Лицензия получение лицензии виды лицензии. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

В сентябре 2013 г. вступила в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3. Наряду с остальными положениями, значительным изменениям подверглась статья о лицензировании образовательных организаций. Этот пункт крайне важен, поскольку учебные центры (школы танцев, курсы иностранных языков, йога-студии, центры творчества) функционируют в общей системе образования.

Каким организационно-правовым формам необходима лицензия?

Согласно Закону, лицензированию подлежат практически все организации, ведущие образовательную деятельность (ст. 91, п. 2): «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно».
Еще одно новшество – индивидуальные предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны были получить лицензию до 01.01.2014 г. (ст. 108, п. 10).

Какая деятельность подлежит лицензированию?

Спектр видов образования, согласно новому закону «Об образовании», достаточно широк (ст. 91, п. 1): «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования». Лицензия на курсы иностранных языков необходима так же, как и для школы танцев.

Кто выдает лицензию?

Выдача образовательных лицензий происходит на двух уровнях (ст. 91, п. 3): «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования». Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В Москве исполнительным органом является Департамент образования города Москвы.

Перечень необходимых документов

  • Устав (нотариально заверенная копия);
  • Свидетельства о государственной регистрации и вносимых изменениях (нотариально заверенные копии);
  • Решение о создании и изменениях (копии, заверенные руководителем);
  • Правоустанавливающие документы на помещения, задействованные в образовательном процессе;
  • Сведения об организации образовательного процесса (сформировать файл):
  • 1.1. Наименование программы.
    1.2. Срок освоения.
    1.3. Вид, уровень образования.
    1.4. Преподаватель, ведущий.
    1.4.1. Ф.И.О.
    1.4.2. Базовое образование, повышение квалификации, переподготовка.
    1.4.3. Ученая степень, квалификационная категория, почетное звание.
    1.4.4. Педагогический стаж общий (из них по данной дисциплине).
    1.4.5. Основное место работы, должность; условия привлечения к трудовой деятельности в организации.
  • Материально-технические средства, которые используются (компьютеры, проекторы, библиотечный ресурс и т.п.).
  • Заключения СЭС и МЧС.

  • Для индивидуальных предпринимателей данный список актуален, за исключением пунктов, относящихся к юридическим лицам (Устав, Решение о создании).

    Сроки и оплата

    Срок подготовки документов на лицензирование – от 3 рабочих дней. Срок рассмотрения документов лицензирующим органом составляет 45 рабочих дней. Лицензионный сбор (с 2013 г.) составляет 6000 руб. Отдельно оплачивается счет по работе экспертной комиссии (порядка 6000 руб.)

    К какому сроку необходимо иметь лицензию?

    Для индивидуальных предпринимателей срок оформления лицензии 1 января 2014 года. Все остальные виды организаций обязаны оформить лицензию до 1 января 2016 года. Действие лицензий на образовательную деятельность, выданных ранее, продолжается. Переоформить их необходимо до 01.01.2016 г. (ст. 108, п. 9).

    Стоит ли обращаться к посредникам?

    За оформление образовательной лицензии фирмы-посредники берут от 30 000 руб. до 100 000 руб. Если фирма-посредник работает без использования коррупционных схем, тогда Вам все равно придется собирать весь пакет документов, и времени Вы не сэкономите. Фирма-посредник лишь помогает определить список документов. Проверка ваших помещений со стороны МЧС и СЭС также займет положенное время. Получить образовательную лицензию очень быстро не получится. Если фирма-посредник обещает оформить лицензию «под ключ» за 2 дня, в этом случае Вы, заказывая их услуги, поддерживаете коррупцию. Для проведения предварительной экспертизы документов можно сходить на бесплатную 15-минутную консультацию в департамент образования. Вам грамотно расскажут все детали, но придется постоять в очереди минут 30-40.

    Наказания за работу без лицензии

    За осуществление образовательной предпринимательской деятельности без лицензии можно быть привлеченным к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Наказанием по этой статье может быть штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, арест на срок до полугода. Если будет доказано, что деятельность осуществлялась группой лиц по предварительному сговору, то штрафы могут достигать 500 тысяч рублей, а осуждение к принудительным работам и лишению свободы на срок до 5 лет.

    Можно ли выдавать ученикам сертификаты?

    П.15 статьи 60 прямо говорит, что теперь учебные центры имеют право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, даже медали: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

    Случай из практики - тренинговый центр

    «Когда начали заполнять документы, то выяснили много интересных подробностей, например, учебную программу можно указывать любую. Основное время ушло на инспекцию помещений, пришлось даже измерять уровень микробов и показывать план эвакуации при пожаре. Не говорите СЭС, что Вы используете компьютеры! Иначе могут заставить измерять уровень излучения. Кстати, лицензия выдается бессрочная. Но, если срок аренды помещения ограничен, тогда лицензию могут дать на срок аренды».
    Анастасия Фомина, руководитель тренингового центра «Национальный проект», Москва

    Ещё один случай из практики - курсы иностранных языков

    «Проверка помещений – совершенно непредсказуемый процесс, может занять несколько недель, это как повезет. Все остальное довольно просто, на сбор остальных документов ушел всего один день. Получить образовательную лицензию для курсов иностранных языков оказалось проще, чем мы думали».
    Кристина Гугняева, руководитель курсов иностранных языков «Deutschkurse», Москва

    Резюме

  • образовательная лицензия необходима всем юридическим формам, кроме индивидуальных предпринимателей, которые не нанимают преподавателей
  • лицензия необходима всем видам учебных центров: курсам иностранных языков, школам танцев, тренинговым центрам и прочим.
  • лицензию необходимо оформить до 1 января 2016 года. Для индивидуальных предпринимателей срок 1 января 2014 года.
  • обращаться к посредникам не стоит. Легальным путем посредники не смогут быстро получить одобрение МЧС и СЭС.
  • самый сложный этап – получение справок от МЧС и СЭС для ваших помещений
  • обычно на весь процесс подготовки документов уходит 1-2 недели
  • Получение лицензий на образовательную деятельность – достаточно трудоемкий процесс. Вместе с тем, ее наличие необходимо для работы и, в итоге, дает обладателю ряд преимуществ:
  • - легализует деятельность образовательного учреждения;
    - подтверждает должный уровень учебного центра (наличие аудиторий, средств обучения и т.д.), что укрепляет деловую репутацию организации;
    - дает право учебному центру выдавать своим слушателям документ собственного образца о прослушанных курсах, что является дополнительным маркетинговым инструментом.

    В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

    фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

    идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

    лицензируемый вид деятельности в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

    К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

    копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии составляет 300 рублей;

    копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

    Законом о лицензировании установлен категорический запрет требования лицензирующим органом от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом о лицензировании. Таким образом, можно говорить о закрытом перечне документов, представляемых для лицензирования. Данное положение подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу N А12-20550/05-С15-5/30).

    Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

    Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке лицензионного контроля, предусмотренном ст. 12 Закона о лицензировании.

    Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

    В настоящее время большинство Положений о лицензировании отдельных видов деятельности содержит срок рассмотрения заявления 60 дней. Данное положение обусловлено тем, что указанные Положения были утверждены до принятия Федерального закона №80-ФЗ, которым срок рассмотрения лицензирующим органом уменьшен до 45 дней. В связи с этим применению подлежат нормы Закона о лицензировании.

    Согласно ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 1000 рублей. Однако за предоставление лицензии за предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

    за предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии фондовой биржи - 100000 рублей за каждую лицензию;

    за предоставление лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - 10000 рублей за каждую лицензию.

    Перечислять госпошлину за получение лицензии фирма может только от своего имени по безналичному расчету. К такому выводу пришел Минфин в письме от 26 декабря 2005 г. №02-05-03/3452.

    Чиновники указали, что компании обязаны самостоятельно уплачивать налоги (п. 1 и 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, пошлина не может быть внесена физическим лицом наличными деньгами через Сбербанк. Однако судебная практика сложилась по-иному: суды подтверждают, что пошлину можно уплатить и через Сбербанк, если правильно оформить платежку (в графе «Принято от…» нужно указывать наименование организации, а не фамилию лица, вносящего денежные средства).

    В соответствии со ст. 10 Закона о лицензировании в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

    наименование лицензирующего органа;

    полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

    фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дата принятия решения о предоставлении лицензии.

    Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа - федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. №208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии», в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

    С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.

    Статьей 9 Закона о лицензировании установлены следующие основания отказа в предоставлении лицензии:

    наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

    несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Данное положение Закона о лицензировании подтверждается и арбитражной практикой.

    Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

    Таким образом, можно говорить о том, что Законом о лицензировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2004 г. по делу N Ф04/1637-339/А03-2004 говорится о том, что отказ в предоставлении лицензии на занятие сыскной деятельностью при отсутствии других оснований по тому мотиву, что юридические лица (кроме объединений частных детективных предприятий) не имеют права на получение указанной лицензии, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности. В данном случае истцу удалось отстоять свое право на занятие указанным видом деятельности, настаивая только на формальном основании, а именно: Законом о лицензировании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии.

    Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Соискатель вправе обратиться в вышестоящий орган либо в суд. При этом отказ вышестоящего органа не препятствует разрешению дела по существу в суде.

    В настоящее время лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с новым Порядком лицензирования ФСФР России, утвержденным Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. №07-21/пз-н.

    Как и действовавший ранее нормативный правовой акт ФСФР России, новый Порядок лицензирования ФСФР России регулирует отношения, возникающие между ФСФР России и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, перечисленных в гл. 2 Закона «О рынке ценных бумаг». В нем сохранены все основные требования к процедуре лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также основные лицензионные требования и условия ее осуществления, которые были установлены в действовавшем ранее Порядке лицензирования ФСФР России. Немногочисленные изменения в основном имеют «косметический» характер. Рассмотрим наиболее значимые из них.

    • 1. Изменился срок выдачи лицензии соискателю, который не имел лицензии на осуществление профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг. Ранее при первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдавалась лицензия сроком действия три года. Лицензия без ограничения срока действия могла быть выдана только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя имелась лицензия сроком действия три года на момент принятия решения ФСФР России о выдаче лицензии без ограничения срока действия. Теперь уже при первичном обращении за получением лицензии соискателю сразу выдается лицензия без ограничения срока действия (п. 1.6). Те же организации, которые в свое время получили срочную лицензию, вправе получить бессрочную лицензию (п. 2.16). Для этого им необходимо представить в ФСФР России следующий комплект документов: заявление на выдачу лицензии, составленное на бланке соискателя лицензии; анкету, заполненную на основании данных по состоянию на дату представления заявления (наименование и место нахождения соискателя лицензии, указываемые в анкете, должны соответствовать сведениям, указанным в учредительных документах соискателя лицензии); платежное поручение (квитанция в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты соискателем лицензии государственной пошлины, взимаемой в соответствии с Налоговым кодексом РФ (документ должен содержать отметку банка об исполнении соискателем лицензии обязанности по уплате государственной пошлины). Документы следует представить в ФСФР России не ранее чем за 30 рабочих дней до даты окончания срока действия лицензии. Установлено, что ФСФР России должна рассматривать представленные документы в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их представления.
    • 2. Расширен перечень оснований для допуска лиц к руководству текущей деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг. Ранее занимать должность единоличного исполнительного органа лицензиата было вправе лицо, имеющее опыт (не менее 1 года) руководства отделом или иным подразделением профессионального участника рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Теперь руководить деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг вправе также и те лица, которые имеют годовой опыт руководства отделом или иным подразделением организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Должностными обязанностями такого лица должно было быть предусмотрено принятие (подготовка) решений по вопросам в области финансового рынка (пп. 3.1.6). Документы, подтверждающие соответствие единоличного исполнительного органа данному требованию, представляются соискателем в комплекте документов для лицензирования, направляемом в ФСФР России (пп. 2.1.15).
    • 3. Ранее лицензиат, совмещающий профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оценочной деятельностью и / или оказывающий услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг, должен был иметь самостоятельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится осуществление оценочной деятельности и / или оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг. Теперь осуществление оценочной деятельности лицензиатом не требует создания в его организационной структуре специального подразделения, осуществляющего этот вид деятельности. При этом в случае, если лицензиат совмещает профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с оказанием услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, то самостоятельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится оказание услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг, по-прежнему должно быть создано.
    • 4. Установлено, что при повторном представлении комплекта документов в лицензирующий орган для получения лицензии государственная пошлина, взимаемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, оплачивается соискателем лицензии повторно (п. 2.19).
    • 5. Уточнен порядок принятия решения об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата. В частности, установлены случаи, когда решение об аннулировании лицензии не может быть принято. Такое решение не может быть принято в период проведения лицензирующим органом (его региональным отделением) выездной проверки, которая не завершена, либо по итогам проведения которой лицензирующим органом (его региональным отделением) не принято решение. Также решение об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата не может быть принято, если действие соответствующей лицензии лицензиата приостановлено (п. 6.11). При этом изменен срок уведомления о решении лицензирующего органа об аннулировании либо об отказе в аннулировании лицензии. Если ранее такое уведомление должно было направляться лицензиату в течение трех рабочих дней с даты его принятия с указанием оснований аннулирования, либо отказа в аннулировании лицензии, то теперь - в течение пяти рабочих дней (п. 6.11).
    • 6. Изменен порядок выдачи бланков лицензий лицензиату. Ранее лицензиат мог получить бланк лицензии как непосредственно в ФСФР России, так и в ее территориальном органе. Теперь же бланк лицензии выдается исключительно территориальными органами ФСФР России (п. 7.3).

    Перечисленными выше новеллами исчерпываются практически все отличия нового Порядка лицензирования ФСФР России.

    Деятельность по предоставлению медицинских услуг подлежит обязательному лицензированию. Это регламентируется Федеральным Законом № 99-ФЗ от четвертого мая 2011-го года и прочими нормативными документами (региональными актами, правительственными постановлениями, административными письмами). Для того, чтобы получить разрешение на осуществление врачебных услуг, необходимо обратиться в орган, выдающий лицензию на медицинскую деятельность.

    Кто может получить разрешение?

    Претендовать на лицензию имеет право как юридическое, так и физическое лицо. Каждая категория соискателей подает определенный пакет документов. Это предопределяет специфику процедуры получения разрешения.

    Кому необходима лицензия?

    Разрешения должны получать все заведения, оказывающие медицинские услуги. То есть лицензия нужна:

    • Больницам
    • СПА-салонам, оказывающим услуги медицинского массажа
    • Центрам косметологии
    • Профилакториям
    • Станциям скорой помощи
    • Кабинетам красоты
    • Санаториям
    • Родильным домам
    • Центрам кардиологии
    • Медико-криминалистическим учреждениям
    • Поликлиникам
    • Центрам реабилитации
    • и многим другим организациям.

    Сведения о предприятиях и ИП, имеющих разрешения (или лишившихся их по какой-либо причине), находятся в реестре выданных лицензий на медицинскую деятельность. То же самое относится к документам с приостановленным сроком действия. Лицензирующий орган заносит в реестр следующие сведения:

    • Информацию о компании или ИП (наименование, адрес, ОКПО, ИНН, ОГРН)
    • Дату получения разрешения
    • Вид деятельности, на которую выдана лицензия
    • Номер разрешения
    • Дату приостановления действия разрешения (с указанием причины) и число, когда она была возобновлена
    • Срок действия лицензии
    • Дату аннуляции разрешения (с указанием причины)
    • и некоторые другие данные.

    Лицензия на медицинскую деятельность - кто выдает?

    Данный вопрос находится в компетенции Росздравнадзора и его региональных отделений. Лицензия также выдается местными органами самоуправления. Документ не имеет ограничений по сроку действия. Но необходимо помнить, что в случае обнаружения нарушений в работе учреждения или ИП лицензия может быть отозвана. Поэтому, во избежание недоразумений с властями, необходимо строго соблюдать законодательство. По всем вопросам, относящимся к получению или переоформлению разрешений, нужно обращаться в орган, где выдают лицензии на медицинскую деятельность. Альтернативным вариантом может стать консультация у посредников, работающих в этой сфере.

    Документы

    Список бумаг, необходимых для оформления лицензии, очень широк. В частности, для юридического лица он выглядит так:

    • Учредительные документы
    • Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора
    • Документы, свидетельствующие о праве собственности на помещение. Или договор аренды.
    • Квитанция об уплате госпошлины
    • Документы на персонал и оборудование

    Каждый элемент списка содержит множество составляющих. Например, документы на персонал – это дипломы, приказы о назначении на должность, сертификаты, удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации, медицинские книжки и многое другое. При подаче бумаг на получение лицензии они непременно должны присутствовать.

    Что входит в процесс лицензирования

    Процедура оформления разрешения на медицинские услуги состоит из нескольких этапов.

    В первую очередь, выбирается вид лицензии. Определяется перечень работ и услуг, которые будет оказывать соискатель (предприятие или индивидуальный предприниматель). Далее устанавливается его соответствие нормативным требованиям и проводится ревизия предприятия лицензирующим органом. Если недостатков не обнаружено, то в течение 45-ти дней соискатель получает разрешение на ведение медицинской деятельности.

    Переоформление лицензии

    Иногда юридическим или физическим лицам требуется переоформление разрешения на медицинские услуги. Причиной такого решения могут стать:

    • Внесение изменений в список работ, указанных в лицензии
    • Выполнение новых услуг
    • Осуществление вида деятельности по адресу, не указанному в разрешении

    Лицензирующий орган принимает решение по переоформлению документа в течение десяти рабочих дней. Эта услуга так же, как и получение разрешения на ведение медицинской деятельности, платная. Сумма определяется государством. Соискатель должен оплатить пошлину перед получением документа.

    Нюансы процедуры

    Соискателям необходимо помнить о том, что в процессе оформления лицензии существуют промежуточные стадии. Например, получение разрешений в сопутствующих службах. Поэтому период подготовки может затянуться надолго. Для снижения временных потерь можно обратиться к посредникам. Они помогут оформить необходимые документы и возьмут решение всех вопросов на себя. В таком случае процесс подготовки к лицензированию займет минимум времени. Если есть желание заняться процессом самостоятельно, то можно воспользоваться государственными услугами и обратиться в лицензирующий орган напрямую.

    Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

    Кому нужно получать лицензию?

    В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

    • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
    • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
    • производство лекарств и медтехники;
    • охранная и детективная деятельность;
    • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
    • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
    • образовательная деятельность;
    • фармацевтическая и медицинская деятельность;
    • перевозки водным и воздушным транспортом;
    • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
    • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

    Лицензионные требования

    Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

    Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

    С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

    Документы для получения лицензии

    В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

    В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

    Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

    Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

    Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

    Сколько стоит лицензия?

    Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

    • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
    • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
    • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
    • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

    Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

    При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

    Как получить лицензию?

    После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

    При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

    Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

    В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

    Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

    Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

    Как получить лицензию на алкоголь?

    Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

    Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

    С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

    Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

    Для получения лицензии соискатель должен:

    • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
    • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
    • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
    • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
    • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

    Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

    Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

    Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

    • реорганизации юридического лица;
    • изменения личных данных и места жительства ИП;
    • смене юридического адреса и наименовании организации;
    • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

    Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

    Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

    После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

    Аннулирование и прекращение действия лицензии

    В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

    Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

    • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
    • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
    • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

    При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

    Ответственность за работу без лицензии

    За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

    • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
    • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
    • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

    Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

    1. Используемые термины

    Исполнитель (Лицензиат) Акционерное общество «Региональный Сетевой Информационный Центр».

    Заказчик (Сублицензиат) - физическое или юридическое лицо, обратившееся к Исполнителю за услугой приобретения лицензии на Программу в соответствии с Договором об оказании услуг, заключенным с Исполнителем.

    Правообладатель (Лицензиар) – Общество с ограниченной ответственностью «1С-Битрикс», 127287 г. Москва, ул. Хуторская 2-я, д. 38А, стр. 9.

    Заказ - обращение Заказчика к Исполнителю по установленной Исполнителем форме, содержащее сведения, необходимые для получения Заказчиком лицензии на Программу.

    Программа – программа для ЭВМ (как в целом, так и ее компоненты), являющаяся представленной в объективной форме совокупностью данных и команд, в том числе исходного текста, базы данных, аудиовизуальных произведений, включенных Правообладателем в состав указанной программы для ЭВМ.

    Лицензия неисключительное право на использование Программы на условиях, определенных Правообладателем в Лицензионном соглашении с конечным пользователем, размещенным на сайте Лицензиара по адресу: https://www.1c-bitrix.ru/download/files/law/eula_bus.pdf.

    Услуга – предоставляемая Исполнителем Заказчику услуга по приобретению Лицензии на Программу.

    Лицензионный ключ – определенная последовательность символов, необходимая для активации (начала использования) Программы, которую Сублицензиат должен указать в специальном поле при инсталляции Программы.

    Лицензионное соглашение (Лицензионное соглашение с конечным пользователем) – соглашение между Лицензиаром и Сублицензиатом, условия которого принимаются Сублицензиатом во время инсталляции Программы и предусматривают порядок и правила эксплуатации Программы.

    2. Общие положения

    2.1. Исполнитель (Лицензиат) предоставляет Заказчику (Сублицензиату) на условиях настоящего Регламента Услуги по приобретению Лицензии на использование указанных в п.2.2. настоящего Регламента Программ в пределах и на условиях, установленных настоящим Регламентом и Лицензионным соглашением.

    2.2. Наименование Программ и стоимость Услуги указаны в . В стоимость Услуги также входит лицензионное вознаграждение за использование Сублицензиаром Программы. Описание Программ приведено в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

    2.3. Лицензиат предоставляет Сублицензиату, заключившему с Лицензиатом Договор об оказании услуг (далее и ранее – «Договор»), Лицензию на условиях, указанных в настоящем Регламенте и Лицензионном соглашении. Заключению Договора предшествует процедура регистрации Сублицензиата в базе данных Лицензиата. Сублицензиат самостоятельно выбирает и регистрирует индивидуальные административный и технический пароли, обеспечивает их конфиденциальность, несет ответственность за все действия, произведенные с использованием паролей.

    2.4. Все предоставленные Сублицензиатом при регистрации в базе данных Лицензиата сведения должны быть достоверными и актуальными. В случае предоставления Сублицензиатом недостоверных сведений Лицензиат вправе отказать Сублицензиату в предоставлении Лицензии.

    2.4.1. Лицензиат, в случае возникновения сомнений в достоверности либо актуальности предоставленных Сублицензиатом данных, вправе в течение всего срока действия Лицензии запросить дополнительные сведения и (или) потребовать подтверждения предоставленных. Запрос направляется Сублицензиату по каналам связи.

    2.5. Сублицензиат и Лицензиат признают юридическую силу уведомлений и сообщений, направленных Лицензиатом в адрес Сублицензиата на указанные им в Договоре, иных документах адреса электронной почты. Такие уведомления и сообщения приравниваются к сообщениям и уведомлениям, исполненным в простой письменной форме, направляемым Лицензиатом на почтовые адреса Сублицензиата. Лицензиат и Сублицензиат, в случае возникновения каких-либо разногласий по фактам отправления, получения сообщений, времени их направления и содержания, договорились считать свидетельства архивной службы Лицензиата достоверными и окончательными для разрешения разногласий между указанными лицами.

    2.6. Лицензиат предоставляет Сублицензиату Лицензию только при наличии технической возможности. Лицензиат не несет ответственности за сбои в предоставлении Лицензии, связанные с обстоятельствами, находящимися вне зоны компетенции, влияния и контроля Лицензиата, в том числе за качество соединения с сетью Интернет, зависящее от качества функционирования сетей других провайдеров, политики обмена трафиком между провайдерами, функционирования оборудования и программного обеспечения Сублицензиата. Лицензиат несет ответственность перед Сублицензиатом за непредоставление или несвоевременное предоставление Лицензии только по вине Лицензиата.

    2.7. Лицензиат не несет ответственности перед Сублицензиатом за упущенную выгоду и другие косвенные убытки, понесенные Сублицензиатом вследствие непредоставления или несвоевременного предоставления Лицензиатом Лицензии. При наличии документально подтвержденного прямого ущерба, понесенного Сублицензиатом, размер ответственности Лицензиата определяется размером причиненного Сублицензиату ущерба, но не может превышать стоимости Лицензий, приобретенных Сублицензиатом у Лицензиата за период причинения ущерба.

    2.8. Лицензиат не несет ответственности за выполнение Лицензиаром (Правообладателем) обязательств по предоставлению расширенных возможностей Лицензии (обновление Программы, техническая поддержка), которые оказываются непосредственно Лицензиаром на основании Лицензионного соглашения, не контролируются Лицензиатом и не являются зоной его ответственности.

    2.9. Лицензиат гарантирует, что обладает всеми необходимыми правами на Программу для правомерного ее предоставления Сублицензиату.

    2.10. В случае нарушения Сублицензиатом условий Лицензионного соглашения, Лицензиар вправе расторгнуть Лицензионное соглашение во внесудебном одностороннем порядке. С момента расторжения Лицензионного соглашения по инициативе Лицензиара Сублицензиат не вправе использовать Программу.

    3. Заказ Услуги, порядок исполнения Заказа

    3.1. Заказ Услуги является согласием Сублицензиата с условиями настоящего Регламента и Лицензионного соглашения.

    3.2 Заказ Услуги осуществляется Сублицензиатом на веб-сервере Лицензиата по адресу: https://www..

    3.3. При формировании Заказа Лицензии Заказчик самостоятельно выбирает ее параметры.

    3.4. Заказчик может аннулировать (отменить) Заказ на веб-сервере Лицензиата в разделе «Для клиентов» («Заказы», «Журнал заказов», «Очередность исполнения, удаление заказов») до начала исполнения Заказа.

    3.5. Иные вопросы исполнения Заказов, в том числе готовности Заказов к исполнению, регулируются в Приложении 4 к Договору.

    3.6. Лицензия на Программу предоставляется на весь срок действия исключительных прав на Программу (ст.1281 Гражданского кодекса Российской Федерации) на условиях, изложенных в Лицензионном соглашении, если иной срок не указан в Приложении 2 к Договору.

    3.7. Территория, на которой допускается использование Сублицензиатом Программы, указывается в Лицензионном соглашении.

    3.8. Сублицензиат имеет право в рамках каждой Лицензии использовать одну копию Программы путем ее воспроизведения исключительно посредством инсталляции и/или запуска в порядке, определенном пользовательской (технической) документацией, а также Лицензионным соглашением.

    3.9. Сублицензиат обязуется соблюдать исключительные права Правообладателя на Программу, а также порядок и условия использования Программы, содержащиеся в Лицензионном соглашении.

    3.10. Сублицензиат не вправе использовать Программу за пределами предоставленных ему прав и/или способами, не указанными в настоящем Регламенте и Лицензионном соглашении.

    4. Стоимость и порядок оплаты Услуги

    4.1. Стоимость Услуги, включающая вознаграждение Лицензиата за использование Сублицензиаром Программы, установлена в Приложении 2 к Договору. Сублицензиат обязуется своевременно оплачивать Услугу в соответствии с типом выбранной Лицензии.

    4.2. Лицензиат предоставляет Сублицензиату Лицензию в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента оплаты Сублицензиатом стоимости Услуги в порядке, установленном Приложением 4 к Договору.

    4.3. Обязательства Сублицензиата по оплате Услуги считаются неисполненными, если в течение срока действия Лицензии Лицензиат осуществил возврат денежных средств по требованию платежной системы, посредством которой Сублицензиат произвел оплату. В этом случае Лицензиат вправе отозвать предоставленную Лицензию с момента вышеуказанного возврата денежных средств.

    4.4. Иные условия оплаты, порядка выставления счетов, счетов-фактур и актов, блокировки денежных средств для оплаты вознаграждения регулируются Приложением 4 к Договору.

    5. Порядок предоставления Услуги

    5.1. Услуга считается оказанной, а Лицензия на Программу считается предоставленной Сублицензиату с момента передачи (отправки на контактный адрес электронной почты) Лицензионного ключа.

    5.2. В течение 1 (одного) года с момента активации Программы Лицензионным ключом Лицензиар предоставляет Сублицензиату расширенные возможности Лицензии (далее – «Расширение лицензии»), включающие в себя возможность получения обновлений Программы, а также техническую поддержку работоспособности Программы на условиях Лицензиара: приоритетная техническая поддержка со сроком ответа не более 6 (шести) рабочих часов (рабочие дни с понедельника по пятницу с 10.00 до 19.00 по московскому времени, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней), система резервного копирования.

    5.2.1. Если Лицензионный ключ не был активирован в течение 6 (шести) месяцев с даты его передачи согласно п.5.1. настоящего Регламента, по истечении 6 (шести) месяцев Расширение лицензии активируется автоматически и действует в течение 1 (одного) года с даты этой активации.

    5.3. Если по истечении срока, указанного в п. 5.2. Регламента, Сублицензиат планирует использовать Расширение лицензии в течение последующего года, необходимо сформировать заказ на продление «Расширенной лицензии» и оплатить его в порядке, установленном в Приложении 4 к Договору. Размер вознаграждения за Расширенную лицензию на соответствующую Программу указан в Приложении 2 к Договору. Количество подобных продлений не ограничено.

    6. Особые условия

    6.1. В случае предъявления в отношении Сублицензиата исков или иных претензий третьих лиц, связанных с правомерностью использования им Программы, Сублицензиат должен незамедлительно информировать Лицензиата обо всех предъявленных исках и претензиях и предоставить всю необходимую информацию, касающуюся этого спора.

    6.2. Программа и сопутствующая документация к ней предоставляются Сублицензиату в соответствии с общепринятым в международной практике принципом «как есть» («as is»), т.е. за проблемы, возникающие в процессе установки, обновления, поддержки и эксплуатации Программы (в том числе проблемы совместимости с другими программными продуктами, пакетами, драйверами и др.; проблемы, возникающие из-за неоднозначного толкования сопроводительной документации, несоответствия результатов использования Программы ожиданиям Сублицензиата и т.п.), Лицензиат ответственности не несет.

    6.3. Лицензиат имеет право не принимать новые заказы Сублицензиата, в случае если Сублицензиат нарушает условия и порядок использования Программ, предусмотренные настоящим Регламентом и Лицензионным соглашением, в том числе в случаях предоставления сублицензий третьим лицам без письменного разрешения Правообладателя.

    6.4. Лицензиар вправе отказать Сублицензиату в предоставлении Лицензии в любое время без объяснения причин.