Несвоевременная сдача сзв. За что штраф

Штрафные санкции за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР могут быть назначены по законодательству о персонифицированном учете и по статье 15.33.2 КоАП РФ. В последнем случае за нарушение сроков сдачи отчетности в ПФР назначается административный штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей. В статье расскажем про штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР в 2018 году, рассмотрим порядок расчета.

Состав и сроки представления отчетности в ПФР с 2017 года

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников, либо заключившие гражданско-правовые договора с физическими лицами, представляю в ПФР с 2017 года следующие отчетные формы:

  1. Ежемесячно «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М – до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Читайте также статью: → « ».
  2. Раз в год «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ – до 01 марта года, следующего за отчетным годом.
  3. Ежеквартально Реестр застрахованных лиц по суммам дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и суммам взносов работодателя (софинансирование) – до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

По общему правилу, если срок представления отчетности приходится на выходной или праздничный день, сроком представления отчетности будет первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР

Штрафы установлены статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и составляют:

  • за несвоевременную сдачу сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, реестра застрахованных лиц штраф 500 руб. за каждого застрахованного лица.
  • за непредставление сведений или реестра в электронном формате штраф – 1 000 руб.

В электронном виде отчетность необходимо представлять, если численность застрахованных 25 и более человек.

Порядок применения штрафа ПФР в случае несвоевременной сдачи отчетности:

  1. При обнаружении нарушения сотрудник территориального органа ПФР составляет акт. Акт должен подписать уполномоченный сотрудник ПФР и страхователь (представитель страхователя). Если страхователь (представитель страхователя) отказывается подписать акт, об этом делается отметка в акте.
  2. Акт в течение 5 дней должен быть вручен страхователю одним из следующих способов:
  • лично под расписку
  • по почте заказным письмом (датой получения будет считаться 6-ой день с даты отправки)
  • в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи (ТКС).

В случае несогласия с актом страхователь в течение 15 дней должен представить аргументированные возражения с приложением документов, подтверждающих его точку зрения.

  1. Акт, возражения к нему рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР в течение 10 дней после окончания срока на представление возражений по акту. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
  2. Акт обычно рассматриваются в присутствии страхователя (представителя страхователя), которого предварительно извещают о времени и месте рассмотрения акта. В случае неявки страхователя (представителя страхователя) акт может быть рассмотрен только руководством территориального органа ПФР.
  3. По результатам рассмотрения выносится решение либо о привлечении страхователя к ответственности за правонарушение, либо об отказе в привлечении к ответственности.
  4. Решение по акту доводится до страхователя одним из способов, перечисленным выше в пункте 2.
  5. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения.
  6. В случае несогласия с решением страхователь может обратиться с возражениями в вышестоящий орган ПФР в течение 3-х месяцев с того дня, когда узнало (или могло узнать) о нарушении своих прав.
  7. Страхователю направляется требование об уплате штрафных санкций в течение 10 дней со дня вступления решения в силу. Читайте также статью: → « ».
  8. Срок уплаты штрафа – 10 календарный дней с даты получения требования.
  9. В случае неуплаты штрафных санкций (неполной уплаты) их взыскание производится в судебном порядке.
  10. Срок давности по привлечению к ответственности за данное правонарушение – 3 года.

Документальное оформление правонарушения

Все перечисленные выше документы оформляются по формам, утвержденным ПФР в Постановление ПФР от 23.11.2016 № 1058п и вступившим в силу с 21 мая 2017 г.

Так, данным постановлением, например, утверждены:

  • форма акта о выявленном правонарушении;
  • форма решения о привлечении страхователя к ответственности;
  • форма решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности;
  • форма требования об уплате штрафа за нарушение сроков сдачи отчетности в ПФР.

Код КБК на уплату штрафа

Так как штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР, назначается ПФР, оплачиваться они должны на КБК внебюджетных фондов, а именно

КБК 39211620010066000140

Как снизить штраф, назначенный ПФР

В законодательстве по персонифицированному учету снижение штрафов за несвоевременную сдачу отчетности не предусмотрено. Но любое решение проверяющих всегда можно оспорить в суде. На это указал, например, Конституционный суд РФ в Постановлении от 19 января 2016 г. № 2-П.

Компания может заявить о смягчающих обстоятельствах. Например, если нарушение сроков сдачи отчетности произошло впервые и составило всего несколько дней.

Пример – в Определение Верховного суда РФ от 6 сентября 2017 г. № 306-КГ17-11932. Некоторые случаи судебных разбирательств в пользу страхователя приведены в Таблице 1.

№ п/п Содержание дела (что удалось отстоять) Номер дела
1 Компания предоставила СЗВ-М за май 2016 г. на 51 человек в установленный срок. Позднее, обнаружив ошибку, представило дополняющий СЗВ-М на 21 человек. Последний был представлен в июле 2016 г. ПФР сочли, что сроки представления дополняющих сведений нарушены, был выставлен штраф на сумму 10 500,00, который полностью удалось отменить в суде. Была признана невиновность компании, самостоятельно обнаружившей ошибку (п. 39 Инструкции Минтруда от 21.12.2016 № 766н). Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/2017, А16-1601/2016
2 Компания опоздала со сдачей формы СЗВ-М, т.к. пыталась отравить ее по ТКС в последний день сдачи отчетности, но отключили электричество и отправить форму не удалось. Начислен был штраф 74 тыс. руб. В суде ПФР доказывал, что отправка отчета в последний день срока – проявление недобросовестности. Уд признал отсутствие электричества объективной причиной, позволяющей сдать отчетность в более поздний срок. Компании удалось полностью отстоять свои права, штраф отменен. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.07.2017 № А28-11249/2016
3 По причине тяжелых личных обстоятельств у единственного бухгалтера компании удалось снизить штраф за несвоевременное представление СЗВ-М в 10 раз. С 54,5 тыс. руб. до 5,4 тыс. руб. Срок просрочки – 16 дней. Суд отметил, что назначенная сумма штрафа не соответствует справедливости и соразмерности наказания. Правонарушение совершено впервые. Срок просрочки не очень большой. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016
4 Компания опоздала со сроком сдачи СЗВ-М. Штраф был начислен в размере 2,1 млн. руб. (4 185 сотрудников). В суде удалось добиться снижения штрафа до 30 тыс. рублей (в 70 раз!) Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Компания подала отменяющие сведения СЗВ-М с нарушением срока на 5дней. Будет ли штраф?

Штрафа в данном случае не будет. Как неоднократно отмечали сотрудники ПФР, отвечающие на вопросы бухгалтерских изданий, в данном случае речь идет об исправлении данных, уже представленных ранее и вовремя.

В данном случае штрафа не будет, так как страхователю дается 5 дней на исправление ошибок.

Вопрос № 3. Вправе ли ПФР списать штраф, начисленный за нарушение сроков представления отчетности с расчетного счета страхователя?

Нет, такой возможности у ПФР нет. Штраф может быть списан только по решению суда.

Штраф за несдачу СЗВ-М — насколько реально быть оштрафованным и за какие нарушения, каков размер штрафа и как его избежать. На эти и некоторые другие вопросы попытаемся найти ответы у законодателя и в документах, выпущенных органами ПФР.

Из истории вопроса: назначение СЗВ-М

В рамках антикризисных мер, принятых Правительством на 2016 год, в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, была введена ст. 26.1. Ею установлен новый порядок в отношении выплаты страховой пенсии и фиксированной части к ней в отношении работающих пенсионеров (ч. 2 ст. 3 закона «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов» от 29.12.2015 № 385-ФЗ):

  • суммы страховой пенсии и ее фиксированной выплаты выплачиваются без учета индексации в период работы пенсионера;
  • после прекращения им работы запрет на индексацию указанных сумм будет отменен.

Для ежемесячного мониторинга информации о работающих пенсионерах органами ПФР и была введена форма отчетности СЗВ-М. Она же позволила пенсионерам самостоятельно не представлять сведения о своей занятости в ПФР, эта обязанность возложена теперь на работодателя.

Однако право представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) им работы у пенсионера все же остается. Он может воспользоваться им для ускорения процесса начала индексации своей пенсии после увольнения.

Нестандартные ситуации, возникающие при заполнении формы СЗВ-М

Разберемся в нестандартных для таких случаев ситуациях, по которым и возникает у страхователей большинство вопросов.

Главным принципом при решении вопроса о включении сведений о физических лицах в СЗВ-М является следующее:

  • физические лица работают в организации по трудовым договорам или договорам ГПХ, авторского заказа, издательским лицензионным договорам и прочим договорам, перечисленным в самой форме;
  • действие таких договоров приходится на отчетный период (отдельно или в совокупности: заключены, продолжают действовать, прекращены в таком периоде);
  • выплаты по договорам в пользу физических лиц потенциально могут облагаться страховыми взносами в ПФР (п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Таким образом, не имеет значения для целей заполнения формы следующее (письма ПФР от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581):

  • факт отсутствия выплат физическому лицу в отчетном периоде при наличии таких начислений в его адрес;
  • нахождение сотрудника на больничном, в декрете и в аналогичных ситуациях;
  • нахождение сотрудника в отпуске (в том числе в отпуске за свой счет при отсутствии деятельности в организации);
  • наличие в организации только руководителя (являющегося единственным учредителем), с которым ни трудовой договор, ни договоры ГПХ не заключены.

Такие особенности заключения договоров с физическим лицом, как работа на условиях совместительства / совмещения профессий, также значения не имеют.

Не попадают в форму разве что иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие в РФ, которые не застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

ВАЖНО! Из вышесказанного следует: отчет по форме СЗВ-М нулевым (с пустой таблицей) быть не может.

Об одной из нестандартных ситуаций, возникающих при сдаче отчетности, читайте в статье .

Штрафуют за несданную СЗВ-М, сданную не вовремя (опоздание) или с ошибками

Ст. 17 закона № 27-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения по форме СЗВ-М:

  • непредставление отчета;
  • нарушение срока его представления;
  • непредставление сведений о застрахованном лице;
  • неполное или недостоверное представление сведений о застрахованном лице.

За любое из указанных нарушений предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждого работника, сведения о котором подлежат включению в форму за отчетный период.

ВАЖНО! Любая незначительная ошибка при заполнении формы, трактуемая органами ПФР как недостоверность в представлении сведений, приведет к штрафу, начисляемому на все количество застрахованных лиц, указанных в отчетности. В случае неуплаты или неполной уплаты финансовых санкций ПФР взыскивает задолженность в судебном порядке (ч. 15, 16, 17 ст. 17 закона № 27-ФЗ).

Таким образом, значительные санкции для страхователя могут возникнуть по причине случайной ошибки, исключить которую просто невозможно вследствие технического или человеческого фактора.

Итоги

К заполнению и соблюдению сроков сдачи рассматриваемой формы стоит подходить внимательно. Штраф за отчет СЗВ-М в компаниях с большой численностью персонала может вылиться в значительные суммы. Ведь рассчитывают его по количеству застрахованных физических лиц, сведения о которых, по мнению органов ПФР, должны быть включены в форму в отчетном периоде.

Штраф СЗВ-М возможен в нескольких случаях: сведения сданы в фонд несвоевременно, данные в отчете неверные или неполные, отчет сдан на бумажном носителе вместо электронного. А с 1 января 2018 года за ошибки и опоздание СЗВ-М штрафуют по новым правилам.

Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

C 1 января 2018 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Если отчет сдать позже, фонд может оштрафовать:

  • директора или главбуха — на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ);
  • компанию — на 500 рублей за каждого сотрудника (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Сумма, как и раньше, не зависит от того, на сколько компания опоздала: на одну минуту, пару часов или месяц. Например, страхователю со штатом 1 тыс. человек грозит штраф в 500 тыс. рублей, если сдать отчетность не в срок.

В некоторых регионах фонд выписывает штрафы компаниям, которые уточняли расчет после крайнего срока сдачи. Если вы обнаружили ошибку в одном из прошлых отчетов СЗВ-М, безопаснее уточнить в своем отделении ПФР, примут ли уточненку без штрафа.

Совсем отменить штраф за несдачу СЗВ-М в 2018 году не получится. Но снизить сумму наказания можно значительно. Например, организация из Санкт-Петербурга опоздала с отчетом на 4185 сотрудников. Фонд оштрафовал ее на 2,1 млн рублей. Судьи снизили штраф в 70 раз до 30 тыс. рублей (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016).

Когда фонд оштрафовал, подайте возражение. Если ПФР не примет доводы, обратитесь в суд. Ссылайтесь на смягчающие обстоятельства. Например, что незначительно пропустили сроки, нарушили впервые. Судьи вас поддержат (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).

Сдавайте отчет заранее. Если сдадите отчет в крайний день, он может не пройти из-за сбоя у провайдера. Даже если компания докажет, что ее вины в нарушении нет, суд все равно оставит штраф. Ведь у организации было достаточно времени, чтобы подготовить и сдать СЗВ-М в срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Другие штрафы за несдачу СЗВ-М в 2018 году

Штраф за несдачу СЗВ-М в электронном виде. Если компания сдает сведения на 25 и более лиц, то отчет должен быть в электронном виде (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). C 2018 года фонд вправе оштрафовать страхователя на 1000 рублей, если сдать СЗВ-М на бумажном носителе вместо электронного отчета (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Если же в отчете меньше 25 человек, то представить форму СЗВ-М разрешается на бумаге либо электронно. При этом расчет на бумаге можно сдать лично, через уполномоченного представителя либо по почте (лучше заказным или ценным письмом с описью вложения).

Штрафы за ошибки в СЗВ-М. С 2018 года штраф за ошибки в отчете такой же, как и за сдачу отчета позже установленного срока, — 500 рублей (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Но за ошибки могут оштрафовать также директора или главбуха на 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Штрафа за ошибки можно избежать, если компания сама обнаружит недочеты в расчете и уточнит сведения до того, как ошибки найдут налоговики (ст. 126.1 НК РФ).

Куда платить штраф по СЗВ-М в 2018 году: образец платежного поручения

У компаний возникает вопрос по уплате штрафа за СЗВ-М: не ясно, куда платить штраф, который прислал фонд, например за несвоевременную сдачу СЗВ-М, — на КБК фонда или налоговой.

Основной реквизиты для уплаты штрафа СЗВ-М — это КБК — 392 1 16 20010 06 6000 140 , где 392 — код администратора платежа, которым является Пенсионный фонд. Данный код должны применять все категории плательщиков при уплате штрафов за нарушение законодательства о внебюджетных фондах.

Образец платежного поручения для уплаты штрафа по СЗВ-М в 2018 году

Как отменить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М

У компаний есть шанс отбиться от огромных штрафов СЗВ-М. Это показывает судебная практика.

В прошлом году сайт arbitr.ru опубликовал 11 первых дел об опоздании с ежемесячным расчетом. Компании выиграли все споры. Суды снижают штрафы, причем значительно: в десять, восемнадцать и даже сто раз (например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).

Если фонд оштрафовал, сначала надо подать возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента, когда вы получили акт. Решение можно в течение трех месяцев обжаловать в региональном отделении (ч. 5 ст. 38, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Если фонд не примет доводов, не упускайте возможности обратиться в суд.

Конечное решение о сумме штрафа принимает суд. Но компания может повлиять на исход. Для этого в заявлении просите отменить штраф полностью. Тогда можно надеяться на максимальное смягчение. Бывает, компания просит лишь уменьшить штраф. Суд идет навстречу, но снижает сумму незначительно. Например, в одном случае суд снизил штраф вдвое, потому что так просила компания (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2016 № А47-6249/2016). Это меньше, чем по остальным делам.

Одной организации удалось отменить штраф полностью, потому что фонд нарушил процедуру. Он пригласил компанию для рассмотрения материалов на 22 июля, а принял решение 19 июля без ее участия (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Если фонд ничего не нарушил, штраф полностью не отменят. Но его можно снизить во много раз. Четкая позиция и ее обоснование помогут вернуть больше денег. Приводите как можно больше доводов и по возможности представьте доказательства: подтверждение сбоя от провайдера, больничный лист и др. Аргументы, которые помогли компаниям в суде, смотрите ниже.

Три аргумента, чтобы отменить штрафы СЗВ-М

  1. Фонд должен выслать протоколы в течение четырех рабочих дней (распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р). Если протокол пришел с опозданием, компании по вине самих фондов не смогли сдать исправленные сведения в срок, установленный для сдачи расчетов.
  2. Ошибки можно исправить в течение двух недель с момента, когда получен протокол (п. 41 Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н). Если компания получила протокол после установленного срока сдачи сведений, у нее есть 14 дней, чтобы дополнить сведения без штрафа. Такие же разъяснения разослал ПФР во все регионы.
  3. Закон не уточняет, что такое недостоверные сведения. Фонды чаще всего находят технические ошибкилишние пробелы, дефисы, точки. Из-за этого сведения нельзя считать ошибочными. Ведь компания верно записала Ф. И. О., ИНН и СНИЛС.

Какие аргументы компании используют в суде

Компания нарушила впервые. На этот аргумент можно ссылаться, если страхователь в первый раз задержал именно отчет СЗВ-М. Так считают специалисты фонда, которых мы опросили.

Бюджет не пострадал. Он может пострадать, только если в организации работают пенсионеры и отчет задержался на 15 дней и больше. Об этом сообщили в фонде.

Просрочка незначительная. В большинстве дел компании опаздывали на один — три дня. Иногда суды признают незначительной просрочку даже на восемь рабочих дней (решение Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2016 № А51-15102/2016).

Деятельность компании — социально значимая (печет хлеб, управляет жилым домом).

Фонд нарушил порядок взыскания штрафа, неверно составил документы, не пригласил компанию на рассмотрение материалов камералки и др.

Сломался компьютер или не было выхода в интернет.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для « дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период ». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме . Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо , в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «...впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными ) » (выделено ПФР ). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными) , поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4 . Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года ).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов , и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти...не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей ».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9 ).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок .

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.