Начальник забайкальской железной дороги человек и закон. Фомин неверящий

Громкая история с уголовным делом в отношении экс-начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина продолжается. Накануне состоялось судебное заседание, на котором ему был вынесен приговор и назначено наказание в виде шести лет лишения свободы в колонии общего режима. Напомним, наш телеканал следил за делом с октября 2016 года, с момента взятия Валерия Фомина под стражу в следственный изолятор. Сейчас в обвинительном заключении более 700 листов. Преступление было выявлено сотрудниками управления ФСБ России по Забайкальскому краю.

«Получена информация о получении начальником Забайкальской железной дороги Фоминым Валерием Константиновичем коммерческого подкупа в виде автомобиля за заключение Фоминым договора с ООО «РесурсТранс», договора в сфере предоставления автотранспортных услуг между ООО «РесурсТранс» и Забайкальской железной дорогой».

Материалы о факте взятки в виде «Тойоты Лэнд Крузер-100» стоимостью в 1 миллион 875 тысяч рублей за лоббирование интересов московской фирмы в Забайкальском филиале РЖД были переданы в краевой отдел Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте. В резиденции и в доме экс-начальника Забайкальской железной дороги Фомина прошли обыски: изъяты деньги, драгоценности, документы, имеющие отношение к заключенному договору, ПТС на автомобиль, а также оружие и боеприпасы.

Сотрудник Управления ФСБ России по Забайкальскому краю:

«Также получены данные, что Фомин трудоустроил в 2014–13 годах на руководящую должность одного из подразделений Забайкальской железной дороги собственного сына, который, фактически не исполняя своих служебных обязанностей, получал полноценную заработную плату, а также в личных целях выезжал в служебные командировки, в т.ч. и за пределы РФ».

Как итог, обвинение по четырём статьям Уголовного кодекса: коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, мошенничество и незаконное хранение оружия. По статье «Мошенничество» Уголовного кодекса проходит ещё один сотрудник ЗабЖД – водитель административно-хозяйственного центра структурного подразделения предприятия Роман Бояркин. Он вместе с сыном Валерия Фомина, по версии правоохранителей, ездил в личных целях в Екатеринбург, оформляя данные поездки официально и получая деньги на командировочные расходы. Всего на эти цели было потрачено около 700 тысяч рублей.

Сотрудник Управления ФСБ России по Забайкальскому краю:

«Начальник Забайкальской железной дороги занимает категоричную позицию, не признаёт ни одного из вменяемых ему преступных деяний».

На суде Валерий Фомин держался стойко и даже уверенно, несмотря на то, что ему грозило 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 10-кратной суммы коммерческого подкупа. Процесс вынесения приговора продолжался более восьми часов. В итоге по статье «Незаконное хранение оружия» Фомина оправдали, от штрафа в размере около 19 миллионов рублей освободили в связи с истечением срока давности.

Стоит отметить, что в срок заключения Фомина зачтётся период его пребывания в СИЗО с октября 2016 года. Водителя Романа Бояркина осудили на три года условно с испытательным сроком в два года. Валерий Фомин вину полностью отрицает. Он считает, что предоставил достаточную доказательную базу для подтверждения своей непричастности.

Валерий Фомин, экс-начальник Забайкальской железной дороги:

«Нельзя сегодня говорить о, значит, именно тех аспектах, на которые ссылалась судья, значит, поскольку даже те доказательные моменты, которые были озвучены сегодня в суде, они не полностью были раскрыты. Не так, как говорили свидетели. Много свидетельских показаний вообще не были сегодня учтены…»

Ирина Алабужева, адвокат Валерия Фомина:

«И сейчас мы бы не хотели оглашать какие-то конкретные факты или ссылаться на них, потому что и в этом направлении наша работа продолжается, почему мы и просили бы вас следить за ходом данного дела».

Ко всему прочему, суд сообщил, что найденные у Фомина боеприпасы, малокалиберную винтовку, карабин передали в органы УМВД России по Забайкальскому краю для определения их дальнейшей судьбы в порядке, установленном законом «Об оружии». Автомобиль Tоyota Land Cruiser 100 конфискован, драгоценности возвращены владельцу, которым является теперь уже осуждённый Валерий Фомин.

Александра Зузуля, Максим Лобачёв, ЗабТВ.

Начальник Забайкальской железной дороги задержан по подозрению в получении взятки - автомобиля «Toyota Land Cruiser 100» стоимостью около 1,8 миллионов рублей. Однако корреспондентам ЗабТВ удалось разыскать бывших коллег Валерия Фомина, которые рассказали, что начальник работал и с куда большими суммами.

Екатерина Гаврилова, корреспондент:

Обыски и выемка документов в рабочем кабинете начальника Забайкальской железной дороги и параллельно в его коттедже начались утром 19 октября 2016 года. Правоохранители изъяли крупную сумму денег и необходимые для следствия документы. Из неофициального источника известно, что «отрабатывали» Валерия Фомина около года, прежде чем предъявить ему обвинения в коммерческом подкупе.

Антон Рудик, руководитель Забайкальского следственного отдела на транспорте Восточно- Сибирского СУ СК РФ:

«Установлено, что в 2015 году начальник Забайкальской железной дороги получил в качестве коммерческого подкупа автомобиль «Toyota Land Cruiser 100», стоимостью 1 875 000 рублей за покровительство предпринимательской деятельности одной из транспортных компаний, а также за содействие в заключение договора на осуществление транспортных услуг предоставляемых Забайкальской железной дороге».

Чтобы не скрылся от суда и следствия, - в этот же день Центральный суд Читы арестовал Фомина. Его освобождения пытались добиться адвокаты, а их у него, кстати говоря, сразу четыре, предложив залог в три миллиона рублей.

Известно, что родился Фомин в Свердловской области, где с 2006 года занимал должность первого заместителя начальника железной дороги. В мае 2013 года президент РЖД Владимир Якунин представил его в Чите как нового руководителя Забайкальской ЖД, седьмого по счету.

Нам удалось связаться по телефону с одним из бывших работников ЗабЖД, который рассказал, что начальник с момента своего назначения, стал сразу жить на широкую ногу. Из соображения безопасности, имя этого работникам мы не называем.

Расшифровка телефонной записи:

«Валерий Фомиин, буквально, сразу же стал собирать вокруг себя своих родственников, знакомых. Первым делом – он устроил на работу своего 24-летнего сына – Дениса. Его карьера сразу пошла в гору. Через два месяца молодой человек стал заместителем начальника дирекции социальной сферы. Хотя, на самом деле, это видели все сотрудники, на работе он не появлялся по нескольку дней. Устроил помощником и знакомую Кангаш, которая ранее вообще работала в Свердловске в салоне красоты у жены Фомина, а тут без образования залезла в железную дорогу. Фомин тратил деньги направо и налево. Это уголовное дело лишь повод задержать его. На самом деле, речь идет о гигантских махинациях. Все видели это и молчали. Никто не хотел быть съеденным системой».

На сегодня уже изъято огромное количество документации, которая ляжет в основу обвинения. Через своих адвокатов, фигурант уголовного дела уже заявил о своей невиновности. Впрочем, следствие настроено решительно и в случае, если вина будет доказана, - начальнику Забайкальской железной дороги грозит лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы подкупа».

Екатерина Гаврилова, Максим Лобачев, Евгений Погорелый

— Можете вспомнить, как разворачивались события в день задержания?

— Безусловно. Меня задержали утром 19 октября 2016 года в служебном кабинете на ул. Ленинградской и в последующем, после обыска в кабинете, увезли к следователю. Во время задержания следователь меня спросил: «Носите ли Вы оружие?». Я ответил: « Оружие при себе не ношу, все оружие хранится дома». Следователь тут же куда-то позвонил и сказал: «У него в доме оружие». Только в семь часов вечера состоялся официальный допрос, где мне было предъявлено обвинение. В этот же день по ТВ прошел видеоролик, в котором у меня якобы нашли огромную сумму денег, полученных мной в качестве взятки. В ролике показали стол с разложенными на нем купюрами. Когда я попал в СИЗО, многие задержанные меня об этом спрашивали. Уже тогда я осознал, что мой арест во многом был срежиссирован.

— В каких условиях Вас содержат?

— Существует множество оценок факта содержания в СИЗО. Это и то, что «не курорт», и «тюрьма удобств не обещала», и то, что в России не «шведские тюрьмы». Но я каждый день пребывания здесь чувствую предвзятое ко мне отношение. И не важно, осужден ты или нет. Для многих охранников, которые здесь работают, ты уже преступник, зэк. И они, не стесняясь, высказывают это и даже пытаются спорить, когда им делаешь замечание. Еще хотел бы отметить, что в СИЗО очень плохо поставлено медицинское обслуживание, отсутствуют действенные, реально помогающие больному медикаменты. К примеру, от простуды парацетамол и аспирин по одной таблетке на день! Здесь полное отсутствие узкопрофильного медперсонала и оборудования. В тюрьме лучше не болеть, но у меня, к сожалению, не получилось. В камере я перенес инфаркт — УЗИ показало рубец.

Я был во многих камерах, практически везде холодная вода и тусклое освещение. После прочтения в камере томов своего дела у меня сильно село зрение.

— Вас кто-то поддерживает на воле?

— Через моих адвокатов узнаю, что жене поступают звонки от знакомых, сослуживцев, родственников с предложением поддержки. Идут звонки от коллег с других железных дорог и даже из центрального аппарата компании, знакомых, с кем за 35 лет работы на железнодорожном транспорте мне приходилось сотрудничать и решать производственные задачи. Люди верят в справедливость и успокаивают супругу, говоря, что закон восторжествует.

— А Вы сами в это верите?

— Считаю, что мое дело заказное. Поэтому, как всегда в таких случаях, сугубо по моему мнению, будет оказано давление на суд и лично на судью со стороны следствия через определенные структуры. Я, конечно, жду справедливого судейства, но с учетом того давления, которое было на следствии, считаю, что его просто не будет. Кстати, со стороны обвинения и не скрывают своих намерений. Моему адвокату и мне лично при ознакомлении с материалами дела следователь неоднократно говорил, что будут запрашивать максимальный срок, тем самым пытаясь надавить на меня. Но я верю, что смогу донести до суда ту информацию по делу, которую считаю принципиально важной.

— С какими чувствами Вы сегодня живете, о чем думаете?

— Что сказать, в любой ситуации надо оставаться человеком. Никогда не нужно сдаваться, необходимо бороться за себя, так как система, которая должна гарантировать мои права, работает против человека. Надо верить, верить в порядочных и честных людей, они есть.

Уголовное дело бывшего начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина стало своего рода фигурой умолчания и для РЖД, и для следствия. Видимо, и тем, и другим есть то, что не хотелось бы афишировать. Тем не менее суд над руководителем одной из крупнейших ж/д магистралей страны нельзя утаить от прессы. Краевая газета «Забайкальский рабочий» собрала всю имеющуюся информацию о деле. Правда, с публикацией материала тоже было не всё гладко. Текст первоначально появился на сайте издания 20 декабря, но исчез через несколько часов. И только 27 декабря вернулся на сайт. Почему материал был снят и что происходило в течение недели – можно только догадываться. Ниже приводим «Дорожное дело №1» с сайта издания.

Что известно о громком деле экс-начальника ЗабЖД сегодня

Больше года назад, а точнее 19 октября 2016 года, в своем служебном кабинете был задержан начальник Забайкальской железной дороги Валерий Фомин.

Расследование этого громкого даже по федеральным меркам уголовного дела и начавшийся недавно судебный процесс шли в режиме практически полного информационного молчания. Последний официальный пресс-релиз по делу датирован 21 сентября текущего года, до него силовики молчали почти полгода.

«Забайкальский рабочий» решил собрать воедино всё, что на сегодняшний день известно об этом громком и неоднозначном деле.

В чём обвиняют?

Обвинительное заключение по делу теперь уже бывшего начальника Забайкальской железной дороги насчитывает более 700 листов. Кроме самого Фомина по делу проходит его сын и еще один обвиняемый.

Следствие насчитало Валерию Фомину девять эпизодов по четырем статьям Уголовного кодекса – злоупотребление полномочиями (ст.201), коммерческий подкуп (ст.204), мошенничество (ст.159) и незаконное хранение оружия (ст.222).

Фактически все дело строится вокруг внедорожника Toyota Land Cruiser 100.

«По версии следствия, в июле 2015 года начальник ЗабЖД через посредника незаконно получил автомобиль стоимостью более 1,8 миллиона рублей в качестве подарка за заключение с фирмой договора на обслуживание и общее покровительство ей», - говорится в сентябрьском пресс-релизе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте.

В открытых источниках нетрудно найти, что компания, о которой идет речь, называется ООО «РесурсТранс». Ее центральный офис находится в Москве. Занимается фирма оказанием транспортных услуг. Клиентами «РесурсТранса» являются несколько железных дорог России, в том числе и Забайкальская.

Кроме того, следствие считает, что Фомин в 2013 и 2015 годах незаконно устроил своего сына на одну из должностей на ЗабЖД, зная, что тот фактически не будет выполнять свои обязанности. В результате сын обвиняемого три года получал заработную плату. По версии следствия сумма составила более 5 млн. рублей. Следователи также считают, что Фомин в личных целях использовал служебно-технический вагон, причинив этим ущерб в 800 тыс. рублей. Помимо этого, при обыске в доме бывшего начальника ЗабЖД найдены оружие и боеприпасы. Правоохранители также считают, что в 2015-2016 годах сын и второй обвиняемый пять раз съездили в Екатеринбург и Монголию в личных целях, оформляя поездки как командировки и получив около 700 тыс. рублей на командировочные расходы.

Мнение следствия

Цитировать постановление о привлечении Фомина в качестве обвиняемого, которое подписал старший следователь Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Максим Коктышев, значит, собственноручно потоптаться по авторитету русского литературного языка. Но не привести выдержку из этого замечательного документа было бы неправильным.

«Фомин В.К., осознавая общественную опасность своих действий, посягающих на интересы службы в коммерческой организации ОАО «РЖД», предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий … ввиду ненадлежащего исполнения ООО «РесурсТранс» условий планируемого к заключению договора оказания автотранспортных услуг, что приведет к множественным срывам запланированных структурными подразделениями Забайкальской ж/д – филиала ОАО «РЖД» и территориальными подразделениями функциональных филиалов ОАО «РЖД» работ… и сознательно допуская возможность наступления негативных для Забайкальской ж/д последствий…предложил передать ему автомобиль Toyota Land Cruiser 100 для его последующего использования в личных целях», - весьма казуистично говорится в следственном постановлении. В переводе с юридического на понятный русский логика следствия выглядит следующим образом. Фомин пообещал компании «РесурсТранс» всячески лоббировать ее интересы и прикрывать возможные нарушения договорных обязательств, а взамен потребовал подарить ему престижный внедорожник.

Слово адвоката

Адвокат Ирина Алабужева, представляющая интересы Валерия Фомина, последовательно опровергает все претензии со стороны следствия.

Изучение информации, которая находится в свободном доступе, показывает, что контракт, который был заключен между Забайкальской железной дорогой и ООО «РесурсТранс», был разработан и размещен на сайте компании «РЖД», а не ЗабЖД. Мог ли Фомин диктовать условия заключения контракта центральному аппарату ОАО «РЖД»? Сторона защиты настаивает на том, что, конечно, не мог. Тот факт, что контракт был заключен по распоряжению президента «РЖД» именно Фоминым по доверенности от главы компании, ни одна из сторон судебного процесса не оспаривает. В судебных заседаниях также установлено, что контракт с ООО «РесурсТранс» и в настоящее время является действующим, его успешно исполняют стороны договора, и вопрос о его расторжении не встает. Напрашивается вопрос: а мог ли он ослушаться и не заключать контракт? Мы полагаем, что не мог. Тогда за что могла заплатить компания «РесурсТранс», и платила ли она вообще? Это сейчас и пытается выяснить суд, - говорит Ирина Алабужева.

Ей вторит и высокопоставленный сотрудник ЗабЖД (фамилия есть в редакции – авт.): «Насколько я знаю, джип он покупал на личные деньги, а люди «РесурсТранса» просто помогли найти покупателя. Начальник железной дороги - человек весьма не бедный. Смысла ему брать в качестве взятки машину за 1,8 миллиона, если у него официальная зарплата в два раза больше, нет никакого».

Основной свидетель

При обыске дома у Фомина действительно было изъято несколько охотничьих ружей, однако в ходе следствия было установлено, что все оружие принадлежит сыну и самому Фомину на законных основаниях. Сын Фомина на момент ареста экс-начальника ЗабЖД проживал вместе с отцом, а следовательно, хранил свое оружие в месте проживания, как предписывает закон.

Эпизод с использованием командировок в личных целях адвокат называет абсурдным: в деле есть документы, подтверждающие, что командировки были вполне реальными с решением вполне конкретных задач.

Мнения по поводу того, формально ли был трудоустроен сын Фомина или нет, в ходе суда разделились. Часть свидетелей в пику официальной позиции следствия заявили, что неоднократно общались по работе с Денисом Фоминым, который в 2013-2015 годах был заместителем начальника службы административно-хозяйственного центра ЗабЖД, что косвенно доказывает, что он там все-таки работал.

По мнению защиты, примечательным является тот факт, что все свидетели по делу дают разные показания в суде и на следствии. В суде свидетели ведут себя достаточно спокойно и в свободном рассказе указывают именно им известные вещи, совсем не употребляя тех фраз, которыми пестрят протоколы допросов этих же свидетелей. Это может свидетельствовать, что люди говорят правду.

Ключевым рубежом защиты являются показания одного из основных свидетелей по делу. Бывший работник ЗабЖД (данные есть в редакции – авт.) сообщил суду, что дал изобличающие Фомина показания под давлением органов следствия. После такого натиска, утверждает свидетель, у него начались проблемы со здоровьем. Копия заявления свидетеля о фактах давления, которые имели место быть, направленного на имя главы СКР Александра Бастрыкина, имеется в распоряжении «ЗР».

Еще один примечательный момент – Фомин юридически продолжает являться сотрудником железнодорожного ведомства. После ареста он по личному заявлению был переведен с поста начальника ЗабЖД на должность главного инженера одного из структурных подразделений дороги. Это подтверждают два информированных источника. Таким образом, почти очевидно, что почти родная за 30 лет работы для Фомина структура не стала делать скоропалительных выводов, а решила дождаться решения суда для принятия каких-либо решений.

«Забайкальский рабочий» намерен следить за развитием событий вокруг этого громкого дела.