаконные акты – это акты исполнительно-распорядительной власти, а также органов местного самоуправления.
1. Общие подзаконные правовое акты: указы Президента, его распоряжения, постановления Правительства.
2. Решение министерств и ведомств, Приказы, распоряжения руководителей организации
3. Решения органов местного самоуправления.
НПА является основным источником права в странах Романо-германской системы права (в т.ч. и России, странах континентальной Европы).